рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ - раздел Педагогика, Часть I ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Человек, Рождаясь, Оказывается В Среде, Которую Сам Не Создавал, В Культу­ре,...

Человек, рождаясь, оказывается в среде, которую сам не создавал, в культу­ре, которая уже сложилась без него. Сущность взрослеющей и развивающейся личности будет определяться тем, как она социализируется в особой культур­ной суперсистеме — цивилизации.

Понятие «цивилизация» происходит от латинского civilis — «гражданский, общественный, государственный». Оно стало активно употребляться во франко- и англоязычной литературе в эпоху Просвещения и означало определен­ный период в истории человечества, который пришел на смену дикости и вар­варству, образ жизни общества, вышедшего из первобытного состояния.

В XIX веке понятие «цивилизация» стало фиксировать типы общества, ко­торые различаются по технологии производства, управления, по механизмам регулирования человеческой деятельности (примером такого понимания ци­вилизаций могут служить выделенные К. Марксом общественно-экономичес­кие формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капи­талистическая и социалистическая). Наиболее совершенной цивилизацией представлялся тип общества, сложившийся к тому времени в европейских стра­нах. Европейскую цивилизацию многие философы и историки считали обла­дающей самым высоким уровнем развития культуры, а другие типы общества на карте мира снисходительно относили к более отсталым цивилизациям, об­реченным догонять европейскую.

К XX веку европейские (в том числе, русские) и американские философы все больше сходятся на понимании цивилизации как некой устойчивой социо­культурной общности людей, государств, фиксирующей их своеобразие и уни­кальность на больших исторических отрезках времени (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Такое понимание цивилизации потребовало отка­заться от «евроцентризма», восхваления особых достижений европейской цивилизации, признать существование, наряду с западной цивилизацией, не­похожих на нее восточной, евразийской, увидеть специфическую ценность ар­хаичной цивилизации.

Для того чтобы массы людей, составляющие такие социокультурные общ­ности, как цивилизация, были способны существовать вместе и действовать,

 


бесспорно, важны и экономические формы организации производства, и по­литико-правовая система общества. Но если учесть, что сознание человека и его психика формируются под влиянием знаков, языка и. общения (Леви-Стросс), то окажется, что особое значение для существования и развития ци­вилизации имеют способы трансляции культуры:

□ традиции, обычаи, верования, нормы поведения;

□ формы и способы общения, ритуалы;

□ взаимодействие поколений в семье, трудовых сообществах, в досуговой деятельности;

□ информационные технологии.

Устойчивые эффективные типы поведения и жизнедеятельности людей обес­печивает опыт освоения культуры. Этот цивилизационный механизм непосредственно связан с образованием. Известный американский философ Д. С. Робертсон доказывал, что состояние и уровень развития человеческой цивилизации в конечном счете определяется уровнем и объемом доступных данному социуму знаний, возможностью их распространения, усвоения, переработки и продуци­рования. Какие бы конкретные экономические цели ни ставил человек, он про­изводит продукцию, товары и услуги лишь на основании тех знаний и изобретений, которыми он располагает в данное время. И социальное устройство государства, и политическая власть определяются тем, что он знает и умеет.

В процессе труда и общения у людей накапливался определенный значи­мый опыт и знания, которые первоначально передавались в устной форме, не­редко иносказательной — в мифах, легендах, эпических поэмах. Такой способ передачи знания был очень индивидуален, прямо связан с памятью конкрет­ного носителя информации, его избирательным восприятием, способностью к устному рассказу, даже его авторитетом среди соплеменников.

Письменность позволила совершить в образовании переход от чисто мифо­логического освоения бытия к книжному и стала своеобразной предпосылкой выделения умственного труда, его различия от труда физического. С появле­нием письменности обучение открыто связывает познавательную деятельность с накоплением знаний.

Изобретение книгопечатания демократизировало образование: трансляцию знаний теперь можно было осуществлять не только от учителя к ученику, но и через учебную книгу, через библиотеки. Благодаря книгопечатанию появилась возможность развития массовой школы. Но одновременно книжный мир, с его разнообразием точек зрения, принуждает мышление к выбору, к критической оценке; жаль только, что такое чтение могло быть достоянием довольно узкого круга людей. Применение электричества в полиграфии, изобретение радио и телевидения невероятно увеличили скорость и масштабы передачи информа­ции, накопления и переработки знаний.

Появление компьютерных технологий в системе передачи информации сде­лало к началу XXI века образование важнейшей отраслью производства знания.

Каждый тип культуры рождает свою модель идеального человека. Антропологически, по своим физическим параметрам, человек в разных цивилизациях не отличается чем-то существенным, но в культурном отношении люди тради-

 


ционной культуры, западной и восточной, разные типы. Так, в культуре во­сточной цивилизации человек есть то, каким он является для других, а глав­ными добродетелями его почитается не ум, как на Западе, а сердце и воля. Евразийская цивилизация (территориально связанная с Россией) в своей куль­туре органично объединила западное уважение к личности и восточное подчи­нение родовому клану; идеальную личность евразийца всегда отличают стрем­ление к нравственной общности (соборности) и готовность к свободному действию, народность и жажда творчества.

Российский философ и науковед М. К. Петров предложил своеобразный мысленный эксперимент — как посмотрел бы человек, воспитанный в систе­ме ценностей традиционной цивилизации, на идеалы западной цивилизации:

«Человек традиционного общества воспринял бы европейца как явно ущер­бного, которому с детства прививают вздорную мысль о том, что он способен стать всем, и, когда европеец взрослеет, включается в специальную деятель­ность, он до конца жизни остается разочарованным человеком, носителем не­состоявшихся надежд, озлобленным и завистливым к ближним... Ни в юнос­ти, ни в зрелые годы европеец не знает ориентиров собственной жизни, не в состоянии понять ее цели, безрассудно мечется от одной специальности к дру­гой, всю жизнь что-то осваивает...

Как дикари говорят: я — попугай, я — выдра, я — крокодил, так европеец говорит; я — личность. Это его тотем... Может быть, поэтому личность — са­мое чувствительное и болезненное место европейца. Если погладить личность европейца по шерсти, похвалить его как личность и сказать ему, по возможно­сти в присутствии других европейцев: „Ты — личность», он на глазах начнет распухать от тщеславия и гордости... Но не дай бог погладить личность евро­пейца против шерсти — без драки не обойтись. Поэтому европейцы то живут мирно, когда они без конца уверяют друг друга, что они личности, то сражают­ся и ссорятся, когда им это надоедает»6.

Педагогическая мысль, которая в любой цивилизации оформлялась фило­софски, играет важную роль в духовном поиске людей. Духовный поиск — это всегда поиск абсолюта, В западной цивилизации — поиск абсолютной Исти­ны, в восточной — поиск абсолютного смысла, слияния с Вечностью, в евра­зийской цивилизации — поиск абсолютного Добра.

Исходя из этого, каждая цивилизация выстраивала свои базисные педаго­гические механизмы. Именно они обеспечивают функционирование и пере­дачу новым поколениям такого феномена, как культура. Базовые педагогиче­ские механизмы цивилизаций определяют:

□ области образования человеческой личности («внешнее-внутреннее», «тело—душа—дух», «разум—сердце—воля»);

□ направленность педагогического действия, его ориентацию на достиже­ние практического результата или на безусловное принятие системы ре­лигиозных, этических, идеологических и других ценностей, ориентацию на механическое воспроизведение полезных привычек или на свободное творчество в культуре;

-----------------

6 Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991. С. 134-135.

 

 


□ понимание природы детства, процесса взросления ребенка и восхожде­ния к идеалу;

□ соотношение личностно-индивидуального и общественно-коллективно­го начал в социальной жизни и образовании;

□ систему жизненных ценностей (высшие цели, социокультурные и обра­зовательные ценности, устремления личности и ее добродетели).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Часть I ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ... Педагогика как наука... Глава...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ
Важнейшей составляющей жизни человека как сознательного существа яв­ляется постижение им своего бытия, освоение знания об окружающем мире и самом себе. Слово «наука» в переводе с греческого означае

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  Естественный исходный вопрос, который возникает при характеристике на­уки, — это вопрос о ее предмете, о той области реальности, которую она изучает и способы преобразования которой

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  В современных работах по педагогике, особенно в учебниках и пособиях для учителей, популяризируется некая понятийная формула: «Образование = Обучение + Воспитание». Она совершенно н

ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
  Современная педагогика — это, по существу, совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих образование как целостный педагогический процесс. За многовековую историю развития

ПОНЯТИЕ НАУЧНЫХ ПАРАДИГМ
  Педагогика, как и любая область научного знания, переживает изменения: уходят в историю некогда авторитетные теории, их сменяют новаторские кон­цепции, которые со временем, став общ

ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ
  Становление первой научной парадигмы педагогики шло от дописьменных традиций воспитания в архаичной культуре, «прорастало» педагогическими идеями великих античных философов и мыслит

РАЦИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ
  Культура Нового времени и эпохи Просвещения (с XVII до начала XIX века) иначе ставит вопрос о том, кто задает человеку границы существования в этом мире: они устанавливаются не прир

К. Д. Ушинский
а) «живое восприятие учебного материала», б) «сравнение и сопоставление полученных представлений и выработка предварительных понятий», в) «обобщение и приведение знаний в систему»

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИКИ
  Первые «ростки» антропоцентрической парадигмы появились в педагоги­ческой мысли эпохи Возрождения: в культуре и философии теоцентрическая картина мира начинает сменяться антропоцент

ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Образование, как всякая деятельность человека, носит целесообразный характер: цель условно проектирует результат образовательного процесса, от нее зависит выбор средств и методов педагогической дея

К ОБОСНОВАНИЮ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
  Натуроцентричная позиция в педагогической теории характеризуется тем, что мыслители и педагоги стремились определить цель образования, идя «от природы» (natura — природа), возвышая

СОЦИОЦЕНТРИЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
  Другой подход к построению цели образования — социоцентричный. Од­ним из первых в педагогике цель образования напрямую связал с целями со­циума и государства Платон. В своем

ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
  Цель образования в педагогике рассматривается и с позиции эзотерическо­го подхода (греч. esoterikos — внутренний, тайный). Этот взгляд на цель обра­зования начал складываться в конц

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ВЗРАЩИВАНИЕ «САМОСТИ»   Представление об общечеловеческой цели образования в педагогике вто­рой половины XX века было значительно пересмотрено под влияни

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
  В педагогике достаточно давно, уже в XIX веке, у определенной части уче­ных складывалось представление о том, что цель образования должна учиты­вать как общественные потребности, та

ПОНЯТИЕ ВОСПИТАНИЯ
В педагогике трудно найти более многозначное понятие, чем воспитание. С одной стороны, его общий смысл ясен любому человеку. Еще К. Д. Ушинский замечал, что в этой области все считают себя специали

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  Сущность целого в научном познании можно выявить, только рассмотрев его структуру, выяснив сущность его отдельных компонентов и природу их вза­имосвязей, иногда упростив сложный про

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  Процесс воспитания — объективная реальность. Его изучение открывает объективные, существенные и достаточно устойчивые связи в протекании са­мого процесса, в его организации, в повто

Природосообразность воспитания
Эту закономерность как определяющее начало воспитания выделяли еще великие педагоги прошлого:   □ Демокрит утверждал, что «природа и воспитание подобны»;

Культуросообразность воспитания
Эта закономерность определяет культурно-историческую обусловленность процесса воспитания. Воспитание всегда воспроизводит культуру, в которой существует ребенок, и сама индивидуальность восп

Определяющая роль деятельности в воспитании
Эта закономерность указывает на то, что ребенок воспитывается в меру его участия в деятельности: только субъект деятельности может быть воспитан. Поэтому воспитание — это не что иное, как пе

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  Принципы (от лат. principium — начало, основа) — основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответ­ственно организуют его содержание, фо

Принцип гуманизации воспитания
Этот принцип провозглашает в воспитании идею самоценности человека, идею активного человеколюбия. Он требует: □ принимать ребенка таким, каков он есть, и верить, что каждый во

Принцип демократизации воспитания
В воспитании всегда присутствует соблазн авторитарности — стремления подчинить ребенка своей власти, «переделать» его по своим представлениям об образце. Этот принцип указывает, что любое воспитате

Принцип учета в воспитании индивидуальных, возрастных и половых различий детей
Этот принцип указывает на то, что воспитание призвано специально созда­вать условия для становления уникальных, самобытных особенностей личности, для ее «движения по пути индивидуальности» (

Принцип педагогического оптимизма
Авторство этого принципа принадлежит А. С. Макаренко, но в той или иной мере педагогический оптимизм лежит в основе всех гуманистических воспи­тательных систем. Он декларирует, во-первых, подход к

Принцип целенаправленности воспитания
Этот принцип указывает на социокультурную обусловленность воспитания. Воспитание всегда связано с организацией деятельности и общения воспитан­ников в связи с определенной целью, на специально отоб

Принцип единства и целостности воспитательного процесса
Еще А. С. Макаренко утверждал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»42. Эту «сумму влияний» и должно выстр

Принцип коллективности воспитания
Становление ребенка как личности требует организации специальных пе­дагогических условий, в которых он получил бы возможность осваивать соци­альные нормы и правила поведения, социальные роли и функ

БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ
  Педагогика (а она по природе своей наука философская) всегда стремилась к моделированию идеального — мира, человека, государства, семьи, школы, учителя. Этому отдали дань Платон, Т.

В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  Коллектив — одно из важнейших достижений человеческой культуры. С древ­них времен в истории всех цивилизаций люди объединялись для совместного труда и решения жизненно важных

ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
  Для того чтобы создавать детский коллектив и строить на его основе воспи­тательный процесс, нужно знать педагогическую природу этого процесса. Теоретически она обоснована в работах

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ
  В современных концепциях развития отечественного образования все от­четливее оформляется понимание значения образования как механизма, под­держивающего проявление индивидуальности л

Личностное самоутверждение в коллективной деятельности и общении
Коллектив и личность взаимодействуют, неизбежно испытывая противоре­чия. Именно эти противоречия становятся движущей силой взаимного разви­тия. Например, важным способом организации коллективной де

Освоение взрослых форм общения и деятельности
В многообразии проявления коллективных отношений для воспитания од­ними из самых ценных являются отношения дружбы. В культуре многих народов оформление отношений дружбы у подростков

Открытие себя как личности и индивидуальности
Представление о себе как личности возникает у детей и подростков не в от­влеченных размышлениях, а в реальных ситуациях коллективной жизни. Че-   ловек осознает жизненные

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ВОСПИТАННИКОВ
  Методы этой группы служат, в первую очередь, накоплению детьми своего социального опыта. Известно, что социальный опыт приобретается ребенком и вне воспитательного процесса, в свобо

МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ
  Общей особенностью методов этой группы является то, что все они словес­ные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство эффективнее других средств может бы

И КОРРЕКЦИИ ДЕЙСТВИЙ И ОТНОШЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ
  В процессе накопления социального опыта, самоопределения ребенку нуж­но достаточно серьезное педагогическое «подкрепление». Такой цели служат специальные методы воспитания: они помо

ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
  Классики отечественной педагогики всегда понимали педагогику не толь­ко как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания. Любо­пытно, что, несмотря на близкую к

ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ
  В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов клас­сификации технологий воспитания (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Ф. А. Мустаева, Л. Е. Никитина, И. П. Подласый

Технология мероприятия
  «Мероприятие» — семантика этого слова достаточно прозрачна: «принятие мер», и авторитарная направленность смысла очень открыта. --------- 52 Щуркова

Технологический алгоритм воспитательного мероприятия
  1. Определение цели. Цель мероприятия может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к вечным проблемам нравственной жизни людей, искусства, экономик

Технология игры
  Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр. Известные отече­ственные исследователи теории и техно

Технология коллективного дела
  Эта технология родилась в практике «педагогики общей заботы», создан-. ной замечательным ленинградским ученым-педагогом И. П. Ивановым. Ее блестящим воплощением стали в конце прошло

I. Технология организованного общения школьников.
  При решении проблем этого «блока» воспитательной работы классному ру­ководителю следует выдержать определенную технологическую последователь­ность.   1. Из

II. Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком
  Воспитательное взаимодействие с ребенком школьного возраста на инди­видуальном уровне предполагает создание возможностей для становления и проявления субъектного начала

III. Технология педагогического взаимодействия с родителями школьников
  Взаимоотношения школы и семьи — одна из острых проблем практической педагогики. Но это «вечная» проблема, поэтому в разные времена она обостря­ется по разному поводу и в разных форм

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  Житейское понимание обучения — изучение наук, освоение знания. Весь гигантский потенциал науки во все времена был направлен, по существу, на одну цель — дать максимально совпадающие

Содержательный компонент учения
В процессе обучения учащиеся имеют дело с различными видами учебной информации.   Репродуктивная информация предполагает усвоение «готового знания»: уч

Мотивационный компонент учения
Человек любого возраста включается в деятельность учения, когда у него есть внутренняя потребность в освоении знаний. Современная психология подтвердила гениальную догадку Сократа, что настоящее уч

Операционный компонент учения
Учение — это познавательная деятельность, основу которой составляют ов­ладение системой знаний и овладение умственными действиями с этими зна­ниями. Усвоение теоретического знания в учебно

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  Наука в любой области знания — и педагогика в том числе — имеет дело с обоснованием теоретических законов и закономерностей. Процесс обучения уже Я. А. Коменским был описан как зако

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
  Закономерности процесса обучения, как мы уже заметили, — это объектив­ные тенденции, которые действуют независимо от того, знает ли конкретный учитель об их существовании. Именно по

II. Принципы, закономерно определяющие отбор содержания обучения
  1. Принцип научности обучения. Этот принцип обращает процесс обучения к необходимости предлагать в качестве содержания обучения современное состояние наук. Он указыв

III. Принципы, утверждающие реализацию в процессе обучения закономерностей познавательной деятельности учащихся
  ]. Принцип сознательности и творческой активности учащихся в обучении. Этот принцип указывает на необходимость осознания учащимися изучае­мого знания, усвоения его л

ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
  С древнейших времен любой учитель вставал перед вопросом: «Чему учить?», а теоретическая педагогика вела разработки проблемы содержания обучения. Одно из самых древних педагогически

КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  Содержание — достаточно «подвижный» компонент процесса обучения. Он неизбежно меняется в связи с прогрессом наук, с социокультурными преобра­зованиями в обществе, а также с развитие

Опыт познавательной деятельности (когнитивный опыт личности)
Он выступает в форме теоретического знания о мире (природе, обществе, человеке) и способах деятельности человека. Это научная картина мира, кото-     рая скл

Опыт осуществления известных способов деятельности (практический опыт)
Этот компонент содержания обучения составляет систему общих интеллек­туальных и практических навыков в ведущих областях деятельности. В познавательной деятельности необходимо сформи

Опыт творческой деятельности
Этот элемент содержания обучения предполагает опыт решения жизнен­ных проблем (познавательных, научных, практических). Он складывается не в результате прямого обращения к «готовым знаниям» или к уп

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру
Обращение к эмоциональным переживаниям и личностному смыслу в про­цессе обучения является непременным элементом содержания. Этот опыт по существу выступает для ученика опытом осознания своих потреб

Уровень общего теоретического представления
Для того чтобы воплотиться в практике, содержание обучения должно быть вначале обосновано как «допредметный минимум» (В. В. Краевский). Это не­кая теоретическая модель, которая представляет: какие

Уровень учебного предмета
На этом уровне формирования содержания обучения конкретизируется представление о том, «чему учить»: определяется система учебных предметов, их последовательность, объем. Нормативный докуме

Уровень учебного материала
На этом уровне содержания обучения реально «наполняются» все элемен­ты учебного процесса в рамках конкретного учебного предмета. Нормативный документ этого уровня — учебная программа.

Уровень учебной деятельности
Учитель и учащиеся в учебном процессе взаимодействуют на конкретном содержании, которое «материализовано» в деятельности на уроке, на экскур-   сии, в домашней работе, то

Уровень результата обучения
Содержание обучения проявляется и на уровне личностного развития уче­ника (его потребностей, интересов, способностей, ценностных ориентаций и убеждений). Ученик «присваивает» основные компоненты об

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
  В философии понятие «форма» рассматривается как внутренняя организа­ция содержания, то есть определенная упорядоченность, направленная на до­стижение совершенства, гармонии.

В ДИДАКТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
В дидактическом контексте форма обучения характеризуется как особенность организации учебной работы учащихся на определенном содержании. ---------------

В ЛИЧНОСТНОМ КОНТЕКСТЕ
  Успех процесса обучения, где взаимодействуют личности учителя и учащих­ся, в значительной степени зависит оттого, как, в какой форме осуществляют­ся в нем такие значимые личностные

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  Известный американский социолог Чарлз Перроу определяет технологию в любой области деятельности как «средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги», будь то металл, инфо

ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  Объяснительно-репродуктивные технологии — это, по существу, и есть тех­нологии освоения «готового знания». Они имеют солидную историю в педаго­гической теории и практике, у и

Особенности технологии современного урока
1. Цель организации современного урока многозначна и может быть направ­лена на: □ изучение нового материала, □ совершенствование знаний, умений и навыков,

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  Эвристические технологии обучения (от греч. heureka — я нашел)65 предпо­лагают освоение знания «через открытие». Эти технологии своими корнями ухо­дят в блестящие

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
  Компьютерные технологии, без сомнения, представляют собой самую аван­гардную область в арсенале современного обучения. Для их реализации требу­ется специальное техническое оснащение

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  Термин «социализация», как принято считать, пришел в науки о человеке с «легкой руки» американского социолога Ф. Г. Гиддингса. В 1887 году в книге «Теория социализации» он определил

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  В работах социологов, социальных психологов и социальных педагогов по­нятие «фактор социализации» определяет важнейшие условия, которые детерминируют социальное развитие личности. И

Мегафакторы
Влияние непознанных процессов, происходящих во Вселенной, на жизнь людей отмечали еще древние астрономы. В начале XX века выдающиеся дея­тели отечественного естествознания (В. И. Вернадский, Н. А.

Макрофакторы
В процессе социализации взрослеющий человек особым образом аккуму­лирует влияние своего этноса. Этнос — это социокультурное образование, чле­ны которого осознают общность происхождения, языка, трад

Мезофакторы
Жизнь граждан той или иной страны всегда определена сложившимися со­циально-экономическими отношениями. В эти отношения вовлечены отдель­ные люди, семьи, социальные и профессиональные группы, полит

Микрофакторы
И в семье, и в референтной группе в общении со «значимыми другими» ребенок осваивает пространство культуры, присваивает общественные цен­ности. Семья — самый ранний институт социали

ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
  Коренным вопросом всякой науки является определение явлений и про­цессов, попавших в ее «поле притяжения», с помощью собственных катего­рий. Педагогика, включая в свой предмет социа

КАК ОСНОВА ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ
  В современной социологической литературе (при всем разбросе позиций отдельных авторов и научных школ) социализация рассматривается как соци­ализирующий механизм общества. Педагогика

В СОЦИАЛЬНОМ ОПЫТЕ РЕБЕНКА
  Педагогику серьезно интересует вопрос: как ребенок воспроизводит свой социальный опыт, как «работает» детский социальный опыт при взаимодей­ствии с социальными объектами? О

В СОЦИАЛЬНОМ ОПЫТЕ РЕБЕНКА
  В социальном опыте ребенка, кроме внешней его проекции — «образа мира», существует и своеобразная внутренняя проекция — «образ себя». «Образ себя» рождается из способности человека

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  Процесс социализации всегда включает два плана действия взрослеющей личности: адаптацию к социуму(приспособление себя к окружающим влияни­ям, условиям, обстоятельст

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
  Социализация, в отличие от воспитания и обучения (которые, как целена­правленно организуемые процессы, сосредоточены в первой трети жизни че­ловека), является процессом прижизненным

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
  Педагогика, как известно, являет собой сложное единство науки и искус­ства, и в самой ее природе всегда существовало и существует сейчас некое про­тиворечие между повседневной педаг

Стратегия социального самовыражения ребенка в деятельности
Образование призвано развивать у детей потребности и способности по­стоянно входить во взаимодействие с миром природы, с миром человеческого труда, знания, искусства. Это естественно происходит в д

Стратегия общности и коллективизма
Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм во дворе, в группе детского сада или в школьном классе. Констр

Стратегия толерантности
Многолетние исследования выдающихся педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Я. Корчака, О. С. Газмана) в области кол­лективного воспитания показали, что там, где дети раньше

Технология социального самоопределения
  По мнению ряда современных философов, культурологов, психологов, в об­разовании начала XXI века «центр тяжести» все больше смещается с процес­сов приучения человека к культуре на пр

Этап самопознания
Самопознание невозможно без осознания и оценки ребенком своего обра­за жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоле­ние себя, социальная активность возникают у человека из

Этап целеполагания
Создается программа самосовершенствования на основе самопознания «Я-концепции». Выстраивается картина ожиданий ребенка относительно соб-   ственного поведения и лично

Этап изменения образа жизни
Задачи самоопределения необходимо требуют изменить ритм жизни, отка­заться от некоторых привычных моментов режима (например, раньше ложиться спать, чтобы утром было время для зарядки), изменить кру

Этап саморегуляции поведения и деятельности
На этом этапе дети и подростки знакомятся с элементарными способами самообладания, проводятся упражнения (часто в игровой форме), в которых тренируется внимание, память, быстрота реакции, терпение,

Этап самореализации программы
Этот этап самый продолжительный по времени, потому что требует орга­низации реальных социальных проектов. Основная деятельность детей и под­ростков здесь связана с освоением метода самообязатель

Этап рефлексии
Это, по существу, и есть непосредственный акт самоопределения. Станов­ление у ребенка опыта субъекта социальной деятельности необходимо требует осознания изменений своей личности, своих достижений.

Технология педагогической поддержки
  Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен при­знать за ребенком право на построение соб

Договорный этап
Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности: □ «ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдума

Рефлексивный этап
Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) «с вопросом ребенка к самому себе». Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы «про себя», это оз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги