рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Преодоление стилистического уровня непонимания

Работа сделанна в 2002 году

Преодоление стилистического уровня непонимания - Курсовая Работа, раздел Психология, - 2002 год - Коммуникативная функция речи и её реализация в общении Преодоление Стилистического Уровня Непонимания. Действие Этого Барьера, Как Б...

Преодоление стилистического уровня непонимания. Действие этого барьера, как было установлено, сводится к тому, что стилевые характеристики сообщения могут препятствовать его восприятию. Если стиль коммуникации плохой - неуместный, слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем не соответствующий содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать. Стиль - это отношение формы сообщения к его содержанию, отсюда - преодоление данного барьера связано с соответствием формы содержанию.

Иными словами, чтобы быть хорошо воспринимаемым, сообщение должно быть хорошо изложено, построено. Можно с некоторыми оговорками признать, что стиль - это способ структурирования содержания.

Действительно, если еще раз обратиться к примеру с пересказом Сказки о рыбаке и рыбке, то видно, что автор определенным образом построил, структурировал содержание сказки, причем сделал это так, что содержание почти невозможно уловить. Наложенная новая псевдологическая структура заслоняет стиль. Но ведь можно пересказать содержание сказки и по-другому, так, чтобы оно было понятным, т. е. организовать его иначе, например Сначала было так, потом вышло так, а закончилось все этим. Следовательно, для преодоления стилистического барьера необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию.

Важно также подчеркнуть, что хорошо структурированная информация не только лучше понимается, но и лучше запоминается, что тоже крайне важно для увеличения эффективности общения. Ведь действительно, одно дело запомнить ряд букв - м, о, й, д, я, с, а, м, ы, х, ч, е, с, т, н попробуйте его заучить, сколько на это потребуется времени? Гораздо меньше времени нужно, чтобы запомнить ряд слов, даже не связанных, например мой, правило, честный, дядя самый.

И наконец, совсем не представляет труда запомнить связную фразу Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог и т.д. Если же подсчитать количество букв в этой фразе, то сразу станет очевидно, что структурированные буквы запоминаются гораздо эффективнее. Существует два основных приема структурирования информации в общении правило рамки и правило цепи. Суть первого правила состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении, будь то разговор, лекция, доклад или даже просто эффектное появление, должна быть заключена в рамку, которая как раз и задает структуру.

Рамку в общении создает начало и конец разговора. В начале должны быть указаны цели, перспективы, предполагаемые результаты общения, в конце должны быть подведены итоги, показана ретроспектива и отмечена степень достижения целей. Однако, каким бы простым и общеизвестным правило рамки ни казалось, оно не является ни простым, ни часто употребляемым.

Наоборот, приходится говорить о том, что очень часто неуспехи в общении связаны именно с отсутствием рамки, когда неизвестно, о чем говорят, неизвестно к чему приходят, и в результате никто абсолютно ничего не помнит, о чем-то говорили, но о чем Необходимость использования правила рамки прежде всего обосновывается простым психологическим законом работы памяти, открытым еще на заре научной психологии, в конце XIX в. Именно тогда немецкий психолог Герман Эббингауз установил так называемый фактор ряда начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека, лучше, чем середина.

Соблюдая правило рамки, говорящий может быть уверен, что сама рамка запомнится, а в ней все самое главное - цели, планы, итоги, выводы. Однако правило рамки важно не только из-за такой особенности памяти, как фактор ряда. Очень существенно и другое. Правильно построенная рамка позволяет организовать информацию так, чтобы структура отвечала запросам слушающего или хотя бы соответствовала его установкам, представлениям. Дело в том, что всякая рамка - это граница, которая должна отделить фигуру от фона, главное - от второстепенного, нечто - от ничто. Рамка принадлежит одновременно и фигуре и фону, и главному и второстепенному, как бы связывая эти две реальности.

Она зависит не только от того, что внутри общения, но и от того, что за рамкой, т. е. от принятых норм, представлений, установок. Рамка связывает разговор, текст с жизнью, с тем, что было до того, что будет после того, она должна показать место данного разговора, текста, лекции в мире и т. д. В связи с этим очень интересны размышления выдающегося советского литературоведа Ю. М. Лотмана о роли и значении конкретных способов использования рамки в художественных текстах разных культур.

Рамка литературного произведения состоит из двух элементов начала и конца. Особая моделирующая роль категорий начала и конца текста непосредственно связана с наиболее общими культурными моделями.

Для многих мифов или текстов раннего средневековья характерна повышенная роль начала как основной границы. Можно назвать тексты, которые считаются отграниченными, если имеют начало. Конец же принципиально исключается - текст требует продолжения. Таковы летописи Черты такого же конструктивного принципа можно усмотреть и в композиции серий новелл, романов или кинофильмов, продолжаемых потому, что авторы не могут решиться убить полюбившегося уже читателю героя или эксплуатируют коммерческий успех начальных произведений Если начало текста в той или иной мере связано с моделированием причины, то конец активизирует признак цели. От эсхатологических легенд до утопических учений мы можем проследить широкую представленность культурных моделей с от меченным концом при резко пониженной моделирующей функции начала.

Между тем очевидно, что, например, для современного бытового мышления моделирующая функция конца очень значительна стремление читать книги с конца или подглядывать в конец. Рассмотрим наиболее трафаретное представление о конце текста, например happy end. Если герой умирает, то произведение воспринимается как оканчивающееся трагически.

Если же он женится, совершает великое открытие или улучшает производственные показатели своего предприятия, как имеющее счастливый конец. Так раскрывается двойная природа художественной модели отображая отдельное событие, она одновременно отображает и всю картину мира, рассказывая о трагической судьбе героини, повествует о трагичности мира в целом.

Поэтому для нас так значим хороший или плохой конец. Он свидетельствует не только о завершении того или иного сюжета, но и о конструкции мира в целом. Таким образом, функции рамки, начала и конца, в художественном произведении многозначны и очень значимы для художественного воздействия. Конечно, трудно назвать какой-либо обычный разговор между людьми произведением искусства, но и то, и другое создается людьми и для людей, рождается и живет в реальной культурной среде, отражает и моделирует часто одну и ту же реальность, и поэтому при всей своей несравнимости и специфичности, конкретное общение и художественный текст должны иметь некие общие черты.

Рассмотрим теперь некоторые модельные ситуации общения с различным использованием рамки, начала и конца. В дружеском, часто многолетнем общении есть обычно вполне определенное начало - знакомство, затем, если знакомство перерастает в дружбу, общение становится насущной потребностью для друзей, и никто из них даже в мыслях не допускает, что оно когда-либо прервется.

Можно полагать, что в дружеском общении нет конца или, во всяком случае, он чрезвычайно нежелателен. Другое дело, общение, которое принято называть деловым. Его значение оценивается как раз противоположным, а именно - концом, где выясняется степень достижения цели общения. Традиционность рассмотрения делового общения с конца проявляется не только в том, что люди, интересуясь, например, какими-нибудь переговорами, редко заинтересованы узнать, как они проходили, им важнее другое, чем дело кончилось.

Любая история взаимоотношений без явного конца, очевидно, не деловая Без начала и конца - не годится в дело писал А. Т. Твардовский. Причем смешение жанров здесь часто невозможно если, например, в дружеском общении учащаются деловые моменты, когда вместо дружеского общения люди преследуют какие-то прагматические цели, то всегда есть угроза прекращения дружбы, вырождения ее в долговременные деловые отношения.

Осознание роли и функций рамки, начала и конца в общении, ее произвольное использование имеет очень важное значение для многих профессионалов общения. Так, многие преподаватели знают, что разовая лекция и лекция как часть курса требуют совершенно различного построения и рамки. Разовая лекция должна быть композиционно завершенной, рамка должна быть совершенной. В лекции внутри курса роль рамки иная, ее цель - достижение преемственности, связанности курса, Большое значение имеют также первая и заключительная лекции, они ведь не что иное, как рамка, но только для всего курса, и от них, действительно, очень многое зависит и усвоение дисциплины, и отношение к ней впоследствии, и встраивание знаний в общую картину специальности. Умение сделать хорошую рамку - важное умение, рамка обеспечивает не только такой эффект воздействия, как хорошее запоминание, не только в памяти дело, она создает воздействие, направляет его, усиливает, делает таким, каким оно должно быть. Структурирование сообщения может осуществляться не только за счет использования правила рамки, но и за счет применения правила цепи. Если правило рамки осуществляет как бы внешнее структурирование общения, то правило цепи определяет внутреннее структурирование, задавая строение общения изнутри. Применение данного правила связано с тем, что содержание общения не может быть бесформенной грудой разнообразных сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в цепь. Причем качество цепи может быть различным простое перечисление во-первых, во-вторых, в-третьих цепь может быть ранговой - сначала о главном и, наконец, менее существенное логической - если это то тогда - то-то, раз мы согласны с этим, следовательно, это тоже верно. Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две работы.

Во-первых, она позволяет улучшить запоминание, и, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника.

Конечно, любая самая немудреная цепь лучше бессвязного перечисления даже интересных и занимательных фактов.

Однако выбор конкретного вида цепи также представляет определенную задачу.

В самом деле, если качество цепи не будет соответствовать представлениям слушающего, то вряд ли общение будет эффективным. Поэтому вид цепи должен быть избран в зависимости от его предпочтений. Для кого-то вполне удовлетворительной структурой будет просто перечисление, к примеру, фактов.

Другого это не удовлетворит - необходимо будет указать взаимоподчиненность фактов. Для кого-то и этого мало - нужно, чтобы во всем была логика. Логические цепи распространены более всего. 3.4

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Коммуникативная функция речи и её реализация в общении

У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не… Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Преодоление стилистического уровня непонимания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Механизмы конрсуггестии и их реализация в процессе речевой коммуникации
Механизмы конрсуггестии и их реализация в процессе речевой коммуникации. Однако не смотря на соблюдение постулатов нормальной коммуникации человек сталкивается с тем, что его слова, его жела

Фонетический уровень непонимания
Фонетический уровень непонимания. Первый уровень непонимания - фонетический. Действительно, если с нами говорят на непонятном для нас языке, на иностранном, например, мы можем быть спокойны

Стилистический уровень непонимания
Стилистический уровень непонимания. Следующим уровнем непонимания, который может быть причиной затруднений в общении и его низкой эффективности, является уровень стилистический или синтаксический.

Преодоление фонетического уровня непонимания
Преодоление фонетического уровня непонимания. В целом результаты исследований свидетельствуют о том, что в отношении каждого фонетического параметра существуют верхний и нижний предел восприятия, о

Преодоление семантического уровня непонимания
Преодоление семантического уровня непонимания. Семантический барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того, что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт,

Преодоление логического уровня непонимания
Преодоление логического уровня непонимания. Логика, как известно, бывает разная, значит, при построении воздействия важно учесть и любимую логику партнера. Например, в одном из стихотворений В. В.

Вариант коммуникативного анализа текста
Вариант коммуникативного анализа текста. Схема анализа коммуникативной структуры текстаВ схеме анализа коммуникативной структуры речи предусмотрены три крупных раздела, получающие более детальную п

Анализ полилога по приведенной схеме
Анализ полилога по приведенной схеме. С опорой на приведенную схему проанализирован полилог между 4-я участниками - людьми приблизительно равного возраста и одинакового служебного положения, давно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги