рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Библиографическая справка

Библиографическая справка - раздел Социология, ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Развитие Общественных Идей В Деле Государственного Призрения...

Развитие общественных идей в деле государственного призрения

Ф. Салтыков. “Изъявление прибыточныя государству”

 

Неоднократно бывавший в Англии и Голландии, изучая опыт общественного обустройства, предложил в 1714 г. проект. В нем особо выделялись мероприятия по содержанию нищих и сирот. Объединение нищих и сирот в единую клиентеллу обусловлено необходимостью решения текущих задач по локализации профессионального нищенства, а также недопущения его распространения и “воспроизводства” через “институт детства”.

Ф. Салтыков предложил сирот и нищих от “самыхъ младенческих лет до двадцать лет” во всем государстве обустраивать в церковные приходы и возложить на них призрение за нуждающимися. Предполагалось, что на приход из 200-300 человек должно приходиться не более 3-4 нищих, за которыми будут закреплены “к смотрению” церковные старосты, определенная комиссия, состоящая из “лутчих и богатых люди” и двух-трех его помощников. Приходы обязаны обеспечить для сирот и нищих “пищу и платье сиротское”, “постели и тепло”. Финансирование предполагалось за счет приходов, а церковным старостам разрешалось для содержания нищих и сирот, их “питалища и в прочих потреб” в воскресные дни после обедни, “ходить с блюдом и просить милостыню”.

Следуя традициям “трудовой помощи”, заложенной еще в Стоглаве, автор предлагает, чтобы “увечные без одной руки или ноги, или без обеих, или иные какие увечья, но только они некоторую бодрость и здравие тела имеют”, смотрели бы за малолетними и больными и тем самым отрабатывали свой хлеб прихожанам.

Особые мероприятия предусматривались для организации и попечения “зазорных” младенцев, сирот: если “вдова или девка обрюхает и родит”, то отец ребенка должен “питать его до самого возраста”, совершеннолетия. В том случае, если “отец мощь” такую не имеет, то младенца отдавали в приход, а с отца необходимо было брать от 2 до 5 рублей. Сироты, поступая в приход, должны находиться на его иждивении, обучаться “словесному, читать и писать”. После обучения чтению и письму они направлялись в “главные госпитали”, где происходило их дальнейшее обучение и получение профессиональных навыков. Ф. Салтыков предлагал различные программы обучения для мальчиков и девочек. Программа “мужеского пола” предусматривала пятнадцать дисциплин, среди которых: ”часового дела”, “токарного дела”, “епонскаго лакового дела”, “ломового дела”, а также сведущие “мануфактурным, рукодельным делам, воинских, градских делах”. Для “женскаго пола” предусматривалась программа по двенадцати дисциплинам, среди них: шить, ткать, плести кружева, прясть и т.д. В профессиональном воспитании сирот виделось не только одно из средств ликвидации нищенства - “они из нищеты своей пройдут в нарочитое состояние” - но и подготовки для государственных нужд “рачительных людей”, приносящих прибыль государству.


Курбатов Алексей. Пункты о кабинет-коллегиум

 

В проекте он предлагает организовать специальный “кабинет-коллегиум”, который наряду с другими вопросами занимался бы проблемами общественного призрения. При этом Курбатов использует как догматический, христианский опыт, так и опыт “попечения” европейских государств. “Божие милосердие” в рамках государственного попечения предлагалось осуществлять над “колодниками”, сидящими по тюрьмам. “Кабинет-коллегиум” должен разбираться с запросами нуждающихся в тюрьмах, определением среди них “невинно страждущих”.

В деле организации призрения нищих и превентивных мер по предотвращению нищенства предполагался ряд мероприятий административного характера, связанных с законодательными регламентациями: издание ряда указов о том, чтобы в “городах всего государства” построить госпитали для “больных, раненых солдат, бедных, бездомовых людей”. Не оставалась без контроля и церковь. Если она имела “достаток”, то обязана была строить “каменные Щпитали” “ради больных и нищих”. Правда, и государство должно было разрешить церкви в случае необходимости использовать дополнительные финансовые средства “из наема” торговых лавок и погребов. Большая роль отводилась Кабинету и в деле просвещения населения, где предусматривалось ведение разъяснительной работы о приоритетном направлении частных пожертвований для нужд больных и нищих (по сравнению со строительством церквей). Кабинет должен печатать разъяснительные листы и направлять их по территориям всего государства.


Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве

 

Идея реформирования монастырской системы помощи и поддержки на основе секуляризации хозяйства рассматривалась не только с позиций и тенденций западноевропейского опыта. Предпринимались попытки реорганизации монастырского попечительства о нищих и больных, исходя и из древнерусских традиций, законодательства времен Владимира I. Сторонником такой идеи выступал И.Т. Посошков.

В своей книге он предлагал освободить “пресвитеров” от землепашных работ, оставляя им возможность сосредоточиться на своих исконных христианских задачах, служению Богу. Однако, понимая, что в условиях нового времени нельзя ущемлять интересы государства, в своей программе он стремился решить два основных вопроса: финансирование монастырей и призрение нищих.

Предлагая вернуться к десятине, И.Т. Посошков считал, что этот вид налога складывается из хлебного прихода крестьян, который остается у них и помещиков, после того, как они рассчитаются с государством. Такое же обложение следовало на все другие натуральные продукты: скот, мед, масло, яйцо и “во всякие прибытки”. Эти средства, по его мнению, надо направлять на монастырские нужды, а также “тот хлеб употреблять нищим и странным на пропитание”. Согласно его предложениям, нищим и больным нужно жить в специально построенных для этих целей больницах и богадельнях, которые должны быть во всех административных единицах: городах, селах, погостах. Для увеличения финансовых средств на призрение и ведение монастырского образа жизни, И.Т. Посошков предлагал сдавать в аренду, отдавать в “наймы”, монастырские земли, а полученные деньги пускать на “церковное строения и нищим больницы”.

Им рассматриваются и вопросы превентивного характера, связанные с крестьянским обнищанием. Таким большим бедствием для поселян являлись не только неурожаи, но и пожары. И.Т. Посошков предлагал на государственном уровне обязать крестьян строить дома “гнездами”. Тогда можно не только оказать помощь соседям, но и не дать распространиться огню на близлежащие строения.


Раздел 4

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Библиографическая справка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нуждающихся с Х в. по ХIII в.
В X-XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и новых форм поддержки и защиты нуждающихся. Внешняя экспансия

Около 1037
u Начало строительства в Киеве первого монастыря - Георгиевского - князем Ярославом. u Строительство Печерского монастыря, обители милосердия. Феодосий построил недалеко от своего монас

Около 1160
u Грамота Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга к Великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому. В грамоте обозначены каноны отношений между епископом и князем. “Покоряйся убо боголюбив

XIII в.
u Кирилл I, митрополит Киевский (умер 1243 г., ?). “Поучение ко всем христианам” - о разных предметах домашней и общественной жизни. Историко-понят

Биографическая справка
Владимир I родился в 60-е годы Х в. (возможно, что в 962 г. - (?). 970 г. - начало правления его в Новогороде. 11 июня 978 г. он садится на княжение в Киеве. В этом же году осуществляется язычес

Библиографическая справка
Определения Владимирского собора 1274 г.   Определения Владимирского собора - это свод канонических текстов, регламентирующих

Церковно-государственное попечение с XIV в. по XVIII в.
В период с XIY в. по XYIII в. происходит изменение ориентаций мотивов помощи и поддержки, изменяются субъекты попечения. На смену ктиторским монастырям приходят монастыри-вотчины. И если деятельнос

XV век - начало XV века
u Василий Дмитриевич основывает города Ржев и Плес, в Москве построен Благовещенский собор. u В результате ранних холодов вымерзают озимые и яровые посадки. Гол

Середина XVI века
Организация Житного приказа. При городах велено открыть житные дворы, которыми ведал Житный приказ, где бы хранился запас зерна на случай неурожая. Голод во многих землях, многие “люди

Конец XVII в.
В Москве при приходских церквах насчитывалось 18 богаделен. В них получали кров, пропитание нищие и убогие. Так, в Успенской богадельне при церкви Успения на Покровке в Котельниках насчитывалось 80

Около 1499
Поучение священнослужителям, запрещающее брать “принос” от неверных: еретиков, блудниц, прелюбодеев, татей, разбойников, грабителей, поклепников, волхвов. Послание митрополита Симона в

Середина XV в.
u Нил Сорский (ок. 1433-1508гг.), пострижение принял в Кирилло-Белозерском монастыре, посетил Палестину, Константинополь и Афон, где изучал “скитское житие”. Поселился на реке Соре, построил там мо

Первая половина XVI века
uФедор Карпов (умер до 1545г.). “Послания”. uМаксим Грек (Михаил Триволис, 1475-1566гг.) родился в Греции, получил домашнее образование, продолжил обучение в Италии. Там близко сходится

Около 1600-1675
uЕпифаний Славинецкий (умер в 1675г. ?), иеромонах. Воспитанник Киевской коллегии, главный “книжный справщик” в московской типографии, глава патриаршего Чудовского училища. Прибыл в Москву в 1649 г

Биографическая справка
Федор Ртищев. Родился в 1626 г. В 1645-1652 гг. помогает переезду в Москву из Киева ученым монахам Епифанию Славинецкому, Арсению Сатановскому и Дамаскину Птицкому. Царь и П

Библиографическая справка
Епифаний Славинецкий. “Слово о милости и кии просящих достойни суть милости, кии же ни” Работа Епифания Славинецкого - одно из первых светских представлений о сущности милосердия, хотя она

Государственное призрение в период правления Петра I
Становление государственной системы помощи и поддержки нуждающихся в XVIIIв. - первой половине XIX в. связано с основными геополитическими и общественными тенденциями: образованием империи, секуляр

Середина первой четверти XVIII века
u По мнениюИ. Посошкова, во всех городах, селах, деревнях России “наберется нищих и арестантов тысяч десятка два-три”. (в Париже в 1650 г. зарегистрировано 40 000 нищих). u По распоряже

Октября
u Указ Сената, определяющий дело общественного призрения в провинции и городах. В указе определено направлять слепых, дряхлых, увечных, престарелых, живущих милостыней в губернские богадельни. Дете

U Инструкция магистратам
§ 33. О необходимости обучения малолетних детей не только “пожиточных, но и бедных”. Предусматривалось, что их нужно обучить чтению, письму, “цифирному счислению”, арифметике. Школы следует организ

По вторую половину XIX в.
  При Екатерине II прокормлением нищих занимаются работные дома, где призреваемые получали пищу, кров, одежду, пристанище. Однако смирительные дома принимают не только профессиональны

Социальная политика в области здравоохранения
  21 апреля. Состоялось открытие Родильного госпиталя, созданного по предложению И. Бецкого.   17 сентября. Откр

II половина XVIII в.
1818 г. Стог А. “О общественном призрении в России”. 1836 г. Рождественский Н. “Рассуждение о мерах правительства к сохранению жизни и здоровья народа”.

Вторая половина XIX века - начало XX века
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и Положения, возвещавшие отмену крепостного права. 23 млн. крепостных крестьян получили личную свободу, возможность заниматься торговлей и промысло

Социальная политика в области образования
Основаны университеты в Казани и Харькове.   Происходит постепенное преобразование главных народных училищ в гимназии и основа

Социальная политика в области здравоохранения
  Сентябрь. 120 сестер милосердия под руководством Николая Ивановича Пирогова выезжают в Севастополь. Сестры милосердия - члены первой военной (Крестовозд

Земское и городское общественное призрение
21 мая. Создан Владимирский детский приют в Томске.   7 июля. Открыт Вятский детский приют Вятской губернии.

В области общественного призрения
Дерябин П. О христианском милосердии по учению святых отцов. Тарасов И. Учебник полицейского права.

Биографическая справка
Барон Отто Оттович Буксгевден Начало деятельности на поприще благотворительности относится к 1881 г., когда Совет Андреевского приходского попечительства в Кронштадте избирает барон

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги