рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этические искания второй половины XIX в

Этические искания второй половины XIX в - раздел Социология, Лекция 8.   ...

Лекция 8.

 

Этические искания второй половины XIX в.

Этические воззрения русской религиозной философии, уходя­щие корнями в XIX в. и получившие свое развитие в XX в., опираются на два положения.… Таким образом, русская религиозно-философская этика конца XIX — начала XX в.…  

Этика в XX веке.

 

Научно-рационалистическая линия в этике XX века.

Научный рационализмразвивается в этике XX в. на основе анали­тической философии позитивизма, которая видит свою задачу в раз­работке строгих… Этика эмотивизма (Б. Рассел, А. Айер, Р. Карнап, Ч. Стивенсон) для… Теория интуитивизма также стремится дискредитировать этику в рамках логического позитивизма, но с других позиций.…

Иррационалистические этико-философские системы.

Иррационализм пытается решать нравственные проблемы совре­менности, обращаясь к новым теориям — фрейдизму и неофрейдизму, экзистенциализму и персонализму.

Значительное место в этой группе занимает психоаналитическая этика, в основе которой лежат фрейдизм и неофрейдизм. Ее основа­тель 3. Фрейд (1856-1939) в работах «Сны и сновидения», «Психоло­гия бессознательного», «Я и Оно», «Очерки по психологии сексуаль­ности» и др. утверждает, что в структуре моральной личности основное место занимает бессознательное Оно (Ид), которое сводится к совокупности сексуальных импульсов (либидо) и определяет второй — рациональный, осознанный компонент личности — Я (Эго). Третий уровень личностной структуры — Сверх-Я (Супер-Эго), кото­рое представляет собой совокупность принятых в обществе культур­ных стереотипов, моральных, религиозных и других запретов, подав­ляющих и ограничивающих свободное выражение бессознательного. Под их влиянием человек вынужден преобразовывать сексуальную энергию Оно в санкционированные обществом виды деятельности — искусство, творчество, науку, спорт, производство (т.н. «сублимация»). В противном случае, считает Фрейд, субъект приобретает невротическое расстройство психики и нуждается во врачебной психотерапевтической помощи. Профилактика и лечение таких неврозов (психоанализ) предпо­лагает исследование сновидений и воспоминаний детства, поскольку толь­ко они позволяют проникнуть в область бессознательного, недоступного для рационально-логического самоанализа, эффективно раскрыть истоки заложенных в психике отклонений (комплексы Эдипа, Электры, неполноценности и т.п.), символически их проинтерпретировать и выработать позитивные рекомендации.

Представители неофрейдизма (Э. Фромм, К.Г. Юнг, В. Райх, Г. Салливен, К. Хорни) частично отходят от узкого истолкования нравственных отношений в духе «сублимированной» сексуальности. Они вводят понятие «коллективного бессознательного», обусловленно­го социальными факторами. К.Г. Юнг (1875-1961) в работах «О пси­хологии бессознательного», «Отношения между Я и бессознатель­ным» и др. дает определение «архетипа» — совокупности глубинных психических образов, выражающих такого рода культурные и нравст­венные тенденции.

Как утверждает Э. Фромм (1900-1980) в трудах «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Бегство от свободы» и др., «коллективное бес­сознательное» можно свести к двум фундаментальным установкам: первичной — «биофилической» (Эрос), направленной на самореализа­цию, стремление «быть», реализовывать свои творческие задатки, и вторичной — «некрофилической» (Танатос), стремящейся «иметь», присваивать окружающую реальность — следовательно, разрушать ее и саморазрушаться. Эти тенденции в разные периоды человеческой истории попеременно занимают в культуре доминирующее положе­ние, либо существуют в том или ином сочетании. Они налагают свой отпечаток на моральную структуру личности, определяют господ­ствующие в обществе нравственные отношения.

Этические принципы экзистенциализма, еще одного иррационалистического течения, впервые были сформулированы в творчестве датского философа и писателя С. Кьеркегора (1813-1855). Своего расцвета это направление достигает в XX в. в трудах немецких и французских мыслителей — Мартина Хайдеггера (1889-1976), Кар­ла Ясперса (1883-1969), Габриэля Марселя (1889-1973), Алъбера Ка­мю (1913-1960), Жан-Поля Сартра (1905-1980). Их позиции могли не совпадать, но были взаимодополняющими.

Основа этики экзистенциализма — выявление сущности «подлин­ного» и «неподлинного» человеческого существования. «Подлинным» является такое существование, в котором максимально проявляется сущность данной личности, ее «самость», уникальность, индивиду­альность, способность делать свободный моральный выбор. При этом Хайдеггер, например, подчеркивал «ненравственно-экзистенци­альный», «неантропологический» характер «подлинности» и «неподлинности» существования, отрицая тем самым его моральный смысл. Однако большинство экзистенциалистов так или иначе признавало значение этической проблематики. В частности, Сартр предпринимал попытку определить и обосновать «новую этику», «конкретную мо­раль», которая перешла бы от поисков общечеловеческой сущности к рассмотрению индивидуального существования (экзистенции) от­дельных субъектов морали, к тем проблемам, которые волнуют кон­кретных людей в процессе их уникальной и неповторимой жизнедея­тельности. В литературных произведениях «Тошнота» (Сартр), «Чума», «Посторонний» (Камю) и в философских трактатах «Время и бытие» (Хайдеггер), «Бытие и Ничто» (Сартр), «Миф о Сизифе. Эс­се об абсурде», «Бунтующий человек» (Камю) описывается состоя­ние экзистенциальной «тревоги», -«.озабоченности» фатально одино­кого человека, «заброшенного» в этот абсурдный мир «неподлинного» существования. Вынужденный постоянно преодолевать «погранич­ные ситуации» (в процессе чего как раз и проявляется «подлинность» существования), совершая экзистенциальный и моральный выбор, он берет тем самым на себя полную ответственность за его последст­вия — для себя и других. При этом индивид полностью предоставлен самому себе. Семья, религия, сословная принадлежность — все то, что раньше тем или иным образом регламентировало его поведение, снимало проблему морального выбора и личной ответственности, в настоящее время совершенно утратило свое значение. Поэтому попытки избежать духовного кризиса, опираясь на традиционные нравственные ценности, не имеют смысла. В этих условиях религиозное направление экзистенциализма видит выход в повседневном соотнесении человеческого существования с Божественным абсолютом (так называемая трансценденция), а атеистическое — во всестороннем развитии творческого начала личности, постоянном преодолении узости будничного, обезличенного, «не подлинного» существования.

Фундаментальным понятием этики персонализма, наиболее из­вестными представителями которой являются французские философы Э.Мунье (1905-1950), Ж. Лакруа (1900-1986), П. Рикер (1913-2005), выступает личность (персона). Она трактуется как духовная структура, приобретающая устойчивое и независимое бытие благодаря присое­динению к иерархии ценностей, свободно принятых, преобразованных и переживаемых через постоянное творческое самосовершенствова­ние. Основным моральным качеством творческой личности является присущая ей свобода выбора. Как и в экзистенциализме, свобода здесь рассматривается в каче­стве фундаментального условия и личностного становления, и про­гресса социальной системы. Но если этика экзистенциализма делает акцент на внутренней уникальности и самобытности личностного су­ществования, то персонализм сосредоточивается на внешней соотне­сенности личности с обществом, а также с высшим Божественным личностным началом. Бог ограничивает собственное всемогущество, предоставляя человеку возможность свободного творческого выбора. Поэтому и человек должен по примеру Бога ограничивать свое Я во взаимодействии с Ты и Мы в рамках социальной системы. Отсюда основной принцип морального совершенствования личности — свободное самоог­раничение, сохраняющее самобытность и способное преодолеть агрессив­ность и разобщенность современного технократического общества.

Особое место по отношению к персонализму занимает этико-философское учение Мартина Бубера (1878-1965), которого называют основоположником «диалогического персонализма».В основе его учения лежат идеи диалогизма, целью которого было создание нового типа рефлексии на основе диалога, устанавливающе­го отношения к Другому как к Ты, равному Я. Диалогический персо­нализм Бубера базируется на философии «межчеловеческих отноше­ний», которая сводится, по мнению философа, к отношениям Я-Ты и Я-Оно. В отношениях Я-Оно человек воспринимает других людей (наряду с предметами внешнего мира) как Оно — безличные объекты, предназначенные для утилитарного использования, эксплуатации, манипуляции, контроля. Отношения Я-Ты предполагают активное взаимодействие с другим Я, базирующееся на установлении не отчу­жденных, а взаимоодухотворяющих связей с Ты — другим субъектом. М. Бубер не противопоставляет эти отношения в ценностном пла­не как «истинное» и «извращенное», человеческое и бесчеловечное. Они внутренне присущи и равно необходимы: «Без Оно человек не может жить, но кто живет только с ним, не является человеком». Эти отношения, считает философ, не взаимозаменяемы, а взаимодопол­няемы: в системе Я-Оно рождается познавательный опыт человека о ми­ре и других людях, а система Я-Ты образует собственно отношение. Категория «отношение» с его взаимностью, двусторонностью, ду­ховностью — центральная в философской антропологии и этике Бубера. Он считает, что лишь человек может относиться к другому человеку, утверждая и подтверждая свое бытие в других людях. Универсаль­ной формой отношения выступает диалог — «подлинный разговор», основывающийся на установлении и признании «самостоятельной инаковости человеческой индивидуальности, первоначального ино­бытия Другого».

В диалогическом общении М. Бубер противопоставляет два вида стремле­ний. Первый — стремление «обеспечить свой вклад в субстанцию другого че­ловека» и дать возможность «взойти и взрасти» другой индивидуальности. Второй — стремление изменить Другого, внушить ему свою собственную правоту. Такой человек, «пропагандирующий и внушающий», относится к людям как к вещам, усердно стараясь лишить их самостоятельности.Специфика отношения Я-Ты раскрывается Бубером в категории «встреча». В подлинных встречах, считает он, формируются и чело­вечность, и человечество, ибо здесь устанавливаются отношения ме­жду людьми, характеризующиеся любовью и заинтересованностью друг в друге. С этих позиций М. Бубер выступает и против двух односторонних подходов к пониманию человека — «индивидуализма» и «коллективизма», абсолю­тизирующего общественную сторону человека в ущерб его индивидуаль­ности. Ибо ни «индивидуалистическая антропология», ни «коллективи­стская социология» (марксизм) не способны познать сущность человека, выявить его целостность. Философ предлагает третий путь — «синтетиче­ский», когда «центральным предметом философии должен быть не инди­вид и не коллектив, а человек с человеком».

Таким образом, подлинная духовность находится не в Я и не в Ты, а между Я и Ты, в отношении между ними. «Встреча одного с другим» образует, по Буберу, «диалогику», или «со-вторым-бытие», или «бы­тие человека с человеком». Это бытие определяется М. Бубером как Мы, в котором преодолевается индивидуалистическое, самодовлею­щее Я. «Мы, — подчеркивает философ, — потенциально включает Ты. Только люди, способные правдиво сказать друг другу Ты, могут прав­диво говорить о себе Мы».

Но высшей точкой межличностных отношений М. Бубер считает воображение, позволяющее представлять то, что желает, чувствует, воспринимает другой человек. Проявлением воображения выступает сочувствие, или эмпатия, когда ты испытываешь боль другого чело­века и страдание за него — сострадание. Таким образом, внутреннее самостановление осуществляется через отношения одного человека к другому, через взаимность этих отношений.

 

Религиозное направление в этике XX века.

Неотомизмв рамках католического вероисповедания получил статус официальной этико-философской доктрины Ватикана. Его наи­более известные… Тейяр де Шарден (1881-1955) претендовал на создание «научной феноменологии»,… Э. Жильсон (1884-1978) считал, что универсальный синтез рели­гии и науки был достигнут в этике Аквината, а в Новое…

Этика гуманизма

В XX в. с наибольшей полнотой суть гуманизма сформулировал Альберт Швейцер (1875-1965), по-своему осмыслив древнеиндий­скую заповедь ахимсы.… Говоря о перспективах этики гуманизма, необходимо подчеркнуть, что в декабре… Впервые принципы этики гуманизма получили международное признание и законодательное закрепление. В известном смысле…

Этика на рубеже веков: новые идеи

В конце ХХ -начале XXI в. в развитии, функционировании и оценке места этики в жизни общества стали прослеживаться опреде­ленные тенденции, связанные… Коммуникативная направленность этики обусловлена при­стальным вниманием… Большую роль в развитии коммуникативной этики сыграла сло­жившаяся на основе феноменологии герменевтика, которую один…

Конец XX в. и начало нового тысячелетия характеризуется еще двумя новыми тенденциями в европейской этике, связанными с не­удовлетворенностью традиционной теоретической этикой: появлением прикладной этики и переосмыслением предмета этики в контексте постмодернизма.

Обращение к прикладной этике было вызвано потребностью об­щества в конкретных — прикладных — регулятивах, в практических рекомендациях по решению моральных проблем в определенных си­туациях и сферах человеческой жизнедеятельности. Прикладная этика функционирует в виде самостоятельных частных этик (этика бизне­са, политическая этика, этика интимных отношений, профессиональ­ные этики), что дает зачастую повод выносить ее за рамки этики вооб­ще. Однако связь этико-прикладных исследований с теоретическими проблемами общей и нормативной этики позволяет утверждать, что прикладная этика является важной стадией исторического развития самой морали как этическое теоретизирование «особого рода» — «теоретизирование в терминах жизни» (А. Гусейнов).

В конце столетия особую актуальность в философии и этике при­обрели концепции, составляющие направление постмодернизма (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Делез).

– Конец работы –

Используемые теги: этические, искания, второй, половины, XIX0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этические искания второй половины XIX в

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Общественно-политическая мысль в России второй половины XVIII – первой половины XIX в.в.
В результате проделанной работы я получила более глубокое изучение определенного раздела курса, который в ходе занятий рассматривался лишь в… Еще один плюс – повышение теоретической подготовки, что важно при сдаче… Так же в наше время очень актуально знать важные моменты истории. 1. Борьба трех направлений в общественном движении…

Постиндустриальное общество. Советский Союз во второй половине 60-Х - первой половине 80-Х гг.
Новым первым секретарм был избран Леонид Брежнев. Эпоха управленческих реформ, кадровых перетрясок, державших в напряжении вс чиновничество страны,… Главным девизом застойных лет стала спокойная жизнь своего рода синица в руках… Разоблачение культа личности было сврнуто и постепенно сменилось признанием больших заслуг Сталина.

Новое предпринимательство во второй половине XIX
Автор высказывал свое неверие в возможность мирного освобождения крестьян, т.е. сверху, волей просвещенного монарха . Павел I в 1797 г. монаршим… В последующие годы таким ремонтом займутся еще два монарха Александр I и… Других путей решения крестьянского вопроса у Александра II не было. И он был вынужден избрать второй путь, ибо уже…

Скульптура второй половины XIX века
В скульптурных изображениях, опоясывающих сооружение, были запечатлены основные вехи в истории России. Здесь мы видим великих князей, царей,… Ее осеняет крестом крылатый ангел. Позднее по проекту Микешина был сооружен… Самым значительным его произведением стал памятник А. С. Пушкину. На его открытие в 1880 г. собрались многие…

Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века
Формируется педагогическая журналистика, создаются научные педагогические общества, педагогические журналы Журнал для воспитания 1857 г. Учитель… Однако они не устроили студентов и преподавателей. Студенты настаивали на… Были сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов. Ученым советам подготовлено три…

Русская культура второй половины XIX века.
Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность. Значительную роль играли журналы Современник , Отечественная записка , Русское слово и… Развивается химия Менделеев, Зинин, Бутлеров , физика Яблочков, Столетов,… Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи Украинская ночь , Ночь на Днепре , Шишкина Рожь , Утро в сосновом…

Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX веков
При всех женских монастырях открывались церковно-приходские школы на средства самих монастырей [Смолич И.К. Русское монашества (988-1917).… Первые женские монастыри в регионе появляются в конце 40-х гг. XIX в. к 1917… Организатором этого небольшого общества была Марфа Фетисьева, которая, встретившись с епископом Кавказским в доме у…

Российские судебные ораторы второй половины XIX начала XX века
Александров Петр Акимович 1838-1893 По окончании юридического факультета Петербургского университета он с 1860 года в течении 15 лет занимал… В 1876 году Александров после служебного конфликта, вызванного неодобрением… В качестве защитников принимали участие лучшие силы Петербургской адвокатуры. Выступая в этом процессе, Александров,…

Русская культура второй половины XIX века.
Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность. Значительную роль играли журналы Современник , Отечественная записка , Русское слово и… Развивается химия Менделеев, Зинин, Бутлеров , физика Яблочков, Столетов,… Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи Украинская ночь , Ночь на Днепре , Шишкина Рожь , Утро в сосновом…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Философия права в России во второй половине XIX - начала XX века В Россию переместился центр мирового революционного движения. Рядом с общим подъемом искусства, литературы, науки активизировалась буржуазная теория… В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной полит. мысли России второй… Это служило питательной почвой политического движения и политической теории буржуазии-либерализма. Либерализм в России…
  • Буржуазные реформы второй половины XIX века Экономический провал крепостнической России с особой наглядностью проявился в конце царствования Николая I, во время Крымской войны 1853-1856 гг.… Отсутствие железных дорог не позволяло снабжать армию продовольствием и… К решительным переменам подталкивали правительство крестьянские волнения конца 1850-х годов, а также необычные акции,…
  • Редактирование книг во второй половине XIX века Это значение как нельзя лучше отражает суть редактирования, которое всегда направлено на то, чтобы сделать отдельный текст или целое издание… Говоря о редактировании, имеют в виду самые разные комплексы работ.Прежде… Редактирование используется и в системах управления, маркетинга и менеджмента при подготовке управляющей,…
  • Начальное народное образование во второй половине XIX - начале XX века (сравнительный анализ церковно-приходской и земской школы) В результате современная система образования породила ряд противоречий. С одной стороны все согласны с тем, что существует необходимость… Правительственная Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы начинается со слов…
  • Развитие транспорта в России во второй половине XIX в В этом смысле история развития транспорта является хорошим примером для изучения механизмов эффективного частно-государственного сотрудничества,… В частности, институт концессий, создание отдельных министерств и ведомств,… Эта книга помогла мне выстроить временную структуру, по которой можно разделить этап развития транспорта в России 2.…