рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ одной из драм Клейста.

Анализ одной из драм Клейста. - раздел История, Общая характеристика эпохи романтизма исторические предпосылки, уровень научного знания   Краткое Содержание Трагедии «Пентесилея» (Я Выбрала Ее, Т....

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРАГЕДИИ «ПЕНТЕСИЛЕЯ» (я выбрала ее, т.к. к ней есть материал + в списке лит-ры она указана)

Трагедия написана в 1806-07 годах и основана на одной из версий мифа о Пентесилее и Ахилле. Действие происходит на поле сражения близ Трои.

Одиссей, Антилох и Диомед беседуют о царице амазонок Пентесилее, приведшей войска, чтобы снять осаду с Трои. Одиссей уже предлагал ей отказаться от намерений, но та сказала, что «ответ пришлёт из колчана».

Одиссей повторно посылает войска с предложением мира, но амазонки их атакуют и берут в плен Ахилла. Однако тот спасается из плена, несмотря на преследование Пентесилеи.

Царица в ярости хочет убить героя: «Достоин лишь один моих ударов!» Служанка Протоэ замечает отношение госпожи к Ахиллу: «В тебе огонь любви пылает», и говорит, что и сама влюбилась в пленника Ликаона, царя Аркадии. Пентесилея в гневе обвиняет её в предательстве, но тут же заливается слезами и бросается ей на шею: «Ты лучшая из всех моих подруг / Идём сражаться, будем побеждать». Они уходят.

Появляется верховная жрица богини Дианы с корзинами роз в сопровождении радостных, весёлых девушек и вооружённых амазонок с пленниками. Жрица спрашивает амазонок, отчего те не празднуют во имя любви, а те отвечают, что мужчины отвергают их общество.

Вбегает амазонка с дурной вестью: греки наступают, войско амазонок разбито. Царица повержена в схватке с Ахиллом: «Почуя смерти сень, с коня упала. / Когда она, его покорна мести, / В пыли лежала, думали мы все, / Что в ад её он тотчас ниспровергнет; / Но бледный он стоит, непостижимый, / Как смерти тень». В эту минуту в залу входит израненная, бледная Пентесилея. Служанки уговаривают её бежать от Ахилла, но она отказывается: «Утомлена душа моя смертельно. Бегите, коль хотите», «Быть лучше прахом, чем немилой другу». Служанки в отчаянии называют её безумной, заклинают спасаться, но Пентесилея отказывается, пытается броситься в реку, но Протоэ ее останавливает.

Оставшиеся в живых амазонки готовятся защищать свою царицу. Приближающийся Ахилл разоружается, отказываясь биться с амазонками: «Я в сердце вами раненный глубоко, я к вашим маленьким ногам склоняюсь». Тем временем приближается царь Диомед с войском, призывая амазонок сдаваться. Протоэ и Ахилл уносят царицу подальше от места битвы. Она дышит. Ахилл рассказывает Протоэ о своей о любви к Пентесилее, но тут царица приходит в себя, и Ахилл прячется за деревом, чтобы не испугать её. Пентесилея говорит, что видела кошмар, где стала пленницей и любовницей Ахилла: «Проклятье тем, кто дожил до позора, проклятье мне, когда приму я мужа». Увидев героя, который явно не собирается нападать на неё, она думает, что битва выиграна в плену у неё, и Ахилл это подтверждает, преклоняя перед ней колени. Торжествующая Пентесилея приказывает привести Ликаона, возлюбленного Протоэ, та кивает и уходит. Хор поёт гимны о славной победе, убеждая царицу в триумфе. Ахилл говорит Пентесилее о своей любви, и та отвечает ему взаимностью — теперь, когда Ахилл — побеждённый пленник, честь её не будет поругана, если она станет его женой. Она хочет увидеть войска, но вернувшаяся Протоэ убеждает её, что они гонят убегающих греков.

Пентесилея рассказывает, что амазонки происходят от побеждённого врагами народа. Однажды пленённые жёны, не в силах терпеть удела слуг и рабынь, убили захватчиков и стали себе хозяевами. Пополнялось царство амазонок сильнейшими со всей страны женщинами, прошедшими тяжёлые испытания в столице амазонок Фемискире.

Ахилл спрашивает: «За что меня преследуешь так рьяно?». Пентесилея отвечает, что когда её мать была при смерти, то завещала ей обвенчаться с Ахиллом Пелидом, весть о славных подвигах которого дошла и до Амазонии. «Звучали откликами битв троянских, Исчезла скорбь», в душе возникнул великих мир воинственных утех«. Увидев Ахилла, Пентесилея и сама влюбилась в него до беспамятства.

Слышится звон оружия — приближаются греки — и Ахилл вынужден открыть царице правду: «Счастьем бранным ты мне отдана и это ты к моим ногам поверглась, когда в бою мы встретились — не я». Пентесилея в отчаянии и смятении — честь воспрещает ей, царице амазонок, становиться женой своего победителя. Вбежавший военачальник сообщает, что счастье теперь на стороне амазонок, теснящих войска греков.

Появляется войско амазонок, греки бегут, Одиссей уводит Ахилла: «Безумец! Не время здесь упрямиться!»

Царица остаётся с жрицей и амазонками. Пентесилея проклинает «позорную победу». Жрица, выступая из толпы, обличает царицу в неблагодарности своему войску, желании отдаться врагу. Приходит вестник, сообщая, что Ахилл вызывает Пентесилею на поединок. Царица, не понимая замысла Ахилла сдаться ей в плен, в ярости от предательства, вооружается и собирает собак и слонов для битвы с Ахиллом.

Ахилл рассказывает о своей влюблённости Одиссею. Одиссей пытается его отговорить, но тот непреклонен — он хочет отдаться в плен царице, ведь тогда он может стать ей мужем. Пентесилея откажется сочетаться с ним браком, будучи на положении рабыни.

Одна из амазонок прибегает к верховной жрице со страшной вестью: царица, потеряв человеческий облик, вместе со псами терзает Ахилла.

Пентесилея, придя в себя, видит труп, прикрытый ковром и в страхе спрашивает, не Ахилл ли это. Увидев убитого возлюбленного и поняв, что его смерть дело её собственных рук, царица в ужасе и отчаянии целует тело: «Теперь скажу я просто, что хотела. Тебя любила. Больше ничего».

Пентесилея отпускает амазонок в Фемискиру: «от закона наезниц я отрекаюсь и следую за юношей Пелидом». Протоэ понимает, что царица хочет покончить с собой и забирает у неё оружие. Пентесилея не противясь отдаёт кинжал и стрелы, отвечая: «Теперь я в глубину души спускаюсь, / Как в шахту. / Там, холодное жлезо, / Я чувство нахожу уничтоженья. / Его очищу пламенем тоски, / И сталь скую, и напитаю ядом / Раскаянья, насквозь горчайшим ядом. / На вечной наковальне упований / Я заострю, я отточу кинжал, / И этому кинжалу грудь подставлю. / Так! Так! Ещё! Ну вот и хорошо!». Царица умирает, Протоэ произносит, глядя на ее тело: «Цвела так гордо, потому и пала. / Выносит бурю омертвелый дуб, / Но крепкий буря сломит и повалит, / Вцепившися в роскошную вершину».

___________________________________________________________________________________

Генрих фон Клейст, драматург (из лекции 5.04.13)

Современник Гейдельбергского романтизма (это второй этап немецкого романтизма; первый этап называется Йенским). Но он совершенно самостоятелен. Его ставят и сейчас – настолько он талантлив. Гораздо более известен, чем его современники. Общее: начинает свое творчество на волне антинаполеоновского настроения. Его ненависть настолько велика, что он обдумывает убийство Наполеона, но, конечно же, ничего не предпринимает. Это выражение общего настроение: Гейдельбергский романтизм начал свое существование на патриотической волне борьбы с нашествием Наполеона в 1805-1806гг.

Даты жизни: 1771-1811. До поражения наполеона не дожил! – оно с 1812 года. Умер: вместе со своей возлюбленной покончил с собой, рядом. Писал, что «не может повернуть мир назад». Создавая свои произведения, чувствовал, что в сущности ничего не может сделать.

Писал трагедии и комедии, но в комедиях появляется трагедийный оттенок. Особенно заметно, когда берет заимствованный сюжет.

 

ДРАМАТУРГИЯ

«Семейство Шроффенштейн» (трагедия). Повторенная фабула «Ромео и Джульетты». Вражда двух семейств, цепь убийств в результате этого. Дети: Отокар и Агнесса. Особенно подчеркивает внутреннюю борьбу, которая в них происходит. Когда они встречаются, они не знают, что должны быть врагами. И когда они узнают, кто они есть, узнают об этой непримиримом положении, особенно разворачивает эту внутреннюю борьбу. Цель: показать, что человек противоречив и двойственен (романтизм!). В человеке нет чего-то одного, цельного, и если одно побеждает другое, то ценой больших страданий. Конец – как и у Шекспира. Как у Шекспира, но совершенно новое.

«Разбитый кувшин» (комедия). Охотно ставят и сейчас. Но: ставят так, как положено ставить комедии, хотя и туда внесен трагический элемент. Помимо того, что там жанровые зарисовки, юмор, гротеск. Смешной сюжет. Но это опять-таки сильные чувства персонажей. Настолько сильные, что комедии это как-то неприсущее. Там трагизма нет, но переживания есть, которые не вызывают смех!

«Амфитрион» (это комедия Мольера). А у него она вся перелагается, но между тем там драматизм комических ситуаций. Она узнала, кто это, перед ней два А. и она колеблется между двумя Амфитрионами. Раздвоенность души опять. И обманщик Юпитер сам начинает себя чувствовать Амфитрионом.

«Петнесилея» (трагедия)

Миф: Амазонка и Ахиллес, с которым она вступает в сражение. Здесь это опять сильнейшая борьба внутри Пентесилеи, потому что в ней и любовь, и гордость амазонки. Чему уступить? Хочет уступить любви, но в тот момент, когда уступает, она перестает быть сама собой. А ведь амазонка должна победить в бою того, чьей она станет. После победы над Ахиллесом, она говорит, что «ей незачем больше жить после его смерти». В ней победила амазонка, но она же сама себя этим и уничтожила.

 

НОВЕЛЛЫ (ПРОЗА)

«Нищенка из Локарно», «Найденыш», «Землетрясение в Чили». Испытание характера, который проявляется в смирении человека. Религиозное смирение. Как раз и проверяет человека.

«Михаэль Кольхаас» (можно назвать по-русски повестью). История из 16 века (рубежа 15-16). Весь сюжет выливается в мысль о борьбе и вопросе борьбы. Когда не находит нигде справедливости, он начинает бороться за нее сам. Совершает насилие – фактически идет против нее, хочет убить противника. Создав банду разбойников, преследует этого человека, бесчинствует. Жертва насилия становится его носителем. Настолько, что к нему обращается сам Мартин Лютер: «Ты, возомнивший, что тебе вручен меч правосудия и справедливости». Никто не правомочен устанавливать их! В конце концов, он идет на казнь и принимает эту казнь, т.к. понял, что виноват, принимает это наказание – и тут опять! смирение.

__________________________________________________________________________________

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика эпохи романтизма исторические предпосылки, уровень научного знания

Говоря об особенностях романтизма необходимо выделить общие черты романтических произведений... Наличие романтического героя... Особенность конфликта конфликт предыдущего века проявлялся в борьбе между сословиями в которой побеждает простой...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ одной из драм Клейста.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика эпохи романтизма (исторические предпосылки, уровень научного знания).
19 век особый потому, что в нем происходит смена исторических основ, философских направлений. Всё это сказывается на литературе, потому что она есть живое восприятие поэта- живого человека — которы

Романтизм как мировоззрение. Роль философского учения Фихте (Я - не-Я), диалектики Шеллинга.
Завершение 18 века ознаменовалось философией Канта — это в Ленском (Ленский как человек 18 века с верой в направляемость всего, что происходит; Онегин как человек 19 века). 19 век — философия Фихте

Романтизм как литературное направление, время его появления в разных странах, основные представители в каждой из стран.
Просвещение — философия рационализма, разума. Но против этого выступил сентиментализм. Правда он не отрицал разум — он говорил, что разум надо подправить чувством, потому что нельзя игнорировать се

Особенность лирики У.Вордсворта.
Одним из зачинателей романтизма в английской литературе является Вильям Вордсворт. Его обычно относят к поэтам «озерной школы» или «лейкистам» (от англ. lake – озеро), поскольку он проживал в живоп

Основные произведения Байрона. Углубление пессимистического характера конфликта от «Паломничества Чайлд-Гарольда» до «Каина».
  · Лорд Джордж Гордон Байрон (1788-1824) o самый крупный автор среди романтиков; с ним очень связана русская литература o поэт позднего романтизма

Смысл образа байроновского (байронического) героя и его значение в европейской литературе.
  · Под влиянием Байрона возникло романтическое течение в литературе начала XIX века – байронизм o один из эпизодов поэзии «мировой скорби» § Байрон придал этой поэз

Гейдельбергский романтизм, его связь с историческими событиями времени. Идея «народности», обращение к фольклору («Волшебный рог мальчика»).
Этапы немецкого романтизма: 1 – йенский (Шлегель, Новалис, Тик), 2 –гейдельбергский(Арним, Брентано, Клейст), 3 – в эпоху Реставрации – (Гофман, Шамиссо, Гейне). Второй эт

ГОРЕМЫКА ШВАРТЕНГАЛЬЗ
  В пути заметил я трактир И постучал в ворота: «Я горемыка Швартенгальз, Мне пить и есть охота!»   Хозяйка отворила дверь.

ВЕЙНСБЕРГСКИЕ ЖЕНЫ
  Мы затянем с вами чинно Эту песнь седых времен. Есть серьезная причина Нам воспеть отвагу жен, Верность женскую прославить В подобающих

Часть 2. Шуточные баллады, пародии, загадки
БЕДНЫЙ РЫЦАРЬ Рыцарь забыл своих папу и маму, Рыцарь влюбился в прекрасную даму. Рыцарь не спит, и не ест, и не пьет, Только одни серенады поет. Бедный

Часть 4. Считалки, песенки
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ   Раз, два, три, четыре, пять.. Мы научимся считать.   Пришла единица — Вязальная спица. Прибежала двойка.

Т. 5. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Стб. 302—305.
В трагедии «Пентасилея» [1806—1808] мы еще раз находим «модернизацию античного», начало к-рой теоретически было положено Фр. Шлегелем. Клейст думал, что вложил свое самое сокровенное и цен

Отражение иррациональности мира в фантастике Э.Т.А.Гофмана («Золотой горшок» - «Песочный человек»).
Поздний этап немецкого романтизма. Второе десятилетие 19 века. Германия — по сравнению с Англией и Францией отсталая, раздробленная страна. Долго не развивался класс буржуазии. Но всё-таки

Причины длительного существования французского романтизма, его этапы.
  - в первый период французского романтизма (начало 19в – 1814) авторы влияние жизни на человеческую судьбу, но при том жизни не социально-конкретной, а жизни, человеком пережитой (гл

Образ современного человека в раннем французском романтизме; психологизм изображения (Ж. де Сталь, Ф.-Р. Шатобриан, Б.Констан).
Революции, реставрация, священный союз – это имело значение в каждой стране, но во Франции, как нигде, это касалось каждого человека; свергли Бурбонов, были революционные деятели, которые всех разо

Франсуа Рене де Шатобриан
Из аристократического рода, эмигрировал; жил в Лондоне, а потом в Америке, познакомился с жизнью индейских племён, задумал даже замысел книги «Начезы» (о восстании индейцев против французов); верну

Бенжамен Констан
Занимался иноземными литературами, пытался рассмотреть их взаимодействие; оставил дневники, которые опубликовали только в 20м веке; автор двух романов – «Сеси» и «Адольф». Роман «А

Эволюция французского психологического романа («Исповедь сына века» А.Мюссе).
Особый расцвет жанра психологического романа приходится на XIX век. Важнейшее достижение первых романтиков — открытие «частного человека». Интерес к внутреннему миру «частного человека», противопос

Исторический роман
Должен был стать особенно актуальным в этой стране, где история двигалась на глазах; там была теория Тьери и Бизо, которые рассматривали историю как борьбу, что потом доказывал Маркс; исторический

Альфред Виньи
В конце 20х годов появляется его роман «Сен-Мар, или заговор времён Людовика 13»; введение – говорит о том, что писатель восполняет историю – восстанавливает и подчёркивает типичные явления для ист

Особенности романтизма США на фоне специфики возникновения и развития государства (общая характеристика).
  Романтизм в США имеет другую основу, нежели в странах Европы. Никакой добуржуазной цивилизации в Штатах не было, соответственно, не было никакого «воспоминания о средневековье», «то

А. Основные произведения В.Ирвинга.
  Ирвинг — товарищ деятельный и разносторонний. Кем только не был: юристом, журналистом, редактором, адъютантом во время войны и даже послом в Мадриде. Совершил много поездок по Европ

Творчество Э.А.По: фатальное и абсурдное в человеке и окружающей реальности; иллюзорность грани между кажущимся и реальным.
В своей поэтике главный смысл деятельности человеческого сознания видел в постижении Высшей Истины, недоступной традиционному рационалистическому познанию. Сама категория Высшей Красоты — за предел

Особенности «детективного» сюжета Э.А.По
По верил в Разум, который один может вывести человечество из трагических противоречий бытия, недаром критики считают его главным рационалистом в романтизме. Для писателя характерен интерес к интелл

Особенности «детективного» сюжета Э.А.По.
Эдгар По (из лекции 17 мая 2013) был среди американцев тот, кто занимался теорией лит-ры, имел свою эстетическую систем

История зарубежной литературы 19 века под ред. Засурского, 1982
С.299-305 – об Эдгаре По.   В 40-е годы Э. По создал знаменитые детективные рассказы: «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Золотой жук» (1843), «Украде

Http://detec.itgo.com/po.htm Сайт детективной лит-ры: Эдгар По как родоначальник детектива (к проблеме жанрового определения).
Эдгар По первым предложил такой тип произведения, который впоследствии стал называться детективом. Детективистом По можно назвать лишь условно, так как писатель работал как представитель романтизма

Http://knowledge.allbest.ru/literature/3c0b65635b3bc68b5d43a88421316c26_0.html
Особенности детективных новелл Э. По Новеллы, объединенные общим героем (Дюпеном) по праву можно считать первыми детективными произведениями в мировой литературе. Дюпен появляется в новелл

Новый характер маринистики в романе Г.Мелвилла «Моби Дик».
И Мелвилл, и Готорн обращаются к попытке создания утопии. «Тайпи» — матрос рассказывает о том, как миссионеры, которые несли с собой христианство, оказывались колонизаторами. Племя живёт п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги