рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этика на рубеже веков: новые идеи

Этика на рубеже веков: новые идеи - раздел Социология, Этические искания второй половины XIX в   В Конце Хх -Начале Xxi В. В Развитии, Функционировании И Оцен...

 

В конце ХХ -начале XXI в. в развитии, функционировании и оценке места этики в жизни общества стали прослеживаться опреде­ленные тенденции, связанные как с объективными процессами в жиз­ни человечества, так и с субъективными ожиданиями людей: какой бы они хотели видеть этику и чего следует от нее ждать. Эти тенденции-«ожидания», воплощаясь в развитие этической теории, высвечи­вают такие ее ценностные идеи и приоритеты, как коммуникатив­ность, практичность, плюрализм. Свою реализацию и обоснование они находят в соответствующих этических школах и направлениях.

Коммуникативная направленность этики обусловлена при­стальным вниманием человеческой мысли к моральным проблемам общения, приобретающим в XX в. особое значение. В решении этих проблем, в выработке нравственных норм общения этика опирается, прежде всего, на феноменологию Э. Гуссерля (1859-1938). Он разра­ботал учение об интерсубъективности, дающей возможность каждо­му Я удостовериться в существовании и опыте Другого, который рас­сматривается как «альтер эго» — мое другое Я. По закону аналогии я могу постичь, понять себя через Другого; Другой же получает значи­мость через мои воспоминания самого себя.

Большую роль в развитии коммуникативной этики сыграла сло­жившаяся на основе феноменологии герменевтика, которую один из ее основоположников Г.-Г. Гадамер (1900-2002) представляет как философию понимания. Понимание для Гадамера — способ существо­вания познающего, действующего и оценивающего человека. Оно ус­танавливается в процессе диалога, в котором происходит интеграция, «слияние горизонтов» — соединение прошлого и настоящего, превра­щение их в партнеров по коммуникации, объединенных, как Я с Ты. А это дает возможность для понимания любой культуры, допуская поливариантное и мультинациональное существование и общение культур. Понимание в диалоге обеспечивает проявление терпимости и заинтересованного отношения всех участников коммуникации в ин­терпретации смысла. В результате происходит не только понимание Другого, но и раскрытие самого себя.

Гадамер выделяет три составляющие части единого герменевтического процесса: применение, понимание и истолкование. Понимание всегда яв­ляется «истолковывающим», а истолкование — «понимающим»; в свою очередь, понимание возможно лишь в качестве «применения». Применение он считает главным, поскольку оно всегда базируется на понимании, которое не только воспроизводит смысл (сказанного или написанного), но и открывает возможность создания новых смыслов, что всегда продук­тивно.

В 1970-х гг. своеобразный «герменевтический бум» вызвала поле­мика между Гадамером и другим выдающимся представителем совре­менной герменевтики — социологом и философом Ю. Хабермасом (р. 1929). Хабермас применяет герменевтику прежде всего как инст­румент критики современного уродливого «ложного сознания» и «из­вращенных форм коммуникации», противопоставляя им свою «теорию коммуникативного действия», дающую, по его мнению, возможность «правильного понимания» — себя и Другого.

В основе его теории лежит анализ двух типов поведения — стратегиче­ского и коммуникативного. Цель стратегического поведения — не в дости­жении взаимопонимания, а в «преследовании интереса», что ведет к соз­нательному либо бессознательному обману партнера. В первом случае складывается система манипулирования, во втором — систематически из­вращаемая коммуникация. Но в обоих случаях последствия для общества, культуры и личности — роковые. В сфере социальной, считает Хабермас, формируется отчуждение, утрачивается коллективная идентификация; в сфере культуры происходит утрата смыслов, потеря ориентации; в сфе­ре личности — нарушение системы мотиваций, потеря связи с традицией. В случае же поведения, ориентированного на коммуникацию, складывает­ся упорядоченная нормативная среда, устойчивые межличностные отно­шения, богатые личностные структуры, способные к самоосуществлению. Таким образом, Хабермас рассматривает коммуникацию в качестве базо­вого процесса, структурирующего, организующего социум. Именно про­цессы коммуникации (а не производственные отношения) лежат, по его мнению, в основе современного гражданского общества, социального и межличностного общения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этические искания второй половины XIX в

Этические искания второй половины XIX в Этические воззрения русской религиозной философии уходя щие... Иррационалистические этико философские системы... Иррационализм пытается решать нравственные проблемы совре менности обращаясь к новым теориям фрейдизму и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этика на рубеже веков: новые идеи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этические искания второй половины XIX в.
Этот период проходит под знаком социально-экономических пре­образований, отразившихся на всех сторонах жизни общества. Все бо­лее осознается несовершенство существующего в мире порядка, его неспосо

Этика в XX веке.
Тенденции, сложившиеся в этике в конце XIX в., развиваются и в XX столетии. Продолжаются эпические поиски в рамках научно-ра­ционалистического подхода (на основе прагматизма и позитивизма). Возника

Научно-рационалистическая линия в этике XX века.
  Научный рационализмразвивается в этике XX в. на основе анали­тической философии позитивизма, которая видит свою задачу в раз­работке строгих критериев научности и р

Религиозное направление в этике XX века.
Данное направление также противостоит рационалистическо-сциентистским стремлениям рассматривать этику исключительно в рамках логического анализа. В XX в. складываются новые — неоре­лигиозные систем

Этика гуманизма
Поиск человеческого в человеке проходит красной нитью через всю историю этики. На рубеже XIX-XX вв. три русских писателя выра­зили свои думы о человеке как субъекте морали. «В душе человека дьявол

В конце столетия особую актуальность в философии и этике при­обрели концепции, составляющие направление постмодернизма (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Делез).
Вся духовная культура человечества рассматривается постмодернизмом как совокупность художественно-эстетических текстов, не имеющих объ­ективного содержания. Смыслы текстов равноценны, язык полифони

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги