рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Раскол христианства на православие и католицизм.

Раскол христианства на православие и католицизм. - Лекция, раздел Литература, V. Задания для аудиторной и внеаудиторной работы со списком рекомендуемой литературы по всем видам работ Основное Течение Христианства, Противостоявшее В Iv —Vii Вв. Арианству Нестор...

Основное течение христианства, противостоявшее в IV —VII вв. арианству несторианству и другим нехалкидонским течениям, несколько позднее само разделилось на две ветви: западную и восточную. Принято считать, что этот раскол был предопределен распадом Римской империи в 395 г. на две части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, дельнейшие исторические судьбы которых были различны. Первая из них через несколько десятилетий пала под ударами «варваров», а на ее бывшей территории в ранее средневековье возникли феодальные государства Западной Европы. Восточная Римская империя, которую историки обычно называют Византией, просуществовала до середины XV в. Здесь аналогично развивается феодализм, но он значительно отличается от феодализма запад­ноевропейского. Совершенно по-разному на Западе и Востоке складывались отношения церкви и государства. На Западе в связи с упадком, а потом и упразднением власти императора, необычайно вырос авторитет главы западно-христианской церкви - римского папы. В средние века в условиях феодальной раздробленности папы стремились поставить свою власть выше власти светских правителей, и не раз оказывались победителями в конфликтах с ними. На Востоке же где долгое время сохранялось единое государство и сильная власть импера­тора, патриархи церквей (здесь их было несколько – Константинопольская, Александрийская Антиохийская, Иерусалимская и др.) получить такой независимости, естественно, не могли и находились по существу под опекой императоров. Сыграла свою роль в разделении церквей и определенная культурная разобщенность Западной Европы и Византии. Пока существовала единая Римская империя, по всей ее территории имели примерно равное хождение латинский и греческий языки. Но в дальнёйшем на Западе в качестве языка церкви и государства утвердилась латынь, а на Востоке использовали преимущественно греческий язык.

Особенности социально-политического развития Запада и Востока, и различия в их культурных традициях - привело к постепенному обособлению западной и восточной церквей. Некоторые различия между ними и заметны уже в V - VI вв. Они еще более усилились в VIII - X вв. в связи с принятием на Западе некоторых новых догматов, отвергнутых восточными церквами. Решительный шаг к нарушению единства был сделан в 589 г. на Толедском церковном соборе, решения которого Восточная церковь категорически не приняла: в Символ веры, утверждённый на Никео-Константинопольском соборе в 381 г. представители западной церкви добавили учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. По латыни это учение звучит как Филиокве ( Filiogue – filio – сын, gue – предлог «и», поставленный слитно после слова «сын»). Формально нововведение было сделано для противопоставления учению ариан, (утверждавших неравенство Бога-Сына Богу-Отцу), - дабы утвердить и подчеркнуть это равенство. Однако это добавление стало главным предметом догматического расхождения будущих самостоятельных православной и католической церквей.

Окончательный раскол произошел 16 июля в 1054 г., когда послы римского папы Льва IX и константинопольский патриарх Михаил Керулларий прямо на службе в храме Святой Софии в Константинополе обвинили друг друга в ереси и предали анафе­ме. Только в 1965 г. эта взаимная анафема была снята. За восточной церковью утвердилось название православная (греко-православная), за западной - католическая (римско-католическая). «Православие» - это «калька» греческого слова «ортодоксия» («ортос» - верный, правильный и «докса» - мнение). Слово «католическая» означает «вселенская, всемирная». Православие получило распространение главным образом на Востоке и Юго-востоке Европы. В настоящее время оно является основной религией в таких странах, как: Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, Сербия, Греция, Румыния и некоторых других. Католицизм же долгое время (до XVI в.) был ре­лигией всей Западной Европы В более позднюю эпоху он сохранил свою по­зицию в Италии, Испании, Франции, Польше и ряде других европейских стран. Католицизм имеет своих последователей также в Латинской Америке и иных странах мира.

 

Отличительные особенности вероучения культа православия и католицизма. Несмотря на то, что в течение многих веков православная и католическая церкви вели острую полемику по многим догматическим вопросам, обвиняя друг друга в ереси, следует все же отметить, что сохранились сходства как в культовой практике, так и в элементах вероучения. Так, и православие, и католицизм признают два источника вероучения: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание - это Библия. Священное Предание, как считается, содержит те положения христианского учения, которые апостолы передали своим ученикам лишь в устной форме. Поэтому в течение нескольких столетий они сохранялись в церкви как устное предание и только позднее были зафиксированы в трудах Отцов церкви – видных христианских писателей II – V вв. В отношении к Священному Преданию между православными и католиками имеются существенные различия: православие признаёт решения только семи Вселенских соборов, а католики – двадцати одного собора, решения которых не признавались ортодоксами и были названы «вселенскими» католической церковью. Еще до официального разделения церквей в 1054 г. между восточной и западной ветвями христианства накопились суще­ственные различия. Они продолжали нарастать и после того, как возникли две самостоятельные христианские церкви. Если вы бывали в православном и католическом храмах, то не могли не обратить внимание на разницу в богослужениях, архитектуре и внутреннем их устройстве. В католическом костеле(слово костел пришло к нам из польского языка, оно тождественно русскому понятию церковь. Это заимствование объясняется тем, что Польша — наиболее близкая к России католическая страна. Однако не всякий католический храм уместно называть костелом. К храмам Запад­ной Европы этот термин обычно не применяется) нет иконостаса, который отделяет алтарь от той час­ти храма, где находятся верующие, зато, как правило, множе­ство скульптур, картин и витражей. На службах у католиков играет орган, а в православном храме звучат только человечес­кие голоса. В костеле сидят, а в православной церкви стоят во время богослужения. Католики крестятся всеми прямыми пальцами слева направо, а православные справа налево и сло­женными тремя и т.д.

Но все это — как бы внешняя сторона, отражение более глубоких разногласий и споров. Рассмотрим самые главные от­личительные черты католической догматики, устройства церк­ви, богослужения. Заметим, что эти различия перечисляются отнюдь не с целью подчеркнуть дистанцию между двумя вет­вями христианства. Вопрос о том, как молиться, креститься, сидеть или стоять в храме, более серьезные догматические спо­ры не должны становиться поводом для вражды между людь­ми. 11росто желательно знать и понимать особенности разных вероисповеданий, что поможет нам взаимно уважать право каждого народа и отдельного человека следовать вере своих отцов.

Начнем с самого термина католический. Впереводе с гре­ческого он означает всеобщий, вселенский. Католической до раскола называли всю христианскую церковь, и западную, и во­сточную, подчеркивая ее всемирный характер. Но исторически это название позже закрепилось за западной ветвью христианства. В течение всей своей истории западная римская католи­ческая церковь действительно стремилась стать выразительни­цей интересов всех христиан, т.е. претендовала на мировое гос­подство.

С главным догматическим различием вы уже знакомы: это представление католиков о том, что Святой Дух (третье лицо Святой Троицы) исходит от Бога-Отца и Бога-Сына (филиокве). Проблема осложнилась тем, что в христианской бого­словской науке никогда не существовало единства в вопросе о том, как правильно трактовать это исхождение, которое впол­не логично считали непостижимым для человеческого ума. Кро­ме того, греческий глагол «исходить», использованный в Сим­воле веры, был переведен на латинский язык как ргосеdо (букв. выступать, идти далее, продолжаться), что не совсем соответ­ствовало значению греческого слова.

Непосвященному человеку это различие кажется не столь уж важным, однако для богословской концепции той и другой христианских церквей оно в высшей степени существенно: именно из него вытекают многие иные догматические разно­чтения.

Важный специфический догмат католичества — учение о «сверхдолжных делах» (так называемый догмат о «запасе добрых дел»). Согласно этому положению, за дол­гое время существования церкви накопился «излишек добрых дел», совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святы­ми. Римский папа и церковь распоряжаются этим богатством на Земле и могут распределять его среди тех верующих, ко­торые в нем нуждаются - считали католические богословы. Как правило, в этом «излишке» более других заинтересованы грешники, стремящиеся к искуплению своих грехов. В като­личестве, как и православии, священник может после исповеди и покаяния отпускать грехи прихожанам данной ему от Бога духовной властью. Но это еще не полное прощение, так как оно не гарантирует избавления грешника от возможного возмездия за грех на земле и «на том свете» сразу после смерти. Поэтому из теории «сверхдолжных дел» родилась практика выдачи индульгенций (с лат. indulgentia милость, прощение), т.е. специальных папских грамот, свидетельствующих о пол­ном отпущении как совершенных, так и несовершенных гре­хов за счет «перечисления на ваш счет» части «излишка». Сначала индульгенции выдавали за какие-либо церковные зас­луги кающегося, но идея была доведена до логического кон­ца, когда церковь стала просто продавать эти бумаги за деньги. Такая торговля несравненно обогатила церковь, но вызывала бурную критику многих современников — ведь безнравствен­ность в подобной практике, действительно, очевидна. Именно протест против продажи индульгенций был главным толч­ком к реформации и началу протестантизма в XVI в.

Критика и прямые насмешки заставили папу пересмотреть эту позорную практику: с 1547 года торговля индульгенция­ми была категорически запрещена. За определенные цер­ковные заслуги (либо к праздникам) индульгенции могут выдаваться и сейчас, но уже не столько отдельным лицам, сколько целым церковным общинам. Католическая церковь имеет своеобразное учение о рае и аде. На Феррарско-Флорентийском соборе в 1439 году был принят догмат о том, что после смерти грешник попадает в так называемое чистилище ( догмат л чистилище), где временно пребывает в муках, очищаясь огнем (впервые о чистилище заговорил папа Григорий Великий (VI в ) — один из создателей чина литургии. Впоследствии он отсюда может попасть в рай. Если вы знакомы с произведением Данте Алигьери (Божественная комедия» Данте Алигьери включает 3 части: «Ад», «Чистилище», «Рай»), то знаете, что ад, в представлении католиков, состоит из девяти концентрических кругов, в которые попадают грешники в за­висимости от тяжести совершенного ими в жизни. Такого учения не было ни в Новом Завете, ни в учении раннего христианства. Католическая церковь утверждала, что во время пребывания умершего в чистилище родственники могут, усер­дно молясь или жертвуя деньги церкви, «выкупить» его и со­кратить тем самым муки близкого человека (согласно теории «сверхдолжных дел»). В православной церкви такого деталь­ного представления о переходе в загробную жизни нет, хотя тоже принято молиться за усопших и поминать их на третий, девятый и сороковой день после смерти. Эти молитвы и вызывали непонимание католических богословов, ведь если после смерти душа попадает прямо к Богу, то в чем состоит смысл эти молитв?

В католичестве особую роль играет культ Богородицы - Девы Марии. В 1864 г. был принят догмат, гласящий, что она, как и Христос, зачата непорочно (догмат о непорочном зачатии Девы Марии), «от Духа Святого». Сравнительно недавно, в 1950 г., добавлен еще и догмат о том, что Богородица «душой и телом вознеслась на небо». Таким об­разом, в этом она как бы полностью уравнена католиками с ее божественным сыном — Иисусом.Культы Богоматери (по-итальянски Мадонны) и Христа в западном христианстве уравнены, а на практике Дева Мария почитается даже боль­ше. Восточная церковь тоже горячо и трогательно почитает Матерь Божию, но православные богословы считают, что если признать ее во всем равной Христу, последний не может быть по отношению к ней Спасителем.

Католическая церковь, как и православная, почитает культ святых. Каждый день католическая церковь отмечает память нескольких святых. Некоторые из них — общие для всех хри­стиан, а некоторые — сугубо католические. По поводу призна­ния святыми тех или иных деятелей существуют разногласия. Например, император Константин Великий (IV век), сделав­ший христианство государственной религией Римской империи, не причислен католиками (в отличие от православных) к лику святых, хотя считается образцом христианского правителя.

Причисление к лику святых происходит в католичестве, как и в православии, через канонизацию, которая осуществляется, как правило, через много лет после смерти святого. В этом воп­росе большую ролъ играет мнение римского папы. Кроме кано­низации у католиков принята так называемая беатификация (от лат. Ьеаtus - блаженный и facio - делаю) - предвари­тельная канонизация. Ее единолично осуществляет папа.

Православие и католицизм строго следует принципу «спасающей силы церкви».В этих ветвях христианства ( в отличие от протестантизма) считается, что без церкви спасения нет, так как эта спасающая сила передаётся через Таинства – проводники благодати (кроме церкви Таинства больше нигде совершаться не могут).Восточная и Западная церкви признают 7 Таинств, но в их отправлении существуют и различия:

1. Таинство Крещения – освобождает человека от первородного греха и от воздействия падших духов (бесов, демонов). Крещение совершается у католиков троекратным обливанием водой головы крещаемого, а не троекратным погружением в воду, как в православии (существующая сейчас в некоторых православных храмах практи­ка крестить взрослых без погружения в принципе неверна. Обычно она связана с элементарным отсутствием требуемых условий — помещения, большой купели). Крестить можно как младенцев, так и взрослых. В первом случае всю ответственность за христиан­ское воспитание детей по достижении ими сознательного воз­раста берут на себя родители. Взрослый же накануне крещения обязан пройти подготовительный период -катехизацию (изу­чение основ веры) и подтвердить свою готовность стать хрис­тианином. В некоторых случаях крещение можно совершить без священника, силами воцерковленных мирян.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

V. Задания для аудиторной и внеаудиторной работы со списком рекомендуемой литературы по всем видам работ

АУДИТОРНАЯ РАБОТА... А лекции см таблицу содержание лекц Лекция Кулаков А Е Религии мира Учебное пособие для общеобразовательных учреждений М ООО Фирма Издательство АСТ Елисеев А...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Раскол христианства на православие и католицизм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи курса «История религии». Религиоведение как научная дисциплина.
Приступая к изучению религиоведения, мы задаем себе по крайней мере следующие вопросы: что оно изучает, с каких позиций подходит к изучаемому предмету, каково его строение, какое значение имеет для

Религия как социальное явление. Определение и сущность религии.
  Религия– (от латинского – благочестие, набожность, святыня, предмет культа – мироощущение и мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ

Социальные функции и роль религии. Основные элементы структуры религии.
  Проблема социальной роли и функции религии является приоритетной. Они образует некий центр, к которому сходятся различные социальные взаимосвязи и взаимодействие религии.

Роль религии в истории человечества, ее связь с культурой.
Определяя место религии в истории культуры, прежде всего следует от­метить тот факт, что религия хоть и представляет собой духовное явление, но она всегда предполагает материализацию верований с по

Основные элементы структуры религии.
В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, под-­ линный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму несвободы и зависимости. Результат это

Происхождение религии и её ранние формы.
Происхождение религии - одна из важнейших проблем богословия и религиоведения. Решая ее, исследова­тели пытаются ответить на три вопроса: какова природа религиозных верований и обрядов? когда возни

Иудаизм библейской эпохи. Состав ветхого завета.
Ветхий Завет — представляет собой описание Священной ис­тории еврейского народа. Религия древних евреев удивительна, уникальна и непов­торима во многих отношениях, но более всего т

Состав Ветхого Завета.
К III— II вв. до н.э. окончательно сложились основные ча­сти Священного писания евреев. Оно открывается Пятикни­жием, авторство которого приписывается пророку Моисею (книги: Бытие, Исход, Левит, Кн

Исторические книги Ветхого завета.
В этот раздел входят пятнадцать книг (в том числе пять неканонических), которые, продолжая одна другую, описывают историю еврейского народа, его религии, его государства (в те периоды, когда оно су

Лекция 3.
Иудаизм эпохи диаспоры. Талмудический период в истории иудаизма. В первые века наше эры евреи оказались разбросанными по всему миру. Теперь перед ними стояла особая задача

Основы вероучения иудаизма.
Термин иудаизм, как вы уже знаете, имеет древнее про­исхождение. Однако применяться по отношению к религии евреев он стал только в первые века нашей эры. Обычно под иудаизмом понимают фактически но

Сионизм. Иудаизм в Израиле.
В конце XIX в. в еврейской общественной мысли особое влияние приобретает сионизм (от названия горы Сион, нахо­дящейся в центре Иерусалима). В основе этого течения лежит идея о том, что все евреи до

Возникновение христианства.
Христианство - самая распространенная из всех мировых религий, в настоящее время его исповедует около 1,5 млрд. человек. Христианству исто­рически принадлежит практически все народы Европы, Америки

Возникновение и становление христианской церкви.
Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа стано­вились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Но­вая вера считалась опасной ка

Проблема историчности основателя христианства.
Все книги Священного писания - безусловный авторитет для христиан. Однако другие ученые, писатели и публицисты в первую очередь атеистического и материалистического на­правлений, сомневались и сомн

Становление и формирование христианского мировоззрения.
Огромную роль в становлении мировоззрения христианства сыграла античная, в первую очередь греческая философия. О нравственно-религиозном реформировании жизни, о душе, ее страдании в телесной оболоч

Формирование христианского вероучения.
Христианство, выступавшее как отрицание язычества, являлось в то же время, в определенной степени, продолжением традиций народов Средиземноморья. Особенно велико было влияние иудаизма, из которого

Утверждение основ христианского вероучения.
Общепринятые истины христианства, его основные неиз­менные положения (догматы) утверждались в острой борь­бе с ересями (от греческого слова, означающего особое веро­учение, школу). Эта борьба шла н

Споры о троице и возникновение арианства.
С IV века еретические учения начинают появляться среди самих христиан. Самое яркое из них — арианство. Дискуссия о соотношении лиц Троицы завязался накануне провозглашения христиан

Оригинальные черты вероучения христианства.
Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 чле­нов (частей), верят: 1. В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли; 2. В единого Господа Иисуса Христа, Сына Бож

Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.
Самая зага­дочная и страшная книга — «Откровение Иоанна Богослова» или «Апокалипсис» (апокалипсис с гр. откровение). Она завершает Библию. Некоторые ученые считают, что ав

Этапы образования основных направлений в христианстве.
В настоящее время христианство распадается на три основных направления: православие (ортодоксальная ветвь), католицизм, протестантизм. Часть из них сложилась в глубокой древности – периоде раннего

Споры о Троице и возникновение арианства.
Дискуссия о соотноше­нии лиц Троицы завязалась как раз накануне провозглашения христианства государственной религией. Римской империи. Начало ей положил александ­рийский священник Арий, выступивший

Учение Нестория и начало христологических споров.
С принятием Символа веры тринитарные споры были практически завершены. Но их продолжением в известной степени была дискуссия о втором лице Троицы, пик которой приходится на середину V в. Толчок это

Культ в православии.
Православие тщательно сохраняет верность традиции во всем, и в том числе в вопросах отправления культа. Еще в пер­вые века христианства постепенно сложились обряды, то есть

Управление католической церковью.
Если восточное христианство не имело и не имеет единого предстоятеля (православных патриархов несколько), то у ка­толической церкви есть глава -римский папа.Его роль и по­ложение с

Католический культ.
Главное богослужение католиков, на котором совершается таинство евхаристии — месса, соответствует православной литургии (понятие литургия обозначает у католиков любое богосл

Русская православная церковь. Основные этапы истории.
В конце X в. во времена правления князя Владимира в ре­лигиозной жизни Руси произошел крутой поворот: христиан­ство было принято в качестве государственной религии. Уче­ные считают, что веру в Хрис

Христианская церковь в Древней Руси.
Мы недостаточно знаем о том, как жила христианская цер­ковь в Киевской Руси. Нет точных сведений о ее первых предстоятелях (руководителях). Церковью на Руси управляли митрополиты, а организационно

Церковь в эпоху возвышения Москвы и складывания единого русского государства.
В XIV в. начался процесс возвышения Москвы. 3 этом немалую роль сыграла православная церковь и ее деятели. В эпоху правления Ивана Калиты русским митрополитом был Петр (1308—1326 гг.). Он посещал О

Раскол и старообрядчество.
Единство духовной и светской власти, свойственное пер­вой половине XVII в., было резко нарушено во времена царя Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых. Его правление (1645~-1676) о

Русские сектанты.
Дробление старообрядчества, отпочкование от него и от ор­тодоксальной церкви новых групп верующих, объясняющееся многими причинами, в том числе общественными, политическими и идейными, продолжалось

Русская православная церковь в синодальный период.
В конце XVII в. после раскола и отпочкования ряда сект православная церковь переживала непростые времена. Для укрепления православных устоев в Москве была создана Сла­вяно-греко-латинская академия,

Православная церковь в советский период.
Еще за несколько лет до октябрьских событий 1917 г. было решено восстановить патриаршество в России, повысив тем самым роль и влияние церкви в стране. Однако Поместный со­бор, на котором это осущес

Реформация и ранний протестантизм.
В 1546 г. перед Консисторией (органом руководства религиозной общиной) Женевы предстали два глав­ных сановника города. Они обвинялись... в участии в танцах. Нелегко было этим солидным людям прино­с

Характерные черты и принципы вероучения протестантизма.
Несмотря на то, что между учениями различных направ­лений протестантизма существует большая разница, можно выделить основное исходное ядро этого учения. Вот в чем оно заключается.

В протестантских церквях нет культа Богородицы и свя­тых, так как эти культы считаются выдуманными людьми. «Слава только Богу» — говорят протестанты.
6. Протестантское богослужение чрезвычайно упрощено (в некоторых течениях сведено до минимума). Здания церк­вей простые, могут использоваться обычные комнаты. Нет культа икон (кром

Течения раннего протестантизма.
Протестантизм отнюдь не сразу получил общественное и го­сударственное признание. В Европе XVI в. шли религиозные войны, в которых пролилось немало крови за утверждение но­вой веры. Если в Германии

Течения позднего протестантизма.
Баптизм— очень крупное течение протестантизма, ве­дущее свое начало от XVII века, хотя развитие оно получило главным образом в XIX—XX вв. В мире — более 75 млн. баптистов. О

Возникновение ислама.
Особенностью ислама является его относительная «молодость». Он возник в первой половине VII века. Поэтому происхождение его яснее, чем других религий, но и здесь много неясного и мифического

Распространение ислама. Оформление Корана.
Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием. После

Вероучение и обрядность ислама. «Пять столпов» ислама.
Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем и, как считают исследователи, в этом отношении он явно уступал другим пророкам. Однако он сумел извлечь из известных ему религий то, что было так нео

Основные направления в исламе.
Подобно другим религиям ислам не является однородным. Он распа­ли на несколько основных течений и множество сект. Правда ислам все же не так раздроблен как христианство - сект в нем меньше и, самое

Коран – священная книга ислама.
Коран (от арабского – «чтение вслух, наизусть») - священная книга му­сульман. Коран не сотворен, а существовал предвечно. Коран будто бы пере­давался Мухаммеду архангелом Джебраилом с седьмого неба

По курсу
«История религии и основы православной культуры»   Предмет и задачи религиоведения. Определение и сущность религии. Религия как социальное явление.

Структура, функции и роль религии. Основные элементы религии.
Перечислить основные элементы в структуре религии: вероучение (мифология, догматика), культ (обрядовые действия), религиозное мировоззрение, религиозное сознание: обыденное и концептуальное, (поясн

Происхождение религии, её ранние формы.
Почему существует проблема возникновения религии?Охарактеризовать традиционную церковно-богословскую версию происхождения религии, версию религиоведения и исторической науки происхождения религии

Иудаизм библейской эпохи. Состав Ветхого завета.
Особая роль иудаизма в общей истории религий. Объяснить происхождение понятия «Иудаизм». Назвать двух главных ветхозаветных пророков, кто является праотцом древнееврейской религии? Кратко описать и

Книги Ветхого завета: Пятикнижие Моисеево.
Назвать состав и содержание Пятикнижия Моисеева. Пояснить содержание и идейную основу книг Торы: Бытие, Исход, Левит Числа, Второзаконие. В каких книгах изложены культовые предписания и запреты, пр

Поучительные и поэтические книги Ветхого завета.
Какие книги относятся к поучительным? Какая драма раскрывается в книге Иова, и какие проблемы описаны в ней между Богом и созданным Им миром? Решены ли проблемы страдания человека и несправедливост

Пророческие книги Ветхого завета.
Сколько сочинений включают в себя книги Пророков? На какие две основные группы подразделяются пророческие книги? Какую группу пророков составляют книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, как назы

Иудаизм эпохи диаспоры. Современный иудаизм.
Пояснить понятие «диаспора». На какие периоды делится эпоха диаспоры и в какой исторический период она началась для евреев? Кто такие раввины: пояснить что такое «признак священства», имели ли его

Место, время и исторические условия возникновения христианства.
Исторические условия и географические пределы возникновения христианства. Социально-политические (тиранический характер правления императоров) предпосылки и экономический кризис: восстания рабов и

Утверждение основ христианского вероучения.
Утверждение догматики в первые века христианства. Поясните понятие «апологетика». Теория Божественного Логоса Филона Александрийского. Главное расхождение последователей школы Филона Александрийско

Социально- исторические причины раскола христианства на западную и восточную ветви.
Предопределение раскола распадом римской империи в 395 г. Падение Западной Римской империи в 476 г. Существование Восточной Римской империи (Византии) до XV века. Различие отношений церкви и госуда

Русская православная церковь: основные этапы истории и современное положение.
Христианская церковь в Древней Руси: канонизация первых русских святых Бориса и Глеба; построение храмов, появление иконописи и монашества (Киево-Печерский монастырь, основанный старцами Антонием и

Реформация и возникновение протестантизма.
Причины Реформации XV-XVI вв. Продажа индульгенций папой Львом X в Виттенберге (1517 г.). Мартин Лютер и его 95 тезисов. Разрыв с Римом в 1520 г. Возникновение лютеранства: новая догматика и обрядн

Характерные черты протестантизма.
Особенности вероучения и обрядности в протестантизме: раскрыть сущность с позиции понимания протестантами каждой характерной черты вероучения и обрядности. 1. исключительный авторитет Священного Пи

Течения раннего протестантизма.
Лютеранство: отвержение Священного предания и идеи спасающей силы церкви; сохранение креста и распятия; признание Крещения и Евхаристии (допущение под видимыми хлебом и вином незримого присутствия

Возникновение ислама.
Пояснить значение понятия «ислам» в переводе с арабского, назвать век зарождения этой религии. Раскрыть основные причины возникновения ислама: упадок транзитной дороги через Мекку, набеги соседних

Мифология и догматика ислама. Заимствования из других религий.
Безграмотность Махаммеда и его отождествление провозглашённой религии с иудаизмом. Заимствование Махаммедом исламской мифологии из Библии: его модифицированное воспроизведение Библии и теологически

Пять столпов» ислама. Обряды и предписания ислама.
Перечислить пять столпов ислама: ташахууд, намаз, ураза, закят, хадж. Пояснить смысл каждого столпа и озвучить в переводе. Почему Махаммед объявил себя «печатью пророков» и выше всех пророков? В ка

Основные направления ислама.
Перечислить основные направления в исламе. Первый раскол в исламе и разделение на два основных направления. По каким причинам произошёл раскол (религиозные, политические, отсутствие разделения духо

Возникновение буддизма. Его вероучение, этика и обрядность.
Место, время и исторические условия возникновения буддизма. Легенда о Гаутаме: основатель буддизма – реальная историческая личность. Реальная и мифологическия интерпретации Гаутамы Будды. Четыре бл

Направления буддизма.
Основные направления буддизма: первый раскол буддийской общины в IV в. до н.э. в городе Вайшали. Формирование Хинаяны («малая колесница») – южная школа буддизма и Махаяны («большая колесница») – се

Национальные религии Индии: индуизм.
Индуизм как продолжатель идей ведической религии и брахманизма (пояснить термины «брахманизм», «хинду дхарма»), сформированный к середине 1 тыс. н.э. Преимущественное почитание богов Шивы и Вишну в

Национальные религии Индии: джайнизм и сикхизм.
Основатель ждайнизма в VI в. до н.э. Д. Махавира. Трактовка понимания джайнизмом Вселенной, человеческого знания. Дуализм в джайнизме: Джива и аджива. Пояснить сущность этих понятий. Два основных н

Национальные религии Китая: конфуцианство.
Конфуцианство как комплекс религиозных, философских и этических доктрин в Китае. Основатель Кун-Цзы (Конфуций, 551-479 гг. до н.э.) Проповедование Конфуцием мудрости прошлого, гуманность, справедли

Национальные религии Китая: даосизм.
Даосизм как одно из основных течений китайской философии в IV – III вв до н.э. Пояснить значение понятия «дао». Влияние Даосизма на развитие духовой жизни Китая вплоть до XX в. Трактат «Дао дэ цзин

Синтоизм и религиозные традиции Японии.
Пояснить понятие «синто». Синто – традиционная религия японцев, сложившаяся в IV-VII вв. как широкий комплекс представлений, ритуалов, обычаев, традиций, верований, являющиеся частью японской истор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги