рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отражение иррациональности мира в фантастике Э.Т.А.Гофмана («Золотой горшок» - «Песочный человек»).

Отражение иррациональности мира в фантастике Э.Т.А.Гофмана («Золотой горшок» - «Песочный человек»). - раздел История, Общая характеристика эпохи романтизма исторические предпосылки, уровень научного знания Поздний Этап Немецкого Романтизма. Второе Десятилетие 19 Века. Герма...

Поздний этап немецкого романтизма. Второе десятилетие 19 века.

Германия — по сравнению с Англией и Францией отсталая, раздробленная страна. Долго не развивался класс буржуазии. Но всё-таки развивается и появляется идея немецкого национального вопроса. Стимулированно борьбой с Наполеоном.

Встал вопрос о том, что Германия должна быть единой страной. Движение начинается в эпоху реставрации — с 1815 года — развивается до первой немецкой революции 1848 года (во Франции уже третья революция). Чтобы страна развивалась, она должна стать единой. Это движение как идею прогресса подхватывала масса либерально мыслящих людей.

Начинается движение студенчества. 1817 год — съезд немецких студентов в Вартбурге (там в своё время скрывался от преследования Мартин Лютер — идея борьбы, идея обновления).

Настроение подавленности. Эпоха Реставрации — впечатление, что всё движется по кругу. По отношению к лучшим замыслам, понятию идеала — грустное, ироническое настроение. В этих условиях складывается творчество Гофмана.

Гофман — большое музыкальное дарование. Был композитором, сочинял оперы, был театральным художником-декоратором.

«Золотой горшок» — тоже утверждение идеала. Там человек, для которого существует свой собственный мир. Сплетение фантастического и реального. Но толчком к фантастическому является жизнь — герой смешон. Сближение с Антлантидой начинается с того, что сбил торговку, отдал ей все деньги, пошёл под дерево. Фантастика рождена самой жизнью. Даже самые реальные персонажи «сходят с ума» (под действием пунша) — жажда фантастического присуща каждому, но не каждый ей отдаётся. Но Ансельм отдаётся. Прощается со всеми ценностями — может стать надворным советником, жениться на Веронике, соединяется с Серпентиной и удаляется.

Но! Мысль о том, что идеальному началу жизни места нет. Любовь Вероники — не любовь, а желание стать женой надворного советника. Для романтической натуры обращение к жизни — отказ от себя. Замкнутость, страшная и безысходная.

Ансельм не безумец, а поэт. Атлантида — внутренний мир поэта.

Архивариус — распад человека на два мира. И волшебник, и должность в жизни.

Эта новелла завершает этап творчества Гофмана, когда иронически воспринимается ирония жизни над идеалом с точки зрения творческого духа. Это был последний поклон тому, что идеал выше реальности и сокрушает реальность борьбы с ней.

Второй этап творчества Гофмана:

«Ночные этюды» — признание того, что жизнь очень мрачна и человеческий дух сталкивается с этим мраком. Причины мрака человек рассмотреть не может. Они представляются ему в фантастической форме. Это не золотисто-зелёная змейка, которая спасает от неподходящей действительности. В этом мире человек терпит катастрофу, сохраняя свой внутренний мир.

«Песочный человек» — человек с детства под властью страшного человека. Встречает его во взрослости — часовщик создал куклу Олимпию. Это вытесняет реальность.

Невеста героя Клара — рациональна. Она смотрит на него с точки зрения здравого смысла. Он его вразумляет.

Болезненное воображение героя — не воображение. В жизни присутствует страшная сила, которую разум не замечает и не хочет признавать. Но это сила есть.

Гофман не снимает противоречия идеал-действительность. Это противоречие губительно для того, кто содержит в себе идеал. Прочное наступление жизни на идеал (в отличие от раннего этапа).

Следующий этап:

Цикл новелл «Серапионовы братья» — осмысление того, что жизнь должна быть признана, она существует.

 

Литературная энциклопедия:

Произведения Г., на первый взгляд ошеломляющие пестротой, необычностью, распыленностью, кричащим разногласием своих очертаний, оказываются, в сущности, очень цельной, глубоко единой системой. Первым и основным свойством этой системы является обнаженная, подчеркиваемая постоянно двупланность. Она проявляется во всем, начиная с образов, раскрываемых Г., в существе своем всегда двойнических («Элексир дьявола» дает в образе Медарда наиболее развернутое, разностороннее, полное выражение двойничества; здесь мы имеем последовательное развитие того, что постоянно содержится в образах Г.), в обязательном контрастировании, резкой противоречивости реального и фантастического, в мастерском использовании гротеска, наконец, в таком построении вещей, когда двупланность становится основным методом композиции и стиля.

Так же мастерски чередует Г. два стиля: насыщенный образами (композитор и художник, Г. доводит до тончайшей виртуозности как свойственный ранней романтике прием «синкретизма ощущений», так и излюбленную поздними романтиками игру светотени), богатый фигурами восклицания, высокопатетический стиль, доходящий до дифирамбических ритмов и белого ямба (так напр. в «Элексире дьявола» некоторые наиболее патетические места незаметно переходят в ямбический стих), и подчеркнуто-прозаический, пародически-канцелярский стиль с тяжеловесными периодами и лексикой XVIII в. Наиболее характерно для «романтической иронии» Г. то, что распределение этих стилей не совпадает с распределением сюжетных рядов: фантастика часто дается в отрицающем ее прозаическом стиле (ср. стиль вставных сказок в «Принцессе Брамбилле», «Щелкунчике и мышином царе»), тогда как патетический стиль не раз пародируется устами Гофманских филистеров (так, прием ямбической клаузулы осмеян в «Истории кота Мурра» — «Du redest in Jamben! Murr, du herrlicher Kater!», стиль «Золотого горшка» автопародируется Г. в «Маленьком Цахесе» и «Королевской невесте»).

Так возникает противоречие, определяющее творчество Г. С одной стороны, перед нами реальный быт, раскрытый с непосредственной свежестью художника поднимающейся буржуазии, бытовая живопись исключительной полноты. Именно Г. является одним из первых немецких писателей-урбанистов — ср. его великолепные по своей конкретности картины современного ему Берлина («Кавалер Глюк», «Выбор невесты»), Данцига («Artushof»), Дрездена («Золотой горшок») и др. Этому реальному плану противостоит другой — фантастический, внезапно врывающийся в реальное бытие, смещающий все его обыкновения, нарушающий его упорядоченное течение, повергающий все в хаос. Начинается фантастика, чертовщина, в сумасшедшем вихре крутятся события, реальный план разлагается фантастическим планом.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика эпохи романтизма исторические предпосылки, уровень научного знания

Говоря об особенностях романтизма необходимо выделить общие черты романтических произведений... Наличие романтического героя... Особенность конфликта конфликт предыдущего века проявлялся в борьбе между сословиями в которой побеждает простой...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отражение иррациональности мира в фантастике Э.Т.А.Гофмана («Золотой горшок» - «Песочный человек»).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика эпохи романтизма (исторические предпосылки, уровень научного знания).
19 век особый потому, что в нем происходит смена исторических основ, философских направлений. Всё это сказывается на литературе, потому что она есть живое восприятие поэта- живого человека — которы

Романтизм как мировоззрение. Роль философского учения Фихте (Я - не-Я), диалектики Шеллинга.
Завершение 18 века ознаменовалось философией Канта — это в Ленском (Ленский как человек 18 века с верой в направляемость всего, что происходит; Онегин как человек 19 века). 19 век — философия Фихте

Романтизм как литературное направление, время его появления в разных странах, основные представители в каждой из стран.
Просвещение — философия рационализма, разума. Но против этого выступил сентиментализм. Правда он не отрицал разум — он говорил, что разум надо подправить чувством, потому что нельзя игнорировать се

Особенность лирики У.Вордсворта.
Одним из зачинателей романтизма в английской литературе является Вильям Вордсворт. Его обычно относят к поэтам «озерной школы» или «лейкистам» (от англ. lake – озеро), поскольку он проживал в живоп

Основные произведения Байрона. Углубление пессимистического характера конфликта от «Паломничества Чайлд-Гарольда» до «Каина».
  · Лорд Джордж Гордон Байрон (1788-1824) o самый крупный автор среди романтиков; с ним очень связана русская литература o поэт позднего романтизма

Смысл образа байроновского (байронического) героя и его значение в европейской литературе.
  · Под влиянием Байрона возникло романтическое течение в литературе начала XIX века – байронизм o один из эпизодов поэзии «мировой скорби» § Байрон придал этой поэз

Гейдельбергский романтизм, его связь с историческими событиями времени. Идея «народности», обращение к фольклору («Волшебный рог мальчика»).
Этапы немецкого романтизма: 1 – йенский (Шлегель, Новалис, Тик), 2 –гейдельбергский(Арним, Брентано, Клейст), 3 – в эпоху Реставрации – (Гофман, Шамиссо, Гейне). Второй эт

ГОРЕМЫКА ШВАРТЕНГАЛЬЗ
  В пути заметил я трактир И постучал в ворота: «Я горемыка Швартенгальз, Мне пить и есть охота!»   Хозяйка отворила дверь.

ВЕЙНСБЕРГСКИЕ ЖЕНЫ
  Мы затянем с вами чинно Эту песнь седых времен. Есть серьезная причина Нам воспеть отвагу жен, Верность женскую прославить В подобающих

Часть 2. Шуточные баллады, пародии, загадки
БЕДНЫЙ РЫЦАРЬ Рыцарь забыл своих папу и маму, Рыцарь влюбился в прекрасную даму. Рыцарь не спит, и не ест, и не пьет, Только одни серенады поет. Бедный

Часть 4. Считалки, песенки
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ   Раз, два, три, четыре, пять.. Мы научимся считать.   Пришла единица — Вязальная спица. Прибежала двойка.

Анализ одной из драм Клейста.
  КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРАГЕДИИ «ПЕНТЕСИЛЕЯ» (я выбрала ее, т.к. к ней есть материал + в списке лит-ры она указана) Трагедия написана в 1806-07 годах и основана на одной

Т. 5. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Стб. 302—305.
В трагедии «Пентасилея» [1806—1808] мы еще раз находим «модернизацию античного», начало к-рой теоретически было положено Фр. Шлегелем. Клейст думал, что вложил свое самое сокровенное и цен

Причины длительного существования французского романтизма, его этапы.
  - в первый период французского романтизма (начало 19в – 1814) авторы влияние жизни на человеческую судьбу, но при том жизни не социально-конкретной, а жизни, человеком пережитой (гл

Образ современного человека в раннем французском романтизме; психологизм изображения (Ж. де Сталь, Ф.-Р. Шатобриан, Б.Констан).
Революции, реставрация, священный союз – это имело значение в каждой стране, но во Франции, как нигде, это касалось каждого человека; свергли Бурбонов, были революционные деятели, которые всех разо

Франсуа Рене де Шатобриан
Из аристократического рода, эмигрировал; жил в Лондоне, а потом в Америке, познакомился с жизнью индейских племён, задумал даже замысел книги «Начезы» (о восстании индейцев против французов); верну

Бенжамен Констан
Занимался иноземными литературами, пытался рассмотреть их взаимодействие; оставил дневники, которые опубликовали только в 20м веке; автор двух романов – «Сеси» и «Адольф». Роман «А

Эволюция французского психологического романа («Исповедь сына века» А.Мюссе).
Особый расцвет жанра психологического романа приходится на XIX век. Важнейшее достижение первых романтиков — открытие «частного человека». Интерес к внутреннему миру «частного человека», противопос

Исторический роман
Должен был стать особенно актуальным в этой стране, где история двигалась на глазах; там была теория Тьери и Бизо, которые рассматривали историю как борьбу, что потом доказывал Маркс; исторический

Альфред Виньи
В конце 20х годов появляется его роман «Сен-Мар, или заговор времён Людовика 13»; введение – говорит о том, что писатель восполняет историю – восстанавливает и подчёркивает типичные явления для ист

Особенности романтизма США на фоне специфики возникновения и развития государства (общая характеристика).
  Романтизм в США имеет другую основу, нежели в странах Европы. Никакой добуржуазной цивилизации в Штатах не было, соответственно, не было никакого «воспоминания о средневековье», «то

А. Основные произведения В.Ирвинга.
  Ирвинг — товарищ деятельный и разносторонний. Кем только не был: юристом, журналистом, редактором, адъютантом во время войны и даже послом в Мадриде. Совершил много поездок по Европ

Творчество Э.А.По: фатальное и абсурдное в человеке и окружающей реальности; иллюзорность грани между кажущимся и реальным.
В своей поэтике главный смысл деятельности человеческого сознания видел в постижении Высшей Истины, недоступной традиционному рационалистическому познанию. Сама категория Высшей Красоты — за предел

Особенности «детективного» сюжета Э.А.По
По верил в Разум, который один может вывести человечество из трагических противоречий бытия, недаром критики считают его главным рационалистом в романтизме. Для писателя характерен интерес к интелл

Особенности «детективного» сюжета Э.А.По.
Эдгар По (из лекции 17 мая 2013) был среди американцев тот, кто занимался теорией лит-ры, имел свою эстетическую систем

История зарубежной литературы 19 века под ред. Засурского, 1982
С.299-305 – об Эдгаре По.   В 40-е годы Э. По создал знаменитые детективные рассказы: «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Золотой жук» (1843), «Украде

Http://detec.itgo.com/po.htm Сайт детективной лит-ры: Эдгар По как родоначальник детектива (к проблеме жанрового определения).
Эдгар По первым предложил такой тип произведения, который впоследствии стал называться детективом. Детективистом По можно назвать лишь условно, так как писатель работал как представитель романтизма

Http://knowledge.allbest.ru/literature/3c0b65635b3bc68b5d43a88421316c26_0.html
Особенности детективных новелл Э. По Новеллы, объединенные общим героем (Дюпеном) по праву можно считать первыми детективными произведениями в мировой литературе. Дюпен появляется в новелл

Новый характер маринистики в романе Г.Мелвилла «Моби Дик».
И Мелвилл, и Готорн обращаются к попытке создания утопии. «Тайпи» — матрос рассказывает о том, как миссионеры, которые несли с собой христианство, оказывались колонизаторами. Племя живёт п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги