рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема третья

Тема третья - раздел Образование, ПОСОБИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ Письменная Фиксация Хадисов, Точность Их Запоминания И Записи И Виды Сбо...

Письменная фиксация хадисов, точность
их запоминания и записи и виды сборников хадисов[164]

1. Суждение о письменной фиксации хадисов

Наши предшественники из числа сподвижников и последо­вателей высказывали различные мнения относительно записи хадисов.

а) Сначала некоторые из них выступали против этого. К числу их относились такие люди как Ибн Умар, Ибн Мас‘уд и Зайд бин Сабит, да будет доволен ими Аллах.

б) Некоторые другие считали это допустимым. К числу их относились такие люди как Абдуллах бин Амр, Анас, Умар Ибн Абд аль-Азиз и большинство сподвижников, да будет до­волен ими Аллах.

в) В дальнейшем все они сошлись на том, что записывать хадисы разрешается, и разногласий больше не возникало, ведь если бы хадисы не записывались, то в более поздние века, что в особой мере касается нашего века, они бы просто исчезли.

2. Причина разногласий в суждениях относительно письменной фиксации хадисов

Причиной вышеупомянутых разногласий послужило наличие хадисов, противоречивших друг другу в том смысле, что в неко­торых из них записи делать разрешалось, а в некоторых других – запрещалось. К числу их относятся нижеследующие хадисы:

а) Хадис, в котором содержится запрещение: Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

] لا تَكْتُبُوا عَنِّي شَيْئًا سِوَى الْقُرْآنِ وَمَنْ كَتَبَ شَيْئًا سِوَى الْقُرْآنِ فَلْيَمْحُهُ

«Не записывайте за мной ничего, кроме (аятов) Корана, что же касается записавшего за мной что-либо помимо (аятов) Ко­рана, пусть он сотрёт это».

б) Хадис, в котором содержится разрешение: Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: [ اكْتُبُوا لأبِي شَاهٍ 

«Запишите (это) для Абу Шаха». Известны и другие хадисы, в которых говорится о позволительности ведения записей, в том числе тот хадис, где сообщается, что разрешение делать это было дано пророком, , Абдуллаху бин Амру, да бу­дет доволен им Аллах.

3. Объединение хадисов, позволяющих и запрещающих делать записи

Улемы объединяли между собой хадисы, позволяющие и запрещающие делать записи, несколькими путями.

а) Некоторые из них говорили, что разрешение записы­вать хадис давалось в том случае, когда были основания опа­саться, что человек может забыть услышанное, а запрещалось делать это тем, кто точно ничего бы не забыл, но мог впасть в самоуспокоенность, сделав запись, но не запомнив записанное

б) Другие говорили что запрещение было связано с опа­сениями относительно того, что хадисы смешаются с Кораном, когда же причин опасаться этого больше не стало, запрещение было отменено.

4. Что входит в число обязанностей человека, записывающего хадис?

Человек, который записывает хадис, должен сосредоточить все свои усилия на точной записи его по форме и правильном проставлении всех необходимых точек для того, чтобы исклю­чить все неясности, особенно в тех случаях, когда дело каса­ется имён собственных, поскольку ни предшествующие им, ни последующие слова никак не способствуют правильному их прочтению. Почерк переписчика должен быть ясным и соответ­ствовать общеизвестным правилам, и сам он не должен поль­зоваться какими-то особыми и понятными только ему термина­ми. Он обязан записывать все благопожеланияния пророку, , не испытывая скуку от повторения и не ограничива­ясь тем, что написано в оригинале, если там нет традиционно­го благопожелания. То же самое касается и слов восхваления Аллаха Всевышнего, слава Ему, наподобие слов «Всемогущий и Великий», а также слов «да будет доволен им Аллах» и «да помилует его Аллах», когда встречаются упоминания о спод­вижниках и улемах. Нежелательно ограничиваться упоминани­ями только о пожеланиях благословений или только о пожела­ниях мира пророку, , как нежелательно и обозначать их различными условными обозначениями наподобие “, @,”, а переписчик должен записывать эти слова полностью.

5. Способ сличения

Закончив переписывать хадис, переписчик должен сличить написанное им с оригиналом, написанным рукой своего шейха, даже если хадис был передан ему путём разрешения (иджаза).

Способ сличения заключается в том, что во время чтения переписчик и его шейх должны держать свои записи в руках. Достаточно будет также, если сличением во время чтения или после него займётся какой-нибудь другой достойный доверия человек. Достаточно также, если он сравнит проверяемую часть с соответствующей частью копии оригинала, написанно­го рукой шейха.

6. Условные обозначения, которые применялись при записи оборотов речи, использовавшихся при передаче хадисов и в иных случаях

Многие переписчики хадисов ограничиваются использова­нием различных условных обозначений, заменяющих собой обороты речи, используемые при передаче. Так, например, они пишут:

а) «ثنا» или «نا» вместо «Он передал нам».

б) «أنا» или «أرنا» вместо «Он сообщил нам».

в) Преобразование одного иснада в другой они обознача­ют буквой «…», что читающий произносит как “хā”.

г) Получил распространение обычай не писать слово «ска­завший», отделяющее друг от друга имена передатчиков хади­са, которые приводятся в иснаде, что делалось с целью сокра­щения, однако тот, кто будет читать хадис, должен читать и эти слова. Так, например, если в иснаде написано: «Передал нам Абдуллах бин Йусуф: Сообщил нам Малик…», читающему следует говорить: «…сказавший: Сообщил нам Малик…» По той же причине получил распространение обычай опускать слова «что он» в конце иснада. Так, например, если в иснаде пишется: «…передают, что Абу Хурайра сказал…», то чтецу следует прочитать слова «что он», чтобы это соответствовало всем правилам стилистики.

7. Путешествие в поисках хадисов

Наши предшественники уделяли хадисам такое огромное внимание, что это просто не с чем сравнить, и затрачивали на их собирание и уточнение уму непостижимое количество уси­лий и времени. После того, как кто-нибудь из них восприни­мал все хадисы от шейхов своего города, он отправлялся в другие близкие или далёкие города и страны, чтобы восприни­мать хадисы от местных шейхов, стойко перенося трудности пути и жизненные невзгоды. Аль-Хатиб аль-Багдади написал книгу, которую он назвал “Ар-рихля фи таляб аль-хадис” (Путешествие в поисках хадисов). В этой книге он собрал сведе­ния о сподвижниках, последователях и людях, живших после них, которые совершали удивительные путешествия в поисках хадисов. Если кто-нибудь пожелает ознакомиться с этими зани­мательными историями, пусть прочитает книгу аль-Хатиба, ко­торая вдохновит искателей знания и укрепит их решимость.

8. Виды классификации хадисов

Человек, чувствующий в себе способность к классификации хадисов и прочих вещей, должен заниматься этим с целью сое­динения разрозненного, разъяснения трудного, приведения в порядок неупорядоченного и составления указателей к тем со­чинениям, которые не были снабжены ими, поскольку всё это облегчает и ускоряет пользование такими сочинениями людям, которые занимаются изучением хадисов, однако при этом не­обходимо остерегаться публиковать непроверенные и неотре­дактированные книги, а сама по себе такая классификация должна приносить пользу всем.

Знатоки хадисов классифицировали их по-разному, а наи­более известными видами классификации являются нижесле­дующие:

а) “Джавами‘”: (ед.ч. “джами‘” – объединяющий). Это сло­во служит для обозначения любой книги, в которой её соста­витель разбивает материал на главы, посвящённые всем воз­можным темам, в том числе – догматам религии (‘ака’ид), ви­дам поклонения (‘ибадат), взаимоотношениям между людьми (му‘амалят), жизниописаниям (сийар), достоинствам отдель­ных людей (манакиб), тому, что смягчает сердца (рикак), ис­кушениям (фитан) и сообщениям, касающимся Дня воскресе­ния. Примером может служить “Аль-джами‘ ас-сахих” аль-Бу­хари.

б) “Масанид” (ед.ч. “муснад”). Это слово служит для обо­значения любой книги, в которой собраны хадисы, передавав­шиеся со слов каждого из сподвижников в отдельности незави­симо от темы хадиса[165]. Примером может служить “Муснад” има­ма Ахмада бин Ханбаля.

в) “Сунан”. Так называются книги, в которых хадисы собра­ны в соответствии с разделами фикха, чтобы они могли слу­жить факихам источником для извлечения установлений шари­ата. От сборников, которые носят название “Джами‘”, эти книги отличаются тем, что в них нет хадисов, касающихся ве­роучения, жизнеописаний выдающихся людей (сийар), досто­инств отдельных людей (манакиб) и некоторых иных тем. Та­ким образом, они ограничиваются только теми разделами, ко­торые имеют отношение к фикху и хадисам, в которых сфор­мулированы установления шариата. Примером может служить “Сунан” Абу Дауда.

г) “Ма‘аджим” )ед.ч. “му‘джам” – словарь). Это слово служит для обозначения любой книги, в которой её состави­тель в основном располагает хадисы по именам своих шейхов в алфавитном порядке. Примером может служить сборник под названием “Аль-ма‘аджим ас-саляса” ат-Табарани, составными частями которого являются “Аль-му‘джам аль-кабир”, “Аль-му‘джам аль-аусат” и “Аль-му‘джам ас-сагир”.

д) “‘Иляль”. Так именуются книги, включающие в себя хади­сы с дефектами и разъяснение их дефектов. Примером может служить сборник под названием “Аль-‘Иляль” Ибн Абу Хати­ма, и сборник с таким же названием, составленный ад-Дара­кутни.

е) “Аль-аджза’” (ед. число “джуз’”): Слово “джуз’” (часть) служит для обозначения любой небольшой по объёму книги, в которой собраны хадисы, передававшиеся одним из передат­чиков, или же такой книги, в которой собраны хадисы по од­ной теме, являющейся предметом углублённого исследования. Примером может служить сборник под названием “Джуз’ раф‘ аль-йадайн фи-с-салят” аль-Бухари.

ж) “Аль-атраф”: Так именуются книги, в которых их соста­вители сначала приводят те части каждого хадиса, которые служат указаниями на всё остальное, а потом приводят иснады каждого матна либо полностью, либо те их части, которые имеют отношение к отдельным книгам. Примером может слу­жить сборник под названием “Тухфат аль-ашраф би-ма‘рифат аль-атраф”, составленный аль-Миззи.

з) “Мустадракат” (ед.ч. “мустадрак” – дополнение). Это слово используется для обозначения любой книги, содержани­ем которой служат хадисы, не вошедшие в какую-либо другую книгу, собранные составителем в качестве дополнения к этой книге и соответствующие условиям включённых в неё хадисов. Примером может служить сборник под названием “Аль-муста­драк ‘аля-с-сахихейн” Абу Абдуллаха аль-Хакима.

и) “Мустахраджат” (ед.ч. “мустахрадж” – извлечение). Это слово служит для обозначения любой книги, в которой её составитель приводит хадисы из книги другого составителя, но снабжает их своими собственными иснадами, отличающимися от иснадов первого составителя. При этом у них может быть один и тот же шейх или же шейх их шейхов. Примером может служить сборник под названием «Аль-мустахрадж ‘аля-с-сахи­хейн” Абу Ну‘айма аль-Исбахани.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОСОБИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ

ПОСОБИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ... Комиссия по переводу С именем Аллаха Милостивого Милосердного Благословения и мир нашему пророку Мухаммаду которому Аллах...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема третья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОСОБИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ
ДОКТОР МАХМУД ТАХХАН, профессор хадисоведения факультета шариата и исламских исследований Кувейтского Университета     С именем Аллаха Милостивого

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху, Который оказал мусульманам милость, нис­послав Священный Коран, и поручился за то, что сохранит его неизменным в сердцах людей и в письменном виде до самого Судного дня, а потом допол

ТЕМА ПЕРВАЯ
Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”[10] 1. Определение а) По форме слово المُتَوا

ТЕМА ВТОРАЯ
Отдельные الآحاد (āхāд) сообщения, передающиеся малым количеством путей 1. Определение а) Арабское слово “āхāд” являет

Известное (машхур) сообщение
1. Определение а) По форме слово “машхур” является причастием страда­тельного залога от глагола “шахара” (делать известным; распространять). б) Как термин, слово “машхур” служит д

ТЕМА ПЕРВАЯ
Классификация приемлемых сообщений С точки зрения различий по своему положению приемлемые сообщения подразделяются на две основные группы: дос­товерные الصّ

Тема Вторая
Разделение приемлемых сообщений на действующие и недействующие.[51] Приемлемые сообщения подразделяются на две группы: действующие и недействующие. Подобное разделение являет­ся источ

Тема первая
“Слабые” الضَّعِيْف сообщения 1. Определение а) Слово “слабый” является антонимом слова “сильный” как в прямом, так и в

Тема вторая
Сообщения, отвергаемые по причине пропуска в иснаде 1. Что имеется в виду под пропуском в иснаде? Под пропуском в иснаде имеется в виду разрыв в цепи пе­редатчиков иснада, ко

ТЕМА ТРЕТЬЯ
Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика 1. Что подразумевается под отводом (та‘н)[93] передатчика? Под отводом передатчика подразумевается его отвод язы­ком и отрицатель

ТЕМА ПЕРВАЯ
Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся В зависимости от того, к кому возводятся те или иные сооб­щения, они подразделяются на четыре группы: “хадис кудси

ТЕМА ВТОРАЯ
Другие виды сообщений, которые по одним признакам могут считаться приемлемыми, а по другим – отвергаемыми المُسْنَد Муснад

Тема первая
О передатчике и условиях приемлемости его сообщений 1. Введение Поскольку хадисы посланника Аллаха, , дошли до нас че

Тема вторая
Общий обзор трудов, посвящённых проблемам отвода и подтверждения Поскольку суждение о достоверности или слабости хадиса основывается на целом ряде выводов, в том числе выводе о честно

Тема третья
Степени отвода и подтверждения Во введении к своей книге “Аль-джарх ва-т-та‘диль” Ибн Абу Хатим подразделяет все степени отвода и подтверждения на четыре группы. В ней он привёл суждения о

Тема первая
Как следует слушать и воспринимать хадисы и что представляет собой их точная передача 1. Введение Под способом слушания хадисов подразумевается всё то, что следует делать и к

Тема вторая
Пути восприятия хадисов и формы их передачи Насчитывается восемь путей восприятия хадисов: слушание того, что говорит шейх, чтение шейху, иджаза, мунаваля, ки­таба, и‘лям, васийа и виджада

Тема четвёртая
Как следует передавать хадисы[166] 1. Смысл названия темы Имеется в виду, что речь пойдёт о способе передачи хади­сов, о том, каких правил следует придерживаться при переда­че, и

Тема первая
Этика поведения мухаддиса 1. Введение Поскольку изучение и передача хадисов относятся к числу наилучших средств приближения к Аллаху Всевышнему и наиболее достойных занятий, мухад

Тема вторая
Этика поведения изучающего хадисы 1. Введение Под этикой поведения изучающего хадисы подразумевается соблюдение определённых правил поведения и обладание достойными нравственными

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги