рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Православно-славянская политическая культура

Православно-славянская политическая культура - раздел Педагогика, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ Феномен Православной Политической Культуры, А Она Сегодня Представлена Прежде...

Феномен православной политической культуры, а она сегодня представлена прежде всего российской, является предметом напряженного научного анализа. Политические интересы россиян, так же как и много веков назад, во многом детерминированы культурными ценностями. Прежде всего, для православной политической культуры присуще многослойность, многовекторность политической культуры. И если прав Флоровский, что «русская душа издавна живет и пребывает во многих веках и возрастах сразу, расплывается во временах», то российское политическое время соединяет в себе противоречивые пласты.

Географическое расположение России между Европой и Азией оказало серьезное влияние на российское общество. Страна оказалась на месте пересечения двух социокультурных типов: европейского, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и ази­атского, ориентирующегося на общество, кол­лектив, государство. При этом взаимодействие этих двух социокуль­турных типов в российском обществе весьма своеобразно: это не просто переплетение, взаимообогащение содержанием обо­их типов, но и непрерывная борьба между ними. Возникающие на этой основе двойственность, противоречивость и конфликтность полити­ческой культуры находит свое отражение и по се­годняшний день в противоборстве «западников» и «почвенников», за­падной модели развития и самобытного пути России. Т. И. Заславская предлагает в культурном плане признать Россию «маргинальным членом европейской семьи, занимающим в ней примерно такое же место, как Плутон в Солнечной системе»[55].

История российского государства тесно связана с православием. Православная церковь выс­тупала и выступает духовной опорой русского народа. Православная вера сыграла важную роль в формировании идей о вели­чии России, ее масштабности, патриотизме и преданности отече­ству, особом пути России, ставшие важнейшими компонентами политического сознания россиян. Известно, что цер­ковь возвела в ранг святых выдающихся политических деятелей (княгиня Ольга, князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие). Являясь последовательницей византийской цивилизации, Рос­сия восприняла от нее и имперскую идею, реализация которой привела к превращению страны в многоэтническую, разноязыкую империю. Удержать целост­ность такой огромной империи можно было только с помощью дес­потической власти, сильного централизованного государства. Пони­мание данного обстоятельства подводило к осознанию необходимос­ти подчинения всех структур общества власти и государству.

Таким образом, одной из особенностей цивилизационного пути России состоит в том, что доминантной формой социальной интеграции выступает идея единого сильного централизованного государства и соборности. Соответственно основными формами взаимоотношения между государством и гражданским обществом выступают, прежде всего, этатизм и патернализм. Однако противоречивость русской души ориентирует этатизм двоякого рода: или на «подчинение» государственной власти, или на ее «ниспровержение».

Корни патерналистской традиции в русской культуре[56], в том числе и политической, находятся в историческом прошлом. Важнейшей социальной ячей­кой аграрного общества была патриархальная семья. Общая численность такой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Авторитет главы семьи был непререкаем. Существование большой семьи долгое время было экономической необходимостью, обусловленной климатом средней полосы России, где короткое лето нередко заставляло почти одновременно проводить разные полевые работы. Трудовой ритм требовал мобилизации всех людей, соответственно наиболее адекватной формой взаимоотношений в семье был авторитаризм. Имущественные отношения, оставлявшие за главой семьи пол­ное право распоряжаться всеми средствами крестьянского двора, на­лагали на него большую ответственность и требовали выполнения ряда функций в общественной, хозяйственно-бытовой и морально-психологической сферах. Сосредоточение команд­ных функций за главой патриар­хальной семьи оставляет всем домочадцам только функции безропотного испол­нения. В такой ситуации человек не испытывает потребности чувство­вать себя личностью, он перекладывает ответственность за свою судьбу на семью, государство, власть, он уходит от индивидуальной ответ­ственности, а значит и от свободы. Глава семьи был вправе распоряжаться даже жизнью домочадцев по своему усмотрению, а они должны были принять любое решение как неизбежность, поскольку такое поведение гарантировало выжи­вание семьи как целостности. Обусловленные природно-климатическими условиями патерналистские черты закрепились в русской крестьянской культуре. Православие освятило эти отношения авторитетом церкви. Таким образом, патернализм стал культурным архетипом, закреп­ленным в российской ментальности и политической культуре. На эту типологическую черту российского общества было обра­щено внимание еще в XIX в., начиная с извест­ного утверждения Н. Карамзина о том, что в России самодержавное правление есть отеческое правление.

Патернализм, как поведенческий стереотип, пронизывал и по­литическую культуру образованного слоя общества. Наибо­лее распространенными словами, отражавшими разные стороны па­тернализма, были попечение и покровительство, заботливость, надзор, поощрение, защита, благотво­рение, воспомоществование, пожертвование, облегчение, благоснисхождение, дарение.

В современной России эта особенность продолжает актуализировать идеал сильного социального государства во главе с сильным лидером, чувствительного к нуждам своих граждан, способного эффективно решать задачи развития российского общества, навести в нем необходимый порядок.

Обратимся к политической истории России. Важный момент политической культуры связан с кризисом древнерусской культуры, с отречением от греков в самый сложный момент национального самоопределения. Этот кризис был связан с потребностью в церковно-политической независимости от Константинополя, когда Иван Грозный заявил: «Наша вера христианская, а не греческая». Можно предположить, что именно этот разрыв на важном этапе становления определил форму национального кода культуры: он с самого начала сложился как двузначный, амбивалентный. В нем борются два начала: национальное, языческое и привнесенное, христианско-византийское.

И поскольку, языческие стихии так и не были окончательно укрощены, не прошли «умного испытания», то реванш язычества на разных этапах политической истории, оборачивался русскими бунтами против иноземцев и привнесенной ими культуры. Опричники Ивана Грозного в XVI веке, большевики в XX веке, «новые русские» в XX и XXI веках – это вырывание наружу языческой силы, отрицающей нормы морали и культуры.

Таким образом, языческое отрицание в политике – это страстное стремление уничтожить, яростное разрушение, которое рождает особую религию нигилизма. Феномен вождизма в политической культуре также сформировался языческими импульсами, требующими безусловного утверждения культа силы – культа политического вождя.

Языческая двойственность национального кода культуры определяет и главный архетип: Москва – третий Рим. Это метафора стала ключевой в долгих политических исканиях российской культуры. Отсюда поиски то абсолютно самостоятельного пути развития, то повтор чужых ценностей на русской земле. Отсюда соблазн политических отречений и отрицаний, поиск между новым и старым: не успев принять и усвоить византийскую христианскую традицию, русская власть от нее отказывается. Каждый новый властитель начинает с кампании «политических разоблачений». Отсюда драматичность политической истории России.

Языческая двойственность породила своеобразное отношение к верховной власти. Уже начиная со «Слова о Законе и Благодати» Митрополита Иллариона, подчёркивается, что милосердие или, напротив, царский гнев, выше любых законных оснований. Очень показательна в этом отношении переписка князя Андрея Курбского и его оппонента царя Ивана Грозного. Они искренне ненавидят друг друга, обмениваются самыми жестокими оскорблениями и обвинениями, но поразительно единодушны в своей концепции верховной царской власти: над царём лишь Господь Бог; он, царь, может быть добрым, злым, жестоким или милосердным, но само понятие законности не применимо к нему в принципе. Иван Грозный доходит до того, что сравнивает всю страну с продолжением своего тела, а непримиримый князь Курбский возражает ему в чём угодно, но не в этом.

Это порождает особое отношение к правителю, как спасителю или, наоборот, душегубу. Архетип российской политической власти с самого начала формируется как бинарный, радикально амбивалентный. Российский лидер должен быть «сам себе оппозиционером», чтобы соответствовать народному восприятию. И сегодня русский народ хорошо воспринимает такого лидера, для которого характерна высокая самокритичность. Это нашло отражение в пословице: «За битого двух не битых дают». Русская душа то возвеличивает «хорошего царя», то гневно клеймит «плохого царя», охотно веря в мистификации «подмены царя» (Лже-Дмитрий) и т. д. Даже в наши дни СМИ достаточно часто печатают слухи о двойниках Ельцина, Путина и других видных политических деятелях. Деспотичный и своенравный Иван Грозный был популярен в народе: одним он объявлял свою милость, другим – свой гнев, чернил служивое дворянство и даже духовенство перед народом. Но, претерпев все жестокости законного царя Ивана Грозного, русский народ отказывался служить «незаконному Борису Годунову», хотя тот всеми силами старался сыграть роль царя-избавителя.

Русский человек, будучи, в сущности, человеком государственным, вместе с тем боялся государства, избегал иметь дело с властями, не доверял государственным учреждениям. Эта особенность приобрела свои крайние формы в советский период. Чем страшнее проявляла себя власть, тем сильнее у человека было стремление приобщиться к ней, войти в неё, стать её частью.

Подобное отношение к государству и властям способствовало формированию двойного стандарта в их оценке. Человек как бы раздваивался, что свидетельствовало об антиномичности политической культуры.Н.А.Бердяев писал: «Россия – страна бесконечной свободы и духовных далей, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности». И в то же время – «Россия - страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизни государством…».[57]

Народная культура выражает себя через творцов: учёных, философов, художников, музыкантов, писателей, поэтов. Отличительной особенностью России являлось то, что вплоть до последнего времени (90-х годов XX века) в ней не существовало политических институтов, реально противостоящих власти. Ведь даже первая российская Конституция появилась лишь в 1905 году. Кроме того, не будем забывать, что если на западе существовала такая вненациональная сила как католицизм, то в России ничего подобного не было, поскольку церковь всегда была подчинена государству. В этих условиях культура становится единственным противовесом всеобъемлющей государственной власти. Отсюда небывалый расцвет русской культуры, духовности.

Непостоянство российских политиков порождает повышенную восприимчивость к иноземным влияниям. Россия периодически попадает под влияние иностранных ценностей, адаптирует чужой политической опыт, попирая частенько собственный опыт. Сегодня вместо высоких нравственных принципов национальной культуры, современные политические лидеры уповают на прагматизм, универсальные политические механизмы, привнесенные с Запада. Но парадокс прагматизма заключается в том, что он подрывает духовную составляющую. Политические институты для успешного функционирования нуждаются в активной творческой национальной интерпретации и подпитке. Политик национального масштаба никогда не состоится без веры в долговременную перспективу социокультурного развития своего народа.

Вторым важным следствием поиска особого пути России является тема апокалиптики политического времени. Русское политическое время постоянно испытывает напряжение «надвигающегося конца истории». Рождается идея – что именно от Москвы зависит судьба истории. Поэтому в русском политическом сознании неразрывно связаны судьбы России и мира. Уже в XVI веке выдвигается учение о святой России, о ее мировом значении.

Магическая вера в сакральность законной царской власти – вот истинная причина того, почему в России так трудно оппозиции завоевать народную любовь. Но если власть в глазах народа сакральна, то народ в глазах власти сакральности лишен. Известно изречение: Россия – страна господ, страна рабов. Там, где есть господин, там есть и его холоп. Феномен этот не изжит и сегодня. Стоит кому-либо подняться по социально-имущественному положению вверх, то в большей степени это влечет и нигилистическое отношение к нижестоящим людям, отношение к ним как к холопам. Анекдоты про новых русских отчасти и на эту тему. С другой стороны, этот парадокс безмерного холопства порождает феномен юродивого – специфичного российского трибуна из народа, смело нападающего на государственную власть, которая склоняется перед сакральным величием юродства. Во имя высшей правды юродивые открыто и смело говорят власти в лицо о ее прегрешениях и преступлениях перед народом. Благодаря таинственным механизмам социокультурных превращений аскеза юродства продолжает существовать. Василий Блаженный, Распутин, Солженицын, Жиреновский продолжают эту традицию.

Феномен правдоискательства провоцирует русский народ на оптимистические поиски «земного рая» - это вера в коммунизм, воскрешение Христа – спасителя и т. д. Эта способность жить будущей идеей глубоко укоренена в народном сознании и часто эксплуатируется прагматичными политиками. Российские политические лидеры привыкли обещать светлое завтра в надежде, что народ перетерпит трагическое сегодня. Внутреннюю свободу русского народа Бердяев противопоставлял внутренней несвободе западного человека, закрепощенного мещанскими нормами.

Что касается современного состояния политической культуры России, то здесь наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, деморализованность российского общества перед натиском американизации во всех сферах общественной жизни. Политическая элита откровенно проповедует западные ценности, самоутверждается путем отрицания собственной культуры. Это возмущает не только патриотически настроенных россиян, но удивляет даже иностранцев. В ответ на крайности западной фазы (западничество) Россия всегда выстраивала свою идентичность как восточная держава, опирающаяся на религиозный, нравственный фундамент православия.

Завершая, необходимо подчеркнуть, русская культура не раз демонстрировала миру свою высокую жизнестойкость. Причиной (одной из них) является образ человека, созданный православной традицией: он многомерен и пластичен.

 


[1] цит. По Мухаеву Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права. М., 1998. С.145.

[2] Панарин А.С. Философия политики. М., 1996, С.7.

[3] Цит. по: Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1996. С.160.

[4] Там же С.18.

[5] Василик М.А. Политология: Хрестоматия М., 2000. С. 79.

[6] Там же С. 79.

 

 

[7] Василик М.А. Политология: Хрестоматия М., 2000. С.47.

[8] Там же. С.53.

[9] Василик М.А. Политология: Хрестоматия М., 2000. С.47

[10] Там же. С.103.

[11] Там же. С.105.

[12] Аристотель. Соч. Т. 4. С.108-115.

 

[13] Аристотель. Соч. Т. 4. С.117.

[14] См.: Гаджиев К.С. Политическая философия. М., 1999. С.36.

[15] См.: Василик М.А. Политология: Хрестоматия. М., 2000. С.126.

[16] Там же. С.126.

[17] См.: См.: Василик М.А. Политология: Хрестоматия. М., 2000. С. 127-128.

[18] См.: Там же. С.127.

 

[19] Гоббс Т. Соч. Т.2. М., 1991. С. 295, 297.

[20] Локк Дж. Соч. Т.3. М., 1991. С. 137, 264.

[21] Там же. С. 137, 319.

[22] Локк Дж. Соч. Т.3. М., 1991. С. 334.

[23] Политология в вопросах и ответах. М., 1999. С.431.

[24] http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm

[25] Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы, 2002. С. 35-36.

[26] Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы, 2002. С. 36.

[27] Баласагунский Юсуф. Благодатное знание. М.1983. С. 415.

[28] Там же. С. 473.

[29] Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы, 2002. С. 69.

[30] Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы, 2002. С. 58-63.

[31] Там же. С. 58-63.

[32] Баласагунский Юсуф. Благодатное знание. М.1983. С. 415.

[33] Там же. С. 473.

 

[34] Байтурсынов А. Бастауыш мектеп / Казах, 1914, № 87.

[35] Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы, 2002. С.303-305.

[36] Дулатов М. Урпаққа ха// Дала дидары, 1991, 8 мамыр

[37] Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы, 2002. С. 312-313.

[38]Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времен до наших дней. – Алматы, 2002. С. 315.

[39] Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989. С. 140.

[40] Коренев Н. Третья империя в лицах. М., 1934. С. 138.

[41] Г. Грузман. Демократия демоса и демократия личности. – Нагария, 2004.

[42] Вышеславцев В.П. Кризис культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм. Нью-Йорк, 1982. С.233.

[43] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.174.

[44] Новгородцев П. Об общественном идеале. М., 1991. С. 580.

[45] См. Сартаев Р.С. Формирование многопартийности в контексте политической трансформации казахстанского общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. – Алматы, 1996. С.18

[46] Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. М., 1990. С. 34.

[47] Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. С. 373.

[48] Atlantic. 1953, July, р.27.

[49] Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. С.388.

[50] Цит. по: Гаджиев К.С. Политическая философия. М., 1999. С. 145.

[51] Allison L. Right Principles: A Conservative Philosophy of Politics. L.,1984. P. 55.

[52] http://www.vatanym.ru

[53] Чуньфу, Чжао. Конфуцианская этика и модернизация: конфликт и интеграция // Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Москва, 22—24 сент. 1999 г. Ч. II: Китай на пути модернизации и реформ / Ин-т Дальн. Востока РАН. М., 1999. С. 123.

[54] Там же. С. 124-125.

[55] Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учеб. пособие. М., 2004. С.63.

[56] Ермоленко Т.Ф. Патернализм в политической культуре России // Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. Ростов н/Д., 1998. С.223-234.

 

[57] Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности // Судьба России: Сочинения. М., 2000. С.283.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

Глава... ПРЕДМЕТ МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ... ПОЛИТОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Православно-славянская политическая культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет политологии Определение политики
Современное общество является политическим. Оно отличается от традиционного двумя главными признаками: фактом промышленного развития, направленного на преобразование природной среды и социальной ин

Возникновение и развитие политической науки
Существует несколько версий происхождения политической науки. Согласно одной из них, политические учения появились в Древней Греции, но они носили характер отвлеченных философских размышлений о пол

Методы и функции политологии
В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительн

Основные парадигмы и школы политологии
Политология, как и большинство других наук, относится к разряду полипарадигмальных дисциплин, то есть допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики. Парадигма

Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции
Идейные истоки современных политических доктрин – это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого. Необходимо отметить, что все эти теории отражают взгляды не только их создателей, но и ин

Политические идеи Средневековья и Нового времени
Там, где начинается политика, кончается мораль. Макиавелли После принятия императором Константином христианства постепенно христианская теология стала приобретать политическое вли

Политическая мысль США в период борьбы за независимость
В 70-е гг. XVIII века резко обострились противоречия между Англией, как метрополией и ее американскими колониями. В борьбе Америки против Англии возникает новое государство – Соединенные Штаты Амер

Политические взгляды аль-Фараби
Аль – Фараби родился в 870 году в г. Отырар, который расположен на территории современного Южного Казахстана, хотя необходимо отметить, что становление его личности в качестве ученого - энциклопеди

Система «Благодатного знания» Ж. Баласагуна.
Влиятельной фигурой общественной мысли Семиречья в XI веке был Жусуп Баласагун. Взращенный на синтезе тюркской и персидской культур, он сумел в своем творчестве представить в системном, оригинально

Политическое наследие деятелей движения «Алаш».
Движение «Алаш», которое было создано видными казахскими интеллигентами - просветителями Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Миржакыпом Дулатовым вошло в анналы нашей истории как попытка

Власть в зеркале политической науки
Жажда власти коренится не в силе, а в слабости. Э. Фромм Существуют различные подходы к определению власти, отражающие сложную природу этого явления. Некоторые современные ученые

Структура власти Основания и ресурсы власти
В структурном отношении основными компонентами власти являются: субъект, объект, ресурсы власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - пр

Распределение власти в современном обществе
В современном обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу особого положения являются центрами притяжения власти. По исследованиям политологов, динамика этих групп следу

Механизм осуществления политической власти
Процесс властвования упорядочивается и регулируется при помощи специального механизма власти - системы организаций и правовых норм их устройства и деятельности. Механизм власти имеет сложную иерарх

Эффективность и легитимность власти
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффек

Понятие элита и основные теории элит
Разделение общества на управляющих и управляемых характеризует все этапы политической истории. В разные периоды истории слой управляющих именовался и определялся по-разному. До эпохи Нового времени

Типы политических элит и проблема ее формирования
В обществе выделяются экономическая элита (крупные собственники, банкиры и др.), политическая элита (лица, занимающие высшие посты в гражданских и военных органах власти), бюрократическая элита, ду

Типология и функции политического лидерства
Власть даже пустого человека наполняет содержанием. Л. Фейхтвангер Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где

Понятие, структура и типология политических систем
Ученые рассматривают мир политического как сложную систему. Сама идея рассматривать сложные организмы как системы пришла в политическую науку из биологии. Основная идея системного подхода заключает

Политические режимы
Самая жестокая тирания та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости. Монтескье При рассмотрении политической системы какого-либо государства не

Формы государственного правления
Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности. Отто Бисмарк Форма правления опреде

Древние и средневековые представления о демократии
Термин «демократия», впервые встречающийся у древнегреческого историка Геродота, означает «власть народа». Демократия имеет длительную историю, ее можно рассматривать как результат развития западно

Исторические формы демократии
Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных ее форм. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решениях нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении

Теории демократии
Кризис абсолютизма, наступивший в результате крупных социально-экономических преобразований в Европе, изменил политико-правовые представления в контексте формирования идей свободы, взамен феодальны

Государство, функции. Теории происхождения государства
Государство – это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Государство действует на определенной территории,

Сущность и основные принципы правового государства
Идея правового государства имеет длительную историю зарождения и развития, и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа родилась как противовес

Гражданское общество, его признаки и принципы жизнедеятельности
Было бы ошибочным полагать, что жизнь людей в основном связана с политическими и государственными интересами. В действительности большинство людей занято удовлетворением самых разнообразных интерес

Развитие гражданского общества в Казахстане.
Формирование гражданского общества в Казахстане – длительный, значимый с точки зрения развития демократии процесс. Вместе с тем, необходимо отметить, что гражданское общество в современном Казахста

Избирательные системы и выборы
«Демократию можно определить как режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов», - утверждает французский ученый Лалюмьер. С принципом представительства и идеей п

Политические партии, структура, функционирование
Одним из важнейших субъектов политических отношений в либеральной демократии являются партии, поскольку через них реализуются основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, представ

Сущность и разновидности партийных систем
Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. В политологии распространена схема, согласно которой существует однопартий

Многопартийная система Казахстана.
Процесс перестройки, обновления и демократизации в Казахстане развивался параллельно со становлением многопартийности, оказавшей значительное влияние на политическую жизнь республики. Партийная сис

Политическое сознание. Понятие и основные уровни политической идеологии.
Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами. Одним из стержневых элементов политического сознания является идеология. Политическая идеология представляет собо

Уровни и функции идеологии
Выделяют следующие уровни идеологии. Теоретический уровень. На этом уровне формируются, создаются политико-идеологические теории, основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного кл

Основные идеологические течения современности
Анализ сложившихся в обществе социально-политических сил позволяет говорить о существовании ведущих направлений современной общественно-политической мысли. С XVII века начинают формироваться класси

Перспективы развития идеологии в Казахстане
Казахстан – светское демократическое государство. Это соответствует ее поликонфессиональным, многонациональным и коллективистским национальным ценностям. Поэтому в Казахстане предпочтение может быт

Общее представление о политической культуре
Политическая культура – часть человеческой культуры в целом. Политическая культура включает в себя исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации

Конфуцианско-буддийская политическая культура
Духовный портрет конфуцианско-буддийской культуры многолик – здесь переплетаются множество самобытных народных религий, буддизм, даосизм, легизм, синтоизм, шаманизм, но приоритет конфуцианско-будди

Исламская политическая культура
Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но в истории мировой цивилизации исламская цивилизация занимает одно из важнейших мест. За всю историю своего развития ислам продемонстрировал высокую

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги