рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Власть в зеркале политической науки

Власть в зеркале политической науки - раздел Педагогика, Предмет, методы и функции современной политологии Жажда Власти Коренится Не В Силе, А В Слабости. Э. Фромм Су...

Жажда власти коренится не в силе, а в слабости.

Э. Фромм

Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления. Некоторые современные ученые пытаются объяснить феномен власти с биологической точки зрения и вслед за Аристотелем приходят к выводу, что человеку присуще врожденное свойство образовывать политические общности и повиноваться своим лидерам, с одной стороны, и стремление к лидерству – с другой. Биологический подход переносит природные инстинкты животного мира на человеческое общество и считает, что стремление к агрессии и борьба за существование сублимируются в стремление к лидерству и подчинению слабого сильному. Потеря личной инициативы, подчиненное положение порождают коллективный конформизм как способ преодоления политической неполноценности, создания видимости политического участия. Безусловно, групповое мышление и подчинение власти свидетельствуют о том, что в человеке заложена глубоко скрытая внутренняя потребность организовываться в группы, подчиняться и действовать в соответствии с принятыми коллективно принципами и нормами. С одной стороны, именно эта черта делает возможным существование человеческой цивилизации. Но с другой стороны – именно благодаря этому стали возможны ужасы фашизма и сталинизма, где миллионы людей добровольно отказались от политической свободы, подчинившись безграничной власти небольшой кучки вождей, а миллионы других были при этом безразличны к беззаконным действиям власти.

Многие ученые рассматривают феномен политической власти с рациональной точки зрения – как проявление присущей человеку разумности. Еще Дж. Локк отмечал, что люди образуют гражданские общности, потому что здравый смысл подсказывает им: это значительно лучше анархии. В отсутствии власти в обществе начинается борьба «всех против всех», в которой торжествует грубая сила. Создатели американской Декларации независимости и Конституции были также глубоко привержены духу рационализма своей эпохи. Они выдвигали свои доводы так, будто любая политическая деятельность людей является столь же логичной, как физические законы Ньютона. Однако насколько сегодня разумна политическая деятельность того или иного государства, политического деятеля. Всегда ли их действия обосновываются доводами разума. Многие политические вопросы слишком сложны, чтобы их можно было бы объяснить только с позиции рационализма.

Вместе с тем существует и противоположная, иррациональная концепция феномена политической власти. Муссолини и Гитлер были уверены в том, что люди по своей природе неразумны, охвачены первобытными страхами, ориентируются на примитивные стереотипы, их мышление иррационально. Поэтому людьми управлять необходимо с помощью массовых драматических зрелищ, символов, мифов. По их мнению, для сохранения власти над толпой достаточно снабжать ее новыми мифами, обожествляющими человека, стоящего у власти. Для того, чтобы удобнее было манипулировать массовым сознанием, провозглашается культ вождя – «сверхчеловека». К сожалению, историческая практика показала, что иррациональная точка зрения содержит долю истины. В то же время претворение в жизнь этой теории всегда влекло за собой катастрофические последствия: деятельность Муссолини в Италии, Гитлера в Германии, Перрона в Аргентине. Политические деятели постепенно сами начинают верить тому, что проповедывают и в итоге ведут свой народ к опустошительным войнам, разрухе и рабству. Таким образом, в данном подходе стремление к власти объясняется иррациональной природой человеческого поведения.

С точки зрения психологического подхода, как, например, считал Э. Фромм, «жажда власти коренится не в силе, а в слабости». По его мнению, во власти «проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой». Власть – это не что иное, как отчаянная попытка приобрести знаменатель силы, когда подлинной силы не хватает. Более того, «сила в психологическом смысле не имеет ничего общего с господством; … это слово означает обладание способностью…власть и сила - это совершенно разные вещи».[39] Таким образом, психологическая концепция, рассматривая власть в аспекте господства, понимает ее как способ компенсации внутренней неуверенности, возможность дополнить субъективную неполноценность внешними, как правило, жесткими способами.

Многие ученые рассматривают феномен политической власти с количественных внешних характеристик, изучая ее как тип политического поведения. Представители данного бихевиористского подхода Лассуэлл, Мерриам стремление к власти объявляют доминирующей чертой человеческой психики, исходя из которой в обществе в зависимости от ситуации наблюдаются определенные типы политического поведения: стремление к господству, вынужденное подчинение, поиски консенсуса, противоборство, манипуляторство и т.д. Таким образом, бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти, соответственно, внешние формы проявления. Изучение власти как формы поведения значимо в современном мире. Поскольку людям свойственны одни и те же реакции на одинаковые политические установки, то бихевиоризм способен прогнозировать те или иные действия общества, в условиях авторитаризма, тоталитаризма и так далее. Вместе с тем, изучая индивидуальные обстоятельства жизни политических лидеров, особенности их психики, социального окружения, можно предполагать тот или иной стиль руководства данного лидера, методы его правления, ошибки, тем самым корректировать по возможности в целом развитие общества.

Одной из точек зрения, объясняющей природу власти является телеологический подход (с точки зрения цели). Здесь власть характеризуется как способность достижения определенных целей, средство получения намеченных результатов. Цели могут быть различными. Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. В авторитарном и тоталитарном государстве цель субъектов политики делает крен в сторону удовлетворения личных амбиций. Чем более демократичнее государство, цель политических лидеров приобретает более общественно значимый характер, поскольку сама роль лидера в таких условиях воспринимается обществом, прежде всего, как служение обществу и государству.

В середине ХХ века большое влияние в политической науке получил структурно-функциональный подход, разработанный американским ученым Т. Парсонсом. Он попытался представить политическую жизнь в виде системы, где все политические элементы – государство, партии, общественные организации – образуют функциональные взаимосвязи. Таким образом, в этой концепции власть рассматривается как систематизирующее начало политической жизни общества, без которой невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. К. Дойч власть представляет как одно из «платежных средств» в политике, которое применяется там, где не срабатывает влияние или добровольное согласие.

Следующий интересный подход – реляционный - рассматривает власть как межличностное отношение, при которой один из участников процесса оказывает определяющее влияние на второго. Здесь можно выделить три разновидности: «теория сопротивления», «обмена ресурсами» и «раздела сфер влияния». Например, представители концепции «раздела сфер влияния» (Д. Ронг), соглашаясь с ассиметричным неравномерным характером властных отношений, указывали, что в различных ситуациях объекты власти могут превращаться в субъекты, и наоборот. Например, человек, обладающий властью на работе, может не обладать ею в семье, и наоборот, рядовой исполнитель, придя домой, может превращаться во всесильного повелителя по отношению к своим близким. Покупатель и продавец, посетитель ресторана и официант, портной и заказчик – все обслуживаемые и обслуживающие могут меняться местами в соответствии с изменениями социальной ситуации. Следовательно, властные отношения не следует рассматривать как иерархически односторонние, поскольку господство одних в конкретной сфере уравновешивается контролем других в иных сферах.

Французский политолог Дюверже выдвигает бинарную концепцию власти. Он дает образное определение власти и утверждает, что изображение двуликого Януса есть правдивое представление о власти. Дуализм власти обусловлен наличием двух аспектов. С одной стороны, она является инструментом господства одних групп над другими, используемым первыми к их выгоде и в ущерб вторым, но одновременно, с другой стороны, власть выступает эффективным средством интеграции и сохранения социального порядка, обеспечения социальной солидарности всех членов общества. Пропорция между одной и другой стороной зависит от эпохи, условий и стран, но обе эти стороны должны присутствовать всегда.

Тем не менее, и данный подход не в состоянии объяснить все проявления феномена политической власти. Возможно, только синтез различных школ и точек зрения позволит полнее понять источник и природу политической власти.

Все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть – это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющийся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет, методы и функции современной политологии

Глава.. Предмет методы и функции современной.. Политологии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Власть в зеркале политической науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет политологии Определение политики
Современное общество является политическим. Оно отличается от традиционного двумя главными признаками: фактом промышленного развития, направленного на преобразование природной среды и социальной ин

Возникновение и развитие политической науки
Существует несколько версий происхождения политической науки. Согласно одной из них, политические учения появились в Древней Греции, но они носили характер отвлеченных философских размышлений о пол

Методы и функции политологии
В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительн

Основные парадигмы и школы политологии
Политология, как и большинство других наук, относится к разряду полипарадигмальных дисциплин, то есть допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики. Парадигма

Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции
Идейные истоки современных политических доктрин – это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого. Необходимо отметить, что все эти теории отражают взгляды не только их создателей, но и ин

Политические идеи Средневековья и Нового времени
Там, где начинается политика, кончается мораль. Макиавелли После принятия императором Константином христианства постепенно христианская теология стала приобретать политическое вли

Политическая мысль США в период борьбы за независимость
В 70-е гг. XVIII века резко обострились противоречия между Англией, как метрополией и ее американскими колониями. В борьбе Америки против Англии возникает новое государство – Соединенные Штаты Амер

Политические взгляды аль-Фараби
Аль – Фараби родился в 870 году в г. Отырар, который расположен на территории современного Южного Казахстана, хотя необходимо отметить, что становление его личности в качестве ученого - энциклопеди

Система «Благодатного знания» Ж. Баласагуна.
Влиятельной фигурой общественной мысли Семиречья в XI веке был Жусуп Баласагун. Взращенный на синтезе тюркской и персидской культур, он сумел в своем творчестве представить в системном, оригинально

Политическое наследие деятелей движения «Алаш».
Движение «Алаш», которое было создано видными казахскими интеллигентами - просветителями Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Миржакыпом Дулатовым вошло в анналы нашей истории как попытка

Структура власти Основания и ресурсы власти
В структурном отношении основными компонентами власти являются: субъект, объект, ресурсы власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - пр

Распределение власти в современном обществе
В современном обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу особого положения являются центрами притяжения власти. По исследованиям политологов, динамика этих групп следу

Механизм осуществления политической власти
Процесс властвования упорядочивается и регулируется при помощи специального механизма власти - системы организаций и правовых норм их устройства и деятельности. Механизм власти имеет сложную иерарх

Эффективность и легитимность власти
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффек

Понятие элита и основные теории элит
Разделение общества на управляющих и управляемых характеризует все этапы политической истории. В разные периоды истории слой управляющих именовался и определялся по-разному. До эпохи Нового времени

Типы политических элит и проблема ее формирования
В обществе выделяются экономическая элита (крупные собственники, банкиры и др.), политическая элита (лица, занимающие высшие посты в гражданских и военных органах власти), бюрократическая элита, ду

Типология и функции политического лидерства
Власть даже пустого человека наполняет содержанием. Л. Фейхтвангер Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где

Понятие, структура и типология политических систем
Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея рассматривать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Основная идея системного подхода заключает

Политические режимы
Самая жестокая тирания та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости. Монтескье При рассмотрении политической системы какого-либо государства не

Формы государственного правления
Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности. Отто Бисмарк Форма правления опреде

Древние и средневековые представления о демократии
Термин «демократия», впервые встречающийся у древнегреческого историка Геродота, означает «власть народа». Демократия имеет длительную историю, ее можно рассматривать как результат развития западно

Исторические формы демократии
Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных ее форм. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решениях нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении

Теории демократии
Кризис абсолютизма, наступивший в результате крупных социально-экономических преобразований в Европе, изменил политико-правовые представления в контексте формирования идей свободы, взамен феодальны

Государство, функции. Теории происхождения государства
Государство – это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Государство действует на определенной территории,

Сущность и основные принципы правового государства
Идея правового государства имеет длительную историю зарождения и развития, и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа родилась как противовес

Гражданское общество, его признаки и принципы жизнедеятельности
Было бы ошибочным полагать, что жизнь людей в основном связана с политическими и государственными интересами. В действительности большинство людей занято удовлетворением самых разнообразных интерес

Развитие гражданского общества в Казахстане.
Формирование гражданского общества в Казахстане – длительный, значимый с точки зрения развития демократии процесс. Вместе с тем, необходимо отметить, что гражданское общество в современном Казахста

Избирательные системы и выборы
«Демократию можно определить как режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов», - утверждает французский ученый Лалюмьер. С принципом представительства и идеей п

Политические партии, структура, функционирование
Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии, поскольку через них реализуются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представ

Сущность и разновидности партийных систем
Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. В политологии распространена схема, согласно которой существует однопартий

Многопартийная система Казахстана.
Процесс перестройки, обновления и демократизации в Казахстане развивался параллельно со становлением многопартийности, оказавшей значительное влияние на политическую жизнь республики. Партийная сис

Политическое сознание. Понятие и основные уровни политической идеологии.
Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами. Одним из стержневых элементов политического сознания является идеология. Политическая идеология представляет собо

Уровни и функции идеологии
Выделяют следующие уровни идеологии. Теоретический уровень. На этом уровне формируются, создаются политико-идеологические теории, основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного кл

Основные идеологические течения современности
Анализ сложившихся в обществе социально-политических сил позволяет говорить о существовании ведущих направлений современной общественно-политической мысли. С XVII века начинают формироваться класси

Перспективы развития идеологии в Казахстане
Казахстан – светское демократическое государство. Это соответствует ее поликонфессиональным, многонациональным и коллективистским национальным ценностям. Поэтому в Казахстане предпочтение может быт

Общее представление о политической культуре
Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Политическая культура включает в себя исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации

Конфуцианско-буддийская политическая культура
Духовный портрет конфуцианско-буддийской культуры многолик – здесь переплетаются множество самобытных народных религий, буддизм, даосизм, легизм, синтоизм, шаманизм, но приоритет конфуцианско-будди

Исламская политическая культура
Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую

Православно-славянская политическая культура
Феномен православной политической культуры, а она сегодня представлена прежде всего российской, является предметом напряженного научного анализа. Политические интересы россиян, так же как и много в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги