рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Книга премудрости Иисуса, Сына Сирахова

Книга премудрости Иисуса, Сына Сирахова - раздел Религия, Учительные книги ветхого завета   Наименование Этой Книги Различны В Разных Списках Библии. В Г...

 

Наименование этой книги различны в разных списках Библии. В гречески: александрийском, синайском и Ефрема Сирина она надписывается: ……………………………………. – Премудрость Иисуса, сына Сирахова, какое наименование перешло и в наши славянский и русский переводы; в ватиканском: Премудрость Сираха; в вульгате: Ecclesiasticus. (Liben), т.е. «Церковная книга». В еврейском подлиннике (утерянном) – Мешалим – Притчи. Первое и второе наименование указывают на автора книги и подтверждаются ясным свидетельством книги (L, 29, LI, I и в прологе), третье – указывает на церковное употребление книги.

Содержание книги, по общему мнению, не может быть ясно и определенно подведено под какие-нибудь делания или части, соответствующие внутреннему развитию мысли. Можно только указать несомненное разделение книги на части: нравоучительную (I – XLII, 15) и историческую (XLIV – L гл.). В середине между ними находится хвалебное «воспоминание о делах Господа», явленных в творении мира (XLII, 15 – XLIII гл.), а в конце второй части – молитва автора о милости Господней к нему (LI гл.).

Вообще содержание книги отображает практическую житейскую мудрость, приобретенную автором тщательным изучением библейской письменности, наблюдением собственной жизни и рассмотрением жизни, нравов, судьбы других мудрых мужей. Изложено все это в прекрасной форме притч, в афористических изречениях о мудрости и морали. Автор описывает человеческую жизнь во всех ее взаимоотношениях и дает советы на все обстоятельства и положения.

О тексте книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова можно сказать следующее. Внук автора книги говорит, что книга была первоначально написана на еврейском языке, а он, прибыв в Александрию, перевел ее на греческий язык (греч. Пролог к книге).

В отличие от других неканонических книг, авторы которых оставались неизвестными, автор сей книги называет себя Иисусом, сыном Сираха, Иерусалимлином (L, 29; LI, 1). И в этом никто не сомневается. Можно еще добавить, что он был человек образованный, особенно богословски, обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал историю народов и нравы людей (LI, 8 – 18; XXXIV, 10 – 12).

Православные богословы относят книгу Сираха ко времени первосвященника Симона I (ок. 290 г. до Р.Х.). Внук и переводчик, хорошо помнивший автора, жил недолго спустя после Симона I, перевод появился около 230 г. до Р. Хр. Таким образом, книга и в оригинале, и в переводе относится к III веку до Р. Хр.

Об авторе книг Сираха говорят с большим уважением как современные, так и древние богословы. О нем упоминается в древних памятниках Православной Церкви (85 Ап. пр., 39 пасх. посл. св. Афанасия Вел., Иоанн Дамаскин). Но все-таки указанные православные памятники не причисляют эту книгу к 22-м каноническим книгам из-за некоторых «недоумений» в ее содержании и учении.

Но, говорят о некоторых «недоумениях» в этой книге, мы должны обратить внимание и на то, что в общем все ее содержание чрезвычайно ценно для всякого читателя по своей сердечности, умилительности, поучительности.

Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Его книга цитируется у апостола Варнавы, Климента Римского, в Пастыре Ермы, Климента Александрийского, Киприана Карфагенского, святителей Афанасия, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Нисского и др. Всякий читающий найдет в нем очень много ценных поучений и уроков, например, о борьбе с грехом (IV, 23; XXI, 1 – 4), о гордости (X, 7), высокомерии (VI, 2 – 4), честолюбии (VII, 4 – 8), нравственной чистоте (IX, 3 – 13) и др. Имеются здесь и полезные советы: о молитве, смирении, любви, милостыне и др.

Из Догматических положений очень важно изречение: «воззвал я ко Господу, Отцу Господа моего» (51, 14), заключающее ясное учение о троичности Лиц, преимущественно о Боге Отце и Сыне.

 

Учение о мудрости (I, 1 – 21; XXIV, 1 – 37)

Первая глава Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова составляет учение о Премудрости Божией: откуда она происходит, каковы ее основания и следствия для изучающих ее.

«Всякая премудрость, - говорит автор книги, - от Господа и с Ним пребывает вооек» (ст. 1). Она, как песок морей и капли дождя, которых невозможно сосчитать. Она не может быть изучена и обследована человеком. Ее не может знать никто из людей, ее хорошо знает только один Бог. Премудрость произошла ранее всех вещей и предметов. Ее проявление – вечные законы, управляющие миром (4 – 5). Бог излил премудрость на все Свое творение. В человеке она проявляется в страхе пред Господом. Который венчает славою и честью и награждает человека после смерти его. Высшее проявление премудрости – любовь к Богу. Начало премудрости – страх Господень. Страх Господень – венец и полнота Премудрости, он очищает и освобождает человека от грехов.

Таково в общих чертах учение о мудрости. Из этого учения явствует: всякая Премудрость от Господа. Под Премудростью можно разуметь или свойство Божественного ума или познание во всем их строении мира и человека. Источник Премудрости – слово Божие, происходящее от Бога. Все созданное Богом носит на себе отпечаток премудрости. Премудрость, как дар Божий, прежде всего дается тем, кто верен Богу, кто является истинным почитателем Его. Премудрость – источник внешнего благополучия, здоровья, славы и долгоденствия.

Что же такое Премудрость, в чем ее основание и завершение? Первая глава ответа на этот вопрос не дает.

Более ясно этот вопрос решается в XXIV главе. Премудрость произошла из уст Всевышнего и искала обитания среди людей. Таким образом, приближение к Премудрости вызывает жажду ее усвоения и сопровождается для человека всякими благами.

Премудрость произошла от Бога, произошла раньше происхождения мира, она вечна. Ветви Премудрости – слава и долгоденствие. Она источник величия человека на земле. Только она одна может просветить весь мир. Из 24 главы открывается, что Премудрость – Божественная личность, проявляющая особенное благоволение над еврейским народом.

 

О славе Творца в творении (XLII, 15 – 43)

 

С 15 ст. XLII гл. писатель книги говорит о величии дел Творца в творении. Необъятность творческого величия Творца такова, что «и святым не предоставил Господь провозвестить о всех чудесах Его» во Вселенной. Вездесущие и всеведение Бога описывается так: «не минует Его никакое помышление, и не утаится от Него ни одно слово». «Он проникает бездну и сердце и видит все изгибы их, ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знания века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного» (с. 17 – 20). Ограниченный человеческий разум не в состоянии постичь всю полноту Божественного величия, человеческому наблюдению и усвоению доступны лишь отблески этого величия. Все творение Господне живет и пребывает во славу Творца, на пользу и утешение тварей. При всем своем разнообразии, мир Божественных творений представляет из себя нечто гармонически целое, в котором одно творение восполняется другим, одно поддерживает благо другого.

Наблюдая все эти картины и явления видимого мира, кто может удержаться от восторженного умиления? «Солнце, когда оно является, возвещает» о величии тверди небесной. «Велик Господь, Который сотворил его, и по слову Его оно поспешно пробегает путь свой» (5). «И луна всем в свое время служит указанием времени и знамением века: от луны – указание праздника…» (6 – 7). «По слову Святого звезды стоят по чину и не устают на страже своей. Взгляни на радугу – и прославь Сотворившего ее: прекрасно она в сиянии своем!» (11 – 12).

Сколько бы мы ни изучали вещей и явлений видимого и духовного мира, - мы не в состоянии постичь всего могущества, премудрости и славы Господних. Мы можем уразуметь лишь одно – «Он есть все» (29) – Творец и Промыслитель мира.

 

Молитва Иисуса, сына Сирахова (LI глава)

 

Заключением всей книги служит «молитва Иисусова, сына Сирахова», в которой он славословит Бога за то, что Бог разными обстоятельствами его жизни возбудил его к исканию и изучению Премудрости и дал ему возможность и способность изложить постигнутое им в словесном произведении, и приглашает неученых последовать его учению и примеру для славы Божией.

Автор книги увещевает приобретать мудрость не посредством серебра, которое само по себе не дает мудрости, - а путем собственных усилий и призывания помощи Божией (26 – 30).

Если сама по себе мудрость непокупаема за серебро (33) и требует от стремящегося к ней собственных неусыпных усилий и помощи свыше, то удовлетворение житейских потребностей и покрытие требуемых расходов во время обучения мудрости не чуждо денежных расходов. И эти расходы не должны смущать ищущего плодов мудрости: «Приобретайте учение и за большое количество серебра, - и вы приобретете много золота» (36) – т.е. достигнете благосостояния внутреннего и внешнего.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учительные книги ветхого завета

На сайте allrefs.net читайте: "Учительные книги ветхого завета"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Книга премудрости Иисуса, Сына Сирахова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие об учительных книгах Ветхого Завета
  Учительные книги Ветхого Завета содержат учение Ветхозаветной Церкви о предметах веры и благочестия. Они написаны богодухновенными мужами Ветхого Завета. Всего

КНИГА ИОВА
  Свое название книга Иова получила от ее главного действующего лица, история страданий которого послужила темой для книги. Это историческая священная поэма. В ней автор излагает в ху

Основная идея книги и цель её написания
  Книга Иова касается важной, широко затрагивающей жизнь человека проблемы: как согласовать страдания праведника с Божественной Правдой? С одной стороны, весь закон есть свидетельство

Обзор содержания книги Иова
  Книга Иова разделяется на три главные части: в первой (1-3 главы) содержится изложение проблемы, подлежащей решению; во второй (4-36 главы) – различные решения этой проблемы тремя д

К достоинству человека
  Главный предмет (и вместе цель) книги Иова – раскрытие учения об отношении Бога к миру вообще и к явлениям зла в Особенности. Оба эти вопроса в разных частях книги и разными лицами,

Учение о добрых и злых ангелах
  Имея веру в существование высших разумных духов, собеседники Иова говорят о природе ангелов, что они святы, и название «святой» усвояется им как имя собственное (5,1 и 15, 15), но ч

Об искуплении грешного человека
  Пришествие Искупителя пророчески предчувствуется в ответе Иова на первую речь его друга Виллада (9,33). При различии природ Божеской и человеческой, при таком тяжелом положении прав

Прообразовательный смысл истории Иова
  На прообразовательное значение жизни Иова указывает Святая Православная Церковь тем, что полагает в первые пять дней Страстной седьмицы паремии из книги Иова о судьбе и страданиях э

Вопросы к пройденному материалу
  1. Кто является автором книги Иова и время её написания? 2. Время и место описываемых в книге событий. 3. Действующие лица и их нравы. 4. Главная мысль кн

Авторы и время написания псалмов
Существовало мнение, что Псалтирь принадлежит одному Давиду. Но оно не было всеобщим и в древности. Многие держались такого взгляда, что эта священная книга принадлежит нескольким писателям. Это мн

Первоначальные сборники псалмов и соединение их в одну книгу
В настоящем виде Псалтырь не могла появиться сразу. Время происхождения псалмов – от Моисея до Ездры и Неемии занимает около 1000 лет. Сначала у евреев существовали сборники некоторых псалмов, кото

Надписания псалмов
  Кроме цифровых обозначений псалмы имеют другие надписания, которые могут быть распределены на 5 групп: 1. Указывающие род псалма или характер его содержания: а) «М

Деление псалмов по содержанию
  Поскольку Псалтирь представляет произведение многих авторов, то и содержание её отличается таким обилие мыслей и чувств, что строгое и точное деление псалмов, составляющих Псалтирь,

Богослужебное употребление Псалтири
Начало общественно – церковному употреблению псалмов было положено самим пророком Давидом при его заботе о более торжественном устройстве богослужения. Им была устроена новая скиния в Иерусалиме, к

Избранные пророчески-мессианские псалмы
  Псалом II (наизусть) (пророчество о восстании язычников и иудеев на Иисуса Христа; о предвечном Его от Отца и о всемирном Его Царстве) Второй псалом не име

Толкование VIII псалма
  Стих 2: «Господи, Господь наш, яко (как) чудно имя твое по (на) всей земли». Иисус Христос есть Господь не одних верующих, но и неверующих; Только Господом неверующих Он мо

Псалом XXI
(пророчество о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа) Псалом можно разделить на части следующим образом: 1. Вопль к Богу в оставленности: стихи 2-3.

Толкование XXI псалма
Надписание: «В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду» толковники объясняют различно. В обычном смысле, по мнению толковников, «заступление утреннее» - это рассвет дня, раннее утро. Но Отцы в

Псалом ХХХIХ (пророчество о замене ветхозаветных жертв единою
Христовою жертвою) Псалом можно разделить на части следующим образом: 1. Похвала Богу спасающему: стихи 2-6. 2. О постигших бедствиях: стихи 7-9.

Псалом CIX
Псалом можно разделить на следующие части: 1. Посаждение Царя в Сионе: стихи 1–2. 2. О Вечном от рождения Царе и Священнике: стихи 3–4. 3. Господь и Его слава: стихи 5–7.

Псалом I
  В Библии еврейской, греческой и латинской этот псалом не надписан именем Давида. В русском издании Библии он надписывается именем Давида. Его можно разделить на части следующим обра

Псалом ХIV
ХIV псалом написан Давидом по поводу перенесения Кивота Завета из дома Аведдарова во вновь устроенную скинию на Сионе. Во время нахождения Кивота в доме Аведдара Давид думал, что Господь не благово

Псалом ХC
Написание: «Хвала песни Давидовы, не написан у еврей» следует понимать как указание, что данный псалом составлен в подражание хвалебным песням Давида, в еврейской же Библии он не имеет указания на

Псалом CXXXVI
В еврейской Библии настоящий псалом не имеет надписания имени автора. В латинской греческой и русской указывается имя Давида. В славянской Библии имеется надпись: «Давиду и Иеремием». Содержание пс

Псалом L
«В конец, псалом Давиду, внегда внити к ему Нафану, пророку; егда вниди к Вирсавии, и её мужем Уриеве». Надписание указывает на повод написания Давидом даного псалма. Поводом было обличени

Псалом LXXXIX
  «Молитва Моисея человека Божия», то есть данный псалом принадлежит Моисею, законодателю и вождю еврейского народа. Псалом написан Моисеем в конце сорокалетнего странствия евреев по

Псалом XXXIII
  «Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его и отъиде». Согласно надписи в еврейской, греческой и латинской Библии данный псалом принадлежит Давид

Краткий очерк жизни Соломона и его писаний
  За всю историю еврейского народа из его царей особенное внимание обращали и обращают на себя Давид и Соломон, пользовавшиеся как при жизни, так и по смерти широкой известностью.

Книга притчей
  В еврейской Библии эта книга называется Мишле Шеломо, в греческом переводе LXX - …………………, в славянском – Притчи Соломона. Название кн

Основные предметы учения в книге Притчей
  Первые девять глав имеют своим главным предметом выяснение идеи мудрости в сравнении с неразумием. Мысль о верности Иегове, послушании Его заповедям, как необходимом условии земного

Книга Екклезиаста
    Слово «Екклезиаста» в переводе с греческого означает «Церковный проповедник», по-еврейски – «когелет». Это наименование книги указывает на то, что ее писатель берет

Учение о суетности
  «Суета сует, - сказал Екклезиаст, - суета сует, - все суета!» - так начинает свою книгу Премудрый. Выражение «суета и томление духа» является в книге своеобразным рефреном (припевом

Учение о доброделании, о памятовании смерти и богобоязненности
  В последних двух главах автор делает вывод из всего, что он пережил и перечувствовал. Добродетель, обуздание страстей, мудрое пользование всеми благами, ниспосылаемыми от Бога, разу

Песнь песней
  В еврейской Библии эта книга называется так: «Шир гашширим ашер-ле Шоломо», а в греческой …………………………………………. И переводится: «Песнь Песней царя Соломона». По грамматическим особенност

Книга премудрости Соломона
  Наименование книги «Книга Премудрости Соломона» (иногда с добавлением: «сына Давидова») находится в списках LXX, а также в переводах: итальянском, сирийском, арабском, славянском, р

Учение о происхождении идолопоклонства
В 13 и 14 главах писатель книги говорит о сущности и происхождении идолопоклонства. При этом он различает отдельные формы и виды идолопоклонства: 1) обоготворение явлений и сил природы (политеизм н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги