рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Определения

Определения - раздел Социология, Элементарные понятия социологии Трудно Представить Себе Термин Более Многозначный И Более Распространенный, Ч...

Трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура». Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в философии, где ему придается весьма различное содержание и разный смысл[41]. Прежде всего необходимо различать описательное и оценочное употребление этого слова. А именно, когда о ком-нибудь говорят, что он культурный человек или человек, который ведет себя культурно, то такого рода утверждения являются положительными оценками, так же как назвать кого-либо некультурным человеком — значит оценить его отрицательно. Такое оценочное употребле-

[38]

ние термина культура» и производных от него прилагательных встречается прежде всего в обиходном языке, но иногда и в философии. Однако в науке не пользуются этим оценочным значением, а придают термину «культура» лишь описательный смысл, то есть употребляют его для обозначения определенных классов предметов, явлений и процессов, которые стремятся описать и объяснить.

Слово «культура» произошло от латинского cultura (agri) и первоначально означало возделывание земли. В этом значении оно используется в биологических и сельскохозяйственных науках, когда говорят о «культурах» бактерий или «культурах» определенных растений, имея в виду определенные способы их выращивания. В другом значении слово «культура» означает улучшение и облагораживание человеческих обычаев и способов поведения. Это употребление перенесено из земледелия, но относится оно не к растениям, а к обычаям. Это значение встречается в прежней философии, а в настоящее время иногда и в обиходном языке.

В третьем значении, которое было развито в философии и достаточно широко принято, под культурой понимается «все то, что не растет само по себе от природы, а появляется благодаря труду человека, то, что создано. целенаправленным размышлением и деятельностью людей». Это наиболее широкое понимание данного термина, охватывающее все материальные и нематериальные ценности, созданные человеком. В этом смысле к культуре принадлежит каждый, даже простейший предмет, созданный человеком, простейшее орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, зародившаяся в уме человека. Это разделение на «природу» и «культуру» легло в ос­нову разделения наук на естественные и гуманитарные[42].

Но иногда термин «культура» употребляется в гораздо более узком значении. Не все создания человека образуют его культуры, а только «высшие», то есть наука, искусство, литература, религия, политические и социальные идеи, облагороженные обычаи — словом, высшие создания его духа, предполагающие совершенствование

[39]

разума, стремление к высшим целям, а не просто удовлетворение биологических потребностей. Иногда это значение еще более суживается: если мы употребляем и принимаем название «Дворец культуры и науки», то, значит, соглашаемся, что наука не включается в культуру, а если мы принимаем название «Министерство культуры и искусства», то соглашаемся с исключением искусства из области культуры. Но что же остается в объеме понятия «культура»?

В популярной научной литературе, как и в обиходном языке, часто встречается деление на «материальную культуру» и «духовную культуру». Материальная культура, называемая иногда цивилизацией, это совокупность предметов, удовлетворяющих «материальные» потребности: орудий труда, предметов повседневного обихода, жилищ, одежды, средств коммуникации и транспорта и т. д. Духовная культура — это все созданное стремлением к идеалам красоты, добра, правды, справедливости, это совокупность идей, обычаев, учреждений, институтов и предметов, символов и т. д., в которых эти идеи были воплощены или закреплены[43]. Против этого разделения можно выдвинуть довод, что каждый материальный предмет, используемый для любой цели, прежде чем он был создан, воплощен в материю и стал произведением, должен был оформиться в воображении, сначала стать «идеей» в мозгу человека, который его создал; что любая идея, даже наиболее абстрактная и возвышенная, прежде чем она станет доступной сознанию других людей, должна быть воплощена в какой-либо материал (письменность, изображение, скульптуру), должна «объективироваться» и «материализоваться». Отсюда следует, что деление на материальную и духовную культуру может применяться только в определенных границах, и хотя им можно иногда пользоваться в классификационных или дидактических целях, однако в принципе мир произведений человека — это всегда мир, в котором мысль или творческое воображение сливаются с материалом, в ко­тором они воплощены, это мир нераздельный, то есть такой, в котором нет непроходимой грани между самыми

[40]

абстрактными идеями и предметами повседневного обихода. Можно показать, каким образом абстрактнейшие научные идеи «проникают» в материальные продукты, как они формируют предметы повседневного обихода, как изменяют наши орудия труда, жилища, машины, одежду и т. д.

Но это выделение мира духовной культуры как обособленного бытия стало основой для конструирования различных идеалистических философских теорий, стара­ющихся определить сущность этого духовного мира, который является могучим фактором, формирующим образ мышления и деятельности людей. Возникает вопрос, на чем основана идентичность произведений духовной культуры, которые существуют на протяжении веков и поколений, изменяя свою материальную основу (например, философские и социальные идеи, излагаемые каждый раз в других книгах и на других языках) или совсем не изменяясь (например, живопись и скульптура). Из крайне идеалистического ответа на этот вопрос следует, что суть духовной культуры составляет совокупность идеальных объективных сущностей, существующих независимо от всяких исторических условий, то есть от изменяющихся во времени экономических и социальных условий, сущностей, которые люди открывают и передают без изменений из поколения в поколение. Далее, суть культуры составляет объективный мир идей, существующий независимо от человека, мир идей, который человек может открыть, но который развивается по имманентным законам своей собственной природы[44]. Это только одна из многочисленных философских теорий культуры, которые нас здесь, однако, детальнее не интересуют.

От этих философских теорий культуры необходимо отличать теории, принятые и созданные в таких социальных науках, как этнология и социология. Социальные науки понимают культуру прежде всего реалистически, то есть как совокупность продуктов человеческой деятельности, причем продукты эти могут быть материаль-

[41]

ными, а могут быть и идеями, отвечающими определенным условиям. Не все продукты человеческой деятельности входят в культуру. Многие из них быстро исчезают, не закрепляются, не будучи восприняты более широкими группами[45]. Чтобы какой-либо продукт человеческой деятельности вошел в культуру, он должен сначала объективироваться, то есть должен быть закреплен материально. Например, стихи или музыкальное произведение, созданные автором, не записанные, не закрепленные материально, не переданные другими, недоступны познанию и опыту других лиц, погибают и исчезают. Лишь тогда, когда поэма или песня записаны или переданы устно, когда они закреплены в письме или в памяти чте­цов, певцов, когда они воспроизведены и пережиты группами людей, когда они вошли в их сознание и стали частью их образа мышления, лишь тогда можно говорить, что данное произведение стало элементом культуры, определяющим поведение и стремления людей, силой, формирующей общественную жизнь.

Для наших дальнейших рассуждений о культуре примем следующее определение: культура — это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям[46]. В этом определении мы подчеркиваем, что в культуру включаются и материальные продукты, и системы ценностей (это понятие мы объясним ниже), и образцы поведения, и системы деятельности. Это, следовательно, очень широкая область, достаточно далекая от рассмотренных выше определений, сужавших объем этого понятия. Далее мы подчеркиваем, что с изложенной здесь точки зрения в культуре важно то, что принято или имеет шансы быть принятым группой, что может быть передано другим индивидам или группам.

[42]

Это определение не является единственным или един­ственно приемлемым для социологов. В социологии и этнологии встречается много других определений. Кребер и Клакхон в работе «Понятие культуры. Критическое обозрение дефиниций»[47] проанализировали несколько сот определений, сформулированных в литературе в течение последних столетий, а затем сформулировали собственное определение: «Культура основана на схематизированных и эталонных (patterned) способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп, включая и их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные и переданные) идеи и прежде всего связанные с этими идеями ценности». В этом определении акцент сделан на идеях и связанных с ними ценностях, которые определяют принятые в данной группе образцы мышления, деятельности и реакции на внешние стимулы, а также на материальных или символических произведениях, которые эти образцы закрепляют и объективируют. Упрощая, мы могли бы сказать: существуют определенные идеи, передаваемые из поколения в поколение, с этими идеями связаны системы ценностей; они в свою очередь определяют поведение и деятельность индивидов и групп, их способы мышления и восприятия. Весь этот комплекс называется культурой.

Это определение приближается к различным определениям, принятым в американской этнологии (культурной антропологии), находящимся под влиянием бихевиоризма и созданных под его воздействием способов мышления. Эти определения иногда обозначают культуру как «заученное поведение», «комплекс образцов поведения, принятых в какой-либо социальной группе»; другие определения обозначают культуру как «социальное наследие в целом, передаваемое из поколения в поколение»; третьи — как «совокупность образцов, определяющих Жизнь» (design for living)[48].

[43]

Принятое нами определение культуры идет не этим путем. Мы считаем, что культура — это совокупность произведений, созданных человеком в процессе труда в ходе добывания средств удовлетворения потребностей, что она совокупное создание общества, что она связана с условиями, в которых люди производят средства удовлетворения потребностей, и вытекает из этих условий[49]. От потребностей биологических путь ведет через экономические факторы к дифференциации потребностей и методов труда, к развитию разума, к созданию потребностей интеллектуальных, философских, религиозных, моральных, а затем и к поискам способов удовлетворения этих потребностей; именно этот путь ведет к возникновению и развитию культуры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Элементарные понятия социологии

Jan Szczepanski... ELEMENTARNE... POJECIA...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Определения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МОСКВА 1969
[3] Перевод с польского М. М. Гуренко     Я. Щепаньский ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ Редактор О. Попов Художник

От издательства
Предлагаемая вниманию читателя книга «Элементарные по­нятия социологии» написана Яном Щепаньским — известным общественным деятелем, видным польским ученым, президентом Международной социологической

Предмет и сфера социологических исследований
Вообще говоря, предмет социологических исследований составляют явления и процессы возникновения различных форм совместной жизни людей, структуры разных форм человеческих общностей, происходящие в

Социология и другие общественные науки
  Уже это беглое перечисление разделов социологии показывает, что она должна поддерживать тесные контакты и сотрудничать с другими общественными науками. Следовательно, для социолога

Философские и методологические предпосылки социологии
Социология, как и всякая наука, опирается на некоторый комплекс основных предпосылок, касающихся исследуемой ею реальности. Это прежде всего предпосылки онтологические, то есть говорящие о том, как

Задачи настоящей работы
Настоящая работа не является систематическим справочником по социологии и не представляет результатов исследований и состояния знаний в отдельных областях конкретной или общей социологии. Она служи

Библиографический указатель
ЗАМЕЧАНИЕ. Кроме работ, указанных в примечаниях, дающих более широкое представление или дополняющих сведения о рассматриваемых проблемах (в основном работы на польском языке), библиографические ука

II. ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Изучение человеческих обществ и происходящих в них явлений и процессов начинается с изучения основных условий, в которых они возникают и которые определяют их «жизнь». Мы различаем природные, эконо

Понятие общественной жизни
Мы будем употреблять понятие «общественная жизнь» для обозначения комплекса явлений, возникающих из взаимодействия индивидов и общностей, находящихся в некотором ограниченном пространстве. Объем эт

Сообщества животных
  Исследования сообществ животных еще более интересны для социологии, так как у животных можно заметить устойчивые связи, основанные на связи побуждений, [20] имеюще

Биологические основы общественной жизни людей
  К биологическим основам общественной жизни мы относим, особенности человеческого организма, происходящих в нем физиологических процессов, механизм наследования свойств, импульсы, ск

Географические условия общественной жизни
  Другой комплекс факторов, составляющих природные основы общественной жизни, — это географические, или, шире, геофизические, условия. Человек — зоологический вид. Он живет н

Демографические основы общественной жизни
Говоря о биологических основах общественной жизни, мы имели в виду биологические процессы, происходящие в организме индивидов и определяющие их психические, а в результате также и социальные процес

Библиографический указатель
«Исторический материализм», Под общей ред. чл.-корр. АН СССР Константинова Ф. В.. 2-е изд., М., 1954, глава II. Robert Вiегstedt, The Social Order, New York, 1957, ch. II. «The Na

ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Как биологический организм человек есть часть природы. Но эта принадлежность к миру природы не является условием, полностью определяющим его деятельность и его общественную жизнь. Ибо человек надел

Библиографический указатель
  Oskar Lange, Ekonomia polityczna, t. I, Warszawa, 1961. Z. Madej, 0 funkcjonowaniu gospodarki socjalistycznej, Warszawa, 1963. Andrzej Malewski, Empiryczny sens te

Внутренняя структура культуры
Культура всегда локализована в пространстве и в обществе. Она не существует вне человеческих общностей. Однако необходимо ввести несколько различений. А именно, следует отличать личную культуру инд

Библиографический указатель
  J. Chalasinski, Kultura amerykariska, Warszawa, 1962. О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, Изд. 2-е, М., 1957 V. G. Сhilde, Postep a archeologia, Warsza

V. Социологическая концепция человека и личности
Основания, в силу которых социология должна заниматься проблемами человеческой личности, весьма просты; общественная жизнь — совокупность явлений и процессов, происходящих между людьми, поэтому осо

Различные теории человека
На простой с виду вопрос, что такое человек, отвечали теология, философия, антропология, как физическая, так и культурная и философская, психология и социология. Теологические взгляды, выступающие

Понятие человеческой природы
  Понятие человеческой природы сформулировано философами и психологами самых ранних времен, которые считали, что каждый человек обладает одинаковой в принципе психической или же психо

Проблема инстинктов
  Эта проблема волновала общественные науки на протяжении многих лет. Примерно в 1860—1925 годах велись дискуссии по вопросу о роли инстинктов в поведении человека. Эти дискуссии были

Социальная личность и ее составные элементы
  Ныне мы отдаем себе отчет в сложности проблемы. С одной стороны, прогресс исследований биологических и физиологических механизмов поведения человека, затем экспериментальные психоло

Интеграция элементов личности
Биогенные, психогенные и социогенные элементы личности, которые представлены выше отдельно, как бы в препарированном виде, взаимно приспособлены друг к другу, сопряжены и составляют интегральное ед

Библиографический указатель
  Н. Н. Gerth and С. W. Mills, Charakter and Social Structure, New York, 1953. N. Gross, W. S. Mason and A. W. MсEасhern, Explorations in Role Analysis, New York, 1958.

VI. Социальная связь
  В ходе предшествующего изложения мы затрагивали проблемы природных, экономических и культурных основ общественной жизни. Мы изложили также процесс формирования личности человека в э

Пространственный контакт
Всякие отношения между людьми должны начинаться с каких-либо соприкосновений в пространстве, со взаимного наблюдения и с установления факта обладания [79] одним из индивидо

Психический контакт
  Наблюдения определенных черт может побудить заинтересоваться ими. Заинтересованность эта рождается па основе уже существующих потребностей наблюдающего. Не предрешая в данный момент

Социальный контакт
  Психический контакт может превратиться в контакт социальный, если А и Б встречаются и начинают взаимодействовать друг с другом, чтобы достигнуть обмена ценностями независимо от того

Взаимодействия
Взаимодействия развиваются на основе социальных контактов. Социальный контакт уже предполагает определенный объем действий, но действия эти относятся к предмету или другой ценности, которая являетс

Социальные действия
Здесь мы должны остановиться более подробнонахарактеристике самих социальных действий. Следуя общей теории, сформулированной Ф. Знанецким[91], мы рассматриваем социальные действия или поступки как

Социальные отношения
  Взаимодействия приводят к образованию устойчивых социальных отношений. Следует начать с определения того, что мы будем понимать под этим столь многозначным термином. Под влиянием уп

Социальные зависимости
  Прежде чем перейти к дальнейшему рассмотрению проблемы отношений, необходимо остановиться на выяснении проблемы социальных зависимостей. Не вдаваясь в общее определение зависимости,

Социальные институты
  Мы сказали, что социальные отношения—основной элемент социальной связи, поддерживающей устойчивость и внутреннюю сплоченность групп. Отношение продолжается так долго, как долго его

Социальный контроль
Рассматривая институты, мы говорили, что они являются составным элементом системы социального контроля. Что такое контроль и каково его отношение к социальной связи? Начнем с «наивных» вопросов. Ка

Социальная организация
В этой главе мы остановились на Тим, как возникает и как поддерживается социальная связь, сплачивающая общности. Говоря метафорически, связь эта — как бы система веревок и нитей, оплетающих членов

Социальная связь
  Мы закончили, таким образом, разбор комплекса факторов, сил и явлений, образующих социальную связь. В начале этой главы мы определили связь как совокупность отношений и зависимостей

Библиографический указатель
  Е. Т. Нiller, Social Relations and Struktures, New York, 1947. R. T. LaPierre, A Theory of Social Control, New York, 1954. F. Znanieсki, Social Organization and In

Определения
Социальная связь соединяет индивидов в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Остановимся на том, какие формы таких устойчивых объединений мы м

Общая характеристика общности
После этих вступительных замечаний и после введения основных терминов перейдем к более подробной характеристике отдельных типов общности. [121] Пара или, двойка. Это форма

Структура группы
Все эти составные элементы группы расположены определенным образом, обеспечивающим функциониро­вание группы. Систему составных элементов группы и принцип их взаимного упорядочения мы называем струк

Виды групп
В социологической литературе можно встретить мно­го различных классификаций групп. Американский со­циолог Юбэнк (Е. Е. Eubank), который собрал и проанализировал способы классификации групп, встре­ч

Целевые группы
Семья — это особый тип социальной жизни, удовлет­воряющий чисто личные потребности, которые, однако, исключительно важны для устойчивости группы, поэто­му их удовлетворение вызывает интерес и наход

Бюрократия
Рассматривая целевые группы, мы должны также рассмотреть явление, которое возниклов них и приобре­ло большое значение в современных обществах, а имен­но бюрократию. В социологическом значении этого

Территориальные общности
Территориальными общностями мы называем те общ­ности, члены которых связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отно­шений, вытекающих из факта проживания на общей

Общности, выделяемые на основе особей культуры
Эти общности иногда также называют этническими[155]. Мы относим к ним племена, народности, нации. Эволю­ционисты создали теорию развития этнических общностей, согласно которой началом их была семья

Общности, основанные на сходстве поведения
  Таким сложным названием мы определяем ряд отно­сительно свободных социальных образований, могущих, однако, иногда развивать удивительную способность к де­ятельности, не обладающих и

Глобальное общество
В ходе предшествующего изложения мы очень часто употребляли термины «общество» или «глобальное об­щество», не определяя их точнее. Кроме того, термин «общество» употребляется в обиходном языке и на

Онтологические проблемы социальной реальности
В ходе рассмотрения общностей, групп у нас неодно­кратно возникал вопрос: что именно представляет из се­бя социальная группа? Является ли она суммой состав­ляющих ее индивидов или же благодаря факт

Библиографический указатель
Wilson Lоgan, The Sociography of Groups, в: Twentieth Centu­ry Sociology, 1945, p. 139-171. F. Znanieсki, Social Groups in the Moderns World, в: M. Вergeri in. eds., Freedom and Control in Modern S

VIII. Социальные процессы
Вкратце припомним содержание предыдущего изло­жения: на природных и экономических основах, а также в рамках определенной культуры формируются челове­ческие личности; удовлетворяя свои потребности,

Понятие социального процесса
Процессами мы будем называть относительно одно­родные серии явлений, связанных взаимными причинны­ми или структурно-функциональными зависимостями. На­пример, рост организма — это процесс, так как п

Социальная мобильность
Следующей категорией жизненных процессов, про­исходящих в общностях, являются процессы мобильно­сти. Выделим горизонтальную и вертикальную мобиль­ность. К горизонтальной мобильности м

Библиографический указатель.
M.H. Neumeyer, Social Problems and the Changing Society, New York, 1953 R. E. L. Faris, Social Disorganization, 1955 D.R. Taft and R. Robbins, International Migrations, New York,

Технические и научные изобретения
Технические изобретения обычно возникают благодаря новым способам комбинации уже существующих элемен­тов техники и их постепенной модификации. Поэтому технические изобретения имеют кумулятивный хар

Взаимопроникновение культур
Неравномерное развитие отдельных обществ — истори­ческий факт, и мы не будем здесь заниматься его объяс­нением. Из него вытекает важный процесс, названный диффузией культур, заключающийся в обмене

Социальные движения
Социальные движения обычно возникают на основе экономических и культурных изменений, на основе пре­образований в материальном базисе общества либо новых идей, привнесенных из других обществ. Следов

Право как фактор социального развития
Все реформаторские и революционные движения стре­мятся к тому, чтобы проведенные в жизнь изменения закрепить в форме законов. С социологической точки зре­ния право — это совокупность формализованны

Социальный прогресс
Вокруг проблемы прогресса велось также много дис­куссий и полемик[197]. Некоторые теории социального про­гресса исходят из того, что развитие является также про- [224] грессом, то

Библиографический указатель
Н. G. Вamet t, Innovation: The Basis of Cultural Change, New York, 1953. S. C. Gi1fi11an, The Sociology of Invention, Chicago, 1935. M. Ginsberg, The Idea of Progress, Boston, 195

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Автор этой книги — крупный польский ученый и об­щественный деятель, директор Института философии и социологии ПНР, президент Международной социологи­ческой ассоциации. Вышедшая еще в 1965

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги