рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Литературная жизнь в начале XIX века

Работа сделанна в 2006 году

Литературная жизнь в начале XIX века - Реферат, раздел Литература, - 2006 год - Образ Петербурга в русской литературе Литературная Жизнь В Начале Xix Века. Русская Действительность Постепенно Мен...

Литературная жизнь в начале XIX века. Русская действительность постепенно менялась. Архаичный литературный язык и высокий стиль перестали соответствовать потребностям читающей публики. Из Европы вторгся романтизм с его культом свободы и естественности чувств. В русской литературе романтические веяния первым подхватил Н.М.Карамзин своей повестью Бедная Лиза он нанес классицизму решающий удар. За Карамзиным последовал В.А.Жуковский, давший в переводных балладах целую галерею романтических персонажей.

Однако консерваторы, приверженцы классицизма, не собирались сдаваться. Их оплотом стало общество Беседа любителей русского слова, которое возглавил адмирал А.С.Шишков. Он всеми средствами стремился оградить не только литературу, но и русский язык от иноземных влияний и поэтому писал нелепым искусственным языком. По-шишковски фраза Франт идет по бульвару из театра должна была звучать так Хорошилище грядет по гульбищу из ристалища.

В идеях членов Беседы содержалась здравая мысль литература должна писаться народными корнями, фольклором. Однако в многонациональном Петербурге эта мысль не могла найти отклика. В противовес Беседе сторонники романтизма основали общество Арзамас, где на дружеских вечеринках в шутливой форме обсуждали серьезные вопросы литературы. Членами общества стали В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Тургенев, молодой А.С.Пушкин.

Часть членов Арзамаса вошла в состав декабристских тайных обществ. Как часто бывало в России, революционная деятельность приобрела литературную форму. Пушкинский Петербург Маленького Сашу Пушкина впервые привезли в Санкт-Петербург в возрасте двух лет. Снова он появился в столице в 1811 г когда поступал в Лицей. Тогда он познакомился с городом уже осознанно. Он приехал вместе со стихотворцем Василием Львовичем Пушкиным дядей поэта и приятельницей В.Л.Пушкина Анной Николаевной Ворожейкиной.

Жили они в считавшейся одной из лучших в Петербурге, гостинице Демута. Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву Много позже в письме к своей жене Н.Н.Гончаровой он напишет Не люблю я твоей Москвы После пестрой Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами. Осенью 1811 года началась учеба в лицее, и на 5 лет Пушкин расстается с Петербургом. Безбожно молодого человека держать взаперти жаловался Пушкин в письме к Вяземскому за год до выпуска из лицея. Наконец, наступил долгожданный июнь 1817 года именно тогда Пушкин окончательно поселился в столице и прожил здесь 15 лет, исключая годы ссылки.

Здесь поэт начинает самостоятельную жизнь взрослого человека. От ощущения свободы и независимости у него кружится голова, он не знает, куда броситься, с чего начать ему теперь доступно вс и театры, которые он непрестанно посещает, и балы, и Арзамас. Заветное в начале XIX века слово театр рождает у Пушкина желание воспеть это славное детище русской культуры в романе Евгений Онегин, и ключом к онегинскому Петербургу является театр Волшебный край Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин Там Озеров невольны дани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, исполненный красоты и добра, город, помогающий новому, порожденному великой освободительной войной 1812 года поколению самоотверженно искать пути к свободе России, к ее спасению от абсолютной монархии, пути к парламентаризму.

Но вскоре к власти пришел император Николай I, сделав Петербург твердыней самодержавия и оплотом своего правления. Пушкин за оду Вольность был выслан из Петербурга еще 6 мая 1820 года. Вернулся после ссылки ровно через семь лет в мае 1827 года уже в Петербург императорский.

Вс изменилось.

Пушкин в 1829 году констатировал в новом Петербурге истреблена духовность. Устами одного из героев повести, начатой в это время, Пушкин утверждал в 1818 году строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы, не снимая шпаг, нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами Теперь это все переменилось французская кадриль заменила Адама Смита. Пушкин возвращается знаменитым поэтом и поселяется в гостинице Демута это жилище стало прибежищем поэта в Петербурге, пока он не завел своего семейного очага.

Вот тогда-то и появились строчки Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит. Противоречивое отношение к столице притягивание и отталкивание сопровождает поэта на всем его жизненном пути. Петербург уже кажется мне страшно скучным, и я хочу сократить насколько возможно мое пребывание в нем пишет он Н.Н.Гончаровой, а через несколько месяцев Плетневу Москва мне слишком надоела, и снова жене меня тянет в Петербург.

Не люблю я твоей Москвы. Вскоре после свадьбы Пушкин решил переехать на постоянное местожительство из Москвы в Петербург. Лето и осень 1831 года он проводит под Петербургом в Царском Селе. Это было счастливое время для Пушкина и его жены. Он работал, гулял с женой около озера. Но в конце июня в Петербурге вспыхнула эпидемия холеры. Царское Село оказалось окружено карантинами, туда доходили лишь смутные слухи о народных холерных бунтах.

Умирает Дельвиг. Болезнь скручивает его в 3 дня. В середине июля, спасаясь от эпидемии, в Царское Село прибыл Николай I со своей свитой покой и тишина были нарушены. Это не могло не огорчать Пушкина. Красота Натальи Николаевны поразила императрицу, которая выразила желание постоянно видеть Пушкиных при дворе. Летом 1831 года завязался тот роковой узел, который смогла разрубить только трагическая гибель поэта. Утешением для поэта было то, что вместе с двором в Царское Село приехал Жуковский.

Жуковский, Гоголь, Пушкин собирались почти каждый вечер. Возникло даже нечто вроде соревнования в создании русских сказок между Жуковским и Пушкиным. Написана шутливая поэма Домик в Коломне, где описаны любимые Пушкиным с детства бедные окраины Петербурга. В октябре 1833 г. Пушкин путешествует по Волге и Уралу, по окончании поездки, в конце ноября 1833 г он поселяется в Болдино, где пишет повесть Пиковая дама. Главный герой повести, Германн, расчетлив и одновременно безумен, как сам город, за внешней деловитостью и практичностью которого скрываются таинственность и страх.

Это подчеркивается описанием пейзажа ветер выл, мокрый снег падал хлопьями фонари светились тускло улицы были пусты. По мнению Ф.М.Достоевского, Германн ключевой персонаж нового, петербургского этапа русской литературы. Наконец, в Медном всаднике 1833 г. тема Петербурга приходит к логическому завершению. Во введении к поэме величественном гимне городу и его создателю Петру I поэт порывает с традицией одического восхваления, характерной для XVIII столетия.

Его кумир на бронзовом коне готов мстить маленькому человеку Евгению за бессильный бунт против несправедливости жизни. В гибели Евгения виновно не только наводнение, но и Медный всадник, сделавший маленьких людей заложниками своих величественных планов. И все же А.С.Пушкин далек от того отрицания, с которым относится к Петербургу Ф.М.Достоевский. Вступление к поэме завершается строками Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия Маленькие люди умирают, но великий город остается жить вот главный итог поэмы, в котором Александр Сергеевич сформировал свое отношение к Петербургу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Образ Петербурга в русской литературе

Одни воспевали его и называли окном в Европу, другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, построенном на костях, о… Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его… В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Литературная жизнь в начале XIX века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От Тредиаковского до Княжнина
От Тредиаковского до Княжнина. Три века русской литературы подарили нам три разных Петербурга. В XVIII в. это был величавый град Петров, воспетый в одах М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Г.Р.Д

Сочиненный город. Петербург Достоевского
Сочиненный город. Петербург Достоевского. Если пушкинский Петербург блестящ и мрачен одновременно, то Петербург, созданный творческим воображением Федора Михайловича Достоевского, только мрачен. Пр

Петербург в середине и конце XIX века
Петербург в середине и конце XIX века. е годы XIXв. стали закатом золотого века русской литературы. В Петербурге это было время салонов. Писатели и поэты, больше не претендуя на роль трибуно

Образ Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя
Образ Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя. Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует

Серебряный век
Серебряный век. Петербург стал родиной русского модернизма и символизма. В начале ХХ в. символистские поэты и прозаики печатались в журналах Мир искусства и Новый путь, участвовали в религиозно-фил

Действенный Петербург Александра Блока
Действенный Петербург Александра Блока. В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине действенным городом, силь

Первая половина ХХ века
Первая половина ХХ века. год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них был

Санкт-Петербург А. А. Ахматовой
Санкт-Петербург А. А. Ахматовой. В ХХ век Санкт-Петербург входил, сопровождаемый тревожными и мрачными предсказаниями. Казалось, что прочно забыто пушкинское благословение Красуйся, град Петров, и

Вторая половина ХХ века
Вторая половина ХХ века. После войны многие надеялись на то, что жесткий контроль властей за творчеством ослабнет. Но удар по этим надеждам был нанесен уже в 1946 г. постановлением ЦК партии О журн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги