рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Новосибирск 2001   Особенности Творческого Поведения В...

Новосибирск 2001

 

Особенности творческого поведения в книге обосновываются с позиций успешного прохождения 10 стадий творчества, развитие мышления и личности до высокого уровня объясняется его освоением. В исследовании уделяется внимание влиянию творчества на развитие отношений личности, образу жизни, создающему благоприятные условия для творчества, анализируются черты творческой личности, рассматриваются проблемы взаимоотношений творческой личности с окружающими. Основные темы обсуждаются с привлечением результатов опросов студентов университета, слушателей ИППК. учащихся специализированной школы. Из проделанной работы следуют выводы, касающиеся психологии в целом, выводы о путях профилактики некоторых нарушений поведения.

Книга предназначена для психологов, преподавателей психологии, для лиц, получающих психологическое образование и повышающих квалификацию психолога, а также для студентов различных факультетов вузов, интересующихся психологией, для учащихся специализированных школ.

Рецензент

доктор психологических наук, профессор В. Г. Леонтьев

Редакционная коллегия

Молетотов И. А., д-р ист. наук (отв. редактор), Ершова М. Я., канд. экон. наук, Олех Л. Г., д-р филос. наук, Казаков Е. Э., д-р ист. наук, Акулинин В. Н., канд. филос. наук, Беккер М. Н. (отв. секретарь)

© Новосибирский государственный университет, 2001 ©А. Л. Галин, 2001

Оглавление

Введение .............—..—.............•....—...............................—....—.......—....5

Глава 1. Процесс творчества............................................................... 6

Десять стадий творчества................................................................ 9

Перевоплощения.............................................................................. 18

Творческая личность..................................................................... 21

Сокращения процесса творчества................................................ 21

Глава 2. Развитие мышления и личности по восходящей..................................................................................... 22

S-образные кривые развития....................................................... 22

Выход на плато ................................................................................ 27

Общее, особенное и единичное ....„..........„....„..........—...............39

Начальные проявления творчества............................................. 40

Признаки развитого творчества.................................................... 45

Глава 3. Психология стадий творчества......................................... 47

Кристаллизация представлений в подсознании ......................47

Состояние Свободы........................................................................ 52

Грезы.................................................................................................. 60

Постижение нового.......................................................................... 64

Состояние после получения творческого решения.................. 68

Глава 4. Влияние творчества на развитие

отношений личности........................................................................... 76

Отношение к возникновению вдохновения............................„„76

Отношение к объекту познания и к самонаблюдению............. 80

Общение и уединение...................................................................... 82

Оценка и самооценка....................................................................... 84

Отношение к достигнутому ...„.„...........„.......„..„..........„..„„...„.„ 86

Отношение к изложению представлений: полнота или краткость ...........................................................................................88

Широта применения творческих подходов................................ 90

Равновесие является процессом уравновешивания................ 91

Трудности синтеза в отношениях................................„......„.„„.. 93

Распределение изучаемых отношений........................................ 96

Глава 5. Творчество и образ жизни ............................................... 104

Регулирование соотношения сигнальных систем .................. 120

Свободное самовыражение.................................................„.122

Полноценные уединения.............................................................. 125

Глава 6. Психологические черты

творческой личности ........................................................................129

 

Верность самому себе...................................................................129

Избавление от психологических травм .....................................131

Относительное повышение интеллекта.....................................133

Освобождение от тщеславия и демократичность ...................134

Развитие способностей общения ................................................137

Высший уровень отношений мужчин и женщин.......................139

Сбалансированные отношения и здоровье..............................141

Обозначения синтеза противоположностей в отношениях личности..................................................... :......................„............. 158

Глава 7. Некоторые проблемы взаимоотношений творческой

личности с окружающими ...............................................................162

Предубеждения против творчества............................................162

Неправильное восприятие состояния Свободы......................164

Резкое выведение из состояния Грез.........................................168

Ошибки восприятия состояния Радости....................................184

Расхождения по балансу сигнальных систем ..........................188

Развитие творческого поведения и изменения взаимоотношений с окружающими...........................................195

Глава 8. Выводы из психологии творчества................................202

Суицидальный риск и его избегание..........................................202

Одна из сторон действия алкоголя на психику человека и профилактика алкоголизма..........................................................203

Изложение психологических знаний, делающее мышление читателя более гармоничным ......................................................208

Исследования и обучающие опросы..........................................223

Список литературы............................................................................228

Введение

В название книги вынесены слова о творческом поведении. Одно из определений этого поведения дано М. М. Пришвиным (1985, с. 352). Он пишет о провале своего рассказа в литературном институте (в 1950 г., в возрасте 77 лет) и замечает следующее:

^Материалы мои были хорошо собраны, правильно расположены, но не хватало им момента творческой кристаллизации, когда каждое слово становится на свое место само собою. Творческое поведение, по-видимому, потому и поведение, что направлено к этой одной цели самодействующей кристаллизации».

Можно обратить внимание на соединение противоположностей в данном определении: поведение направлено накристаллизацию, носамодействующую.

Казалось бы, если «самодействующая», зачем направлять на нее свое внимание? Само сложится, само проявится. И тем не менее одно поведение человека помогает этому скрытому от глаз <<самодвижению» представлений, другое - мешает.

Еще одно определение: «Далеко позади себя я оставил гордые попытки управлять своим творчеством, как механизмом. Но я хорошо изучил, при каких условиях мне удаются прочные вещи:

только при условии цельности своей личности.

И вот это узнавание и оберегание условий бытия цельной личности стало моим поведением в отношении творчества». (Пришвин М. М., 1985, с. 382).

Приведенные определения творческого поведения даны «от субъекта», их можно дополнять: творчество направлено на преобразование чего-либо в мире, для продуктивной творческой работы необходим баланс внимания к объекту познания и субъективно-психологическим состояниям, связанным с творчеством.

Слово «поведение» психологам сразу же напоминает о бихевиористах (от английского behavior), но, думается, это слово (понятие) может использоваться и психологами других направлений, в него может вкладываться различное психологическое содержание.

В связи с определением творческого поведения можно было бы

 

использовать выражение «творческая деятельность», но наблюдения и исследования показывают, что творчество с учетом его спонтанности часто проявляется в том, что удобнее называть «стороной жизни», а не «деятельностью». Слово «поведение» может включать в себя и то и другое.

Для начала рассмотрим процесс творчества в его основных чертах.

Глава 1. Процесс творчества

Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности (Пономарев Я. А., 1976).

Существует множество работ, в которых творчество изучается со стороны результатов. Таковы, например, работы по описанию изобретений, по развитию математики, химии и других наук, по развитию литературы, художественного творчества. Психологическая сторона в них представлена «в эпизодах», скрывается за объективным содержанием, за полученными результатами или по меньшей мере маскируется ими.

При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое.

Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит на переходе от видения -слышания - чувствования явлений к их логико-понятийному осмыслению. Из этого следует, что психологическим языком, адекватно отражающим процесс творчества, будет язык, использующий переходы от художественно-образного отражения изучаемых явлений к их логико-понятийному осмыслению, логико-смысловой интерпретации.

Систематическое использование одной стороны (из этих двух сторон характеристики изучаемых явлений) будет уводить от творчества, даже если в одностороннем описании все внимание будет уделяться творчеству.

Я. А. Пономарев (1987, с. 3) пишет: «Через всю историю психологии творчества в виде ее магистральной линии проходит ставшая классической проблема фаз (стадий, ступеней, ггапов,

актов моментов) творческого процесса, их классификации, интерпретации».

Он анализирует работы Т. Рибо (1901), Б. А. Лезина (1907), П. К. Энгельмейера (1910), А. М. Блоха (1920), Ф. Ю. Левинсон-Лессинга (1923), Г. Уоллеса (1926) и др. и отмечает, что чаще всего выделяются следующие стадии:

«Первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска

новой идеи).

Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей

идеи).

Третья фаза (переход бессознательного в сознание) -вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).

Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка» (Пономарев Я. А., 1983,

с.З).

Указанные стадии выделяются в самых разнообразных ситуациях, в том числе - даже в психотерапевтическом процессе.

На семинаре по психосинтезу, проходившем в Киеве в 1989 г., Клер Боскин изобразила путь психотерапии следующим образом:

Рис. 1. Стадии психотерапии

В начале осуществляется знакомство с проблемой пациента (1). Далее он вовлекается в специальную работу и соприкасается с

подсознательным материалом, в том числе - с подавленными

чувствами (2).

 

Затем чувства привносятся в сознание, раскрывается их смысл и значение для личности (3).

В конце психотерапии новое привязывается к реальному поведению (4) (Боскин К, цит. по: Ассаджоли Р., 1994, с. 275). Это напоминает внедрение изобретения в жизнь.

Указанная схема в целом верна, но ее можно развить и детализировать.

Интересное описание процесса творчества в целом дает в книге «От мечты к открытию» известный канадский врач и биолог Ганс Селье (1987). Он сравнивает научное творчество с воспроизведением потомства и выделяет семь стадий творчества. Приведем фрагменты его характеристик.

1. «Любовь ши, по крайней мере, желание. Первой предпосылкой для научного открытия является пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна быть удовлетворена». (Селье Г., 1987, с. 75).

2. «Оплодотворение». «Разум... оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдений и изучения...» (Там же, с.76).

3. «Созревание». «На этой стадии ученый вынашивает идею. В начале он может даже не сознавать этого...» (Там же, с. 76).

4. «Родовые схватки». «Ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя вы не знаете, как помочь этому». По мнению Г. Селье, это ощущение можно сравнить с желанием и невозможностью произнести слово, когда оно «вертится на кончике языка» (Там же, с. 78).

5. «Рождение». «Это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычно непосредственно перед засыпанием или пробуждением» (Там же, 79). Интересно личное признание Г. Селье:

«Иногда решение проблемы приходит, когда я в полном расслаблении занимаюсь составлением протоколов экспериментов или работаю с микроскопом за рабочим столом. Впрочем, самая нужная идея рождается порой совсем неожиданно и за пределами лаборатории: в театре, при чтении интересного романа или наслаждении музыкой» (Там же, с. 79).

Г. Селье также отмечает «ощущение полного счастья, радости и облегчения», которое, по его мнению, обычно наступает после интуитивного озарения (Там же, с. 80).

6. «Обследование». «Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна быть обследована и проверена путем сознательных рассуждении и логически спланированного эксперимента» (Там же, с. 81).

7. «Жизнь». «Все открытия, заслуживающие этого названия, имеют теоретическое приложение... но определенное внимание всегда должно уделяться и возможным практическим приложениям» (Там же, с. 81).

Г. Селье не является профессиональным психологом. Однако, по его словам, он старался наиболее точно и полно отразить свой опыт, к тому же представлял свои взгляды, будучи руководителем научной школы. Поэтому его описание процесса творчества с эмпирической точки зрения можно считать достаточно выверенным, реалистичным.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Десять стадий творчества
. Описания процесса творчества даются в литературе с различных сторон. Возникает задача - с учетом новых наработок создать единое представление, отражающее процесс творчества в целом.

Творческая личность
При регулярном повторении процесса творчества формируется творческая личность. Понятие «творческая личность» активно использовалось Г. С. Альтшуллером, И. М. Верткиным (1990). Они же ввели

S-образные кривые развития
В XIX в. были обнаружены общие закономерности развития биологических систем, которые стали изображаться с помощью S-образных кривых. В развитии любой группы живых существ наблюдается три этапа:

Выход на плато
Новым шагом в развитии может быть перенос внимания на мышление, объединяющее обобщенные знания вокруг конкретных предметов и явлений, это достигается путем интуитивного мышления, и

Метафора: кастрюля без крышки - паровой котел - паровая машина.
Состояние человека с преобладанием образного мышления можно сравнить с кипением воды в кастрюле без крышки. «Пар» от кипения страстей легко выражается в словах и в поведе

Общее, особенное и единичное
Общая закономерность развития не противоречит индивидуальным различиям. Образы, которые человек воспринимает, у каждого свои, у каждого своеобразны, даже «слои» впечатлений неповторимы, оп

Начальные проявления творчества
Наблюдения показывают, что творчество в его начальных проявлениях распространено очень широко. В подтверждение этого можно привести данные опросов. В начале занятий по психологии творчеств

В каких видах деятельности или сторонах жизни Вы выходили на уровень творчества, если их оценивать по трем указанным критериям?
Учащимся физико-математической школы (ФМШ) и студентам факультета естественных наук (ФЕН) НГУ предлагалось в течение десяти минут ответить на данный вопрос письменно. Многие учащиеся и сту

Разнообразие проявлений творчества
№ п/п Вид деятельности или сторона жизни Кол-во человек % - Математика, физика, решение задач,

Частота творческих решений
№ п/п Оценка частоты Кол-во человек % Пару раз в год    

Критерий 7
На определенных этапах своего развития творчество влияет на многих людей, становится социально-значимым_________________[______ Эпизоды творчества растворяются в рутинной повседневн

Высшее бессознательное
Наблюдения показывают: за счет повторявшейся, «натренированной» произвольной умственной работы, нередко многолетней, может формироваться высшее бессознательное. Произвольная умственная дея

Состояние Свободы
Представим себе узоры на морозном стекле. Узоры бывают разными и очень красивыми. Иногда на стекле даже, казалось бы, в сухом помещении намерзает толстый слой льда. Предположим,

Возбуждение
«Что есть свобода для меня.' Из перечисленного скорее подходит возбуждение. Хочется активно что-то делать, иногда куда-то бежать, может быть, от кого-то, от всех. Состояние счастья, безграничной

Состояние неопределенности
«Было состояние неопределенности — я не хотела ничего делать, за что ни бралась - все валилось из рук. Это было ночью, но спать тоже не хотелось и я бесцельно бродила по комнате, не зная, за что

Ссоры с окружающими
«Когда я хочу освободиться для занятий творчеством, я почему-то очень хочу поссориться с кем-нибудь. Я начинаю цепляться к каждой мелочи, "наезжать " на всех подряд. За

Отчаяние
«Я начал творчество в состоянии отчаяния, неудовлетворенности жизнью. Ничто существенное меня на земле не держало, и я мог делать совершенно, что хотел. Не желая из npwnfuna заканчивать жизнь, я

Стечение обстоятельств
«Обретение внутренней свободы однажды четко определилось независимостью. Тогда, когда вдруг чувствуешь, что все прекрасно, снег, мороз, прогулка вечером и вообще вся жизнь прекрасна и ничто и ни

Возникало ли у Вас ощущение, что идея шла как бы извне, была не Ваша? Или такого ощущения не было?
Многие студенты и школьники отметили, что такое ощущение у них возникало. Примеры ответов (у школьников указан класс, у студентов -номер группы): «Да, у меня возникало такое ощ

Состояние после получения творческого решения
В начале изучения психологии творчества учащимся ФМШ предлагалось кратко охарактеризовать состояние после получения творческого решения. Многие описания оказались интересными. «После по

Состояние после получения творческого решения
        о чел.    

Отношение к объекту познания и к самонаблюдению
Предположим, что человек, которому открылось Вдохновение, научился совмещать сознательное поведение и внимание движениям подсознания. Поскольку известно, что большинство людей отмечают у с

Общение и уединение
Баланс сознательного поведения и внимания к подсознанию, а также баланс интереса к объекту творчества и самонаблюдения неизбежно выводит на вопрос соотношения общения и уединения. Без уединения сам

Оценка и самооценка
Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает во

Полнота или краткость
I. «Главное - надежность передачи мысли». Поэтому можно повторять одно и то же, расцвечивать изложение, варьировать его. Важнее всего ничего не потерять, все донести до слушателя (читателя), полнос

Основная линия творчества, пробы творчества в смежных областях деятельности.
Равновесие является процессом уравновешивания Ряд сбалансированных отношений, которые должны быть (в идеале) приведены к балансу, к некоторой золотой середине можно продолжить. Так,

Автор должен «давать себя» в произведении и «не давать себя», как бы скрыться, спрятаться за ним.
На основе многочисленных примеров он показывает, что в хорошем произведении достигается диалектическое единство того и другого. Описаниерезультатов синтеза в отноше

Самореализация в работе и стремление к высокой оплате труда.
Вследствие перевода информации из подсознания в сознание человек легко вспоминает те переживания, которые были скрыты в чувственной сфере. На словесно-логическом уровне они могут быть о

Трудности синтеза в отношениях
Рассмотрим примеры, когда синтез противоположностей в отношениях не достигается. Человек и роль. В этой связи также интересна одна из записей • М. Пришвина.

Выборочные данные, характеризующие отношения учащихся ФМШ к сторонам жизни, связанным с творчеством
№ Краткая характеристика отношений личности I % III % II % 1-П % Общени

Выборочные данные, характеризующие отношения слушателей ИППК к сторонам жизни, связанным с творчеством
№ Краткая характеристика отношений личности I % III % II % 1-11 % Общен

Семестр усиленных занятий?
- Интенсивный отдых с друзьями в течение недели. - Неделя абсолютного отдыха от занятий, отдыха активного и пассивного. - В течение десяти дней: два часа легкой м

От перегрузки умственной работой к балансу
Возьмите кисти, масляные краски, подготовленное полотно и попробуйте нарисовать горы. Небо, оттенки цветов на склонах, вдали и вблизи. Обращая внимание на рисование. Вы будете со

От выраженного преобладания первой сигнальной системы к балансу
Рис. 27, иллюстрирующий соотношение нагрузок умственной работы и видов отдыха от нее, можно читать и в одну и в другую сторону. Пример. Во время зимних школьных каникул отец с 11-летней

Передача умственной работы подсознанию
Многие люди, занимающиеся умственным трудом, страдают из-за того, что умственные действия становятся навязчивыми, не выключаются. Это не однократно отмечалось в литературе, в очередной раз на это о

Свободное самовыражение
Баланс в работе сигнальных систем необходим, но он недостаточен, это предпосылка творчества, но не оно само. Баланс в работе сигнальных систем находит свое выражение завершается в творчест

Полноценные уединения
Исходя из определения сбалансированных отношений образ ^изни творческой личности должен быть так устроен, чтобы он обеспечивал, наряда с полноценным общением, полноценные уединения

Верность самому себе
Одна из психологических проблем, с которой сталкивается человек, - оставаться самим собой обновляясь. Если человек приучается к новым делам, привыкает к новым сферам жизни, он может как бы

Относительное повышение интеллекта
Третья стадия развития позволяет соединять абстрактные знания с соответствующей им ситуацией. Общих знаний, которые могут быть приложены к любой конкретной ситуации, после второй стадии развития мн

Освобождение от тщеславия и демократичность
Тщеславная мысль аналитична; я такой-то хороший в том-то; тщеславная мысль легко может обобщаться потому, что эта мысль отвлеченна, а у всякой общей мысли есть тенденция к еще большему обо

Развитие способностей общения
Совершенство общения, в частности, определяется умением уделять внимание и делам, и непосредственной, коммуникативной стороне взаимодействия (с другим человеком или с группой). В идеале и

Высший уровень отношений мужчин и женщин
Вопросы взаимоотношений мужчин и женщин занимают в психологии одно из важнейших мест. Общеизвестны работы 3. Фрейда и его последователей. В связи с учением 3. Фрейда в отношении к творчест

Отношение к работе
I. «Работа не волк, в лес не убежит». Раз не убежит - нечего о "ей заботиться, подождет, работы всегда много, она надоела, если ^е время работать, то жить будет некогда (жизнь - это раз

Обозначения синтеза противоположностей в отношениях личности
Большое разнообразие обозначенийобъединений противоположностей в отношениях личности упоминается в обзорной работе А. Е. Айви, М. Б. Айви и Л. Саймэк-Даунинг (1990) по консу

Какие из этих мнений Вы считаете правдоподобными?
В опросе участвовали 43 человека. Из них 9 человек отметили, что таких мнений не слышали (т. е. приближенно около четверти опрошенных), трое дали неясные ответы; 31 человек высказали следующие мнен

Неправильное восприятие состояния Свободы
В моменты Вдохновений, некоторое время до него и после него человек свободен, никто ему не указчик, он смел, всякий контроль поведения при тгом отвергается. Человеку со стороны это может к

Второй вопрос: наблюдали ли Вы у других сильные эмоциональные реакции на выведение из состояния транса?
Сильные и очень сильные отрицательные эмоции при резком выведении других из состояний транса также отмечены в 90 % случаев. «Человека трудно бывает дозваться, смотрит на тебя и не поним

Ошибки восприятия состояния Радости
Напомним процедуру проведения тематического апперцепционного теста (ТАТ, Г. Мэррей и др.): испытуемым показывают серию картин с неопределенным, неясно выраженным содержанием, предлагают составлять

Степень выраженности составляющих психологического состояния после получения творческого решения
№ п/п Сторона состояния Сумма баллов Средняя оценка в баллах Радость 177,5 8,4

Расхождения по балансу сигнальных систем
«Кабина лифта имеет противовес, так что необходима лишь весьма незначительная сила мотора, чтобы привести его в движение. Это иллюстрирует факт, что там, где большие силы находятся в равновесии, до

В связи с отмеченным ограничение контактов творческой личности часто оказывается вынужденным.
Разные состояния характерны для творческой личности (см. рис. 7 - 9). Они должны быть разделены на разных стадиях творчества. Для творчества необходима динамика состояний, желательны психологически

Суицидальный риск и его избегание
Из приведенных данных опроса студентов с состояниями отчаяния перед прозрениями следует, что состояние свободы, обусловленное необходимостью обновления поведения личности, иногда граничит с риском

Одна из сторон действия алкоголя на психику человека и профилактика алкоголизма
Двое незнакомых мужчин сидят в электричке один напротив другого. Один время от времени оглядывается назад. Сидящий напротив спрашивает: «Че ты оглядываешься?» — «

Стратегическая линия профилактики пьянства и алкоголизма -обучение переводу информации из подсознания в сознание.
Такой перевод со временем приведет к умению проходить все стадии творчества. Профилактика, как известно, отличается от лечения: в лечении, в частности, большую роль играет устранение после

Невозможно.
Положительное действие алкоголя на психику человека можно сравнить с островком, окруженным болотом. Причем со временем островок уменьшается, болото вокруг него увеличивается. То, что сказа

Психологические знания, изложенные в гармоничной форме, легче применять на практике.
Изложение психологических знаний должно быть более индуктивным или просто индуктивным, строиться по типу: примеры 1, 2, З... далее - обобщение. При таком изложении ясны пути, которыми от обобщений

Исследования и обучающие опросы
Психолог, ведущий занятия, должен находичься в интуитивно-эвристическом состоянии, владеть знаниями по психологии творчества, создающими необходимый фон для опросов, дискуссий. Тем

Вопрос 2. Опишите состояние после получения наиболее ярких творческих решений в том виде, в каком оно наблюдалось (проявлялось) у Вас.
На одном из следующих занятий обучающимся может быть предложен повторный опрос по тому же состоянию, основанный на классификации полученных ответов, например, со следующим уточнением.

Вопрос 6. Меняется ли переживание этого состояния по мере накопления опыта творчества?
Опросы помогают взаимопониманию с обучаемыми, но, кроме того, с их помощью имеющиеся представления об изучаемых явлениях могут уточняться. Так, опрос 18 слушателей ИППК о состоянии после п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги