рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА - раздел География, Курс лекций по дисциплине «Этногеография и география религий» С Середины Xix В. В Этнологии Появились Различные Концепции, Школы И Направле...

С середины XIX в. в этнологии появились различные концепции, школы и направления. Некоторые из них благодаря строгому научному подходу на определенное время становились наиболее влиятельными и популярными. К их числу следует отнести эволюционизм, диффузионизм, функционализм и другие (рис. 2.4).

Теория эволюционизма. Основоположником эволюционной школы в этнологии заслуженно принято считать выдающегося английского ученого Эдуарда Тайлора. В работе «Исследования в области древней истории человечества» он обосновал идею о том, что существующие различия народов обусловлены не расовыми особенностями, а являются лишь разными ступенями развития культур народов, находящихся на разных исторических этапах. Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культуре отдельных народов вследствие исторических и природных катаклизмов, но основным считал эволюционное их развитие. По его мнению, все люди одинаковы по своим интеллектуальным задаткам, у них одинаковые черты культуры, их развитие идет сходным образом, разнообразие же форм Тайлор понимал как «стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего». Из всех явлений культуры для Тайлора наибольший интерес представляли религиозные верования «отсталых» народов, к ним Тайлор подходил с позиции единства человечества и его культуры. Эволюционистские взгляды Тайлора представляли собой стройную концепцию единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры.

Другой сторонник теории эволюционизма в этнологии Герберт Спенсер полагал, что по мере развития человечества происходит изменение качеств личности, они постепенно накапливаются и закрепляются, передаваясь через традиции. В силу различных условий и обстоятельств существования человеческих сообществ эти качества оказываются у них неодинаково развитыми. Однако эти различия не абсолютны и могут быть преодолены благодаря тому, что врожденные способности человека имеют свойство совершенствоваться. Общество, по Спенсеру, развивается под влиянием внешних (влияние географической среды и соседних народов) и внутренних (разнообразие рас, особые психические качества каждого народа) факторов. Спенсер считал, что члены первобытных обществ физически, культурно и умственно отсталые. Таким образом, эволюционизм Спенсера носил в основном расистский характер.

Основополагающей в эволюционном учении немецкого этнографа и врача Адольфа Бастиана, основателя Берлинского музея народоведения, была мысль о закономерном развитии человеческой истории – от несовершенного к совершенному. Каждый народ, считал он, формирует круг собственных идей, который определяет содержание его культуры. Пока данный народ живет обособленной жизнью, эти идеи не меняются, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, которые стимулируют развитие культуры. На примере великих культур Бастиан доказывал цикличность развития человечества. Основной его вывод: чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям. Бастиан, как и другие эволюционисты, был убежден, что человеческий дух развивается во времени, а порождающие его причины и факторы составляют предмет этнологии, которую он относил к категории естественных наук.

Большой вклад в развитие теории эволюционизма внес американский ученый Льюис Генри Морган. Значительную часть своей жизни он посвятил изучению первобытного общества, особенно индейских племен США. В книге «Древнее общество» он предложил разделить историю человечества на три этапа: дикости, варварства и цивилизации, отметив для каждого конкретные признаки. Предложенная периодизация позволила связать воедино этнографические и исторические факты, определив место каждого народа в общем ходе истории, сравнить уровни развития различных народов. По существу, это была первая универсальная система периодизации всемирной истории.

Эволюционная школа дала первую, довольно стройную концепцию развития человека и его культуры, утвердив следующие принципы:

- общественное развитие подчиняется тем же законам эволюции, что и живая природа;

- развитие любого элемента культуры предопределено, при этом развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире;

- в соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты.

Теория диффузионизма. Основоположником данной теории был немецкий географ Фридрих Ратцель, создатель так называемой антропогео-графической школы. Научная деятельность Ф. Ратцеля включала изучение путей распространения культуры и ее изменения, взаимоотношений природы и человека. Одним из первых Ф. Ратцель выдвинул проблему этногенеза, происхождения народов и культур, предложил классифицировать культурные явления в связи с картографированием их географического многообразия. Сторонником диффузионизма был немецкий археолог, этнограф и фольклорист Лео Фробениус. Теоретические труды Л.Фробениуса составили основы учения о «душе культуры», отличавшегося биологизацией исторических и культурных явлений, которые он рассматривал как живые организмы. Особенно весом вклад Фробениуса в исследование африканских культур и в составление этнографических карт Африки.

На основе работ Ф. Ратцеля и Л. Фробениуса немецкий ученый Фритц Гребнер создал теорию «культурных кругов», представляющую собой попытку глобальной реконструкции всей первобытной истории. Ему удалось объединить культурные достижения народов всей Земли в шесть культурных кругов (или культур), каждый состоит из явлений материальной и духовной культуры. Сходные явления культуры, в каком бы круге они ни встречались, Гребнер объявляет принадлежащими к одному определенному кругу, происходящими из одного географического центра. На основании этих рассуждений Гребнер сделал вывод, что в истории человечества и его культуре нет повторяемости и они не имеют никаких закономерностей. Постепенно диффузионизм стал терять популярность, поскольку не удавалось обосновать гипотезу о ходе культурных процессов, и стала очевидной искусственность сконструированных теорий «культурных кругов».

Функционализм. В англоязычных странах появилось «функциональное» направление, на формирование которого повлияла идея непознаваемости исторического процесса. В Англии оно оказало значительное воздействие на развитие социальной антропологии. Для этнологии функционалисты собрали большой и достоверный этнографический материал. Функционализмбыл призван изучать культуру каждого общества как единое явление, элементы которого связаны между собой.

В конце XIX-начале XX в. в США возникло новое этнологическое учение – американская школа исторической этнологии. Ее последователи относились отрицательно к возможности установления общеисторических закономерностей и к идее общности человеческой культуры, считая, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Школой исторической этнологии разработано учение о культурных ареалах, положительной стороной которого была последовательная борьба с расизмом и колониализмом. Сторонник диффузионизма Франц Боас, соглашаясь с Ф. Гребнером в том, что невозможно существование абсолютно одинаковых культурных явлений в различных географических регионах, утверждал, что любое культурное явление можно объяснить или причинами внутреннего развития данной культуры, или ее отношениями с соседними культурами, ближними и дальними. Поэтому для развития каждой местной культуры существенное значение имеет диффузия, она и является основным фактором, вызывающим сходство в культурах разных народов.

При всем разнообразии позиций сторонников диффузионизма в разных странах можно выделить базовые идеи, общие для этого направления в целом:

- каждая культура рождается и развивается в определенных географических условиях, в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару; нахождение центров каждой культуры – главная задача этнологии;

- каждый элемент культуры возникает только однажды; составив карту его распространения, можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента;

- факторами развития культуры являются заимствования, переносы, смещение культурных элементов; перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, обычаи, традиции;

- методом исследования культур является изучение «культурных кругов» или ареалов распространения, элементов культуры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по дисциплине «Этногеография и география религий»

ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ... УНИВЕРСИТЕТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Казань 2009
  Содержание   Введение. 4 Курс лекций. 5 Тема 1. ЭТНОГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА.. 5 Тема 2. ЭТНОС и КОНЦЕПЦИИ ЭТНОСА. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕ

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОЛОГИИ И РОЖДЕНИЕ ЭТНОГЕОГРАФИИ
Рождение этногеографии как науки во многом обязано появлению и развитию двух областей человеческого знания – этнологии и географии. Обе эти науки зародились в Древней Греции, и их становление было

ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГЕОГРАФИИ
Общественное сознание издавна пыталось объяснить многообразие этнического состава населения Земли. Одно из таких свидетельств – библейский рассказ о возведении Вавилонской башни высотой до небес. Б

ЭТНОГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ НАУК
Обладая культурной компонентой и социальной структурой, этносы занимают определенное место в географическом пространстве. Этот факт является решающим для причисления этногеографии к комплексу геогр

МЕТОДЫ ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В последние десятилетия XX в. этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовало активизации полевых, теоретических и методологических исследований. Одним из основ

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТНОСЕ
Сегодня каждый житель Земли входит в несколько сообществ: все мы, земляне, представляем сообщество людей – человечество; живущие в России, граждане одной страны, – россияне. Однако все мы уже с рож

ЭТНИЧНОСТЬ - совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организации культурных различий.
Термин «этничность» пришел в отечественную этнологию из западной этнологической науки, где он определяется примерно как совокупность характерных культурных черт этнической группы. Этнические группы

ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н.ГУМИЛЕВА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭТНОСА В РОССИИ
Этнография (этнология) в России сложилась в виде научного направления в середине XIX в. и на ее развитие немалое влияние оказал эволюционизм. Наиболее извес

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - причисление себя к группе людей определенной национальности.
Этническая идентичность, как и идентичность в целом, формируется в процессе жизни в обществе, т.е. процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения, стремл

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Этнос – динамическая система. Для него характерны не только преемственность, непрерывность развития, но и изменения во времени – этнические процессы. Этнический и расовый состав населения стран, ре

Тема 3. РАСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
На протяжении примерно одного миллиона лет с начала четвертичного периода, во время его ледниковых и межледниковых эпох вплоть до послеледниковой, современной эпохи, древнее человечество все шире и

РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ
Признаки, на основе которых выделяют расы разных порядков, многообразны. Наиболее наглядными являются степень развития третичного волосяного покрова (первичный волосяной покров существует уже на те

Глаз без эпикантуса Глаз с эпикантусом
Причины возникновения эпикантуса до сих пор не определены однозначно. Ряд авторов выдвинул гипотезу, что черты лица монголоидного типа - это специальный приспособительный признак для жизни в услови

ОБРАЗОВАНИЕ РАС
Время образования расовых типов относят обычно к эпохе возникновения человека современного вида, неоантропа, в ходе которой в основном завершился биологический этап антропогенеза, что выразилось в

РАЗМЕЩЕНИЕ РАС В МИРЕ
Сегодня достаточно четко закрепилось географическое положение современных рас.Негроиды обитают на большей части африканского континента и в Новом Свете, куда их вывезли в качестве

Тема 4. НАЦИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА
Родственные отношения языков строятся по схеме языковая семья–языковая ветвь – группа или подгруппа языков – отдельный язык. Язык – явление общественно-историческое,

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА
Не следует смешивать вопрос о происхождении языка и вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков. Это два разных вопроса. Любой реально существующий или существовав

ИСЧЕЗАЮЩИЕ И МЕРТВЫЕ ЯЗЫКИ
Также как и другие сферы жизни, которые знамениты многообразием своих форм, например, животный или растительный мир, языковое многообразие находится в опасности. И вполне вероятно, что в весьма нед

I. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ
1. Индийская группа (всего более 96 живых языков) 1)Хинди и урду (иногда объединявшихся общим названием хиндустани) – две разновидности одного новоиндийского ли

Славянская группа
А. Восточная подгруппа 1)Русский; наречия: северно-(велико)-русское – «окающее» и южно-(велико)-русское – «акающее»; русский литературный язык сложился

Б. Южная подгруппа
4) Болгарский – образовался в процессе контактирования славянских диалектов с языком камских булгар, откуда и получил свое название; письменность на основе кириллического алфавита; древнейшие памят

В. Западная подгруппа
9) Чешский; письменность на основе латинского алфавита; древнейшие памятники с XIII в. 10) Словацкий; письменность на основе латинского алфавита. 11) Польский; письменность на осн

А. Северногерманская (скандинавская) подгруппа
1) Датский; письменность на основе латинского алфавита; служил литературным языком и для Норвегии до конца XIX в. 2) Шведский; письменность на основе латинского алфавита (Швеция, Финляндия

Б. Западногерманская подгруппа
6) Английский; литературный английский язык сложился в XVI в. н. э. на основе лондонского диалекта; V–XI вв. – древнеанглийский (или англосаксонский), XI–XVI вв. – среднеан­глийский и с XVI в. – но

В. Восточногерманская подгруппа
Мертвые:11) Готский, существовавший в двух диалектах. Вестготский – обслуживал средневековое готское государство в Испании и Северной Италии; имел письменность на основе готского а

Греческая группа
1) Новогреческий то же что греческий, с XII в. Мертвые: 2) Древнегреческий, X в. до н. э. – V в. н. э.; ионическо-аттические диалекты с VII–VI вв. до н. э.; ахейские (

Дагестанская подгруппа
1) Аварский (Дагестан, Сев.Азербайджан, Сев.Осетия). 2) Даргинский (Дагестан). 3) Лакский (Дагестан). 4) Лезгинский (Дагестан, Азербайджан). 5) Табасаранский (Да

Г. Волжская ветвь
1) Марийский (мари, черемисский), наречия: нагорное по правому берегу Волги и луговое – по левому. 2) Мордовские: два самостоятельных языка: эрзянский и мокшанский. Примечание.

В. Амурская группа
1) Нанайский (гольдский) (Хабаровский край, Приморский край), с ульчским (Хабаровский край). 2) Удэйский (удэгейский) (Хабаровский край, Приморский край)м. 4. ОТДЕЛЬНЫЕ ЯЗ

Семитская группа
1)Арабский; международный культовый язык мусульманства; существуют, кроме классического арабского, региональные разновидности (суданский, египетский, сирийский и др.); письменность на арабском алфа

Египетская группа
Мертвые: 1) Древнеегипетский – язык древнего Египта, известный по иероглифическим памятникам и документам демотического письма (с конца 4-го тысячелетия до н. э. до V в. н

Бенуэконголезские языки
Самая многочисленная семья в составе нигероконголезской макросемьи, охватывает территорию от Нигерии до восточного побережья Африки, включая ЮАР. Делится на 4 ветви и множество групп, среди которых

VIII. НИЛО-САХАРСКАЯ СЕМЬЯ
(Центральная Африка, зона географического Судана) 1) Сонгай. 2) Сахарские: канури, тубу, загава. 3) Ф у р. 4) Мими, мабанг. 5) Восточносуданск

А. Китайская группа
1)Китайский – первый по численности говорящих язык в мире. Народная китайская речь разбивается на ряд диалектных групп, сильно различающихся прежде всего фонетически; определяются китайские диалект

А. Языковые семьи Северной Америки
1) Алгонкинские(меномини, делаварский, юрок, микмак, фокс, кри, оджибва, потоватоми, иллинойс, чейенн, блэкфут, арапахо и др., а также исчезнувшие массачусетский, могиканский и др.

Б. Языковые семьи Центральной Америки
1) Юто-ацтекские(науатль, шошонский, хопи, луисеньо, папаго, кора и др.). Эта семья иногда объединяется с языками кайова - тано(кайова, пиро, тива и др.) в рамках

В. Языковые семьи Южной Америки
1) Тупи-гуарани(тупи, гуарани, юруна, тупари и др.) (Центр Юж.Америки). 2) Кечумара(кечуа – язык древнего государства инков в Перу, в настоящее время в Пе

Тема 5. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
5.1. Этнические конфликты – одна из глобальных проблем современности. Факторы развития этнических конфликтов Конфликты, связанные с обострением межнациональных взаимоотнош

География очагов современного сепаратизма
Одним из наиболее распространенных видов территориальных и этнических конфликтов можно назвать сепаратистские конфликты. Термин «сепаратизм» происходит от лат.– «отделенный».

Национально-государственные образования депортированных народов СССР (1940-1990-е гг.)
Народ, подверг- шийся депортации Форма автономии до депорта­ции Год депорта­ции административные единицы, в состав которых вош

Понятие Цветной революции
Цветными революциями чаще всего называют серию массовых уличных протестов населения, завершившихся сменой политического режима в ряде стран Восточной Европы. Принято считать, что в

Тюльпановая революция
В феврале — марте 2005 года в Киргизии были проведены очередные парламентские выборы, которые с подачи "иностранного" НПО били признанны нечестными, что при подстрекательстве тех же НПО,

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Это территориальное прост­ранство площадью 4,9 млн кв. км и с населением 514 млн человек прежде именовалось у нас Зарубежной Европой, а теперь называется европейским дальним зарубежьем. На данной т

СТРАНЫ АФРИКИ
Африка, площадь которой составляет 30,3 млн км2, а население насчитывает свыше 700 млн человек, по числу независимых государств опережает ныне любую другую часть света. Однако свою незав

Этнический состав населения Российской Федерации (тыс.чел.)
  Все население 147021,9 145164,3 Русские 119865,9

СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Термином "страны ближнего зарубежья" в России в последнее время стали обозначать республики бывшего СССР (кроме, естественно, са­мой Российской Федерации). Таким образом, к ним относятся

Тема 7. РЕЛИГИИ МИРА
7.1. ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ? Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множе­ство. Они зависят от мировоззре

ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ
Вопрос о том, как и когда возникла религия, – сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа. 1. Религия появилась вместе с человеком.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействи

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ
Религия – очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы. 1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера есть особо

ГЕОГРАФИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕЛИГИЙ
Среди верующих большинства народов России и стран СНГ распространено православие, которое представлено русской и грузинской право­славными церквами. Православными являются п

Справочники, энциклопедии, научно-популярные издания
1. Материальная культура. - М., 1989. 2. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. - М., 1998. - Т. 1-2. 3. Народы мира: Историко-этнографический справочник. - М., 1988. 4.

Словарь терминов
А АБОРИГЕНЫ – коренные обитатели той или иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны». АВСТРАЛОПИТЕК - ископаемая человекообразная обезьяна, близ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги