рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методика работы с пиктографической ритмикой

Методика работы с пиктографической ритмикой - раздел Педагогика, Прошла обучение по верботональному методу в Центре СУВАГ Хорватия и стала использовать его в реабилита­ции детей с нарушенным слухом   Пиктографическая Ритмика Была Разработана Профессором Цен­тра...

 

Пиктографическая ритмика была разработана профессором Цен­тра «СУВАГ» Младеном Ловричем. В ней отражены все основные положения верботонального мето­да. Мы уже говорили о том, что произношение (микромоторика) на­прямую связано с макромоторикой, умением владеть своим телом (на­прягаться и расслабляться), кине­стетическими ощущениями, зри­тельным и тактильным восприяти­ем. Всё это широко используется в пиктографической ритмике. Однако хочется предупредить об ошибках в применении пиктограмм, которые я наблюдала при посещении учреждений, использующих в реабилитации и обучении детей с нарушением слуха верботональный метод:

1) Пиктограммы — это вспомогательное средство и нель­зя превращать их в основное средство обучения.

2) Пиктографическая ритмика используется в основ­ном в реабилитации детей со сложной структурой де­фекта. У детей, имеющих проблемы с памятью и пло­хо удерживающих структуру, медленно идёт развитие речи только на слуховой основе. В нашем учреждении используются элементы пиктографической ритмики только в работе с детьми, имеющими задержку психи­ческого развития.

3) Пиктографическая ритмика — это процесс творче­ский и приведённые здесь пиктограммы звуков слу­жат только примерным графическим образцом. Вся работа проводится в игре, символы не должны быть фиксированными, также как и движения в фонети­ческой ритмике, но должны отражать качественную характеристику звука.

4) Нельзя заготовить готовые таблички и использовать их в ежедневной работе с разными детьми, превращая ра­боту в монотонное «чтение» пиктограмм. Ребёнок пре­жде всего должен ощутить звук всем своим телом. Педагогу необходимо помнить, что главное - это развитие слухового восприятия.

Младен Ловрич прекрасный профессионал, хорошо по­нимающий и чувствующий ребёнка. Он работает творчески, виртуозно, постоянно меняя приёмы работы, находя подход к любому, даже самому тяжёлому ребёнку.

Любой педагог может придумать свои пиктограммы, одна­ко при этом необходимо учитывать следующие моменты:

 

1. Психолого-физиологические возрастные особенности детей.

 

2. Ребёнок в возрасте 1 года ещё не может воспринимать и воспроизводить чёткие формы. Часто мы говорим, что ребёнок рисует «каляки-маляки»

 


3. В 2-3 года ему доступны и прямая линия ______ .

 


4. В 3-4 года квадрат и прямоугольник .

 


5. В 5-6 лет треугольник и ромб .

 

6. Качественную характеристику звука (см. табл. 8).

 

Так если при звуке «П» движение - прикосновение (силь­ное, быстрое, легкое), то это отражено и в пиктограмме — .

Звук «Т» — удар I. Звук «М» — скольжение (слабо, долго, легко) и соответствующий знак / .

Работа с пиктограммами реализует все основные дидакти­ческие принципы и строится с переходом от простого к слож­ному. Работа предполагает следующие фазы:

1) Простой, односложный ритм

 

2) Усложняем, даём двухсложный ритм

 

3) Трёхсложный ритм

 

4) Переход от ритма к слову

 

При обозначении людей и предметов на рисунке от­ражается их основная особенность, например: платок или очки у бабушки, косички у девочки, палочка у дедушки, шляпа у дяди и т.д. При этом педагог может просто до-го кориться с ребёнком об определённом обозначении или ребёнок может придумать его сам. Дети с нарушенным слухом очень наблюдательны и охотно предлагают собственные обозначения.

5) Дифференциация звуков.

6) Работа над понятиями и грамматическими обобщениями.

Так как мы говорим о детях с нарушенным слухом и ре­чью, требуется большая работало целостному овладению ими языком, что предполагает усвоение детьми фонетики, морфо­логии и синтаксиса.

Фонетика языка состоит из согласных и гласных звуков, которые имеют свою определённую прогрессию появления и детской речи. У детей с нормальным слухом эта прогрессия одна, а у детей с дополнительными проблемами она несколько специфична. Согласно этому, прогрессия соответствует инди­видуальным возможностям ребёнка, без учёта возраста и об­щих принципов появления звуков.

Работу легче изучать и описывать через группу звуков, чтобы показать многократно развитие речи в разных комби­нациях. Каждому специалисту, который работает в этой обла­сти, остаётся свобода выбора основных характеристик звука и возможность слухоречевого восприятия их детьми.

 

Возьмём, например, звук «П», который краткий и на­пряжённый, в этом случае пиктограмма должна содержать его основные характеристики. Игра начинается с различно­го положения тела (стоя, нагнувшись, сидя, стоя на коле­нях, лёжа); начинаем с периферийных частей тела ребёнка, при этом быстро произносим соединение согласного «П» и гласного «А» — логотом «ПА». Затем ребёнок и Вы вносите множество различных вариантов в игру, а не навязываете ему определённые элементы. Мы выбрали из множества логотомов один «ПА», чтобы различить в целом величину и интенсивность этого элемента и продемонстрировать мно­гие возможности.

Иллюстрация возможных комбинаций звука «П»:

 

Приведённые простые комбинации, после двигательной игры, переносим на письмо буквами на школьной доске, по­сле чего ребёнок перерисовывает их в свой блокнот. Отраба­тываем:

• варианты усиления (тихо-громко, крик-шёпот);

• ритмическую структуру (быстро — медленно, очень бы­стро — очень медленно);

• интонацию (высоко-низко, плавно-резко);

• тембр голоса — просим ребёнка произнести пиктограм­мы голосом маленького ребёнка, девочки, мамы, бабуш­ки, дедушки, папы; изображая животных (кошка, со­бака, медведь, жаба и т.д.), имитируя природные звуки (ветер, сирена, автомобиль).

Каждая структура содержит в себе около 50 вариантов, ко­торые вводит ребёнку специалист. Такое построение опреде ляет использование и перенос структуры, которая постоянно обогащается до самого конца.

Пиктограммы необходимо всегда давать в структуре, а если используется элемент, то этот элемент необходимо в конце дать одной обобщающей структурой в таком порядке: струк­тура - элемент - структура (которая включает все элементы речевого выражения).

Рассмотрим на примере звука «Д».Он согласный, крат­кий, смычный (взрывной) и имеет усиление произношения, но отличается напряжённостью от звука «П». Он не пери-феричен, что определяет игровые движения, которые могут быть использованы и в групповой работе. Повторяется движе­ние в разных положениях тела (как и звук «П») и в разных комбинациях.

Иллюстрация пиктограмм для звука «Д»:

 

 

Качественный контраст между логотомами слогов «ПА-ДА» охватывает структуру, после чего можно самостоятельно про­должить дифференциацию одного слога от другого. Важно на­помнить, что на первой ступени нужно предоставить свободу детям самим создавать новые структуры и варианты, которые может вспомнить ребёнок со звуком «П». Причём, не оказы­вая на него давления, давая ему свободу выполнять движения в любом положении, просторе, разных эмоциональных вы­ражениях.

Фрикативы:

 

Основное различие между взрывными и фрикативами в том, что при произнесении фрикатива получается щель, через кото­рую проходит воздушная струя. При проведении двигательной игры нужно помнить и о других важных моментах, которые существуют для восприятия каждого отдельного звука в своей группе (звучность, высота оптимального звука, способность психоакустического восприятия звукового спектра).

Основа произношения — напряженность, интонация, ритм, пауза, ударение — состоит из элементов и целого. Зри­тельная игра, которая включает в себя тактильную, пропри-оцептивную, вестибулярную, зрительную и слуховую основу, может быть в разных комбинациях. Произношение содержит все перечисленные элементы.

Так, например, звук «С» имеет в основе напряжённость, длительность; он высокий, с частотной характеристикой 6400-12800 Гц и, вследствие этого, относится к группе тя­жёлых для восприятия, но необычайно важен для развития речи и языка.

Игра организовывается на контрасте соотношения быстрого, краткого по времени произнесения логотома «ПА» с длительным по времени произнесения логотомом «СА». Так при логотоме «ПА» прикасаемся к частям тела и предметам, при логотоме «СА» обеими руками с напряжением и длительным движением отводим руки ото рта в стороны. Игра начинается I исходной точке и продолжается в пространстве. Пиктогра­фический рисунок может иметь такие характеристики.

Иллюстрация пиктограмм для звука «С»:

 

 

Богатство комбинаций намного шире, так как никогда основная структура пиктограммы не бывает сама для себя пределом. Затем постепенно дети могут учиться организации записи на листе бумаги. Заодно вырабатывается и зрительно-двигательная способность письма, которая необычайно важ­на для подготовки к чтению и письму.

Звук «Ж» похож на звук «С», но имеет меньше экстра-аудитивных элементов, для него очень важен слуховой кон­троль. Чтобы он мог получиться, нужно иметь возможность длительного напряжения, при этом не нарушая качества зву­ка «Ж». Этого можно добиться, дав напряжение на кисти рук, прижимая их к центральной части туловища во времени, которое нужно для восприятия.

Ощущение тела и создание определённой ситуации должно проводиться в разном положении тела и в разном простран­стве, т.е. спациоцептически. Чтобы напряжённость показать графически, ребёнок должен это почувствовать (сжать кула­ки). Нужно изобразить графически это ощущение (например, изобразить руку). Можете как и раньше при звуке «С» идти на основе контраста «ДА - ЖА». Но для выработки у ребёнка восприятия на слух «ЖА», необходимо многократное повто­рение слога с выделением элемента.

Иллюстрация пиктограммы звука «Ж»:

 

 

Комбинации различных логотомов дают широкие возмож­ности изменения их ребёнком и педагогом, ведь данный спо­соб обучения произношению естественный и спонтанный.

Вариантов должно быть столько, сколько могут придумать ребёнок и педагог. Когда ребёнок овладеет одной ритмической Структурой, тогда намного легче восприятие нового звука, ис­пользуя ритмы, которые ребёнок уже знает.

Приведённые комбинации и опыт работы показывают, что и каждом случае предусматривается изучение трёх звуков в схожих и различных логотомах.

Африкаты: Ц Ч =

Проблема африкатов необычайно сложна, так как при про­изнесении данных звуков нужно соединить взрывной звук со свистящим или шипящим звуком в короткое время, что для ребёнка с нарушенным слухом является особенно про­блемным. Чтобы ребёнок мог на что-то опереться, необходимо выделить один знакомый ему элемент. Игра проводится так, чтобы обучать на ранее полученных знаниях и только в опре­делённый момент выделить характерный африкат.

Звук «Ц» состоит из смычно-взрывного твёрдого «Т» и сви­стящего «С», которые произносятся кратко, напряжённо и высо­ко. Игру можно комбинировать так, чтобы выделить краткость или длительность. Так как «Ц» высокий звук, в игре больше используются сочетания со звуком «С», который ребёнок уже усвоил, и который тоже является высоким.

 

Особенностью всех этих звуков является звонкость. Вследствие этого требуется слуховой контроль при произнесении этих звуков. Эта группа звуков имеет ещё некоторые осо­бенности, например, модуляция (Л, Р), которые важны для восприятия и воспроизведения, а пиктографическая ритмика включает в себя эти элементы и использует в игре движения и модуляцию, изменяя их во времени и пространстве. Ча­стотная характеристика звуков (М), (Н), (НЬ) результат со­четания двух звуковых областей: низкой и средней — средне-низкие звуки. Так как наши дети имеют часто сохранные низкие частоты, воспроизведение этих звуков и организация игры должны быть спокойными, медленными, выделяя этим низкую характеристику звукового спектра, который харак­теризует звуки.

Звук «Р» —ранее подчёркивалось, что этот звук характе­ризует не только высота и сложность восприятия, но и слож­ность произнесения. Вибрация звука «Р» сложнее и быстрее, чем звука «Л». Постепенно при помощи логотома «ЛА» пере­ходим к логотому «РА».

Иллюстрация:

 

Другой приём через «БРРРР», который дети применяют как подражание, воспринимая образец произнесения, сопро­вождающийся кинестетическими ощущениями с использо­ванием остаточного слуха и постепенно переходя к звуку «Р» в следующей прогрессии:

 

Игра, которую необходимо создать при этом элементе.

Это игра, при которой педагог демонстрирует, как повора­чивает в машине ключ, заводит машину или мотор, или во­дит автомобиль. Он подражает игре на трубе или отстукивает низкие звуки по поверхности стола, произнося звук «Р».

 

Звуки, которые ранее получили, и ритмические структу­ры могут служить при создании многообразных комбинаций пиктографической игры и закрепления звука «Р».

Игра может отражать определённую ситуацию и изменять­ся по желанию педагога и ребёнка. Педагог координирует за­дание и каждый раз вносит в него новые элементы, например: скажи считалку голосом ребёнка, голосом птицы, медленно, нысоко и т.д. Движение производится не только одной частью тела, но и разными частями тела и всем телом. Качество звука соответствует качеству движения, из движения - ощуще­ния, а всё результат хорошего произношения нужного звука. Ощущения фиксируются с помощью пиктограмм, которые ребёнок запоминает, пиктограмма служит вспомогательным средством, а также и для развития психомоторики (зрительно-двигательное восприятие и начало чтения и письма).

 

Все гласные являются необходимыми элементами речи, они носители всех просодических качеств: интонации, ударения, ритма, аффективности выражения. Гласные очень важны для детей с нарушением слуха, которым тяжело воспринимать высокочастотные звуки «Е» и «И». Сразу в начале реабили­тации комбинируются разные гласные с согласным, так как никогда не отрабатывается согласный изолированно. Глас­ный может использоваться изолированно, при помощи их и вместе с ними упражняем в речевых выражениях разных уровней, начиная с вызывания голоса, гуления, отработки различных интонаций, тихо-громко, длительно-кратко и т.д. Обобщая можно сказать, что согласные больше контро­лируем телом, а гласные слухом.

Пиктограммы могут помочь и в закреплении словаря. Лек­сические структуры легче запоминаются детьми, когда пред­ставлены графически в виде считалок.

 

Графические рисунки и считалки могут использоваться и для усвоения различных грамматических форм.

Любую ритмическую структуру можно представить в гра­фическом виде, всё зависит от творчества педагога. В этом творческом процессе может участвовать и ребёнок, часто дети сами придумывают, как графически обозначить то или иное слово.

Графический рисунок может помочь и при усвоении струк­туры первых предложений.

Педагог рисует взрослых и детей из близкого окру­жения ребёнка, обозначая некоторые их особенности, по которым он может определить их (эти знаки обычно со­относят с причёской, одеждой, фигурой, украшениями, усами, очками и т.д.).

Дети часто сами предлагают рисунки: стариков (дедушка н бабушка), взрослых (мама, папа, тётя — педагог и воспита­тель) и детей (мальчик, девочка, малыш).

На рисунке педагог может обозначить и продемонстриро­вать сказуемое — разными символами обозначает действия и просит детей их показать. Это может выглядеть так:

 

Рисунки, которые демонстрируют ситуацию, а также сим­волы, обозначающие конкретные слова, помогут детям, не умеющим читать, составлять первые предложения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Прошла обучение по верботональному методу в Центре СУВАГ Хорватия и стала использовать его в реабилита­ции детей с нарушенным слухом

Рецензенты... Денисова О А доктор педагогических наук профессор зав кафедрой коррекционной педагогики и специальной педагогики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методика работы с пиктографической ритмикой

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От автора
Российская сурдопедагогика прошла интересный и пло­дотворный путь развития и имеет хорошие исторические традиции. Во всём мире известны такие имена российских учёных и педагогов как Н.А. Pay, Ф.Ф.

Об авторе верботонального метода академике Петаре Губерине
Петар Губерина родился в древ­нем городке Средней Долматии Ши-бенике (Хорватия) 22 мая 1913 года. Он был десятым ребёнком в кре­стьянской семье Ивана и Кат

Диагностическое обследование детей с нарушенным слухом
Для того, чтобы правильно осуществлять реабилитацион­ную работу с детьми, необходимо, прежде всего, провести точную диагностику, располагать чёткими сведениями о ре­бёнке. Некоторые из них

Отоакустическая эмиссия
В настоящее время всё чаще проводится исследование — отоакустическая эмиссия (ЕОАЕ),которое основано на спо­собности активного восприятия улиткой внутреннего уха слуховых раздражит

Тональная аудиометрия
Аудиометрия исследует порог слуха чистым тоном. Родителям и сурдопедагогам необходимо учитывать, что точность и объективность аудиограммы зависит от многих причин: точной калибровки аудиом

Верботональная аудиометрия
Исследование слухового восприятия на субкортикальном (подкорковом) уровне. Некоторые маленькие дети, с рожде­ния глухие, не могут реагировать на верботональный тест, пока с ними не проведены опреде

Речевая аудиометрия
Речевая аудиометрия — высший уровень слухового вос­приятия (корковый уровень). Она показывает разборчивость речи в зависимости от усиления. Речевая аудиометрия пока­зывает проц

Функциональная диагностика слуховой функции
Успешность реабилитации лиц, имеющих нарушения слу­ха и речи, во многом зависит от начальной диагностики. Чем объективнее и всестороннее она будет проведена, тем успеш­нее будет проходить реабилита

Исследование слушания без слуховых аппаратов в сво­бодном поле на каждое ухо отдельно.
Расстояние от уха определяется в зависимости от сте­пени снижения слуха, по таблице Флетчера (рис. 3). По аудиограмме высчитывается средняя потеря слуха на каж­дое ухо. Для этого показатели снижени

Исследование слушания со слуховым аппаратом.
Данное исследование необходимо для определения рас­стояния оптимальной разборчивости и эффективности поль­зования слуховым аппаратом. Исследование проводится так же, как и на голое ухо. Проверяется

Исследование костной проводимости.
С помощью данного исследования специалист с помощью вибратора находит на теле ребёнка участок, наиболее чув­ствительный к костной проводимости. Педагог произносит слоги или слова в зависимости от у

Определение оптимального слухового поля (ОСП).
Важным моментом в функциональной диагностике явля­ется определение оптимального слухового поля, т.е. опреде­ление режима наилучшей разборчивости при наименьшем усилении. Оптимальная инт

Лист функциональной диагностики
Ф.И.О. ________________________________________________________________________________ Дата __________________________________________________________________________________ HL

Интеграционное время.
Одна из основных характеристик слухового восприятия — временная характеристика или интеграционное время вос­приятия. Например, при нарушении слуха и слуховосприятия на фоне сосудистых изменений гол

Неврологическое обследование
  Для правильной организации лечения и реабилитации де­тей с нарушением слуха необходимо своевременное выявление дефектов центральной нервной системы и нарушений психиче­ского развити

Значение и исследование вестибулярного аппарата
  Так как весь организм ребёнка, его тело, движения и вести­булярный аппарат играют огромную роль в реабилитации, по возможности необходимо провести точное обследование вести­булярног

Техническое сопровождение верботонального метода
Среди некоторых сурдопедагогов России существует мне­ние, высказываемое и в печати, что верботональный метод —это прежде всего хорошая звукоусиливающая аппаратура и только благодар

СПЛ-метр Г50
СПЛ-метр Г50 - прибор для измерения уровня звукового давления (дБ УЗД (dB SPL)) на ухо пациента (рис. 8). Измерительные микрофоны вмонтированы в головные стереонаушники. Имеет возможность

Шумогенератор WN98
Предназначен для терапии уровня шума в ушах (рис. 12). «Верботон Г30Л» Используется для индивидуальной терапии речевых рас­стройств, а также для обучения иностран

Реабилитация детей с нарушенным слухом на основе верботонального метода
История не знает ни одного общества, ни одного народа, ни одного объединения людей, которые бы не пользовались языком. И везде язык выступает, как важнейшее средство человеческого общения. Все мы и

Слухоречевое развитие нормально слышащего ребёнка
  Ребёнок начинает слушать ещё в утробе матери. На зву­ковые раздражители он отвечает движениями, что создаёт активную связь между этими двумя действиями (слушанием и движением), но н

Образец правильного развития слушания и речи
Слушание Возраст Речь Беспокоится при громком звуке. Изменяет на звук скорость сосания. Открывает глаза и смеётся, когда слышит

Развитие слухового восприятия и речи у детей с нарушенным слухом
  Если у ребёнка установлено нарушение слуха, то родите­лям нужно знать, что оно может быть от лёгкой степени ту­гоухости до тяжёлой степени тугоухости и глухоты. Граница лёгкой степе

Вибротактильная фаза
Ещё в 1929 году американскими учёными был проведён эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Исследования, проведённые в Центре «СУВАГ», подтвердили это. Данное полож

Развитие слухового восприятия
  Обычно ребёнок не сразу узнаёт и откликается на окру­жающие звуки. Так, в начале педагог работает с ребёнком над пониманием «есть звук - нет звука». На первой фазе развития

Игры на развитие слухового восприятия. Звук, как сигнал к действию
Необходимо уделять внимание играм, в которых звук служит сигналом к действию. Дети ложатся «спать» на ковер и спокойно ле­жат, когда слышат звук, вскакивают и бегут в определённое место. Такой звук

Игры на определение звучащего предмета (Что звучит?).
Угадай, что слышишь Педагог учит распознавать разные звучащие игрушки и звуки, которые могут производить некоторые предметы, например, звук барабана, металлических тарелок, шуршание

Игры на определение места звука в просторе.
Откуда идёт звук В комнате педагог определяет место, где ребёнок может спря­таться. Спрятавшись, малыш зовёт детей или стучит в барабан. Данное упражнение необходимо для развития ор

Вызывание природного голоса и фонетическая прогрессия
Реабилитация проходит в игре, в которой ребёнок откры­вает для себя звук и свой голос, свою способность к имитации и её практическую сущность. Важно во время первых игр давать ребёнку слушать звук,

Начальные упражнения с новыми фонетическими структурами
  Предъявление картинок: • при произнесении «ааааааа» проводим игру «Самолёт»; • при произнесении «уууууу» проводим игру «Поезд»; • при произнесении «бррррр

Усвоение просодических качеств
Основная задача обучения детей на данном этапе заключа­ется в усвоении ритмов, в различении силы и длительности акустического сигнала или паузы. 1. Фономоторная двигательная игра помогает

Постановка первых вопросов
  В контексте игры дети понимают ситуацию, используют и учатся первым речевым выражениям и постановке вопро­сов: «ааааааа?» — что может означать «Где самолёт?» или «Это самолёт?», «Ав

Продолжение реабилитации на первом году обучения. Фонетическая и лингвистическая прогрессия. Упражнения с новыми фонетическими структурами
Дальнейшее обучение речи направлено на усвоение новых слов и грамматических структур, употребление их в разно­образных ситуациях. Разные ситуации помогут детям хо­рошо уяснить смысл новых понятий и

Усвоение просодических качеств
На этом этапе необходимы правильное восприятие и ими­тации речевого ритма и интонации первых двусложных слов и фраз, которым учим. Исходя из возможностей детей, используют разные упраж­

Упражнения на слуховое восприятие
Все выше упомянутые игры, связанные с усвоением про­содических элементов, можно использовать и как игры по развитию слухового восприятия. При развитии слухового восприятия используются реч

Критерий оценки результатов работы на первом году реабилитации
Работа считается успешной, если ребёнок: 1. Долго и с желанием говорит в микрофон. 2. Контролирует голос слушанием, в наушниках или со слу­ховыми аппаратами говорит лучше и громче

Фонетическая прогрессия
В первую очередь на втором году обучения берём слова для закрепления ранее изученных звуков, а также новые звуки: и, к, ш, г, х, с, ньи ль — пробуем получить хорошее произно

Развитие слухового восприятия
Для развития слухового восприятия можно использовать небольшие рассказы, иллюстрированные картинками, каждый из которых связан с определёнными высказываниями, которые ребёнок умеет говорить. Рисунк

Лингвистическая прогрессия
Второй год реабилитации является этапом, на котором тре­буется научить ребёнка употреблять речевые выражения — морфологически и синтаксически правильно строить пред­ложения. Природный жест

Упражнения с первыми трёхсложными предложениями
Показываем картинки и серию картинок, на которых раз­ные субъекты делают одинаковую работу, или одинаковые субъекты выполняют разные действия, разные субъекты вы­полняют разные действия с различным

Третий и четвёртый года реабилитации
Задачи данного этапа обучения: 1. Расширение и обогащение словарного запаса ребёнка. 2. Восприятие на слух подготовленного и неподготовлен­ного речевого матер

Фонетическая прогрессия
На 3-4-м году обучения продолжается работа по восприятию на слух и воспроизведению ранее изученных звуков в словах и предложениях. Новые звуки: р, ж, з, ц, ч, я, ю, ё — пробуем получить хо

Лингвистическая прогрессия
Постепенно словарь обогащается всеми частями речи, расши­ряется, хотя высказывания ещё краткие и содержат 4-5 слов. Затем начинают появляться и некоторые сложные пред­ложения и ситуации. Н

Упражнения на развитие слухового восприятия
С лингвистической и фонетической прогрессией тесно свя­зано развитие слухового восприятия. При подборе слов для слухового восприятия, берутся слова, которые ребёнок хорошо произносит; слов

От чего зависит успех реабилитации?
Каждый ребёнок имеет особый путь роста и развития, так­же и дети с нарушением слуха. Развитие слушания и речи у каждого ребёнка с нарушением слуха имеет свой путь и скорость продвижения. Н

Фонетическая ритмика
  Специалистами Центра «СУВАГ» была замечена пря­мая связь между движением и произношением. Академик П.Губерина совместно со своей ученицей Весной Пинтер ещё в 50-е годы прошлого стол

Музыкальная стимуляция
  На занятиях музыкальной стимуляции особое внимание уделяется работе над двумя основными элементами речи — ритмом и интонацией, которые привносят в речь человека огромное богатство э

В речи четыре основных музыкальных ритма: восьмые; четвёртые; шестнадцатые; триоль.
Три основные функции музыкального ритма: • показать разницу между каждым звуком речи (на ирра­циональных считалках); • дать понять разницу в напряжённости и продолжитель­ности вре

Речевые ритмические считалки
Основа считалок - ритм и интонация. Считалки близки де­тям. Они присутствуют в жизни каждого ребёнка. Их ритмы как бы с рождения заложены в нас. Не случайно в фольклоре разных народов присутствуют

Мелодия в музыкальной стимуляции - пение
Три задачи: 1-я задача - постановка звука, вызывание голоса. Ма­ленькому ребенку надо петь. До трёх лет — три тона 5—6 лет -5-6 тонов.

Коррекция произношения
На занятиях музыкальной стимуляции, как и на всех дру­гих занятиях по верботональному методу, проводится кор­рекция произношения. Используя средства музыки можно корректировать: • плавност

Речевые игры
Речевые игры максимально приближены к естественной речи и являются важнейшей составляющей частью в рабо­те над развитием речи детей с нарушенным слухом. В этих играх ритм берёт своё начало в природ

Аудиовизуальный курс
  Основное назначение устной речи - коммуникация. Все роди­тели глухих детей мечтают о том, чтобы их ребёнок мог общаться с ними и окружающими людьми. Они с нетерпением ждут, когда ре

Помощь в составлении простого предложения
(существительное и глагол) Рисунок символами может помочь при составлении пер­вых предложений. К большим картинкам даются маленькие картинки, с помощью которых могут соста

Использование рисуночного письма при пересказывании сказки или рассказа
Занимательный, простой рассказ используется, когда ре­бёнок может воспринять красивую картинку и живой рас­сказ педагога привлекает детское внимание, побуждает его к занятиям. Листая книгу

Рекомендации для занятий с детьми до трёх лет
Если у вас достаточно широкая кроватка, можете покатать ребёнка из стороны в сторону, как тесто, а потом поворачи­вайте его на одном месте по часовой стрелке. Попробуйте легко подбрасывать его на р

Развитие психомоторных функций у детей с нарушением слуха
  Для хорошей реабилитации необходимо развитие всех функций. Большая роль в этом процессе отводится работе пси­хологов. Только совместная работа всех сотрудников учреж­дения и родител

Роль родителей в реабилитации детей с нарушением слуха
  Когда врачи сообщают родителям, что их ребёнок не слы­шит, те испытывают болезненный шок и отчаяние, им кажет­ся, что рушатся все мечты и надежды, связанные с появлени­ем ребёнка. В

Общие рекомендации, которые можно дать родителям
Что нужно делать родителям • Проводить много времени со своим ребёнком в игре и раз­говаривать с ним. Это вводит его в мир звуков. • Развивать микро- и макромоторику.

Организация обучения на основе верботонального метода
В настоящее время уже никто не отрицает значение ран­них диагностики и реабилитации детей с нарушением слуха. Реабилитацию необходимо начинать сразу после постановки диагноза ребёнку. В нашем Центр

Кохлеарная имплантация
Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реа­билитации детей с большими по­терями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но и сис

Реабилитация
Сильные и глубокие потери слуха могут оказывать раз­рушающее влияние на личность ребёнка и его семью. Для детей, родившихся глухими или оглохшими до того, как они научились говорить, значительно ог

Как же слышит человек с кохлеарным имплантом?
Система состоит из импланта — внутренней части и внешней части — речевого процессора. В состав импланта входят: прием­ник/стимулятор с компьютерным чипом в титановом корпусе, покрытый силиконовой о

Послеоперационная диагностика
Основной целью послеоперационной диагностики являет­ся мониторинг и наблюдение послеоперационных факторов, которые влияют на результаты использования кохлеарного импланта, и в то же время диагности

Прогнозированное развитие слушания речи у детей с кохлеарной имплантацией
Время после операции Развитие слушания Развитие речи 0-6 месяцев - пространственная компе­тенция - спокойное поведени

Комплексная реабилитационно-образовательная про­грамма — верботональная модель.
Верботональная программа дошкольного образования для детей с нарушениями слуха и речи показывает комплекс­ность образования и реабилитации, и её достижения харак­теризуются междисциплинарным подход

Индивидуальная реабилитация слушания и речи
Первоначальным и фундаментальным подходом вербото-нальной практики является индивидуальная реабилитация слушания и речи. Особое акцентирование на слушании, всег­да было основным подходом к реабилит

Групповые образовательно-реабилитационные занятия
В рамках образования применяется верботональная про­грамма образовательно-реабилитационных занятий. Рассматривая образование как главную цель, такие занятия должны объединить требо

Способ работы с имплантированными детьми практиче­ски не отличается от работы с нормально слышащими детьми.
Дети с КИ быстрее и более качественно проходят програм­му «РАЗВИТИЕ СЛУШАНИЯ, РЕЧИ И ЯЗЫКА» в сравнении с другими детьми с нарушениями слуха. Лучшие результаты достигаются, если операция по имплант

Интеграция
Интеграция детей в обычную систему образования явля­ется главной задачей при работе с каждым ребёнком с КИ, включенным в программу реабилитации по верботональной системе. Дети интегрируютс

Верботональный метод в России
  В России более 43 ООО детей с нарушением слуха. В основ­ном дети обучаются в детских садах с пятидневным пребыва­нием - 99 детских садов и в школах-интернатах - 206 школ. Российская

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги