рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Режим хранения фондов

Режим хранения фондов - раздел Образование, СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ Все Предметы Подвержены Естественному Старе­нию, Однако, Если Ослабить Воздей...

Все предметы подвержены естественному старе­нию, однако, если ослабить воздействие на них небла­гоприятных факторов, процесс можно замедлить. Именно с этой целью в музее устанавливается опреде­ленный режим хранения.

Одной из основных причин старения предметов является нестабильность температурно-влажностного режима, его резкие сезонные и суточные колебания. Характер и сила воздействия на предмет уровня тем­пературы и влаги зависит от многих факторов — от ма­териала, из которого изготовлен предмет, от его уст­ройства, от среды, где он находился до поступления в музей. Например, изделия из олова при температуре ниже +13° С разрушаются так называемой «оловян­ной чумой»: предмет меняет свою структуру, на нем появляются сначала серые пятна, затем пустоты, и по­раженные места рассыпаются в порошок. При темпе­ратуре выше + 25° С могут погибнуть изделия из плас­тилина и воска.

Оптимальные параметры температурно-влажностного режима исследуются специ­алистами. При незначитель­ных расхождениях предлага­емые ими рекомендации вы­глядят следующим образом:

для металла — температура + 18 —20° С при относительной влажности до 50%;

для стекла, эмали, керамики — соответст­венно + 12-20° С и 55-65%;

для поделочных камней, а также драгоценных и полу­драгоценных + 15—18° С и 50 — 55%;

для дерева + 15-18° С и 50-60%;

для тканей+15-18° С и 55-65%;

для кожи, пергамента, меха +16—18° С и 50 — 60%;

для кости +14—15° С и 55 — 60%;

для бумаги + 17-19° С и 50-55%;

для живописи +12-18° С и 60 — 70%;

для черно-белой фотографии до +12° С и 40 — 50%;

для цветной фотографии до +5° С И40-50%.

При комплексном хранении различных материа­лов температура воздуха в музейных помещениях должна быть в пределах 18 ± 10 С, а относительная влаж­ность 55% ±5%. Наиболее надежный способ обеспече­ния заданного температурно-влажностного режима — кондиционирование воздуха, а в зданиях, не имеющих кондиционеров, он устанавливается и поддерживается с помощью отопительной системы, проветривания, ув­лажнителей, осушителей.

Для регистрации температуры и влажности в каж­дом хранилище и экспозиционном зале устанавливают специальные приборы — психрометры, гигрометры, термометры или самопишущие термографы и гигро­графы. Показатели температуры и влажности регист­рируются дважды в сутки, в одно и то же время, в спе­циальном журнале.

Для замедления процесса естественного старе­ния предметов необходимо соблюдать световой ре­жим. Дело в том, что под воздействием света, в част­ности ультрафиолетовых лучей, с предметом могут происходить фотохимические изменения. Степень повреждений, причиняемых светом, за­висит от интенсивности излучения и его продолжи­тельности.

Единица измерения степени освещеннос­ти — люкс (лк). Поскольку глаз легко приспосаблива­ется к изменению интенсивности света, уровень освещенности практически невозможно определить без специального прибора, в частности люксметра.

Световой режим устанавливается в зависимости от материала, цвета и степени сохранности предмета. Он может заключаться в полной или частичной изоля­ции светочувствительных вещей от постоянных источ­ников света, а также в обеспечении некоторым груп­пам предметов необходимого для их сохранности ко­личества света.

Уровень освещенности в пределах 50 — 75 люкс - ре­комендован для помещений, в которых хранятся все ви­ды графики, книги, рукописные материалы, фотогра­фии, ткани, окрашенная кожа, образцы флоры и фауны. Живопись (масло и темпера), лак, дерево, неокрашен­ная кожа и кость обладают средней светостойкостью, и рекомендованный уровень освещенности для них не должен превышать 150 люкс. Предметы, обладающие высокой светостойкостью, — металлы, бесцветное стек­ло и камень, керамика, гипс, нуждаются только в защите от прямого попадания на них солнечных лучей.

Световой режим для различных предметов сред­ней светостойкости неодинаков: без доступа света желтеют кость и белый мех, темнеют покровные слои и тонировки живописи, а изделия из многих пород де­рева — ореха, красного дерева, дуба — могут выгорать на свету, поэтому их прикрывают чехлами.

Все светочувствительные материалы хранятся в затемненном помещении в защищенном от света оборудовании. В экспозиционных залах с естествен­ным освещением отдельные предметы, например, до­кументы, акварели, ткани, дополнительно закрывают­ся занавесями на светонепроницаемой подкладке. Когда же для предмета, например, рукописи, требует­ся полная изоляция от света, в экспозицию помещает­ся не подлинник, а его воспроизведение.

Для обеспечения оптимального режима хранения музейных коллекций им необходима защита от загряз­нителей воздуха, под воздействием которых происхо­дит процесс старения и разрушения предметов. Это се­роводород, сернистый газ, аммиак, хлор, пыль, сажа.

Сероводород, который пагубно действует на мно­гие материалы, особенно металлы (серебро, медь, сви­нец), краски, ткани, образуется главным образом в ре­зультате процессов гниения и промышленного произ­водства. Но его источником может стать и музейное оборудование, созданное с использованием резины или казеиновых красок. Эти материалы при старении выделяют сероводород.

Аммиак тоже образуется в результате гниения и особенно вреден для серебра, красок, лака. Хлор, опасный для большинства материалов, попадает в воз­дух главным образом с предприятий, которые исполь­зуют его в технологическом процессе, например, в текстильном, бумажном производстве. В соединении с влагой он способен образовывать соляную, кислоту. Сернистый газ — результат процессов горения. Со­единяясь с влагой, он образует сернистую, а затем сер­ную кислоту и потому представляет опасность для большинства материалов. Он сильно разрушает ткани, живопись, кожу, бумагу, гипс, жемчуг, песчаник, изве­стняк, мрамор, бронзу, свинец.

Пыль и копоть задерживают на предмете влагу, проникая в поры гигроскопичных материалов, способ­ствуют активизации химических процессов, дают плотное загрязнение красочного слоя живописных произведений. Пыль — хорошая питательная среда для биологических вредителей.

Основные способы защиты музейных коллекций от воздействия загрязнителей воздуха — герметизация помещений при наличии кондиционеров, использова­ние фильтровальных устройств и индивидуальных упа­ковок для предметов — чехлов, футляров, папок. Необ­ходима регулярная уборка музейного оборудования, помещений, прилегающей территории.

Предметы могут разрушать микроорганизмы, на­секомые и грызуны, поэтому важно соблюдать биоло­гический режим хранения. Благоприятную среду для развития биологических вредителей создают нарушение температурно-влажностного режима, пыль, про­дуктовые склады, расположенные в непосредственной близости от музея, а также принятые без специальной обработки зараженные предметы.

Микроорганизмы — бактерии и плесень — пора­жают самые разнообразные предметы, но в первую очередь те, что созданы из органических материалов, то есть живопись, бумагу, ткань, кость, дерево. Все виды плесеней оставляют трудно выводимые пятна, а некото­рые виды разрушают волокна. Особенно интенсивно плесень развивается при влажности более 70% и темпе­ратуре выше +20° С. Заражение плесневелыми грибами происходит от частей грибницы и от спор, переноси­мых воздухом или при контакте с пораженным предме­том. При обнаружении плесени предмет необходимо перенести в специальное изолированное помещение, а в целях предотвращения появления плесени музейное оборудование периодически протирают двухпроцент­ным спиртовым раствором формальдегида.

Музейные предметы, кроме изделий из металла, стекла и керамики, часто поражаются насекомыми, из которых наиболее распространены жуки (точильщи­ки, усачи, древогрызы, притворяшки, кожееды), моли, сахарные чешуйницы, а также комнатные мухи. Они проникают в музейные помещения через окна и двери, а также вместе с поступающими в музей предметами. Для борьбы с ними используются жидкие инсектициды, применяется способ газации помещений. В каждом му­зее должен быть изолятор для проверки предметов на зараженность и их дезинфекции, а при нем — специ­альная камера для проведения дезинсекционной и про­тивогрибковой обработки пораженных предметов. В работах по уничтожению биологических вредителей можно использовать лишь разрешенные для музеев средства, а сами работы обязательно должны прово­диться в присутствии или с участием реставраторов.

В круг задач хранения фондов входит и защита от механических повреждений. Многие музейные пред­меты созданы из непрочных материалов, легко под­вергающихся разрушению. При работе с ними нужно соблюдать особую осторожность. Например, предме­ты на бумажной основе следует брать за противопо­ложные углы, для того чтобы избежать натяжения волокон; произведения станковой живописи держат только за подрамник, а другие предметы — за наибо­лее прочные части. Для решения вопросов хранения очень важно знать материал и способ изготовления предмета. Стекло, керамика, бумага, пастель, многие породы дерева легко подвергаются механическому разрушению. Очень уязвимы предметы, созданные из разных материалов. Например, сохранность произве­дений станковой живописи зависит от холста, грун­товки, красочного слоя, защитного покрытия. Важна и технология изготовления предмета. Например, бума­га, изготовленная ручным способом, прочнее той, что создана машинным способом, потому что в первом случае число волокон в продольном и поперечном на­правлениях одинаково, а во втором — различно.

Одна из важнейших задач хранения музейных фондов состоит в предупреждении возникновения экс­тремальных ситуаций — пожаров, аварий электросе­ти, водопроводной сети, отопительной системы, а так­же хищений. Музейные помещения должны быть ос­нащены противопожарным инвентарем, системами автоматического пожаротушения, противопожарной и охранной сигнализацией. В музеях ведутся круглосу­точный противопожарный надзор и охрана милицей­ской, гражданской или комбинированной службой. Нормативные документы определяют правила приема и сдачи помещений охраной музея и материально от­ветственными хранителями, правила хранения клю­чей, пломбиров и печатей8.

Стихийные бедствия предотвратить нельзя, но их последствия могут быть в значительной степени смяг­чены при условии организованных действий людей. Музейные сотрудники должны заранее знать, какие музейные предметы и коллекции следует спасать в первую очередь.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ... ТЕМА НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ... Основные направления и виды научно исследовательской работы в музеях...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Режим хранения фондов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из ¾ профильных и ¾ музееведческих изыс­каний. Научные исследования в рамках профильных на

Организация научно-исследовательской работы в музее
Музеи, являющиеся структурными подразделения­ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство

ФОНДЫ МУЗЕЯ
1.1. Понятие «Фонды музея»   Понятием «фонды музея» обозначают всю научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоян

Научная организация музейных фондов
  В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей­ных предме

Типы музейных предметов (источников).
Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В на

Вид музейных предметов.
Следующей еди­ницей классифика­ции фондов является вид музейных предме­тов, который выделя­ется на основе общно­сти одного или не­скольких признаков. Ими могут быть, на­прим

НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА
  2.1.Изучение музейных предметов. 2.2. Комплектование фондов музея 2.3. Учет музейных фондов 2. 4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи

Изучение музейных предметов.
  Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Изучение музейных предметов состоит из трех по

Комплектование фондов музея
Комплектование музейных фондов — целенаправ­ленный, планомерный, опирающийся на методологиче­ские принципы профильных дисциплин и музееведе­ния процесс выявления и сбора предметов

Проблемы комплектования.
В одних слу­чаях — это проблема розыска необходимых памятни­ков отдаленных исторических периодов, в других — проблема отбора из большого числа ныне существую­щих и непрерывно возникающих новых мате

Учет музейных фондов
  Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юри­дической охране музейных фондов и прав музея на дан­ные, пол

Хранение музейных фондов
  Задачи хранения фондов заключаются в обеспече­нии сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и

Задачи консервации и реставрации
Иногда устанавливаемые режимы хранения — температурно-влажностный, световой, биологический — оказываются недостаточной мерой для обеспе­чения физической сохранности музейных предметов, и для того,

Упаковка и транспортировка музейных предметов
Особая опасность повреждения или похищения предметов возникает при их транспортировке на вре­менную выставку, реставрацию, экспертизу и т. п. Удары, воздействие света, воды или влаги, высоких темпе

Система хранения музейных фондов
Для хранения предметов в музее оборудуется спе­циальное помещение — фондохранилище, которое ча­сто называют запасником. Система хранения фондов может

Открытое хранение фондов.
В экспозициях большинства крупных музее представлена лишь небольшая часть их коллекции по разным оценкам, примерно 1 — 5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям вес

ТЕМА 5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА
1. Музейная экспозиция: основные понятия 2. Методы построения экспозиций 3. Экспозиционные материалы 4. Проектирование экспозиции   1. Музе

Методы построения экспозиций
  Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозицион

Экспозиционные материалы
  Основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко вы­ступают и воспроизведения музейных п

Проектирование экспозиции
  Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-техничес­кий процесс, который требует совместных усилий науч­ных сотрудников, художников, диза

Научное проектирование экспозиции
  Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изу

Художественное проектирование экспозиции
  Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом гово­рить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успе

Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций
Экспозиции создаются в творческом содружест­ве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слажен­ным и р

ТЕМА 6. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ
  1. Термин «культурно-образовательная деятельность». 2. Основные формы культурно-образовательной деятельности 1. Термин «культурно-образовательная деятельно

Экскурсия
Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глу­бокую древность. Напомним, что уже в античных хра­мах специальные служители рассказывали посетите­

Другие формы культурно-образовательной деятельности
Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности му­зея. В литературе 1970-х — 80-х гг. нередки утвержде­ния, будто в музейной практике используется свыш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги