рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская православная церковь в синодальный период.

Русская православная церковь в синодальный период. - Лекция, раздел Литература, V. Задания для аудиторной и внеаудиторной работы со списком рекомендуемой литературы по всем видам работ В Конце Xvii В. После Раскола И Отпочкования Ряда Сект Православная Церковь П...

В конце XVII в. после раскола и отпочкования ряда сект православная церковь переживала непростые времена. Для укрепления православных устоев в Москве была создана Сла­вяно-греко-латинская академия, которая помещалась недалеко от Кремля — на Никольской улице. При Академии появилась большая библиотека и типография. Правивший в то время сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич лично покровитель­ствовал делу духовного образования. Немалую роль играла и его сестра — царевна Софья (ставшая впоследствии в оппозицию к Петру I). Федор, Софья и ее фаворит — князь В.В. Голицын отличались «прозападными» настроениями и готовили рефор­мы, предвосхищающие реформы Петра Великого (хотя до осу­ществления они доведены не были). Для преподавания в Академии в это время привлекли церковных деятелей из Киева (ко­торый, как вы помните, был в церковном отношении независим от Москвы и в большей степени находился под влиянием запад­ной культуры). Виднейший из привлеченных — Симеон По­лоцкий был не только богословом, но и филологом, а также одним из первых стихотворцев на Руси. Одновременно в Ака­демии существовала и другая — более ортодоксальная группи­ровка, в конечном итоге одержавшая верх. Эта борьба в стенах Академии оказалась символична: России предстояли огромные перемены, коснувшиеся и церкви. Затем на престоле появился молодой царь Петр I. В юно­сти он находился под сильным влиянием протестантов, живущих в Москве в Немецкой слободе. К церкви у него было сложное отношение. С одной стороны, он считал себя веру­ющим христианином, с другой - относился к священству и церкви явно без почтения. Чего только стоили грубые и ко­щунственные развлечения юного Петра в селе Преображен­ском, разыгравшего со своим окружением «всешутийный и всепьянейший церковный собор».Петр, продолжая линию своего отца царя Алексея, выигравшего схватку за первенство у патриарха Никона, стремился сделать церковь орудием сво­ей неограниченной власти. Единство духовной и светской власти, т.е. главное условие осуществления русской самодер­жавной идеи в XVII в., было окончательно разрушено Пет­ром. Когда в 1700 г. умер последний (одиннадцатый по сче­ту) патриарх Адриан, Петр, вместо объявления нового патриарха, заявил в гневе, что он «сам де патриарх» и отны­не церковь должна стать послушной воле царя. Так как цер­ковью впоследствии стал управлять Синод- ведомство церковных дел, подчиненное светской власти, дальнейший период церковной истории в России принято называть сино­дальным периодом. Он продлился до 1917 г. Первоначально (до 1721г.) существовала Духовная Коллегия, а чле­ны Синода назначались по указанию царя. Большую роль играл обер-прокурор Синодасветский человек, фактически руководивший цер­ковными делами. В течение этого периода церковь потеряла значительную часть имущества: произошла секуляризаиияземель, а священ­ство стало жить на обычное государственное жалованье. В цер­ковную жизнь проникла бюрократия, влияние православия на все сферы жизни уменьшилось. Это, конечно, не означает, что в жизни церкви в этот период не было значительных событий и выдающихся деятелей. Православие оставалось фактически государственной религией России, законодательно считалось «первенствующей и господствующей» верой, хотя другие вероис­поведания были разрешены и сосуществовали с православием. I

Огромным авторитетом пользовались монастыри, а особо чтимые из них получали почетное наименование Лавры(Лавра с гр. буквально городской квартал, улица - особо значи­мый мужской монастырь в православии; Троице-Сергиева, Александро-Невская и др.). Возрождалось русское монашеское старчество: Серафим Саровский (1760— 1833), Амвросий из Оптиной пустыни (1812—1891), Иоанн Кронштадтский (1829—1908) и другие крупнейшие духовные авторитеты России. Русские люди всех сословий и званий шли к монахам-старцам, ища у них духовной поддержки и благословения. Старчество отнюдь не всегда пользовалось поддер­жкой у высших церковных иерархов и у светской власти.

Выдающиеся личности этого времени среди церковных де­ятелей — это Московский митрополит Платон (конец XVIII—начало XIX вв.) — крупнейший философ, богослов и историк церкви, а также Московский митрополит Филарет (середина XIX в.) — в миру В.М. Дроздов. Несколько де­сятилетий Филарет занимал митрополичью кафедру, впадал в немилость при Аракчееве, конфликтовал с руководством Тре­тьего отделения. При Александре II он оказался вовлеченным в разработку реформы по отмене крепостного права и внес в нее немалый вклад, являясь составителем Манифеста 19 фев­раля 1861 г. Филарет — автор монументальных историко-церковных и богословских трудов, один из переводчиков Свя­щенного писания на русский язык. Что касается его взглядов на устройство церкви, то Филарет был противником каких-либо преобразований, считая, что церковь «особенно нужно охранять от потрясения, когда многое потрясено». Известным идеологом русского самодержавия был обер-прокурор синода К.П. Победоносцев. Он утверждал, что рас­пад единства церкви и государства гибелен для страны. Прав­ление царя Александра III, на которое пришелся расцвет деятельности Победоносцева, характеризовалось усилением влияния церкви, православной идеологии и культуры. В этот период усилились гонения на некоторых иноверцев, старообрядцев и сектантов.

В конце Х1Х - начале XX вв. начался процесс религиозного православного и национального возрождения в России. Одним из материальных памятников этого возрождения (коснувшегося литературы, музыки, живописи, архитектуры) и стал знамени­тый храм Христа Спасителя в Москве. Появилась плеяда светских философов, стоявших на позициях православия, но по-новому смотревших на важнейшие вопросы религиозного миро­воззрения. До сих пор их произведения не утратили актуально­сти и вызывают жаркие споры и дискуссии. В этих трудах ставились глобальные вопросы о перспективах развития России, о ее будущем, т.е. обо всем том, о чем сейчас так много говорят и спорят. Надо надеяться, что вы самостоятельно познакоми­тесь с произведениями В. С. Соловьева, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. А. Флорен­ского (удивительного человека — физика, искусствоведа, св4-щенника, погибшего в сталинских лагерях).

Все эти люди и их труды составляют золотой фонд российской национальной культуры.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

V. Задания для аудиторной и внеаудиторной работы со списком рекомендуемой литературы по всем видам работ

АУДИТОРНАЯ РАБОТА... А лекции см таблицу содержание лекц Лекция Кулаков А Е Религии мира Учебное пособие для общеобразовательных учреждений М ООО Фирма Издательство АСТ Елисеев А...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская православная церковь в синодальный период.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи курса «История религии». Религиоведение как научная дисциплина.
Приступая к изучению религиоведения, мы задаем себе по крайней мере следующие вопросы: что оно изучает, с каких позиций подходит к изучаемому предмету, каково его строение, какое значение имеет для

Религия как социальное явление. Определение и сущность религии.
  Религия– (от латинского – благочестие, набожность, святыня, предмет культа – мироощущение и мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ

Социальные функции и роль религии. Основные элементы структуры религии.
  Проблема социальной роли и функции религии является приоритетной. Они образует некий центр, к которому сходятся различные социальные взаимосвязи и взаимодействие религии.

Роль религии в истории человечества, ее связь с культурой.
Определяя место религии в истории культуры, прежде всего следует от­метить тот факт, что религия хоть и представляет собой духовное явление, но она всегда предполагает материализацию верований с по

Основные элементы структуры религии.
В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, под-­ линный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму несвободы и зависимости. Результат это

Происхождение религии и её ранние формы.
Происхождение религии - одна из важнейших проблем богословия и религиоведения. Решая ее, исследова­тели пытаются ответить на три вопроса: какова природа религиозных верований и обрядов? когда возни

Иудаизм библейской эпохи. Состав ветхого завета.
Ветхий Завет — представляет собой описание Священной ис­тории еврейского народа. Религия древних евреев удивительна, уникальна и непов­торима во многих отношениях, но более всего т

Состав Ветхого Завета.
К III— II вв. до н.э. окончательно сложились основные ча­сти Священного писания евреев. Оно открывается Пятикни­жием, авторство которого приписывается пророку Моисею (книги: Бытие, Исход, Левит, Кн

Исторические книги Ветхого завета.
В этот раздел входят пятнадцать книг (в том числе пять неканонических), которые, продолжая одна другую, описывают историю еврейского народа, его религии, его государства (в те периоды, когда оно су

Лекция 3.
Иудаизм эпохи диаспоры. Талмудический период в истории иудаизма. В первые века наше эры евреи оказались разбросанными по всему миру. Теперь перед ними стояла особая задача

Основы вероучения иудаизма.
Термин иудаизм, как вы уже знаете, имеет древнее про­исхождение. Однако применяться по отношению к религии евреев он стал только в первые века нашей эры. Обычно под иудаизмом понимают фактически но

Сионизм. Иудаизм в Израиле.
В конце XIX в. в еврейской общественной мысли особое влияние приобретает сионизм (от названия горы Сион, нахо­дящейся в центре Иерусалима). В основе этого течения лежит идея о том, что все евреи до

Возникновение христианства.
Христианство - самая распространенная из всех мировых религий, в настоящее время его исповедует около 1,5 млрд. человек. Христианству исто­рически принадлежит практически все народы Европы, Америки

Возникновение и становление христианской церкви.
Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа стано­вились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Но­вая вера считалась опасной ка

Проблема историчности основателя христианства.
Все книги Священного писания - безусловный авторитет для христиан. Однако другие ученые, писатели и публицисты в первую очередь атеистического и материалистического на­правлений, сомневались и сомн

Становление и формирование христианского мировоззрения.
Огромную роль в становлении мировоззрения христианства сыграла античная, в первую очередь греческая философия. О нравственно-религиозном реформировании жизни, о душе, ее страдании в телесной оболоч

Формирование христианского вероучения.
Христианство, выступавшее как отрицание язычества, являлось в то же время, в определенной степени, продолжением традиций народов Средиземноморья. Особенно велико было влияние иудаизма, из которого

Утверждение основ христианского вероучения.
Общепринятые истины христианства, его основные неиз­менные положения (догматы) утверждались в острой борь­бе с ересями (от греческого слова, означающего особое веро­учение, школу). Эта борьба шла н

Споры о троице и возникновение арианства.
С IV века еретические учения начинают появляться среди самих христиан. Самое яркое из них — арианство. Дискуссия о соотношении лиц Троицы завязался накануне провозглашения христиан

Оригинальные черты вероучения христианства.
Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 чле­нов (частей), верят: 1. В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли; 2. В единого Господа Иисуса Христа, Сына Бож

Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.
Самая зага­дочная и страшная книга — «Откровение Иоанна Богослова» или «Апокалипсис» (апокалипсис с гр. откровение). Она завершает Библию. Некоторые ученые считают, что ав

Этапы образования основных направлений в христианстве.
В настоящее время христианство распадается на три основных направления: православие (ортодоксальная ветвь), католицизм, протестантизм. Часть из них сложилась в глубокой древности – периоде раннего

Споры о Троице и возникновение арианства.
Дискуссия о соотноше­нии лиц Троицы завязалась как раз накануне провозглашения христианства государственной религией. Римской империи. Начало ей положил александ­рийский священник Арий, выступивший

Учение Нестория и начало христологических споров.
С принятием Символа веры тринитарные споры были практически завершены. Но их продолжением в известной степени была дискуссия о втором лице Троицы, пик которой приходится на середину V в. Толчок это

Раскол христианства на православие и католицизм.
Основное течение христианства, противостоявшее в IV —VII вв. арианству несторианству и другим нехалкидонским течениям, несколько позднее само разделилось на две ветви: западную и восточную. Принято

Культ в православии.
Православие тщательно сохраняет верность традиции во всем, и в том числе в вопросах отправления культа. Еще в пер­вые века христианства постепенно сложились обряды, то есть

Управление католической церковью.
Если восточное христианство не имело и не имеет единого предстоятеля (православных патриархов несколько), то у ка­толической церкви есть глава -римский папа.Его роль и по­ложение с

Католический культ.
Главное богослужение католиков, на котором совершается таинство евхаристии — месса, соответствует православной литургии (понятие литургия обозначает у католиков любое богосл

Русская православная церковь. Основные этапы истории.
В конце X в. во времена правления князя Владимира в ре­лигиозной жизни Руси произошел крутой поворот: христиан­ство было принято в качестве государственной религии. Уче­ные считают, что веру в Хрис

Христианская церковь в Древней Руси.
Мы недостаточно знаем о том, как жила христианская цер­ковь в Киевской Руси. Нет точных сведений о ее первых предстоятелях (руководителях). Церковью на Руси управляли митрополиты, а организационно

Церковь в эпоху возвышения Москвы и складывания единого русского государства.
В XIV в. начался процесс возвышения Москвы. 3 этом немалую роль сыграла православная церковь и ее деятели. В эпоху правления Ивана Калиты русским митрополитом был Петр (1308—1326 гг.). Он посещал О

Раскол и старообрядчество.
Единство духовной и светской власти, свойственное пер­вой половине XVII в., было резко нарушено во времена царя Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых. Его правление (1645~-1676) о

Русские сектанты.
Дробление старообрядчества, отпочкование от него и от ор­тодоксальной церкви новых групп верующих, объясняющееся многими причинами, в том числе общественными, политическими и идейными, продолжалось

Православная церковь в советский период.
Еще за несколько лет до октябрьских событий 1917 г. было решено восстановить патриаршество в России, повысив тем самым роль и влияние церкви в стране. Однако Поместный со­бор, на котором это осущес

Реформация и ранний протестантизм.
В 1546 г. перед Консисторией (органом руководства религиозной общиной) Женевы предстали два глав­ных сановника города. Они обвинялись... в участии в танцах. Нелегко было этим солидным людям прино­с

Характерные черты и принципы вероучения протестантизма.
Несмотря на то, что между учениями различных направ­лений протестантизма существует большая разница, можно выделить основное исходное ядро этого учения. Вот в чем оно заключается.

В протестантских церквях нет культа Богородицы и свя­тых, так как эти культы считаются выдуманными людьми. «Слава только Богу» — говорят протестанты.
6. Протестантское богослужение чрезвычайно упрощено (в некоторых течениях сведено до минимума). Здания церк­вей простые, могут использоваться обычные комнаты. Нет культа икон (кром

Течения раннего протестантизма.
Протестантизм отнюдь не сразу получил общественное и го­сударственное признание. В Европе XVI в. шли религиозные войны, в которых пролилось немало крови за утверждение но­вой веры. Если в Германии

Течения позднего протестантизма.
Баптизм— очень крупное течение протестантизма, ве­дущее свое начало от XVII века, хотя развитие оно получило главным образом в XIX—XX вв. В мире — более 75 млн. баптистов. О

Возникновение ислама.
Особенностью ислама является его относительная «молодость». Он возник в первой половине VII века. Поэтому происхождение его яснее, чем других религий, но и здесь много неясного и мифического

Распространение ислама. Оформление Корана.
Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием. После

Вероучение и обрядность ислама. «Пять столпов» ислама.
Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем и, как считают исследователи, в этом отношении он явно уступал другим пророкам. Однако он сумел извлечь из известных ему религий то, что было так нео

Основные направления в исламе.
Подобно другим религиям ислам не является однородным. Он распа­ли на несколько основных течений и множество сект. Правда ислам все же не так раздроблен как христианство - сект в нем меньше и, самое

Коран – священная книга ислама.
Коран (от арабского – «чтение вслух, наизусть») - священная книга му­сульман. Коран не сотворен, а существовал предвечно. Коран будто бы пере­давался Мухаммеду архангелом Джебраилом с седьмого неба

По курсу
«История религии и основы православной культуры»   Предмет и задачи религиоведения. Определение и сущность религии. Религия как социальное явление.

Структура, функции и роль религии. Основные элементы религии.
Перечислить основные элементы в структуре религии: вероучение (мифология, догматика), культ (обрядовые действия), религиозное мировоззрение, религиозное сознание: обыденное и концептуальное, (поясн

Происхождение религии, её ранние формы.
Почему существует проблема возникновения религии?Охарактеризовать традиционную церковно-богословскую версию происхождения религии, версию религиоведения и исторической науки происхождения религии

Иудаизм библейской эпохи. Состав Ветхого завета.
Особая роль иудаизма в общей истории религий. Объяснить происхождение понятия «Иудаизм». Назвать двух главных ветхозаветных пророков, кто является праотцом древнееврейской религии? Кратко описать и

Книги Ветхого завета: Пятикнижие Моисеево.
Назвать состав и содержание Пятикнижия Моисеева. Пояснить содержание и идейную основу книг Торы: Бытие, Исход, Левит Числа, Второзаконие. В каких книгах изложены культовые предписания и запреты, пр

Поучительные и поэтические книги Ветхого завета.
Какие книги относятся к поучительным? Какая драма раскрывается в книге Иова, и какие проблемы описаны в ней между Богом и созданным Им миром? Решены ли проблемы страдания человека и несправедливост

Пророческие книги Ветхого завета.
Сколько сочинений включают в себя книги Пророков? На какие две основные группы подразделяются пророческие книги? Какую группу пророков составляют книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, как назы

Иудаизм эпохи диаспоры. Современный иудаизм.
Пояснить понятие «диаспора». На какие периоды делится эпоха диаспоры и в какой исторический период она началась для евреев? Кто такие раввины: пояснить что такое «признак священства», имели ли его

Место, время и исторические условия возникновения христианства.
Исторические условия и географические пределы возникновения христианства. Социально-политические (тиранический характер правления императоров) предпосылки и экономический кризис: восстания рабов и

Утверждение основ христианского вероучения.
Утверждение догматики в первые века христианства. Поясните понятие «апологетика». Теория Божественного Логоса Филона Александрийского. Главное расхождение последователей школы Филона Александрийско

Социально- исторические причины раскола христианства на западную и восточную ветви.
Предопределение раскола распадом римской империи в 395 г. Падение Западной Римской империи в 476 г. Существование Восточной Римской империи (Византии) до XV века. Различие отношений церкви и госуда

Русская православная церковь: основные этапы истории и современное положение.
Христианская церковь в Древней Руси: канонизация первых русских святых Бориса и Глеба; построение храмов, появление иконописи и монашества (Киево-Печерский монастырь, основанный старцами Антонием и

Реформация и возникновение протестантизма.
Причины Реформации XV-XVI вв. Продажа индульгенций папой Львом X в Виттенберге (1517 г.). Мартин Лютер и его 95 тезисов. Разрыв с Римом в 1520 г. Возникновение лютеранства: новая догматика и обрядн

Характерные черты протестантизма.
Особенности вероучения и обрядности в протестантизме: раскрыть сущность с позиции понимания протестантами каждой характерной черты вероучения и обрядности. 1. исключительный авторитет Священного Пи

Течения раннего протестантизма.
Лютеранство: отвержение Священного предания и идеи спасающей силы церкви; сохранение креста и распятия; признание Крещения и Евхаристии (допущение под видимыми хлебом и вином незримого присутствия

Возникновение ислама.
Пояснить значение понятия «ислам» в переводе с арабского, назвать век зарождения этой религии. Раскрыть основные причины возникновения ислама: упадок транзитной дороги через Мекку, набеги соседних

Мифология и догматика ислама. Заимствования из других религий.
Безграмотность Махаммеда и его отождествление провозглашённой религии с иудаизмом. Заимствование Махаммедом исламской мифологии из Библии: его модифицированное воспроизведение Библии и теологически

Пять столпов» ислама. Обряды и предписания ислама.
Перечислить пять столпов ислама: ташахууд, намаз, ураза, закят, хадж. Пояснить смысл каждого столпа и озвучить в переводе. Почему Махаммед объявил себя «печатью пророков» и выше всех пророков? В ка

Основные направления ислама.
Перечислить основные направления в исламе. Первый раскол в исламе и разделение на два основных направления. По каким причинам произошёл раскол (религиозные, политические, отсутствие разделения духо

Возникновение буддизма. Его вероучение, этика и обрядность.
Место, время и исторические условия возникновения буддизма. Легенда о Гаутаме: основатель буддизма – реальная историческая личность. Реальная и мифологическия интерпретации Гаутамы Будды. Четыре бл

Направления буддизма.
Основные направления буддизма: первый раскол буддийской общины в IV в. до н.э. в городе Вайшали. Формирование Хинаяны («малая колесница») – южная школа буддизма и Махаяны («большая колесница») – се

Национальные религии Индии: индуизм.
Индуизм как продолжатель идей ведической религии и брахманизма (пояснить термины «брахманизм», «хинду дхарма»), сформированный к середине 1 тыс. н.э. Преимущественное почитание богов Шивы и Вишну в

Национальные религии Индии: джайнизм и сикхизм.
Основатель ждайнизма в VI в. до н.э. Д. Махавира. Трактовка понимания джайнизмом Вселенной, человеческого знания. Дуализм в джайнизме: Джива и аджива. Пояснить сущность этих понятий. Два основных н

Национальные религии Китая: конфуцианство.
Конфуцианство как комплекс религиозных, философских и этических доктрин в Китае. Основатель Кун-Цзы (Конфуций, 551-479 гг. до н.э.) Проповедование Конфуцием мудрости прошлого, гуманность, справедли

Национальные религии Китая: даосизм.
Даосизм как одно из основных течений китайской философии в IV – III вв до н.э. Пояснить значение понятия «дао». Влияние Даосизма на развитие духовой жизни Китая вплоть до XX в. Трактат «Дао дэ цзин

Синтоизм и религиозные традиции Японии.
Пояснить понятие «синто». Синто – традиционная религия японцев, сложившаяся в IV-VII вв. как широкий комплекс представлений, ритуалов, обычаев, традиций, верований, являющиеся частью японской истор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги