рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВРАЧ симптом, проблема <= ПАЦИЕНТ

ВРАЧ симптом, проблема <= ПАЦИЕНТ - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО Мотивы Обращения К Врачу Могут Быть Разнообразными. Во-Пер­вых, Человек Может...

Мотивы обращения к врачу могут быть разнообразными. Во-пер­вых, человек может быть нацелен на обследование у врача с целью “исключить наличие расстройств и заболевания”. Он рассчитывает подтвердить собственную версию о том, что испытываемый им дис­комфорт обусловлен какими-либо внешними неболезненными при­чинами и не требует медицинского вмешательства. Во-вторых, мо­тивация может носить противоположный характер — “обнаружение симптомов и подтверждение предполагаемого диагноза заболевания”. Цель обследования и ожидания от его результатов оказываются ины­ми. В первом случае несовпадение реальности и экспектаций (т.е. обнаружение заболевания при готовности получить подтверждение здоровья) способно вызвать более негативную аффективную реак­цию со стороны пациента, чем по втором, когда расхождение про­гноза и реальности будет не столь существенным. Обнаружение симптомов болезни пациент не воспримет как неожиданность, и вслед­ствие этого его эмоциональные реакции не будут носить запредель­ного характера.

Важную роль в процессе взаимодействия медицинского работни­ка и пациента играет восприятие и понимание участников комму­никации друг друга. На эти процессы, в первую очередь, влияет психологическая установка. Различают три типа установки на вос­приятие человека человеком: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке происходит переоценка положительных качеств и способностей человека, что проявляется в повышенной степени доверия данному лицу, готовность принять на веру все его советы и разделить взгляды на происходящее. Часто позитивная ус­тановка на того или иного врача связана с мнением окружающих, паблисити, его профессиональным статусом (профессор, врач выс­шей категории, народный целитель и т.д.). Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном негативные ка­чества другого человека, что выражается в недоверчивости, подо­зрительности. Адекватная установка принимает во внимание возможность сочетания в одном и том же человеке положительных и отрицательных качеств и свойств (“Хирург — грубиян, но руки — золотые”).

Известны типичные искажения (эффекты) представления о дру­гом человеке, формирующиеся под влиянием различных факторов. К ним относится эффект “ореола”, эффект “последовательности”, эффект “авансирования”, эффект “проецирования на других людей собственных свойств”. Эффект “ореола” характеризуется формиро­ванием мнения о частных свойствах и качествах человека на основа­нии общих впечатлений о нем. Так, квалифицированность врача может восприниматься пациентом в зависимости от его “солидных манер”, использования в речи научных терминов, которые факти­чески не могут являться признаками оценки его профессиональных знаний и умений. Эффект “последовательности” выводит зависи­мость суждений о человеке от сведений, предъявленных о нем в первую очередь. В рамках клинической психологии восприятие врача нередко строится на основании тех сведений, которые были по­лучены пациентом, к примеру, от соседей по палате. Сквозь призму этих сведений будет восприниматься недавно поступившим паци­ентом любое действие или высказывание врача.

Известно, что позитивная установка может опосредоваться не­которыми внешними факторами. Так, к примеру, она может быть обусловлена размеренной манерой врача говорить, неторопливо про­изводить осмотр или манипуляции. При оценке эффективности дей­ствия тех или иных лекарств положительная установка основывает­ся нередко на стоимости препарата (“дорогой — значит эффектив­ный”), оформлении его упаковки, цвете и консистенции таблеток и т.д. На таком психологическом механизме построен т.н. “плацебо-эффект”. Плацебо — это лекарство-пустышка, не содержащее веще­ства. Способного оказать терапевтический эффект. При назначении его и сопровождении соответствующими инструкциями для форми­рования позитивной психологической установки результаты тера­пии оказываются существенными даже по сравнению со сходным по форме, виду и консистенции лекарственным препаратом. Существенными являются экспектации (ожидания) участников диагностического и лечебного взаимодействия проявления каких-либо качеств и поведения друг друга. В связи с этим выделяют понятия “идеального” и “реального” врача и пациента. К качествам и свойствам, характеризуемым“идеального врача” относят его по­ловозрастные, характерологические и личностные особенности, стиль межличностного взаимодействия, квалифицированность. Схема Ж.Ла-кана предполагает существование пяти факторов, влияющих на про­цесс взаимодействия врача и пациента — 1) пола, 2) возраста, 3) национальности (расы), 4) вероисповедания и 5) сексуальной ори­ентации.

Исследования соматически больных показало, что все перечис­ленные факторы оказываются значимыми, однако более существен­ными являются личностные и характерологические свойства. Паци­ент расценивает “идеального врача” как лица одного с ним пола, сексуальной ориентации и более старшего по возрасту.

Учет фактор пола особенно ярко представлен в сексологической, урологической, кожно-венерологической, проктологической и не­которых иных медицинских областях, что связано с более глубоким уровнем интимности взаимодействия. Отмечается тенденция припи­сывания качеств “идеального врача” мужчинам в хирургии и жен­щинам в терапии, что следует трактовать как экстраполяцию на профессию хирурга черт маскулинности (решительности, активнос­ти, отсутствие сентиментальности и др.), а на профессию терапевта черт женственности (эмпатичности, нежности, бережности). В аку-шерско-гинекологической области нередко пациентки склонны вы­бирать и считать “идеальными” врачей противоположного пола.

Существенное значение фактор возраста играет в медицинских дисциплинах, в которых от врача требуются такие качества как способность к обстоятельному и неторопливому анализу состояния пациента, опытность, большой запас знаний и практических навы­ков. К таким медицинским областям относят психиатрию, невроло­гию, хирургию и многие другие. Во многом ориентация на возраст обусловлена возрастом пациента. В случаях, когда заболевшим явля­ется молодой человек, он не склонен придавать существенного значения возрасту врача. Когда же пациентом становится пожилой че­ловек, он ориентируется в оценке “идеального врача” на параметр возраста, также как и на иные параметры.

В последние годы в связи с обострением межнациональных отно­шений в мире важным во взаимодействии врача и пациента стано­вится их национальная принадлежность. Значимым становится такое качество как национальная терпимость, отсутствие национальный предубеждений. Оценка национальной принадлежности врача базируется на способности пациента различать физиогномические признаки национальности. Как правило, отмечается тенденция к выбору врача собственной или родственной (к примеру, по пара­метру этнической группы) национальности особенно в тех областях медицины, где требуется большая глубина межличностного контакта.

Фактор вероисповедания становится все более значимым как в связи с ростом числа верующих, так и в связи с определенными требованиями личной гигиены и поведения в случае болезни, су­ществующими в различных конфессиях. Имеется точка зрения о том, что нарушением с позиции веры может считаться обращение за медицинской помощью к врачу иного вероисповедания. Это осо­бенно отчетливо проявляется в отношении женщин-мусульманок.

Сексуальная ориентация человека (гетеросексуальность или го­мосексуальность) оказались существенными для налаживания пси­хологического контакта между врачом и пациентом не так давно. К свойствам “идеального врача” подавляющим большинством гетеро-сексуалов безоговорочно относится и параметр сексуальной ориен­тации. Предубеждения в данной сфере также сильны, как и в обла­сти межнациональных отношений. Гомосексуалисты практическинесклонны ориентироваться в процессе лечения на фактор сексуаль­ной ориентации.

Из личностных и характерологических особенностей пациенты отдают предпочтения следующим: уважительность, внимательность по отношению к пациентам, любовь к профессии, доброта вежли­вость, душевность. В.А.Ташлыков отметил, что пациенты с невро­тическими расстройствами в образ “идеального врача” включают качества в следующей последовательности по значимости: ум (78%), увлеченность работой (57%), внимательность (56%) и далее — чув­ство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, добро­та, чувство юмора.

Наиболее существенными в образе “идеального врача” с точки зрения пациента являютсяспособности к эмпатип и стиль общения.Описано четыре психологических типа врача, составляющих аль­тернативные пары: “сопереживающий” или “эмоционально-нейтральный”, “директивный” или “недирективный” (В.А.Ташлыков). В поня­тие “сопереживающего” типа врача включают такие качества как способность глубоко понять и вчувствоваться в проблемы пациен­та, эмпатировать, сопереживать совместно с больным колебания его состояния, разделять его психологические проблемы, нередко принимать концепцию болезни, выдвинутую пациентом. Тип вра­ча, называемый “эмоционально-нейтральным”, подразумевает со­четание таких качеств как эмоциональная дистанцированность вра­ча от глубинных проблем пациента, ориентация на симптомы, нежелание поддерживать пациента в его “субъективных” эмоциональ­ных кризисах с ориентацией на технократический подход к лече­нию. Под “директивным” психологическим типом врача понимается врач, выступающий в роли учителя, указующего как следует по­ступать и что делать в ситуации болезни. “Директивный” врач не склонен дискутировать с пациентом на профессиональные темы. Он выстраивает неравноправные взаимоотношения, определяя себе бо­лее значимую роль. В своей деятельности он руководствуется паттер-налистской моделью медицины, которая рассматривает взаимоотношения врача и пациента как отношения учителя и ученика, ро­дителя и ребенка. “Директивный врач” исключает возможности со­мнений пациента в его возможностях, негативно относится к пере­проверке диагнозов у иных врачей, склонен обижаться и давать негативные эмоциональные реакции на пациента в случаях крити­ки его действий. “Недирективный” психологический тип врача про­тивоположен “директивному”. Он включает ориентацию на парт­нерство в отличие от ориентации на руководство, склонен прини­мать к рассмотрению точку зрения больного как при диагностике, так и при выборе методов и способов терапии.

Представленные пары качеств врача могут составлять четыре типа:

сопереживающий недирективный, сопереживающий директивный, эмо­ционально-нейтральный недирективный и эмоционально-нейтральный директивный. Ориентация пациента на тот или иной эталон типа врача связана с личным опытом взаимодействия с рядом авторитет­ных лиц в различные периоды жизни. У пациента при поиске идеала происходит сличение образа врача с образами любимых родителей, уважаемого учителя и других значимым людей.

Таким образом, экспектации одной из сторон диагностического и лечебного взаимодействия — пациента — опосредуются личност­ными особенностями, опытом общения и пристрастиями больного. Он имеет право выбора врача в соответствии с собственными моти­вами и ценностями. Другой же участник взаимодействия — врач — поставлен в иные условия. Он ограничен в своем выборе пациента и должен быть подготовлен к общению с любым человеком. Однако, врач также выстаивает образ предпочитаемого собеседника и участ­ника взаимодействия.

В понятие“идеального пациента” врач, как правило, включает следующие характеристики: малая осведомленность в медицинских вопросах, вера и отсутствие сомнений в силах и умениях лечащего врача, готовность беспрекословно выполнять назначения, умение кратко и четко излагать проблему и жалобы, отсутствие ипохонд­рии. Как видно из приведенного списка характеристик, врач наце­лен на директивный стиль взаимодействия с больным, не оговари­вая особенности эмоционального подкрепления этого процесса. Он готов быть сопереживающим, но не всегда готов к истинному партнерству. Данный факт связан с защитой от психологической уста­новки общества на медицинскую сферу как на сферу обслуживания. При директивном поведении врача и следовательно зависимом по­ведении пациента медик склонен брать всю ответственность за ис­ход терапии на себя, поскольку убежден, что отрицательный исход лечения будет рассматриваться как его ошибка или проявлении не­компетентности. “Ответственность пациента за негативный исход его болезни не сравнима с ответственностью врача”, — такова мотиви­ровка выбора врачом директивного способа взаимодействия.

При сравнении экспектаций врача и пациента, отражающихся в образе “идеального врача” и “идеального пациента”, демонстрируют достаточно большое количество сфер возможных межличностных конфликтов. Сутьконфликтов в системе врач (медицинский работник) — больной заключается в столкновении мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и ожиданий участников взаимодействия.

Л.Коузер разделяет конфликты нереалистические (предметные) и нереалистические (беспредметные). Реалистические конфликты выз­ваны неудовлетворением требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обя­занностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов. Нереалистические конфликты имеют своей целью от­крытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид враж­дебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Пер­вый тип конфликта часто связан с несовпадением ожиданий паци­ента с реальностью. Поводом может служить несоответствующее представлением о должном поведение медицинского персонала (гру­бость, неучтивость), проведении процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-гигиенических условия нахож­дения в стационаре (грязь, шум, запах), неправильная диагностика или неверное назначение терапии. Второй конфликт нередко обус­ловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе, в целом или к отдельному врачу, в частности.

Важной стороной взаимодействия медицинского работника и пациента является этика и деонтология — учения о нравственных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностичес­кого и лечебного взаимодействия. В 1 главе были приведены этичес­кие требования при проведении психологического интервью в кли­нической психологии. Помимо них наиболее важными проблемами считаются проблемы: врачебной тайны, эвтаназии, сообщения паци­енту истинного диагноза его заболевания, паттернализма, реконст­рукции личности при психотерапии и другие. Некоторые из перечис­ленных проблем можно отнести к сфере правового регулирования диагностического и лечебного процесса. Однако, традиции, суще­ствующие в обществе нередко приводят к их столкновению. К при­меру, необходимость информировать онкологически больного об истинном диагнозе его заболевания, обусловленная правовым прин­ципом, часто приходит в противоречие с точкой зрения врача или сообщества врачей о негуманности данного действа, о необходимо­сти использования для поддержания психологически комфортного состояния пациента принципа “святой лжи”.

Квалификация врача включает в себя как минимум два качества. Во-первых, это уровень знаний и навыков, которыми обладает он;

во-вторых, использование им в профессиональной деятельности нравственных принципов. Ни в какой иной специальности нет та­кой взаимообусловленности этических и профессиональных качеств человека. Именно вследствие этого обстоятельства врач принимает клятву, облекая себя обязанностью следовать определенным мо­ральным канонам.

Согласно определению,медицинская этика и деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинско­го работника при выполнении им своих профессиональных обязан­ностей. Этика определяет законы морали и нравственности, нару­шение которых зачастую не ведет к уголовной или административ­ной ответственности, но приводит к нравственному суду, “суду чести”. Этические нормы поведения достаточно динамичны. В пер­вую очередь, они подвержены влиянию общественных факторов и норм общественной морали.

Систему этических воззрений или суждений по степени их обоб­щенности представляют (В.А.Тихоненко, Т.А.Покуленко) в виде четырех уровней:

этические теории этические принципы

этические нормы

• этические стандарты поведения

В теоретическом плане задачами медицинской этики становится выявление этической оправданности и обоснованности моральных норм. В области медицинской этики доминируют две теории морали:

деонтологическая и утилитарная. Первая считает основой нравствен­ной жизни долг, выполнение которого связано с внутренним пове­лением. Следуя долгу, человек отказывается от своекорыстного ин­тереса и остается верен самому себе (И.Кант). Основным критерием нравственности выступает честность. Вторая теория морали исходит из убеждения о том, что критерием оценки поступков человека является полезность.

К числу базисных принципов биомедицинской этики относятся принципы: а) автономии, б) непричинения вреда, в) благодеяния и г) справедливости. Под автономией понимается форма личной сво­боды, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением. Выделяют (B-А.Тихоненко, ТА. Покуленко) семь основных аспектов автономии:

• уважение личности пациента

• оказание пациенту психологической поддержки в затрудни­тельных ситуациях

• предоставление ему необходимой информации(о состоянииздоровья и предлагаемых медицинских мерах)

• возможность выбора из альтернативных вариантов

• самостоятельность пациента в принятии решений

• возможность осуществления контроля за ходом исследования и лечения (со стороны пациента)

• вовлеченность пациента в процесс оказания ему медицинс­кой помощи (“терапевтическое сотрудничество”)

Принципы непричинения вреда, благодеяния и справедливости вытекают из клятвы Гиппократа и соответствующим образом наце­ливают медицинского работника.

Конкретные этические нормы, применяемые в медицине, вклю­чают правдивость, приватность, конфиденциальность, лояльность и компетентность. Этические нормы поведения врача, разработан­ные еще Гиппократом, в настоящее время все чаще подвергаются критическому анализу. Социальные изменения способствуют тому, что многие постулаты Гиппократа входят в противоречие с сегод­няшними понятиями о добре и зле, благе и вреде и т.д.Ниже будут проанализированы наиболее значимые аспекты этических взаимо­отношений в современной медицине.

Конфиденциальность. Вопрос о нравственной оценке конфиден­циальности (разглашении врачебной тайны — интимных сведений, которые стали известны медицинским работникам в процессе об­следования и терапии пациента) до настоящего времени остается одним из наиболее важных в области медицинской этики. Ведь конфиденциальность в традиционном понимании подразумевает нераз­глашение сведений о больном, сохранение тайны болезни практи­чески во всех без исключения случаях. В противном случае, если не будет гарантирована конфиденциальность, т.е. будут нарушены ос­новополагающие этические принципы и к врачам многих специ­альностей добровольно не станут обращаться или при вынужденном обращении будут скрывать от них важные для диагностики и лече­ния сведения.

Проблема заключена в том, что больной в связи со своим забо­леванием может представлять общественную опасность и пытаться совершить преступление против близких родственников, знакомых, врачей или общества в целом, а врач может быть ограничен рамка­ми врачебной тайны для того, чтобы предотвратить преступление. Раньше подобная проблема решалась в пользу общества. Т.е. добро­детелью считалась однозначная помощь обществу в ущерб личности. В учебниках, по которым продолжают учиться будущие врачи, на­писано: “В условиях советского государства общественные интересы народа настолько актуальны, что запрещение врачу раскрывать сек­реты, почерпнутые из общения с больным, принесло бы вред об­щему делу”. При этом общественные интересы незаслуженно расширялись.

Сегодня законодательно ограничены ситуации, при которых до­пустимо нарушать принцип конфиденциальности — случаи непос­редственной опасности для окружающих, связанной с симптомати­кой заболевания. Однако за рамками закона остаются многие ситуа­ции, не носящие характер непосредственной социальной опасности. К примеру, ситуация с сообщением без согласия больного его род­ственникам диагноза заболевания. Что признать этически оправдан­ным, “добродетельным” — сообщение жене о шизофрении, распоз­нанной у ее мужа или укрытие этого факта? Добродетель в отноше­нии кого более справедлива — в отношении больного мужа, кото­рый не хотел бы потерять семью, вследствие реакции жены на диагноз, или в отношении жены, которая на основании знаний об истинном диагнозе болезни мужа могла бы строить новую жизнь?

Врач решает эту задачу в настоящее время “индивидуально”,ночасто на основании собственных представлений о благе и вреде. Ду­мается, что этот этический ребус должен всегда решаться в пользу больного. И сообщение близким родственникам диагноза его заболевания должно основываться только на доброй воле пациента.

Другим не менее сложной этической ситуацией считается инфор--мирование больного о диагнозе его болезни (к примеру, в онкологи­ческой практике). Проблема информированности больных в вопросе диагноза их онкологического заболевания в отечественной медици­не стоит достаточно остро. Как правило, делается попытка разрешить ее на основе не столько медицинских, сколько деонтологи-ческих или юридических принципов (А.Я.Иванюшкин, Т.И.Хме-левская, Г.В.Малежко). Подразумевается, что знание больным ди­агноза своего онкологического заболевания помешает адекватному проведению необходимой терапии вследствие возможной и “высоко вероятной” негативной эмоциональной реакции пациента (вплоть до суицидальных попыток). В то же время неопределенность может нести защитные психологические функции (В.Н.Герасименко, А.Ш. Тхостов). С целью утверждения правоты той или иной позиции пред­принимались попытки статистических исследований. Так, А.Реск провел исследование степени информированности онкологически больных о своем диагнозе. При тщательном опросе он выявил, что только менее 10% больных при поступлении в клинику не знали своего диагноза. Остальные были хорошо информированы, но избе­гали говорить о своей болезни. Большинство больных пришли к соответствующим выводам самостоятельно на основе диагностичес­ких процедур. Тот факт, что такое большое количество больных знали или догадывались о своем диагнозе, противоречит представлению об анозогнозичности, однако то, что больные избегали ак­тивно обсуждать свое заболевание и не пытались пополнить или проверить свои знания, полученные самостоятельно и, очевидно, недостаточно полные, не очень согласуется с тем, что неопределен­ность автоматически приводит к отрицательным эмоциональным переживаниям. Следует предположить, что неопределенность может нести и защитные функции. “В сущности сообщение больному диаг­ноза не снимает неопределенности, а переносит ее в другую, еще более важную сферу: в неопределенность прогноза, который в он­кологии не может быть окончательным и достаточно определен­ным” (А.Ш.Тхостов). И в такой ситуации лучше, если больной бу­дет не до конца знать, что с ним, чем зная это, будет думать о том, сколько ему осталось жить.

Предложенная в литературе трактовка адаптивного влияния нео­пределенности для пациента, затрагивающей информацию о диаг­нозе онкологической патологии, прогнозе заболевания и прочих сопутствующих событий, учитывает ситуативное влияние информированности пациента на его психологический статус. В то время, как отдаленные психические последствия действия неопределенно­сти до настоящего времени в научной литературе не нашли своего отражения. Предпринятое (В.Д.Менделевич) изучение влияния ан-тиципационных механизмов на психический статус онкологически больных, подвергшихся радикальным гинекологическим операци­ям, позволило уточнить некоторые пато- и саногенетические пара­метры психогенеза. Антиципационный тренинг, оказывавший в ис­следованиях адаптивное влияние на постоперационное психопатологическое симптомообразование, не противопоставляется “неопре­деленности”, которую проблематично создать на практике, а рас­крывает вероятностный характер параметра определенность-неопре­деленность. Ведь в практической деятельности онкологов создать неопределенность практически невозможно, поскольку сообщение больному о злокачественном характере заболевания однозначно, а информирование пациента о доброкачественном характере его бо­лезни по крайней мере двузначно (т.е. либо диагност прав, либо ошибается — сознательно или неосознанно). Таким образом, нео­пределенность переходит в категорию вероятностного прогнозиро­вания. В рамках антиципационного тренинга пациенту предлагается сформировать вероятностный, т.е. до определенной степени не стро­го определенный характер будущего. Причем направленность антиципационного тренинга — сферы будущего, которые осознанно или неосознанно пациентом исключаются из процесса антиципации. Та­ким образом, формируется не только более четко структурирован­ная неопределенность, которую вернее назвать вероятностной опре­деленностью, но и создается адекватная платформа, позволяющая проводить профилактику психических расстройств. Следовательно, проблема информированности онкологических больных о диагнозе переходит в иное русло — антиципационного тренинга, причем пос­ледний, видимо, должен естественно входить в систему воспита­ния, в частности т.н. воспитание психологической устойчивости.

В практике могут встречаться еще более трудные в этическом отношении ситуации. Предположим, что к психиатру обращаются родители, усыновившие ребенка и через пять лет после усыновле­ния отмечающие у него психические отклонения. Что считать эти­чески правильным поступком, сообщение им о наличии, к примеру, врожденного и терапевтически резистентного умственного де­фекта у ребенка и тем самым невольное подталкивание к возврату ребенка в детский дом или же занятие позицию защиты ребенка и умолчания истинного диагноза заболевания?

Не менее психологически и этически сложными оказываются случаи, при которых сам пациент требует дать ему полную инфор­мацию о его психической болезни. Этически оправданным можно считать информирование пациента, но только в такой форме, кото­рая не приведет к ухудшению его психического состояния или суи-циду.

Одной из наиболее острых, дискуссионных и общественно зна­чимых сторон конфиденциальности при психических заболеваниях являются ситуации, когда психически больным является лицо, за­нимающееся политикой, претендующее или занимающее один из важных государственных постов. Вопрос стоит так: “Ввести ли в законодательство необходимость психического освидетельствования государственных деятелей или оставить решение этого вопроса на этическом уровне?” Поскольку данный вопрос актуален и видимо будет актуален многие годы, позволим себе проанализировать сло­жившуюся ситуацию.

В научных кругах обсуждение этого вопроса переместилось из сферы гуманистики и этики в плоскость целесообразности. “Допус­тим, депутат или лицо претендующее на пост президента страны болен шизофренией или психопатией, разве правильным было бы скрывать этот факт от его избирателей?” — вопрошают многие, требуя отменить принцип конфиденциальности в виде исключения для политических деятелей. В связи с этим возникает масса вопросов. Во-первых, допустим, что принцип “исключение из правил” будет принят, кого следует включать в список лиц, диагноз болезни ко­торых врач обязан сообщать? Только президента или еще вице-президента, председателя палат Федерального собрания, а может быть и депутатов Государственной думы или глав администрации района? Во-вторых, что будет обязан сообщать врач (или комиссия экспертов) о своих пациентах — только диагноз болезни или еще аргументы для его доказательства? В-третьих, что следует из того заключения, что важная государственная персона страдает “психоорганическим синдромом травматического генеза”? Дает ли это ос­нование какому-либо государственному органу лишить его своего поста. Или следует провести на основании врачебного заключения слушания в Думе: годен или негоден в связи с психопатией имярек занимать свой высокий пост? Но ведь диагноз, к примеру, психопатии не позволяет сам по себе поражать человека в гражданских правах. Приведенные размышления о возможности разглашения вра­чебной тайны “в виде исключения” для политических деятелей убеж­дают, что законодательный подход к этому вопросу бесперспекти­вен и нецелесообразен.

Эвтаназия. Проблема эвтаназии, или добровольного безболез­ненного лишения себя жизни стоит достаточно остро в общей меди­цине. По отношению к психической патологии, особенно на обыва­тельском уровне, более остро стоит проблема “добродетели при со­хранении жизни и возможности продолжать свой род умственно отсталых или лиц с врожденными отклонениями”. Считается, и с каждым днем подобное мнение укрепляется и находит все больше сторонников, что психически больные, впрочем также как и гомосексуалисты, наркоманы, алкоголики должны быть принудительно стерилизованы. Стоит напомнить, что программа физического унич­тожения душевнобольных во времена третьего рейха в Германии включала ряд последовательных этапов: 1) стерилизацию, которой подлежали больные шизофренией, циклотимией, наследственной эпилепсией, хореей Гентингтона, наследственной слепотой и глу­хотой, алкоголизмом, умственной отсталостью; 2) уничтожение детей с физическими и умственными недостатками; 3) акцию “Т4” — постепенное полное физическое уничтожение взрослых психически больных к 1945 году (J.E.Meyer). Подобное напоминание естествен­но не может служить обоснованием точки зрения о том, что прину­дительная стерилизация психически больных аморальна. Но для этого и не требуется никаких обоснований. Если интересы личности (лю­бую — здоровую или больную) поставить над государственными и общественными, то вопрос снимется автоматически.

Более сложна такая проблема клинической психологии как про­блема суицидального поведения. И, в частности, определение допу­стимой меры вторжения в жизнь больного человека. Взаимоотноше­ния с душевнобольным, находящимся в психотическом состоянии и пытающимся покончить собой, справедливо строятся на законо­дательной основе — если наблюдается сочетание признаков психи­ческого расстройства (психоза) и суицидального поведения, им обус­ловленного, пациент нуждается в неотложной госпитализации. Если же пациент, находится, к примеру, в состоянии невротической деп­рессии по поводу диагностики у него рака и высказывает суици­дальные мысли, то, видимо, следует подходить к его высказывани­ям и намерениям в соответствии с этическими принципами, т.е. врач должен попытаться разубедить человека в необходимости совершить самоубийство, но при этом врачу следует понимать, что человек имеет право как на жизнь, так и на смерть (если он психи­чески здоров). И этически оправданным было бы именно такой диалектический подход.

Паттернализм. Паттернализм также, как и вышеперечисленные параметры, можно отнести к этическим проблемам медицины. Суть его заключается в этической оценке возможности и допустимости принятия врачом на себя роли человека, диктующего больному, как тому следует поступать в жизни. Зачастую врач распространяет свое влияние на области жизни пациента, которые не имеют непос­редственного отношения к его болезни. В частности, врач берет на себя ответственность за категорические рекомендации по поводу замужества и женитьбы, разводов, деторождения, поступления на работу или увольнения с нее. К примеру, пациентка с невротичес­кими расстройствами, возникшими после измены супруга, может попросить у врача-психиатра совета по поводу возможности и целе­сообразности дальнейшей совместной жизни с мужем. Врач не имеет этического права давать совет, поскольку любой из них будет обо­сновываться не медицинскими, а его собственными нравственными критериями. Противоположностью паттернализма является взаимо­отношения врача и пациента на платформе сотрудничества и парт­нерства.

“Реконструкция личности” при психотерапии. Этическая пробле­ма, обозначенная “реконструкцией личности” возникла не так дав­но. Особенно активно психотерапевтические методики, использую­щие методы “реконструкции”, стали появляться в последнее время. Суть проблемы заключается в том, насколько оправданной с эти­ческой точки зрения является вторжение в личностную структуру пациента и изменение ее с целью излечения от разнообразных рас­стройств. Пациент, вручая себя врачу, может не догадываться о том, что в процессе терапии будет происходит изменение его мировоззрения — реконструкция личности. С другой стороны, даже если пациент согласен на подобную процедуру соответствует ли нормам морали и медицинской деонтологии подобные действия. Подобное возможно лишь в случаях, когда пациент отдает себе отчет в том, к какому состоянию стремится подвести его психотерапевт и добро­вольно идет на это. Отдельно следует сказать о психотерапевтичес­ких методиках, которые используют нетрадиционные воздействия, которые могут повлечь ухудшение состояния больного, к примеру, “голотропное дыхание” по С.Грофу.

Лечение без согласия. Сложной этической проблемой остается обоснованность терапии пациента без оповещения его о назначае­мых лекарствах, механизмах их действия, побочных эффектах. Не­допустимым следует считать назначение антипсихотических препаратов человеку (подбрасывание в пищу), который не знаетоб ихприеме.

Компетентность. На первый взгляд, категория компетентности не относится к этическим нормам. Однако, это относится к случаям недостаточной компетентности — недостаточные знания и навыки в области профессиональной деятельности. С этических позиций ин­терес представляет расширение границ компетентности, когда в профессионально проводимый анализ включаются, наряду с тради­ционными клиническими феноменами психологические проявле­ния. При этом, как правило, происходит гипердиагностика — при­писывание обычным психологическим феноменам характера патологии. Справедливо в связи с этим замечание В.А.Тихоненко и Г.М.Румянцевой о том, когда психиатр грусть или печаль называет субдепрессией, гнев — дисфорией, увлеченность — гипопараной-яльностью, враждебность — гипопараноидностью и т.д. На психологическом жаргоне процесс подобной подмены точно назван “про­фессиональным кретинизмом”.

Экстрасенсорика. Отношение к экстрасенсорике в психологичес­кой и психотерапевтической практике можно также отнести к эти­ческой области. Этическому осмыслению подлежит врачебная оцен­ка экстрасенсорных воздействий и рекомендации больным по пово­ду применения или отказа от применения подобных нетрадицион­ных методов терапии. Что считать этичным — врачебный запрет пациенту обращаться к экстрасенсам и ясновидящим или поощре­ние этих действий? Насколько этичным будет размышления типа:

“Раз помогает — значит хорошо”? Если врач, как представитель науки и научного мировоззрения поощряет распространение мифо­логического мышления, то следует ли признать его поступки этич­ными. Думается, что нельзя.

Этических проблем современной медицины значительно боль­ше, чем перечислено выше, однако наиболее дискуссионными счи­таются именно они.

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Вопрос 1. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в частности в условиях лечебного взаимо­действия называется:

а) интерактивной толерантностью

б) интерактивной компетентностью

в) коммуникативной состоятельностью

г) коммуникативной толерантностью

д) коммуникативной компетенцией

Вопрос 2. Общение, при котором оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, обозначается:

а) духовным общением

б) примитивным общением

в) “контактом масок”

г) манипулятивным общением

д) формально-ролевым общением

Вопрос 3. Выделяют все нижеследующие типы психологической уста­новки в процессе лечебного взаимодействия за исключением:

а) позитивная

б) негативная

в) адекватная

г) неадекватная

д) кататимная

Вопрос 4. Эффект общения, при котором происходит формировани­ем мнения о частных свойствах и качествах человека на основании об­щих впечатлений о нем, называется:

а) эффектом “последовательности”

б) эффектом “авансирования”

в) эффектом “ореола”

г) эффектом “проецирования на других людей собственных свойств”

д) дедуктивным эффектом

Вопрос 5. Плацебо-эффект связан с:

а) параметрами лекарственного вещества

б) психологической установкой

в) длительностью предъявления раздражителя

г) наркотической зависимостью

д)фактором неожиданности

Вопрос 6. Паттернализм — это:

а) способ взаимодействия врача и пациента при директивной роли врача

б) способ взаимодействия врача и пациента при недирективной роли врача

в) способ взаимодействия врача и медицинской сестры

г) способ взаимодействия пациентов между собой

д) способ оказания психологической помощи

Вопрос 7. Полезность является критерием оценки поступков человека в:

а) деонтологической теории морали

б) гуманистической теории морали

в) бихевиоральной теории морали

г) психодинамической теории морали

д) утилитарной теории морали

Вопрос 8. Пациент, как правило, расценивает “идеального врача” как лицо:

а) одного с ним возраста и пола

б) более младшего возраста и одного с ним пола

в) более старшего возраста и одного с ним пола

г) более младшего возраста и противоположного пола

д) более старшего возраста и противоположного пола

Вопрос 9. Приватность в рамках лечебного взаимодействия относится к сфере этических:

а) теорий

б) норм

в) стандартов

г) принципов

д) технологий

Вопрос 10. Добровольное безболезненного лишения жизни пациента, страдающего неизлечимым недугом, называется:

а) евгеникой

б) эвтаназией

в) эмпатией

г) эйдетизмом

д) эксгумацией

Вопрос 11. К числу базисных принципов биомедицинской этики все

нижеследующие за исключением принципа:

а) духовности

б) автономии

в) непричинения вреда

г) благодеяния

д) справедливости

Вопрос 12. Сочетание таких качеств как эмоциональная дистанциро-ванность врача от глубинных проблем пациента, ориентация на симпто­мы, ориентация на технократический подход к лечению входит в струк­туру одного из следующих психологических типов врача:

а) сопереживающего

б) эмоционально-нейтрального

в) апатического

г) директивного

д) недирективного

Вопрос 13. Ориентация на партнерство в отличие от ориентации на руководство, склонность принимать к рассмотрению точку зрения боль­ного как при диагностике, так и при выборе методов и способов терапии входит в структуру одного из следующих психологических типов врача:

а) сопереживающего

б) эмоционально-нейтрального

в) апатического

г) директивного

д) недирективного

Вопрос 14. В понятие “идеального пациента” врач, как правило, вклю­чает все нижеследующие характеристики за исключением одной:

а) вера и отсутствие сомнений в силах и умениях лечащеговрача

б) готовность беспрекословно выполнять назначения

в) умение кратко и четко излагать проблему и жалобы

г) хорошая осведомленность в медицинских вопросах

д) малая осведомленность в медицинских вопросах

Вопрос15. Пациенты с невротическими расстройствами в образ “иде­ального врача” в не склонны включать такое качество, как:

а) чувство юмора

б) компетентность

в) ум

г) внимательность

д) увлеченность работой

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

С.И.Самыгин, Л.Д. Столяренко. Психология управления. Ростов-на-

Дону, М., 1997, 512 с.

В.А. Ташлыков. Психология лечебного процесса.Л., 1984, 192 с. В.А. Тихоненко. Этика практической психиатрии. М., 1996, 244 с. И.Харди. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Бу­дапешт, 1981, 286 с.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного... Рисунок... Объективная gt Тип реагирования lt Субъективная тяжесть заболевания на заболевание тяжесть...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВРАЧ симптом, проблема <= ПАЦИЕНТ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного
В центре внимания клинического психолога, работающего в со­матической (непсихиатрической) клинике находятся психические реакции человека, заболевшего тем или иным расстройством. Зна­чимым становитс

Возраст
Возрастные особенности человека также существенны при фор­мировании субъективного отношения к болезни и становления оп­ределенного типа реагирования на нее. Известно, что для каждой возрастной груп

Профессия
Человек, особенно зрелого возраста, очень часто оценивает тя­жесть болезни, исходя из влияния симптомов заболевания на его настоящую и будущую трудоспособность. Значимым становится про­фессионально

Особенности темперамента
По определению, темперамент — это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельно­сти, т.е. темпа, ритма и интенсивности отдельных психически

Особенности характера
Несомненно, что феноменологическая и синдромологическая оформленность типа психического реагирования на заболевание ба­зируется на особенностях характера человека. Тип акцентуации мо­жет определять

Особенности личности
К личностным особенностям, как правило, относят ценностные ориентации человека, его морально-нравственные критерии и иные социально обусловленные феномены. В первую очередь, из личност­ных особенно

Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями
Общие принципы выбора заболевшим человеком тех или иных типов психического реагирования на заболевания, закономерности формирования отношения к болезни сочетаются в клинике со спе­цифическими особе

Онкологическая патология
Психические расстройства различной степени выраженности (от психологических донозологических реакций на диагноз и прогноз заболевания до острых психозов) при онкологической патологии — частое явлен

Акушерская и гинекологическая патология
В сфере акушерских и гинекологических состояний и патологии психические факторы имеют особое значение при беременности, бесплодий; предменотруальном еиндроме и климактерии.. Именно

Терапевтическая патология
Заболевания, относимые к терапевтической группе, объединяют большой круг соматической патологии. В данный раздел включено освещение вопросов психологии больных с собственно терапевти­ческой, эндокр

Хирургическая патология
В отличие от терапевтической патологии, при которой патоген­ным для психической деятельности становится состояние длитель­ного хронического заболевания, и изменение системы отношений личности проис

Связь между выраженностью тревоги в предоперационном и постоперационном периодах
Предоперацион­ное психическое состояние   Характеристика предоперацион­ного типа отно­шения   Постоперацион­ное психическое состояние  

Дефекты тела и органов чувств
В силу особой значимости для любого человека существенных и заметных изменений внешности человека можно говорить о типич­ности и специфичности психологических девиаций при космети­ческих дефектах,

Вопрос 6. Сексуальные расстройства являются наиболее тяжелыми в
психологическом отношении для: а) детей и подростков б) лиц зрелого возраста в) пожилых , ' г) престарелых д) для всех возрастных групп Вопрос

ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Психологические особенности пациента в условиях лечебных вза­имоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с пси­хологическими особенностями медицинского работника (врача, пси­холога, ме

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги