рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОБРАЗ КАК ФОРМА МЫСЛИ

ОБРАЗ КАК ФОРМА МЫСЛИ - раздел Образование, Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М, 1984 В Современных Лингвистических Словарях, В Пособиях И Руковод­ствах По Семанти...

В современных лингвистических словарях, в пособиях и руковод­ствах по семантике мы не найдем термина «образ», обозначающего форму мысли, реализующуюся в языке. Но вместе с тем такие слово­сочетания, как «образное выражение», «образное слово», «образное значение» и т. п. весьма употребительны в языковедческой литературе. Научный смысл таких обозначений явно страдает оттого, что исходный термин и соответствующее ему понятие остаются не определенными. Создается впечатление, что образ как форма мысли, реализуемая в языке и генетически с ним связанная, после глубоких оригинальных исследований Потебни и его учеников остался в последующей истории языкознания невостребованной темой. И это произошло несмотря на 130


то, что проблема «Слово и образ» была активно обсуждаемой у лингвистов и литературоведов1.

Установившееся в языкознании общее мнение, что с языком связаны абстрактные формы мышления, по сути дела, исключили из поля зрения лингвистов вопрос о том, как отражаются в языке чувст­венные формы мышления и отражаются ли они вообще. Между тем в мышлении человека все формы отражения действительности — чувст­венные и абстрактные — существуют в неразрывном единстве и взаи­модействии, что не может не отразиться самым непосредственным образом в языке. Сами абстрактные формы мышления — понятие, суждение, умозаключение — немыслимы вне отношения к чувствен­ным формам отражения, к восприятию действительности и его комп­лексам, и прежде всего к чувственному образу того или иного отражаемого и обозначаемого предмета действительности. Потебня замечал: «...Слово может одинаково выражать и чувственный образ и понятие» (2, с. 166).

Новое мы воспринимаем сквозь призму известного и хорошо представляемого. Это известное в своих качествах и признаках помогает нам представить и усвоить новое, данное нам в опыте. Поэтому образ — это необходимый исходный семантический этап в движении мысли от наглядного восприятия и представления отражаемого предмета к его сущностному познанию в понятии. В слове происходит «встреча» старого и известного в виде признака, легшего в основу названия, и нового содержания или значения, образующегося в результате восп­риятия и понимания воспринятого. Таким образом, обозначение но­вого явления в языке происходит путем использования существующих «старых» значений и обозначений. Разумеется, в новом образном представлении могут нуждаться и давно известные и обозначенные предметы и явления. Поэтому образ — важнейшая форма мысли, по­стоянно реализуемая в языке. «Метафоричность,— писал Потебня,— есть всегдашнее свойство языка, и переводить мы можем только с метафоры на метафору» (6, с. 590). «Все значения в языке по проис­хождению образны, каждое может с течением времени стать безобраз­ным. Оба состояния слова, образность и безобразность, равно естественны» (6, с. 204).

Образование и обособление образа как особой формы мысли возможно при участии знака. В отличие от довербальных знаков, слово служит знаком абстракции (понятия), но оно способно одновременно выражать и обозначать образ. При этом именно закрепление за словом

В 60-е годы прошла дискуссия на эту тему, в которой приняли участие литераторы и языковеды и которая породила поток литературы по этой теме. Однако лингвисты, участвовавшие в этой дискуссии, касались особенностей языка художественной литературы, роли слова в создании литературных образов (см. об этом: 4, с. 94—129; 5 и др.).


абстракции, ее освоение говорящими и расширение ее семантических связей закономерно приводит ее к участию в создании образа, а следовательно, нового значения или нового слова. По терминологии Потебни, если образ есть выражение поэтического мышления, то понятие, как сущностная мыслительная форма,— прозаического. «...Поэтическое мышление,— писал он,— есть одна из двух равно необходимых форм мысли в слове, то есть такой мысли, которая требует для своего обнаружения возникновения слова» (2, с. 529). И далее: «Эта постоянная смена поэтического и прозаического мышления идет без конца и назад и вперед» (2, с. 536).

Участие абстракции в создании образа заключается в том, что она выступает в новом слове или значении в виде названного отдельного признака обозначаемого предмета. Признак, положенный в название, избирается среди существующих в языке слов по сходству их значений с вновь обозначаемым предметом, с той или другой его стороной. Представление — это нечто общее между уже обозначенным и познанным и вновь обозначаемым и познаваемым, это основание для сравнения в новом знаке двух предметов или явлений {tertium compa-rationis), благодаря чему в сознании человека образуется и передается мысль об обозначаемом со множеством его воспринимаемых призна­ков. Это хорошо видно на примере слов с ясной внутренней формой: розовый, коричневый, голубой, рыжик, наседка, подорожник, подосиновик, подснежник, светелка, оборванец, ненавидеть, перевертыш, рвач, белок, желток, завсегдатай и т. п.; ср. современные новые названия: челнок, челночитъ, бугор, забугорный, тачка (об автомобиле), крутой (о чело­веке) и др. Благодаря представлению в сознании говорящих создается образ предмета, т. е. известное обобщение по отдельному признаку о предмете определенного порядка.

Роль образа, т. е. обозначения нового предмета или явления путем использования имеющихся названий и их значений, не была постоян­ной в эволюции языка и мышления. Учитывая значительно меньший запас понятий и мыслей в древнейшую эпоху языка, мы можем предполагать большую семантическую самостоятельность вторичных переносных названий, а точнее — отождествление образа со значени­ем, что характерно для мифического мышления. При мифическом мышлении (см. гл. V) перенос как таковой не воспринимается и не понимается. Дикарь буквально понимал, что роса — это «плевки звезд» (роса выпадает ночью при ясном, звездном небе; см.: (7, с. 6). Для иного, правильного понимания этого явления у него не было доста­точных знаний, мыслительных запасов. Следовательно, это выражение не было метафорой: объясняющее здесь отождествлено с объясняемым, субъект с предикатом. И должно было пройти исторически много времени, чтобы мифическое мышление могло смениться другим типом мышления, а именно: поэтическим, которое обеспечивает отражение, более близкое к действительному положению вещей. При поэтическом 132


мышлении образ, иносказание стали специальным мыслительным приемом субъективного, ассоциативного видения и понимания вновь обозначаемого предмета или явления. Здесь образ, т. е. представление предмета по отдельному признаку, служит лишь необходимым средст­вом образования значения, заключающего множество признаков. В языке, как говорилось выше, нет непереносных названий, и каждая метафора — это выражение субъективного подхода человека в отраже­нии и обозначении тех предметов и явлений, которые попали в круг его интересов и деятельности и которые ему необходимо назвать. При этом говорящие отчетливо (и одновременно — стихийно и непроиз­вольно) сознают разницу между внутренней формой слова и его значением. При поэтическом способе мышления открывается широ­кий простор для игры ассоциаций, названия предметов и явлений действительности по сходным признакам. Так, с одной стороны, человек может персонифицировать действия, признаки обозначаемых предметов и существ {дождь идет, солнце встает, садится, время бежит, голый лес, море успокоилось, собака просит есть, ветер воет, стрела запела и т. п.); с другой,— свои действия и качества человек может называть словами, обозначающими природные явления {ребенок растет, горячие чувства, чувства угасли, взгляд потух, яркая личность, глубокий ум, тихий нрав, холодный прием, плоская шутка, низкий посту­пок, блестящая идея, запала мысль, кислое выражение лица и т. п.).

В авторских поэтических произведениях игра субъективных ассоциаций, переносов значительно усложняется, становится нередко весьма утонченным средством ассоциативного видения мира, образ­ного выражения душевного состояния поэта. Убедиться в разнице общеязыкового субъективизма и личного легко, сравнив общеязыко­вые переносы с игрой метафорических ассоциаций у поэтов.

Нас соплетает сладостная мощь, Исполненная солнечными снами. Вот наши души, как весенний дождь, Оборвались слезами между нами.

Ушла, но гиацинты ждали,

И день не разбудил окна,

И в мягких складках женской шали

Цвела ночная тишина.

В одних поэтических строках значение или идея лежит на поверх­ности, и каждый читатель без труда соотносит образ со значением, в других это соотношение построено на неожиданной игре ассоциаций, требующей усилий воображения, тонкого семантического чутья. В приведенных выше строках и им подобных не все слова употребляются переносно, однако и те слова, которые здесь применены в прямом значении, находясь в непосредственных семантических связях с пере­носными, участвуют в данном речевом единстве в создании субъектив­но рисуемом автором образе действительности. В таких случаях


значения слов выполняют изобразительную функцию (см. гл. III). Поэтическое отражение — это живое, картинное отражение, предпо­лагающее единство восприятия. Генетическая нить такого поэтическо­го выражения мыслей уходит в глубь тысячелетий развития человеческого мышления.

Однако и в раннюю эпоху развития языка не исключены элементы прозаического, по терминологии Потебни, мышления, т. е. зачатки научного. Потебня, например, пишет: «По мере того, как мысль посредством слова идеализируется и освобождается от подавляющего ее влияния непосредственных чувственных восприятий, слово лиша­ется исподволь своей образности. Тем самым полагается начало прозе, сущность коей — в известной сложности и отвлеченности мысли...» (8, с. 168).

Но с развитием языка образность, в общем, не уменьшается, хотя, судя по общей тенденции развития слова, его значение движется в сторону все большего отвлечения. Образность — необходимое свойство человеческого языка, поскольку она, согласно Потебне, обеспечивает понимание обозначаемого, что является непременным условием и одновременно целью общения.

В общении, в отражении действительности выражение отвлечен­ности, обобщения и одновременно конкретности равно необходимо. «Нельзя охарактеризовать развитие языка,— писал Потебня,— его стремлением к отвлеченности, не прибавив, что вместе с тем развива­ется и его способность изображать конкретные явления» (3, с. 347).

Образ — конкретное выражение эвристической природы нашего мышления, использующего закрепленное в языковых знаках и их значениях знание для понимания и познания новых явлений, вовле­каемых в человеческий опыт. Поэтому образ как форма мысли свой­ствен не только языку. Язык — генетический исток этой формы мысли. С образом мы встречаемся в художественной литературе, живописи, скульптуре, музыке, балете, архитектуре и других областях человече­ского творчества. Разумеется, это не простое терминологическое сов­падение- Применяемый в них образ как форма мысли обнаруживает те же необходимые структурные компоненты, что и в словесном образе, что позволяет указанные способы отражения действительности квали­фицировать как разновидности одной и той же формы мысли. Каждый вид творчества имеет свой «язык», различную степень усложненности и развитости образа. По своему строению и функциям эти разновид­ности образа восходят к генетически исходному элементарному сло­весному образу и принадлежат, по терминологии Потебни, к поэтическому способу мышления. «Огромная часть слов, которые мы употребляем бессознательно для нас,— пишет Потебня,— произведе­ния поэтические и по существенным своим элементам нисколько не отличаются от других больших произведений: пословиц, басен, драм, эпопей, романов. Разница будет только состоять в степени сложности


и во всем том, что зависит от сложности» (2, с. 528). Слово, по Потебне, есть поэтическое произведение, и все свойства поэтического произве­дения вообще находят соответствие в свойствах слова (9, с. 113). «Слово,— замечал он,— есть прообраз и зародыш позднейшей поэзии и науки» (2, с. 206). Будучи, таким образом, генетическим источником поэзии и науки, язык в последующем своем развитии не теряет своего родства с поэзии, искусством и наукой: «Наибольшее сходство язык представляет с искусством и наукою, которые предполагают его суще­ствование и возникают при его посредстве, но, как известно, его не заменяют» (3, с. 59).

То, что образ как форма мысли одновременен с возникновением самого языка и является истоком, из которого в последующем берут начало в разных сферах человеческого творчества и деятельности более сложные разновидности образного отражения действительности, заме­чали другие ученые, и прежде всего те, кто интересовался происхож­дением художественного творчества человека.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М, 1984

Гумбольдт В Избранные труды по языкознанию М Баллы Ш Общая лингвистика и вопросы французского языка М...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОБРАЗ КАК ФОРМА МЫСЛИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

VI. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ
§ 51. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕР Мышление человека — эт

ЧУВСТВЕННОЕ, АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Как уже говорилось выше, исследователи взаимоотношения языка и мышления обычно подчеркивают, что со словом связано абстрактное мышление, поскольку за любым словом стоит обобщение. Однако подчеркива

А.Н. Афанасьев
«Происхождение тех баснословных представлений и образов, из которых со­здались народные сказки, тесно связано с происхождением самого языка и началь­ных воззрений человека на природу. Первобытные я

Г. Пауль
«Метафора — это нечто такое, что с неизбежностью вытекает из природы человека и проявляется не только в языке, поэзии, но также — и даже прежде всего — в обиходной речи народа, охотно прибегающей к

ФОРМЫ АБСТРАКТНОГО (ЛОГИЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ И ИХ ВЫРАЖЕНИЕ В ЯЗЫКЕ
Взаимосвязь и взаимообусловленность языка и мышления конк­ретно выражается во взаимоотношениях языковых единиц и форм чувственного и абстрактного мышления. Нельзя сказать, что связи между абстрактн

СЛОВО И ПОНЯТИЕ
В анализе соотношения слова и понятия следует иметь в виду важные условия, учитывающие, с одной стороны, идеальную природу понятия и образующих его признаков, с другой,— различные знаковые возможно

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СУЖДЕНИЕ
Суждение определяется как мысль, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается. Языковой формой выражения суждения является повествовательное предложение. Суждение двучленно, включает субъ­ект (п

ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ
В пособиях по теоретическому языкознанию нет четкого разграни­чения соотношений между, с одной стороны, языком и мышлением и, с другой,— языком и сознанием. Между тем эти соотношения прин­ципиально

ЯЗЫК И ПОЗНАНИЕ
Язык традиционно рассматривается как орудие и средство познания действительности. В силу своей сложности и многогранности тема «Язык и познание» разрабатывается с разных точек зрения в современ­ных

СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ В ЯЗЫКЕ
Человек как субъект познания противостоит окружающему миру. Проникновение в этот мир и его познание человек не может осуще­ствлять иначе, как субъективными средствами. Язык и является субъ­ективным

ЧЕЛОВЕКООБРАЗНОСТЬ (АНТРОПОМРФИЗМ) ПОЗНАНИЯ
Выражением субъективности является человекообразность (антро­поморфизм) познания. В своей методологии познания Потебня под­черкивал, что познаваемое не может быть свободным от познающего, от тех ср

ЯЗЫК И КАРТИНА МИРА
Проблема «Язык и картина мира» была заявлена В. Гумбольдтом и Потебней как важнейшая сторона изучения языка, его антропологи­ческой роли. В последующее время она стала предметом специального исслед

О ЯЗЫКЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Итог познания, закрепленный в семантической системе общеупот­ребительного языка, на определенном этапе развития общества стано­вится исходным рубежом формирования и развития науки. Разви­вающееся о

ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА СЛОВА И ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА ЯЗЫКА
Уже из приведенного выше весьма общего определения В. Гум­больдтом формы языка явствует, что в самой форме взаимодействуют звук и значение, подчиняясь постоянной и единообразной мыслитель­ной деяте

СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ И ЯЗЫКООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ФОРМЫ
Выше мы отмечали (см. гл. I), что внутренняя форма в понимании В. Гумбольдта выступает как активное языкообразующее начало. Разъясняя это положение В. Гумбольдта, Г. Шпет писал: «Внутрен­н

УСИЛИЙ ЧЕЛОВЕКА
Содержание образуется в результате восприятия и отражения дей­ствительности членами сообщества, в процессе их предметной и речевой деятельности. Содержание обусловлено, детерминируется дей-

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ В ЯЗЫКЕ
Поскольку язык представляет собой внутренне сложное многоком­понентное и многоуровневое образование материального и идеального порядка, то вполне логично допустить, что взаимодействие в нем формы и

VIII. ТИПЫ ЯЗЫКОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ
§ 68. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ Проблема значения

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги