Церковь в эпоху возвышения Москвы и складывания единого русского государства. - Лекция, раздел Литература, V. Задания для аудиторной и внеаудиторной работы со списком рекомендуемой литературы по всем видам работ В Xiv В. Начался Процесс Возвышения Москвы. 3 Этом Немалую Роль Сыграла Право...
В XIV в. начался процесс возвышения Москвы. 3 этом немалую роль сыграла православная церковь и ее деятели. В эпоху правления Ивана Калиты русским митрополитом был Петр (1308—1326 гг.). Он посещал Орду, где вел сложную дипломатическую игру в пользу московского князя, его очень уважали ордынцы. Петр стал первым русским митрополитом, который, чувствуя историческую перспективу, переехал из Владимира в Москву. В Кремле в это время был заложен Успенский собор (простоявший до времени царствования Ивана III) — один из главных храмов Руси. Митрополит Петр умер в Москве, его гробница находится в современном Успенском соборе Кремля, впоследствии его канонизировали как русского святого. В процессе объединения Руси религиозная идея вновь выступила как консолидирующая. Ни принадлежность к этносу (народу, нации), ни принадлежность к языку не являлись в то время столь важным фактором, как религиозная общность. Русские монастыри были оплотами освоения новых труднодоступных территорий, они несли свет культуры, образования в самые дальние уголки страны. Постепенно монастыри стали превращаться в большие экономические единицы, обрастая землями, имуществом (монастырские вотчины). Яркий тому пример — Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (XIV в.). Сын переселенных под Москву в город Радонеж (ныне исчезнувший с лица земли) ростовских бояр, он основал монашеский скит на горе Маковец, среди лесов и болот. К Сергию приходили монахи, селились рядом. Огромный духовный авторитет сделал его известнейшим и влиятельнейшим человеком на Руси. Сергий всегда избегал власти и богатства, желая «пребывать в нищете», как подобает настоящему монаху. Но после его смерти в монастырь стали стекаться огромные пожертвования, превратившие Троицкий монастырь в богатый крупнейший центр, поддерживавший московских князей в их борьбе за первенство.
Времена Сергия Радонежского (середина и вторая половина XIV в.) совпали с правлением Дмитрия Донского и знаменитой Куликовской битвой, благословение на которую князь получил именно у Сергия. XIV в. оказался богат на значительных и талантливых людей, стоявших на высших ступенях иерархии. Это, например, митрополит Алексий (воспитавший князя Дмитрия и отстоявший его права на великое княжение), управлявший церковью с 1353 по 1378 г. После смерти Алексия разыгралась «смута на митрополии», объявилось сразу несколько претендентов, провозгласивших себя митрополитами, но с 1390 г. на престоле утвердился Киприан (из болгарского города Цамблаков), проведший важные церковные реформы и перенесший из Владимира в Москву икону Владимирской Богоматери — главную святыню Руси.
В XV в. усилился натиск католичества на русские земли. Как уже говорилось, киевская митрополия стала в это время независима от Москвы. Произошел разрыв Московского митрополита с константинопольским патриархом (Константинополю и Византии оставались считанные дни жизни до завоевания турками). Это произошло так. В 1438—1439 гг. в Италии состоялся Феррарско-Флорентийский церковный собор, на котором присутствовал глава русской церкви митрополит Исидор (грек по национальности). Он был сторонником заключения союза (унии) с католичеством и подписал соответствующий документ, вопреки воле русских князей и подавляющего числа деятелей русской церкви (Исидор находился под влиянием идей западного гуманизма и, видимо, считал, что Русь должна идти в своем развитии по пути, близком к западному). Унию на Руси не приняли, а Исидора по возвращении с Собора лишили сана и заточили в Чудов монастырь. Княживший тогда Василий III (отец Ивана Грозного) решил в конце концов не препятствовать бегству Исидора, который скрылся в соседней Литве. Что касается константинопольского патриарха, то он подписал Унию, рассчитывая на помощь католической церкви против угрозы турецкого завоевания. Его надежды не оправдались, а «вероотступничество» стало окончательным толчком к разрыву с Москвой.
В 1596 г. еще одна Уния с католичеством была подписана в Бресте украинскими и белорусскими иерархами. Возникла униатская церковь, православная по обрядам, но католическая по догматике. Униаты подчинились римскому папе. Эта церковь просуществовала до XX в., имея некоторое количество приверженцев в Западной Украине и Белоруссии. В 1946 г. она была ликвидирована (в связи с установлением в этих районах Советской власти), но сейчас возродилась. Еще несколько лет назад униаты активно боролись за возврат им церквей, отобранных и отданных в свое время русской православной церкви.
Во второй половине XV в. (время правления Ивана III) сложившееся русское государство окрепло и усилилось. Так как Византия пала под ударами турок в 1453 г., русская церковь стала фактически независимой (русские говорили, что Византию погубила Уния с католиками). Иван III женился на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог, приехавшей в Россию из Италии, где она жила после падения Константинополя. Этим обстоятельством пытался воспользоваться римский папа, чтобы «окатоличить» Русь, но попытка использовать Софью Палеолог провалилась. Время Ивана III — это время строительства стен Московского Кремля и его главных соборов. Москва возвысилась политически и духовно. Был принят герб Русского государства (двуглавый орел и другие символы власти, заимствованные от Византии. Вскоре после смерти Ивана III псковский монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим» (два первых Рима пали из-за вероотступничества правителей, а Москва — нынешний и будущий оплот православия — благодаря истинной вере навечно останется центром христианского мира). При Иване III в России появилась ересь «жидовствующих», пришедшая из Новгорода (этот город всегда был центром еретичествана Руси, благодаря своему торгово-промышленному характеру, активным связям с Европой и стремлением к независимости от Москвы). Еретики отрицали Троицу, божественную сущность Христа, пытались сблизить христианство с иудаизмом (отсюда их название). Считающееся сейчас оскорбительным слово жид — не что иное, как искаженное — «иудей». Это звучание было заимствовано в русском языке из французского. Точно об этом учении мало что известно (источники не сохранились). Его сторонники занимались естественными науками и, очевидно, имели некую политическую программу. Один из русских митрополитов (Зосима) сочувствовал «жидовствующим». Некоторое время под их влиянием находился и сам Иван III, но затем он изменил свое мнение, а руководители этой ереси были в конце концов казнены — утоплены в железной клетке подо льдом Москвы-реки. Движение «жидовствующих» можно рассматривать как отдаленную реакцию русского общества на начавшуюся Реформацию в Европе (вспомните тему «Протестантизм»).
В XV—XVI вв. разгорелась острая дискуссия о том, может ли церковь владеть имуществом. За богатую и влиятельную церковь выступали последователи игумена одного из монастырей Иосифа Волоцкого (их называли иосифляне). За идеалы раннего христианства, за церковь бедную, но авторитетную духовно, выступали так называемые нестяжатели: Нил Сорский, Максим Грек (крупнейший православный философ той эпохи) и др. В этой дискуссии тоже можно обнаружить некоторые отголоски нарождавшейся Реформациив Европе. Иосифляне победили в долгом и упорном споре: православная церковь в России стала еще более могущественной и влиятельной.
В период правления Ивана IV Грозного (вторая половина XVI в.) русская православная церковь продолжала наращивать свое духовное, культурное и политическое влияние. В 1547 г. состоялся обряд помазания Ивана на царство, что способствовало утверждению власти русского царя, как «данной от Бога». Царь Иван проявлял немалую религиозность. Переписка царя показывает его широкую образованность в религиозно-философской области и умение отстаивать свои позиции в полемике с идейными противниками. С церковью у Ивана были сложные отношения: он много грешил в своей жизни, но много и жарко каялся в своих грехах. Кроме таланта публициста и спорщика по философским, религиозным и политическим вопросам у него имелись и другие способности, в том числе музыкальные, он даже писал церковную музыку. Сохранилась стихира (песнопение), сочиненная им в честь московского митрополита Петра (см. выше), которого Иван очень уважал.
В XVI в. продолжалась христианизация окраин Руси, в том числе вновь присоединенных районов Поволжья, Урала и Западной Сибири. В годы правления Ивана была проведена частичная секуляризация (отторжение в пользу государственной казны) некоторого имущества церкви. Нередко Иван делал попытки подчинить себе церковь и ее руководителей. С 1542 по 1563 г. русским митрополитом являлся Макарий, близкий к царю. В 1551 г. по инициативе Макария прошел знаменитый Стоглавый собор (его решения записаны в ста главах - отсюда и название.), который укрепил дисциплину среди священнослужителей и монахов, ввел некоторые новшества в иконописание, способствовал открытию «книжных училищ» при церквях для обучения грамоте, решил некоторые вероучительные и канонические вопросы. Еще один, близкий к царю авторитетный священник — протопоп Сильвестр написал книгу «Домострой». В ней говорится об устройстве жизни человека, дома и быта на основе православия. Порядки, утверждаемые «Домостроем», весьма суровы, поэтому выражение «домостроевский быт» часто употребляется с негативным оттенком (но в основном если речь идет о вопросах положения женщины в семье). Сейчас эта книга переиздана, и вы можете сами познакомиться с ее интереснейшим содержанием. За долгое правление Ивана IV (51 г.) сменилось несколько митрополитов. Одним из них был Филипп (Колычев). Царь (которому принадлежало решающее слово при выборе) указал ,на него, надеясь, что тот не будет вмешиваться в его семейные дела (как известно, Иван менял жен, не сообразуясь с церковными правилами). Но Филипп оказался главным обличителем злодеяний Ивана в период опричнины, за что был сослан в отдаленный монастырь и задушен там главой опричников Малютой Скуратовым. Митрополита Филиппа впоследствии канонизировали, а его прах сначала находился в Соловецком монастыре, а затем, через сто лет, был перевезен в Москву патриархом Никоном.
В последние годы XVII в., когда на царском престоле находился сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, русская церковь получила формальную независимость (автокефалию) от константинопольского патриарха (который сохранял свою весьма ограниченную духовную власть в условиях турецкого мусульманского завоевания территории Византии). В 1589 г. состоялось торжественное наставление в патриархи Московские и всея Руси Иова (аскетичного монаха, знатока Священного писания и церковного предания, духовной литературы и музыки). Иов был ставленником и близким сподвижником будущего царя Бориса Годунова. Годунов помог Иову занять патриарший престол, а Иов, в свою очередь, посодействовал Борису стать русским царем. Вскоре грянул поход Лжедмитрия I. Царь Борис умер, его сына убили, а самозванец занял Москву. Иов оказался верен памяти Годунова, отказался признать нового царя, за что был сослан в Старицкий монастырь, где умер во время правления Василия Шуйского. Иов канонизирован православной церковью в 1989 г.
В период «смутного времени» церковь вдохновляла народ к сопротивлению захватчикам. Особо известен в этой связи патриарх Гермоген (третий русский патриарх). Он занял независимую и патриотическую позицию в самый тяжелый период смуты, когда государство фактически развалилось, а в Москву, оккупированную поляками, уже ехал занять трон польский королевич Владислав. Он требовал от Владислава принять православие до его воцарения на Руси, а также ухода вооруженных поляков из русских пределов (но допускал, чтобы польский королевич стал царем!) И даже такая умеренная программа и отказ патриарха обратиться к русскому народу с призывом прекратить сопротивление полякам привели к тому, что Гермогена уморили голодом в темнице Московского Кремля. В 1613 г. на русский трон избрали первого царя династии Романовых — Михаила. С 1619 по 1633 г. (Михаил умер в 1645 г.) патриархом был его отец Федор Никитич Романов (Роман — имя его деда; отсюда и фамилия новой династии). Филарет (церковное имя) — это четвертый патриарх в русской истории и соправительМихаила. Влияние Филарета было огромно. В этом отрезке русской истории наиболее полно воплощены идеалы самодержавия: патриарх и царь относятся друг к другу как отец и сын (так оно и было фактически). Патриарх (власть духовная) выше светской власти, и царь почитал его по «превосходящему сиятельству». Духовная власть церкви нравственно ограничивала, контролировала и направляла царя-самодержца. Но эта гармония в русской истории продолжалась недолго...
Все темы данного раздела:
Предмет и задачи курса «История религии». Религиоведение как научная дисциплина.
Приступая к изучению религиоведения, мы задаем себе по крайней мере следующие вопросы: что оно изучает, с каких позиций подходит к изучаемому предмету, каково его строение, какое значение имеет для
Религия как социальное явление. Определение и сущность религии.
Религия– (от латинского – благочестие, набожность, святыня, предмет культа – мироощущение и мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ
Социальные функции и роль религии. Основные элементы структуры религии.
Проблема социальной роли и функции религии является приоритетной. Они образует некий центр, к которому сходятся различные социальные взаимосвязи и взаимодействие религии.
Роль религии в истории человечества, ее связь с культурой.
Определяя место религии в истории культуры, прежде всего следует отметить тот факт, что религия хоть и представляет собой духовное явление, но она всегда предполагает материализацию верований с по
Основные элементы структуры религии.
В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, под- линный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму несвободы и зависимости. Результат это
Происхождение религии и её ранние формы.
Происхождение религии - одна из важнейших проблем богословия и религиоведения. Решая ее, исследователи пытаются ответить на три вопроса: какова природа религиозных верований и обрядов? когда возни
Иудаизм библейской эпохи. Состав ветхого завета.
Ветхий Завет — представляет собой описание Священной истории еврейского народа. Религия древних евреев удивительна, уникальна и неповторима во многих отношениях, но более всего т
Состав Ветхого Завета.
К III— II вв. до н.э. окончательно сложились основные части Священного писания евреев. Оно открывается Пятикнижием, авторство которого приписывается пророку Моисею (книги: Бытие, Исход, Левит, Кн
Исторические книги Ветхого завета.
В этот раздел входят пятнадцать книг (в том числе пять неканонических), которые, продолжая одна другую, описывают историю еврейского народа, его религии, его государства (в те периоды, когда оно су
Лекция 3.
Иудаизм эпохи диаспоры. Талмудический период в истории иудаизма.
В первые века наше эры евреи оказались разбросанными по всему миру. Теперь перед ними стояла особая задача
Основы вероучения иудаизма.
Термин иудаизм, как вы уже знаете, имеет древнее происхождение. Однако применяться по отношению к религии евреев он стал только в первые века нашей эры. Обычно под иудаизмом понимают фактически но
Сионизм. Иудаизм в Израиле.
В конце XIX в. в еврейской общественной мысли особое влияние приобретает сионизм (от названия горы Сион, находящейся в центре Иерусалима). В основе этого течения лежит идея о том, что все евреи до
Возникновение христианства.
Христианство - самая распространенная из всех мировых религий, в настоящее время его исповедует около 1,5 млрд. человек. Христианству исторически принадлежит практически все народы Европы, Америки
Возникновение и становление христианской церкви.
Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа становились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Новая вера считалась опасной ка
Проблема историчности основателя христианства.
Все книги Священного писания - безусловный авторитет для христиан. Однако другие ученые, писатели и публицисты в первую очередь атеистического и материалистического направлений, сомневались и сомн
Становление и формирование христианского мировоззрения.
Огромную роль в становлении мировоззрения христианства сыграла античная, в первую очередь греческая философия. О нравственно-религиозном реформировании жизни, о душе, ее страдании в телесной оболоч
Формирование христианского вероучения.
Христианство, выступавшее как отрицание язычества, являлось в то же время, в определенной степени, продолжением традиций народов Средиземноморья. Особенно велико было влияние иудаизма, из которого
Утверждение основ христианского вероучения.
Общепринятые истины христианства, его основные неизменные положения (догматы) утверждались в острой борьбе с ересями (от греческого слова, означающего особое вероучение, школу). Эта борьба шла н
Споры о троице и возникновение арианства.
С IV века еретические учения начинают появляться среди самих христиан. Самое яркое из них — арианство. Дискуссия о соотношении лиц Троицы завязался накануне провозглашения христиан
Оригинальные черты вероучения христианства.
Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 членов (частей), верят:
1. В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;
2. В единого Господа Иисуса Христа, Сына Бож
Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.
Самая загадочная и страшная книга — «Откровение Иоанна Богослова» или «Апокалипсис» (апокалипсис с гр. откровение). Она завершает Библию.
Некоторые ученые считают, что ав
Этапы образования основных направлений в христианстве.
В настоящее время христианство распадается на три основных направления: православие (ортодоксальная ветвь), католицизм, протестантизм. Часть из них сложилась в глубокой древности – периоде раннего
Споры о Троице и возникновение арианства.
Дискуссия о соотношении лиц Троицы завязалась как раз накануне провозглашения христианства государственной религией. Римской империи. Начало ей положил александрийский священник Арий, выступивший
Учение Нестория и начало христологических споров.
С принятием Символа веры тринитарные споры были практически завершены. Но их продолжением в известной степени была дискуссия о втором лице Троицы, пик которой приходится на середину V в. Толчок это
Раскол христианства на православие и католицизм.
Основное течение христианства, противостоявшее в IV —VII вв. арианству несторианству и другим нехалкидонским течениям, несколько позднее само разделилось на две ветви: западную и восточную. Принято
Культ в православии.
Православие тщательно сохраняет верность традиции во всем, и в том числе в вопросах отправления культа. Еще в первые века христианства постепенно сложились обряды, то есть
Управление католической церковью.
Если восточное христианство не имело и не имеет единого предстоятеля (православных патриархов несколько), то у католической церкви есть глава -римский папа.Его роль и положение с
Католический культ.
Главное богослужение католиков, на котором совершается таинство евхаристии — месса, соответствует православной литургии (понятие литургия обозначает у католиков любое богосл
Русская православная церковь. Основные этапы истории.
В конце X в. во времена правления князя Владимира в религиозной жизни Руси произошел крутой поворот: христианство было принято в качестве государственной религии. Ученые считают, что веру в Хрис
Христианская церковь в Древней Руси.
Мы недостаточно знаем о том, как жила христианская церковь в Киевской Руси. Нет точных сведений о ее первых предстоятелях (руководителях). Церковью на Руси управляли митрополиты, а организационно
Раскол и старообрядчество.
Единство духовной и светской власти, свойственное первой половине XVII в., было резко нарушено во времена царя Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых. Его правление (1645~-1676) о
Русские сектанты.
Дробление старообрядчества, отпочкование от него и от ортодоксальной церкви новых групп верующих, объясняющееся многими причинами, в том числе общественными, политическими и идейными, продолжалось
Русская православная церковь в синодальный период.
В конце XVII в. после раскола и отпочкования ряда сект православная церковь переживала непростые времена. Для укрепления православных устоев в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия,
Православная церковь в советский период.
Еще за несколько лет до октябрьских событий 1917 г. было решено восстановить патриаршество в России, повысив тем самым роль и влияние церкви в стране. Однако Поместный собор, на котором это осущес
Реформация и ранний протестантизм.
В 1546 г. перед Консисторией (органом руководства религиозной общиной) Женевы предстали два главных сановника города. Они обвинялись... в участии в танцах. Нелегко было этим солидным людям принос
Характерные черты и принципы вероучения протестантизма.
Несмотря на то, что между учениями различных направлений протестантизма существует большая разница, можно выделить основное исходное ядро этого учения. Вот в чем оно заключается.
В протестантских церквях нет культа Богородицы и святых, так как эти культы считаются выдуманными людьми. «Слава только Богу» — говорят протестанты.
6. Протестантское богослужение чрезвычайно упрощено (в некоторых течениях сведено до минимума). Здания церквей простые, могут использоваться обычные комнаты. Нет культа икон (кром
Течения раннего протестантизма.
Протестантизм отнюдь не сразу получил общественное и государственное признание. В Европе XVI в. шли религиозные войны, в которых пролилось немало крови за утверждение новой веры. Если в Германии
Течения позднего протестантизма.
Баптизм— очень крупное течение протестантизма, ведущее свое начало от XVII века, хотя развитие оно получило главным образом в XIX—XX вв. В мире — более 75 млн. баптистов. О
Возникновение ислама.
Особенностью ислама является его относительная «молодость». Он возник в первой половине VII века. Поэтому происхождение его яснее, чем других религий, но и здесь много неясного и мифического
Распространение ислама. Оформление Корана.
Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием. После
Вероучение и обрядность ислама. «Пять столпов» ислама.
Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем и, как считают исследователи, в этом отношении он явно уступал другим пророкам. Однако он сумел извлечь из известных ему религий то, что было так нео
Основные направления в исламе.
Подобно другим религиям ислам не является однородным. Он распали на несколько основных течений и множество сект. Правда ислам все же не так раздроблен как христианство - сект в нем меньше и, самое
Коран – священная книга ислама.
Коран (от арабского – «чтение вслух, наизусть») - священная книга мусульман. Коран не сотворен, а существовал предвечно. Коран будто бы передавался Мухаммеду архангелом Джебраилом с седьмого неба
По курсу
«История религии и основы православной культуры»
Предмет и задачи религиоведения. Определение и сущность религии. Религия как социальное явление.
Структура, функции и роль религии. Основные элементы религии.
Перечислить основные элементы в структуре религии: вероучение (мифология, догматика), культ (обрядовые действия), религиозное мировоззрение, религиозное сознание: обыденное и концептуальное, (поясн
Происхождение религии, её ранние формы.
Почему существует проблема возникновения религии?Охарактеризовать традиционную церковно-богословскую версию происхождения религии, версию религиоведения и исторической науки происхождения религии
Иудаизм библейской эпохи. Состав Ветхого завета.
Особая роль иудаизма в общей истории религий. Объяснить происхождение понятия «Иудаизм». Назвать двух главных ветхозаветных пророков, кто является праотцом древнееврейской религии? Кратко описать и
Книги Ветхого завета: Пятикнижие Моисеево.
Назвать состав и содержание Пятикнижия Моисеева. Пояснить содержание и идейную основу книг Торы: Бытие, Исход, Левит Числа, Второзаконие. В каких книгах изложены культовые предписания и запреты, пр
Поучительные и поэтические книги Ветхого завета.
Какие книги относятся к поучительным? Какая драма раскрывается в книге Иова, и какие проблемы описаны в ней между Богом и созданным Им миром? Решены ли проблемы страдания человека и несправедливост
Пророческие книги Ветхого завета.
Сколько сочинений включают в себя книги Пророков? На какие две основные группы подразделяются пророческие книги? Какую группу пророков составляют книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, как назы
Иудаизм эпохи диаспоры. Современный иудаизм.
Пояснить понятие «диаспора». На какие периоды делится эпоха диаспоры и в какой исторический период она началась для евреев? Кто такие раввины: пояснить что такое «признак священства», имели ли его
Место, время и исторические условия возникновения христианства.
Исторические условия и географические пределы возникновения христианства. Социально-политические (тиранический характер правления императоров) предпосылки и экономический кризис: восстания рабов и
Утверждение основ христианского вероучения.
Утверждение догматики в первые века христианства. Поясните понятие «апологетика». Теория Божественного Логоса Филона Александрийского. Главное расхождение последователей школы Филона Александрийско
Социально- исторические причины раскола христианства на западную и восточную ветви.
Предопределение раскола распадом римской империи в 395 г. Падение Западной Римской империи в 476 г. Существование Восточной Римской империи (Византии) до XV века. Различие отношений церкви и госуда
Русская православная церковь: основные этапы истории и современное положение.
Христианская церковь в Древней Руси: канонизация первых русских святых Бориса и Глеба; построение храмов, появление иконописи и монашества (Киево-Печерский монастырь, основанный старцами Антонием и
Реформация и возникновение протестантизма.
Причины Реформации XV-XVI вв. Продажа индульгенций папой Львом X в Виттенберге (1517 г.). Мартин Лютер и его 95 тезисов. Разрыв с Римом в 1520 г. Возникновение лютеранства: новая догматика и обрядн
Характерные черты протестантизма.
Особенности вероучения и обрядности в протестантизме: раскрыть сущность с позиции понимания протестантами каждой характерной черты вероучения и обрядности. 1. исключительный авторитет Священного Пи
Течения раннего протестантизма.
Лютеранство: отвержение Священного предания и идеи спасающей силы церкви; сохранение креста и распятия; признание Крещения и Евхаристии (допущение под видимыми хлебом и вином незримого присутствия
Возникновение ислама.
Пояснить значение понятия «ислам» в переводе с арабского, назвать век зарождения этой религии. Раскрыть основные причины возникновения ислама: упадок транзитной дороги через Мекку, набеги соседних
Мифология и догматика ислама. Заимствования из других религий.
Безграмотность Махаммеда и его отождествление провозглашённой религии с иудаизмом. Заимствование Махаммедом исламской мифологии из Библии: его модифицированное воспроизведение Библии и теологически
Пять столпов» ислама. Обряды и предписания ислама.
Перечислить пять столпов ислама: ташахууд, намаз, ураза, закят, хадж. Пояснить смысл каждого столпа и озвучить в переводе. Почему Махаммед объявил себя «печатью пророков» и выше всех пророков? В ка
Основные направления ислама.
Перечислить основные направления в исламе. Первый раскол в исламе и разделение на два основных направления. По каким причинам произошёл раскол (религиозные, политические, отсутствие разделения духо
Возникновение буддизма. Его вероучение, этика и обрядность.
Место, время и исторические условия возникновения буддизма. Легенда о Гаутаме: основатель буддизма – реальная историческая личность. Реальная и мифологическия интерпретации Гаутамы Будды. Четыре бл
Направления буддизма.
Основные направления буддизма: первый раскол буддийской общины в IV в. до н.э. в городе Вайшали. Формирование Хинаяны («малая колесница») – южная школа буддизма и Махаяны («большая колесница») – се
Национальные религии Индии: индуизм.
Индуизм как продолжатель идей ведической религии и брахманизма (пояснить термины «брахманизм», «хинду дхарма»), сформированный к середине 1 тыс. н.э. Преимущественное почитание богов Шивы и Вишну в
Национальные религии Индии: джайнизм и сикхизм.
Основатель ждайнизма в VI в. до н.э. Д. Махавира. Трактовка понимания джайнизмом Вселенной, человеческого знания. Дуализм в джайнизме: Джива и аджива. Пояснить сущность этих понятий. Два основных н
Национальные религии Китая: конфуцианство.
Конфуцианство как комплекс религиозных, философских и этических доктрин в Китае. Основатель Кун-Цзы (Конфуций, 551-479 гг. до н.э.) Проповедование Конфуцием мудрости прошлого, гуманность, справедли
Национальные религии Китая: даосизм.
Даосизм как одно из основных течений китайской философии в IV – III вв до н.э. Пояснить значение понятия «дао». Влияние Даосизма на развитие духовой жизни Китая вплоть до XX в. Трактат «Дао дэ цзин
Синтоизм и религиозные традиции Японии.
Пояснить понятие «синто». Синто – традиционная религия японцев, сложившаяся в IV-VII вв. как широкий комплекс представлений, ритуалов, обычаев, традиций, верований, являющиеся частью японской истор
Новости и инфо для студентов