ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

АНТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Психология

 

 

Л.С. ВЫГОТСКИЙ

 

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

 

Москва, 2001

УДК 159.9:7.01(075.8)

ББК 88.4я73

В 92

 

Выготский Л.С.

В 92 Психология искусства.– М.: Современный гуманитарный институт, 2001.– 211 с.

ISBN 5-8323-0084-Х

 

Настоящее издание – сокращенный вариант книги “Психология искусства” одного из выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского. Она является наиболее значительным произведением раннего периода творчества ученого, находящееся на стыке психологии и искусствознания. В “Психологии искусства”, написанной в 1925 г., подводится итог работам автора по искусствознанию и определяются новые психологические идеи, которые в дальнейшем определили главный вклад ученого в науку.

Книга рассчитана на широкий круг специалистов–психологов, искусствоведов, педагогов, студентов, а также на всех интересующихся психологией искусства.

 

УДК 159.9:7.01(075.8)

ББК 88.4я73

 

ISBN 5-8323-0084-Х

 

© “Современный гуманитарный институт”, 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В начале 20-х годов XX в., когда интенсивно рушилась субъективная эмпирическая психология, шел поиск новых подходов к психологической науке, требующей изучать реальное поведение, следуя строгим и точным ме­тодам естествознания. Этот поиск захватил и гомельского учителя Л.С. Вы­готского. Его взор направляется от эстетики к естествознанию. Ученый твер­до придерживается установленных наукой принципов, которые Л.С. Выгот­ский видит в концепции о рефлекторной природе поведения. Вскоре после его научного доклада, призывавшего слить рефлексологию и психологию в одну науку, Л.С. Выготского заметила научная общественность столицы, и он был приглашен на работу в Московский Институт психологии. Некоторое время ученый работал под руководством Н.К. Крупской по подготовке про­грамм психологического изучения аномальных детей.

С “Психологией искусства”, возникшей как итог ранних работ в облас­ти искусства и психологии, написанной Л.С. Выготским в 1925 г. в период болезни туберкулезом, читатели впервые познакомились лишь в 1965 г. С тех пор критики и исследователи, обращаясь к психологии художественного творчества, ни на один труд не ссылаются столь часто и основательно, как на это произведение. Частое цитирование говорит о высоком показателе призна­ния произведения, которое явилось составной частью глобального замысла: открыть систему социальных детерминантов, созидающих психический мир личности.

Основной задачей Л.С. Выготского стал пересмотр традиционной пси­хологии искусства и выделение новой области для объективной психологии. Для него было важно поставить проблему, дать метод и определить основной психологический принцип. Автор отмечал, что он стремился “только развить своеобразие психологической точки зрения на искусство и наметить цен­тральную идею, методы ее разработки и содержание проблемы”. Централь­ной идеей психологии искусства ученый считал признание преодоления ма­териала художественной формой (“признание искусства общественной тех­никой чувства”), а методом исследования проблемы – объективно аналитиче­ский метод, исходящий из анализа искусства, чтобы прийти к психологиче­скому синтезу.

В период работы над “Психологией искусства” главными оппонентами для ученого были А.А. Потебня, формальная школа и 3. Фрейд. В остро по­лемическом анализе их концепций определилось его собственное видение во­проса. Значительное влияние на формирование взглядов Л.С. Выготского оказала теория И.П. Павлова, а также школа В.Б. Шкловского и Б.М. Эйхен­баума. Из концепции И.П. Павлова он почерпнул объяснение сознания как “рефлекса рефлексов”. Школа В.Б. Шкловского и Б.М. Эйхенбаума привела ученого к пониманию эстетической реакции как эффекта “противочувствия”, вызываемого столкновением формы и содержания.

“Психология искусства”, возникшая на скрещении двух наук – объек­тивной психологии и искусствоведения, не содержит готовый результат. По выражению автора, работа языком объективной психологии говорит об объ­ективных фактах искусства и по необходимости обречена на то, чтобы оста­ваться в преддверии проблемы, не проникая вглубь. Книга интересна тем, что содержит в себе осознание проблем, умение наметить рамки поиска, обнажить методологические трудности. В этом отношении она привлекательна и этим обстоятельством объясняется постоянное обращение читателей к ее содержа­нию.

К МЕТОДОЛОГИИ ВОПРОСА

 

Глава I

Психологическая проблема искусства

Если назвать водораздел, разделяющий все течения совре­менной эстетики на два больших направления, – придется назвать психологию. Две области… Легко может показаться, что речь идет не только о двух областях единой науки,… Такого же мнения придерживается Фолькельт: “Эстетический объект... приобретает свой специфический эстетический…

КРИТИКА

 

Глава II

Искусство как познание

В психологии было выдвинуто чрезвычайно много различных теорий, из которых каждая по-своему разъясняла процессы худо­жественного творчества или… Предметом нашего рассмотрения могут служить только те пси­хологические теории… Благодаря этому очень ограничивается и суживается круг подлежащих критическому рассмотрению теорий и становится…

Да не падут на сушь и воды

  в то время как каждый школьник первой ступени знает, что земля не недвижна, а… Выводы, к которым пришли сами символисты, прекрасно скон­центрированы Вячеславом Ивановым в его формуле, гласящей:…

Без руля и без ветрил

Тихо плавают в тумане

  Если попробовать представить себе наглядно все, что здесь перечислено, так,…  

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Глава V Искусство как катарсис  

Глава VI

Психология искусства

Мы уже указали выше на противоречие как на самое основное свойство художественной формы и материала и, как итог нашего исследования, нашли, что… Было бы, конечно, чрезвычайно важно показать дальше, как этот катарсис… Если обратиться к исследованиям стиха как эстетического факта, которые произведены не психологами, а искусствоведами,…

Красавицы не долго были

  Но окончательно эта уверенность в том, что Онегин никогда не сделается героем… “Ей рано нравились романы” – и от этой фразы Пушкин ведет прямую линию к указанию на вымышленный, мечтательный,…

Глава VII

Искусство и жизнь

Нам остается еще рассмотреть вопрос относительно того значения, которое приобретает искусство, если допустить, что истолкование его, которое… Совершенно понятно, что оценка искусства будет всякий раз стоять в прямой… Первое и самое распространенное мнение, с которым здесь прихо­дится столкнуться исследователю, – это мнение о том, что…

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие....................................................................................... 3

 

К методологии вопроса

Глава I. Психологическая проблема искусства............................. 5

 

Критика

Глава II. Искусство как познание................................................. 30

Глава III. Искусство как прием..................................................... 63

Глава IV. Искусство и психоанализ............................................. 89

Психология искусства

Глава V. Искусство как катарсис................................................ 112

Глава VI. Психология искусства................................................. 142

Глава VII. Искусство и жизнь..................................................... 177

 

Л.С. Выготский

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Редактор В. П о м о г а й б и н Составитель В. Г а в р и щ у к Технический редактор И. Г о л о в и н а