рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Около 1499

Около 1499 - раздел Социология, ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Поучение Священнослужителям, Запрещающее Брать “Принос” От Неверных: Еретиков...

Поучение священнослужителям, запрещающее брать “принос” от неверных: еретиков, блудниц, прелюбодеев, татей, разбойников, грабителей, поклепников, волхвов.

Послание митрополита Симона в Пермь. В послании среди прочих положений говорится об “оставлении языческих заблуждений”.

Жалованная грамота Великого князя Василия Ивановича Суздальскому Покровскому монастырю. В грамоте дается освобождение монастырских людей от юрисдикции наместников и освобождение монастыря от дани и пошлин сроком на пять лет.

Послание Александрийского Патриарха Иоакима Великому князю Василию Ивановичу о милостыне.

Запрещено монастырям покупать и брать в заклад вотчины без ведома государя.

Жалованная грамота Великого князя Василия Ивановича Суздальскому Покровскому монастырю об освобождении от пошлин стариц и монастырских слуг, посылаемых во Владимир для покупки съестных припасов.

Судебник. Регламентирует жизнь в монастырях людей церкви и нищих, живущих милостыней, запрет на пребывание в монастырях бельцам и вдовам, живущим от доходов своего имения. Подтверждено право епископатским судам осуществлять судопроизводство над людьми церкви. “А попа и дьякона, и чернца и черницу, и старую вдовицу, которые питаются от церкви Божии, ино их судити Святителю им его судиям”.

u Стоглав. Высказывается за регламентацию внутри монастырской жизни, запрещает собирать милостыню в виде промысла “чернцам и черницам”, попам, мирянам, “строям” (Глава 13). Монахам и монахиням предписано жить и трудиться в пределах своих монастырей. Старых и утративших здоровье монахов и монахинь монастыри должны пристраивать в монастырские больницы, где бы они получали пищу и одежду (Глава 73). Законодательно закреплено об обязательном выкупе пленных за счет государства, “царевы казны” (Глава 72). В Стоглаве подтвержден запрет монастырям на право покупки земель, брать их под залог, принимать земли “по душе”, на основе духовного завещания дарителя, без ведома царя.

u Указ об отсрочке взыскивания долгов с погорельцев. Разрешено в виду пожаров, охвативших большую территорию, отсрочить долги по неплатежам до пяти лет.

u Поместная грамота Новгородского архиепископа Леонида вдове Марфе Пешковой с детьми. Данная грамота охраняет интересы вдовы и ее детей, поскольку муж ее погиб на “государьской службе, в государьском походе”, наказано крестьянам платить ей денежный и хлебный оброк, а также обрабатывать ее землю. Один из первых юридических документов, “прообразов” будущей пенсионной системы.

u Указ о запрещении церковникам приобретать земли.

Судебник. Согласно статьям 64, 67, 68, под охрану закона попадали вдова, девица, калики, московские городские нищие, при нанесении “обиды” которым в судебном порядке ответчик выплачивал штраф от четырех алтын до восьми алтын и две деньги. Ст. 189 запрещает в монастырях проживать торговым людям, подтверждено проживание там нищим, “которые от церкви Божии питаются”.

ГрамотаЛьвовскому соборному притчу о “посылке соболей, куниц и золотых Угорских на строение храма Успения Богородицы и “милостиных” денег на клирос и больницу. Согласно данной грамоте, клиросу, священникам и дьяконам было определено двадцать рублей, а на больницу - десять.

u Грамота Новгородскому воеводе князю Даниилу Ногтеву сотоварищи об освобождении Ладожских отставных стрельцов от податей и пошлин с судебных дел. Отставные стрельцы, отслужившие от двадцати до пятидесяти лет, не получавшие жалования более пяти лет, просили об освобождении их от пошлин с судных дел и податей. В грамоте мы находим отражение социального положения и той исторической ситуации “осударевых” людей, отошедших по старости от службы, “за худобу, за старость, за увечья, пашни не пашут, не торгуют, кормятся христовым именем”.

uУказ о запрещении частным лицам торговать водкой в городах, установление государственной монополии на продажу спиртных напитков, открытие “царских кабаков”.

Указ об установлении твердой цены на хлеб и о борьбе со скупщиками хлеба.

Грамота в Кириллов монастырь о запрещении во время праздников проводить вблизи монастыря торговлю “хмельными напитками”. Как отмечается в грамоте, во время праздников около монастыря “миряне” учиняют “бесчинства и смуту”, а некоторые до “смерти побиваются”.

Указ, согласно которому разрешалось во время голода уходить “холопам” от феодала за пропитанием без оформления “отпуска на волю”.

Указ о выдаче служилым людям поместий в вотчину за “осадное сидение”.

Грамота воеводе Ивану Головину о невзыскании с вотчины Троицкого Сергиевого монастыря хлебных запасов на ратных людей. К такому решению приходят, поскольку в “монастыре у них осадные ратные люди”. По оценке историков, в этот период монастырь кормил до десяти тысяч человек, среди которых были и “ратные люди” и беженцы.

Указ о выдаче вдовам и детям дворян и детям боярским, погибших под Смоленском, земель на прожиток.

Указ о мерах против распространения морового поветрия на скот. В указе говорится также об ответственности лиц, продающих мясо зараженных животных. Принято решение их “бить кнутами безо всякой пощады”. Определены чиновники со стороны власти, которые должны: вести надзор за исполнением указа; подъячии, решеточные приказчики, бирючи.

Обращение к народу для добровольного пожертвования выкупа пленных, содержавшихся в Крыму.

Выходит особый правительственный указ об ограничении продажи алкогольных напитков. В нем предписывалось закрывать по праздникам кабаки и питейные лавки.

Соборное уложение. Создано на основе статей кодекса Ивана IV, а также литовского и византийского законодательства. Закреплено законодательно об обязательном выкупе пленных и учреждении на это специальных налогов от двух до четырех “деньги с двора” ( Гл. VIII. О искуплении пленных). В главе о поместных землях регламентируются правовые отношения к собственности вдов и детей, оставшихся на попечении (Гл. XVI. О поместных землях). Подтверждено право ухода от феодала в голодные годы, а также разрешена отсрочка уплаты “впавшим в убожество” от года до трех лет, причем, в отличие от законов “Русской Правды”, круг лиц социально не ограничен.

u Никон, митрополит Новгородский, предлагает частные питейные дома заменить государственной монополией.

u Указ об ограничении и запрете продажи водки по праздникам и “постным дням”. Согласно данному указу, на город оставался только один питейный дом, продажа ограничивалась одной бутылкой на человека. Запрещена продажа алкогольных напитков монахам и лицам духовного звания.

u Грамота о санитарных мероприятиях в Новгороде. В ней говорится, что для недопущения распространения “мора” необходимо “мертвых хоронить... ” дворы обмывать и у дверей зараженных дворов поставить “крепкие сторожы”.

u Грамота о санитарных мероприятиях. В данной грамоте регламентируются мероприятия по ликвидации распространения “морового поветрия”. Предлагается места “заморные” “засечь лесом”, т.е. окружить лесной полосой, поставить заставы, где несли бы службу “отставные дворяне”, “служилые люди”, “сколько пригожие” (их численность определялась масштабами заражения). Основная задача: охранять территорию от мародерства, от “вывоза” и “вынеса”, пойманных на месте ожидала смертная казнь.

Указ, запрещающий взыскивать долги с детей, не имеющих достаточного имущества , “коли после отцов их пожитков не осталось”.

uГрамота Патриарха Никона архимандриту Фелофею о льготах в оброках по случаю наводнения и неурожаев у крестьян околорусских погостов.

u Указ о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время. В нем определены основные превентивные мероприятия по недопущению голода, в частности предписывалось:
а) митрополитам и власти, чтобы те обеспечивали продажу хлеба из своих запасов; б) чтобы местная власть продавала из житницы хлеб по твердой цене, а не спекулятивной, в) в том случае, если “купить хлеб будет нечим”, тем под поручательство раздавать хлеб в долг, “ чтобы божиим и нашим людям от хлебныя дорогови гладом не помереть”.

u Указ об обязательном кормлении холопов боярам и в период голода. В случае нарушения указа предписывалось: “государь повелел кликать бирючам по рынкам и торгам, что если бояре откажутся кормить своих холопей в голодное время, то они лишатся холопей, которые получат свободу”.

uУничтожены “несудимые грамоты”, разрешающие монастырям вести суд над монастырским клиром.

uУничтожены “тарханы”, освобождающие монастыри от налогов и дани, а также платежа таможенных пошлин.

u Указ царя Федора Алексеевича о содержании богаделен не за счет дворцовой казны, а за счет казны патриаршей.

Указ Патриарха Иоакима о сносе “избушек” нищих на людных площадях и улицах Москвы, разрешено строить их при церквах.

uУказ Патриарха Иоакима об установлении сбора со всех церквей “на вспоможение и прокормление” нищих.

uЦерковный Соборпостановляет об основании амбулаторного приюта для больных, нищих, пленных. Запрещает строить новые монастыри. В целях уменьшения побирающихся бродячих монахов запрещается пострижение в частных домах, пострижение возможно только после “законного искуса”, испытаний. Запрещается постригать супругов без их взаимного согласия. К бродячим монахам решено предъявлять санкции, “ловить и отдавать в монастыри для исправления”.

u Челобитная Симонова монастыря архимандрита Гавриила с братией на монастырское содержание отставных солдат надворной пехоты, присылаемых из Приказа Большого Дворца. В челобитной просят оставить прежнее количество призреваемых - 27, добавление к ним еще 47 человек потребовало бы затратить дополнительно средств “деньгами близко 500 рублей”, которых монастырь не имеет. В ответ на прошение просьба была удовлетворена.

uДело по челобитию Псковских стрелецких сотников об отводе им мест под постройку домов, сгоревших во время пожара, и о выдаче на этот предмет денежного пособия.

uЧелобитная царю Федору Алексеевичу поселенных около Албазинского острога крестьян об оказании им вспомосуществования по случаю бедственного положения.

u “Об общественном призрении указ”. В указе определены мероприятия по искоренению профессионального нищенства, намечены превентивные и оперативные меры, среди которых - организация работных домов, обучение и воспитание нищенских детей, законодательный запрет сбора милостыни.


Движение общественной мысли о милосердии и общественном призрении в XIV-XVII вв.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Около 1499

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нуждающихся с Х в. по ХIII в.
В X-XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и новых форм поддержки и защиты нуждающихся. Внешняя экспансия

Около 1037
u Начало строительства в Киеве первого монастыря - Георгиевского - князем Ярославом. u Строительство Печерского монастыря, обители милосердия. Феодосий построил недалеко от своего монас

Около 1160
u Грамота Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга к Великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому. В грамоте обозначены каноны отношений между епископом и князем. “Покоряйся убо боголюбив

XIII в.
u Кирилл I, митрополит Киевский (умер 1243 г., ?). “Поучение ко всем христианам” - о разных предметах домашней и общественной жизни. Историко-понят

Биографическая справка
Владимир I родился в 60-е годы Х в. (возможно, что в 962 г. - (?). 970 г. - начало правления его в Новогороде. 11 июня 978 г. он садится на княжение в Киеве. В этом же году осуществляется язычес

Библиографическая справка
Определения Владимирского собора 1274 г.   Определения Владимирского собора - это свод канонических текстов, регламентирующих

Церковно-государственное попечение с XIV в. по XVIII в.
В период с XIY в. по XYIII в. происходит изменение ориентаций мотивов помощи и поддержки, изменяются субъекты попечения. На смену ктиторским монастырям приходят монастыри-вотчины. И если деятельнос

XV век - начало XV века
u Василий Дмитриевич основывает города Ржев и Плес, в Москве построен Благовещенский собор. u В результате ранних холодов вымерзают озимые и яровые посадки. Гол

Середина XVI века
Организация Житного приказа. При городах велено открыть житные дворы, которыми ведал Житный приказ, где бы хранился запас зерна на случай неурожая. Голод во многих землях, многие “люди

Конец XVII в.
В Москве при приходских церквах насчитывалось 18 богаделен. В них получали кров, пропитание нищие и убогие. Так, в Успенской богадельне при церкви Успения на Покровке в Котельниках насчитывалось 80

Середина XV в.
u Нил Сорский (ок. 1433-1508гг.), пострижение принял в Кирилло-Белозерском монастыре, посетил Палестину, Константинополь и Афон, где изучал “скитское житие”. Поселился на реке Соре, построил там мо

Первая половина XVI века
uФедор Карпов (умер до 1545г.). “Послания”. uМаксим Грек (Михаил Триволис, 1475-1566гг.) родился в Греции, получил домашнее образование, продолжил обучение в Италии. Там близко сходится

Около 1600-1675
uЕпифаний Славинецкий (умер в 1675г. ?), иеромонах. Воспитанник Киевской коллегии, главный “книжный справщик” в московской типографии, глава патриаршего Чудовского училища. Прибыл в Москву в 1649 г

Биографическая справка
Федор Ртищев. Родился в 1626 г. В 1645-1652 гг. помогает переезду в Москву из Киева ученым монахам Епифанию Славинецкому, Арсению Сатановскому и Дамаскину Птицкому. Царь и П

Библиографическая справка
Епифаний Славинецкий. “Слово о милости и кии просящих достойни суть милости, кии же ни” Работа Епифания Славинецкого - одно из первых светских представлений о сущности милосердия, хотя она

Государственное призрение в период правления Петра I
Становление государственной системы помощи и поддержки нуждающихся в XVIIIв. - первой половине XIX в. связано с основными геополитическими и общественными тенденциями: образованием империи, секуляр

Середина первой четверти XVIII века
u По мнениюИ. Посошкова, во всех городах, селах, деревнях России “наберется нищих и арестантов тысяч десятка два-три”. (в Париже в 1650 г. зарегистрировано 40 000 нищих). u По распоряже

Октября
u Указ Сената, определяющий дело общественного призрения в провинции и городах. В указе определено направлять слепых, дряхлых, увечных, престарелых, живущих милостыней в губернские богадельни. Дете

U Инструкция магистратам
§ 33. О необходимости обучения малолетних детей не только “пожиточных, но и бедных”. Предусматривалось, что их нужно обучить чтению, письму, “цифирному счислению”, арифметике. Школы следует организ

Библиографическая справка
Развитие общественных идей в деле государственного призрения Ф. Салтыков. “Изъявление прибыточныя государству”   Неоднократно бывавши

По вторую половину XIX в.
  При Екатерине II прокормлением нищих занимаются работные дома, где призреваемые получали пищу, кров, одежду, пристанище. Однако смирительные дома принимают не только профессиональны

Социальная политика в области здравоохранения
  21 апреля. Состоялось открытие Родильного госпиталя, созданного по предложению И. Бецкого.   17 сентября. Откр

II половина XVIII в.
1818 г. Стог А. “О общественном призрении в России”. 1836 г. Рождественский Н. “Рассуждение о мерах правительства к сохранению жизни и здоровья народа”.

Вторая половина XIX века - начало XX века
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и Положения, возвещавшие отмену крепостного права. 23 млн. крепостных крестьян получили личную свободу, возможность заниматься торговлей и промысло

Социальная политика в области образования
Основаны университеты в Казани и Харькове.   Происходит постепенное преобразование главных народных училищ в гимназии и основа

Социальная политика в области здравоохранения
  Сентябрь. 120 сестер милосердия под руководством Николая Ивановича Пирогова выезжают в Севастополь. Сестры милосердия - члены первой военной (Крестовозд

Земское и городское общественное призрение
21 мая. Создан Владимирский детский приют в Томске.   7 июля. Открыт Вятский детский приют Вятской губернии.

В области общественного призрения
Дерябин П. О христианском милосердии по учению святых отцов. Тарасов И. Учебник полицейского права.

Биографическая справка
Барон Отто Оттович Буксгевден Начало деятельности на поприще благотворительности относится к 1881 г., когда Совет Андреевского приходского попечительства в Кронштадте избирает барон

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги