рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФОНДЫ МУЗЕЯ

ФОНДЫ МУЗЕЯ - раздел Образование, СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ 1.1. Понятие «Фонды Музея»   Понятием...

1.1. Понятие «Фонды музея»

 

Понятием «фонды музея» обозначают всю научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение. При этом они могут находиться не только в фондохранилище и экспози­ции, но и быть переданными на экспертизу или реста­врацию, а также во временное пользование другому учреждению или музею.

Основу музейных фондов составляют музейные предметы — памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования в свя­зи с их способностью документировать общественные и природные процессы и явления. Кроме них в фонды входят так называемые научно-вспомогательные ма­териалы, которые не обладают свойствами музейных предметов, но помогают их изучать и экспонировать. Это различные схемы, таблицы, графики, планы, кар­ты, модели, макеты, реконструкции, созданные в про­цессе изучения предмета или непосредственно для экспозиционных нужд. Одни их них дают возмож­ность представить внешний облик предмета, когда по тем или иным причинам он не может быть помещен в экспозицию. Другие несут дополнительную инфор­мацию о предмете, например, рентгеновские снимки позволяют в ходе изучения предмета выяснить его строение.

Витрины, шкафы, стенды и другие виды музейно­го оборудования, а также всевозможные аудиовизу­альные средства, которые включаются в экспозицию с целью более глубокого раскрытия ее содержания, в состав музейных фондов не входят.

Материалы, составляющие музейные фонды, не­равноценны по своей значимости для науки и культу­ры, а также для деятельности конкретного музея. Му­зейные предметы, в отличие от научно-вспомогатель­ных материалов, являются памятниками истории и культуры, поэтому подлежат охране в соответствии с действующим законодательством.

Неравнозначна и ценность самих музейных пред­метов, что выражается понятиями «типичность» и «уни­кальность». Типовым музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление и обладаю­щий свойствами, которые характерны для большого числа предметов, существующих в настоящее время. Примером типовых предметов могут служить стандарт­ные промышленные изделия, типовые документы. Та­кой предмет, даже если он хранится в музее в единст­венном экземпляре, считается типовым, потому что в повседневной жизни существуют идентичные ему предметы. Типовые предметы не обязательно являются образцами серийного производства; они могут быть и единичными предметами, которые характеризуют ти­пичные явления и хранятся в музеях в сравнительно большом количестве. Таковы, например, каменные ору­дия эпохи неолита.

Уникальными музейными предметами считаются единственные в сво­ем роде предметы, отличающиеся особой научной, ис­торической и художественной ценностью, а также предметы, отражающие типичные явления, но сохра­нившиеся в одном экземпляре или в очень ограничен­ном количестве. Например, в коллек­ции фотоаппаратов Госу­дарственного Политех­нического музея, кото­рая насчитывает свыше 2 тыс. предметов, имеют­ся как типовые конст­рукции, так и уникальные памятники фотографической техники. Советские фотоаппараты «Спорт», «Малют­ка», фотокамера «Репортер» — это типовые музейные предметы, документирующие историю становления отечественной оптико-механической промышленнос­ти. Среди уникальных образцов — камера Шевалье, один из первых фотоаппаратов, изготовленный в 1840-е гг. французским оптиком Шарлем Шевалье.

К уникальным относятся и мемориальные предме­ты — личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства, а также вещи, связанные со зна­менательными событиями. Среди них выделяют осо­бую группу — реликвии. Это предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и осо­бо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

В Оружейной палате Московского Кремля хра­нятся, например, реликвии, связанные с именем дон­ского казака Ермака Тимофеевича, поход которого в Сибирь в 1581 г. положил начало ее присоединению к России. Среди них кольчуга, пожалованная атаману царем Иваном Грозным. Именно она, по легенде, ста­ла причиной гибели Ермака в холодных водах Вагая, когда в ночь на 5 августа 1685 г. сибирский хан Кучум неожиданно напал на отряд казаков и уничтожил его. Раненый атаман пытался переплыть приток Иртыша, но из-за тяжелой кольчуги утонул.

 

Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и пред­ставляющих научный, художественный или познавательный интерес как единое целое, называется музей­ной коллекцией. Предметы группируются в коллекции по разным признакам: по типам источников, по про­исхождению, по содержанию.

Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по опре­деленному признаку классификации — по материалу, отраслям знаний, практической деятельности, регио­нам, этническим группам и т. п. — называется систе­матической коллекцией. Это может быть коллекция фарфора, археологическая коллекция, коллекция сельскохозяйственных орудий, коллекция телефон­ных аппаратов, коллекция старопечатных книг, кол­лекция африканских масок, коллекция русской живо­писи и т.п.

Коллекция, сформированная из музейных пред­метов разных типов (документов, фотографий, произ­ведений искусства, вещей и пр.), которые в своей со­вокупности раскрывают определенную тему, называ­ется тематической коллекцией.

Коллекция является мемориальной, если образующие ее разнотипные предметы связаны с определенным лицом или историческим событием.

Коллекция, созданная частным ли­цом и поступившая на хранение в музей, именуется личной коллекцией.

 

Совокупность музейных коллекций называют му­зейным собранием. Вместе с тем существует и более широкая трактовка этого понятия, согласно которой под музейным собранием понимается научно органи­зованная совокупность не только музейных предме­тов, но и научно-вспомогательных материалов, а также хранящихся в музее различных средств научно-ин­формационного обеспечения, в частности архива и библиотеки.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что фонды музея должны быть научно организованы. Во-первых, научная организация фондов позволяет фиксировать юридическое положение предмета, а также его значение для науки и культуры в целом и для конкретного музея в частности. Во-вторых, науч­ная организация фондов создает наиболее оптималь­ные условия для формирования фондов, их хранения, исследования и использования.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ... ТЕМА НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ... Основные направления и виды научно исследовательской работы в музеях...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФОНДЫ МУЗЕЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из ¾ профильных и ¾ музееведческих изыс­каний. Научные исследования в рамках профильных на

Организация научно-исследовательской работы в музее
Музеи, являющиеся структурными подразделения­ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство

Научная организация музейных фондов
  В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей­ных предме

Типы музейных предметов (источников).
Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В на

Вид музейных предметов.
Следующей еди­ницей классифика­ции фондов является вид музейных предме­тов, который выделя­ется на основе общно­сти одного или не­скольких признаков. Ими могут быть, на­прим

НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА
  2.1.Изучение музейных предметов. 2.2. Комплектование фондов музея 2.3. Учет музейных фондов 2. 4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи

Изучение музейных предметов.
  Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Изучение музейных предметов состоит из трех по

Комплектование фондов музея
Комплектование музейных фондов — целенаправ­ленный, планомерный, опирающийся на методологиче­ские принципы профильных дисциплин и музееведе­ния процесс выявления и сбора предметов

Проблемы комплектования.
В одних слу­чаях — это проблема розыска необходимых памятни­ков отдаленных исторических периодов, в других — проблема отбора из большого числа ныне существую­щих и непрерывно возникающих новых мате

Учет музейных фондов
  Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юри­дической охране музейных фондов и прав музея на дан­ные, пол

Хранение музейных фондов
  Задачи хранения фондов заключаются в обеспече­нии сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и

Режим хранения фондов
Все предметы подвержены естественному старе­нию, однако, если ослабить воздействие на них небла­гоприятных факторов, процесс можно замедлить. Именно с этой целью в музее устанавливается опреде­ленн

Задачи консервации и реставрации
Иногда устанавливаемые режимы хранения — температурно-влажностный, световой, биологический — оказываются недостаточной мерой для обеспе­чения физической сохранности музейных предметов, и для того,

Упаковка и транспортировка музейных предметов
Особая опасность повреждения или похищения предметов возникает при их транспортировке на вре­менную выставку, реставрацию, экспертизу и т. п. Удары, воздействие света, воды или влаги, высоких темпе

Система хранения музейных фондов
Для хранения предметов в музее оборудуется спе­циальное помещение — фондохранилище, которое ча­сто называют запасником. Система хранения фондов может

Открытое хранение фондов.
В экспозициях большинства крупных музее представлена лишь небольшая часть их коллекции по разным оценкам, примерно 1 — 5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям вес

ТЕМА 5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА
1. Музейная экспозиция: основные понятия 2. Методы построения экспозиций 3. Экспозиционные материалы 4. Проектирование экспозиции   1. Музе

Методы построения экспозиций
  Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозицион

Экспозиционные материалы
  Основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко вы­ступают и воспроизведения музейных п

Проектирование экспозиции
  Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-техничес­кий процесс, который требует совместных усилий науч­ных сотрудников, художников, диза

Научное проектирование экспозиции
  Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изу

Художественное проектирование экспозиции
  Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом гово­рить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успе

Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций
Экспозиции создаются в творческом содружест­ве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слажен­ным и р

ТЕМА 6. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ
  1. Термин «культурно-образовательная деятельность». 2. Основные формы культурно-образовательной деятельности 1. Термин «культурно-образовательная деятельно

Экскурсия
Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глу­бокую древность. Напомним, что уже в античных хра­мах специальные служители рассказывали посетите­

Другие формы культурно-образовательной деятельности
Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности му­зея. В литературе 1970-х — 80-х гг. нередки утвержде­ния, будто в музейной практике используется свыш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги