рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эммануил

Эммануил - раздел Искусство, ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В Редко Христос Изображается В Младенческом Образе. Такой Тип Называется Эмману...

Редко Христос изображается в младенческом образе. Такой тип называется Эммануил – "с нами Бог". Если Эммануил изображается с нимбом
в форме звезды, то икона называется Ангел Великого Совета (Приложение 29).

 

 

КАНОН ИЗОБРАЖЕНИЯ БОГОМАТЕРИ

В народном сознании Богоматерь всегда воспринималась как хранительница и спасительница земли русской. Поэтому, если в иконах Христа видели прежде всего судию и грозного царя, то в иконах Божьей Матери – защитницу, страдательницу и заступницу грешного мира перед Богом, наделяя иконы чудотворной силой.

Особое значение иконы Богоматери отразилось и в иконостасе: с правой стороны от царских врат помещали образ спасителя, а с левой – Богоматери.

Необычайным разнообразием отличались типы изображений Богоматери с младенцем Иисусом на руках как символа извечного материнства
и грядущего "искупительного" подвига Христа во имя духовного очищения человечества. При этом, в зависимости от характера внутреннего содержания образа, все типы имели специальные собственные наименования: например, "Умиление", "Нечаянная радость", "Милостивая", "Доброчадие", "Одигитрия" ("Путеводительница"),"Всех скорбящих радость", "Утешительница". Некоторые названия были связаны с географией прославления или особой распространенности богородичной иконы, тогда в названии указывалось имя города, села или же монастыря: таковы, например, иконы "Владимирская", "Тихвинская", "Смоленская" и целый ряд других.

Изображение Богоматери чаще всего поясное, реже – оплечное или
в рост. Облачение Богоматери – мафорий (большое покрывало с каймой темно-вишневого цвета – символ величия и царственного рода), чепец синего или зеленого цвета, туника (длинное платье с узкими рукавами и украшениями на обшлагах темно-синего цвета – символа целомудрия и небесной чистоты). Три звезды, украшающие мафорий, символизируют чистоту Девы Марии.

Одежды Богоматери традиционных цветов – красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и их цвета символизируют соединение в ней девства и материнства, ее земной природы и небесного ее призвания.

Всего же в России в разное время было известно около шестисот наименований наиболее чтимых икон с изображением Богоматери и около двухсот различных типов икон Богоматери. Основных типов – четыре: Оранта, Одигитрия, Умиление, Знамение.

Оранта (Молительница)(Приложение 6)

Богоматерь изображается без младенца с поднятыми руками, т. е. молящейся за весь человеческий род. Божия Матерь – ходатаица перед Богом и заступница в житейских бедах, "защитница от глада, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти и от нападения вражия". Ладони ее открыты и руки подняты до плеч, что означает предстояние Богу. Когда на груди Богоматери в круге славы изображают Младенца Христа, ее называют Великая Панагия – Всесвятая. Образ всеблагой заступницы особо почитался в Киевской Руси, где он именовался также Нерушимой Стеной.

По обе стороны от Марии часто изображаются силы небесные – либо архангелы с зерцалами в руках, либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть.

Знамение(Приложение 30)

Аналогичное Оранте поясное изображение Богоматери с Младенцем
в круге славы означает земное воплощение Богочеловека Христа. Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип, и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: Ветхого Завета – пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового 3авета – слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет
на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, т. е. молящейся,
с воздетыми к небу руками; на уровне груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной".

Одигитрия "Путеводительница" (Приложение 31)

Богоматерь изображается с Младенцем Христом на левой руке. Голова Божией Матери повернута к Младенцу. Правая Рука Младенца благословляет, в левой руке у него свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).

Свободной рукой Богоматерь как бы указывает на Младенца. В жесте Богородицы, указующем на Христа, – ключ к этому образу – Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя ко Христу. Она несет наши молитвы
к богу. Иконописный тип Одигитрия воплотился в иконах Смоленская, Иверская, Тихвинская, Иерусалимская и др.

Умиление (Елеуса) (Приложения 22, 26)

Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со своим сыном. Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувших друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к сыну, а он обнимает рукой мать за шею.

К типу Умиление относятся Владимирская, Донская, Ярославская и другие иконы.

По преданию, Владимирская Божья Матерь(Приложение 26) написана евангелистом Лукой на доске того стола, на котором трапезовали Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. Владычица, увидев этот образ, произнесла: "Отныне ублажат меня все роды, благодать Родящегося от Меня и Моя с этой иконой да будет".

Икона эта была перенесена в V веке из Иерусалима в Константинополь. Патриарх Константинопольский послал ее в дар князю Юрию Долгорукому. Сын его Андрей Боголюбский по велению Божьей Матери поставил икону во Владимире в 1155 г. в построенном для нее Успенском храме. С тех пор икона называется Владимирской. В 1395 г. она была перенесена в Москву и явила чудо спасения города от нашествия Тамерлана.

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть хотя бы из огромного количества икон, посвященных ей. С. Булгаков так пишет: "Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия".

Вопросы для повторения

1. Как изменялись эстетические принципы русской иконописи во времени?

2. В чем отличие иконы от обычной картины?

3. Какие иконописные типы изображения Богоматери сложились на Руси?

4. Какие типы изображения Христа есть в иконописном каноне?

Темы рефератов

· Византийское влияние на русскую живопись.

· Смена композиционных и колористических особенностей от Ф. Грека до А. Рублева и Дионисия.

· Символика цвета в древнерусской живописи.

Литература

1. Рублев, А. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Альбом / Сост. Э. К. Гусева. – М., 1999.

2. Беленький, Е. Ф. Химия и технология пигментов / Е. Ф. Беленький, И. В. Рискин. – Л., 1960.

3. Малков, Ю. Г. Русские иконы XII–XIX веков / Ю. Г. Малков. – М., 1988.

4. Московская икона XIV–XVII веков. Альбом. – Л., 1988.

5. Плугин, В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва / В. А. Плугин. – М., 1974.

6. Популярная художественная энциклопедия. Кн. I. – M., 1986. Ст. : Икона. Иконография. Иконопись.

7. Трубецкой, Е. Н. Умозрение в красках / Е. Н Трубецкой. – М., 2000.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В

На сайте allrefs.net читайте: ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В. Т В Берченко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эммануил

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней! А. Блок Три этапа развития славянского язычества. Отражение структуры мира в славянской мифологии.

Н. Колычев
Древнерусское деревянное зодчество поражает типологическим многообразием и совершенством форм. Лес и судьба России неразделимы. Он во все времена был кормильцем, верным другом и защитником

Символика внешних архитектурных форм.
Верх храма – это основание-барабан, которое иногда называют "трибун", или "шея", и глава, состоящая из "луковицы" (или "маковицы") и креста.

Символика внутренних архитектурных форм.
Алтарь– наиболее важная часть храма – всегда находится на восточной стороне храма. Слово "алтарь" – означает "высокий жертвенник" (alta aru). Традиционно древни

Откровенья чистой красоты.
М. Волошин История иконописи. Техника написания икон. Система средств художественной выразительности в иконе. Великие иконописцы. Устройство иконостаса.

Предание о посещении русской земли Апостолом Андреем
<...> Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни – устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье Днепровское, и оттуда отправился вверх

В чьем ты сердце билась
С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетали утки – уронили дудки.

Поморская пословица
"ЦЕРКОВЬ, КУПОЛОМ В НЕБО ВОНЗЕННАЯ" (АРХИТЕКТУРНЫЙ УСПЕНСКИЙ АНСАМБЛЬ В С. ВАРЗУГЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛ.) Работа выполнена в рамках Студенческой науч

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура Древней Руси – явление уникальное. Древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы. Взаи

Т. В. Берченко
  ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В. [1] Об У

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги