Реферат Курсовая Конспект
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА - раздел Психология, Антология Гуманитарных Наук Психология &nbs...
|
АНТОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Психология
Л.С. ВЫГОТСКИЙ
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
Москва, 2001
УДК 159.9:7.01(075.8)
ББК 88.4я73
В 92
Выготский Л.С.
В 92 Психология искусства.– М.: Современный гуманитарный институт, 2001.– 211 с.
ISBN 5-8323-0084-Х
Настоящее издание – сокращенный вариант книги “Психология искусства” одного из выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского. Она является наиболее значительным произведением раннего периода творчества ученого, находящееся на стыке психологии и искусствознания. В “Психологии искусства”, написанной в 1925 г., подводится итог работам автора по искусствознанию и определяются новые психологические идеи, которые в дальнейшем определили главный вклад ученого в науку.
Книга рассчитана на широкий круг специалистов–психологов, искусствоведов, педагогов, студентов, а также на всех интересующихся психологией искусства.
УДК 159.9:7.01(075.8)
ББК 88.4я73
ISBN 5-8323-0084-Х
© “Современный гуманитарный институт”, 2001
ПРЕДИСЛОВИЕ
В начале 20-х годов XX в., когда интенсивно рушилась субъективная эмпирическая психология, шел поиск новых подходов к психологической науке, требующей изучать реальное поведение, следуя строгим и точным методам естествознания. Этот поиск захватил и гомельского учителя Л.С. Выготского. Его взор направляется от эстетики к естествознанию. Ученый твердо придерживается установленных наукой принципов, которые Л.С. Выготский видит в концепции о рефлекторной природе поведения. Вскоре после его научного доклада, призывавшего слить рефлексологию и психологию в одну науку, Л.С. Выготского заметила научная общественность столицы, и он был приглашен на работу в Московский Институт психологии. Некоторое время ученый работал под руководством Н.К. Крупской по подготовке программ психологического изучения аномальных детей.
С “Психологией искусства”, возникшей как итог ранних работ в области искусства и психологии, написанной Л.С. Выготским в 1925 г. в период болезни туберкулезом, читатели впервые познакомились лишь в 1965 г. С тех пор критики и исследователи, обращаясь к психологии художественного творчества, ни на один труд не ссылаются столь часто и основательно, как на это произведение. Частое цитирование говорит о высоком показателе признания произведения, которое явилось составной частью глобального замысла: открыть систему социальных детерминантов, созидающих психический мир личности.
Основной задачей Л.С. Выготского стал пересмотр традиционной психологии искусства и выделение новой области для объективной психологии. Для него было важно поставить проблему, дать метод и определить основной психологический принцип. Автор отмечал, что он стремился “только развить своеобразие психологической точки зрения на искусство и наметить центральную идею, методы ее разработки и содержание проблемы”. Центральной идеей психологии искусства ученый считал признание преодоления материала художественной формой (“признание искусства общественной техникой чувства”), а методом исследования проблемы – объективно аналитический метод, исходящий из анализа искусства, чтобы прийти к психологическому синтезу.
В период работы над “Психологией искусства” главными оппонентами для ученого были А.А. Потебня, формальная школа и 3. Фрейд. В остро полемическом анализе их концепций определилось его собственное видение вопроса. Значительное влияние на формирование взглядов Л.С. Выготского оказала теория И.П. Павлова, а также школа В.Б. Шкловского и Б.М. Эйхенбаума. Из концепции И.П. Павлова он почерпнул объяснение сознания как “рефлекса рефлексов”. Школа В.Б. Шкловского и Б.М. Эйхенбаума привела ученого к пониманию эстетической реакции как эффекта “противочувствия”, вызываемого столкновением формы и содержания.
“Психология искусства”, возникшая на скрещении двух наук – объективной психологии и искусствоведения, не содержит готовый результат. По выражению автора, работа языком объективной психологии говорит об объективных фактах искусства и по необходимости обречена на то, чтобы оставаться в преддверии проблемы, не проникая вглубь. Книга интересна тем, что содержит в себе осознание проблем, умение наметить рамки поиска, обнажить методологические трудности. В этом отношении она привлекательна и этим обстоятельством объясняется постоянное обращение читателей к ее содержанию.
К МЕТОДОЛОГИИ ВОПРОСА
Глава I
КРИТИКА
Глава II
Без руля и без ветрил
Глава VI
Глава VII
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие....................................................................................... 3
К методологии вопроса
Глава I. Психологическая проблема искусства............................. 5
Критика
Глава II. Искусство как познание................................................. 30
Глава III. Искусство как прием..................................................... 63
Глава IV. Искусство и психоанализ............................................. 89
Психология искусства
Глава V. Искусство как катарсис................................................ 112
Глава VI. Психология искусства................................................. 142
Глава VII. Искусство и жизнь..................................................... 177
Л.С. Выготский
– Конец работы –
Используемые теги: Психология, искусства0.053
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов