рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественное проектирование экспозиции

Художественное проектирование экспозиции - раздел Образование, СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ   Музейная Экспозиция Должна Максимально Точно Отражать Процесс...

 

Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом гово­рить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успешно решать эту задачу необычайно труд­но, не случайно возникло такое понятие, как «искус­ство экспозиции», представление об экспозиции как творческом произведении особого жанра искусства. По мнению специалистов, искусство архитектурно-художественных решений относится как к изобрази­тельным, так и к выразительным искусствам. Ведь в его арсенал входят не только многообразные худо­жественные и технические средства, характерные для пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, но и элементы драматургии. Органичес­ки объединяя в единое целое различные виды ис­кусств и технические средства, художественное про­ектирование музейных экспозиций вызвало к жизни такие новые понятия, как экспозиционный и выста­вочный дизайн.

Наилучшей формой современной экспозиции считается ансамбль, все компоненты которого — му­зейные предметы, научно-вспомогательные материа­лы, архитектурно-художественные и технические средства — подчинены единому замыслу, взаимосвя­заны, согласованы и составляют предметно и образно построенную художественную структуру.

Имея, подобно другим видам искусства, образную природу, художественное проектирование обладает при этом своей спецификой. Художественный образ в экспозиционном ансамбле во многом создается твор­ческой фантазией художника, которая, однако, бази­руется на глубоком и всестороннем знании экспони­руемого объекта. Художественное проектирование широко использует данные психологии и педагогики, учитывает совокупность целого ряда факторов, влия­ющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное коли­чество информации.

В их числе такие немаловажные данные, как опти­мальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовре­менно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, которую способен усво­ить человек за полтора — два часа пребывания в экс­позиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протя­жении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «му­зейную» усталость и эмоциональную перегрузку.

Образность в музейной экспозиции возникает тогда, когда в созданной художником эстетической среде в результате сопоставления различных экспона­тов, взаимно дополняющих друг друга, возникает но­вая информация, новые знания о процессах и явлени­ях. В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в меха­низме его формирования участвуют также знание и размышление.

Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ан­самбле как единое целое. В создании этой целостности и проявляется профессионализм художника, умеюще­го грамотно и творчески использовать различные ар­хитектурно-художественные средства.

На современном этапе развития искусства музей­ной экспозиции активная роль стала отводиться бута­фории, которая используется тогда, когда возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмо­сферы какого-либо явления или события. В музеях можно увидеть фрагменты палубы корабля, уличные фонари, имитации части улиц с булыжной мостовой, фрагменты шахт, верстовые столбы и т. д.

Труд бутафора перестал быть ремеслом, и бутафор­ский предмет порой воспринимается как самоценное

В комплексе художественно-выразительных средств, используемых при создании современных экспози­ций, важная роль отводится специальным приспособ­лениям для демонстрации экспонатов, то есть экспози­ционному оборудованию. В экспозиционном ансамбле оно одновременно выполняет как утилитарную, так и архитектурно-художественную функции. Утили­тарная функция заключается в обеспечении сохран­ности экспонатов, защите их от вредных воздействий окружающей среды, повреждений и хищений. Архи­тектурно-художественная функция состоит в органи­зации объемно-пространственной среды экспозиции и создании оптимальных условий для наиболее рацио­нального размещения предметов.

В современной музейной практике применяется специальное (уникальное) и универсальное оборудо­вание. В зависимости от характера экспозиционных материалов и основных идей архитектурно-художественного решения экспозиции употребляются различные тип экспозиционного оборудования. Для плоскостного экспонирования используются вер­тикальные щиты, или стенды. Иногда во избежание пере­грузки экспозиции или в целях эконом­ного использования имеющихся площа­дей часть экспози­ционных материа­лов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Этот так называемый «скры­тый план» помеща­ется в турнике­ты — подобия кни­ги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскост­ные материалы — документы, плакаты, фотографии. Для пространственного экспонирования используются:

¾ витрины разных конструкций и форм — горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора;

¾ подиумы — возвышения для открытого экспонирования объемных предметов;

¾ универсальные модульные системы — каркасные, бескаркасные, комбинированные, рам­ные, пространственно-стержневые.

При проектировании оборудования учитывается его пропорциональность относительно экспонатов и экспозиционных залов, способность органично впи­саться в интерьер по стилю, цвету, габаритам. Но при этом непреложным является следующее правило: воз­действие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Это не значит, что оборудование должно быть абсолютным нейтраль­ным или невидимым. Напротив, оно должно непре­менно включаться в образное решение экспозиции, но характер этого включения должен быть тщательно продуманным.

Активными и специфическими компонентами ар­хитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозици­онные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее-важных экспонатах и композици­ях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей. Правильный выбор освещения способст­вует точной передаче цвета экспонатов. Определенные цветовые и световые решения могут добавлять недо­стающую контекстную информацию.

Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть располо­жение экспозиционных материалов и экспозиционно­го оборудования в пространстве экспозиционных по­мещений. Правильное соотношение элементов экспо­зиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант — все это имеет первостепен­ную важность для создания художественного экспози­ционного образа. Пространственным членением экс­позиции можно организовать движение посетителей и ритм осмотра, отделить одну тему от другой, главное от второстепенного, ввести пространственные паузы, отделяющие друг от друга произведения, объединить разрозненные части в единое целое.

Итак, в зависимости от характера экспозиции, ее тематики и других конкретных условий художник ис­пользует для создания экспозиционного образа все имеющиеся в его палитре средства или какую-то их часть. Иногда образное начало достигается в результа­те компоновки музейных предметов и их комплексов, в других случаях акцент делается на специально созда­ваемых произведениях искусства, в третьих — на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея. Музейной специфике в наиболь­шей степени соответствует первый путь, когда образ экспозиционного ансамбля создается на основе му­зейных предметов и научного содержания при под­держке художественно-изобразительными и техниче­скими средствами.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ... ТЕМА НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ... Основные направления и виды научно исследовательской работы в музеях...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественное проектирование экспозиции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из ¾ профильных и ¾ музееведческих изыс­каний. Научные исследования в рамках профильных на

Организация научно-исследовательской работы в музее
Музеи, являющиеся структурными подразделения­ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство

ФОНДЫ МУЗЕЯ
1.1. Понятие «Фонды музея»   Понятием «фонды музея» обозначают всю научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоян

Научная организация музейных фондов
  В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей­ных предме

Типы музейных предметов (источников).
Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В на

Вид музейных предметов.
Следующей еди­ницей классифика­ции фондов является вид музейных предме­тов, который выделя­ется на основе общно­сти одного или не­скольких признаков. Ими могут быть, на­прим

НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА
  2.1.Изучение музейных предметов. 2.2. Комплектование фондов музея 2.3. Учет музейных фондов 2. 4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи

Изучение музейных предметов.
  Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Изучение музейных предметов состоит из трех по

Комплектование фондов музея
Комплектование музейных фондов — целенаправ­ленный, планомерный, опирающийся на методологиче­ские принципы профильных дисциплин и музееведе­ния процесс выявления и сбора предметов

Проблемы комплектования.
В одних слу­чаях — это проблема розыска необходимых памятни­ков отдаленных исторических периодов, в других — проблема отбора из большого числа ныне существую­щих и непрерывно возникающих новых мате

Учет музейных фондов
  Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юри­дической охране музейных фондов и прав музея на дан­ные, пол

Хранение музейных фондов
  Задачи хранения фондов заключаются в обеспече­нии сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и

Режим хранения фондов
Все предметы подвержены естественному старе­нию, однако, если ослабить воздействие на них небла­гоприятных факторов, процесс можно замедлить. Именно с этой целью в музее устанавливается опреде­ленн

Задачи консервации и реставрации
Иногда устанавливаемые режимы хранения — температурно-влажностный, световой, биологический — оказываются недостаточной мерой для обеспе­чения физической сохранности музейных предметов, и для того,

Упаковка и транспортировка музейных предметов
Особая опасность повреждения или похищения предметов возникает при их транспортировке на вре­менную выставку, реставрацию, экспертизу и т. п. Удары, воздействие света, воды или влаги, высоких темпе

Система хранения музейных фондов
Для хранения предметов в музее оборудуется спе­циальное помещение — фондохранилище, которое ча­сто называют запасником. Система хранения фондов может

Открытое хранение фондов.
В экспозициях большинства крупных музее представлена лишь небольшая часть их коллекции по разным оценкам, примерно 1 — 5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям вес

ТЕМА 5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА
1. Музейная экспозиция: основные понятия 2. Методы построения экспозиций 3. Экспозиционные материалы 4. Проектирование экспозиции   1. Музе

Методы построения экспозиций
  Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозицион

Экспозиционные материалы
  Основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко вы­ступают и воспроизведения музейных п

Проектирование экспозиции
  Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-техничес­кий процесс, который требует совместных усилий науч­ных сотрудников, художников, диза

Научное проектирование экспозиции
  Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изу

Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций
Экспозиции создаются в творческом содружест­ве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слажен­ным и р

ТЕМА 6. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ
  1. Термин «культурно-образовательная деятельность». 2. Основные формы культурно-образовательной деятельности 1. Термин «культурно-образовательная деятельно

Экскурсия
Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глу­бокую древность. Напомним, что уже в античных хра­мах специальные служители рассказывали посетите­

Другие формы культурно-образовательной деятельности
Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности му­зея. В литературе 1970-х — 80-х гг. нередки утвержде­ния, будто в музейной практике используется свыш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги