рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблемы создания ММ КСО

Проблемы создания ММ КСО - раздел Образование, Мультимедиа технологии в образовании Создание Мм Ксо Связано С Решением Целого Ряда Разноплановых Проблем. И Как Ч...

Создание ММ КСО связано с решением целого ряда разноплановых проблем. И как часто бывает в современных и перспективных, интегрированных и постоянно усложняющихся областях знаний и человеческой деятельности, проблемы эти в рассматриваемом случае могут иметь разную степень общности, разное место в цикле создания ММ КСО, а также затрагивать разные профили их разработчиков.

Но главной, безусловно, является проблема общей эффективности создаваемых ММ КСО. Все остальные проблемы по сути можно рассматривать как ее более или менее явные следствия. Рассмотрим элементы классификации подобных проблем.

1. По степени общности можно условно выделить среди рассматриваемых проблем:

· общие (глобальные), проявляющиеся во всех разработках;

· групповые, проявляющиеся в представительных группах разработок;

· частные (локальные, индивидуальные), проявляющиеся лишь в отдельных разработках определенного вида или направленности.

2. По месту в цикле создания ММ КСО выделяются:

· проблемы их организации и построения;

· проблемы их реализации, связанные с ГИП и в первую очередь, с вопросами представления и отображения ММ УМ;

· проблемы их применения.

3. По профилю разработчиков ММ КСО, как минимум, выделяются проблемы:

· технические, обычно связанные с программно-техническими аспектами реализации подобных средств;

· технологические, связанные с применением различных технологий поддержки как создания, так и последующего использования продуктов;

· педагогические и методические, обычно затрагивающие различные аспекты преподавания конкретных вопросов, тем и целых учебных дисциплин.

В реальных разработках, видимо, следует учитывать то, что упомянутые проблемы могут оказаться взаимосвязанными, а также и то, что при усложнении некоторой создаваемой системы и интеграции в ней разноплановых подсистем, компонентов и технологий начинают взаимодействовать еще и проблемы ее подсистем, компонентов и применяемых в них технологий.

Не претендуя на полноту охвата, рассмотрим некоторые наиболее существенные и сложные общие проблемы создания ММ КСО, в первую очередь, определяющие качество будущих разработок.

1. Определение оптимального подхода к обучению (преподаванию) по конкретной тематике, а также места и роли в нем средств ММ. При этом должны быть определены: цель, задачи и время обучения (число часов отдельных видов занятий), направленность, глубина и полнота охвата предметной области, уровень сложности рассмотрения, минимальный уровень соответствующих «стартовых» знаний обучаемых, терминология, используемые приемы, метафоры и т.п.

2. Разработка оптимального варианта структуры УМ дисциплины с выбором для использования определенных средств и возможностей ММ.

3. Формирование оптимального варианта представления УМ дисциплины с использованием выбранных средств ММ. Проблема связана со сложностями эффективного применения современных и перспективных вариантов, канонов и стилей ММ ГИП. Причем, целесообразно использовать ММ средства представления УМ только там, где это необходимо или, по крайней мере, эффективно для повышения качества обучения.

4. Многообразие используемых при разработке изолированных программно-технических средств, технологий и инструментариев, в том числе и средств ММ. Это вызывает определенную трудность, а часто и невозможность комплексно использовать различные, созданные отдельно, обучающие программы в рамках одной учебной дисциплины.

5. «Нестыковка» отдельных компьютерных фрагментов УМ дисциплины, как по логике построения, так и по технике организации диалога с обучаемым, проявляющаяся при отсутствии единой схемы, в рамках которой проектировались и в нишах которой располагались бы эти УМ. Даже различное использование управляющих клавиш, кнопок и их расположение на экране вызывает дискомфорт и потерю эффективности обучения при переходе обучаемого от одного фрагмента УМ дисциплины к другому [1]. Подобная проблема возникает и при переходе обучаемого от одной учебной дисциплины к другим.

6. Профессиональный уровень и квалификация разработчика ММ средств обучения. Как минимум, разработчик должен знать основы педагогики (дидактики), психологии, ММ технологий. Как правило, лучшие ММ средств обучения разрабатываются коллективом высококвалифицированных специалистов, в который входят: автор УМ (эксперт по дисциплине), педагог-консультант, методист, дизайнер-стилист, разработчик продукта (специалист по информационным технологиям и инструментальным ПС разработки) и другие.

7. Знание и опыт эффективного использования инструментальных программных средств и систем разработки. В результате предшествующего опыта подобных разработок у коллектива разработчиков накапливаются удачные решения, заготовки, форматы и шаблоны, панели и окна различных типов, способы и модели различных элементов представления УМ, примеры эффективного использования ММ средств и т.п.

8. Эффективная индивидуальная поддержка пользователей. Она связана с разработкой удобных средств индивидуальной адаптации ММ среды обучения к каждому пользователю, способствующей повышению эффективности его обучения.

Решение даже упомянутых проблем часто оказывается далеко не простой задачей.

Далее рассмотрим на примерах некоторые комплексные подходы, направленные на повышение общей эффективности разработок ММ КСО.

Пример 1. Связь проблем с тенденциями разработки ММ КСО. В последнее время наметилась тенденция разработки ММ средств обучения в среде ОС семейства MS Windows для IBM-совместимых компьютеров. Более развитыми системами, поддерживающими разработку ММ средств обучения в среде MS Windows, являются системы типа Hyper-PC и HM-Card.

Системы такого типа являются инструментальными, поскольку они

· не требуют от разработчика знания и использования каких-либо языковых средств;

· дают возможность объединения разноформатной информации (текстовой, графической, звуковой);

· предоставляют возможность создания библиотек стандартных образов, заставок, форматов построения кадра и других элементов;

· обладают развитой системой проектирования диалога с обучаемым и анализа его ответов;

· позволяют организовать совместную работу над авторским материалом по типу компьютерных конференций, соединяя основной материал и комментарии к нему отдельных пользователей (слушателей);

· позволяют реализовать дальнейшую модификацию курса, как самим авторским коллективом, так и пользователем;

· поддерживают разработку приложений для размещения в телекоммуникационных сетях.

Для поддержки разработки обучающих ММ программ разработаны системы типа HM-Card, Toolbook, Power Pointer, MultiVision и другие. Созданные в таких средах ММ средства обучения могут служить прообразом образовательных электронных изданий для информационной и образовательной поддержки систем открытого образования.

Пример 2. Сравнение двух перспективных вариантов ММ КСО как пример взаимосвязи проблем их организации и реализации.

ММ учебное пособие представляет собой гипертекст с удобным ГИП, позволяющим легко получать доступ к любым частям пособия. Такой текст сопровождается видео- и аудио комментариями, позволяющими наглядно воспринимать информацию, легко ее усваивать и закреплять в сознании. После каждого раздела или главы электронного учебного пособия реализуется проверка степени усвоения знаний путем выполнения специальных заданий. Как приложение к ММ учебному пособию возможно использование любого количества дополнительных материалов, первоисточников, хрестоматий, справочной литературы.

В отличие от ММ учебного пособия, предназначенного для самостоятельного или дистанционного изучения, так называемое ММ сопровождение лекций (СЛ) представляет собой материал, предназначенный для подкрепления очного рассказа преподавателя эффектными видео- и аудиоматериалами. ММ СЛ обычно создается с помощью программы для презентаций PowerPoint. Очень эффективно применение ММ СЛ с помощью ММ проектора, однако применение ММ СЛ возможно и с помощью большой интерактивной электронной доски или сетевых компьютеров в учебном классе. Программа разработки презентаций позволяет подготовить материалы, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого.

В частности, программа PowerPoint – это средство конструирования и демонстрации набора слайдов (слайд-фильма). Каждый слайд может содержать статические изображения (одно или несколько), фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагмент (видеофильм, мультипликацию). Демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, комментариями автора или фоновой функциональной музыкой).

Пример 3. Иллюстрация и взаимосвязь некоторых технических проблем и проблем применения ММ КСО. Известно, что ценность программного продукта повышается, если он рас­считан на широкие условия применения. При интеграции информационных компонентов в КСО и реализации функ­ций их отображения и воспроизведения следует стремиться обеспечить возможность работы с КСО, даже когда по каким-ли­бо причинам не все используемые в нем формы и форматы пред­ставления данных поддерживаются в текущей конфигурации вычислительной системы (например, отсутствует аудиокарта, не установлены необходимые драйверы, кодеки и т.п.). Один из способов решения этой проблемы состоит в со­здании для каждого компонента в «критичном» формате альтер­нативного варианта, заменяющего основной при невозможности применения последнего в имеющихся условиях. Для динамических визуальных представлений альтернативой служит статическая графика (последовательность изображений), для звуковых компонентов – текстовые и графические материалы.

Информационные компоненты, форматы которых не поддерживаются вычислительной систе­мой, целесообразно вообще не устанавливать на жесткий диск при ин­сталляции продукта. Вместо них должны автоматически выби­раться и применяться предусмотренные разработчиком альтернативные варианты [ ].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мультимедиа технологии в образовании

Федеральное государственное автономное образовательное... учреждение высшего профессионального образования... Южный федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблемы создания ММ КСО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мультимедиа технологии в образовании
    Учебное пособие Часть 2. Виртуальная реальность, создание мультимедиа продуктов, применение мультимедиа технологий в образовании  

Понятие виртуальной реальности
Одно из перспективных направлений повышения эффективности использования компьютеров связано с разработкой аппаратных и программных средств комплексного воздействия на пользователя персонального ком

Определения и восприятие ВР
Определение 1. ВР – это совокупность средств, позволяющих создать у человека иллюзию того, что он находится в искусственно созданном мире, путем подмены обычного восприятия окружающей действительно

Измерения ВР
Разные системы ВР предоставляют различные виды интерактивности, уровни погружения и функции. Виды интерактивности[10]: · полет в ВР. Свобода передвижения,

Появление и разработки систем ВР
Создание систем ВР основано на использовании компьютерной графики и анимации, компьютерного и имитационного моделирования, дистанционного управления, автоматизированного проектирования, техники чел

Способы отображения
Проще всего «окунуться» в виртуальный мир можно, наблюдая за ним с помощью обычного дисплея ПК. В таком случае говорят о «настольной» или «оконной» системе ВР. Такая система имеет более высокое раз

Передвижение в виртуальном пространстве
Передвижение в виртуальном пространстве связано с необходимостью позиционирования. Обычная двумерная мышь как устройство указания точек на плоскости имеет всего 2 степени свободы.

Сенсорная перчатка и тактильная обратная связь
Сенсорная перчатка. Непосредственное отслеживание движений руки давно вызвало большой интерес у многих разработчиков. Например, в 1983 г. было запатентовано устрой

Звуковая поддержка ВР
Звук дополняет визуальную информацию и предупреждает пользователя о событиях, им невидимых, например, происходящих за его спиной. Для такой сигнализации иногда вполне достаточно и монозвука. А если

Системы ВР VFX 1 и VFX 3D
Система ВР VFX 1 Headgear VR System компании Forte Technologies (рис.2.44), основой которой является HMD, состоит из следующих модулей [14, 17]:

Рабочая станция Haptic Workstation
Она является примером комплексной разработки различных устройств ВР компанией Immersion (погружение). В комплект рабочей станции Haptic Workstation (рис.2.48) входят [18]:

Сферы и перспективы применения сред ВР
Сферы применения рассматриваемой аппаратно-программной среды ВР достаточно широки и многообразны: · визуальное трехмерное конструирование; · дистанционное управление роботами, тра

Интерактивные интеллектуальные игры
Все начиналось в среде операционных систем (ОС) UNIX и MS-DOS с достаточно просто организованных, но весьма увлекательных компьютерных игр стратегического плана, таких как «Шахматы», «Подземелье»,

Перфоманс-анимация
Перфоманс-анимация – это относительно новое направление в анимации, которое дает возможность передавать естественные, реалистичные движения в РВ. Маленькие, легкие датчики прикрепляются на передвиг

Моделирование и синтез визуальных динамических образов виртуальных людей
Весьма интересным и перспективным направлением исследований и разработок является и так называемый синтез динамических образов виртуальных людей на основе моделирования различных систем и элементов

Интерактивные интеллектуальные действа с альтернативными сценариями
Гипертехнологии можно применить не только к текстам или изображениям, но и к динамическим действам (фильмам или анимациям). Нелинейность информационной структуры в этом случае достигается на основе

Области применения мультимедиа приложений
По большому счету все многочисленные области применения ММ приложений можно свести в три основные группы [2]. 1. Деловая сфера, где могут использоваться ·

Программы создания и редактирования текста и гипертекста
Текстовые процессоры. Среди множества текстовых процессоров сегодня доминируют: · MS Office Word 2007 – развитая ПС, позволяющая создавать достаточно слож

Программы создания и редактирования графики
В данной группе выделяют четыре вида программ [2]: · программы для работы с растровой графикой; · программы для работы с векторной графикой; · комбиниров

Программы создания и редактирования звука
Программы для работы со звуком можно условно разделить на три большие группы [2]: · программы-секвенсоры для создания музыки на основе секвенсорной или MIDI-технологии; ·

Программы создания и редактирования трехмерной графики и анимации
Для создания традиционной (двухмерной) анимации могут использоваться программы: Macromedia Director, семейство Autodesk Animator, Animator Pro,

Программы создания и редактирования интерактивных трехмерных представлений
К ним относятся программы поддержки виртуальных панорам: QuickTime, программы компании Live Picture (для создания изображений в форматах FPX и IMOB), программа для просмотра

Основные этапы и стадии разработки ММ продуктов
Используются две основных технологии создания ММ продуктов различного назначения [3]: · internet/intranet-технология, когда продукт представляет собой ГТ-документ;

Технологии поддержки текста и гипертекста УМ
Методы представления информации могут быть разделены на линейный и структурный. При линейном представлении учебной информации структура изложения УМ однозначно определяется порядком их следо

Технологии использования графики
Известно, что векторные изображения требуют меньшего объема памяти при их хранении, чем растровые, и могут масштабироваться без потери качества [4]. Таким образом, если в ММ продукте (напр

Технологии поддержки анимации и трехмерной графики
Анимация является одной из современных форм представления графики в электронных публикациях. На первый взгляд анимация подобна видеофильму, но она принципиально отличается от него, так как имеет де

Технологии создания и поддержки видео
Видеоинформация представляется в виде видеоклипов (видеороликов), т.е. наборов последовательно выводимых друг за другом взаимосвязанных изображений – кадров (видеокадров). Если скорость появления в

Технологии создания и поддержки интерактивных трехмерных представлений
Технология QuickTimeVR.Она обеспечивает поддержку таких важнейших представлений среды ВР как панорама ВР, объект ВР и сцена ВР. Панорама ВР отражает вид из фиксированной точ

Мультимедиа издания на CD-ROM и DVD-ROM
1. Энциклопедии. Это наиболее дорогие и широко известные издания на CD. К ним относятся: «Иллюстрированный Энциклопедический словарь» (издательство «Аутопан»); «Большая энциклопеди

Типы программных средств разработки ММ продуктов
Интегрированные среды разработчика (ИСР) позволяют объединить созданные отдельно фрагменты разных типов в единое законченное целое – ММ приложение. ИСР ММ приложений можно условно

Инструментальные среды поддержки языков программирования
Универсальные языки программирования в сравнении с авторскими системами оказываются более гибкими и позволяют создавать более производительные ММ приложения. Но в современных условиях гибкость и бы

Направления и средства адаптации ММ КСО к возможностям и особенностям пользователя
Особую значимость имеют следующие направления адаптации ММ КСО, которые пользователь может применить: · к возможностям графического интерфейса пользователя (ГИП) среды обучения. Проявляетс

Образовательные ресурсы
Рис.4.1. Архитектура образовательной среды Ø ускоренное – проводится по одной из первых двух основны

Новые способы работы с информацией
ММ обеспечивает возможность интенсификации и повышение мотивации обучения за счет применения таких новых способов работы с аудиовизуальной информацией как [1]: · «манипулиров

Расширение возможностей иллюстраций
При использовании ММ средств в образовании существенно расширяются возможности иллюстраций. Вообще говоря, существует два основных толкования термина «иллюстрация»: · изображение

Интерактивность
ММ является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией, именно благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а та

Активизация обучаемых
Использование ММ позволяет обучаемым работать над учебными материалами по-разному – самим решать, · как именно изучать материалы, · как применять интерактивные возможности

Интенсификация процессов обучения.
Применение ММ может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса. 1. ММ может стимулировать когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание

ГЛОССАРИЙ К МОДУЛЮ 2
Аватар – особый класс объектов VRML, трехмерный образ персонажа, действующего в виртуальном мире. В некоторых Internet-приложениях аватары выступают в качестве виртуальных представ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ММ технологии постоянно развиваются, поскольку совершенствует-ся компьютерная и сетевая аппаратура, периферийные устройства аудио-визуализации и техника эффективного представления все больших объе-

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АОМ – автоматизированный обучающий модуль; АОС (КОС) – автоматизированная (компьютерная) обучающая система; АСТК – автоматизированная система тестового контроля; АУК (КУК

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании. – http://www.ido.edu.ru/open/mm/. 2. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги