Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"

Содержание 1. Вступление 2. Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз 3. Символика 4. Цветопись в романе 5. Монологи 6. Сны, как художественный прием для раскрытия внутреннего мира Раскольникова 7. Фантастичность , как категория, имеющая психологический смысл 8. Пейзаж, как средство изображения состояния героев 9. Речевая характеристика героев 10. Принцип антитезы 11. Мир героев романа Преступление и наказание 12. Образы бывших людей 13. Семья в романе 14. Преступление и наказание - роман мести и печали 15. Психологический облик Петербурга в романе 16. Путь Раскольникова от зарождения теории до ее краха 17. психологическое состояние на протяжении всего пути 18. Духовный путь героев 19. Заключение 20. Список используемой литературы Вступление Роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание является социально-психологическим.

В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени.

Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними. Герои Достоевского попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Цель моего реферата заключается в раскрытии психологизма романа Ф.М.Достоевского Преступление и наказание. В раскрытии этой темы, я буду опираться на художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик Петербурга, духовный путь героев романа.

Проанализирую психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории, до ее краха.

Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз

Это город полусумасшедших Редко где найдется столько мрачных, резких и... М. М. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят ... Через вранье они хотят познать истину, веру, но попытки их часто обреч...

Цветопись в романе

М. Каждый писатель видел и описывал город по-своему, в соответствии с той... Такие желтые детали подчеркивают безысходную атмосферу, в которой живу... Сразу после совершения убийства Раскольников видит свой второй сон, в ... По наблюдению Порфирия, Миколка сердце имеет фантаст.

Речевая характеристика героев

Толстой считал У Ф. В конце концов, эти слова в его воспаленном сознании превращаются в сл... Вот что говорит о проблеме двойничества известный исследователь Достое... М. М.

Принцип антитезы

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип Преступления и наказ... Он проявляется на всех уровнях художественного текста от проблематики ... Герои Достоевского никогда не изображаются однозначно человек у Достое... В каждом из героев есть два идеала идеал Мадонны и идеал Содомский. Со... Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым.

Мир героев романа Преступление и наказание

В чем его тревожная непривычность? Только в том, что почти все централ... Бывшая барышня - его дочь Соня, которая ныне по желтому билету живет-с. Он вышел. Соня смотрела на него как на помешанного но она и сама была ... Эмоциональная мелодия Катерины Ивановны - исступление, ярость, парокси... Их поведение полно особой свободы отчаяния.

Психологический облик Петербурга в романе

В момент краткого нравственного прозрения, отречения от проклятой мечт... Достоевский не боится этих бесконечных упорных повторений. Писатель буквально заливает им свое полотно, снова и снова возвращаясь... Стремление быть самим собой, вырваться из закона среды требует высокой... Отбросив привычную язвительность, со словами человеческой помощи прихо...

Заключение

Заключение Раскрывая психологизм романа, я обращался к самым важным, на мой взгляд, приемам раскрытия психологизма.

Рассматривая художественное своеобразие романа, я сделал вывод о том, что весь роман становится символом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения его души. В романе множество различных символов сны, числа, орудие убийства, портреты, цветопись. Цветовая гамма подчеркивает безысходную атмосферу, в которой живут герои. Роль монологов в романе сводится к тому, чтобы показать сложность натуры, и то, как герой занимается самоанализом, и помочь глубже узнать его внутренний мир. Немаловажную роль в раскрытии психологизма романа сыграли сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства.

С помощью антитезы Достоевский изображает героев противоречивыми, непознанными до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. Важную роль в раскрытии психологизма романа, сыграли образы бывших людей.

Человеку Достоевского противопоказана нормальная - деловая, служебная, хозяйственная - жизнедеятельность. Почти все герои романа предстают пред нами бывшими. В Преступлении и наказании нет ни одной целой семьи, почти все люди, там - осиротевшие обломки уже распавшихся семейств, Совершенно понятно, что герои, лишенные семьи, лишены и домашнего очага, своего крова. Достоевский не дает им оседлости. Не только очага, даже просто своего места, в сущности, нет ни у кого из них. По своей общей душевной структуре большинство главных героев Преступления и наказания настолько выпадают из правил, что даже друг для друга каждый из них как бы чуть сдвинут с нормальной позиции.

Существование на грани, на краю психической нормы, под угрозой постоянного срыва - психологический тонус большинства героев романа. Преступление и наказание поистине роман мести и печали. Негативные реакции нагнетаются в нем на протяжении пяти частей, они явственно падают только в шестой заметим это. Они обнаруживаются почти у всех героев.

В раскрытии психологизма романа, важную роль играет психологический облик Петербурга. Уличная жизнь играет большую роль в быту героев Достоевского. Площади, улицы, трактиры дают импульс мыслям и действиям героев романа. Солнце, вечная духота, цветовая гамма-все это помогает в раскрытии психологического облика Петербурга. Важен для раскрытия психологизма романа анализ состояния Раскольникова с момента зарождения теории до ее краха. К Раскольникову сходятся все нити повествования.

Все окружающее горе, беды и несправедливости он впитывает в себя именно в этом смысл первой части Преступления и наказании. Ответственностью самобытности в высшей степени обладает Раскольников. Не только потому, что он яростно отстаивает свою ценность, свою суверенность и независимость. Главное в другом ношу расплаты за свои поступки Раскольников не пытается сбросить со своих плеч. Возможность переложить ответственность на внешний закон обстоятельств приходит в противоречие с требованием гордой индивидуальной самостоятельности.

Раскольников понимает, что за все содеянное он должен отвечать сам - пролитую им кровь взять на себя. У преступления Раскольникова не один мотив, а сложный клубок мотивов. Это, конечно, отчасти социальный бунт и своего рода социальная месть, попытка выйти из предначертанного круга жизни, ограбленной и суженной неумолимой силой общественной несправедливости.

Но не только. Глубинная причина преступления Раскольникова конечно разлаженный вывихнутый век. Но, совершая этот акт, герой идет не только от обстоятельств, которые внеличны, но от собственной теории устанавливающей особый взгляд на человеческую природу. В гении внимание Раскольникова, прежде всего приковывает его властительное начало, поэтому и свою личную пробу на гениальность он производит не в акте созидания и творчества, а в акте уничтожения, разрушения. Отклонение от истины заложено уже в самом истоке, в зерне всех последующих рассуждений героя.

В его концепции великого человека на первый план выходит то, что вторично производно следствие ставится впереди причины. Раскольников вообще мыслитель нетерпеливый, философ, не докапывающийся до корня лежащих перед ним противоречий выяснив, что корень реальных противоречий действительности уходит очень глубоко, Раскольников в сущности бросает свою раскопку где-то на полпути. Трудоемкому процессу отделения добра от зла - процессу, который человек не только познает, но и переживает всю жизнь и всей своей жизнью, а не одним рассудком герой предпочитает энергичное одноактное решение встать по ту сторону добра и зла. Первая реакция его на совершенное уже убийство - это реакция натуры, сердца, реакция нравственно истинная.

И то мучительное чувство отъединения от людей, которое вспыхивает в нем сразу после убийства это тоже голос внутренней правды. Вообще то состояние, которое испытывает Раскольников после убийства, совсем не соответствует предположенной им схеме. Он смотрит на окружающих, в том числе и на родных из-за черты запрета.

Это так и должно быть по его теории ведь они обыкновенные существа. Но он не ощущает при этом гордого удовлетворения, а лишь пустоту и злобу. Самый обескураживающий героя итог его эксперимента - то, что свободы, которой жаждет, он не получает. Напротив, он чувствует себя попавшим в какую-то машину, механизм, который втягивает его и диктует ему действия ненужные, такие, которых Раскольников не хочет совершать.

Проанализировав рассмотренные в реферате приемы раскрытия психологизма романа, я сделал вывод о том, что психологизм романа заключается в достаточно полном, подробном и глубоком изображении чувств, мыслей и переживаний главных героев с помощью специфических средств художественной литературы. Список используемой литературы 1. В.Я. Кирпотин Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. Москва, Художественная литература , 1986. 2 А.Г. Цейтлин Преступление и наказание.

Социологические параллели. Литература и марксизм , 1952. 3. Г.М. Фридлендер. Реализм Достоевского. Москва, Наука , 1964. 4. С.В.Белов Роман Ф.М.Достоевского Преступление и наказание. Комментарии. Москва, Просвещение , 1985. 5. Е.Г. Буянова Романы Ф.М.Достоевского. издательство МГУ , 1997. 6. Д.И.Писарев Борьба за жизнь. Преступление и наказание Ф.М.Достоевского. Гослитиздат . 1956. 7. Ю.Ф.Карякин Самообман Раскольникова. Москва, Художественная литература , 1976. 8. Т.Б.Лебедева О некоторых истоках символики цвета в романе Преступление и наказание. Ленинградский педагогический институт им. А.Герцена ,1975. 9. К.И. Тюнькин Бунт Родиона Раскольникова. Москва, Художественная литература , 1966. 10. В.С.Соловьев Третья речь в память Достоевского.

Москва, Книга , 1990 11. Л.А. Сугай Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. Москва, РиполКлассик , 1997. 12.Гус Идеи и образы Ф.М.Достоевского. Москва, Просвещение , 1971.