Реферат Курсовая Конспект
Аргумент XIX - раздел Психология, В книге с привлечением обширного теоретического и эмпирического материала… Книга адресована психологам, философам, всем, кто глубоко интересуется феноменами человеческого сознания Испытуемому Предъявляли На Экране Два Круга, В Одном Из Которых Большее Колич...
|
Испытуемому предъявляли на экране два круга, в одном из которых большее количество точек, чем в другом. В критическом опыте предъявлялись круги, в которых содержалось одинаковое количество точек. Снова чаще возникала иллюзия контраста: испытуемый полагал, что точек больше в том круге, где их в предварительной серии было меньше.
Узнадзе, пытаясь поставить под контроль действие всех возможных факторов, которые могли бы вызвать контрастную иллюзию, разными способами варьировал условия экспериментальной процедуры. Например, проводил установочную серию на правой руке, а критический опыт на левой руке. Или вырабатывал установку на одном глазу, а в контрольном опыте испытуемый оценивал характеристики стимуляции (например, диаметр кругов) другим глазом. Но и при этих условиях контрастная иллюзия имела место. В последнем случае она даже составила 70% от общей выборки. На мой взгляд, особую важность и интерес представляет еще один побочный результат исследований Узнадзе: после фиксации установки в зрительной модальности контрастная иллюзия в критическом опыте возникала в осязательной сфере! Следовательно, сама установка носит амодальный характер и ее действие не зависит от специфики того познавательного контура, в рамках которого происходило ее формирование. Кроме этого, контрастные иллюзии возникали и в тех случаях, когда испытуемые не осознавали факта установочных опытов. Такие опыты проводили с испытуемыми, находящимися в состоянии гипноза. В гипнотическом состоянии после закрепления установки на соотношение объема шаров испытуемых переводили в другую комнату и в постгипнотическом состоянии проводили контрольный опыт: они должны были оценивать одинаковые шары. Даже при постгипнотической амнезии испытуемые совершали ошибки в оценке равных шаров. Тот шар, который в установочной серии был меньше по объему, оценивался в контрольном опыте большим по сравнению с другим шаром в паре. Количество контрастных иллюзий увеличилось и составило 82%. Этот результат показывает, что даже не осознавая факта прошлого воздействия, человек понимает (воспринимает, измеряет, оценива-
Часть II. Смысловая природа сознания
ет), опираясь на содержимое тех мнемических контекстов, которые были ранее сформированы.
Узнадзе породил аномалию, которую сам не смог устранить. В его интерпретации полученных результатов нет ответа на вопрос «Почему возникают контрастные иллюзии?» Контрастные иллюзии показывают своеобразную реверсию мнемического контекста, но почему она происходит, я не готов пока с определенностью сказать.
Следствие 4.2. Если содержание сознания тождественно содержанию мнемического контекста, текст сознания не осознается (эффект неосознаваемого мнемического контекста).
Вспоминая слова, мы, как правило, в процессе воспоминания не осознаем сам факт воспоминания, хотя, естественно, помним, что должны воспроизводить слова, а не приседать или считать дни до наступления выходных.
Эффект неосознаваемого мнемического контекста достаточно сложно обнаружить в эксперименте. Исследования, в которых это удается сделать, —для психологии большая редкость. Примером такого раритета является изящный эксперимент, проведенный В. М. Аллахвердовым.
Аргумент XX
Испытуемые должны были последовательно выполнить двадцать одно задание. Они полагали, что цель проводимого исследования —определение интеллектуальных способностей. Между тем для экспериментатора интерес представляло выполнение двадцать первого задания, которое формулировалось так: «Задание двадцать первое. Воспроизведите все задания, которые Вам предлагались». Оказалось, что содержание двадцать первого задания воспроизводилось на порядок хуже по сравнению с содержанием остальных заданий (Аллахвердов В.М.,1. 1. 2000. G. 366).
Аргумент XXI
Р. Аллейнова (дипломная работа) провела собственное исследование эффекта неосознаваемого мнемического контекста.
Эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе в эксперименте приняли участие 100 человек, каждому из которых был
Глава 11. Определения, следствия, комментарии
предложен отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» с такой инструкцией:
«Сейчас Вам будет предложено прослушать отрывок текста. Возможно, этот текст покажется Вам знакомым, но мы не проверяем Ваши знания. Самая главная Ваша задача будет заключаться в том, чтобы слушать как можно внимательнее все, что я скажу с самого начала до самого конца, пока я не произнесу слов «Можете приступать!». До этого момента постарайтесь забыть обо всем, просто внимательно слушайте». Инструкция зачитывалась дважды, причем экспериментатор делал особый акцент на фразе: «самая главная Ваша задача будет заключаться в том, чтобы слушать как можно внимательнее все, что я скажу с самого начала до самого конца, пока я не произнесу слов «Можете приступать!» Далее экспериментатором вслух зачитывался текст. Во время чтения участникам эксперимента не разрешалось делать на бумаге какие-либо записи. Текст, который предлагалось прослушать испытуемым, был следующим:
«У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из волн выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит,
Часть II. Смысловая природа сознания
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... Там Русью пахнет!
Вам был предложен отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Теперь Вам понадобится бумага. Запишите все собственные имена, клички, названия действующих персонажей, которые были озвучены. Можете приступать!»
После этого испытуемые заполняли свои бланки, в которых указывали запомнившиеся персонажи. Из 16 перечисленных имен участники эксперимента воспроизводили от 5 до 14, причем воспроизведение разных персонажей было неодинаковым.
Сводная таблица выглядела следующим образом:
Таблица 2
№п/п | Персонажи | Количество воспроизведений (%) |
Кот ученый | ||
Леший | ||
Невиданные звери | ||
30 витязей | ||
Дядька морской | ||
Королевич | ||
Грозный царь | ||
Колдун | ||
Богатырь | ||
Царевна | ||
Бурый волк | ||
Баба Яга | ||
Кащей | ||
Русалка | ||
Руслан | ||
Людмила | ||
А. С. Пушкин |
Из табл. 2 видно, что интересующие нас названия «Руслан» и «Людмила» встречаются в семи самоотчетах, «А. С. Пушкин» в 5-ти самоотчетах из 100, что, как минимум, в 2 раза реже, чем наи-
Глава 11. Определения, следствия, комментарии
меньший по количеству воспроизведений персонаж из общего списка («грозный царь» — 14 из 100). Во избежание возможного влияния исследователя на результаты эксперимент был повторен с использованием «слепого метода». Для этого группе из 13 испытуемых тот же самый текст и инструкцию зачитывал не экспериментатор, разработавший макет исследования, а человек, не знакомый с экспериментальной идеей. Результаты отражены в табл. 3.
Таблица 3
№п/п | Персонажи | Количество воспроизведений (%) |
Кот ученый | 100,0 | |
Леший | 76,9 | |
Невиданные звери | 15,4 | |
30 витязей | 69,2 | |
Дядька морской | 76,9 | |
б | Королевич | 23,1 |
Грозный царь | 30,8 | |
Колдун | 15,4 | |
Богатырь | 15,4 | |
Царевна | 30,8 | |
Бурый волк | 30,8 | |
Баба Яга | 23,1 | |
Кащей | 53,8 | |
Русалка | 92,3 | |
Руслан и Людмила | ||
А. С. Пушкин |
У исследователя возник правомерный вопрос. Что если испытуемые не воспринимают как единый, монолитный текст инструкцию, отрывок из поэмы и слова экспериментатора после отрывка (в которых и упоминались имена «Руслан и Людмила» и «А. С. Пушкин»), в силу чего интересующие нас слова не запоминаются? Для ответа на этот вопрос на втором этапе исследования испытуемым был предложен список из 48 названий, в который, наряду со старыми персонажами, вошли имена известных писателей и сказочных героев из других произведений (Карлсон, Еме-ля, Тургенев, Кот Базилио и т. д.). Для того чтобы «вывести» материал на уровень осознания, испытуемым давалась инструкция
Часть П. Смысловая природа сознания
обнаружить в списке те названия, которые фигурировали в основной экспериментальной серии.
Результаты представлены в табл. 4 (только для слов основной серии).
Таблица 4
№п/п | Персонажи | Количество воспроизведений (%) |
Кот ученый | 100,0 | |
Леший | 4,6 | |
Невиданные звери | 23,1 | |
30 витязей | 76,9 | |
Дядька морской | 69,2 | |
Королевич | 30,8 | |
Грозный царь | 38,5 | |
Колдун | 38,5 | |
Богатырь | 30,8 | |
Царевна | 23,1 | |
Бурый волк | 30,8 | |
БабаЯга | 30,8 | |
Кащей | 53,8 | |
Русалка | 92,3 | |
Руслан и Людмила | 76,9 | |
А. С. Пушкин | 76,9 |
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что испытуемые запоминали и продолжали помнить стимульные названия «Руслан», «Людмила», «А. С. Пушкин», но не могли их при выполнении инструкции осознать. Это удавалось только в том случае, если испытуемый переинструктировал себя или приписал словам экспериментатора дополнительный смысл. Например, говорил себе, что «задание не может быть таким примитивным», «в чем-то заключен подвох», «почему экспериментатор делает акцент на словах "Можете приступать!", в этом должен же быть какой-то смысл?» и т. п. Иначе говоря, испытуемый изменял мне-мический контекст, в рамках которого осуществлялось воспроизведение (осознание). Воспроизведение стимульных слов «Руслан», «Людмила», «А. С. Пушкин» происходило, таким образом, в результате растождествления содержания сознания с содержанием контекста памяти.
Глава Л. Определения, следствия, комментарии
Следствие 4.3.Смысла психики вне психики не существует. ^
Поскольку смысл является психическим образованием (Постулат I), то вне психики ничто не может быть смыслом, обладать смыслом, порождать смысл. Смысл — это психический материал.
Итак, структурно-функциональное единство психики описывается через триаду: «смысл — текст — понимание». Таким выбором определяется возможность рассматривать все познавательные процессы, участвующие в репрезентации мира, как формы понимания собственного текста сознания, состоящего из смыслов. Само существование человеческой психики тем самым ста-вится в прямую зависимость от необходимости построения мо-дели мира, то есть иначе, от познавательной деятельности cyбъекта, которая инициирована стремлением к пониманию. Любые продукты познавательной активности (ощущения, перцептивные образы и образы представления, мысль, следы памяти) существуют только в результате соотнесения двух реальностей. Для того чтобы отражение было возможным, должно существовать то, что отражается. В противном случае сознание и психика в целом были бы совсем не нужны, или, если точнее выразиться, существование психики лишалось бы своей функциональной цели. Здесь кроется одна из самых трудноразрешимых проблем психологии познания. Суть ее в следующем.
В психологии по сей день окутана тайной способность психического аппарата отождествлять нетождественное. Как человек опознает знакомые объекты, если среда, в которой эти объекты находятся, непрерывно изменяется, является динамической, равно как и психические состояния у человека в различные моменты времени отличны друг от друга? Что позволяет отождествлять абсолютно разные по своей природе психические явления, как, например, зрительный перцептивный образ и понятие, образ представления и осязательный образ? Такое отождествление происходит всегда через память, но как? Психологи не знают ответа на этот вопрос. Так, например, В. П. Зинченко, считая вслед за Л. М. Век-кером (Веккер Л. МЛ. 1. 1974. С. 16—17), что свободный характер психической активности есть опознавательное свойство человеческой психики, задается вполне резонным вопросом: «Кто гармонизирует взаимодействие свободных систем?» (перцепция, память, мышление и т. д.) и как это происходит, если «каждая... оперирует
Часть И. Смысловая природа сознания
собственным языком?» (Наука о человеке (Интервью с В. П. Зин-ченко) 1989. № 11. С. 23). Уже на уровне восприятия образ по от-
ношению к объекту, характеризуется избыточным числом степе-ней свободы. И парадоксально то, что только в силу этой избыточности возможно адекватное отражение воспринимаемого объекта. Избыточное число степеней свободы образа по отноше-нию к оригиналу, — указывает Зинченко, —представляет собой необходимое условие однозначного восприятия действительности, верного отражения и ее пространственных и предметно-временных форм» (Зинченко Б. Л. 1998. С. 45). (О свободном характере психической активности см.: Зинченко Б. П. 1998. С. 42-60). Пространство языков, которые использует психика, Зинченко сравнивает со столпотворением при строительстве Вавилонской башни. К числу таких языков он относит «языки движений, жестов, операциональных и предметных значений, знаков, символов, схем памяти, вербальные языки (язык), язык внутренней речи, глубинных семантических структур.. .» (Наука о человеке (Интервью с В. П. Зинченко) 1989. № П. С. 23). В последней известной мне работе Зинченко выделяет 12 языков описания реальности, которые использует человек для представления мира и себя в нем (Зинченко Б. П. 1998. С. 65). Важно даже не то, какие именно языки существуют в психике для отображения мира, а то, что их множество, минимум столько, сколько существует познавательных контуров, хотя, если судить по содержанию обобщающих монографий и учебных пособий по психологии, количество познавательных процессов, которое выделяют разные авторы, варьируется в пределах от 4 до 1 1 . Но так или иначе, при наличии множества языков описания реальности, возникает цррблема„сортнесения этих языков, проблема перевода. «Как они "узнают" друг друга, как согласуются разные временные масштабы, в которых они функционируют?» — недоумевает Зинченко. И его смятение, конечно, хорошо понятно.
Еще один весьма нетривиальный вопрос: как мы узнаем, что объект, например, стул, который мы воспринимаем, это именно стул, а не что-то другое? Традиционная классификация свойств перцептивного образа: целостность, константность, предметность и обобщенность — также мало помогает в решении онтологической проблемы, поставленной в плоскости психологии восприятия. Образ является носителем своих свойств, но чем является сам носитель?
Глава 11. Определения, следствия, комментарии
Чтобы представление, восприятие, мышление, любые формы предметной деятельности были «разумны», они с необходимостью должны быть осмысленными. Только благодаря тому, что психическая активность носит осмысленный характер, субъекту позна-ния открывается предметная картина связанных в целостности элементов, а не бессмысленный хаос различных предметов (зрительное восприятие), не какофония звуков (слуховое восприятие) и не бессвязный ассоциативный поток (мышление). Сознательная регуляция жизнедеятельности предполагает знания о том, чем является среда, в которой осуществляется такая регуляция, а также о том, каков возможный результат осуществляемых действий. А такая регуляция и антиципация могут быть поняты только как функций смысла.
Глава 12
ПРОБЛЕМА ПЕРВОНАЧАЛ КАК НЕУСТРАНИМАЯ АНОМАЛИЯ ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ
Для того чтобы психическое отражение было возможным, субъект уже до момента самого отражения должен иметь познавательные ресурсы, то есть владеть механизмами отражения. В свою очередь, как это уже подчеркивалось, сама психическая структура не может мыслиться в отрыве как от своего функционального назначения, так и от того материала, из которого она строится. Смысловое содержание как условие и одновременно результат (психического отражения, таким образом, должно существовать до момента первого познавательного акта. Но вследствие чего это происходит? Ведь психика — это модель окружающего мира, то есть модель, которая возникает только в процессе отражения. И что это за смыслы, возникающие как эффекты отражения до самого отражения?
Правомерна ли сама постановка такой проблемы? И, если «да», на каком пути искать ее решение? Мне представляется единственно разумным предположение, что способность к первоначальному психическому отражению внешней стимуляции является врожденной. Психические смыслы не возникают из ниоткуда. Даже если мы допустим возможность существования в психике недетерминированных явлений, их научное объяснение, в любом случае, строится таким образом, как если бы эти явления имели свою причинность, поскольку наука, главным образом, занимается выявлением каузальных связей. В силу этого недопустимо признание существования исходного психического содержания, возникновение которого ничем не детерминировано. Поэтому вто-ричность смыслов психической сферы следует рассматривать в отношении присущей человеку способности, или, иначе, способа, с помощью которого, по всей видимости, еще в период эмбриогенеза происходят первые смыслопорождающие акты соб-
Глава 12. Проблема первоначал как неустрашимая аномалия
ственно психического отражения. Эта способность является потенциальной до того момента, пока биологическое развитие ребенка не достигает определенной стадии, точно так же, как овладение речью возможно не раньше того, как будут созданы для этого физиологические предпосылки. Конечно же, возникает вопрос: «А чем детерминирована сама способность к смыслопо-рождению?» Если бы мы ответили на этот вопрос, нам бы потребовалось найти детерминанты этой детерминанты и т. д. Это увело бы нас в дурную бесконечность. Поэтому не остается никакой логической альтернативы признанию некоторой врожденной способности осуществлять, пусть еще в исключительно элемен-тарной форме, но уже психическое моделирование среды. Я понимаю, что такое объяснение едва ли может показаться удовлетворительным, однако, приняв любое другое, мы не сможем разрешить парадокс возможного отражения до отражения. Основу, своего рода базовое условие, проявления смыслов психической сферы человека — это «биологические смыслы»1. Это положение не следует понимать так, что психическое смысловое содержание есть следствие биологического развития. Мозг, нервная система и организм в целом есть только необходимое условие, а не причина возникновения способности к смыслопорождению. Но так же как тело не прекращает свое существование с момента возникновения сознания, так и «биологические смыслы не исчезают в процессе психического развития. Поэтому выведение смыслов психической сферы из биологической основы едва ли поможет решить проблему. Человек как носитель сознания не является заложником физиологии своего телесного организма и социологии своего социального окружения. Признание этого положения требует искать детерминанты свободной активности психики внутри самой психики. Тело, как биологический носитель сознания, живет по своим, иным, нежели психика, законам. А исследуя мозг с целью понять природу сознания, мы исследуем всегда только мозг.
Затруднения при объяснении формирования первоначального психического опыта не испытывают только те, кто видит пси-
1 Смысл по определению является психическим продуктом. Понятие «биологический смысл» носит нарочито метафорический характер. Под биосмыслами понимаются природосообразные цели, достижение которых призвано обеспечить выживание и развитие особи.
Часть II. Смысловая природа сознания
хическое продолжением биологического и, тем самым, прибегает к редукционистским трактовкам психических явлений. Принципиальное убеждение автора данной работы: объяснение психических феноменов следует искать исключительно в рамках психологии. В силу этого, как уже говорилось ранее, одним из важнейших требований, определяющих выбор единицы анализа психики, является ее нередуцируемость к физиологическому или социальному плану.
Неудивительно, что именно в рамках когнитивной психологии вопрос: «Что было раньше?» не мог быть снят с обсуждения, так как анализ познавательной деятельности требует выдвижения некоторых исходных предположений о том, с чего, собственно, эта познавательная деятельность начинается. Так, например, Дж. Брунер, испытывая необходимость объяснения генезиса способности к категоризации, считает, что «движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство — суть категории, которым, скорее всего, соответствует нечто первичное в психике новорожденного» (Брунер Дж., 1977. С. 17). Для того чтобы установить даже элементарные причинные отношения, необходимо использовать категорию «тождество». Иначе как мы понимаем, что в процессе взаимодействия два предмета остаются самими собой? Не определяя характер базовых первичных категорий, Брунер, тем не менее, считает их существование доказанным, поскольку образование вторичных категорий, то есть категорий, возникающих в опыте, прежде всего в процессе обучения, было бы тогда вообще невозможно объяснить. Аналогичную точку зрения высказывает и Ж. Пиаже, полагая, что способность к категоризации производна по отношению к еще более первичной способности, то есть способности, делающей возможным первый опыт категоризации (PiagetJ., 1951). Априорные категории — предмет изучения таких исследователей, как Лешли (Lashley К. S., 1938. Р. 45, 445— 471) и Тинберген (Tinbergen N., 1951).
Проанализируем более детально позицию У. Найссера, по мнению которого центральным звеном перцептивного цикла является «схема». «Схема это та часть полного перцептивного цикла (то есть познавательного цикла в полном смысле этого слова. —А. А.), которая является внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается.
Глава 12. Проблема первоначал как неустрашимая аномалия
Схема принимает информацию, как только последняя оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема направляет движение и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой информации, вызывающей, в свою очередь, дальнейшие изменения схемы» (Найссер У., 1981. С. 73) Вполне естественно, что Найссер вынужден объяснять, как возникает схема, если она служит для приема информации, поступление которой и формирует, и изменяет ее. Трактуя восприятие как «результат взаимодействия схемы и наличной информации», Найссер должен был сделать логически неизбежный вывод: исходная схема существует до момента первого приема информации. Собственно, так он и поступил. Во всяком случае, трудно иначе понять его слова: «...в жизни человека нет такого периода, когда он был бы полностью лишен схем. Новорожденный, открывая глаза, видит мир, бесконечно богатый информацией; он должен быть хотя бы частично готовым к тому, чтобы начать перцептивный цикл и подготовиться к последующей информации» (Найссер У., 1981. С. 82, 83). Но, по всей видимости, Найссера не совсем устраивает его собственное объяснение, или, выражаясь его языком, устраивает «частично». Поэтому он ищет более твердые, более осязаемые основания для объяснения и не без некоторого сожаления вынуждает себя признать, что «даже самые маленькие дети обладают некоторым врожденным перцептивным снаряжением — не только образами чувств (это еще куда ни шло), но и нейронными схемами (курсив мой — А. А.) для управления ими» (Найссер У., 1981. С. 83). Естественно, Найссер не может не понимать, что восприятие, которое он описывает как перцептивный цикл, — это психический процесс, и «схема», по характеристике самого Найссера, является «внутренней», иначе говоря, психической структурой. Поэтому никакие «нейронные схемы» не могут замещать в перцептивном цикле схему, являющуюся структурой психического. «Врожденное перцептивное снаряжение» если и есть, то оно имеет не физиологический, а психический субстрат. И, при всей очевидной сложности понимания происхождения такого врожденного психического оснащения, недопустимо видеть в физиологической основе причину сознательной активности человека. Надо думать, Найссер это хорошо понимал, но предельно сложная проблема происхождения психического в физиологическом побудила Найссе-
Часть П. Смысловая природа сознания
ра искать объяснение, апеллируя к «понятным» «нейронным схемам». Хотя, как мне кажется, он знал об изъяне своих рассуждений. Так, буквально через несколько строк, Найссер пишет: «По моему мнению, младенцам известно, как найти пути познакомиться с тем, что их окружает, а также то, как организовать полученную информацию таким образом, чтобы она помогла им получить ее еще больше. Даже если эти их знания очень ограниченны, однако для начала этого вполне достаточно» (Найссер У., 1981. С. 83). Сказанное как раз и означает, что младенцам еще до момента получения информации из внешнего мира известен способ получения такой информации. Не имея опыта отражения, а значит, соответствующих ситуативным фрагментам мира мнемических контекстов, человекуже: имеетготовый арсенал приемов, позволяющих ему установить взаимодействие со средой. И сама эта_способность к получению необходимой первичной информации» которая затем становится стартовой площадкой для всего дальнейшего психического развития, не приобретается в> опыте, а является врожденной, точно так же, какв биологической сфере являются врожденными многие биологически осмысленные реакции. Нам представляется вполне очевидным и естественным, не требующим ни малейших объяснений тот факт, что новорожденного ребенка не надо обучать дышать, совершать зрачковые реакции, издавать звуки и удовлетворять все свои первичные витальные потребности. В. М. Ал-лахвердов отмечает, что у новорожденного нет времени обучаться тому, как следует принимать пищу, когда «прием пищи связан с автоматической синхронизацией работы мышц и языка» и, если новорожденные «не будут в процессе еды закрывать в нужный момент вход в трахею, то вполне вероятно, что первый же прием пищи окажется для них последним» (Психология, 1998. С. 98). Врожденные, генетически заложенные программы биологического развития необходимы для сохранения внутренней среды организма и для последовательного биологического развития. Традиционно считается, что такие врожденные программы существуют только для развития телесной организации биологической особи, и никогда не допускается возможность существования врожденных, собственно психических, источников развития. Аналогично сформированной способности принимать пищу до первого соответствующего опыта, ребенок имеет в'рожденную способность, позволяющую ему осуществлять пси-
Глава 12. Проблема первоначал как неустрашимая аномалия
хическое отражение, не имея опыта такого отражения. И, до всей видимости, уже эта первая реализованная способность имеет человеческую специфику. В противном случае, было бы трудно объяснить различия в дальнейшем психическом развитии между ребенком и высшими животными, и тем более невероятным покажется факт возникновения у человека в ходе онтогенетического развития сознательных форм психического отражения. Конечно же, в онтогенетическом исследовании мы не можем зафиксировать первые характерные отличия активности ребенка, например, активности антропоидов. Но, во всяком случае, можно заключить, что уже на ранних стадиях развития, в течение первого года жизни, психическое отражение у ребенка имеет отличительные особенности по сравнению с высшими животными. На основании косвенных данных, В. Келлер пришел к выводу о том, что «у ребенка на первый план в качестве определяющего фактора выступает "наивная физика", то есть его наивный опыт, касающийся физических свойств окружающих его объектов и собственного тела», тогда как у обезьян при употреблении орудий в процессе решения предметной задачи доминирует «оптическая структура», то есть структура видимого поля (Цит. по: Выготский Л. С., 1996. С. 397).
Нахождение первоначал не является задачей эмпирического исследования. В опыте мы никогда не можем зафиксировать пер-вопричинные основания. Поэтому, чтобы хоть что-то понимать, необходимо постулировать действие первопричин, не обсуждая их собственный генезис. После допущения их существования мы уже можем строить объяснение изучаемых феноменов.
Вопреки строгости научного языка, очень трудно в научных терминах описать механизм психогенеза. Порой примеры, метафоры, сравнения куда лучше помогают представить себе сущность исследуемого явления. Я во многом разделяю позицию Ю. М. Бородая, который предлагает следующее объяснение возникновения психического в телесном: «Плод в чреве матери — это сама мать. И, тем не менее, ребенок выходит из чрева, он прерывает контакт с питающим материнским телом и набирает в легкие воздух. Криком он возвещает мир о том, что начал дышать сам! Так вот, представим — ребенок родился. Имя его — идеальные представления, психика или душа» (Бородай Ю. М., 1996. С. 42).
Часть II. Смысловая природа сознания
ЛИТЕРАТУРА К ЧАСТИ II
1. Амахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
2. АнаньевБ. Г. Теория ощущений. Л., 1961.
3. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.
4. Бассин Ф. В. Сознание и «бессознательное» //Философские вопросы физио
логии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
5. Боринг Э. Г. История интроспекции // История психологии: Тексты. Под ред.
П. Я. 1альперина, А. Н. Ждан. Екатеринбург, 1999.
6. Бородой Ю. М. Эротика — смерть — табу: Трагедия человеческого сознания.
М., 1996.
7. БрунерДж. Психология познания. М., 1977.
8. ВеккерЛ. М. Психические процессы. В 3-х томах. Т. 1. Л., 1974.
9. ВыготскийЛ. С. Педагогическая психология. Под ред. В. В.Давыдова. М., 1996.
10. ВыготскийЛ. С. Мышление и речь. М., 1996.
11. ВыготскийЛ. С, Развитие высших психических функций. М., 1960.
12. ГодфруаЖ. Что такое психология. М., 1996.
13. ЗинченкоВ. П. Психологическая педагогика. Часть I. Живое знание. Самара,
1998.
14. ЗоткинН. В. Смыслополагание в ситуациях неопределенности. Автореферат
канд. психол. наук. М., 2000.
15. Кант И. Сочинения: в 6-ти томах. М., 1963—1966.
16. Лакан Ж. Семинары. Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа. М.,
1998.
17. МикешинаЛ.А., ОпенковМ.Ю. Новые образы познания реальности. М., 1997.
18. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
19. Наука о человеке (Интервью с В. П. Зинченко) // Вопросы философии. 1989.
№11
20. Патнем X. Введение к книге «Реализм и разум» // Современная философия
науки. М., 1994.
21. Петренко В. Ф. Лекции по психосемантике. Самара, 1997.
22. Психология. Под ред. А. А. Крылова. М., 1998.
23. Пятигорский А. М. Три беседы о метатеории сознания (совместно с М. К. Ма-
мардашвили) // Избранные труды. М., 1996.
24. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Киев, 1997.
25. СпиркинА. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
26. УитроуДж. Естественная философия времени. М., 1964.
27. Heidegger M. Being and Time. Great Britain. 1983.
28. Lashley K. S. Experimental analysis of instinctive behavior. Psychological Review,
1938.
29. PiagetJ. Play, dreams and imitation in childhood. New York, 1951.
30. Shapiro A. The placebo effect. Principles of Psychopharmacology. N. Y., 1978.
31. Jung C. G. Analytical Psychology: it's Theory and Practice. London, 1976.
32. Wilkins W. Psychotherapy: the powerful placebo // J. of Consulting and Clinical
Psychology.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: доктор психологических наук профессор Т. П. Скрипкина (Ростовский государственный университет)...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аргумент XIX
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов