Постановка проблемы: методология религии

Опубликовано: // Будущее религии: из настоящего в грядущее. Сборник статей по итогам круглого стола с участием отечественных и зарубежных религиоведческих центров. 21 ноября 2008 г. / Под ред. проф. А.А. Фёдорова, проф. А.М. Дорожкина, И.И. Малина. – Н.Новгород: НГПУ, 2008 – С. 80-96

 

This article’s theme defines the location of describing ideas between the religious knowledge’s metodolodgy and revelation's phenomenolodgy. The religious symbol’s dialectics were investigated in the article in virtue of approaches worked out by R.Otto, M. Eliade, P.Tillih. The factual material, which author collected in etnoecology expeditions among Tjurk and Slav traditional cultures in Russia. Author considers tjhe problems of literal understanding, religious language’s effectiveness, and crisis occurrence, which are emboding in loss of revelation's experience, the undeveloped ways of religious experience’s interpretation, the undeveloped ways of comparison between doctrines.

 

* * *

Языки религии: феноменология откровения и методология эффективности

 

Доронин Дмитрий Юрьевич

Нижегородское религиоведческое общество;

Религиозно-философское общество, г. Нижний Новгород

 

Постановка проблемы: методология религии

В рамках небольшой статьи сложно говорить за религию вообще, но возможно указать на некие проблемные области, которые, на наш взгляд, формируют её… Такой проблемной областью является, прежде всего, область языка религии,… - утрата опыта откровения («неспособность к религиозному видению»),

Языки религии: откровение, интерпретация, соотнесение

- «Язык откровения» - Язык интерпретации откровения - Язык соотнесения интерпретаций

Язык откровения: нуминозное, символизм, Иное

Подчеркнём, область обретения откровения, а не только область его интерпретации, относится к сфере религиозного языка, а не только к сфере… О Священном, Ином, неизвестном доселе содержании, являющемся в процессе… Откровение «возможно только при встречном, движущемся изнутри познании, понимании, оценке – при наличии духа «изнутри»…

Кризис языка откровения

Утрата религиозным символом нуминозного содержания характерно и для развивающейся христианской религии: со временем количество понятийных форм… Нуминозное действие вещных религиозных символов устойчиво сохраняется в рамках… Как пишет об этих явлениях Мел Томпсон, «в западной культуре, особенно в сфере науки, преобладает буквальный язык. В…

Язык откровения: современное значение и перспективы

Разработка феноменологии и текстологии религиозного откровения легко осуществима, например, при изучении мифологического мышления носителей… Когнитивные аспекты мифа, казалось бы, изучены очень хорошо. Однако, при… «Лейтмотив» концепций классической методологии мифа примерно таков:

Подвижный миф»: специфика шаманского знания

Шаманы, эпические герои и простые люди, поднимаясь на гору, на перевалах и в других особых, «пограничных» природных местах проделывают некий путь… Ритуально-магические действия пути шамана при его восхождении на сакральную… «Небесный мир… тюрков Южной Сибири выглядит как слоёный пирог: небо разделено на горизонтальные ярусы (слои), густо…

Язык интерпретации откровения

К этой языковой области уже в полной мере подходит «схематизация» Р. Отто: «Как только религия выходит за рамки личного религиозного опыта, она… Схематизация, моделирование в терминах и понятиях – это уже область методологии знания; схематизируя, мы неизбежно…

Язык соотнесения интерпретаций

Существуют крайние позиции типа: - Принципиальная несоизмеримость различных религиозных учений как различных… Очевидно, что обе позиции не располагают к активному религиозному поиску и диалогу, поскольку считают их либо…

Литература

1. Геннеп А., ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. – М., 2002. – 198 с.

2. Грачёва Г.Н. Шаманство //Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX - начала XX в.), глава 4. – Ленинград, 1983.

3. Доронин Д.Ю., Орлов А.В. Психологические аспекты Иного в традиционных культурах и мифологическом мышлении: Этно-экологический подход. Монография. – М., 2004. – 94 с.

4. Доронин Д.Ю. Оборотная сторона традиционной культуры (по фольклорным материалам сёл Татарово, Ожигово Муромского района Владимирской области, июль 2003 г.) //Друзья заповедного леса. Этно-экологический проект. Сборник научно-практических материалов. – Муром, 2005. – С. 117-147.

5. Доронин Д.Ю. Дикая природа как Иное в воззрениях алтайцев //Гуманитарный экологический журнал. – Киев, 2005. – Том 7, Вып. 2 (17). – С. 98-101.

6. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск, 1988.

7. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным – СПб., 2008. – 272 с.

8. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. – Новосибирск, 1990.

9. Тиллих П. Систематическое богословие. – СПб., 1998. – 510 с.

10. Томпсон М. Философия религии. – М., 2001. – 384 с.

11. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994. – 144 с.

12. Юнг К.Г. Предисловие к книге Zwi Werblowsky «Lucifer und Prometheus» //Бог и бессознательное. – Москва, 1998. – С. 31-37.