рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ - раздел Социология,   Хронограф Российской ИсторииСоци...

 

ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Под редакцией Фирсова М.В.

 

Москва


Хронограф российской истории социальной работы
/Кононова Т.Б., Сорвина А.С., Субаева О.Н., Фирсов М.В./

 

Под редакцией Фирсова М.В.

 

 

В данном пособии впервые в отечественной историографии прослежено становление социальной работы как общественной практики и научного знания с Х века по настоящее время. Даны основные тенденции изменений в законодательстве, в движении общественной мысли и понятий. Пособие рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей, изучающих историю социальной работы в России.

 

 

Кононова Т.Б. (гл.4, 5), Сорвина А.С. (гл.6), Субаева О.Н. (гл.7), Фирсов М.В. (введение, гл. 1, 2, 3, заключение, приложение).

 

© Кононова Т.Б.

© Сорвина А.С.

© Субаева О.Н.

© Фирсов М.В.

© МГСУ

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся с X в. по ХIII в.

2. Церковно-государственное попечение с X в. по XVIII в.

3. Государственное призрение в период правления Петра I.

4. Общественное призрение первой трети XVIII в. по вторую половину XIX в.

5. Общественное и частное призрение со второй половины XIX в. по 1917 г.

6. Социальное обеспечение: 1917 - 1991 гг.

7. Социальная защита населения в 1991-1997 гг.

Заключение

Приложение

 


Введение

 

Процесс становления социальной помощи в России - явление длительного характера. На протяжении тысячелетней истории складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет сегодня сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков. Однако в этом сложном переплетении практики и познания можно выделить те важнейшие доминанты, которые позволяют социальной помощи в цивилизационном пространстве оформиться в особую сферу бытия человека. Такими доминантами являлись: Власть, Закон, Общество, Церковь, Клиентелла, Понятия.

В парадигме социальной помощи развитие института власти осуществлялось под влиянием двух важнейших процессов реципрокации и редистрибуции. Механизмы помощи и взаимопомощи, а также механизмы распределения постепенно преобразовывались при формировании структур управления в определенные принципы и законы. Важнейшим среди них становится закон эквивалента, выражающийся формулой “я - тебе, ты - мне”. В историческом контексте времени, в зависимости от существующей идеологемы (христианской, государственной, имперской, советской, постсоветской), эти важнейшие связи будут интерпретироваться по-разному. Субъекты помощи, как-то князь, царь, император, правящая партия по-своему определяют понятие справедливого распределения и перераспределения. И в таких социальных акциях, как “десятина”, “секуляризация”, “упразднение”, “экспроприация”, “ваучеризация” на разных этапах просматривается не только историческая эпоха, но и архаические принципы общественного бытия. Наверное, как ни в какой другой сфере человеческой деятельности, при столкновении власти с проблемами помощи и поддержки не проявлялись вопросы социальной справедливости, социальной правды, законности с той особой силой, остротой и напряженностью, как в России.

В парадигме помощи и поддержки можно наблюдать, как закон распределения и перераспределения проходит свои определенные стадии. В родовой общине они связаны с законами отцов и дедов, первоначально эти традиции принимает и княжеская власть. Однако после принятия христианства в Древней Руси начинают осуществляться новые подходы к проблемам нуждающихся, которые выстраиваются на основе греческого законодательства, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения всевозможных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. В 1551 г. в Стоглаве появляется не только статья о нищепитательстве, но и ряд статей, регулирующих жизнедеятельность различных слоев общества: людей церкви, странников, вдов, бельцов, нищих. Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношений разнообразных групп населения в период массового голода, эпидемий. С XVIII в. окончательно оформляется законодательная практика помощи и поддержки на государственном уровне. В начале XIX в. принимается Устав общественного призрения, который с теми или иными изменениями просуществует до 1917 г. В советский период не существовало отдельного законодательства, регулирующего помощь и поддержку в обществе, оно входило в состав различных областей права. В постсоветский период наблюдается тенденция формирования законодательства в области социальной поддержки и защиты прав различных групп населения, таких как инвалиды, семья, дети, безработные, пенсионеры и т.п. С возрождением традиций благотворения государство берет под законодательный контроль данный вид общественной помощи.

Общество представляет собой социальное пространство, где складывались исторические связи помощи и поддержки. Родовая община сформировала принципы и методы поддержки отдельных субъектов в кризисных обстоятельствах. Именно там вырабатывались нормы поведения и отношения к людям, которые в силу разных причин не могли участвовать в общественно-трудовой деятельности. Архаический традиционализм в деле помощи и поддержки стал основой средневекового общества, когда дела милосердия становятся литургией обыденной жизни и для простого крестьянина, и царского вельможи. В традициях нищепитательства и рационального использования средств нуждающимся начинает создаваться гражданское общество. Отталкиваясь от гегелевской идеи о главных составляющих гражданского общества: правосудие, свобода, полиция, корпорация и потребности, на материале отечественной истории можно проследить, что потребность в благотворении является важнейшим его показателем. Благотворительность как общественный феномен отражает то качественное состояние общества, когда законы эквивалента работают на иных принципах. Здесь принцип - “я - тебе, ты - мне” реализован частично, только как принцип “я - тебе”. Внутренняя мотивация поступка оказывающего помощь связана не с идеей справедливого распределения и перераспределения, а с идеей солидарности, с осознанием, что бедность и нищенство - объективные факторы общества. Философия солидарности сформировала в XIX в. не только принципы альтруистического поведения по отношению к бедным, обездоленным, падшим, но и позволила применительно к данным проблемам увидеть дальние и ближние перспективы общественного развития.

Поэтому не случайно, что зрелость гражданского общества определяет не только законодательство, защищающее права отдельного гражданина, но и наличие благотворительных организаций, чья деятельность направлена на лечение “болезней”, которые не может в силу разных причин локализировать государство. Однако в советский период, когда происходит слияние государства и общества, благотворительность как форма помощи и поддержки отмирает. Государство, исповедуя классовый подход, “сворачивает” многие виды общественной помощи: частную, конфессиональную, сословную, благотворительную. Именно в этот период законодательно оформляется принцип приоритетов, помощь и защита в зависимости от заслуг, выслуги, статуса и т.д. В конце 80-90-х годов происходит расширение парадигмы помощи, появляются тенденции благотворительности, но благотворительность оформляется как один из путей негосударственной деятельности в социальной сфере, а не как потребность гражданского общества. Тем не менее возвращение к видам деятельности, не связанных с государственными институтами, позволяет говорить о развитии новых общественных отношений в конце ХХ в.

Институт Церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму поддержки, выстраивают ориентиры защиты исходя не только из витальных, но и духовных потребностей индивида. Уже в древнейший период появляются институты, такие, как больницы и странноприимницы. Организация ктиторской системы попечения и перерастание ее в вотчинную приводит к тому, что церковно-монастырская система защиты начинает распространяться не только на людей церкви, но и на свободных землепашцев, бобылей, бельцов. Это не могло не войти в противоречие с государством, поэтому на определенном этапе оно стремится ограничить влияние церковных институтов, а затем, в период петровских реформ, использовать их для своих нужд.

Секуляризация церковных земель не прошла бесследно и для системы призрения нуждающихся. Власть теперь вынуждена тратить средства, чтобы вновь организовывать институты защиты, т.е. восстанавливать то, что было создано за несколько столетий. Конечно же, и внутрицерковная жизнь имела противоречия, однако, традиционно в России разрушается предшествующая система общественной помощи и поддержки и уже потом на ее останках формируется новая. Такая же участь постигла институты государственного призрения в советский период, а в постсоветский период социальное обеспечение заменяется системой социальной защиты. Сегодня, в конце XX в., церковь возвращается к своим исконным традициям в деле милосердия, социальное христианское служение нуждающимся через монастыри и приходы реализуется в обучении, лечении, воспитании, вспомоществовании, предоставлении приюта.

Историческое движение форм защиты неразрывно связано с изменением паттернов клиентов; они касались то стариков, то вдов, то сирот, то инвалидов. Постепенно складывалось отношение к разным формам патологии, вырабатывались оперативные и превентивные меры против каких-либо антиобщественных явлений. Можно отметить одну устойчивую тенденцию: в культурно-исторической перспективе клиентелла не уменьшается, с усложнением общественных отношений “культивируются” новые формы социальных болезней, а парадигма клиентов с различными проблемами увеличивается. Есть и другая закономерность. Открытие того или иного клиента, требующего помощь, связано с качественным развитием общества. Об этом свидетельствуют те факты, что появляется институт стариков, институт вдов; инфатицид считается преступлением и т.п. Более того, вполне возможно, что гуманизация общества предполагает появление на том или ином историческом отрезке нового типа нуждающегося в помощи и поддержке.

Парадигма помощи и взаимопомощи складывалась не только как совокупность видов общественной практики, но и как система определенных смыслов и понятий. Анализ научной мысли в области социальной работы в России позволяет сделать вывод, что исторически теория познания сложилась в результате четырех понятийных взрывов в XI, XVII, XIX, XX вв. Именно они - концепции милосердия, призрения, общественного призрения, социального обеспечения подготовили основу для теории социальной работы. Каждая концепция появлялась вследствие ориентации общества либо на восточную, либо западную цивилизацию. Но преломление ее на отечественную почву позволяло находить свои ориентиры для построения теоретических конструктов. Несмотря на то, что проблемы инфатицида, нищенства, прав человека имеют общий планетарный смысл, отечественная действительность с ее геополитическим и мультикультурным пространством вносит свои понятийные и смысловые коррективы.

Проблема теории социальной работы неотъемлема от проблем ее общественной практики. Однако общественная практика всегда рефлексировалась в контексте мирового опыта, и можно отметить, что отечественная парадигма познания формировалась в мировом историческом информационном пространстве. практика общественной помощи стала лабораторией гражданской культуры, заставляющей не только находить новые виды поддержки, но и осмысливать тенденции и противоречия общественной жизни. Дихотомия понятийного поля - христианского и языческого, противоречия между христианскими традициями и рациональными началами общественного призрения, между государственным характером призрения и частными формами благотворительности, между общественным призрением и социальными формами страхования и обеспечения, между социальной педагогикой и социальной работой как феноменами понятийного пространства - вот те основные дихотомические пары, позволившие перенести модели помощи и взаимопомощи на отечественную почву. На пересечении этих координат и формировалось предметное поле теории познания современной социальной работы.


Раздел 1

Княжеская и церковно-монастырская поддержка

Нуждающихся с Х в. по ХIII в.

Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается в том, что формирующаяся централизованная власть ищет пути развития… Власть, в силу разных причин, и политических, и военных, отходит от… Институт церкви - носитель не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на…

Начало XI в.

u Князем Ярославом Мудрым организована первая библиотека при митрополичьей кафедральной церкви Святой Софии.

Около 1023

u Открытие школы в Курске.

u Голод в Суздале. Жители отправляются в “болгары” за житом.

Около 1030

u Князь Ярослав в Новгороде собирает детей знатных горожан с целью их дальнейшего обучения “книгам”.

u Князь Ярослав Владимирович основывает монастырь Юрьев-Георгиевский в трех верстах от Новгорода.

Около 1036

u Основан Новоторжский Борисо-Глебский монастырь преподобным Ефремом. Его создание начинается с открытия странноприимного дома.

Около 1037

u Строительство Печерского монастыря, обители милосердия. Феодосий построил недалеко от своего монастыря особый дом Святого Стефана для жительства… u Голодный бунт на Белоозере (?).

1077-1093

u Князь Всеволод Ярославич строит в Киеве церковь Св. Михаила в Выдубицком монастыре, основывает женский Андреевский монастырь, в котором примет постриг его дочь Анна.

1086 (?)

u При Андреевском монастыре княжной Анной (Янкой) устроено училище на 300 девиц, где их обучали “писанию”, пению и иным полезным ремеслам. Обосновывается Татищевым по неизвестным источникам.

u Ефрем, епископ Переяславский, построил народную каменную баню.

u Ефрем, епископ Переяславский, строит больницу.

u Во многих землях голод, жара уничтожила озимые и яровые посадки.

u Заложен князем Ярославом Святославовичем г. Переяслав Рязанский.

Первая половина XII в.

u Князь Николай Давыдович построил в Киеве больничный монастырь.

u В Смоленске князь Владимир Мономах заложил первый каменный храм Успения Богородицы.

u В Новгороде заложен первый монастырь - Рождество-Богородицкий.

u В Киеве действует около 600 церквей.

Около 1125

u Полоцкая княжна Предислава, при пострижении Евфросиния, основывает Полоцкий Спасо-Евфросиньевский женский монастырь.

1125-1132

u Князь Мстислав Владимирович воздвиг в Киеве церкви Св. Федора и Богородицы Пирогощей, основал Федоровский монастырь.

u Голод в Новгороде, который сопровождался “мором”. Трупы лежали по улицам и площадям. Новгородцы наняли “наймитов” вывозить мертвых из города. Одно из ранних свидетельств прооброза “санитарной полиции”.

u В результате сильных дождей затоплены поля с урожаем, голод во многих землях.

u Скончался князь Константин Святославович. Поминки продолжались три дня. В первый день поминали епископы, священники, черноризцы, во второй день - нищие и убогие, в третий - бояре и все остальные.

u Князь Смоленский Ростислав передает церкви “село Дросенское со изгои и землею”, “Село Ясеньское и з бортником и з землею, и з изгои”, а также сенокосами, охотничьими и рыбными угодьями.

u Основан первый монастырь в Смоленске.

1140-1157

u Князем Юрием Владимировичем Долгоруким построены многие храмы: Спасский собор в Суздале, Спасский и Георгиевский во Владимире-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасский собор в Переяславле-Залесском.

u Вследствие сильных дождей уничтожены посевы озимых и яровых культур, голод во многих землях.

u В Смоленске построены каменные церкви Бориса и Глеба на Смедыни.

u Основан первый монастырь во Владимире-Клязьминском.

1157-1174

u Князь Андрей Юрьевич Боголюбский заложил г. Владимир-на-Клязьме, построил в нем Успенский собор, достроен Спасский собор в г. Переяславле-Залесском, основаны монастыри.

u Супруга князя Глеба Всеславовича дарит Киево-Печерскому монастырю пять сел с челядью.

u Летняя жара и ранние морозы уничтожили озимые и яровые посевы, голод во многих землях.

u Князь Глеб Юрьевич по случаю рождения сына жертвует бедным(?) двести гривен серебром.

u Умер князь Андрей Георгиевич, внук Владимира Мономаха. Как отмечает летопись, он строил монастыри, раздавал милостыню, развозил “брашно”, съестные припасы больным по “затворам”.

1176-1212

u Князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо во Владимире-Залесском и Переяславле-Залесском построил детинцы,
основал г. Городец на р. Волге.
По его приказу построен Дмитровский собор во Владимире.

u Князь ВсеволодЮрьевич восстанавливает Владимир после пожара.

u Основан первый монастырь в Галиче.

u ВРязани построен первый каменный храм - Борисоглебский собор.

u Рюрик Ростиславович дает пир в честь Давыда Смоленского. На нем помимо знатных людей были “берендеи”, “торки,” “чернцы” и “нищие”.

u Мария, первая супруга Владимирского князя Всеволода Юрьевича, закладывает Успенский женский монастырь.

u Заложен Суздальский Ризоположенский женский монастырь.

u Заложен первый монастрь в Ростове.

u Голод в Новгороде. Сильные морозы уничтожили посевы.

u Великий князь Константин Всеволодович пировал с боярами, раздача милостыни убогим.

1218-1238

u Князь Юрий Всеволодович основывает Нижний Новгород, позднее ставит Спасский собор, а затем в Суздале каменную церковь Богородицы.

u Голод вследствие военных действий.

u Голод, погибли посевы ржи. В городах поднялись цены на хлеб, “дорого было жито”.

1230-1231

u Голод в Новгороде. Виновных разыскивали и казнили. Архиепископ Спиридон велел “поставить скудельницу” для погребения умерших. Руководил работами Станила, муж “блага, смиренн”. “Станила возити мьртвьца на кони, и наполни до вьрха, аже бысть въ нем 3000 и 30”. В Новгороде за два года умерло от голода 6530 человек (статистика исследователя В. Лешкова).

u Прибывают в Новгород караваны с хлебом и крупами. Поступившие товары сбивают на рынке спекулятивные цены, “прибегоша немцы из-за моря с житом и с мукою, и сотвориша много добра, а уже бяше при конци город сии”.

u В Рязани построен каменный собор Пресвятой Богородицы.

u Ярослав Всеволодович начинает восстанавливать город Владимир, собирать жителей.

u По распоряжению ханов Гуюка и Батыя на Руси произведена первая податная перепись, духовенство составило исключение.

u Александр Невский, отправляя своего брата Андрея Ярославича Суздальского в орду, посылает с ним “нарочитое количество серебра” для искупления из плена христиан.

u Александр Невский, вступив на великокняжеский престол, восстанавливает Владимир, строит церкви, собирает разбежавшихся жителей.

1266-1281

u Хан Менгу-Темир выдал русскому духовенству охранительный ярлык.

u Голод во многих русских землях.

u Зимние холода, летняя засуха уничтожили посевы яровых и озимых культур; голод.

1297-1298

u Ранние морозы и сильная летняя жара уничтожают посевы яровых и озимых, голод во многих русских землях.



Светское и церковное законодательство


Княжеские уставы и договоры

u Договор Руси с Византией. Ст. 9 - о возвращении соотечественников, попавших в плен.

u Договор Руси с Византией. Ст. 7 и 12 - о сыске и выкупе пленных.

u Начало составления Русской Правды. Ст. 93, 99, 101-106 - о принципах наследования имущества и распоряжения им вдовами и наследниками.

Около XII

u Устав князя Ярослава Владимировича. Ст. 12-30 - о регламентации брачно-семейных отношений в канонах христианской морали.

Около 1135

u Грамота Всеволода Мстиславовича, князя Новгородского. Причисляет сыновей священников, “незнающих грамоте”, к “изгоям”.

u Договор Смоленска с Ригою и Готским берегом. Ст. 11, 12 - о преступлениях против нравственности, где защищались права не только свободной женщины, но и рабыни.

1264-1270

u Договорные грамоты между Новгородом и Великим князем Ярославом. В грамотах зафиксированы правовые нормы, касающиеся положения князя и его судебно-административных функций.

 

Церковные уставы и законы

Около Х

u Устав князя Владимира Святославовича. Регламентирует отношение между церковью и государством В ст. 3 определены правовые полномочия церкви, в ст. 7 - институты помощи и субъекты поддержки: больницы, гостиницы, странноприимницы; игумен, чернец, черница, вдовица, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец.

Около XII

u Устав князя Ярослава Владимировича. Ст. 32-35 регулируют жизнедеятельность людей церкви. В Уставе предусмотрены санкции за нарушение христианской морали - от епитимий и штрафов до принудительного заключения в монастыри.

1080-1089

u Канонические ответы митрополита Иоанна II. В них определяется внутримонастырская жизнь на основе христианских законов. Регламентирует отношения с паствой, резко выступает против пьянства.

Около 1160

u Поучение Новгородского архиепископа Илии священникам епархии в соборное воскресенье. Направлено к пастве, “детям духовным”, против языческих…

1125-1132

u Грамота Великого князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю - одно из первых пожалований в виде передачи землевладельцу прав на сбор виры, дани и продажи.

u Устав Ростислава Смоленского. В п. 2 говорится о епископском суде над “прощениками”, подчеркивается, что судить их может только “святительский”, а не княжий суд.

u Уставная грамота Святослава Ольговича, князя Новгородского, о десятине, где определялась епископам десятая часть от “дани”- прямых налогов, “виры”- судебных штрафов и пошлин, “продажи”.

u Грамота Ростислава Мстиславовича, князя Смоленского, о предоставлении судам епископов вести ряд гражданских дел совместно с княжеским судом: о разводе, о двоеженстве, о браках в недозволенных степенях родства, об умычке девиц, о колдовстве, о драках и т.д. В ст. 3 - установлена десятина от всех княжеских даней, кроме продажи, виры и полюдья.

1192-1207

u Вкладная грамотапреподобного Варлаама Хутынскому монастырю на земли и рыбные ловли.

u Ярлык хана Менгу-Темира к митрополиту о сохранении в неприкосновенности имущества церкви: “церковная земля, вода, огороды, винограды, мельницы, зимовища, летовища - да не заимеет их”. Посягнувших на имущество церкви ждала расплата, “тот человек извиниться и умреть”.

u Созыв Владимирского собора. “Правила о богослужении и благочинии жизни”. Ставятся вопросы о правилах монастырской жизни, злоупотреблении епископов, насилии над нищими (“жать на себя, сено сечи или провоз деяти”), об искоренении языческих обрядов.

u Правило митрополита Максима о степенях родства.

конец XIII в.

uУстав кн. Всеволода Мстиславовича. В ст. 4 определены нормы юрисдикции архиепископа. В ст. 12 - расширен круг “церковных людей”: игумен, игуменья, поп, дьяк и дети их, и “кто в клиросе”, попадья, чернец, черница, проскурница, паломник, свечегас, сторонник, слепец, хромец, вдовица, пущеник, задушный человек, изгои (попов сын, грамоте не обученный, выкупившийся холоп, купец разорившийся, “ аще князь осиротеет”).


Первые представления о социальной помощи и поддержке
в древнерусской литературе


середина XI в.

u Лука Жидята (умер в 1069 г.), святой, второй по времени епископ Новгородский, возглавлял митрополичью кафедру в Новгороде около 1036 г., в 1051 г. освятил Софийский храм. “Поучение к пастве” - обличение пьянства, оставшихся языческих обрядов, описание догматов веры.

Около 1037-1050

u Илларион (умер 1074 г.), первый русский митрополит. В 40-е годы был священником в княжеской церкви под Киевом. В 1051 г. собор епископов избирает Иллариона Киевским митрополитом. “Слово о законе и благодати”, “Поучение о пользе душевной”, “Похвала кагану нашему Владимиру”.

Около 1037-1074

u Феодосий Печерский (умер в 1074 г.). Родился в г. Василеве, пострижение принял от Антония в Печерском монастыре. В 60-е годы стал игуменом монастыря. Ввел в Киево-Печерском монастыре принципы монашеского общежительного устава Федора Студита. “Поучения” к инокам своего монастыря, к мирянам, выступает против пьянства и искоренения языческих обычаев.

Середина XI в.

u Иоанн II (умер в 1089 г.), митрополит Киевский. “Ответное послание Иакову-мниху”, известное как “Церковное правило” - руководство для богослужения и обличения языческих обрядов.

u Изборник Святослава.

u Изборник Святослава.

Около 1130-1182

u Кирилл, епископ Туровский. Современниками за свое красноречие назван “Вторым Златоустом”, обличал остатки языческих нравов и обрядов, выступал за соблюдение канонов монастырского жития. “Притча о слепце и хромце”, “Повесть о белоризце и мнишестве”, “Сказание об иноческом чине”, “Слово о премудрости”.

1113-1118

u Нестор Летописец (1056-1114 гг.). В 1073 г. становится монахом в 17 лет, пострижен иноком в Киево-Печерском монастыре игуменом Стефаном, им же пострижен в дьяконы. “ Повесть временных лет откуда есть пошла Русская земля кто в Киеве нача княжи и откуда русская земля стала есть”.

Около 1117

u “Поучение” - Владимира Мономаха (1053- 19.05. 1125 гг.), князь. С 13 лет начинает военные походы, которых совершил более 80. В 1078 г. князь Черниговский, в 1113 г. призван боярством на княжение в Киев.

Около XII в.

u Никифор (прибыл из в Греции 1104 г., умер в 1121 г.). “Послание к Владимиру Мономаху о посте”. В послании хвалит князя за воздержание, просит не доверять слухам, не притеснять по доносам людей, пока сам не увидит их вины. Дана одна из первых классификаций чувств и “душевных стихий” человека: “словесного” (разума), “яростного” (чувства), “желаний” (воля).

XII-XIII вв.

u “Моление”- Даниил Заточник. По мнению Б.А. Рыбакова, Даниил Заточник был летописцем при дворах великих князей Владимиро-Суздальских - Всеволода Большое Гнездо и Константина Всеволодовича.

XII-XIII вв.

u “Пчела” - сборник афористических сентенций.

XIII в.

Историко-понятийный словарь социальной работы (XI-XIII вв.) БАЛИЧ БАНЯ БОЖНИЦА - обаятель; врач;…

Биографическая справка

 

Библиографическая справка

Определения Владимирского собора 1274 г.   Определения Владимирского собора - это свод канонических текстов, регламентирующих деятельность священников, их…

Церковно-государственное попечение с XIV в. по XVIII в.

В это же время происходит ориентация на западную цивилизацию, что находит отражение в регламентации образа жизни такого слоя населения, как… Светские тенденции благотворительности завершают картину помощи и поддержки в… В теории милосердия в период с XIV в. по XVIII в. происходят существенные изменения. Во-первых, изменяется…

1326-1340

У князя Ивана Даниловича Калиты родился сын в 1326 г. Тем же летом заложена первая каменная церковь в Москве. За годы правления обнес стеной из дуба Московский Кремль, построил в нем Успенский и Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника, Преображенскую церковь (при ней открыл монастырь). В г. Переяславле-Залесском основал Горицкий монастырь.

uГолод, “дорогов и глад хлебный и скудота всякого жита”.

u Скончалась княгиня Анастасия Ивановна, жена князя Нижегородского Андрея Константиновича. Еще при жизни она пожертвовала все свое богатство церкви и нищим, постриглась в Зачатьевском монастыре, она же и заложила его. В обители проживало 100 дев и вдовиц, “по уставу общежития”, под ее наблюдением.

u Князь Муромский Юрий Ярославич украсил церковь новыми иконами и книгами.

u Эпидемии со смертельными исходами в Переяславле, Нижнем Новгороде, Коломне, Москве.

u Пожар в Москве.

u Эпидемия в Москве.

u Неурожай вследствие засухи, “жито посохло”.

u Отправление милостыни на Восток с митрополитом Германом.

u Скончалась княгиня Василиса. Одно из первых летописных упоминаний в XIV в. о распределении имущества при пострижении в казну, церквам, монастырям, нищим, а “слуги и рабыни” отпускались на свободу.

u Передача милостыни христианам на Афон с митрополитом Марко.

u Возвращение из Костромы Дмитрия Донского в разоренную Москву, организация мероприятий по восстановлению города. ”... и нача давати от погребения мертвых от сорока по полтине, и согтоша того: 300 рублев дано, и согтошо мертвых 20000 и 400”. Одно из первых свидетельств об организованной и финансируемой “трудовой помощи”.

u Пожар в Новгороде. Взято на общественные нужды, на восстановление города у монастыря Святой Софьи 5000 серебром.

u Отправление вспомосуществования в Царьград братьям по вере.

 

XV век - начало XV века

u В результате ранних холодов вымерзают озимые и яровые посадки. Голод. u Неурожай и голод во всем государстве. u Вследствиедождей гибнет урожай, голод.

Около 1547

u Организация приказа Большого Дворца (?), от него исходили царские указы и грамоты церковным властям, а также осуществлялась выдача руги и милостных денег монастырям и церквам из государственной казны.

Середина XVI века

Голод во многих землях, многие “люди помроше”. Голод. “Бысть глад во сей земле и люди помроше”. При типографии, учрежденной Иваном Грозным, в Москве открывается школа “по латинскому образцу”.

1573-1574

В Московском уезде 35 келий с нищими.

1577-1596

В Коломенском уезде 6 келий (на 44 церкви), в самом городе Коломне - 51 келья с нищими и убогими.

1578-1579

В Каширском уезде в селах 27 келий с нищими, на погостах 49.

В Москве открыта первая аптека.

Отмена монастырских тарханов.

1587-1589

В Тульском уезде, при населении 2155 человек, насчитывалось 43 кельи с нищими, в городе Туле в этот период - 32 кельи.

1589-1590

Холода уничтожают посевы, голод.

u Под г. Ржевом учреждена пограничная застава для предохранения от заразных болезней.

1592-1594

Согласно писцовым книгам, в этот период наблюдается следующее соотношение келий с нищими и убогими по уездам: Владимирский - 5 келий, Переяслав-Залесский - 2, Юрьев-Польский - 8, Муромский - 21, Ростовский - 15, Пошехоский - 8, Костромской - 19, Углицкий - 13 келий.

1594-1595

В Орловском уезде 27 келий на погостах, в Вяземском - 47 келий для нищих.

XVII в. - начало XVII в.

uВ Москве, при Храме Николы Гостунского в Кремле, существуют “записные нищие”, как правило, только “поповские вдовы” от 10 до 18 человек, которые кормились от подаяний. Патриархи обычно “жаловали” им от двух деньги до гривны. “Записные нищие” встречаются и при других соборах: Успенском - 12 человек, Архангельском - 10, Васильевском - 10, Богоявленском - 10, Чудове монастыре - 12 человек.

uВ Кремле воздвигается колокольня Ивана Великого. Построена Борисом Годуновым с целью предоставления пособия жителям Москвы во время голода. Подобные сооружения возводятся в других городах, которые охвачены голодом: Белгороде, Осколе, Томске.

uВ Седлецкой губернии Бельского уезда, в поселке Кодень при Троицкой церкви открыта богадельня для призрения бедных и неспособных к труду.

1601-1602

uГолод. В Москву, спасаясь от голода, со всех земель русских идет народ. За два года четыре месяца от голода в Москве умирает около 127 тыс. человек.

uЦарь Борис Федорович Годунов во время голода организует работы в Кремле по строительству каменной палаты, “чтобы людям питатися”.

u В Кирилловом монастыре содержится в больнице 90 нищих, в богадельне 12 человек.

uТроицко-Сергиеевская Лавра открывает свои амбары для продажи хлеба, сбивает спекулятивные цены. За 16 месяцев осады она кормит около 10 тыс. человек.

1611-1612

uВ Нижнем Новгороде на 700 нетяглых дворов и 862 посадских двора насчитывается 141 “дворишков и избенок и кельишков” вовсе нищих.

1620(?)

uОдно из ранних упоминаний о существовании Патриаршего приказа.

1620-1632

uПервые документальные известия о существовании Аптекарского приказа, заведует им тот же боярин, что и стрелецким приказом. Аптекарский приказ ведал кадрами, докторами, лекарями и аптекарями.

1621-1622

uВ Нижнем Новгороде зарегистрировано 60 келий с нищими при 25 церквах на 862 двора, при населении около 4000 человек.

u Патриарх Филарет основывает в Москве больничный монастырь во имя Св. Федора.

1628-1629(?)

uОбразование Монастырского приказа. Монастырским Приказом управляет боярин Михаил Федорович Лыков.

uВ городе Шуе на 188 дворов приходится 22 двора нищих.

uОснован Знаменский монастырь в Москве, помимо келий в нем находилась больница.

u По свидетельству Адама Олеария при патриархе Филарете учреждена в Москве греко-латинская школа.

Е годы XVII века.

u В Смоленске отмечено наличие шести изб, в которых проживало 110 нищих. Святейший синод обязывает финансировать ежегодно данные “заведения” (в размере 30 и 40 рублей) жителей Смоленска Якова Васильевича Петемкина и Семена Дмитриевича Соколинского за
“вступление с их женами в законное супружество в плотском родстве в запрещенной степени”.

u В г. Верхотурье заложена житница, которая обеспечивала хлебом все сибирские города в период голода.

1648-1649

uОснование Федором Ртищевым школы в Андреевском монастыре. Открытие больниц Ртищева.

uПо случаю смерти верхового (придворного) нищего Исая Аникеева царь Алексей Михайлович раздает деньги на панихиды и обедни в малые и бедные церкви Кремля, а также в богадельни на Кулишках, на Покровке, на Тверской.

uВыкуп правительством православного населения из прибалтийских земель (уплачено 190000 золотых для покрытия убытков).

1654-1655

uЦентральную часть Российского государства охватил мор. В
г. Переяславле умерло 3627 человек (осталось 939), в Суздале - 1177 человек, в Угличе - 319 человек (при населении 619 человек).

Келарь Иринарх на свои средства построил больничные кельи при Троицком Калязинском монастыре.

u По приказу царя Алексея Михайловича на вотецких жилищах (в 760 километрах от Тобольска) построен Кондинский мужской монастырь для призрения старых, увечных, а также для вотяков, обращенных в христианство.

В Москве при приходских церквах 60 изб, где кормились и проживали убогие и нищие.

Заиконоспасский монастырь в Москве имеет убогий дом.

Большой Собор. По его решению закрывается Монастырский приказ; администрация, суд и финансы снова переходят в руки священно-служителей.

u Организация Полоняничного Приказа, приказ организовывал выкупы пленных, руководил сбором денег на их осовобождение.

u Организация приказа строительства богаделен.

u Правительство предложило расширить патриаршие богадельни в Москве, увеличив число нуждающихся до 412 человек.

uЦарь Федор Алексеевич после пожара в Москве выдал пособия погорельцам.

uВ Московских богадельнях числится 412 нищих, которым выдавались деньги, пища, хлеб-соль и “прочая потребныя на писчу и одежду” из приказа Большого Дворца. В год отписано выдавать “на потребу” кормовых и месячных денег 1780 рублей, 412 чети ржи, 206 чети овса, 51 чети круп, 206 пудов соли.

uЛетом была сильная засуха. После молебствования о дожде на своем патриаршем дворе Иоаким жалует нищим 61 р. 12 ал. 2 деньги. По мнению историка И. Забелина, основываясь на сумме расходов можно предположить, что нищих собралось около 2000, если “дача была по алтыну”, или 600 человек, “если дача была по гривне”.

u В целях защиты от пожара царь Федор Алексеевич запрещает в Кремле, Китай-городе и “по большим улицам” Москвы крыть крыши соломой, строить “палаты” из бревен, а только из кирпича. Казна берет на себя “доставлять” кирпич за полтора рубля 1000 штук.

Собор русской православной церкви поддерживает решение правительства о разборе нищего и больного люда и размещении его по богадельням.

Открытие в Москве славяно-греко-латинской академии.

В январе при Богоявленском монастыре в школе грекоиеромонахов Софрония и Аникия Лихудов обучаются “греческому писанию” 66 человек, “словенского книжнаго писания” - 166 человек.

Конец XVII в.

Светское и церковное законодательство около 1313 (?)

Около 1410

Поучения митрополита Фотия Великому князю Василию Дмитриевичу о неприкосновенности церковных имуществ.

Около 1411

Жалованная Новгородская грамота о взымании с сирот Терпилового погоста поралья по старине. Памятник охранной грамоты направлен на защиту “слободчан” от произвола посадников и тысяцких.

1417-1421

Послание Новгородского архиепископа Симона в Святогорский монастырь о соблюдении общежительного устава и неподсудности игумена и старцев мирским судьям.

Жалованная грамота Нижегородского Великого Князя Александра Ивановича Спасо-Евфимиеву монастырю об освобождении людей приписанного к нему Гороховского монастыря от пошлин и повинностей бессрочно, а также пришлых людей на десять лет, а княжеских “старожильцев” на два года, о подсудимости их архимандриту и о суде “смесном”.

Около 1427

Грамота Алексея (Бобоши) Иванова Троицкому монастырю, на
с. Шатровское. Памятник социально-экономической истории социальной работы, где оговариваются принципы перехода имущества от бельца к монастырю.

1430-1456

“Жалованная грамота Рязанского Великого князя Иоанна Федоровича Солотчинскому монастырю на село Филиповичи с дозволения призывать в оное людей из княжения его и других, и освобождение их от дани и ям.” В данной грамоте определен порядок перехода свободных людей под юрисдикцию монастыря, а также регламентируется освобождение от налогов на три года.

1447-1455

Жалованная грамота Великого князя Василия Васильевича Троицко-Сергиеву монастырю. В грамоте разрешена черницам и мирянам монастырским ловля рыбы на реке Волге до “Ярославского рубежа”.

Послание митрополита Феодосия в Новгород о неприкосновенности церковных судов и вотчин.

Жалованная грамота Великого князя Иоанна Васильевича Спасо-Евфимиеву монастырю о дозволении перезывать и селить людей в слободе за Нерлью с освобождением их от дани и пошлин на десять лет.

Епископское поучение князьям и всем православным христианам о противоестественном плотском грехе, ротничестве и подражании иноверческим обычаям.

1495-1505

Окружное послание митрополита Симона о милостыне на Афонский монастырь.

1496-1504

Послание Новгородского архиепископа Геннадия митрополиту Симону о подьяческом становлении и необходимости устроить училища для ставленников. В послании говорится о незнании будущих священников основ грамоты. Архиепископ предлагает прежде чем обучать их основам христианского служения, “ апостол дати”, “псалтырь дати”, необходимо “учити азбуку”, т.е. ставится вопрос об организации училища, “училище учинити”.

Судебник - первый кодекс Русского централизованного государства. В ст. 49 говорится, что “люди церкви”, “женщины, увечные, старики и дети”, могут быть ответчиками и истцами в гражданских судах. Для этой процедуры они выставляют “наймитного бойца” для участия в “поле”, который защищает их интересы. В ст. 53 подтверждается, что церковные люди подсудны епископскому суду, “поп и дьяк, монах и монахиня, церковный сторож, вдова, которые питаются от церкви, подсудны святителю или его судье”. При тяжбах “мирского человека” с “церковными людьми” назначался общий суд из представителей клира и мирян. По свидетельству иностранца Герберштейна, если священник обвинялся в краже, пьянстве и других преступлениях, то он подлежал мирскому суду.

Около 1499

Послание митрополита Симона в Пермь. В послании среди прочих положений говорится об “оставлении языческих заблуждений”. Жалованная грамота Великого князя Василия Ивановича Суздальскому Покровскому… Послание Александрийского Патриарха Иоакима Великому князю Василию Ивановичу о милостыне.

Начало XIV в.

uПетр (умер в 1326г.), митрополит Московский. “Поучение игуменам, попам и дьяконам”. В “Поучении” обращается внимание на нравственность духовенства, необходимость вести образ жизни, достойный сана.

1417-1418

uЕпифаний Премудрый (умер в 1420г.), родился в Ростове, пострижение принял в местном монастыре, совершил паломничество в Палестину и на Афон, большую часть жизни прожил в Троицко-Сергиевом монастыре. “Житие Сергия Радонежского”.

Середина XV в.

u Сильвестр, иерей. Священник в Новгороде, затем митрополитом Макарием вызван в Москву и приближен к царю. Однако впоследствии впадает в немилость,… u Иосиф Волоцкий (1439-1515гг.), ученик Сергия Радонежского, после его кончины…

Конец XV века

u “Вопросы и ответы о разных случаях пастырской службы”. Сборник ответов и вопросов по пастырскому служению, призрению и христианскому судопроизводству.

Первая половина XVI века

uМаксим Грек (Михаил Триволис, 1475-1566гг.) родился в Греции, получил домашнее образование, продолжил обучение в Италии. Там близко сходится с… u “Стоглав”.

Около 1560-1567

uЕрмолай-Еразм. “Слово о разсуждении любви и правде и о побеждении вражде и лже”.

1616-1619

Иван Тимофеев (умер в 1629г.). “Временник”.

Около 1600-1675

1617-1683

Юрий Крижанич (?) имел степень магистра философии. В 1659 г. прибыл в Москву, где познакомился с Епифанием Славинецким, Федором Ртищевым и другими деятелями русской культуры, сослан в Тобольск в 1661 г. В 1676 г. вернулся в Москву, в 1678 г. выехал в Вильно. Сражался в войсках Яна Собесского против турок, погиб. “Политика”.


Историко-понятийный словарь социальной работы XIV-XVII вв.

 

АРХИАТЕР- начальник аптекарского приказа. Приказ состоял из нескольких придворных медиков; начальствующий над ними и назывался архиатером. Звание просуществовало до 12 сентября 1763 г., когда учреждена медицинская коллегия.

БРАТСКИЙ ДВОР -слободской двор, построенный или нанятый на общественные слободские деньги для собраний по делам общины. Такие дворы находились в каждой слободе и управлялись своими выборными людьми.

БОЖЕДОМЬЕ - усыпальница, место погребения неизвестных лиц, захороненных за счет общества.

бобыль - по мнению Татищева, слово татарского происхождения, означающее - неимущий. Бобыли принадлежали к крестьянству, которые не имели пашни. Основное занятие - промыслы, до 1625 г. не платили государственных податей.

ВЕНЕЧНЫЕ ПАМЯТИ (ПОШЛИНЫ) -денежный сбор с вступающих в брак. Московский собор при Иване Васильевиче установил брать за брак юноши с девицей по полторы деньги, с вдовы и вдовца по три деньги, с троеженцев по алтыну. В 1667 г. Патриарх Иоаким постановил брать со вступающих в первый брак - шесть алтын, с прочих “брачных” по десяти алтын.

житные дворы- на Руси учрежденные в период правления Ивана IV. они находились в городах и предназначались для запаса хлеба в период неурожая. Хлеб заготавливали так, чтобы его хватало на три года. В год продавали одну треть, а на место проданного вновь столько же закупали в деревнях. При Борисе Годунове хлеб заготавливали из расчета четырех лет. Преобразованы в дальнейшем в житный приказ, а позднее, в соединении со стрелецким приказом, реорганизованы в провиантскую канцелярию.

КРЕСТОВЫЕ ПОПЫ - безместные священники, которые нанимались “править кресты”, т.е. совершать в домах церковные службы.

НИЩИЕ-определенное сословие, не имеющее собственности, навыков трудовой деятельности, промышляющее сбором подаяний. К XVII в. оформляются определенные “разряды” нищих: богадельные, кладбищенские, дворцовые, церковные, гулящие, лежанки.

НИЩЕПИТАТЕЛЬСТВО-кормление нищих; в XVI в. одна из открытых форм поддержки крайне бедных и убогих. Оформлено законодательно решениями Стоглавого Собора в 1551 г. (ст. 10, 73) применительно к людям церкви.

ПИТАНИЕ -образ жизни, уклад, обычай.

ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ -появляются в период правления Федора Иоановича, который запретил в 1597 г. переход крестьян от одного помещика к другому.

ПОДЪЯЧИЕ - чиновники. Подьячие делились на три класса: молодые, средние, старые. Из старых “искусные” выбирались в дьяки.

ПОЛЕ -судебный поединок тяжущихся сторон. В народных представлениях правда за сильным, победившим. На поединок могли вызывать любого свободного человека, при этом ни сан, ни знатность, ни богатство не освобождали от вызова. Если обвиняемый или обвинитель были старик, юноша, больной, увечный, монах, поп, женщина, то они могли нанимать себе “поединщика” и присутствовать при “суде Божьем”. В этом случае на поединке обязательно присутствовали окольничий, дьяк, подьячий и стряпчие. Поединщики платили особые пошлины, полевые. В Москве было несколько полей для поединков: в Белом городе, у церкви Параскевы Пятницы, в Охотном ряду, у церкви Святого Георгия на Всполье, у Троицы, за городской стеной на берегу речки Ниглинной (и в некоторых других местах). Судебные поединки отменены в 1556 г.

ПолонЯниЧные деньги -сбор средств в патриарший казенный приказ для выкупа пленных.

ПРАВЕЖ - взыскание долга с истязанием. Согласно законам
Ивана III и Ивана IV, повинных по жалобе заимодавца били по голым ногам прутом до тех пор, пока ответчик не отдавал долгов или кто-либо его не выручал.

ПРИЗРЕНИЕ - видение; благосклонное внимание, отношение, покровительство; присмотр, забота, попечение; удобство.

ПРОСКУРНИЦА -просвирня (пекущая просвиры). Старица, вдова или девица, обязанная печь просфоры. П. - определение этих особых лиц начинается со Стоглавого собора (1551 г.), к этой должности допускаются вдовицы или девственницы, но не моложе 50 лет.

ПРОЩЕННИК - церковные люди, получившие исцеление от святых мощей или от иконы. По свидетельству иностранца Мажерота в XVII в. лица, соборованные, но не умершие, носили до конца жизни монашеское платье, а их жены имели право выходить замуж за другого человека. Возможно, такие люди выбывали из своего сословия, а потому находились под патронажем церкви.

РУГА - содержание приходского клира. Выдавалась деньгами и продуктами и отличалась от жалования тем, что изменялась от ценности вспомосуществования. Р. выдавалась из царской казны или от доходов помещика, была средством содержания духовного причта, который не имел собственных земель.

СВЕЩНИКИ- молодые люди, носившие восковые свечи жениха и невесты. Свеча жениха весила “пуд с четвертью”, невесты - “пуд без четверти”. С. во время обручения на дому стояли против новобрачных, по окончании обряда ставили свечи в спальне новобрачных в “головах постели”, где они горели всю ночь.

СТАРОСТА ПРИХОДСКОЙ- выборная должность в приходе. С. п. с введения “мирского совета” ведал хозяйственной деятельностью, приобретал земельные угодья, собирал долги, помогал из церковной казны неимущим хлебом, деньгами и т.д.

УБОГИЙ ДОМ - место, где погребали умерших насильственной смертью.

ШПИТАЛЬНЯ - место приюта нуждающихся. Впервые встречается в указе 1682 г. Федора Алексеевича, в котором говорилось о строительстве в Москве “шпитальни” - одной в Знаменском монастыре в Китай-городе, другой - на Гранатном дворе за Никитскими воротами. Ш. не были построены из-за кончины царя.

ЮРОДИВЫЙ-(др. славянское - уродивый или урод) - урод, калека, симулирующий помешательство. Для Ю.характерно три типа поведения: “похаб” (непристойный), “блаженный” (тихий, святой), “буй” (буйный).

ЯЗЫК -оговорщик. В период правления Алексея Михайловича ходили по рынкам и площадям в маске с прорезями для глаз, выведывая об измене. По их приговору “Слово и дело!”, на кого они указывали, отправляли в тюрьму и подвергали без суда жестоким пыткам.


Биографическая справка

Библиографическая справка

Работа Епифания Славинецкого - одно из первых светских представлений о сущности милосердия, хотя она и построена на основе христианских канонов. В… Впервые Епифаний Славинецкий рассматривает “людей церкви”, нищих не только как…

Государственное призрение в период правления Петра I

Намечаются последовательные действия и мероприятия со стороны государства. Они направлены на поддержку и защиту таких институтов, как материнство и… В этот период конфессиональная система помощи претерпевает ряд существенных… В период правления Петра I происходит отказ от теологических смыслов в общественном призрении как критерия истинности…

1701-1707

u Перепись Монастырским приказом имущества и населения в вотчинах церковных владений.

u По указу Петра I вМоскве строится работный дом для здоровых нищих, чтобы они могли зарабатывать себе “разными рукоделиями” на пропитание.

u Митрополитом Иовом основан под Новгородом первый приют для “зазорных младенцев”.

u В Москве построен первый госпиталь, при котором была открыта Хирургическая школа.

u В декабре оказана помощь московским погорельцам (со стороны правительства).

u Царская аптека получает большое число сосудов “китайского фарфора” для различных медикаментов. Предполагалось, что аптека будет снабжать лекарствами нуждающихся по всей территории Российского государства.

u В Москве работает царская аптека, с библиотекой. По свидетельству датского посла Юста Юля, она была одной из лучших в мире.

Ноября

u Прибыв в Санкт-Петербург, Петр I в “ погребение странных и пришельцов” заложил церковь Святого Самсона, а также велел заложить церковь в г. Полтаве во “ имя святых апостолов Петра и Павла”.

u Митрополитом Иовом по поручению и на средства новгородского гражданина Римского-Корсакова при Знаменском соборе построена каменная больница.

1710-1715

u Повторная перепись Монастырского приказа имущества и населения в вотчинах церковных владений, точных сведений о состоянии монастырского хозяйства не получено.

u Правительством выделено на богадельни 13000 рублей, предусматривалось, что ежегодно на их ремонт будет выделяться 2000 рублей. Санкт-Петербургу на строительство и нужды богаделен выделяется 15000 рублей.

u Во всех учреждениях, основанных митрополитом Иовом, числится нищих, сирот, инвалидов, “зазорных младенцев”- 170 человек.

u Венечные пошлины собирают “против прежнего вдвое”. С тех, кто вступает в брак в первый раз, берут 12 копеек, вступающих в брак во второй раз - 24 копейки, в третий - 30 копеек. Общая сумма в 1714 г. составила 19 287 рублей 11 копеек, половина этой суммы пошла на содержание в госпиталях больных и раненых.

u ВСанкт-Петербурге построен госпиталь для морских и сухопутных офицеров, министров и знатных людей.

u Митрополит Новгородский Иов для приходящих работных людей построил гостиницы. По Указу Петра I в Новгороде для приходящих работных людей построены бани, поварни, избы.

u Петр I после смерти царевны Натальи Алексеевны (18 июня 1716 г.) в Москве реорганизует построенную ею богадельню в “дом для несчастно рожденных младенцев”. “Старух”, проживавших в богадельне, заставляют принимать и ухаживать за “зазорными младенцами”, выделяют на них и детей определенные средства, “довольное жалование”(?).

u В Москве числилось 90 богаделен (31 мужская и 59 женских богаделен при приходских церквях), где по официальным данным проживало 3402 человека.

u Пожар в городе Владимире. Крестьянами разных деревень совместно с проживающими горожанами отстроены сгоревшие богадельни “ без указа, собственным их комитетом”.

u Находясь за границей, Петр I посещает в Париже Инвалидный дом, где одновременно призревалось больных, раненых и престарелых солдат около 4000 человек.

Середина первой четверти XVIII века

u По распоряжению Монастырского приказа закрыты все домовые церкви, кроме церквей, принадлежащих членам императорской фамилии. u Создание фискальной службы в губерниях и провинциях, наблюдающей за нищими,… u Выполняя Указ о защите “зазорных младенцев”, казнена фрейлина Гамильтон за умерщвление двоих “незаконно прижитых”…

1721-1724

u Открывается Монастырский приказ. В своем реформированном виде он не является больше высшим правительственным органом, подчинен Синоду. Осуществляет непосредственное руководство монастырскими вотчинами и хозяйствами. Во главе Монастырского приказа поставлен В.С. Ершов, бывший московский вице-губернатор.

Св. Синод начинает строительство госпиталя по образцу Людовика XIV “для долговременной и безопасной бытности”. В основу положен проект доктора Быдло, которому разрешалось закупать инструменты и необходимые медикаменты во Франции.

1722-1723

u В Нижегородской епархии, в Лысковской пятине при 50 приходских церквях насчитывается 30 церковных богаделен.

u В Московских богадельнях призревается 3336 человек.

u В Астрахани в богадельнях при церквах Входоиерусалимской, Николаевской, Знаменской и других призревается 117 человек.

u При приходских церквях в московских богадельнях призревается 3283 человека.

u В Московской губернской канцелярии незаконнорожденных младенцев находилось 895 человек от полугода до восьми лет. При них находилось 218 кормилиц, выделяемая сумма на призрение составляла 4731 рубль.

Конец первой четверти XVIII века

u Число епархиальных школ достигает 46. Духовенство отдавало детей на обучение в возрасте 10-15 лет. К лицам, не окончившим школу, применялись жесткие санкции: они не получали места священников в приходах, “включены в подушный оклад”.

u Из 42 цифирных школ, открытых в 1716-1722 гг., только восемь остались к середине XVIII в., из 2000 набранных учеников школу окончило только 300 человек.
Законодательные акты и указы в области общественного призрения

Ноября

u Указ о запрещении профессиональным нищим в “нищенском образе и притворном лукавстве” побираться в Москве. Определены санкции за собирание милостыни здоровыми людьми: “бить кнутом и отправлять в дальние Сибирские города.”

Марта

u Указ о запрещении крестьянам “Великого Государя” ходить и побираться по Москве, вести нищенский образ жизни, велено применять жесткие санкции, “бить кнутом”. Подтверждена мера пресечения за бродяжничество и нищенство ссылкой в Сибирь.

Март

u Соборное Уложение (проект). В ст. 25 предусматривалось разрешить лечение народными средствами, кореньями и травами любому человеку без ограничения социального статуса, однако рекомендовано обучиться “лечебной науке”. В той же статье запрещено нищим побираться с детьми-инвалидами, подчеркивалось, что дети “изувечиваются” специально такими попрошайками, чтобы больше давали “подаяния”. Велено “сыскиват накрепко” и без “всякого милосердия казнить смертью” таких нищих.

Сентября

u Указа о переписи в богадельнях города Москвы. Велено было в богадельнях оставить больных и убогих, а здоровых и несостарившихся оттуда удалить, направив их на работы.

Февраля

u Указ о пересмотре Военного приказа престарелых, раненых, увечных солдат, офицеров и нижних чинов. Годных для обучения рекрутов велено направлять в губернии, а немощных в московские богадельни. Необходимо было осуществить ревизию богаделен и выселить тех нищих, которые имели семьи и промысел. Предписано ежемесячно осуществлять смотр богаделен на соответствие призрения в них установленных лиц.

Января

u Указ о препровождении бродячих нищих обоего пола. Согласно данному указу, нищих нужно приводить в Монастырский приказ, а оттуда, после наказания, направлять по месту приписки в богадельни и монастыри, не записанных отправлять, откуда пришли.

Января

u Указ об открытии по всем губерниям госпиталей для увечных, не могущих работать, престарелых, а также отделений для “зазорных младенцев”, “прием незазрительной”.

Марта

u Указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества.

Июня

u Указ о взимании венечных денег со всех вступающих в брак вдвое против прежнего. Взимаемые суммы должны идти на призрение в богадельнях нищих и убогих. (От сбора освобождена новгородская епархия, поскольку митрополит Иов из этих средств производил расходы на гостиницы, странноприимницы, богоугодные заведения.)

Ноября

u Указоб открытии в Москве и других городах госпиталей для “зазорных младенцев” из губернских неокладных прибылых доходов. Предусматривалась смертная казнь для лиц, умертвивших “незаконнорожденного ребенка”.

Мая

u Указ о благотворительных сборах. Благотворительный сбор на госпитали складывался из следующих отчислений: сбор в размере 100 рублей с лиц, “которые с сего числа из приказных людей будут пожалованы в дьяки”; двухпроцентный сбор с подъемных, прогонных сумм и сумм, выдававшихся на пропитание священникам и причетникам, посылаемым в новозавоеванные города; однопроцентный сбор с жалованья, выдаваемого всем служащим, кроме солдат; отчисления от “торга”, “домов”, “пожитков”, оставшихся после беглых раскольников; средства от продажи церковных свечей; штрафные деньги.

Марта

u Указ о призрении воинских чинов, “которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья”. Решено после рассмотрения их дела выдавать жалованье на пропитание “по их смерть”. Определено, что все государственные чины, “какие есть в государстве”, должны отчислять из своего жалованья на содержание госпиталей.

Марта

u Устав воинский. Глава ХХ отражает тенденции гражданского и церковного права в вопросах морали, нравственности, семейных отношений. В артикуле 171 дано право церковным судам осуществлять суд над мужьями, вступившим в повторный брак при живой жене. Однако за некоторые преступления (растление малолетних) следовала смертная казнь по гражданскому судопроизводству. В 44 главе определены санкции за “вне уставные отношения” между офицерскими и солдатскими чинами. Так, за бранное слово офицер лишался жалования, за угрозу побоев следовал штраф (лишение жалованья на три месяца), “кто рукою ударит” - лишался жалованья на полгода, “палкою ударит”- тот не получал его в течение года. Штрафные деньги шли в пользу госпиталей. В Уставе подчеркнуто, что “нижние офицеры и все воинство вообще имеют неразрывной любви, мир и согласие”.

Июня

u Указ о принятии в лазареты для лечения гвардейских, армейских и гарнизонных полковников, драгун, солдат, рекрутов.

Февраля

u Указ о “ловле” бродяг и отдачи их в работу. В нем частным лицам запрещалось подавать милостыню нищим. Введение штрафов за милостыню (от 5 до 10 рублей). Для этих целей предполагалось содержать штат “нарочных поимщиков”. Однако разрешалось желающим подавать милостыню, они могли ее “отсылать в богадельню”. Монастырскому приказу велено из Московского гарнизонанабрать “нарочных поимщиков” для борьбы с жертвователями милостыни.

Июня

u Указ о пресечении здоровым нищим существовать без работы. Устанавливалось взыскивать штрафы с лиц, в чьем ведении находились здоровые побирающиеся нищие: помещики, вотчинники ( как миряне, так и представители духовенства). Определялись санкции к нищенствующим: пойманных впервые - бьют батогами, во второй или третий раз - мужчин отсылают на каторжные работы, а женщин в прядильные дома, детей на суконный двор и мануфактуры. Разрешалось старостам и сотским собирать нищим “ на хлеб и на одежды” из тех сел и деревень, откуда они вышли, а за это, если они “ни убогие и ни престарелые”, те могли бы свой “хлеб отработать”.

Июня

uУказ об определении немощных отставных военных в монастыри.

Февраля

u Указ о строении госпиталей для незаконнорожденных младенцев. О выдаче им и кормилицам денежного жалованья. Дети воспитывались до определенного возраста, после чего мальчиков отдавали в учение к мастерам, девочек - в услужение. Если они подвергались увечью или болезням, “впадали в помешательство”, то их возвращали в приюты.

Мая

u Указ о пропитании отставных военных в монастырях и выдачи им жалованья хлебного и денежного из монастырских доходов.

Ноября

u Указ о запрете подавать милостыню, с подающих взимается штраф в пять рублей, однако разрешено подавать милостыню в “гошпитали” и “другие такие же места”.

Января

u Регламент или устав Главного Магистрата. Определена роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов “социальной политики”. В Главе Х подчеркивалось, что “полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках”. В Регламенте указаны основные институты призрения: “смирительные дома”, предназначенные для людей “непотребного жития”; “прядильные дома”- для женщин “непотребного женского бытия”; “гошпитали” - для призрения сирых, больных, увечных, убогих, “престарелых людей обоего пола”; “сиротские дома”- для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; “ другие дома от разных болезней бедных лечат”. Надлежало данные дома построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Указано для Магистратов, чтобы они создавали “малые школы”, в которых дети “томко” читать, писать и “арифметике” обучались. Необходимо производить перепись по определенной форме, где наряду с различными статьями отчетности было наличие описи “церковников приходских и монастырских обоего пола”, а также школьников, успевающих в учении и “отличившихся в оном”.

Января

u“Духовный регламент”. Впервые перед духовными лицами ставится вопрос о милостыне, как общественном зле, предписано духовенству искоренять этот обычай. ”Разсуди всяк благоразумный, сколько тысящь в России обретается ленивых таковых прошаков, томкож тысящь не делают хлеба и потому нет от них приходу хлебного”. Однако в подходах к милостыне духовенству ставится задача выявить те ее стороны, которые провоцируют рост профессионального нищенства, и те, которые идут на пользу обществу, “добрый чин милостыни определить”. Установлены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странно-приимниц и лазаретов, где предписано собирать “престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...”.

Февраля

u Указ о благоустройстве церковно-приходской благотворительности. Предложено на вырученные от свечной продажи денег при церквах осуществлять строительство богаделен. Запрещена “вольная продажа” восковых свечей “мирянам”, она становится прерогативой церкви.

Декабря

u Указ о взимании одной копейки с рубля на госпитали у всех чинов, кроме солдат.

Января

u Табель о рангах. В табеле предусмотрена система штрафов, часть которых направляется на дополнительное финансирование госпиталей. Так, за почести выше своего ранга налагался штраф, 2/3 которого в “гошпитали употреблены должны быть”.

Марта

u Указ о направлении обер- и унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат, которые по состоянию здоровья и возрасту, “дряхлости и старости”, негодны к воинской службе в Святейший Духовный Синод с дальнейшим их определением в монастыри, богадельни для “питания и пострижения”.

Апреля

u Регламент об управлении Адмиралтейством и верфью. В Главе I п. 2 говорится, что членов Адмиралтейской коллегии выбирают из старых и увечных, неспособных к военной службе. В главе XLVII, п. 10 говорится о привлечении стариц к общественной службе. Предусматривалось их использование для надзора над работниками, “бельем”. Они должны нести повинность в течение года, после чего подлежали замене и возвращению в монастырь.

Апреля

u Указо поимке и препровождении бродячих нищих в Полицмейстерскую канцелярию, из которых молодых - “на урочные годы употреблять на казенных работах”, старых - направлять в Синод, с дальнейшим определением их в гошпитали. Подтверждено взымание штрафов с подающих милостыню.

Апреля

u Указ “О хранении прав гражданских”. В нем говорится о соблюдении гражданских прав, запрещении чиновникам произвольно трактовать законодательство. Указано, чтобы каждый чиновник на рабочем месте, “служилых местах” имел бы свод законов, за отсутствие таковых следовал штраф в 100 рублей, который необходимо направлять в госпиталь.

Июля

u Указ о запрещении тратить государственные средства на строительство новых церквей.

Сентября

u Указом Синода обозначен круг дел, подлежащих ведению Монастырского приказа. Согласно п. 5 - отправление по монастырям отставных военных офицеров, драгун и солдат; п. 6 предусматривал “разбирание” и определение в богадельни нищих, выделение им жалованья.

Сентября

u Указ об обучении монахинь рукоделию и ремеслам. Предусматривалось, что вырученные средства должны идти на общую монастырскую пользу.

Января

u Указ, запрещающий пострижение в монахи “на убылыя места” мирян, кроме отставных военных.

Января

u Указ о том, чтобы хлебное и денежное довольствие для отставных военных производилось из монастырских доходов, которые назначались на содержание монахов. (Размер окладов мог колебаться в зависимости от чина и от доходности вотчин монастыря. К примеру, жалованье отставных военных московского гарнизона в 1712 г. составляло: полковнику - 892 руб. 73 1/4 коп., а рядовому прочих полков - 20 руб. 38 1/4 коп.)

Февраля

u Указо голоде. В нем предлагалось: “Так как в неурожайные годы многие мрут от голода, того ради надлежить ныне иметь “менаж”, дабы неимущих пропитать, и потому в местах, где оказывается голод, описать у зажиточных лишний хлеб, и вычислив, сколько нужно им самим, для домашнего обихода, остальной раздать неимущим, в займы с расписками, и они отдали в урожайные годы”.

Февраля

u Указ. В нем определялось Камер-Коллегии иметь специального чиновника, “который всегда мыслил” и докладывал о “делах магазейных”, как народ “довольствовался” во время голода. Помещикам и приказчикам велено, чтобы крестьяне больше сеяли хлеба.

Марта

u Указо выделении отставным солдатам и драгунам в монастырях хлебного и денежного жалованья.

Июня

u Указ о строительстве богаделен. Велено, чтобы кошельковые сборы во всех монастырях и церквах Империи с “присовокуплением” денег от продажи свечей шли на строительство богаделен и нищим. Также предписано, чтобы ежегодно монастыри и церкви предоставляли отчеты о состоянии финансовой деятельности.

Августа

u Указ Святейшего Синода об образовании в “хлебных и лесных” губерниях богаделен. Святейший Синод отмечал, что в тех губерниях, где цены на хлеб и лес низкие, необходимо осуществлять строительство богаделен (с последующим обязательным переселением нищих и убогих из московских богаделен).

Сентября

u Указ о запрещении посылать в монастыри “сумасбродных” и “под видом изумления”.

Октября

Января

u Указ о повсеместном приведении в известность по всему государству, сколько осталось в монастырях хлеба и денежных доходов, чтобы разложить, где сколько содержать нищих, сирот, монахов, сколько уделить на содержание училищ. Подтверждено, что подкидышей и незаконнорожденных младенцев, достигших “возраста”, отдают в ученики “ко всяким художествам”.

Января

Указ о внутренней регламентации монастыря. В преамбуле указа дается оценка монашеской жизни, “что же прибыль обществу от сего во истину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут от податей и от ленности, дабы даром хлеб есть”. Святейшему Синоду предписано: 1) отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять в монастыри, их число определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимо устраивать “шпитали по регламенту”; 2) монахов определить для “служения” отставным военным, “лишним” монахам, незадействованным на “служении”, выделять монастырские земли, чтобы они на ней работали; 3) монахиням “лишним” вместо пашни вменялось рукоделие, “пряжею на мануфактурные заводы”.

Мая

u Регламент о монастырях. Определены финансовые средства, которые монастыри могут тратить на свои собственные нужды и на нужды попечения. Они должны соотноситься в следующих пропорциях: одну часть - “главным монастырским”, другую - “разделить натрое: две доли больным, и треть - служащим монахам”. Та часть средств, которая определена больным, шла на их содержание (она включала в себя “постели, беле и прочее по регламенту гошпиталя.

Июня

u Указ Сенатао единовременной Всероссийской переписи нищих в богадельнях и госпиталях.

 

U Инструкция магистратам

§ 34. В нем подчеркивалось, что призрение бедных, “престарелых и дряхлых граждан” лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей их надо… § 38. О запрещении всем сословиям призревать и оказывать милостыню…

1701-1724

Петр I. Указы, записки, письма.

Федор Салтыков “Изъявление прибыточныя государству”.

Феофан Прокопович “Правда воли монаршей”.

Иван Посошков “Книга о скудности и богатстве”.

Историко-понятийный словарь социальной работы

ГОШПИТАЛЬ -дома призрения для больных, увечных, престарелых обоего пола.

ДОМА ДЛЯ ЗАЗОРНЫХ МЛАДЕНЦЕВ - (то же, что и воспитательные дома в XIX-ХХ вв., дома ребенка). В 1706 г. Митрополитом Иовом под Новгородом основан приют для “зазорных” (оставшихся без попечения) детей. 31 января 1712 г. Петр I официально узаконил дома для зазорных младенцев, а 4 ноября 1715 г. в России запрещен инфатицид (убийство ребенка), за который приговаривали к смертной казни. Позднее в дома ребенкапозволялось принимать малолетних арестантских детей до выхода их родителей из тюрем; малолетних бродяг мужского пола, которые оставались на попечении по достижению совершеннолетия.

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ - устав Русской Православной Церкви, по которому правительствующий Синод в XVIII в. поступал в распоряжение Сената, а служители церкви приравнивались к чиновникам.

ЗАЗОРНЫЕ МЛАДЕНЦЫ (НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЕ) -понятие, в XVIII в. применяемое к детям, чьи родители не состояли в законном браке.

ПРЯДИЛЬНЫЕ ДОМА (ШПИНГАУЗЫ) -spinnhaus, прядильный дом, т.е. место, где в принудительном порядке женщинам, профессиональным нищим предоставляли работу.

РАБОТНЫЕ ДОМА-учреждения общественного призрения, где в принудительном порядке осуществлялось трудовое воспитание профессиональных нищих.

СКУДЕЛЬНИЦЫ- в XVIII в.известны как “божьи дома”.

 

Библиографическая справка

Развитие общественных идей в деле государственного призрения Ф. Салтыков. “Изъявление прибыточныя государству”  

Общественное призрение первой трети XVIII в.

По вторую половину XIX в.

При Екатерине II прокормлением нищих занимаются работные дома, где призреваемые получали пищу, кров, одежду, пристанище. Однако смирительные дома… Постепенно в данный период складываются отчетливые формы помощи и поддержки.… Общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется…

Социальная политика в области здравоохранения

  Развитие теоретической мысли

II половина XVIII в.

1818 г. Стог А. “О общественном призрении в России”. 1836 г. Рождественский Н. “Рассуждение о мерах правительства к сохранению… Одной из первых магистерских диссертаций, посвященных проблемам “благоустройства и благочиния” общества, является…

Вторая половина XIX века - начало XX века

1 января 1864 г. было издано “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, вводившее всесословные выборные органы местного управления -… Общий надзор за призрением осуществляли Министерство внутренних дел и… В неземских губерниях действовали приказы общественного призрения, учреждения Императорского Человеколюбивого…

Социальная политика в области образования

Социальная политика в области здравоохранения

 

Земское и городское общественное призрение

Развитие теоретической мысли

В области общественного призрения

Биографическая справка

Начало деятельности на поприще благотворительности относится к 1881 г., когда Совет Андреевского приходского попечительства в Кронштадте избирает… В 1887 и 1888 гг. командирован Министерством внутренних дел в Новгород,… С 1888 г. - член Комитета разбора и призрения нищих, с 1895 г. - член комитета Попечительства о домах трудолюбия и…

– Конец работы –

Используемые теги: Хронограф, российской, истории, социальной, работы0.076

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ХРОНОГРАФ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебник подготовлен коллективом авторов... гл канд искусствовед наук проф Т В Шеляг гл д р... наук проф П Д Павленок...

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной работы
М. ИНФРА-М, 1998. 368с И это не случайно. Оказавшись отторгнутыми от ранее существующих детских и подростковых… Что касается социальной реабилитации инвалидов и пожилых людей, возможность как можно дольше оставаться в привычных…

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Совершенствование организации работы в управлениях социальной защиты населения по назначению и выплате социальных льгот
Периоды и сроки предоставления социальных выплат 4. Совершенствование организации работы в учреждениях социальной защиты населения по назначению и… Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего… В эмпирических исследованиях как особом уровне социологического знания важную роль играет разработка, реализация и…

Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие.
На сайте allrefs.net читайте: Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие....

Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом
Они связаны и с внешней сто-роной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, ин-валидность) и внутренней (например, комплекс неполно-ценности либо… К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно… Никитина, Л. Узловые моменты профессии / Л. Никитина // Воспитание школьников 2000 №7 С. 20-22. То есть, основные…

Понятие воспитательной работы. Роль и место воспитательной работы в системе работы с кадрами
Это, в свою очередь, требует повышения уровня воспитательной работы с личным составом, выделения приоритетов в системе воспитания личного состава,… Вместе с тем в современных условиях принимаемые меры воспитательного… Коллегия МВД России на заседании 23 декабря 1998 г рассмотрев состояние работы с кадрами в системе кадровой политики…

Социальная работа и социальная педагогика
М1998г. 7 Маслова Н.Ф. Книга социального педагога. Орел 1994г. 8 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М1997г. 9 Семенов В.Д. Взаимодействие… Социальная работа и социальная педагогика относительно молодые науки, в апреле… Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы.…

Мировая история: переход к новому времени. XVIII век в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и просвещение. Особенности Российской модернизации.
Все три историкавысказали противоречивое мнение. Соловь в восхваляет Петра, пишет исключительноо его положительных моментах, выделяет важнейшую роль… П трпривн с в жизнь общества много полезного, но это стоило нашему народу… Император отличается лишь своим темпераментом и ненавистью кстарым порядкам. Именно этот фактор и послужил тем, что…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам