рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ - раздел Педагогика, Часть I ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ   Первые «Ростки» Антропоцентрической Парадигмы Появились В Пед...

 

Первые «ростки» антропоцентрической парадигмы появились в педагоги­ческой мысли эпохи Возрождения: в культуре и философии теоцентрическая картина мира начинает сменяться антропоцентрической. Возрождается инте­рес к античности, культуре дохристианских народов Европы (греков, римлян). На примерах античности Возрождение утверждает право человека на собствен­ную мысль и творчество. Для педагогики чрезвычайно важно возникшее пред­ставление, что одним из главных продуктов человеческого творчества являет­ся сам человек. В нем по-прежнему признается сочетание двух субстанций: божественной и природной, но теперь выделяется и третья, особая — челове­ческая.

Мыслители эпохи Возрождения пытались понять эту человеческую ипо­стась, ставшую основой гуманизма.Пико делла Мирандола в своей речи «О на­значении человека» провозглашает: «Я ставлю тебя в центре мира, — говорит Творец Адаму, — чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, кото­рый ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные су­щества, но можешь переродиться по велению своей души в высшие, божествен­ные... О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!»14 В этом отрывке ясно открывается суть человеческого начала в этом мире, отличного от божественного и природного: ребенок, взрослея, сам придает себе тот образ, который предпочтет.

Идеи раннего гуманизма, закладывающие основы антропоцентрической парадигмы педагогики, еще мало повлияли на практику европейского образо­вания. В истории запечатлена как первый опыт педагогической реализации идей гуманизма, деятельность школы «Дом радости» Витторино де Фельтре (1378—1446). Он разместил свою школу в большом загородном дворце, на бе­регу живописного озера, среди парков и полей. Естественная среда — приро­да — рассматривалась гуманистами как первый фактор воспитания. Во имя ес-

--------------

13 Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 44.

14 Цит. по кн.: Бурхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996. С. 306.

 


тественности из интерьеров дворца были убраны роскошная мебель, драпиров­ки, дорогая посуда, сокращен штат прислуги. Ученики этой школы должны были преодолевать дворянскую спесь и изнеженность. Здесь культивировалась умеренность, самостоятельность, большое внимание уделялось физическому развитию.

Как философ-гуманист, Витторино де Фельтре основанием содержания обучения в своей школе сделал античную классику: греческий, латинский язык и литературу Древней Греции и Рима. Кроме того, в его школе изучались мате­матика, астрономия, основы естествознания, ученики овладевали навыками черчения и картографии.

Вся атмосфера школы «Дом радости» была пронизана вниманием к инди­видуальности каждого ученика, укрепляла его веру в собственные силы, убеж­дала в своих способностях. В такой жизнерадостной и естественной обстанов­ке не могло быть места телесным наказаниям, авторитарной власти учителя. Основные вопросы жизни школы ученики решали сообща, здесь существовало некое подобие выборных органов самоуправления.

Антропоцентрические идеи и поиски гуманистов эпохи Возрождения еще не оформились в законченную парадигму, а скорее «расшатывали» основы теоцентрической парадигмы, пролагая дорогу рациоцентрической парадигме, которая использовала для своего укрепления и некоторый антропоцентрический пафос, Судьба антропоцентрической парадигмы в педагогике как нельзя лучше подтвер­ждает, что наука изменяется не кумулятивно, то есть поступательно-непрерыв­но, а, напротив, прерывисто, с отходом «в тень» некогда признанных идей, с их возвращением на новом витке развития культуры и философии.

Так, в эпоху Просвещения, когда рациоцентрические доктрины педагоги­ческой парадигмы переживали свой расцвет, возникли новые «проблески» ан­тропоцентрической парадигмы. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) провозгласила как новые педагогические ценности:

□ изначальное совершенство ребенка;

□ природосообразность, естественность воспитания;

□ свободу в воспитании;

□ общечеловеческие целевые ориентиры воспитания;

гуманизм.

Образ ребенка в характеристике Ж.-Ж. Руссо не мог не поразить современ­ников. Ребенок для него был существом изначально чистым и совершенным. Ж.-Ж. Руссо призывал принимать детство как особенный, чрезвычайно зна­чимый период жизни человека: «Люди, будьте человечны!.. Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту»15. Не слу­чайно он выступал противником схоластической школы, книжного знания, пассивного зазубривания. Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо, изложен­ная в романе «Эмиль, или О воспитании», провозглашает основой образова­ния свободную самодеятельность ребенка, формирование его собственного жиз­ненного опыта путем наблюдений и труда в природе.

---------------

15 Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 77.

 

В первой четверти XIX века в европейской философии и педагогике начал широко использоваться термин «гуманизм» (от лат. humanus — человеческий, человечный). Это понятие отражает такую мировоззренческую позицию, ко­торая признает в качестве высшей ценности человека и утверждает его право на свободу, справедливость и счастье. Считается, что термин «гуманизм» впер­вые ввел в научный обиход немецкий педагог Ф. Хитхаммер, но не стоит забы­вать о вкладе, который внесли в его содержание и научное использование великие представители педагогики эпохи Возрождения еще на заре антропо­центрической парадигмы.

Новый мощный «всплеск» гуманистических идей в педагогике и накопле­ние парадигмического потенциала антропоцентрическими концепциями при­ходится на начало XX века. Востребованность антропоцентрических ценно­стей определили многие социокультурные факторы:

□ прогресс техники и технологий, бурное развитие промышленности;

□ как следствие, рост требований к уровню образования в обществе, неиз­бежность модернизации содержания образования, критическое отноше­ние к классно-урочной форме обучения, к «школе учебы» с ее ориента­цией на книжные знания;

□ развитие наук о человеке (особенно физиологии, психологии), появле­ние новых научных знаний о природе детства, об особенностях познава­тельной деятельности человека в различные возрастные периоды;

□ значительный рост массовой школы, реализация в экономически разви­тых странах Западной Европы и Северной Америки системы всеобщего начального образования, широкое распространение среднего образова­ния и вместе с тем укрепление власти государства и правящих идеологий над школой;

□ ослабление религиозной составляющей в культуре и частной жизни, мо­ральное отчуждение людей, особенно в экономически развитых странах.

 

Выдающийся русский философ и педагог В. В. Розанов (1856—1919) в 1899 го­ду опубликовал книгу «Сумерки просвещения», где поставил главный вопрос: почему образование не достигает своих высоких целей, почему оно не способ­но всесторонне развить личность? И, отвечая на этот вопрос, заявлял, что об­разование само нарушает три своих коренных принципа: принцип индивидуаль­ности (обращение к богатому духовному миру человека), принцип целостности (не дробить знания по предметам, темам, классам, а углублять их личностный смысл) и принцип единства типа (все впечатления, обращения к душе ребенка должны исходить из источника одной исторической культуры, из единства си­стемы ценностей). Человек, образование которого игнорирует эти «коренные принципы», не думает о своем предназначении на земле, о смысле жизни, его больше заботит собственный социальный статус, профессиональная карьера, материальный доход.

Стремление вывести образование на уровень интересов личности, сделать его максимально жизненным, практически востребованным в полной мере находит отражение в педагогической теории и образовательной практике

 

прагматической педагогики. Ее основоположник и главный идеолог американ­ский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (}859—1952) в центр своей педа­гогической системы (как и Ж.-Ж. Руссо) поставил личность ребенка с ее уни­кальным внутренним «Я» и собственным социальным опытом.

Учебную информацию, основные навыки, опыт переживания и общения дети получают в практической деятельности при исследовании взятых из жиз­ни проблем, как участники «проекта». Учитель в ситуации «проекта» действу­ет как консультант, как старший участник общей деятельности.

Антропоцентрический аспект педагогики прагматизма реализуется в утвер­ждении индивидуального опыта ребенка как средства и цели образования. Образование, по мысли Дж. Дьюи, является «развитием в процессе опыта, по­средством опыта и ради опыта»16.

В педагогической системе Дж. Дьюи также значим важнейший гуманисти­ческий принцип — свобода. Он показывает, что сама природа учения, как ин­дивидуальной деятельности, требует определенной свободы действий, мыслей, суждений. Но образование, предоставляя ребенку свободу самореализации, должно учить его самоконтролю, управлению своим поведением и деятель­ностью.

Педагогическая практика воплотила в большей мере технологическую со­ставляющую педагогической системы Дж. Дьюи: отказ от классно-урочной формы обучения и использование «метода проектов». Формальная «школа уче­бы», благодаря «методу проектов» и организации свободной образовательной среды, приобрела весьма демократический вид.

«Предвестниками» антропоцентрической парадигмы образования в начале XX века явились многочисленные концепции «свободного воспитания» и дея­тельность «свободных школ» в разных странах. Весьма примечательно, что все они строятся на идеях природосообразности воспитания, свободы развития и самоопределения личности ребенка, сотрудничества взрослых и детей.

М. Монтессори: «Дети сами решают, чему, где и как они будут учиться... а учи­телю выпадает радостная роль исследователя, наблюдающего за раскрытием детской души и откликающегося на просьбу ребенка: „Помоги мне это сделать самому”».

С. Френе: «Поскольку мы пока не можем методично, на научной основе по­знать детей и, исходя из этого знания, предоставить каждому ребенку соответ­ствующее образование, удовлетворимся тем, что создадим для них среду и тех­нические средства, способные помочь становлению их личности. Мы лишь расчищаем для них дороги, и каждый выберет свою, отвечающую индивиду­альным склонностям, вкусам и запросам».

Я. Корчак: «Прежде всего следует научить ребенка смотреть, понимать и любить. А потом только учить его читать; юношу следует научить хотеть и мочь действовать, а не только много знать».

А. О'Нилл: «Как можно взрастить счастье? Мой ответ таков: отмените власть. Дайте ребенку быть самим собой. Не подавляйте его все время. Не учите его. Не читайте ему нотаций. Не пытайтесь его возвысить. Не заставляйте его де-

16Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000. С. 334.

 

лать что бы то ни было... Подарить свободу — это подарить любовь, а только любовь может спасти мир».

Л. Н. Толстой: «Вопрос: как учить? какой наилучший метод? — есть вопрос о том, какое отношение между учащим и учащимися будет наилучшим».

К. И. Вентцель: «„Дом свободного ребенка” стремится к тому, чтобы помочь каждому ребенку создать собственной работой мысли и на основании собствен­ного личного опыта свой нравственный идеал».

К сожалению, господство в педагогике рациоцентрической парадигмы еще в течение всего XX столетия сохраняло ориентацию образования на утилитар­ные ценности: подготовку к высшей школе, к производству, к жизни. После некоторой модернизации к середине XX века вновь укрепились основы класс­но-урочной формы обучения. Она обогатилась новыми технологиями: алго­ритмизацией в обучении, программированным обучением, проблемным обу­чением. Система образования продолжала справляться со своей задачей — готовить человека знающего, способного к функционированию в рациональ­но организованном обществе. Это в некоторой степени повысило эффектив­ность образования и отдалило до конца XX века кризис рациоцентрической парадигмы.

Научное сообщество в области педагогической науки на исходе XX столе­тия начало осмыслять радикальные преобразования В культуре и социальной жизни общества:

□ смену типа культуры — становление префигуративной культуры;

□ переход к постиндустриальному устройству социально-экономической жизни общества;

□ информационную революцию, широкое применение компьютера как средства педагогической коммуникации;

преодоление тоталитаризма как основы политической системы госу­дарства.

 

Эти глобальные социокультурные процессы привели к мощным преобразо­ваниям педагогической реальности. Требовалось по-новому определить сам пред­мет образования, найти новые ценностно-смысловые основания педагогической деятельности, выстроить иные формы педагогического взаимодействия. Рацио­налистические ценности образования активно вытеснялись ценностями гумани­стическими: признанием самоценности человека как единственного источника прогресса, принятием идеи непрерывности образования, ориентацией образо­вательных целей на самого человека, на его личностное самоопределение.

Смену парадигмы педагогики не стоит воспринимать как процесс, обуслов­ленный в нашей стране распадом СССР, сменой политической власти, пере­ориентацией экономики на капиталистический путь развития. Это общеми­ровая проблема, особенно остро переживаемая в странах с западным типом культуры.

Становление антропоцентрической парадигмы педагогики проявляется в следующих особенностях современной образовательной реальности.

Школа теряет свои традиционные функции, которые сложились и закре­пились за столетия господства рациоцентрической парадигмы педагогики.

 

Школа перестает быть основным источником базовых знаний. Многочислен­ные социологические опросы в России и странах Западной Европы показыва­ют, что более 80% информации современные дети получают не в школе, а с экрана телевизора, из Интернета. Современное образование напрямую связы­вается с «экранной культурой», где производство, хранение, передача и потреб­ление информации определяются прогрессирующей компьютерной техноло­гией. Все большее значение приобретает в освоении культуры свободное общение, туризм, занятия по интересам.

Учитель перестает функционировать в качестве главного транслятора зна­ний, поэтому он несет все меньшую ответственность за результаты образова­ния. Ученик сам (и его родители) выбирает школу, учителя, учебные курсы, поэтому сам несет ответственность за свое образование. Уже становятся ре­альностью индивидуальные образовательные программы, обучение в экстер­нате, дистанционные формы обучения. Когда учебные курсы распределяются по модулям или блокам, то для их освоения школьники объединяются в малые группы с учетом интересов и уровня освоения данного курса. Такие формы учеб­ной деятельности не нуждаются в объединении учащихся в одновозрастные классы, в едином расписании занятий и традиционном уроке.

Основной формой современного производства (а это, в первую очередь, производство информации и услуг) становится деятельность в малых творче­ских группах, где ключевым моментом является личностное общение, органи­зация сотрудничества и совместного творчества. Эта тенденция имеет место и в современном образовании. У школы появляются новые задачи:

организовывать живое детское сообщество, в котором каждый ребенок получил бы возможность нормально социализироваться;

□ воспитывать коммуникативные навыки и способности детей;

□ воспитывать гражданские качества;

□ воспитывать интерес к своей личности, обеспечивать опыт рефлексии и самовоспитания.

 

Воспитание становится приоритетной составляющей целостного процесса образования. Значение социализации и обучения не умаляется, а рассматри­вается как возможность обеспечения культуроформирующей функции обра­зования.

В обиход образовательной действительности входят категории «свобода», «выбор». Свобода понимается современным образованием как право человека обладать своей индивидуальностью, как «воля к обретению себя», а значит, и как ответственность. Именно образование призвано изменить столетиями формируемое у человека сознание «винтика», преобразовать его деятельность и общение, создать потребность самому определяться в мире культуры и соци­альных отношений.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Часть I ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ... Педагогика как наука... Глава...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ
Важнейшей составляющей жизни человека как сознательного существа яв­ляется постижение им своего бытия, освоение знания об окружающем мире и самом себе. Слово «наука» в переводе с греческого означае

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  Естественный исходный вопрос, который возникает при характеристике на­уки, — это вопрос о ее предмете, о той области реальности, которую она изучает и способы преобразования которой

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  В современных работах по педагогике, особенно в учебниках и пособиях для учителей, популяризируется некая понятийная формула: «Образование = Обучение + Воспитание». Она совершенно н

ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
  Современная педагогика — это, по существу, совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих образование как целостный педагогический процесс. За многовековую историю развития

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Человек, рождаясь, оказывается в среде, которую сам не создавал, в культу­ре, которая уже сложилась без него. Сущность взрослеющей и развивающейся личности будет определяться тем, как она социализи

ПОНЯТИЕ НАУЧНЫХ ПАРАДИГМ
  Педагогика, как и любая область научного знания, переживает изменения: уходят в историю некогда авторитетные теории, их сменяют новаторские кон­цепции, которые со временем, став общ

ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ
  Становление первой научной парадигмы педагогики шло от дописьменных традиций воспитания в архаичной культуре, «прорастало» педагогическими идеями великих античных философов и мыслит

РАЦИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ
  Культура Нового времени и эпохи Просвещения (с XVII до начала XIX века) иначе ставит вопрос о том, кто задает человеку границы существования в этом мире: они устанавливаются не прир

К. Д. Ушинский
а) «живое восприятие учебного материала», б) «сравнение и сопоставление полученных представлений и выработка предварительных понятий», в) «обобщение и приведение знаний в систему»

ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Образование, как всякая деятельность человека, носит целесообразный характер: цель условно проектирует результат образовательного процесса, от нее зависит выбор средств и методов педагогической дея

К ОБОСНОВАНИЮ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
  Натуроцентричная позиция в педагогической теории характеризуется тем, что мыслители и педагоги стремились определить цель образования, идя «от природы» (natura — природа), возвышая

СОЦИОЦЕНТРИЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
  Другой подход к построению цели образования — социоцентричный. Од­ним из первых в педагогике цель образования напрямую связал с целями со­циума и государства Платон. В своем

ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
  Цель образования в педагогике рассматривается и с позиции эзотерическо­го подхода (греч. esoterikos — внутренний, тайный). Этот взгляд на цель обра­зования начал складываться в конц

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ВЗРАЩИВАНИЕ «САМОСТИ»   Представление об общечеловеческой цели образования в педагогике вто­рой половины XX века было значительно пересмотрено под влияни

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
  В педагогике достаточно давно, уже в XIX веке, у определенной части уче­ных складывалось представление о том, что цель образования должна учиты­вать как общественные потребности, та

ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ
В педагогике трудно найти более многозначное понятие, чем воспитание. С одной стороны, его общий смысл ясен любому человеку. Еще К. Д. Ушинский замечал, что в этой области все считают себя специали

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  Сущность целого в научном познании можно выявить, только рассмотрев его структуру, выяснив сущность его отдельных компонентов и природу их вза­имосвязей, иногда упростив сложный про

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  Процесс воспитания — объективная реальность. Его изучение открывает объективные, существенные и достаточно устойчивые связи в протекании са­мого процесса, в его организации, в повто

Природосообразность воспитания
Эту закономерность как определяющее начало воспитания выделяли еще великие педагоги прошлого:   □ Демокрит утверждал, что «природа и воспитание подобны»;

Культуросообразность воспитания
Эта закономерность определяет культурно-историческую обусловленность процесса воспитания. Воспитание всегда воспроизводит культуру, в которой существует ребенок, и сама индивидуальность восп

Определяющая роль деятельности в воспитании
Эта закономерность указывает на то, что ребенок воспитывается в меру его участия в деятельности: только субъект деятельности может быть воспитан. Поэтому воспитание — это не что иное, как пе

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  Принципы (от лат. principium — начало, основа) — основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответ­ственно организуют его содержание, фо

Принцип гуманизации воспитания
Этот принцип провозглашает в воспитании идею самоценности человека, идею активного человеколюбия. Он требует: □ принимать ребенка таким, каков он есть, и верить, что каждый во

Принцип демократизации воспитания
В воспитании всегда присутствует соблазн авторитарности — стремления подчинить ребенка своей власти, «переделать» его по своим представлениям об образце. Этот принцип указывает, что любое воспитате

Принцип учета в воспитании индивидуальных, возрастных и половых различий детей
Этот принцип указывает на то, что воспитание призвано специально созда­вать условия для становления уникальных, самобытных особенностей личности, для ее «движения по пути индивидуальности» (

Принцип педагогического оптимизма
Авторство этого принципа принадлежит А. С. Макаренко, но в той или иной мере педагогический оптимизм лежит в основе всех гуманистических воспи­тательных систем. Он декларирует, во-первых, подход к

Принцип целенаправленности воспитания
Этот принцип указывает на социокультурную обусловленность воспитания. Воспитание всегда связано с организацией деятельности и общения воспитан­ников в связи с определенной целью, на специально отоб

Принцип единства и целостности воспитательного процесса
Еще А. С. Макаренко утверждал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»42. Эту «сумму влияний» и должно выстр

Принцип коллективности воспитания
Становление ребенка как личности требует организации специальных пе­дагогических условий, в которых он получил бы возможность осваивать соци­альные нормы и правила поведения, социальные роли и функ

БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ
  Педагогика (а она по природе своей наука философская) всегда стремилась к моделированию идеального — мира, человека, государства, семьи, школы, учителя. Этому отдали дань Платон, Т.

В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  Коллектив — одно из важнейших достижений человеческой культуры. С древ­них времен в истории всех цивилизаций люди объединялись для совместного труда и решения жизненно важных

ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
  Для того чтобы создавать детский коллектив и строить на его основе воспи­тательный процесс, нужно знать педагогическую природу этого процесса. Теоретически она обоснована в работах

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ
  В современных концепциях развития отечественного образования все от­четливее оформляется понимание значения образования как механизма, под­держивающего проявление индивидуальности л

Личностное самоутверждение в коллективной деятельности и общении
Коллектив и личность взаимодействуют, неизбежно испытывая противоре­чия. Именно эти противоречия становятся движущей силой взаимного разви­тия. Например, важным способом организации коллективной де

Освоение взрослых форм общения и деятельности
В многообразии проявления коллективных отношений для воспитания од­ними из самых ценных являются отношения дружбы. В культуре многих народов оформление отношений дружбы у подростков

Открытие себя как личности и индивидуальности
Представление о себе как личности возникает у детей и подростков не в от­влеченных размышлениях, а в реальных ситуациях коллективной жизни. Че-   ловек осознает жизненные

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ВОСПИТАННИКОВ
  Методы этой группы служат, в первую очередь, накоплению детьми своего социального опыта. Известно, что социальный опыт приобретается ребенком и вне воспитательного процесса, в свобо

МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ
  Общей особенностью методов этой группы является то, что все они словес­ные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство эффективнее других средств может бы

И КОРРЕКЦИИ ДЕЙСТВИЙ И ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ
  В процессе накопления социального опыта, самоопределения ребенку нуж­но достаточно серьезное педагогическое «подкрепление». Такой цели служат специальные методы воспитания: они помо

ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
  Классики отечественной педагогики всегда понимали педагогику не толь­ко как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания. Любо­пытно, что, несмотря на близкую к

ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ
  В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов клас­сификации технологий воспитания (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Ф. А. Мустаева, Л. Е. Никитина, И. П. Подласый

Технология мероприятия
  «Мероприятие» — семантика этого слова достаточно прозрачна: «принятие мер», и авторитарная направленность смысла очень открыта. --------- 52 Щуркова

Технологический алгоритм воспитательного мероприятия
  1. Определение цели. Цель мероприятия может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к вечным проблемам нравственной жизни людей, искусства, экономик

Технология игры
  Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр. Известные отече­ственные исследователи теории и техно

Технология коллективного дела
  Эта технология родилась в практике «педагогики общей заботы», создан-. ной замечательным ленинградским ученым-педагогом И. П. Ивановым. Ее блестящим воплощением стали в конце прошло

I. Технология организованного общения школьников.
  При решении проблем этого «блока» воспитательной работы классному ру­ководителю следует выдержать определенную технологическую последователь­ность.   1. Из

II. Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком
  Воспитательное взаимодействие с ребенком школьного возраста на инди­видуальном уровне предполагает создание возможностей для становления и проявления субъектного начала

III. Технология педагогического взаимодействия с родителями школьников
  Взаимоотношения школы и семьи — одна из острых проблем практической педагогики. Но это «вечная» проблема, поэтому в разные времена она обостря­ется по разному поводу и в разных форм

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  Житейское понимание обучения — изучение наук, освоение знания. Весь гигантский потенциал науки во все времена был направлен, по существу, на одну цель — дать максимально совпадающие

Содержательный компонент учения
В процессе обучения учащиеся имеют дело с различными видами учебной информации.   Репродуктивная информация предполагает усвоение «готового знания»: уч

Мотивационный компонент учения
Человек любого возраста включается в деятельность учения, когда у него есть внутренняя потребность в освоении знаний. Современная психология подтвердила гениальную догадку Сократа, что настоящее уч

Операционный компонент учения
Учение — это познавательная деятельность, основу которой составляют ов­ладение системой знаний и овладение умственными действиями с этими зна­ниями. Усвоение теоретического знания в учебно

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  Наука в любой области знания — и педагогика в том числе — имеет дело с обоснованием теоретических законов и закономерностей. Процесс обучения уже Я. А. Коменским был описан как зако

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
  Закономерности процесса обучения, как мы уже заметили, — это объектив­ные тенденции, которые действуют независимо от того, знает ли конкретный учитель об их существовании. Именно по

II. Принципы, закономерно определяющие отбор содержания обучения
  1. Принцип научности обучения. Этот принцип обращает процесс обучения к необходимости предлагать в качестве содержания обучения современное состояние наук. Он указыв

III. Принципы, утверждающие реализацию в процессе обучения закономерностей познавательной деятельности учащихся
  ]. Принцип сознательности и творческой активности учащихся в обучении. Этот принцип указывает на необходимость осознания учащимися изучае­мого знания, усвоения его л

ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
  С древнейших времен любой учитель вставал перед вопросом: «Чему учить?», а теоретическая педагогика вела разработки проблемы содержания обучения. Одно из самых древних педагогически

КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  Содержание — достаточно «подвижный» компонент процесса обучения. Он неизбежно меняется в связи с прогрессом наук, с социокультурными преобра­зованиями в обществе, а также с развитие

Опыт познавательной деятельности (когнитивный опыт личности)
Он выступает в форме теоретического знания о мире (природе, обществе, человеке) и способах деятельности человека. Это научная картина мира, кото-     рая скл

Опыт осуществления известных способов деятельности (практический опыт)
Этот компонент содержания обучения составляет систему общих интеллек­туальных и практических навыков в ведущих областях деятельности. В познавательной деятельности необходимо сформи

Опыт творческой деятельности
Этот элемент содержания обучения предполагает опыт решения жизнен­ных проблем (познавательных, научных, практических). Он складывается не в результате прямого обращения к «готовым знаниям» или к уп

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру
Обращение к эмоциональным переживаниям и личностному смыслу в про­цессе обучения является непременным элементом содержания. Этот опыт по существу выступает для ученика опытом осознания своих потреб

Уровень общего теоретического представления
Для того чтобы воплотиться в практике, содержание обучения должно быть вначале обосновано как «допредметный минимум» (В. В. Краевский). Это не­кая теоретическая модель, которая представляет: какие

Уровень учебного предмета
На этом уровне формирования содержания обучения конкретизируется представление о том, «чему учить»: определяется система учебных предметов, их последовательность, объем. Нормативный докуме

Уровень учебного материала
На этом уровне содержания обучения реально «наполняются» все элемен­ты учебного процесса в рамках конкретного учебного предмета. Нормативный документ этого уровня — учебная программа.

Уровень учебной деятельности
Учитель и учащиеся в учебном процессе взаимодействуют на конкретном содержании, которое «материализовано» в деятельности на уроке, на экскур-   сии, в домашней работе, то

Уровень результата обучения
Содержание обучения проявляется и на уровне личностного развития уче­ника (его потребностей, интересов, способностей, ценностных ориентаций и убеждений). Ученик «присваивает» основные компоненты об

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
  В философии понятие «форма» рассматривается как внутренняя организа­ция содержания, то есть определенная упорядоченность, направленная на до­стижение совершенства, гармонии.

В ДИДАКТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
В дидактическом контексте форма обучения характеризуется как особенность организации учебной работы учащихся на определенном содержании. ---------------

В ЛИЧНОСТНОМ КОНТЕКСТЕ
  Успех процесса обучения, где взаимодействуют личности учителя и учащих­ся, в значительной степени зависит оттого, как, в какой форме осуществляют­ся в нем такие значимые личностные

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  Известный американский социолог Чарлз Перроу определяет технологию в любой области деятельности как «средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги», будь то металл, инфо

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  Объяснительно-репродуктивные технологии — это, по существу, и есть тех­нологии освоения «готового знания». Они имеют солидную историю в педаго­гической теории и практике, у и

Особенности технологии современного урока
1. Цель организации современного урока многозначна и может быть направ­лена на: □ изучение нового материала, □ совершенствование знаний, умений и навыков,

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  Эвристические технологии обучения (от греч. heureka — я нашел)65 предпо­лагают освоение знания «через открытие». Эти технологии своими корнями ухо­дят в блестящие

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  Компьютерные технологии, без сомнения, представляют собой самую аван­гардную область в арсенале современного обучения. Для их реализации требу­ется специальное техническое оснащение

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  Термин «социализация», как принято считать, пришел в науки о человеке с «легкой руки» американского социолога Ф. Г. Гиддингса. В 1887 году в книге «Теория социализации» он определил

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов по­нятие «фактор социализации» определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. И

Мегафакторы
Влияние непознанных процессов, происходящих во Вселенной, на жизнь людей отмечали еще древние астрономы. В начале XX века выдающиеся дея­тели отечественного естествознания (В. И. Вернадский, Н. А.

Макрофакторы
В процессе социализации взрослеющий человек особым образом аккуму­лирует влияние своего этноса. Этнос — это социокультурное образование, чле­ны которого осознают общность происхождения, языка, трад

Мезофакторы
Жизнь граждан той или иной страны всегда определена сложившимися со­циально-экономическими отношениями. В эти отношения вовлечены отдель­ные люди, семьи, социальные и профессиональные группы, полит

Микрофакторы
И в семье, и в референтной группе в общении со «значимыми другими» ребенок осваивает пространство культуры, присваивает общественные цен­ности. Семья — самый ранний институт социали

ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
  Коренным вопросом всякой науки является определение явлений и про­цессов, попавших в ее «поле притяжения», с помощью собственных катего­рий. Педагогика, включая в свой предмет социа

КАК ОСНОВА ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ
  В современной социологической литературе (при всем разбросе позиций отдельных авторов и научных школ) социализация рассматривается как соци­ализирующий механизм общества. Педагогика

В СОЦИАЛЬНОМ ОПЫТЕ РЕБЕНКА
  Педагогику серьезно интересует вопрос: как ребенок воспроизводит свой социальный опыт, как «работает» детский социальный опыт при взаимодей­ствии с социальными объектами? О

В СОЦИАЛЬНОМ ОПЫТЕ РЕБЕНКА
  В социальном опыте ребенка, кроме внешней его проекции — «образа мира», существует и своеобразная внутренняя проекция — «образ себя». «Образ себя» рождается из способности человека

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  Процесс социализации всегда включает два плана действия взрослеющей личности: адаптацию к социуму(приспособление себя к окружающим влияни­ям, условиям, обстоятельст

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
  Социализация, в отличие от воспитания и обучения (которые, как целена­правленно организуемые процессы, сосредоточены в первой трети жизни че­ловека), является процессом прижизненным

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
  Педагогика, как известно, являет собой сложное единство науки и искус­ства, и в самой ее природе всегда существовало и существует сейчас некое про­тиворечие между повседневной педаг

Стратегия социального самовыражения ребенка в деятельности
Образование призвано развивать у детей потребности и способности по­стоянно входить во взаимодействие с миром природы, с миром человеческого труда, знания, искусства. Это естественно происходит в д

Стратегия общности и коллективизма
Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм во дворе, в группе детского сада или в школьном классе. Констр

Стратегия толерантности
Многолетние исследования выдающихся педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Я. Корчака, О. С. Газмана) в области кол­лективного воспитания показали, что там, где дети раньше

Технология социального самоопределения
  По мнению ряда современных философов, культурологов, психологов, в об­разовании начала XXI века «центр тяжести» все больше смещается с процес­сов приучения человека к культуре на пр

Этап самопознания
Самопознание невозможно без осознания и оценки ребенком своего обра­за жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоле­ние себя, социальная активность возникают у человека из

Этап целеполагания
Создается программа самосовершенствования на основе самопознания «Я-концепции». Выстраивается картина ожиданий ребенка относительно соб-   ственного поведения и лично

Этап изменения образа жизни
Задачи самоопределения необходимо требуют изменить ритм жизни, отка­заться от некоторых привычных моментов режима (например, раньше ложиться спать, чтобы утром было время для зарядки), изменить кру

Этап саморегуляции поведения и деятельности
На этом этапе дети и подростки знакомятся с элементарными способами самообладания, проводятся упражнения (часто в игровой форме), в которых тренируется внимание, память, быстрота реакции, терпение,

Этап самореализации программы
Этот этап самый продолжительный по времени, потому что требует орга­низации реальных социальных проектов. Основная деятельность детей и под­ростков здесь связана с освоением метода самообязатель

Этап рефлексии
Это, по существу, и есть непосредственный акт самоопределения. Станов­ление у ребенка опыта субъекта социальной деятельности необходимо требует осознания изменений своей личности, своих достижений.

Технология педагогической поддержки
  Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен при­знать за ребенком право на построение соб

Договорный этап
Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности: □ «ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдума

Рефлексивный этап
Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) «с вопросом ребенка к самому себе». Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы «про себя», это оз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги