СОЦИОЦЕНТРИЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ - раздел Педагогика, Часть I ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Другой Подход К Построению Цели Образования — Социоцентричный...
Другой подход к построению цели образования — социоцентричный. Одним из первых в педагогике цель образования напрямую связал с целями социума и государства Платон. В своем трактате «Государство» он рисует идеальную социальную жизнь государства и систему общественного воспитания от рождения ребенка до 35 лет.
Вспомним, что, по мысли Платона, человеческая душа — совершенная субстанция, пребывающая в высшем «мире идей», но, соединившись с телом новорожденного ребенка, она «раскалывается» на «разумную», «волевую» и «чувственную». Этим частям души в поведении человека соответствуют три добродетели: «мудрость», «мужество» и «умеренность». Поскольку, как считал Платон, три части души представлены у каждого человека в разных пропорциях, то социальное положение людей должно быть напрямую связано с преобладанием той или иной части души. Он выделяет три социальные группы людей в своем совершенном государстве: «философы» — носители разумной части души, способные управлять государством, составлять законы, вершить суд; «воины» — носители «волевой» части души, защищающие государство; обладатели «чувственной» части души — свободные ремесленники, земледельцы, рыбаки, торговцы, которые заняты физическим трудом.
Образование всех детей в системе Платона начинается в раннем детстве, потом продолжается в мусической школе (с 7 до 12 лет), палестре (с 12 до 17 лет). К этому времени дети с явно преобладающей «чувственной» частью души обязательно проявят свои добродетели, и их образование на этом закончится, они вольются в ряды простых тружеников. На следующей ступени образования, в эфебии (с 17 до 20 лет), где все время будет отдано воинским искусствам, проявятся добродетели тех воспитанников, у которых преобладает «волевая» часть
души. Они на этом заканчивают образование и получают от государства должности в армии. Для оставшихся в системе образования носителей «разумной» части души предоставляется школа философов (с 20 до 30 лет — первая ступень, с 30 до 35 лет — вторая ступень). Окончившие первую ступень школы философов становятся чиновниками, а избранные — выпускники второй ступени школы философов — правителями государства.
Платон, пользуясь возможностями философской утопии, открыто показал, как социальный заказ формирует три разные цели образования.
Идея всестороннего развития личности была успешно использована для построения социоцентричной цели образования в XIX веке.
К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) впервые связали вопрос о целях образования с закономерностями развития общества. Они теоретически доказывали, что высокоразвитые материально-технические основы социалистического и коммунистического общества потребуют от людей всестороннего развития, поэтому всестороннее развитие личности является объективной необходимостью строительства коммунизма и целью коммунистического воспитания.
В «Инструкции делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам» (1866) К. Маркс раскрывает содержание понятия «всестороннее развитие личности»: «Под воспитанием мы понимаем три вещи; Во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»20.
По мысли основоположников марксизма, природа всестороннего развития личности определяется не гармонией физического, нравственного и умственного воспитания, как утверждал Аристотель и его последователи — европейские гуманисты, а соединением обучения с производительным трудом и политехнической подготовкой. Так идея всестороннего развития личности преобразуется в идею политехнического образования. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что только политехническое образование даст молодежи возможность быстро осваивать на практике систему производства, менять специализацию, переходить из одной отрасли в другую, в зависимости от потребностей общества и собственных интересов. Такое образование, по их мнению, будет свободно от односторонности и сословных пережитков и реально обеспечит всестороннее развитие каждого трудящегося человека.
Нетрудно заметить, что «триада» К. Маркса, характеризующая всестороннее развитие личности, не содержит нравственного компонента. И это неслучайно. Идеологи рабочего класса отрицали общечеловеческую мораль, утверждавшуюся античной и христианской культурой, и убежденно отстаивали идею о классовом характере морали. В их представлении «новый человек», всесторонне развитый «могильщик буржуазии» только в революционной борьбе сформирует и проявит свои лучшие нравственные качества.
20 Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2 т. Т. 1. М., 1978. С. 335-336.
Советская педагогическая наука с первых дней своего существования обращалась к проблеме цели образования. Необходимо было теоретически обосновать новые образовательные ориентиры советской власти, резко отмежеваться от сословных и классовых целей образования дореволюционной России. В выступлениях и статьях большевиков, прежде всего В. И. Ленина и возглавивших в октябре 1917 года Наркомпрос А. В. Луначарского, Н. К, Крупской, формулируется цель нового советского образования: «готовить всесторонне развитых членов коммунистического общества».
Эта формулировка на долгие годы стала для образования в Советской России, а потом в СССР руководством к действию. Но то, что возглашала многочисленная армия коммунистических идеологов и пропагандистов, с большим трудом принимала практика образования. Необходима была педагогическая проработка проблемы цели образования. Эту задачу независимо друг от друга решали самые яркие экспериментаторы и теоретики советской педагогики 1920-1930-х годов —А. С. Макаренко и С. Т. Шацкий.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) отстаивал понимание цели образования как формирования целостной личности социалистического типа. Социально-политический смысл цели он не скрывал, но считал, что само общество своим непосредственным влиянием не решает задач образования человека. Это дело специально организованного воспитания. Но цель образования должна, по его мнению, всегда «ясно ощущаться» каждым воспитателем, иначе его деятельность будет формальной. А. С. Макаренко пытается представить цель образования как систему качеств личности: «Эти цели и должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров и в тех линиях развития их, которые определенно намечаются для каждого отдельного человека. Эти качества личности, проектируемые нами в каждом воспитаннике, могут быть общие и частные, индивидуальные. Советский человек должен в среднем отличаться как типичный характер. Воспитание этого типичного характера советского человека и должно составить одну из важнейших целей педагогической работы»21.
Негодуя против формализма в практике образования, горячо отстаивая позиции нового советского воспитания, А. С. Макаренко оформляет цель образования как ясную и мобилизующую педагогов-практиков «программу человеческого характера». Она включает: «самочувствие человека в коллективе, характер его коллективных связей и реакций, его дисциплинированность, готовность к действию и торможению, способность такта и ориентировки, принципиальность и эмоциональное перспективное устремление». Далее А. С. Макаренко пишет: «Все это синтезируется в том комплексе черт, которые обращают нашего воспитанника в политически деятельную и ответственную фигуру. К этому же общему комплексу мы относим ту систему знаний и представлений, которые должны составить у него образовательный запас к моменту выхода из школы. Особой общей задачей является гармонирование этих знаний с указанными чертами характера, приведение их к одному советскому синтезу»22.
----------------------
21 Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 4. М., 1984. С. 120.
22Там же. С. 120.
Интересно, что современник А. С. Макаренко, выдающийся советский педагог С. Т. Шацкий (1878-1934) тоже выстраивает цель образования как формирование системы качеств личности. Но если А. С. Макаренко рассматривает общий и индивидуальный уровень в характеристике «типичного характера» советского человека, то С. Т. Шацкий ставит вопрос о необходимости различать «общую» цель и «ближние» цели образования. «Общую» цель, считан он, ставит сама жизнь. Это те проблемы, которые нужно решать, повинуясь «духу времени». «Дети — работники будущего, — заявляет. С. Т. Шацкий — <...> гражданин будущего интернационален, коллективист, организатор, реалист, мастер своего дела, отдающийся своему настоящему призванию»23. Эти качества созревают медленно, они — результат каждодневной деятельности и постоянных, порой будничных, впечатлений. Вот почему важны и «ближние» цели образования. Они направлены на подготовку детей к реальной жизни уже сейчас: нужно укреплять здоровье, приобщать их к труду и познанию, к творческой деятельности в сфере искусств.
Социоцентричное представление о цели образования как формировании системы качеств личности активно использовалось советской педагогикой вплоть до 80-х годов XX века. Программа КПСС, а вслед за ней и все нормативные документы в области образования давали характеристику советского человека «как личности социалистического типа», наделенной такими качествами: идейная убежденность, гражданственность, политическая активность, советский патриотизм, социалистический интернационализм, стремление к знаниям и культуре, трудолюбие, коллективизм. На формирование такой личности и была нацелена система коммунистического воспитания и образования в СССР.
Примечательно, что процессы демократизации, начавшиеся в конце 1980-х годов, несколько уточнили, откорректировали эту «целеорганизуемую» систему качеств. В социально-политических работах по проблемам образования и в педагогических сочинениях стали обращать внимание на формирование таких качеств, как ответственность и чувство внутренней свободы, честность и совестливость, желание и умение понимать других людей, инициатива и готовность действовать. Но при конкретизации на возрастном и методическом уровне этот перечень качеств нередко приобретал нелепый вид: так, в 1-м классе школьнику необходимо было иметь 12 качеств, а с 6-го по 10-1 класс — уже 14.
Одновременно к концу 70-х годов в нашей отечественной педагогике начинает складываться представление о цели образования как направленности личности. Эта концепция оформлялась на основе фундаментальных исследований выдающихся психологов: Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, Д. И. Фельдштейна и др. — и выразилась в работах известных педагогов: 3. И. Васильевой, И. П. Иванова, В. А. Караковского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, Н. Е. Щурковой и др. Теоретики этой позиции считали, что образование, определяя свою главную цель, должно ориентироваться не на конкретные качества личности, а на ее направленность, на «устойчиво доминирующую систему мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов, в которых проявляют себя потребности человека»24.
23 Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1968. С. 139.
24 Психология; Словарь. М., 1990. С. 193.
В психологии нет достаточного единодушия по вопросу о том, какие мотивы личности являются относительно устойчивыми и составляют своеобразный «стержень» мотивационной системы. Л. И. Божович выделяет «личные» и «коллективистские» мотивы, О. В. Лишин — «индивидуальные, групповые и общественные», Д. И. Фельдштейн рассматривает «гуманистическую» и «эгоистическую» направленность. Несмотря на некоторую разницу определений, легко просматривается основная диада: мотивы, направленные на себя, на свою пользу, и мотивы общественно значимые. Система коммунистического воспитания открыто делала акцент на воспитании общественно значимых мотивов. Вершиной реализации этой цели стала в 1980-х годах «коммунарская педагогика» И. П. Иванова и педагогика сотрудничества.
В рамках концепции цели образования как направленности личности ярко проявлялось противопоставление коллективизма и индивидуализма, а в политической окраске — «социалистического коллективизма» и «буржуазного индивидуализма». Советская педагогика проповедовала идеи о том, что личность должна «растворяться» в жизни коллектива (и обобщенного коллектива — партии, советского государства). Человек с воспитанной общественной направленностью не будет бояться жизни, чувство защищенности в коллективе поможет раскрыться лучшим качествам, культивируемым обществом, и избавит от страха перед принятием самостоятельных решений, от страха личной ответственности за непредсказуемые события.
Советская педагогика в полной мере воплотила накопившееся уже в педагогике конца XIX века неприятие индивидуализма. Социальная жизнь XX столетия и особенно практика строительства социализма в СССР убеждали в том, что время изолированных «Я» прошло. Но одновременно на Западе в культуре XX века коллективизм воспринимался в образах фашизма и коммунистического тоталитаризма.
Своеобразный «третий путь» предложил известный философ Мартин Бубер (1878—1965) — диалог «Я» и «ТЫ». М. Бубер утверждает, что «Я» человека впервые возникает из «МЫ» благодаря «ТЫ»: самое первое движение человека во взаимодействии с окружающим миром — «дистанцирование», то есть моментальное противопоставление себя встретившемуся на пути. Но второе движение человека — «вступление в отношения». Степень согласованности этих человеческих движений различна в разные периоды жизни и взросления, в разных культурах, но только благодаря им «возможен человек». Это философское открытие М. Бубера указывает педагогике на необходимость преодолевать противопоставление индивидуализма и коллективизма.
Все темы данного раздела:
ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ
Важнейшей составляющей жизни человека как сознательного существа является постижение им своего бытия, освоение знания об окружающем мире и самом себе. Слово «наука» в переводе с греческого означае
ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Естественный исходный вопрос, который возникает при характеристике науки, — это вопрос о ее предмете, о той области реальности, которую она изучает и способы преобразования которой
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В современных работах по педагогике, особенно в учебниках и пособиях для учителей, популяризируется некая понятийная формула: «Образование = Обучение + Воспитание». Она совершенно н
ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
Современная педагогика — это, по существу, совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих образование как целостный педагогический процесс. За многовековую историю развития
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Человек, рождаясь, оказывается в среде, которую сам не создавал, в культуре, которая уже сложилась без него. Сущность взрослеющей и развивающейся личности будет определяться тем, как она социализи
ПОНЯТИЕ НАУЧНЫХ ПАРАДИГМ
Педагогика, как и любая область научного знания, переживает изменения: уходят в историю некогда авторитетные теории, их сменяют новаторские концепции, которые со временем, став общ
ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ
Становление первой научной парадигмы педагогики шло от дописьменных традиций воспитания в архаичной культуре, «прорастало» педагогическими идеями великих античных философов и мыслит
РАЦИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ
Культура Нового времени и эпохи Просвещения (с XVII до начала XIX века) иначе ставит вопрос о том, кто задает человеку границы существования в этом мире: они устанавливаются не прир
К. Д. Ушинский
а) «живое восприятие учебного материала»,
б) «сравнение и сопоставление полученных представлений и выработка предварительных понятий»,
в) «обобщение и приведение знаний в систему»
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ
Первые «ростки» антропоцентрической парадигмы появились в педагогической мысли эпохи Возрождения: в культуре и философии теоцентрическая картина мира начинает сменяться антропоцент
ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Образование, как всякая деятельность человека, носит целесообразный характер: цель условно проектирует результат образовательного процесса, от нее зависит выбор средств и методов педагогической дея
К ОБОСНОВАНИЮ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Натуроцентричная позиция в педагогической теории характеризуется тем, что мыслители и педагоги стремились определить цель образования, идя «от природы» (natura — природа), возвышая
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель образования в педагогике рассматривается и с позиции эзотерического подхода (греч. esoterikos — внутренний, тайный). Этот взгляд на цель образования начал складываться в конц
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ВЗРАЩИВАНИЕ «САМОСТИ»
Представление об общечеловеческой цели образования в педагогике второй половины XX века было значительно пересмотрено под влияни
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
В педагогике достаточно давно, уже в XIX веке, у определенной части ученых складывалось представление о том, что цель образования должна учитывать как общественные потребности, та
ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ
В педагогике трудно найти более многозначное понятие, чем воспитание. С одной стороны, его общий смысл ясен любому человеку. Еще К. Д. Ушинский замечал, что в этой области все считают себя специали
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Сущность целого в научном познании можно выявить, только рассмотрев его структуру, выяснив сущность его отдельных компонентов и природу их взаимосвязей, иногда упростив сложный про
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Процесс воспитания — объективная реальность. Его изучение открывает объективные, существенные и достаточно устойчивые связи в протекании самого процесса, в его организации, в повто
Природосообразность воспитания
Эту закономерность как определяющее начало воспитания выделяли еще великие педагоги прошлого:
□ Демокрит утверждал, что «природа и воспитание подобны»;
Культуросообразность воспитания
Эта закономерность определяет культурно-историческую обусловленность процесса воспитания. Воспитание всегда воспроизводит культуру, в которой существует ребенок, и сама индивидуальность восп
Определяющая роль деятельности в воспитании
Эта закономерность указывает на то, что ребенок воспитывается в меру его участия в деятельности: только субъект деятельности может быть воспитан. Поэтому воспитание — это не что иное, как пе
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Принципы (от лат. principium — начало, основа) — основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, фо
Принцип гуманизации воспитания
Этот принцип провозглашает в воспитании идею самоценности человека, идею активного человеколюбия. Он требует:
□ принимать ребенка таким, каков он есть, и верить, что каждый во
Принцип демократизации воспитания
В воспитании всегда присутствует соблазн авторитарности — стремления подчинить ребенка своей власти, «переделать» его по своим представлениям об образце. Этот принцип указывает, что любое воспитате
Принцип учета в воспитании индивидуальных, возрастных и половых различий детей
Этот принцип указывает на то, что воспитание призвано специально создавать условия для становления уникальных, самобытных особенностей личности, для ее «движения по пути индивидуальности» (
Принцип педагогического оптимизма
Авторство этого принципа принадлежит А. С. Макаренко, но в той или иной мере педагогический оптимизм лежит в основе всех гуманистических воспитательных систем. Он декларирует, во-первых, подход к
Принцип целенаправленности воспитания
Этот принцип указывает на социокультурную обусловленность воспитания. Воспитание всегда связано с организацией деятельности и общения воспитанников в связи с определенной целью, на специально отоб
Принцип единства и целостности воспитательного процесса
Еще А. С. Макаренко утверждал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»42.
Эту «сумму влияний» и должно выстр
Принцип коллективности воспитания
Становление ребенка как личности требует организации специальных педагогических условий, в которых он получил бы возможность осваивать социальные нормы и правила поведения, социальные роли и функ
БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ
Педагогика (а она по природе своей наука философская) всегда стремилась к моделированию идеального — мира, человека, государства, семьи, школы, учителя. Этому отдали дань Платон, Т.
В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Коллектив — одно из важнейших достижений человеческой культуры. С древних времен в истории всех цивилизаций люди объединялись для совместного труда и решения жизненно важных
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
Для того чтобы создавать детский коллектив и строить на его основе воспитательный процесс, нужно знать педагогическую природу этого процесса. Теоретически она обоснована в работах
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ
В современных концепциях развития отечественного образования все отчетливее оформляется понимание значения образования как механизма, поддерживающего проявление индивидуальности л
Личностное самоутверждение в коллективной деятельности и общении
Коллектив и личность взаимодействуют, неизбежно испытывая противоречия. Именно эти противоречия становятся движущей силой взаимного развития. Например, важным способом организации коллективной де
Освоение взрослых форм общения и деятельности
В многообразии проявления коллективных отношений для воспитания одними из самых ценных являются отношения дружбы.
В культуре многих народов оформление отношений дружбы у подростков
Открытие себя как личности и индивидуальности
Представление о себе как личности возникает у детей и подростков не в отвлеченных размышлениях, а в реальных ситуациях коллективной жизни. Че-
ловек осознает жизненные
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ВОСПИТАННИКОВ
Методы этой группы служат, в первую очередь, накоплению детьми своего социального опыта. Известно, что социальный опыт приобретается ребенком и вне воспитательного процесса, в свобо
МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ
Общей особенностью методов этой группы является то, что все они словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство эффективнее других средств может бы
И КОРРЕКЦИИ ДЕЙСТВИЙ И ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ
В процессе накопления социального опыта, самоопределения ребенку нужно достаточно серьезное педагогическое «подкрепление». Такой цели служат специальные методы воспитания: они помо
ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Классики отечественной педагогики всегда понимали педагогику не только как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания. Любопытно, что, несмотря на близкую к
ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ
В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации технологий воспитания (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Ф. А. Мустаева, Л. Е. Никитина, И. П. Подласый
Технология мероприятия
«Мероприятие» — семантика этого слова достаточно прозрачна: «принятие мер», и авторитарная направленность смысла очень открыта.
---------
52 Щуркова
Технологический алгоритм воспитательного мероприятия
1. Определение цели.
Цель мероприятия может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к вечным проблемам нравственной жизни людей, искусства, экономик
Технология игры
Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр. Известные отечественные исследователи теории и техно
Технология коллективного дела
Эта технология родилась в практике «педагогики общей заботы», создан-. ной замечательным ленинградским ученым-педагогом И. П. Ивановым. Ее блестящим воплощением стали в конце прошло
I. Технология организованного общения школьников.
При решении проблем этого «блока» воспитательной работы классному руководителю следует выдержать определенную технологическую последовательность.
1. Из
II. Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком
Воспитательное взаимодействие с ребенком школьного возраста на индивидуальном уровне предполагает создание возможностей для становления и проявления субъектного начала
III. Технология педагогического взаимодействия с родителями школьников
Взаимоотношения школы и семьи — одна из острых проблем практической педагогики. Но это «вечная» проблема, поэтому в разные времена она обостряется по разному поводу и в разных форм
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Житейское понимание обучения — изучение наук, освоение знания. Весь гигантский потенциал науки во все времена был направлен, по существу, на одну цель — дать максимально совпадающие
Содержательный компонент учения
В процессе обучения учащиеся имеют дело с различными видами учебной информации.
Репродуктивная информация предполагает усвоение «готового знания»: уч
Мотивационный компонент учения
Человек любого возраста включается в деятельность учения, когда у него есть внутренняя потребность в освоении знаний. Современная психология подтвердила гениальную догадку Сократа, что настоящее уч
Операционный компонент учения
Учение — это познавательная деятельность, основу которой составляют овладение системой знаний и овладение умственными действиями с этими знаниями.
Усвоение теоретического знания в учебно
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Наука в любой области знания — и педагогика в том числе — имеет дело с обоснованием теоретических законов и закономерностей. Процесс обучения уже Я. А. Коменским был описан как зако
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Закономерности процесса обучения, как мы уже заметили, — это объективные тенденции, которые действуют независимо от того, знает ли конкретный учитель об их существовании. Именно по
II. Принципы, закономерно определяющие отбор содержания обучения
1. Принцип научности обучения.
Этот принцип обращает процесс обучения к необходимости предлагать в качестве содержания обучения современное состояние наук. Он указыв
III. Принципы, утверждающие реализацию в процессе обучения закономерностей познавательной деятельности учащихся
]. Принцип сознательности и творческой активности учащихся в обучении.
Этот принцип указывает на необходимость осознания учащимися изучаемого знания, усвоения его л
ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
С древнейших времен любой учитель вставал перед вопросом: «Чему учить?», а теоретическая педагогика вела разработки проблемы содержания обучения. Одно из самых древних педагогически
КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Содержание — достаточно «подвижный» компонент процесса обучения. Он неизбежно меняется в связи с прогрессом наук, с социокультурными преобразованиями в обществе, а также с развитие
Опыт познавательной деятельности (когнитивный опыт личности)
Он выступает в форме теоретического знания о мире (природе, обществе, человеке) и способах деятельности человека. Это научная картина мира, кото-
рая скл
Опыт осуществления известных способов деятельности (практический опыт)
Этот компонент содержания обучения составляет систему общих интеллектуальных и практических навыков в ведущих областях деятельности.
В познавательной деятельности необходимо сформи
Опыт творческой деятельности
Этот элемент содержания обучения предполагает опыт решения жизненных проблем (познавательных, научных, практических). Он складывается не в результате прямого обращения к «готовым знаниям» или к уп
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру
Обращение к эмоциональным переживаниям и личностному смыслу в процессе обучения является непременным элементом содержания. Этот опыт по существу выступает для ученика опытом осознания своих потреб
Уровень общего теоретического представления
Для того чтобы воплотиться в практике, содержание обучения должно быть вначале обосновано как «допредметный минимум» (В. В. Краевский). Это некая теоретическая модель, которая представляет: какие
Уровень учебного предмета
На этом уровне формирования содержания обучения конкретизируется представление о том, «чему учить»: определяется система учебных предметов, их последовательность, объем.
Нормативный докуме
Уровень учебного материала
На этом уровне содержания обучения реально «наполняются» все элементы учебного процесса в рамках конкретного учебного предмета. Нормативный документ этого уровня — учебная программа.
Уровень учебной деятельности
Учитель и учащиеся в учебном процессе взаимодействуют на конкретном содержании, которое «материализовано» в деятельности на уроке, на экскур-
сии, в домашней работе, то
Уровень результата обучения
Содержание обучения проявляется и на уровне личностного развития ученика (его потребностей, интересов, способностей, ценностных ориентаций и убеждений). Ученик «присваивает» основные компоненты об
ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
В философии понятие «форма» рассматривается как внутренняя организация содержания, то есть определенная упорядоченность, направленная на достижение совершенства, гармонии.
В ДИДАКТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
В дидактическом контексте форма обучения характеризуется как особенность организации учебной работы учащихся на определенном содержании.
---------------
В ЛИЧНОСТНОМ КОНТЕКСТЕ
Успех процесса обучения, где взаимодействуют личности учителя и учащихся, в значительной степени зависит оттого, как, в какой форме осуществляются в нем такие значимые личностные
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Известный американский социолог Чарлз Перроу определяет технологию в любой области деятельности как «средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги», будь то металл, инфо
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Объяснительно-репродуктивные технологии — это, по существу, и есть технологии освоения «готового знания». Они имеют солидную историю в педагогической теории и практике, у и
Особенности технологии современного урока
1. Цель организации современного урока многозначна и может быть направлена на:
□ изучение нового материала,
□ совершенствование знаний, умений и навыков,
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Эвристические технологии обучения (от греч. heureka — я нашел)65 предполагают освоение знания «через открытие». Эти технологии своими корнями уходят в блестящие
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Компьютерные технологии, без сомнения, представляют собой самую авангардную область в арсенале современного обучения. Для их реализации требуется специальное техническое оснащение
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Термин «социализация», как принято считать, пришел в науки о человеке с «легкой руки» американского социолога Ф. Г. Гиддингса. В 1887 году в книге «Теория социализации» он определил
ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов понятие «фактор социализации» определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. И
Мегафакторы
Влияние непознанных процессов, происходящих во Вселенной, на жизнь людей отмечали еще древние астрономы. В начале XX века выдающиеся деятели отечественного естествознания (В. И. Вернадский, Н. А.
Макрофакторы
В процессе социализации взрослеющий человек особым образом аккумулирует влияние своего этноса. Этнос — это социокультурное образование, члены которого осознают общность происхождения, языка, трад
Мезофакторы
Жизнь граждан той или иной страны всегда определена сложившимися социально-экономическими отношениями. В эти отношения вовлечены отдельные люди, семьи, социальные и профессиональные группы, полит
Микрофакторы
И в семье, и в референтной группе в общении со «значимыми другими» ребенок осваивает пространство культуры, присваивает общественные ценности.
Семья — самый ранний институт социали
ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
Коренным вопросом всякой науки является определение явлений и процессов, попавших в ее «поле притяжения», с помощью собственных категорий. Педагогика, включая в свой предмет социа
КАК ОСНОВА ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ
В современной социологической литературе (при всем разбросе позиций отдельных авторов и научных школ) социализация рассматривается как социализирующий механизм общества. Педагогика
В СОЦИАЛЬНОМ ОПЫТЕ РЕБЕНКА
Педагогику серьезно интересует вопрос: как ребенок воспроизводит свой социальный опыт, как «работает» детский социальный опыт при взаимодействии с социальными объектами?
О
В СОЦИАЛЬНОМ ОПЫТЕ РЕБЕНКА
В социальном опыте ребенка, кроме внешней его проекции — «образа мира», существует и своеобразная внутренняя проекция — «образ себя». «Образ себя» рождается из способности человека
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Процесс социализации всегда включает два плана действия взрослеющей личности: адаптацию к социуму(приспособление себя к окружающим влияниям, условиям, обстоятельст
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Социализация, в отличие от воспитания и обучения (которые, как целенаправленно организуемые процессы, сосредоточены в первой трети жизни человека), является процессом прижизненным
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Педагогика, как известно, являет собой сложное единство науки и искусства, и в самой ее природе всегда существовало и существует сейчас некое противоречие между повседневной педаг
Стратегия социального самовыражения ребенка в деятельности
Образование призвано развивать у детей потребности и способности постоянно входить во взаимодействие с миром природы, с миром человеческого труда, знания, искусства. Это естественно происходит в д
Стратегия общности и коллективизма
Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм во дворе, в группе детского сада или в школьном классе. Констр
Стратегия толерантности
Многолетние исследования выдающихся педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Я. Корчака, О. С. Газмана) в области коллективного воспитания показали, что там, где дети раньше
Технология социального самоопределения
По мнению ряда современных философов, культурологов, психологов, в образовании начала XXI века «центр тяжести» все больше смещается с процессов приучения человека к культуре на пр
Этап самопознания
Самопознание невозможно без осознания и оценки ребенком своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из
Этап целеполагания
Создается программа самосовершенствования на основе самопознания «Я-концепции». Выстраивается картина ожиданий ребенка относительно соб-
ственного поведения и лично
Этап изменения образа жизни
Задачи самоопределения необходимо требуют изменить ритм жизни, отказаться от некоторых привычных моментов режима (например, раньше ложиться спать, чтобы утром было время для зарядки), изменить кру
Этап саморегуляции поведения и деятельности
На этом этапе дети и подростки знакомятся с элементарными способами самообладания, проводятся упражнения (часто в игровой форме), в которых тренируется внимание, память, быстрота реакции, терпение,
Этап самореализации программы
Этот этап самый продолжительный по времени, потому что требует организации реальных социальных проектов. Основная деятельность детей и подростков здесь связана с освоением метода самообязатель
Этап рефлексии
Это, по существу, и есть непосредственный акт самоопределения. Становление у ребенка опыта субъекта социальной деятельности необходимо требует осознания изменений своей личности, своих достижений.
Технология педагогической поддержки
Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение соб
Договорный этап
Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:
□ «ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдума
Рефлексивный этап
Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) «с вопросом ребенка к самому себе». Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы «про себя», это оз
Новости и инфо для студентов