рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема вторая

Тема вторая - раздел Образование, ПОСОБИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ Пути Восприятия Хадисов И Формы Их Передачи Насчитывается Восемь Пут...

Пути восприятия хадисов и формы их передачи

Насчитывается восемь путей восприятия хадисов: слушание того, что говорит шейх, чтение шейху, иджаза, мунаваля, ки­таба, и‘лям, васийа и виджада.

Ниже я кратко останавливаюсь на каждом из этих путей и столь же кратко указываю на то, какими оборотами речи пользовались мухаддисы в каждом отдельном случае.

1. السَّماع من لَفظِ الشَّيْخ Слушание (сама‘) того, что говорит шейх

а) Имеется в виду тот случай, когда шейх читает, а ученик слушает, независимо от того, читает ли шейх по памяти или по своим записям, и независимо от того, слушает ученик и записывает или только слушает, не делая записей.

б) Степень этого пути: по общему мнению, слушание является высшей из степеней восприятия.

в) Обороты речи, использовавшиеся при передаче.

1. Прежде чем получили определённые обороты речи, отно­сящиеся к каждому виду путей восприятия, стали общеупотреби­тельными, человеку, который сначала слушал, а потом передавал услышанное другим, при передаче можно было говорить: «Я слышал…», или: «Передал мне…», или: «Сообщил мне…», или: «Известил меня…», или: «Сказал мне…», или: «Рассказал мне…»

2. Со временем для обозначения каждого из путей вос­приятия стали использоваться свои обороты речи:

– Для слушания: «Я слышал…», или: «Передал мне…»

– Для чтения: «Сообщил мне…»

– Для «иджазы»: «Известил меня…»

– Для того, что именуется “сама‘ аль-музакяра”[159]: «Сказал мне…», или: «Рассказал мне…»

2. القِراءةُ عَلَى الشَّيْخ Чтение шейху

Большинство мухаддисов обозначает такое чтение термином “‘ард” (изложение).

а) Имеется в виду такой случай, когда ученик читает, а шейх слушает,[160] или же читает кто-то другой, а он слушает, не­зависимо от того, читается ли это по памяти или по записям, и независимо от того, следит ли шейх за читающим по памяти, или следит за чтением по своим записям, или же за чтением следит по записям шейха другой достойный человек.

б) Суждение о передаче хадиса после чтения его шейху: все вышеупомянутые формы передачи хадисов после предвари­тельного чтения их шейху являются бесспорно правильными.

в) Степень такой передачи: о степени такой передачи вы­сказывались три разных мнения.

1. Такая передача равна слушанию (сама‘). Как сообща­ется, такого мнения придерживались Малик, аль-Бухари и большая часть улемов Хиджаза и Куфы.

2. Степень такой передачи ниже степени слушания. Как сообщается, такого мнения придерживалось большинство уле­мов Востока, и это мнение является правильным.

3. Степень такой передачи выше степени слушания. Как сообщается, такого мнения придерживались Абу Ханифа, Ибн Абу Зи’б и, по некоторым сведениям, Малик.

г) Фразы, использовавшиеся при такой передаче.

1. Наиболее надёжным является использование таких оборотов как: «Я прочитал такому-то», или: «Я слышал, как ему было прочитано, и шейх подтвердил это».

2. Допускается использование оборотов, указывающих на слушание и связанных со словом «чтение»[161], например: «Он пе­редал нам /хаддаса-на/ то, что было прочитано шейху…»

3. Среди многих мухаддисов получило распространение использование фразы «он сообщил нам» /ахбара-на/, но без всего того, что должно за ней следовать.

3. Иджаза (разрешение)

а) Определение: так именуется устное или письменное разрешение на передачу хадиса.

б) Форма такого разрешения: примером может служить тот случай, когда шейх говорит одному из своих учеников: «Я разрешаю тебе передавать с моих слов “Сахих” аль-Бухари».

в) Виды иджазы: Есть много видов иджазы, пять из числа которых упоминаются мною ниже:

1. Когда шейх даёт разрешение определённому лицу на передачу определённых хадисов, говоря, например, следую­щее: «Я разрешаю тебе передавать “Сахих” аль-Бухари». Этот вид является высшим видом الإجازَة “иджазы”, отделённой от “вручения” المُناوَلَة (мунаваля).

2. Когда шейх даёт разрешение на передачу определённому лицу без указания на определённые хадисы, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе передавать то, что ты от меня услышал».

3. Когда шейх даёт разрешение на передачу неопределён­ному лицу без указания на определённые хадисы, говоря, на­пример, следующее: «Я разрешаю моим современникам пере­давать то, что они от меня слышали».

4. Когда шейх даёт разрешение на передачу какого-ни­будь свода хадисов, не указывая на его составителя или же ко­гда он даёт разрешение на передачу хадисов неопределённому лицу, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе пере­давать хадисы из книги “Сунан”», в то время как сам он пере­давал хадисы из целого ряда книг с таким названием, или же когда он говорит: «Я разрешаю передавать хадисы Мухаммаду бин Халиду ад-Димашки», хотя известен целый ряд лиц с таким именем.

5. Разрешение несуществующему человеку: Такое разре­шение может быть либо связано с уже существующим челове­ком, когда шейх говорит: «Я разрешаю передавать хадисы та­кому-то и тому, кто у него родится», либо касаться только не­существующего человека, когда он говорит: «Я разрешаю пе­редавать хадисы тому, кто родится у такого-то».

г) Суждение о разрешении (иджаза).

Что касается первого вида, то, согласно наиболее распро­странённому мнению и сложившейся традиции, передача ха­дисов таким путём и использование их на практике разрешает­ся.

Если же говорить об остальных видах “иджазы”, то здесь наблюдаются значительные и многочисленные разногласия, однако в любом случае восприятие и передача хадисов такими путями является неполноценной и к этому надо подходить очень осторожно.

д) Обороты, используемые при передаче путём разрешения (иджаза):

1. Наилучшим является тот случай, когда передатчик говорит: «Такой-то дал мне своё разрешение».

2. При условии указания на способ передачи хадиса допускается использование оборотов речи, имеющих отношение к передаче путём слушания и чтения, например: «Он передал нам, дав своё разрешение…», или: «Он сообщил нам, дав своё разрешение…»

3. Терминология более позднего времени: «Он известил нас…» Этот оборот предпочитал автор книги «Аль-виджаза».[162]

4. Мунаваля (вручение)

а) Виды передачи путём вручения. Таких видов насчи­тывается два:

1. Вручение в сочетании с разрешением (иджаза), что является высшим изо всех видов “иджазы”. Одной из форм та­кой передачи является тот случай, когда шейх вручает ученику свои записи и говорит ему: «Это – передаваемое мной со слов такого-то, ты же передавай это с моих слов», после чего он ли­бо дарит эти записи ученику, либо даёт их ему на время для того, чтобы тот переписал их.

2. Вручение, не сочетающееся с разрешением: Имеет­ся в виду такой случай, когда шейх вручает ученику свои запи­си, ограничиваясь словами: «Это – то, что я слышал.»

б) Суждение о передаче хадисов путём вручения:

1. Если вручение сочетается с разрешением, то передача хадисов таким путём допускается, но такой путь занимает более низкое положение, чем слушание хадисов и чтение их шейху.

2. Если вручение с разрешением не сочетается, то и пере­дача хадисов таким путём не допускается.

в) Обороты речи, используемые при передаче путём вручения:

1. Наилучшим является тот случай, когда передатчик го­ворит: «Вручил мне», или: «Вручил мне и дал мне своё разре­шение…», если вручение сочетается с разрешением.

2. При условии указания на способ передачи хадиса до­пускается использование оборотов речи, имеющих отношение к передаче путём слушания и чтения, например: «Передал и вручил нам…», или: «Сообщил и вручил нам, дав своё разреше­ние…»

5. الكِتابَة Китаба (записывание)

а) Имеется в виду случай, когда шейх собственноручно за­писывает то, что он слышал, для присутствующего или отсут­ствующего человека или велит сделать это кому-нибудь друго­му.

б) Виды передачи хадисов путём записывания. Есть два вида такой передачи:

1. Записывание в сочетании с разрешением (иджаза): Имеется в виду такой случай, когда шейх говорит ученику: «Я разрешаю тебе передавать то, что для тебя я записал», или то­му подобные слова.

2. Записывание, не сочетающеся с разрешением: Име­ется в виду такой случай, когда шейх записывает для ученика несколько хадисов и посылает их ему, не давая ему своего раз­решения на их передачу.

в) Суждение о передаче хадисов путём записывания:

1. Если речь идёт о записывании в сочетании с разре­шением, то передача хадисов таким путём является правиль­ной и по своей правильности и силе она подобна вручению в сочетанию с разрешением.

2. Что же касается записывания, которое не сочета­ется с разрешением, то некоторые считают такую передачу недопустимой, а другие её разрешают. Мухаддисы считают правильным допустимость этого, поскольку это подобно пере­даче при наличии разрешения.

г) Является ди наличие доказательства необходимым усло­вием для признания подлинности почерка?

Правильное мнение состоит в том, что если тот, кому это было написано, знает почерк писавшего, то этого достаточно, так как почерки людей отличаются друг от друга.

д) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путём записывания:

1. Ясное указание на то, что записывание имело место. Примером является тот случай, когда передатчик говорит: «Такой-то написал мне».

2. Допускается использование фраз, имеющих отношение к передаче путём слушания и чтения, например: «Такой-то пе­редал мне или собщил мне в письменном виде…»

6. الإعْلام И`лям (уведомление)

а) Имеется в виду такой случай, когда шейх уведомляет уче­ника, что данный хадис или данная запись тем, что он слышал.

б) Суждение о передаче хадиса путём уведомления:

Правильное мнение состоит в том, что передавать его нель­зя, поскольку может быть известно, что данный хадис передавал именно этот шейх, но тем не менее передавать его недопустимо по причине имеющихся в нём недостатков. Если же шейх дал разрешение ученику на передачу этого хадиса, то передавать его можно.

в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путём уведомления:

При передаче такого хадиса передатчик говорит: «Мой шейх уведомил меня о том-то».

7. الوَصِيَّة Васийа (распоряжение)

а) Имеется в виду такой случай, когда перед смертью или перед тем, как отправиться в путь, шейх распоряжается отдать кому-либо одну из записей, по которым он передавал хадисы.

б) Суждение о передаче хадиса путём распоряжения:

Правильное мнение состоит в том, что передавать такой хадис нельзя.

в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путём распоряжения:

При передаче такого хадиса передатчик говорит: «Такой-то дал мне распоряжение относительно того-то…», или: «Такой-то передал мне, отдав распоряжение…»

8. الوِجادَة Виджада (обнаружение)

Это слово является масдаром от глагола “ваджада” (нахо­дить).

а) Имеется в виду такой случай, когда ученик, знающий по­черк шейха, находит записанные его рукой хадисы, которые этот шейх передаёт, однако сам он его не слушал и не получал от него разрешения на передачу хадисов.

б) Суждение о передаче хадиса путём обнаружения: передача хадиса путём обнаружения подобна передаче хади­сов, относящихся к категории “мункати‘”,[163] однако в этом есть и нечто общее с передачей тех хадисов, иснады которых яв­ляются непрерывными.

в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путём распоряжения:

При передаче такого хадиса передатчик, обнаруживший его, говорит: «Я обнаружил запись, сделанную рукой такого-то, относительно того-то…», или: «…прочитал запись, сделан­ную рукой такого-то, относительно того-то…», после чего при­водит иснад и матн хадиса.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОСОБИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ

ПОСОБИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ... Комиссия по переводу С именем Аллаха Милостивого Милосердного Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду которому Аллах...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема вторая

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОСОБИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ
ДОКТОР МАХМУД ТАХХАН, профессор хадисоведения факультета шариата и исламских исследований Кувейтского Университета     С именем Аллаха Милостивого

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху, Который оказал мусульманам милость, нис­послав Священный Коран, и поручился за то, что сохранит его неизменным в сердцах людей и в письменном виде до самого Судного дня, а потом допол

ТЕМА ПЕРВАЯ
Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”[10] 1. Определение а) По форме слово المُتَوا

ТЕМА ВТОРАЯ
Отдельные الآحاد (āхāд) сообщения, передающиеся малым количеством путей 1. Определение а) Арабское слово “āхāд” являет

Известное (машхур) сообщение
1. Определение а) По форме слово “машхур” является причастием страда­тельного залога от глагола “шахара” (делать известным; распространять). б) Как термин, слово “машхур” служит д

ТЕМА ПЕРВАЯ
Классификация приемлемых сообщений С точки зрения различий по своему положению приемлемые сообщения подразделяются на две основные группы: дос­товерные الصّ

Тема Вторая
Разделение приемлемых сообщений на действующие и недействующие.[51] Приемлемые сообщения подразделяются на две группы: действующие и недействующие. Подобное разделение являет­ся источ

Тема первая
“Слабые” الضَّعِيْف сообщения 1. Определение а) Слово “слабый” является антонимом слова “сильный” как в прямом, так и в

Тема вторая
Сообщения, отвергаемые по причине пропуска в иснаде 1. Что имеется в виду под пропуском в иснаде? Под пропуском в иснаде имеется в виду разрыв в цепи пе­редатчиков иснада, ко

ТЕМА ТРЕТЬЯ
Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика 1. Что подразумевается под отводом (та‘н)[93] передатчика? Под отводом передатчика подразумевается его отвод язы­ком и отрицатель

ТЕМА ПЕРВАЯ
Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся В зависимости от того, к кому возводятся те или иные сооб­щения, они подразделяются на четыре группы: “хадис кудси

ТЕМА ВТОРАЯ
Другие виды сообщений, которые по одним признакам могут считаться приемлемыми, а по другим – отвергаемыми المُسْنَد Муснад

Тема первая
О передатчике и условиях приемлемости его сообщений 1. Введение Поскольку хадисы посланника Аллаха, , дошли до нас че

Тема вторая
Общий обзор трудов, посвящённых проблемам отвода и подтверждения Поскольку суждение о достоверности или слабости хадиса основывается на целом ряде выводов, в том числе выводе о честно

Тема третья
Степени отвода и подтверждения Во введении к своей книге “Аль-джарх ва-т-та‘диль” Ибн Абу Хатим подразделяет все степени отвода и подтверждения на четыре группы. В ней он привёл суждения о

Тема первая
Как следует слушать и воспринимать хадисы и что представляет собой их точная передача 1. Введение Под способом слушания хадисов подразумевается всё то, что следует делать и к

Тема третья
Письменная фиксация хадисов, точность их запоминания и записи и виды сборников хадисов[164] 1. Суждение о письменной фиксации хадисов Наши предшественники из числа сподвижник

Тема четвёртая
Как следует передавать хадисы[166] 1. Смысл названия темы Имеется в виду, что речь пойдёт о способе передачи хади­сов, о том, каких правил следует придерживаться при переда­че, и

Тема первая
Этика поведения мухаддиса 1. Введение Поскольку изучение и передача хадисов относятся к числу наилучших средств приближения к Аллаху Всевышнему и наиболее достойных занятий, мухад

Тема вторая
Этика поведения изучающего хадисы 1. Введение Под этикой поведения изучающего хадисы подразумевается соблюдение определённых правил поведения и обладание достойными нравственными

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги