Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Оглавление Введение Глава 1.Изучение эпических произведений в школе 1. Специфика эпоса 2.Вступительные занятия 3.Зависимость анализа от рода и жанра произведения 4.Понятия теории литературы 5. Заключительные занятия Глава 2. Особенности изучения повести М.А. Булгакова Собачье сердце 1.Вступительное занятие и чтение произведения 2. Анализ повести Собачье сердце 3.Заключительное занятие 4.Работа с литературоведческими понятиями юмор, сатира, памфлет, фантастика.

Заключение Литература Введение Актуальность работы заключается в том, что анализ эпического произведения с учетом его родовой и жанровой специфики позволяет познакомить учащихся с различными способами выражения авторской позиции, авторского отношения к миру и человеку, помогает более глубокому восприятию содержания и формы произведения, способствует развитию читательских умений, пробуждает интерес к самому процессу анализа художественного текста.

Изучение произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает возможность учителю усилить воздействие искусства на духовную сферу учащихся, выбрать такие сочетания методов и форм обучения, такие виды заданий, которые способствовали бы развитию познавательной и социальной активности школьников, их самостоятельности, овладению необходимым объемом умений. Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.

Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитии его эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний эта концепция чрезвычайно актуальна для решения задач литературного образования в средней школе.

Аккумулируя достижения научно-эстетической мысли и литературоведения, школьный анализ избирателен и вариативен по своей природе. Это доказано всем ходом развития методической науки. При любом подходе к анализу произведения целостность и проблемность являются его основными качествами. Сам по себе школьный анализ, вобравший и достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нем подчас трудно бывает отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений.

Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Поэтому целью данной работы стало рассмотрение специфики преподавания повести М. А.Булгакова Собачье сердце в контексте исследований изучения эпических произведений. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи - изучить методическую литературу - определить специфику анализа эпических произведений в школе - выявить особенности школьного изучения повести М.А.Булгакова Собачье сердце. Работа состоит из введения, двух глав, заключении, литературы. Глава 1.

Изучение эпических произведений в школе

Эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении.... Однако в данной работе нас интересует прежде всего то устойчивое, что ... Кожинов не является фундаментальным, доходящим до самых основ. Из всех форм повествования, пожалуй, самой распространенной является п... 1.2 Чтение и.

Вступительные занятия

Знакомство с фрагментами из статьи может быть своего рода введением в ... Чаще всего для подготовки к обмену впечатлениями учащимся предлагаются... При этом необходимо представить в этих суждениях не только различные т... Однако уяснение учащимися смысла произведения еще не означает, что они... Оно более личное, интимное.

Зависимость анализа от рода и жанра произведения

Г. Но многочисленные наблюдения показывают, что даже ученики выпускного к... Гоголем жанра произведения подводит к пониманию того, что судьба Чичик... Так, изучая произведения к примеру о гражданской войне, можно рассмотр... Особенно большое значение это имеет в 11-м классе, где преподаватель и...

Понятия теории литературы

Понятия теории литературы. д. знания учащихся должны основываться на принципе историзма, который выс... На повести рассматривается одно из средств изображения героя-портрет. ... Беленького и М.

Вступительное занятие и чтение произведения

Система уроков по изучению повести Собачье сердце может выглядеть так ... 15 января его крестили в церкви святого Евстафия и назвали в честь отц... Может быть, это не случайность, что люди, умевшие так язвительно высме... Но эта стихия разрушала столь чтимую писателем культуру. неверное, зыбкое. Я писал торгово-промышленную хронику в газетку, а по...

Анализ повести Собачье сердце

В январе 1925 года для журнала Недра М. Законченная в марте того же года повесть пришла к читателю только в 19... Правда, эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со... Подобный прием интригует читателя, который вместе с Борменталем и Прео... Появившийся страх лишиться тепла и сытости быстро вытесняется уверенно...

Заключительное занятие

Беседа развивается по следующим вопросам Каким предстает перед нами пр... Но предостерегающе звучит мысль автора об ответствен ности ученого за ... Выше уже говорилось, что профессор осознает всю опасность результатов ... Определенный лексический пласт заложен в речи Шарикова. Так, описывая операцию над Шариком, писатель пользуется нарочитым несо...

Заключение Изучение каждого эпического произведения состоит из ряда последовательных этапов. К ним относятся вводные занятия, чтение и анализ литературного произведения, заключительные занятия. Вводные, или вступительные, занятия готовят учащихся к восприятию художественного произведения, вызывают в них интерес к писателю и его творчеству, нацеливают внимание на основные социально-исторические и нравственно-эстетические проблемы произведения.

Чтение-это непосредственная встреча читателя с художественным текстом, первичное восприятие идейно-образной системы произведения на базе жизненного и читательского опыта, сформированного в ходе всей предшествующей работы по изучению литературы на русском и родном языках. Анализ углубляет первоначальные представления учащихся о произведении, дает им возможность осмыслить свои читательские впечатления, реализует образовательно-воспитательные возможности нравственного и эстетического воздействия произведения на формирующуюся личность.

Задача состоит в том, чтобы анализ литературного произведения стал регулятором отношений между читателем и писателем, устранял произвол субъективизма в читательском впечатлении и в то же время сохранял живое, личностное отношение к произведению искусства. Заключительные занятия воссоздают целостное читательское представление о произведении, включают изученное в систему эстетических ценностей более широкого культурного диапазона.

В процессе изучения темы усваиваются определенные сведения историко-литературного и теоретико-литературного характера, устанавливаются взаимосвязи с родной литературой, проводится работа по развитию устной и письменной речи. Работа произведениями не исключает, а предполагает определенную связь между творчеством отдельных писателей, изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании произведений.

Такая перекличка тем, идей, образов формирует историческое мышление учащихся, приучает их рассматривать изучаемые явления в связи и взаимодействии. Этой цели содействует расположение программного материала в хронологической последовательности. Новая школьная программа включает в себя повесть М. А. Булгакова Собачье сердце. Это произведение бесспорно, принадлежит к числу лучших в творчестве писателя и в то же время является одним из наименее изученных.

Написанная в январе - марте 1925 года, повесть завершает цикл ранних сатирических произведений писателя и одновременно предвосхищает его последние романы - в отношении содержания, образов, сюжетных элементов. Собачье сердце разделило судьбу большинства произведений М. А. Булгакова, долгие годы хранившихся в архиве писателя. Впервые в нашей стране повесть была опубликована лишь в 1987 году Знамя 6 - спустя многие годы после смерти писателя и значительно позже других его произведений.

Литература 1. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М Просвещение 1970 2. Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М 1970. 3. Богданова О. Ю. Особенности изучения эпических произведений. В пособии Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях Под ред. А. Д. Жижиной М 1987. 4. Богданова О. Ю Овчинникова Л. В Романичевa B. C. Экзамен по литературе от выпускного - к вступительному Под ред. О. Ю. Богдановой М 1997. 5. Великанова И.В. Особенность сатиры М.Булгакова Литература в школе -2002- 7- С.71 6. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе Под ред. О. Ю. Богдановой М 1984. 7. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа Под ред. А. М. Докусова М 1974. 8. Голубков В. В. Методика преподавания литературы М 1962. 9. Гудков А. В. Комментарии к повести М. Булгакова Собачье сердце Булгаков М. Собр. соч. В 5 т М 1990 Т. 2 С. 690 . 10. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе М. Л 1996. 11. Изучение литературы в вечерней школе Под ред. Т. Г. Браже М 1977. 12. Изучение литературы XIX-XX веков по новым программам.

Сб. Отв. ред. Н. А. Бодрова Самара, 1994. 13. Изучение произведений зарубежных писателей на уроках и факультативных занятиях в средней школе Под ред. Н. П. Михальской и В. В. Трофимовой М 1980. 14. Ионин Г. Н Хватов А. И. Русская литература XX века. Учебное пособие для XI кл СПб 1994. 15. Искусство анализа художественного произведения Сост. Т. Т. Браже М 1971. 16. Литература.

Русская классика.

IX кл. Учебник-практикум Под ред. Г. И. Беленького М 1997. 17. Маранцман В. Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников Л 1974. 18. Методика преподавания литературы Под ред. З. Я. Рез М 1985. 19. Поэтика художественного текста на уроках литературы. Сб. Отв. ред. О. Ю. Богданова М 1997. 20. Проблемы анализа художественного произведения в школе.

Методические рекомендации для студентов Отв. ред. О. Ю. Богданова М 1996. 21. Проблемы преподавания литературы в средней школе Под ред. Т. Ф. Курдюмовой М 1985. 22. Русская литература XIX века. Х кл. Практикум Под ред. Ю. И. Лыссого М 1997. 23. Русская литература XX века. XI кл. В 2 ч. Под ред. В. В. Агеносова М 1996. 24. Рыжкова Т.В.Повесть М.А.Булгакова Собачье сердце на уроках Литература в школе- 1995- 6- С.43. 25. Словарь литературоведческих терминов Ред. и сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев М 1974 с. 257. 26. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова М 1983 с. 112 В повести Собачье сердце сложился свой особый принцип характеристики персонажей.

Прежде всего привлекают внимание портретные описания, которыми Булгаков обычно сопровождает появление своих героев. Именно портрет позволяет составить о персонаже определенное мнение, почувствовать авторское отношение. Портретные зарисовки в повести выполнены очень своеобразно. Писатель не стремится дать исчерпывающее представление о том или ином персонаже.

Напротив, в его внешности он подчеркивает наиболее яркую и выразительную деталь, но такую, что читатель может мысленно воссоздать не только внешний, но и внутренний облик человека. Вот так, например, выглядит Шариков в момент беседы с профессором На шее у человека был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок, что время от времени, закрывая утомленные глаза, Филипп Филиппович в полной тьме то на потолке, то на стене видел пылающий факел с голубым венцом.

Открывая глаза, слеп вновь, так как с полу. разбрызгивая веер света, швырялись в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами. Как в калошах с неприятным чувством подумал Филипп Филиппович 2,168 . Столь нелепый наряд Шарикова выдает в нем человека невежественного, некультурного, но в то же время достаточно самоуверенного. Сам профессор Преображенский в повести впервые предстает увиденным глазами Шарика. Пес с присущей ему наблюдательностью отмечает наиболее существенные черты общественного положения и натуры незнакомого ему господина Этот ест обильно и не ворует. Этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт. Он умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный - больницей и сигарой 2,122 . В качестве основного средства характеристики персонажей в повести Собачье сердце выступают диалоги.

Со всей полнотой раскрывается в них жизненная позиция, мировосприятие столь разных людей, как Преображенский, Борменталь, Шариков, Швондер.

Очень выразителен диалог между профессором Преображенским и Шариковым гл. VI . Реплики профессора прекрасно передают сложную гамму чувств, охватившую его в разговоре с новоиспеченным жильцом брезгливость по отношению к внешности Шарикова, раздражение по поводу его манер, ярость в ответ на фамильярное обращение папаша. В то же время Шариков выглядит достаточно уверенным, не смущается в разговоре с профессором, ведет речь о своих правах.

Здесь и взаимоотношения персонажей, и их характеристика переданы посредством диалога. ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО ИЗУЧЕНИЯ Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой. Захватит ли книга ученика погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие-об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением.

Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого чтения они думали над определенными вопросами, делали выписки и пометки, или лучше сделать эту первую встречу с книгой свободной, не осложнять ее аналитической работой? На первый взгляд кажется заманчивым прослаивать чтение пересказами, составлением планов, беседой в аналитическую работу, экономится время, а значит, открываются дополнительные возможности для более глубокого анализа.

Однако это совсем не означает, что чтением всего произведения всегда надо открывать работу над -ним. Если книга несложна и учитель уверен, что она сразу заинтересует школьников, то действительно стоит начинать ее изучение с чтения. Но чаще ему предшествует вступительное занятие, которое как раз и должно подготовить учеников к чтению. А иногда целесообразно сначала в классе вместе прочесть несколько глав и только потом предложить учащимся прочесть все произведение целиком.

Такое совместное чтение первый глав или действий сложных для восприятия школьников произведений очень важно Ревизор , Горе от ума , Евгений Онегин и др Читая трудный текст, педагог объясняет, комментирует его. Ученики, тонко чувствующие литературу, откликаются первыми, их реакция передается другим, а там уже весь класс слушает с интересом, напряженно.

Пока. нет такого коллективного отклика, нельзя требовать, чтобы все школьники прочли сложное произведение. Неточности восприятия, даже ошибки могут быть исправлены позднее, а первое впечатление от прочитанного остается надолго, и перестроить его труднее, чем подготовить учеников к восприятию произведения Но когда эта подготовка проведена, то произведение должно быть прочитано учеником в классе или дома полностью. Первоначальное чтение иногда бывает поверхностным, но оно все равно оказывает воздействие на личность человека.

Нередко труд и творчество в это время проходят подсознательно, Читатель чаше всего не осознает, какие процессы протекают в его сознании. А между тем, читая, он вбирает в себя идеи автора или, наоборот, отталкивается от них. Читатель может и не замечать, что книга повлияла на него, внесла что-то в его духовную жизнь. Но если книга не оставила его равнодушным, то он стал другим, может быть, мудрее, может быть, добрее и лучше И чтобы это влияние книги было прочным, не исчезло, первые эмоциональные впечатления ребят от книги-и осознанные и неосознанные-и для учителя, и для самих учеников должны стать отправной точкой анализа.

Словесник, продумывая систему уроков, должен не только сохранить живость первых личных впечатлений школьников от чтения, но и повести класс за собой в творческую лабораторию писателя. А ученик, отправляясь от своего естественного читательского восприятия для души, должен в ходе изучения произведения понять идеи автора, ощутить пафос произведения и увидеть его своеобразие Чтение может быть домашним или классным.

Иногда безоговорочное предпочтение отдают классному чтению. Почему прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что все ребята познакомились с книгой и услышали ее в выразительном звучании. Но нельзя недооценивать и домашнего чтения. Оно более личное, интимное. Читая произведение вслух, педагог невольно оказывает влияние на его восприятие своей трактовкой, тогда как при самостоятельном чтении нет посредника между читателем и автором.

В этом сложность чтения для себя, но в этом и его своеобразие. Иногда именно чтение для себя может затронуть такие стороны души, которые молчат, когда читатель становится слушателем. Важно умело сочетать в своей работе оба вида чтения, Скажем, если произведение читалось в классе вслух, то надо целесообразно предложить задание, требующее чтения про себя. И наоборот, прочитанное про себя произведение, хотя бы в извлечениях, должно прозвучать на уроке.

Предпочтение одного вида чтения другому будет зависеть от многого и от своеобразия произведения, и от его объема, и от возраста учеников. и от их читательской культуры. Небольшие произведения лучше прочесть самому учителю. Если же первоначальное чтение занимает 30-40 минут, то стоит привлекать и школьников. Причем педагог должен готовить их очень внимательно следить за качеством чтения. Если текст в исполнении ученика перестает оказывать эстетическое воздействие на класс, то нужно сменить читающего или самому включиться в чтение.

Первоначальное чтение в IV-V классах сопряжено с рядом трудностей. Десяти одиннадцатилетние дети не могут в течение длительного времени слушать его напряженно без перерывов. Они любят, когда им читают вслух, но через 25-30 минут их внимание рассеивается и они начинают отвлекаться. К тому же в этих классах особенно остро стоит вопрос о необходимости совершенствовать технику чтения. Поэтому существует тенденция сливать первоначальное чтение с аналитической работой.

Но это неверно. Нельзя встречу с произведением искусства подменять работой над техникой чтения. Произведение во всей своей силе должно прозвучать на уроке, а техникой чтения надо заниматься отчасти в процессе анализа, отчасти индивидуально Одним словом, вопросы должны требовать не многословных, а кратких ответов. Это могут быть и просто эмоциональные реплики учителя, которые помогут школьникам вновь включиться в слушание.

У двенадцати тринадцатилетних детей уже не возникает таких трудностей при длительном чтении вслух. В старших же классах первичное чтение становится в основном домашним. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ . На заключительных занятиях необходимо создавать, в которой школьникам требуется не просто повтор изученное, но и осмыслить его заново. Надо убедить некоторых из них в справедливости сложившегося в классе мнения, защитить выводы, к которым привел совместный анализ.

На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора произведения. Здесь должен выявиться новый для учащихся угол зрения на произведение. Только в этом случае ученики придут к углубленному осмыслению литературной темы в целому Активное применение литературных знаний, полученных школьниками при чтении и разборе, во многом определяет решение вопросов о жизненности преподавания нашего предмета. Однако часто сведения, полученные на уроках литературы, остаются замкнутыми в самих себе. Ребята не находят им применения в реальном действии. В то же время на пороге заключительных занятий у школьников возникает ощущение знакомости произведения, когда все в нем кажется уже известным и дальнейшие разговоры о нем представляются ненужными.

Как же избежать этого? Присмотримся к организации заключительных занятий и попробуем сделать нашим учителем само искусство. Итак, напомнить, но не повторить, схватить произведение в целом и дать новый свет всему совершившемуся - вот общее свойство финалов произведений разных искусств. Заключительные занятия должны также создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения.

Прощаясь с ним, следует стремиться, чтобы ученик не только охватил его общим взглядом, но и заново пережил и заново осмыслил, понял, как много в нем осталось неизведанного. Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обращению и повторению пройденного, учитель использует разнообразные формы работы чтение небольших произведений учащимися или мастерами художественного слова прослушивание грамзаписи, составление монтажа из наиболее ярких отрывков романа или повести, рассматривание иллюстраций.

Все это действительно может создать общий взгляд на произведение, однако не всегда обеспечивает новое постижение его смысла, новое пробуждение чувств. Возбуждение эмоций на заключительных занятиях создается новыми открытиями в произведении, которое как будто уже вполне знакомо и даже привычно ученикам. Но чтобы эти открытия произошли, необходимо вызвать в школьниках потребность повторного обращения к произведению, заставить их задуматься над более сложной задачей, чем те, которые уже решены, создать проблемную ситуацию в конце анализа.

Плодотворным оказывается на заключительных занятиях сопоставление сюжета произведения и реальной основы его. Новый материал, введенный в урок мемуары, позволяет классу самостоятельно найти внутреннюю цель автора в рассказе, в проблемной- ситуации защитить то представление о герое, которое сложилось у них при чтении и разборе.

В старших классах степень самостоятельности учащихся на заключительных занятиях усиливается, постепенно усложняются задачи, которые мы ставим перед классом. Но сущность заключительных уроков остается прежней. Заключительные занятия-это этап анализа, его завершение, а не просто урок прощания с произведением. Поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, здесь должны найти свое законченное выражение.

Не анализ текста в его деталях, а взгляд на произведение в целом-такова цель заключительных занятий. Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач. Во-первых, после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его . в целом Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения Во-вторых, заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам! В-третьих, заключительные занятия призваны проверить прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников.

В классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные процессе анализа знания. крупнейших представителей русской классической и советской литературы.