рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя

Работа сделанна в 2006 году

Образ Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя - Реферат, раздел Литература, - 2006 год - Образ Петербурга в русской литературе Образ Петербурга В Произведениях Н. В. Гоголя. Значительную Часть Своей Жизни...

Образ Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя. Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге.

Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины. Здесь легко оживают дома и вещи, люди ходят и разговаривают сами с собой, а обыкновенный нос может запросто убежать от своего хозяина и разъезжать по городу в экипаже, словно чиновник. Владимир Набоков писал Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте тут-то и корень его странности и его изначальный порок.

Петербург у Гоголя это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где маленькие люди исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти. Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть Ночь перед Рождеством, вошедшая в цикл Вечера на хуторе близ Диканьки.

Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы, словно в ад прилетевшего сюда на черте. Петербург представляется нам чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней просто невероятное мелькание и суета. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон.

Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит Боже ты мой, какой свет У нас днем не бывает так светло. Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные и лестница, и картина и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В Ночи перед Рождеством Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем. Совсем другим выглядит Петербург в комедии Ревизор. Здесь он уже гораздо более реален.

В нем нет той сказочности, которая присутствует в Ночи перед Рождеством, это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В Ревизоре мы встречаем два рассказа о Петербурге Осипа и Хлестакова. В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он не описывает какой-нибудь невероятной роскоши, но говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину театры, танцующие собаки и катание на извозчике.

Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо Галантерейное, черт возьми, обхождение Совсем другой Петербург рисует нам Хлестаков. Это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Петербург в мечтах Хлестакова это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.

Несколько другим изображен Петербург в повести Шинель. Это город, в котором маленькие люди пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников если на бедняцких улицах освещение тощее и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей, и тем чаще попадаются бобровые воротники.

В Шинели описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и всякие люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время за болтовней и сплетнями.

Обо всем этом Гоголь рассказывает в противопоставление Акакию Акакиевичу, у которого все развлечение заключалось в переписывании бумаг. Богатые люди тоже ездят в театр, гуляют по улицам, играют в карты, только билеты они покупают подороже, одеваются получше и, играя в карты, пьют не только чай, но и шампанское. Это словно два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную.

Бедная часть Петербурга это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги. Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в Мертвых душах.

Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Это, как говорит почтмейстер, сказочная Шехерезада. Этот Петербург, словно центр земли здесь как будто собрались все страны мира. Ковры почтмейстер называет Персией, а не персидскими. В приемной Копейкин боится толкнуть локтем Америку или Индию почтмейстер, правда, говорит, что это вазы, но ведь сроду ни в Америке, ни в Индии ваз фарфоровых не делали. Обедает же капитан в Лондоне.

Люди здесь тоже разные и русские, и французы, и англичане. Кругом все утопает в роскоши зеркала, мрамор, вазы, серебряная посуда, арбуз за сто рублей. Кругом какое-то дьявольское нагромождение людей и вещей. Да и самого Копейкина почтмейстер сравнивает то с совой, то с пуделем, то с чертом. Даже швейцар здесь похож на моржа. От всего этого создается впечатление, что Петербург это дьявольский город, в котором начальник полноправный правитель, хотя и существует высшее начальство.

У него в приемной сидят не только бедные люди, вроде Копейкина, но и эполеты и аксельбанты. Петербург Мертвых душ это странный призрак настоящего города, это именно тот город на костях, про который написал Набоков. В нем вещи такие же живые, как и люди. Петербург необыкновенный город. С одной стороны, это холодный, мрачный каменный город, но с другой это центр культуры. Петербург часто затопляла Нева, словно смывая с него накопившиеся пороки. Внутренний мир Петербурга может видеть не каждый, а только немногие, особенные люди. Одним из таких людей и был Гоголь.

Он увидел в этом городе то, что веками не замечали живущие здесь люди. Набоков писал Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Образ Петербурга в русской литературе

Одни воспевали его и называли окном в Европу, другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, построенном на костях, о… Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его… В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ Петербурга в произведениях Н. В. Гоголя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От Тредиаковского до Княжнина
От Тредиаковского до Княжнина. Три века русской литературы подарили нам три разных Петербурга. В XVIII в. это был величавый град Петров, воспетый в одах М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Г.Р.Д

Литературная жизнь в начале XIX века
Литературная жизнь в начале XIX века. Русская действительность постепенно менялась. Архаичный литературный язык и высокий стиль перестали соответствовать потребностям читающей публики. Из Европы вт

Сочиненный город. Петербург Достоевского
Сочиненный город. Петербург Достоевского. Если пушкинский Петербург блестящ и мрачен одновременно, то Петербург, созданный творческим воображением Федора Михайловича Достоевского, только мрачен. Пр

Петербург в середине и конце XIX века
Петербург в середине и конце XIX века. е годы XIXв. стали закатом золотого века русской литературы. В Петербурге это было время салонов. Писатели и поэты, больше не претендуя на роль трибуно

Серебряный век
Серебряный век. Петербург стал родиной русского модернизма и символизма. В начале ХХ в. символистские поэты и прозаики печатались в журналах Мир искусства и Новый путь, участвовали в религиозно-фил

Действенный Петербург Александра Блока
Действенный Петербург Александра Блока. В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине действенным городом, силь

Первая половина ХХ века
Первая половина ХХ века. год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них был

Санкт-Петербург А. А. Ахматовой
Санкт-Петербург А. А. Ахматовой. В ХХ век Санкт-Петербург входил, сопровождаемый тревожными и мрачными предсказаниями. Казалось, что прочно забыто пушкинское благословение Красуйся, град Петров, и

Вторая половина ХХ века
Вторая половина ХХ века. После войны многие надеялись на то, что жесткий контроль властей за творчеством ослабнет. Но удар по этим надеждам был нанесен уже в 1946 г. постановлением ЦК партии О журн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги