Реферат Курсовая Конспект
XIII в. - раздел Социология, ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ U Кирилл I, Митрополит Киевский (Умер 1243 Г., ?). “Поучение Ко Всем Христиан...
|
u Кирилл I, митрополит Киевский (умер 1243 г., ?). “Поучение ко всем христианам” - о разных предметах домашней и общественной жизни.
Историко-понятийный словарь социальной работы (XI-XIII вв.)
БАЛИЧ БАНЯ БОЖНИЦА | - обаятель; врач; отравитель; баловати- врачевать, лечить. -русск. церковно-слав., с XI в. ( “баня пакибытия” - святое крещение, где омываются первородные грехи); др.-русск. - “мовь”, от “мыть”, впоследствии употребляется как “мовьница”. - храм, церковь; странноприимница, странноприимный дом. В летописи говорится, что в 1147 г. убит князь Игорь Ольгович, “повелел Лазарь взяти Игоря и понестии и в церквовь св. Михаила, в новгородскую божницу, и ту положивши и во гробъ”. - |
БОЛЬНИЦА -место в монастыре, особенно отдаленное для призрения и врачевания скорбных, не только тут живущих, но и странников; больная женщина.
БРАТЧИНА- древнейший обрядовый обычай славян. “Братья” - люди, объединенные общими занятиями, условиями жизни; праздник, праздничный ритуал. Б.- так назывались совместные праздники в складчину: ссыпщина, ссыпка, мирщина (они несли не только обрядовый, но и благотворительный характер). У южных славян Б.выражалась в призрении больных и бедных, погребении усопших.
БРАШНО -яства ( выносят вместе с вином кн. Олегу из Царьграда в 907 г.); Б. -снедь, съестные припасы (согласно договору 945 г.Б. выдают отправляемым из Царьграда); Б. -мучное кушанье, борошно-ржаная мука, возможно, именно эти съестные припасы развозили по улицам русские князья для раздачи убогим, “больным по затворам”( упоминается в летописях о деяниях кн. Владимира, кн. Андрея Георгиевича, внука Владимира Мономаха.)
ВДОВА, ВДОВИЦА-женщина, лишившаяся мужа; такое положение в народе считалось как социально ущербное. Согласно законам Моисея, вдовы имели те же льготы, что и бедные и неимущие, они предоставлялись попечению родственников, обществу, имели долю в жертвах и десятине, им отдавались снопы, забытые в поле, остатки маслин на деревьях и виноград. В период раннего христианства В. содержались на общественный счет, получая ежедневное пособие.
В Древней Руси (возможно, впервые) официально “институт вдов” на уровне княжеской власти узаконен Владимиром I (Устав 996 г.). Именно тогда вдовы попадают под защиту церкви с другими категориями нуждающихся. В народных традициях у южных и восточных славян В. не могли участвовать в целом ряде культовых ритуалов, с ними связывают как злое, так и доброе начало.
вервь- волость, округ, община, мир; мера земли в Древней Руси.
ГОБИНО -урожай. В 1071 г. волхвы говорили, что виновны в наступившем голоде старые женщины, которые держали “обилие”, но истребив их, как они утверждали, появится урожай - “будет гобино”.
ГОСТИНИЦА - постоялый двор.
ДЕСЯТИНА -десятая часть чего-либо, выделяемая русскими князьями часть доходов от сбора различных налогов на нужды церкви.
ДЬЯКОН -служитель, прислуживающий пресвитерам и епископам. К обязанностям дьяконов относилось: хранение сосудов, наблюдение за чистотой престола, церковное письмоводство.
ЕПИСКОП -главный надзиратель над паствой в епархии, управляющий нижними священными чинами.
ЗАДУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК - раб, освобожденный господином для спасения своей души. В церковных Уставах кн. Владимира и Всеволода причисляется к церковным людям наряду с пономарем, вдовицей, каликой и другими.
ЗАЗОРНЫЙ -древнерусский “зазоръ”- позор, осуждать.
ЗАТВОР - темница, тюрьма; иногда так называлась пещера, где в уединении жили монахи-отшельники “с целью христианского богомыслия”.
ИГУМЕН -настоятель мужского монастыря, сан ниже архимандрита.
ИЗГОЙ- субъект, в силу каких-либо обстоятельств не связанный с крестьянской, родовой, семейной общностью. “Гоить” - принадлежать общине, принимать ее уклад, образ жизни, следовать ее нормам и ценностным стереотипам.
калика- слово происходит от названия греческой обуви - “калиги”. Надевалась паломниками, которые отправлялись по святым местам. Калека, нищий, слепой, просящий милостыню обычно во время церковных праздников. В целях взаимной безопасности К. объединялись в артели, выбирали себе атаманов, которые смотрели за нравами.
КАПИЩЕ - происходит от слова “капь” - видение, призрак, изображение (по М. Фасмеру); может означать как идола, так и шатер, навес; “языческий храм”.
КЛИРОШАНИН -духовенство, “певчий”.
КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ - употребляется для обозначения святого писания, под книгами в XI в. понимались священные тексты, подобно тому, как переводится “библия”- книги.
ктитор- создатель храма или монастыря, вкладчик, попечитель, староста церковный.
МИЛОСЕРДИЕ-одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемых посредством дел милостей телесных и милостей духовных. Дела милости телесных: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, посетить больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Духовные дела: отвратить грешника от заблуждения, несведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый совет, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали другие, от сердца прощать обиды. ВXI в.- милостыня - милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние; милость - милосердие, сострадание, сочувствие, благосклонность, особое расположение, любовь; милование - сострадание, сочувствие, милосердие прощение, снисхождение; миловати - поддерживать, помогать. В XII в.- милостыня- благотворение, добрые дела; милость -милостыня, подаяние; плата, жалованье; милование- готовность помочь, оказание милости; миление- сострадание. ВXIII в.милость - прощение, снисхождение; милование - благосклонность, любовь.
НИЩИЕ-определенное сословие, не имеющее собственности, навыков трудовой деятельности, промышляющее сбором подаяний; в народных поверьях “нищий” - посредник между реальным и потусторонним миром, непременный участник всех похорон и поминок, а также связанных с ними обрядов.
НИЩЕЛЮБИЕ - добродетель, состоящая в оказании помощи нищим, одна из обязательных добродетелей канонизированных русских князей. По А. Гуревичу, “исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милости” - основные доказательства святости. В русских летописях они имели определенную формулу, многих канонизированных русских князей характеризовали как “мнихолюбив”, “страннолюбив”, “нищелюбив”.
НОМОКАНОН (НОМОКАНУН) - собрание законов, или правил - церковных и царских. Составитель законов - Иоанн Схоластик, патриарх Константинопольский (545 г.). Положения и правила номоканона использованы русскими князьями для составления свода древнерусских законов.
ОБЫДЕННАЯ ЦЕРКОВЬ - строилась по обету за один день для избавления города или “земли” от какого-то общественного бедствия. Одним из примеров может служить Десятинная церковь в Василеве. Построена князем Владимиром в 996 г. О. ц. обычно строили дабы отвратить мор и моровые поветрия.
ПЕЧАЛОВАТЬСЯ - предаваться печали, заботиться о ком-либо. В Русской Правде “печаловаться” означало еще и быть опекуном; печальник - тот, кто имеет о других попечение.
погост -первоначально место “гощения”, стан для князей, княжих мужей для сбора дани и суда; исторически сложившееся место строительства церквей, в дальнейшем церковный двор получил название “погост”, позднее кладбище при церкви.
ПОМОЧИ-совместная крестьянская работа в помощь кому-либо, за участие в которой работникам предлагалось угощение. Основные виды помочей: уборка (хлеба, проса и др. культур); “толоки”, “зажоны”, покос, молотьба, супряги (взаимное использование быков или лошадей для обработки земли); помочное - судебная пошлина;пособие невинно оклеветанному; помощник - в христианском мировоззрении “существо”, подобное Адаму, которое должно “вспомоществовать”, помогать в воспитании детей и во всех иных нуждах.
правда- употреблялось в значении слова “закон”; старинный обычай.
ПРЕЛЮБОДЕЙЧИШ -незаконнорожденный ребенок.
привенЧивать- заимствованный от греков обычай в Древней Руси официально узаконивать детей, рожденных до брака. Во время венчания детей обводили вместе с отцом и матерью вокруг налоя, тем самым они официально признавались общностью. Древнейший пример встречается в Киевской летописи (1187 г.).
ПРИЙМАЧЕСТВО-гражданский обычай у восточных и южных славян (просуществовал до XIX в.). Выражался в приеме в семейный круг лиц, не имеющих возможность самостоятельно решать вопросы своего жизнеобеспечения. К ним относились дети, оставшиеся по каким-либо причинам без попечения родителей (“годованцы”, “выхованцы”); старики, не имеющие родственников, работные люди, у которых нет земли.
ПРИЗРЕТИ, ПРИЗРЮ -посмотреть, взглянуть; оказать внимание, оказать милость, приласкать. Даниил Заточник: “Аще кто человека въ печали призритъ, как студеною водою напоитъ во зноиныи день”.
ПРИХОД - церковная община, принадлежащая к одной церкви. Отправляющий в нем службу церковный священник называется приходским священником.
ПРОТЕКДИК -защитник вдов, сирот и беспомощных. В византийской церкви чиновник, который по поручению патриарха судил духовные дела в отношении данных лиц.
РОТА- словесная присяга; у Павды Берынды “реть”- спор. Противление, битва, поощрение.
СИРОПИТАТЕЛЬ -кормилец сирот.
СКУДЕЛЬНИЦЫ-могилы массового захоронения (приблизительно до XI-XV вв.), куда во время эпидемий свозили покойников; на основе летописных сводовС. определяются как дома для убогих; С. - часовня при общих местах погребения ( возможно, одним и тем же словом обозначали разные институты); С.-глиняный кувшин; скудельничное село -земля, которая принадлежала горшечникам. Согласно Евангелию от Матфея ( Мф. 27,7), такое село куплено иудеями для кладбища, для погребения странников на деньги, которые получил Иуда, когда продал Христа.
СКУДСТВОВАТЬ - нищенствовать, быть убогим (?).
СТРАННОПРИИМНИЦА -покой или дом, где принимаются странники.
СУД СВЯТИТЕЛЬСКИЙ -суд священнослужителей, при котором князьям и боярам запрещалось привлекать к судебной ответственности лиц духовного звания, а также лиц, находящихся под патронажем церкви. Такое право впервые закреплено в Судебнике Владимира I.
ТРЕБИЩЕ -место, где приносили жертву.
ТРИЗНА - игры и хороводы на кладбище у древних славян-язычников в XII в., “поминальное пиршество”, куда допускаются все слои населения, в том числе изгои и нищие.
ЧЕРНЕЦ, ЧЕРНИЦА -монах, монахиня.
ЧЕРНИЩЕ -ребенок от чернеца, прижитый вне брака.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: XIII в.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов