рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Упражнение 134 МЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Упражнение 134 МЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ - раздел Искусство, ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ Соединим В Одном Упражнении Мысленное Действие И Память Чувствований. ...

Соединим в одном упражнении мысленное действие и память чувствований.

— Представьте себе, что перед вами на столе блюдечко с лимоном, розетка с сахарным песком, нож. Мысленно возьмите нож и отрежьте кусок лимона. Помогайте себе мысленной речью про себя или вслух. Видите внутренним зрением? — правой рукой вы берете ножик, левой придерживаете лимон (вспоминаете его желтую шероховатую кожу?), приближаете к нему нож, начинаете отрезать верхушку... Не торопите мысль, не пропускайте ни одного звена в цепочке оживающих воспоминаний. Нож врезается в кожуру, на ней проступает маслянистая, пахучая эссенция (видите ее капли? вопоминаете запах?). Нож режет лимон. Текут из-под ножа капли сока. Верхушка отрезана, отложена. Режем снова. Обильнее течет сок, блестит влажная поверхность среза... Кружок отрезан? Вы кладете на стол нож,


берете кружок лимона (какой он сочный, душистый!) и, обмакнув его в розетку с сахарным песком, подносите ко рту. Хочется положить его в рот? Кладите. Прижимая языком кисленький кусочек лимона к нёбу, выдавливайте сок... Ручаюсь, что рот ваш сейчас наполнен слюной, хоть лимона пет и в помине. И знаете ли? Если подвергнуть сейчас вашу слюну химическому анализу, то обнаружится удивительная вещь — слюна будет точно такого, особого состава, какой выделяют наши слюнные железы при встрече с настоящим лимоном.

— Лимоном полакомились? Совершим мысленно еще одно действие. Вспомните свежую оконную замазку. Влажный сероватый комок на мокрой тряотке. Вспомните своеобразный запах замазки — сочетание олифы, купоросного масла и мела. Отделите пальцами кусочек, поднесите его мысленно к носу, понюхайте. Все представляют себе, как держат пальцы кусочек замазки? .. А теперь положите этот кусочек на язык!.. Сама собой отдернулась голова? — уже не мысленно, а на самом деле?

Упражнение 135 ЧИРКНИ СПИЧКОЙ!

— Зажгите воображаемую спичку... Не верю. Откуда она взялась? Начните действие с самого начала, не нарушая логики и последовательности отдельных физических действий. Достаньте из кармана воображаемый коробок, откройте его, выньте спичку...

— Как открывают коробок — забыли? Проверьте это на настоящем коробке.

— Отложите настоящий, возьмите воображаемый коробок (где он у вас лежал?), откройте его, как если бы он действительно был в ваших пальцах. Видите его внутренним зрением? Вспоминаете его шероховатые бо-

!60


ка, гладкую поверхность этикетки, грани самой спички? Чиркайте! Вспоминаете?— треск зажигания, дымок, разгорающееся пламя... А для чего вы чиркнули? Что вам понадобилось зажечь или осветить?

— Я в темный подвал вхожу.

— Я поджигаю бикфордов шнур.

— Потеряла иголку в темном углу.

— Ставлю банки больному братишке.

— Зажигаю газ в ванной колонке.

— Мне три года, мама ушла, а спички на столе оставила.

— Чиркните спичкой еще раз, выполняя эти цели. Действуйте с мысленной речью про себя.

Упражнение 136

кухня

Из упражнений на действие с воображаемыми предметами.

— Наша аудитория — это кухня. На кухне готовится обед. Смотрите — здесь варится борщ. Вспомните, как он выглядит, как пахнет. Здесь — жарятся котлеты, вот на этой воображаемой сковородке. В этой кастрюльке — макароны. Здесь — остывает уже готовый малиновый кисель. Вот висит разливательная ложка, вот стоят глубокие тарелки, вот мелкие. Вот чистые ножи, вилки, ложки. Вот подносы. Стаканы. Освойтесь в кухне.

— Обед готов, вас ждут. Налейте две тарелки борща, положите две порции котлет с макаронами, налейте два стакана киселя, ставьте все на поднос и несите в столовую.

— Пусть работает память всех чувствований. Осознайте видения всех предметов, с которыми вы соприкасаетесь. Вспоминайте звуки, запахи, характер прикосновений. Не надейтесь, что вам удастся непрерывно видеть всю кухню в целом и все отдельные предметы.


Не удастся (если вы не душевнобольные), да и не к чему. Старайтесь лишь в каждый данный момент, действуя с предметом, либо вспоминать его зрительный образ, либо вес, запах, температуру, вкус. Поскольку ни одно из воспоминаний не живет в одиночку, каждое потянет за собой следующие. Но это уже не ваша забота. От вас вот что требуется — в каждый данный момент одно конкретное действие, в каждый данный момент одно конкретное чувствование.

— А если бы во всем доме погас свет, как бы вы действовали? Котлеты ведь надо дожарить... Не пытайтесь увидеть воображаемую темноту — это невозможно! Действуйте так, как если бы было темно. Вспомните— ведь приходилось же вам бывать в темной комнате и искать что-то.

— Отрепетируйте дома это упражнение, «накатайте» видения. Сначала делайте все сознательно, с мысленной речью вслух: «Вот плита, зажжены две конфорки, вот одна, на ней кастрюля с борщом, большая алюминиевая кастрюля, крышка приоткрыта, валит пар, вот другая конфорка, на ней сковородка, шипит масло...» Повторяйте, «накатывая», таким образом, видения в действии. В результате — вы приподнимаете воображаемую крышку кастрюли, а на экране внутреннего зрения увидите рядом — само собой возникшее, «накатанное» — сковородку с шипящими котлетами. Тут уж руки сами станут осторожными, чтобы брызги кипящего масла на них не попали!

Упражнение 137 ПОВАРА И ПОВАРЯТА

Задание первой половине группы:

— Вы — повара. Предлагаю каждому любое из трех дел: тереть на терке хрен, резать белый лук колечками, приготавливать горчицу, растирать ее. На реальный

16?


стол поставьте воображаемые кухонные предметы, какие вам нужны, и действуйте, но так, чтобы поварятам было ясно, как нужно работать. Другой половине группы:

— Вы — поварята. Вы еще не умеете ни лук резать, ни хрен тереть, ни горчицу готовить. Учитесь. Внимательно наблюдайте, как это делают повара, не пропускайте ни одного движения, запоминайте их последовательность. Пусть непрерывно работает ваша зрительная память и все виды памяти чувствований. Слезы текут? Иначе и быть не может — лук режете!

— Теперь пусть поварята работают, а повара следят и указывают на их ошибки.

Такое деление группы па действующих и следящих за действием полезно делать во многих упражнениях, не только в этом. Активное наблюдение за воображаемым действием — сходно с самим воображаемым действием. И у действующих и у следящих за действием тренируются одни и те же механизмы психотехники. Кроме того, здесь есть взаимосвязь с партнером — через воображаемый предмет.

Упражнение 138 КОНВЕЙЕР

Ученики сидят в кругу. Педагог называет какой-нибудь воображаемый предмет. Например:

—- У вас котенок!

Нужно передавать воображаемого котенка по кругу так, как если бы он был живым, используя все известные ученикам виды памяти чувствований — надо видеть котенка на экране внутреннего зрения, слышать его мяуканье, ощущать пальцами, какой он теплый, пушистый, мягкий, легкий.

— Еще до того, как вы получите котенка,.вспомните все, что связано с этим живым существом в вашей


памяти — зрительной, осязательной, слуховой. Когда вы получили котенка, проверяйте свои воспоминания, действуя так, как если бы в ваших руках был котенок. Передали его дальше, а сами продолжайте вспоминать испытанные сейчас ощущения и продолжайте действовать с котенком, но уже мысленно.

— Ничего не изображайте для нас, не старайтесь нас убедить, что это прелестный котенок. Действуйте логично и последовательно.

— Хорошо ли вы представляете себе котенка в ваших руках? Расскажите, какой он, какого цвета его шерстка. Рассказывая, действуйте, играйте с ним.

— Почему вы передаете котенка? У каждого должна быть своя причина и своя цель. По зная цели действия, нельзя действовать.

Упражнение 139 ЭТО НЕ КНИГА-;

По конвейеру пускается какая-нибудь книга. Что она обозначает — придумывает каждый ученик:

— Это шляпа.

— Это змея.

— Это торт.

— Это мина.

— Это клетка с канарейкой.

Получив названный предмет, ученик соответственно действует с ним, тренируя память чувствований, а затем передает соседу, придумывая и объявляя другое обозначение предмета.

Упражнение 140 ЛОВИ КАСТРЮЛЮ!

Ученики, сидящие в большом кругу, перебрасываются воображаемыми предметами. Бросая, ученик объявляет, какой это предмет. Тот, кому кидают, должен не-


медленно пристроиться к предмету — ведь котенка, скажем, нужно ловить иначе, чем змею.

— Кастрюля! — кричит ученик, швыряя что-то воображаемое.

— Вы решили, почему вы кидаете товарищу кастрюлю? Сначала нужно придумать цель действия, а она вряд ли заставит вас так истошно кричать, как будто вы бомбу кидаете. Затем нужно ощутить в своих руках воображаемую кастрюлю,— тогда вы не станете ее швырять, как ком бумаги.

— Вы поняли, для чего вам кидают кастрюлю? Если даже вы не угадали намерения товарища, вы должны сами решить, для чего это он вам кинул такой странный предмет. Вы протягиваете руки, чтобы поймать воображаемую кастрюлю, — это начало действия, цель, которого вам должна быть известна.

— Разрешаются любые причины и цели, кроме одной— «я пугаю товарища» (а для того, кто ловит,—■ «я растерялся от неожиданности»).

Заметим, что и в этом упражнении важную роль играют взаимосвязь и взаимозависимость между партнерами — основа общения.

Упражнение 141 ДОРОГА

Ученики берут по стулу и отправляются «в дорогу». Заранее определяется сложный маршрут по комнате. Педагог ставит условия:

— Стулья — это большие, тяжелые ящики. Решите сами, какой в них груз, какого веса, куда вы несете их. Когда решите, действуйте в придуманных обстоятельствах.

— Стулья — это дорогие музейные экспонаты, образцы старинной мебели.

— Стулья — это хрупкие приборы для лаборатории.


Упражнение 142

КОРОБКА С БИСЕРОМ

— Представьте себе, что на коленях у вас коробка с бисером. В ней разные отделения — красный бисер, голубой, желтый и белый. Освойтесь, решите, какая коробка, откройте ее, посмотрите, где какие бисеринки лежат. Возьмите воображаемую нитку и нанизывайте на нее бисер в такой последовательности: три голубых бисеринки, одну желтую, одну белую, две красные, одну белую и снова — три голубых и т. д.

Нужно тренировать в этом упражнении непрерывность, логическую последовательность воображаемых действий, их завершенность.

Упражнение 143 ПОДГОТОВКА СТОЛА

Это индивидуальное упражнение на тренировку памяти всех органов чувств.

— Подготовьте стол к приходу гостей. Решите сначала, по какому случаю собираются гости, где вы их будете принимать, кого из знакомых ждете. Реальный стол накройте воображаемой скатертью и поставьте все воображаемые вещи, какие вам необходимы: тарелки, ножи, вилки, салфетки и пр. Нарежьте хлеб. Принесите с кухни закуски и салаты. Готовили их не вы, так что перепробуйте все, хорошо ли сделано, в меру ли посолено. Досолите, если нужно. Разложите на блюда и вазочки, разукрасьте свежей зеленью.

Не стоит заботиться об интересных поворотах сюжета и превращать это упражнение в игровой этюд. Ценно еще и еще раз пробудить память всех чувств, от-тренировать механизмы переключения, поработать над непрерывностью видения, над логикой и последователь-


ностью действий с воображаемыми предметами, над завершенностью каждого действия, над доведением каждого действия до полной веры и правды.

Упражнение 144 ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ВЕЩАМИ

«Основными гаммами для актеров» называл Станиславский упражнения на действие с воображаемыми предметами. «Тот, кто выполняет маленькие физические действия,— говорил он, — тот знает уже половину системы».

В качестве перечня возможных упражнений приведем выписку из заметок Е. Вахтангова:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ

На сайте allrefs.net читайте: "ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Упражнение 134 МЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОТ А В TOP A
Эта книга о том, что такое тренинг творческой психотехники и как тренируются творческие навыки актера. Упражнения, помогающие актеру находить верное творческое самочувствие, развивающие и

ТРЕНИНГА
«Чувство явится у Вас само собою; за ним не бегайте; бегайте за тем, как бы стать властелином себя». Из письма Н. В. Гоголя М. С. Щепкину Учеников театральных школ, уч

ПСИХОТЕХНИКИ
«Учитесь на том, что трудно и не дается, а не на том, что легко и само собой выходит!» К. С. Станиславский Эти разделы книги содержат упражнения актерского тренинга, м

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РАБОЧЕГО САМОЧУВСТВИЯ
Организованность, коллективность законченность действий. Тренинг сосредоточенного и рассредоточенного многоплоскостного внимания. Упражнение 1 ТВОРЧЕСКИЙ ПОЛУКРУГ Начинать

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ВОСПРИЯТИЙ
Совершенствование зрительных восприятий и зрительной памяти. Наблюдательность, воображение и фантазия. Ориентировка в пространстве. Слово и внутреннее видение. Пространственное видение. Ассоциат

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СЛУХОВЫХ ВОСПРИЯТИЙ И ДРУГИХ СЕНСОРНЫХ УМЕНИЙ
Совершенствование восприятий и памяти — слуховой, осязательной, кожной, обонятельной и вкусовой. Тренинг памяти комплексных чувственных образов. Тренинг механизмов переключения. Действие

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЫШЕЧНОГО ВНИМАНИЯ
Совершенствование мышечно-двига-тельных (кинестетических) восприятий и памяти. Тренинг мышечного контролера. Тренинг мысленных действий. Действие с воображаемыми предметами. Упражне

РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКОЙ СМЕЛОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ХАРАКТЕРНОСТИ
Действие в осложненных предлагаемых обстоятельствах. Оправдание необычного физического самочувствия. Упражнение 172 ГОТОВНОСТЬ Для упражнений на действие в непривычных обст

ТРЕНИНГА
ОДАРЕННОСТЬ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ Все живое в мире живет, развивается, усложняется и совершенствуется, испытывая непрестанное воздействие окружающей среды и непрерывно с ней взаимодейств

Сергей Васильевич Гиппиус ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ
Л.-М. «Искусство» 1967 г. стр. 296 792 С Редактор Л. А. Филатова Оформление художника А. А. Чумаченко Фотограф М. Ф. Мейеров Художественный редактор Я. М. Окунь Технический редактор 3. М.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги