рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сестры Марфа и Мария как праведницы

Работа сделанна в 2002 году

Сестры Марфа и Мария как праведницы - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2002 год - Женские образы в древнерусских житийных повестях XVII века ("Повесть о Марфе и Марии", "Повесть об Ульянии Лазаревской") Сестры Марфа И Мария Как Праведницы. Сестры Марфа И Мария Не Могут Быть Отнес...

Сестры Марфа и Мария как праведницы. Сестры Марфа и Мария не могут быть отнесены к разряду святых. Хотя в Сказании о воздвижении Унжеского креста их образы и их судьбы выдвигаются на первый план, героини не получают полной агиографической характеристики.

В начале произведения говорится, что они являются дочерями некоего мужа благочестива от дворянска рода. Но о воспитании девушек, об их склонностях, о благочестивом поведении на основании текста произведения ничего сказать нельзя. Нет традиционного для этого жанра завершения жизнеописания. Существенным представляется и то, что героини в произведении не совершают никакого подвига в христианском смысле.

Это объясняется, конечно, жанровым заданием - сказание о явлении Креста. Однако героини находятся в центре повествования, их роль - и сюжетная, и идейная- весьма значительна. В семейной жизни Марфа и Мария, очевидно, покорны и смиренны, ибо они не пытаются общаться друг с другом вопреки воле мужей, несмотря на обнаружившуюся впоследствии силу сестринской любви. Несомненно, смирение - это одна из высочайших христианских добродетелей. Но Марфа и Мария не только смиренны, но и пассивны.

Единственный самостоятельный поступок - решение найти друг друга. В основной части повести героини точно выполняют предначертанное в видениях. В общении же со своими родственниками и другими людьми Марфа и Мария не проявляют никакой самостоятельности. Люди, негодуют, что сестры отдали богатство неведомым старцам. Героини отвечают, что поступили так, как им было велено. Сказание умалчивает, пытались ли сестры спорить с родней однако в тексте сообщается, что люди поемше же с собою Марфу и Марию, отправились на то место, где героини встретили мнимых старцев. Когда, наконец, крест был обретен, сестры не знают, что с ним дальше делать. Они советуются с родней, где его следует поставить и, в конце концов, получают ответ от самого чудотворного креста.

Пассивность героинь - это не только сюжетно необходимый элемент, но и качество образа, которое и не позволяет Марфе и Марии совершать христианский подвиг, не позволяет действовать самостоятельно.

Все, что происходит с Марфой и Марией после кончины супругов, определено одним поступком и одним, весьма существенным, нравственным качеством, которое и заслуживает величайшей награды. Сестры, во един день и во един час лишившиеся мужей, одновременно симметрично в сюжетном плане принимают решение разыскать друг друга. Они проявляют качества удивительной родственной привязанности, теплой сестринской любви, которая сохранялась в их сердцах, несмотря на обстоятельства семейной жизни.

Встреча сестер в пути не является случайностью, это результат Божьего помысла И по Божию изволению снисдостася на пути близ града Мурома и сташа каяждо себе С.353 Узнав друг друга и поведав о смерти супругов героини в своем поведении и душевном состоянии проявляют удивительные человеческие качества. Составитель повести не случайно отмечает, что сначала Марфа и Мария оплакивают мужей, скорбят об их гордыне и только затем предаются радости встреч и благодарят Господа за свое счастливое воссоединение.

Марфа и Мария не случайно названы Евангельскими именами. Повторим, они не могут быть определены как святые, но всею своею жизнью они, очевидно, продемонстрировали то качество, которое позволяет им быть избранными для выполнения священной миссии. Идеалом праведной жизни в Сказании становится, таким образом, не столько покорность и смирение, сколько сохранение в сердце своем любви, причем не абстрактной любви о Христе, любви ко всем, но родственной сердечной привязанности. За это праведное мироощущение героини оказываются вознаграждены непосредственным участием в воздвижении креста на реке Унже, сопровождаемом целой серией чудесных событий.

Спектр чудесного, с которым сталкиваются Марфа и Мария, довольно широк это и сны, в которых им является ангел, и обретение поутру злата и серебра в зарукавии, и предсказанная во сне встреча с тремя иноками-ангелами, которые принимают от сестер золото и серебро, а затем являются с изготовленными золотым крестом и серебряным ковчегом, и видение от чудотворного креста с повелением поставить его в церкви архистратига Михаила. Подобные чудеса могут присутствовать в сюжетном повествовании не только агиографического сочинения, но и патериковых новеллах, видениях, знамениях, разного типа повестях, связанных с возведением церквей и часовен, обретением церковных святынь.

В данном случае существенно, в каком отношении персонаж находится с описываемым чудом. Как мы уже отмечали, Господь почитает святых даром чудотворения, чудеса совершаются по вере и молитве святого, они сопровождают всю его жизнь.

Святой так или иначе инициирует чудо, поскольку на него снизошла благодать и сам он уже является ее проводником в мир. В данном произведении Марфа и Мария избраны для великого деяния, они почтены участием в явлении чудотворного креста, и этой функцией проводника Божественного в бренный мир они сближаются с типом святого. На героини лишь осенены благодатью, она не снизошла на них и потому могут быть признаны не святыми, а всего лишь праведниками.

Благодаря своей пассивности Марфа и Мария оказываются как бы выключенными из быта. Не удивительно, что ближницы и сродственницы расценивают их поведение как непрактичное Слышавше же сия ужики ею вознегодовавшие и реша к нима То како сицево сокровище, паче же Божие дарование, с небрежением отдаста, а не весте кому! Или не чаяте зде обрести златара, в сем велицем и многонародном граде на устроение Божия делеси! С. 354 . Та же доверчивая житейская беспомощность движет сестрами и ранее, когда младшая сестра остановившись на ночлег на пути близ града Мурома, посылает своего слугу узнать, чей стан расположился радом, чтобы объединиться с женщиной и отделиться от мужчины Егда ли будет кая, рече, жена, и мы вкупе снидемся.

Аще ли будет мужеск пол, и мы вдале отидем С. 353 . Героинь не пугают и не настораживают встречи с путешественниками на дороге, лишь врожденное женское целомудрие диктует им необходимость сторониться мужчин.

Отсутствует практический расчет в поведении сестер и при решении вопроса о том, где должен быть установлен чудотворный крест, хотя во время совета со ужиками и с сродники своими обсуждаются два варианта оставить в своем доме или передать в церковь. Чистота и наивность Марфы и Марии, настолько велики, вера настолько простодушна, что они не раздумывают и не сомневаются, когда передают золото и серебро, как это было им велено в сновидение, трем инокам, проходящим мимо. Отсутствием житейской сметки, подозрительности и расчетливости героини выгодно отличаются от других людей.

По сути эта отрешенность от быта и обыденного поведения в сказании прославляется. Истинность и праведность поступков и душевного состояния сестер санкционируется утверждается свыше. Если родственники Марфу и Марию истязуют упрекают, если они принимают решение учинить розыск старцев, получивших драгоценные металлы, то сестры остаются безмятежны. Вновь явившиеся старцы обнаруживают перед всеми свою ангельскую природу они сообщают, что были в Цареграде и покинули его лишь три часа назад и отказываются от трапезы - Несмь бо ядущии, ниже пьющии С. 355 . Это качество мнимых старцев известное составителю с самого начала открывается и героиням, и их родне только в данный момент, что и подтверждается перед всеми правильность поведения Марфы и Марии, и лишний раз подчеркивает их праведность Тогда бо познавшие Марфа и Мария с сродники своими и со градоначальники, яко тии, от Бога послании во образе инок, ангел суть С. 355 . Именно ситуация с драгоценными дарами и мнимыми старцами наиболее очевидно показывает различное отношение персонажей сказания к быту и житейским категориям.

Люди в своей массе опутаны социальными негативными представлениями друг о друге и об окружающем мире, они увязли в пороках своего сознания и не могут приблизиться к идеалу, хотя и пытаются соблюдать внешние приличия.

Праведность сестер Марфы и Марии базируется на сердечном отношении к миру в целом, на их отрешенности от практического, рационального быта, который провоцирует порочность поступков и мыслей.

Эта теплая, нерассуждающая вера, наивность добродетели позволяет героиням соприкоснуться с сакральным миром и стать участницами удивительных событий, в которых реализуется воля Господа. 3. Отражение христианских представлений о роли женщины в семье в Повести об Ульянии Осорьиной и Повести о Марфе и Марии Обращаясь к анализу житийно-биографических повестей XVII века А.М. Панченко отмечает, что Повесть об Ульянии Осорьиной и Повесть о Марфе и Марии по-разному относится к изображаемому в них быту. Но тем не менее в них исследователь находит значительное принципиальное сходство Это мысль о спасении в миру, не в подвижничестве, а в семье, в родственной любви, в кротости и благочестии. История русской литературы X-XVII веков.

М 1980. С. 354 Действительно, героини анализируемых повестей реализуют себя не в последнюю очередь в брачных и семейно-родственных отношениях.

Следует признать, что христианство установило взгляд на женщину как на человеческую личность, имеющую одинаковые с мужчиной значение и права с нравственной, общечеловеческой точки зрения. Отношение мужчины и женщины во всех случаях должно быть проникнуто этим духом роль ее в семействе или обществе не может уже допускать чего-либо унижающего ее человеческие достоинство. Животный взгляд на женщину, под влиянием которого в ней видят только предмет чувственного наслаждения, исключительно ценят ее половую привлекательность, совершенно противен духу христианства, как замечает А. Надеждин, автор сочинения Права и значение женщины в христианстве. Надеждин А. Права и значение женщины в христианстве. М 2000. С. 150 Союз супружеский, а отсюда - и семейная жизнь, установлены и освящены самим Господом еще в раю. Пришедший на землю Сын Божий подтвердил закон супружества.

Адам и Ева обладали как бы единой плотью, и Адам взглянул на женщину как на часть своего существа. Единство осмысляется и на уровне духа. Даже твари, созданные Творцом, стояли ниже человека и не могли отвечать его стремлениям. Не хорошо быть человеку одному говорит Господь сотворим ему помощника соответственно ему Быт 2, 18 . С появлением человека в его полном составе явился и закон супружеской жизни.

Муж и жена получили заповедь о размножении своего рода, о господстве над всеми тварями и обладании всею землею, а также и заповеди о пище в раю, с известными ограничениями Быт. 1, 28-29 2, 17, 3, 2 . Таким образом, первобытная чета должна была жить одной жизнью. Она была тесно связана не только внешней, плотской, но и внутренней, нравственной связью.

Выражение Бытия Будут два одна плоть Быт. 2, 24 указывает не на односторонность связи первой четы, но на ее близость и неразрывность, в силу которых муж не может, например, унизить жену, не унижая самого себя, не может отделить своих интересов, своей жизни от нее. Такое же поведение должно быть свойственно и жене. Если мужчина и женщина составляют собственно две необходимые и равные по своей природе половины целого человеческого существа Быт, 1, 27 , то соединение их в браке вполне нормально, равноправно и не может вести к подавлению той или другой половины.

Вспомним слова из Евангелия от Матвея и прилепится к жене своей и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть Мф. 19, 5-6 . Супружеская связь обязывает ко взаимному согласию, общению и неразъединению. По словам апостола Павла, ни муж без жены, ни жена без мужа немыслимы 1 Кор. 11, 11 , уклоняться им друг от друга уже нельзя без взаимного согласия 1 Кор. 7, 4-5 . По христианскому учению, брак не только тесный, единый и нерасторжимый супружеский союз, совершаемый по требованию природы, согласно Божественному установлению, но это еще союз такого рода, который имеет высшее религиозное освящение и таинственное значение - это есть образ союза Христа с Церковью.

Евангельская нравственность вообще отличается характером религиозного освящения.

Нравственное совершенство здесь возводится к высшему идеалу, к совершенству отца Небесного Мф. 5, 45-48 . Такое высшее освящение сообщает особую силу и жизнь нравственности. Так как естественными силами человеку невозможно осуществить в себе указанные ему идеалы Ин. 15, 5 Рим. 5, 1-2 , то и является нужда в силе благодати, которая укрепляет человека на поприще нравственной жизни. Осуществление супружеского идеала обусловливается помощью благодати. Брак получает значение Таинства.

Указывая на это особенное значение христианского брака, апостол Павел в I послании коринфянам говорит, что брак должен быть в Господе 1 Кор. 7, 39 , то есть согласно с заповедью Господа о чистоте и святости брака, по благословению Божию, а не по влечению плоти, как это свойственно язычникам. С древних пор христиане признавали брак союзом высоконравственным, идеал которого находится в духовном союзе Христа с Церковью и без помощи благодати не достигается. В повестях о сестрах Марфе и Марии и Ульянии Осорьиной женщины и авторы-составители, несомненно, относятся к браку с христианских позиций, рассматривая его как высшее Таинство и высший долг. Особенно замечательно, что преподобная Ульяния внимает поучению священника Потапия Сей поучи их супругов по правилам святости закону Божьего она же послуша учения и наказания внятно и делом исполнение С.346 . В отношениях с супругом героиня достигает полной гармонии и взаимопонимания.

Еще в молодости муж и жена совместно творят утренние и вечерние молитвы По вся же вечеры довольно Богу моляшеся и коленопреклонения по сту и множае, и вставая рано по вся утра, такоже творяше и с мужем своим С.347 . Совместным и обоюдным является и решение супругов о жизни без плотской близости.

Это происходит в довольно зрелом возрасте героев повести, когда у них уже родились сыновья и дочери, то есть была выполнена заповедь Господа о продолжении рода. Потом моли мужа отпустити ю в монастырь и не отпусти, но совещастася вкупе житии, а плотнаго совокупления не имети С. 348 . Таким образом супруги прожили, как свидетельствует автор повести, в течение 10 лет вплоть до благочестивой кончины Георгия Осорьина.

В Повести о Марфе и Марии никаких сведений о сложившихся между супругами взаимоотношениях не приводится. Однако сестры из-за распри между мужьями разлучаются и даже не имеют друг о друге никаких сведений. Это поведение жен вполне соответствует христианскому положению, зафиксированному в Евангелии от Матфея, о том, что во имя брачного союза разрушаются самые тесные кровные узы. Иисус говорит Оставит человек отца своего и мать Мф. 19, 5-6 . Разрушаются в повести и родственные связи между сестрами правда, временно. И за сию убо вину спор о седении места - пишет автор не только сии едини мужья разлучистася друг от друга, но и женама своима между себе до смерти своея изволиша ни писании ссылаться. С. 352 . Требование христианского долга, по которому все христиане равно обязаны любить друг друга Ин. 13, 35 Гал. 5, 13 применимо и к супружеским отношениям.

Учение о взаимных отношениях христианских супругов заключается преимущественно в посланиях апостола Павла к Коринфянам, Ефнсянам, Колоссянам и Тимофею.

Супругам христианство предписывает различные обязанности, так как этого требует различие их природных и нравственных черт. Апостол Петр называет женщину немощнейшим сосудом 1 Пст. 3, 7 , а мужчину считает его главой. В этом нет ничего обидного или дискриминационного, поскольку любые отношения между людьми должны основываться на началах любви, свободы, мира и самоотвержения.

Смирение, всепрощение, услужливость всем христианство считает основными добродетелями Лк. 22, 26 . Немощность и подчиненность женской натуры не ведут к ее унижению или бесчестию, а признание главенства мужа в браке не ведет к деспотизму и произволу. Муж, находясь рядом с женой, должен постоянно следить за собой, чтобы как-нибудь не повредить этот сосуд, но всячески его охранять, если он должен относиться к жене с полным уважением.

Особое значение апостол Петр придает молитве. Он заповедует мужьям всегда относиться к женам с любовью и уважением, чтобы не было им препятствия в молитвах 1 Пет, 3, 7 Вспомним, что Ульяния Осорьина, по крайней мере, дважды в день становится на молитву, иногда вместе с супругом. Когда же муж находится на государевой службе, она по вся нощи без сна пребываше, в молбах, и в рукоделии, в прядиве, и в пяличном деле С. 347 . Обязанности, которые христианское учение предписывает жене, соответствуют ее интересам и достоинству.

Жена должна быть у мужа в повиновении, но это отнюдь не означает, ее рабского положения. Повиновение и служение другим является в христианстве источником возвышения. Апостол Павел в послании к Ефесянам заповедует христианам взаимную подчиненность - повиновение друг другу в страхе Божием. Еп. 5, 21 . А апостол Павел выражает эту мысль так Любовью служите друг другу Гал. 5, 13 . В этом смысле нужно понимать и подчиненность мужа жене. Примером такого любовного повиновения мужа должна стать супружеская жизнь Ульянии Осорьиной.

Из описания детских и девических лет героини мы знаем о ее стремлении уйти в монастырь. Однако выйдя замуж будучи посвященной в Таинство брака, героиня с любовью и нежностью относится к своему супругу. Она почитает его родителей, как своих отца и мать. Она молится о благополучии мужа, занимается воспитанием детей, рачительно ведет хозяйство. Она безропотно переносит удары судьбы - смерть двух старших сыновей. И только в тот момент, когда дети выросли и не нуждались в ее неусыпном попечении, Ульяния обращается к мужу с просьбой отпустить ее в монастырь.

Еще одна сторона семейной жизни женщины-христианки - забота о доме. Жена хранит приобретенное мужем, распоряжается им и наблюдает, чтобы вся семья была в довольстве и покое. Заправление христианки хозяйством, ее наблюдение надо всем обуславливают порядок в доме, спокойствие и благосостояние всей семьи.

Ульяния Осорьина в этом смысле в повести представляет как идеальная хозяйка, которая заботится обо всех, постоянно трудится. Попечительность, с точки зрения христианского учения, не должна быть односторонней, она не должна перейти в свою противоположность - в слепую преданность хозяйственному интересу и забвение других нравственных обязанностей. Вспомним, что евангельская героиня Марфа, слишком увлекшаяся хозяйственной деятельностью, не получила одобрения от Иисуса Христа. В облике Ульянии Осорьиной рачительная забота о хозяйстве, любовь к детям и исполнение супружеского долга гармонично сочетаются с милосердием в более широком его понимании.

Автор не устает рассказывать о примерах, когда святая подает милостыню, помогает больным. Как правило, эта деятельность Ульянии не сказывается на семейном благосостоянии. По ночам она занимается рукоделием, плоды своего труда продает и вырученные средства подает нищим, отдает на строение церкви. Многие добрые дела героиня совершает тайно отай от семьи.

Возможно, это продиктовано также заботой о спокойствии ближних. Так, скрытно от всех во время эпидемии чумы Ульяния ухаживает за больными она же, отай свекра и свекрови язвенных многих своими руками в бани смывая, целяше и о исцелении бога моляше, и аще кто умираше, она же многие сироты своими руками омываше и погребальная возлагаше, погребати наймая и сорокоуст далше С. 348 . Правда, автор описывает и случай, когда святая во время голода брала пищу у свекрови и отдавала ее голодным.

Ульяния просила у родителей мужа еды больше, чем могла съесть сама и чем ела обычно, что возбудило обоснованное недоумение. И тогда она слукавила, объяснила свекрови, что после рождения детей постоянно испытывает голод - и днем и ночью. Рачительность Ульянии в хозяйственных делах автором скорее обозначена, чем описана. Очевидно, что она относилась к богатству легко. Ей более приятно было раздавать заработанное или уже имевшееся, чем копить или сберегать. Возможно, семейная память сохранила представление о своеобразной беспечности Ульянии.

Не случайно автор рассказывает, что со времени смерти свекра и свекрови и до возвращения мужа со службы из Астрахани героиня вела хозяйство самостоятельно и много имения в милостыню истраши, не точию в ты дни, но и по вся лета творя память умершим здесь имеются в виду покойные родители мужа, которых святая неустанно поминала С. 348 . Когда дети стали жить самостоятельно, а супруг умер, рачительное ведение хозяйства семьи перестало заботить Ульянию, и она полностью отдавалась своему подвигу милосердия и нищелюбия ревнуя прежним святым женам, моляся богу и постеся и милостыню безмерну творя, яко многажды не остати у нея ни единой сребренницы, и займая даяше нищим милостыню, и в церковь во вся дня хождааше к пению С. 349 . Сестры Марфа и Мария в Сказании об Унженском кресте в своей семейной жизни не изображены.

Можно лишь еще раз подчеркнуть идею отказа от родственных связей, которая реализуется в браке сестер.

Но затем родственная любовь, всегда жившая в их сердцах, сияет еще ярче. Вероятно, и повиновение мужьям проявляется в том, что Марфа и Мария не пытались общаться друг с другом никакими способами при жизни супругов. Однако для более подробных замечаний о семейной жизни двух сестер в произведении нет совершенно никакого материала. Следует согласиться с А.М. Панченко, который указывал, что Повесть об Ульянии Осорьиной идеализирует быт, а Повесть о Марфе и Марии повседневный быт осуждает История русской литературы X-XVII веков.

С. 354 Этот вывод подтверждают и наши наблюдения. На основании Повести об Ульянии Осорьиной мы можем говорить о комплексе представлений древнерусского человека о роли женщины в семье. Это представления христианина, доброго сына, воспитанного матерью-христианкой. Выводы Анализ Повести о Ульянии Осорьиной и Повести о Марфе и Марии позволяет сделать следующие выводы. 1. Уровень изученности повестей следует признать недостаточным. 2. В основном медиевисты обращали внимание на бытовые реалии и их отражение в текстах, хотя в работе Ф.И. Буслаева содержатся тонкие замечания, касающиеся образов центральных героинь. 3. Несмотря на существование обстоятельных работ М.О. Скирипиля и издание текстов памятников в книге Русская повесть XVII века, текстологические проблемы также далеко не решены история текстов, вариантов и редакций не выяснена. 4. В связи с проявившимся в повестях интересом к изображению быта исследователи сходятся во мнении о преобладании в образе Ульянии Лазаревской черт реальной женщины и существенном нарушении житийного канона.

Наш анализ позволяет заключить, что героиню следует охарактеризовать как святую, подвиг которой отличается значительным своеобразием нищелюбие и странноприимство, реализуемое в быту. Конечно, эта специфика подвига определена временем и тенденцией оцерковления быта как это показано А.М. Панченко . 5. Повесть о Марфе и Марии демонстрирует идеал праведника, вернее, результат праведного мироощущения женщиной, реализованный как вознаграждение в виде возможности вступления героинь в область сакрального. 6. Легендарно-агиографические повести отражают традиционные христианские представления о роли женщины в семье, о взаимоотношениях супругов, и в этом смысле представляют идеал жены в широком понимании этого слова - идеал, который достоин подражания и составляет тот вечный смысл произведений, который и обусловил интерес к ним древнерусского читателя.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Женские образы в древнерусских житийных повестях XVII века ("Повесть о Марфе и Марии", "Повесть об Ульянии Лазаревской")

С одной стороны, на страницах поучений, слов и посланий мы находим собирательный образ злой жены - сварливой и некрасивой как у Даниила Заточника в… В роду замечательных женских образов средневековой русской литературы стоят… Поставленные цели и задачи являются новыми в изучении образов Ульянии Осорьиной и сестер Марфы и Марии. Этот аспект…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сестры Марфа и Мария как праведницы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве
Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр средневековой литературы представляет собой сюжетное повествование о человеке, которого церковь за е

Композиционный житийный канон
Композиционный житийный канон. В византийской литературе жития сформировались на основе традиции античного исторического жизнеописания, эллинистического романа и похвальной надгробной речи. По объе

Жанровый житийный канон и типы сборников
Жанровый житийный канон и типы сборников. Жития можно классифицировать в зависимости от того, полностью ли описывается в нем биография святого, все ли этапы его жизни последовательно перечисляются,

Очерк развития древнерусских житий
Очерк развития древнерусских житий. Очерк составлен по материалам История русской литературы XI-XVII вв. Под ред. Д.С. Лихачева М 1980. С. 43-46, 100-107, 172-181, 190-194, 215-230, 261-265, 294-30

Некоторые направления эволюции агиографического жанра
Некоторые направления эволюции агиографического жанра. Жанровые смены в литературе осуществляются обыкновенно двумя способами. Старый жанр может перестать развиваться и обновляться, его форма шабло

Глава II. Критико-библиографический обзор исследований Повести об Ульянии Лазаревской и Повести о Марфе и Марии
Глава II. Критико-библиографический обзор исследований Повести об Ульянии Лазаревской и Повести о Марфе и Марии. Повесть о Марфе и Марии и Повесть об Ульянии Осорьиной обычно в исследовательской ли

Палеографический обзор текстов
Палеографический обзор текстов. Анализ списков Повесть о Марфе и Марии и Повесть об Ульянии Осорьиной был проведен М.О. Скрипилем. В VI томе Трудов Отдела древнерусской литературы исследователь изд

Изучение исторической основы повестей
Изучение исторической основы повестей. Исследователями давно отмечено, что автором Повести об Ульянии Осорьиной является ее сын Каллистрат Дружины Осорьин. Автор называет конкретные имена и фамилии

Изучение художественной специфики повестей и образов героинь
Изучение художественной специфики повестей и образов героинь. Первым наиболее пространным обращением к Повести об Ульянии Осорьиной и Повести о Марфе и Марии следует отнести статью Ф.И. Буслаева Ид

Ульяния Лазаревская как святая
Ульяния Лазаревская как святая. Несмотря на то, что М.О. Скрипиль полагал, что в Повести об Ульянии Осорьиной агиографический канон является лишь внешней оболочкой бытовой повести биографического т

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги