рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ретроспекция и проспекция в тексте

Ретроспекция и проспекция в тексте - раздел Литература, Лексические особенности научного текста Ретроспекция И Проспекция В Тексте. Переходя К Рассмотрению Категории ...

Ретроспекция и проспекция в тексте.

Переходя к рассмотрению категории ретроспекции и проспекции, мы снова оказываемся в сфере временных и пространственных понятий и их реализации в языке. По существу ретроспекция и проспекция являются формами дисконтинуума. Они - передышка в беге линейного развертывания текста. Через категории осуществляется тот процесс, без которого невозможно осмысление происходящего. Именно они, и особенно ретроспекция, лежат в основе создания эмпирического тезауруса читателя, благодаря которому он в состоянии проникнуть в связь времен. В этой связи небезынтересно соображение У.Вейнрейха По-видимому, универсальной закономерностью является следующий факт по отношению к прошлому в языках проводится больше или столько же, но не меньше временных различий, чем по отношению к будущему.

Количество степеней прошлости и ее типы широко варьируются по языкам и представляют собой интересный материал исследований У.Вайнрейх 1970,179 . В большинстве текстов ретроспекция проявляется имплицитно.

Она основана на способности нашей памяти удерживать ранее сообщенное и сцеплять его с сообщаемым в данном отрезке повествования. Именно эта имплицитность ретроспекции представляет большой простор воображению читателя о степенях прошлости. Но в проспекции, в которой тоже имплицитность, переплетаясь с отдельными эксплицитно выраженными сигналами, направляет внимание читателя, мобилизует его творческий потенциал, предугадывает то, что будет изложено в дальнейшем развертывании текста.

Уместно здесь будет упомянуть замечания У.Вайнриха о функции артикля в тексте. Вайнрих усматривает в определенном и неопределенном артиклях сигналы соответственно постинформации и прединформации H.Weinrich 1971,24 . Ретроспекция и проспекция как категории текста выполняют аналогичные функции собственными текстовыми средствами. Какие же текстообразующие функции заложены в категориях ретроспекции и проспекции? Ретроспекция - грамматическая категория текста, объединяющая формы языкового выражения, относящие читателя к предшествующей содержательно-фактуальной информации.

Ретроспекция проявляется двояко а когда предшествующая информация уже была изложена в тексте б когда предшествующая информация, необходимая для связи событий сообщается, прерывая поступательное движение текста, т.е. происходит перестановка временных планов повествования. По мнению И.Р.Гальперина, ретроспекция порождается содержательно-фактуальной информацией Гальперин 1981,106 . Автор словесного произведения, возвращая читателя к уже ранее сообщенным фактам, очевидно, придает какое-то значение этим фактам, привлекая к ним внимание читателя, заставляя его удерживать в памяти отдельные моменты сообщения.

Ретроспекция может быть представлена в тексте в трех видах в зависимости от того, какая прагматическая установка лежит в ее основании а восстановить в памяти читателя ранее данные сведения или сообщить ему новые, относящиеся к прошлому и необходимые для понимания путей дальнейшего развертывания повествования б дать возможность переосмыслить эти сведения в новых условиях, в другом контексте, с учетом того, что было сказано до ретроспективной части в актуализовать отдельные части текста, опосредованно относящиеся к содержательно-концептуальной информации.

Следовательно, категория ретроспекции неизбежно влечет за собой какую-то переакцентуацию отдельных частей текста. То, что благодаря разным приемам реализации категории ретроспекции воскресает в нашей памяти, заставляет нас переоценивать значение воскресаемого и - нередко- то, что казалось иррелевантным или второстепенным, становится в ряд значимых частей.

Ретроспекция особенно эффективно воспринимается при повторном и многократном прочтении текста. Практически каждый текст в какой-то степени основан на ретроспекции. Последовательное накопление информации невозможно без удержания в памяти информации, полученной ранее.

Однако ретроспекция как категория текста предполагает целенаправленное действие со стороны автора. В его власти заставить читателя вызвать из памяти факты, которые должны быть актуализованны. Ретроспекция может быть субъективно-читательской объективно-авторской, т.е. она может явиться результатом индивидуального творческого восприятия континуума повествования или же результатом авторских ссылок на предшествующие части текста. Выражаясь яснее, читатель волен мысленно возвращаться к уж прочитанным частям, в связи с тем, что эти части, застрявшие в памяти, оказываются сцепленными с фактами, событиями, описаниями, появляющимися в поступательном движении восприятия текста.

Эта субъективная ретроспекция в какой-то мере порождена, как считает И.Р.Гальперин, грамматической категорией интеграции, связывающей воедино отдельные блоки повествования Гальперин 1981, 107 . Возвращение мысленное к ранее прочитанному обычно является следствием самой композиции текста, которая неизбежно привязывает внимание читателя к тем или иным знакомым элементам текста.

И.Р.Гальперин справедливо утверждает, что ретроспекция реализуется разными способами, среди которых особое место занимает повтор Гальперин 1981,107 . Сама ретроспекция тоже своеобразный повтор - повтор мысли, который, естественно, замедляет движение повествования. Таким образом, ретроспекцию можно рассматривать как паузу, как перерыв континуума повествования для того, чтобы актуализовать ранее изложенное и, нередко, чтобы придать содержательно-фактуальной информации какую-то часть содержательно-концептуальной.

Значение анализируемой категории заключается еще и в том, что она интегрирует временные срезы произведения. Иными словами, ретроспекция заставляет рассматривать текст с точки зрения прошлого, настоящего и в определенных условиях - будущего. Это хорошо сформулировал М.А.Сапаров Каждый временной срез произведения как процесса самовоспроизводящегося и синтезируемого в актуальном тождестве объекта и субъекта неминуемо объединяет 1 уже осуществившееся, выкристаллизовавшееся и затвердевшее прошлое 2 непосредственно переживаемое настоящее 3 еще не осуществившееся, но уже антиципируемое будущее Сапаров 1974,98 . Субъективная ретроспекция является не только индивидуально направленным вектором анализа, но и опосредованно самим параметром текста.

Субъективен лишь выбор частей, которые подверглись ретроспекции. Конечное множество единиц текста предполагает какой-то порядок в расположении этих единиц, а в самом этом порядке заложена соответствующая информация.

Чтобы ее декодировать, следует провести тщательный анализ взаимоположения частей текста, что неизбежно влечет к ретроспекции. Субъективное мнение о значимости взаимоположения частей данного произведения обычно проистекает из общей стратегии авторского замысла и не может выйти за пределы ограничений, накладываемых самим текстом. Ретроспекция тесно связана с континуумом. Прерывность повествования обычно проявляется в виде размышлений автора, смены планов повествования, проспекции и ретроспекции.

Возражая против изоморфного перенесения категорий грамматики предложения на грамматику текста, И.Р.Гальперин тем не менее признает некоторые аналогии весьма полезными. К их числу он относит категорию дейксиса. Как известно, дейксис в широком значении этого термина - это указание на что-либо. Указательные местоимения, некоторые наречия, указывающие направления действия и даже некоторые глаголы, имеющие в своей смысловой структуре силу направления движения, являются фактами дейктического характера Гальперин 1981,109 . Такими же фактами дейксиса по аналогии можно признать фразы типа как было сказано выше, ранее мы уже говорили о том, что, необходимо напомнить, это заставляет нас вернуться назад, Обычно анафорический дейксис пишет У.Вейнрейх применяется для ссылок назад, на текст, предшествующий моменту речи, поскольку назначение такого дейксиса состоит в использовании уже сообщенной информации.

Однако возможен и анафорический дейксис вперед примером его могут служить такие заменители прилагательных и наречий, как следующий, следующим образом, англ. let me say this позвольте мне сказать что Вейнрейх 1970,182 . Дейктические элементы текста облегчают понимание зависимостей дискретных частей целого и эксплицитно раскрывают эту зависимость, как ее видит автор.

Можно провести еще одну аналогию. Как известно, парадигматические и синтагматические отношения в процессе анализа языковых фактов служат средствами выявления системных, онтологических и функциональных свойств этих явлений.

В какой-то степени ретроспекция по своим характерным признакам может рассматриваться как процесс парадигматического плана. Соотношение того, о чем было сказано раньше, с тем, о чем речь идет сейчас, создает в нашем сознании связи системного, а не линейно-функционального, поступательного плана. Ретроспекция - неотъемлемое свойство восприятия целого. Подавляющее большинство людей пишет А.Асмус воспринимает целое в произведениях, длящихся во времени, лишь ретроспективно, лишь после того, как они прослушали последовательное исполнение всех его частей Асмус 1961,44 . Трудно определить формы возникающей в процессе чтения текста субъективно-читательской ретроспекции.

Если объективно-авторская ретроспекция возвращает читателя к определенным отрезкам текста, то субъективно-читательская полностью зависит от того, что именно вызвало переключение внимания на ранее сообщенное оригинальная мысль или необычная форма изложения, повлекшая за собой некоторое усилие читателя для адекватного восприятия сообщения, или стилистический прием, или близость описываемого факта личному жизненному опыту читателя, или внезапно возникшая ассоциация и пр. Субъективно-читательская ретроспекция является важным компонентом порождения сопереживания.

Читатель всегда подвергает получаемую информацию критической оценке, сознательно-аналитической или бессознательно-эстетической нравится не нравится. Такая оценка по существу ведет к реализации ретроспекции необходимость вспомнить те отрезки текста, те характеристики, те события, которые породили ту или иную оценку.

Как объективно-авторская, так и субъективно-читательская ретроспекция в какой-то степени, как считает И.Р.Гальперин результат активности бессознательного, которое схватывается творческим импульсом и подвергается сознательной обработке Гальперин 1981,111 . Таким образом, в этой категории текста особенно тесно переплетаются лингвистические и психолингвистические его параметры. С точки зрения ретроспекции как вида текста заслуживает внимание послесловие заключение, эпилог. Векторная направленность его очевидна.

Внимание читателя фокусируется на основных эпизодах, событиях, фактах, изложенных в основном тексте, т.е. на той содержательно-фактуальной информации, из которой кристаллизуется содержательно-концептуальная. Вариативность послесловия весьма широка. Некоторые послесловия представляют собой суммирование основных положений и выводов, изложенных в тексте. Они характерны для научных монографий, статей, диссертаций и обычно называются заключениями.

Особенность заключения состоит в максимальном сжатии информации текста и в сведении ее к основным положениям тезисного плана. В некоторых научных журналах после каждой статьи даются так называемые summary резюме. По существу это извлечения из статьи, которые можно условно определить как рематические. Будучи оторваны от своего окружения, они приобретают некоторую независимость. Являясь грамматической категорией, категория проспекции объединяет различные языковые формы отнесения содержательно-фактуальной информации к тому, о чем речь будет идти в последующих частях текста.

Сигналами проспекции, по мнению И.Р.Гальперина, являются такие выражения, как забегая вперед, как будет указано ниже, дальнейшее изложение покажет, что и подобное Гальперин 1981,112 . Подобно ретроспекции проспекция - один из приемов повествования, который дает читателю возможность яснее представить себе связь и обусловленность событий и эпизодов.

Зная, что произойдет в дальнейшем, он глубже проникает в содержательно-концептуальную информацию, поскольку настоящее предстает перед ним в несколько другом плане. Различие между ретроспекцией и проспекцией заключается в том, что ретроспекция всегда занимает какое-то место в поступательном движении текста, тогда как проспекция редко вызвана самим ходом сюжетного развертывания.

Однако читатель может предугадать, что последует дальше, в связи с отдельными актуализованными частями текста. Таким образом, подобно ретроспекции, проспекцию тоже можно разделить на объективно-авторскую и субъективно-читательскую. 9.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лексические особенности научного текста

Понятие термина 3. Термин как знак и как слово 4. Полисемия и синонимия терминов 5. Упорядочение терминологии 6. Интернациональная лексика и… Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью,… Текст как произведение речетворческого процесса может быть подвергнут анализу с точки зрения соответствия некоторым…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ретроспекция и проспекция в тексте

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Текстуальные связи и текстообразующие средства
Текстуальные связи и текстообразующие средства. Говоря о характеристиках текста, Г.С.Щур и А.А.Мальченко подробно останавливаются на текстуальных связях, обоснованно считая их основным призн

Модальность как текстообразующее средство
Модальность как текстообразующее средство. Модальность - отношение автора к описываемой им действительности, к фактам реальной жизни. Под собственно модальностью мы понимаем категорию, ориен

Интеграция и завершенность текста
Интеграция и завершенность текста. Как было показано в предыдущих главах, все категории текста, обязательные и факультативные, переплетены и взаимообусловленны. Выделение какой-либо одной из них дл

Некоторые характеристики языка научной прозы
Некоторые характеристики языка научной прозы. Научная проза - это форма речи, отражающая рассудочную деятельность человека, и язык науки имеет те же свойства, что и само научное исследование логичн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги