Общности, выделяемые на основе особей культуры - раздел Социология, Элементарные понятия социологии Эти Общности Иногда Также Называют Этническими[155]. Мы Относим К Ним Племена...
Эти общности иногда также называют этническими[155]. Мы относим к ним племена, народности, нации. Эволюционисты создали теорию развития этнических общностей, согласно которой началом их была семья; более обширным союзом был род, насчитывающий несколько или много семей; роды объединялись в тотемические кланы, связанные уже не кровным родством, а верой в происхождение от общего предка; несколько кланов, объединившись, составляли племя. Племена в ходе дальнейшего культурного развития образовывали народности, а те на высших стадиях развития 'превращались в нации. Эта теория подверглась многим обсуждениям и преобразованиям. Нас здесь интересуют лишь определенные типы общностей, поэтому мы не будем вдаваться в проблемы их развития и генетических связей.
Кланы — это группы, выступающие в разных формах во многих обществах. В Европе лучше всего известны шотландские кланы, представлявшие собою родовые союзы, политически институционализированные и игравшие политическую роль вплоть до середины XVIII века. Привлечение внимания к кланам было заслугой Л. Г. Моргана, который описал кланы в римском обществе, подчеркнул и документально обосновал их существование также в других обществах, обстоятельно исследовал кланы индейских племен Северной Америки. С некоторым упрощением мы можем выделить кланы как родовые союзы, являющиеся зачатком политических институтов, я кланы тотемические, имеющие характер семейных союзов на религиозной почве. Тотемизм — это религия, основанная на культе животных или растений, считающихся первыми предками клана, на вере в кровное родство между членами клана и данным животным или растени-
[176]
ем[156]. Члена клана признают себя кровными родственниками. С кланами также связаны явления экзо- или эндогамии, то есть запреты заключения браков внутри или вне клана. Кланы — это группы, характерные для первобытных обществ, но в некоторых формах они могут играть важную роль и в современных обществах, как, например, в Японии или в Китае.
Племя — это более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Уже тотемический клан можно назвать общностью, выделенной на основе культурных особенностей, ибо в основе его выделения лежат религиозные верования. Племена обосабливаются прежде всего на основе обладания собственным языком пли диалектом, собственными обычаями, характерными именами, выражающими их чувство обособленности[157]. Племя имеет уже определенный контур внутренней формальной организации, вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всего племени вопросы, организующие некоторые совместные действия, например охоту, военные походы, религиозные обряды и т. п. Племена также больше или меньше связаны с определенной территорией; даже если они ведут кочевую жизнь, то область их кочевок ограничена территорией, которую они защищают от вторжения других кочевников. Некоторые племена, состоящие из родов и кланов или других видов, известную часть года живут разобщенно, но один раз в год или чаще собираются для общих церемоний (например, танец солнца у индейцев прерий или большая совместная охота на бизонов). Очень трудно установить численность первобытных племен[158], однако некоторые известные племена могли состоять из нескольких десятков тысяч членов. В племенах также формируются уже контуры хозяйст-
[177]
венного уклада, особенно с переходом к пастушеству иземледелию.
Народ. Термин «народ» многозначен. В обиходном языке народом называются обычно жители деревни (отсюда, например, народная партия—«Stronnictwo Ludowe», объединяющая крестьян). На языке политических доктрин народом называют также трудящиеся слои и классы города и деревни (отсюда—народная демократия, обозначающая такой строй, в котором власть принадлежит трудящимся).На языке социальных наук, и прежде всего этнографии, под народом подразумеваются те общности, которые на лестнице общественного развития занимают место между племенем и нацией. Они уже устойчивым образом связаны с определенной территорией, имеют собственный язык и отчетливо сформировавшуюся и развившуюся культуру, политический строй и сложившуюся систему власти. Однако главным образом народы различаются на основе их культур. Для обозначения этих культур Уильям Томе создал в 1846 году термин «фольклор», охватывающий мифы, легенды, пословицы, песни, танцы, магические формулы, суеверия, обычаи и т. д.,— народные, то есть характерные для отдельных народов[159]. Но народ отличается не только фольклором, он имеет также собственную характерную материальную культуру — орудия труда, жилища, одежду,— а на ее основе построены формы общественных отношений. Исследованием этих элементов материальной культуры, их связей с фольклором и формами социальной жизни занимается этнография[160]. Как видно из вышеизложенного, термин «народ» относится к очень различным типам общностей, и в учебниках социологии чаще говорится о различных более четко очерченных группах, находящихся в их рамках.
Нация. В научной и политической литературе термин «нация» употребляется в двух основных значениях:
1) в литературе стран Западной Европы, особенно англо-
[178]
сакской, преобладает взгляд, что нация — это совокупность граждан государства, а следовательно — это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с общим языком и культурой, но объединенный основной связью государственной организации; 2) в литературе стран Центральной и Восточной Европы преобладает взгляд, что нация — это общность, сформированная общей культурой, уже превзошедшей уровень народной культуры (фольклора), создавшая собственную литературу, искусство символическую культуру) и, кроме того, объединенная традицией истории и общего происхождения. Чаще всего в качестве основы выделения нации принимается язык, проживание на общей территории, экономический уклад (народное хозяйство), национальный характер (психический склад), собственная культура. Некоторые авторы добавляют еще общие политические институты, а иногда и религию. «Нация — это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры»[161].
Указывается, однако, что нации могут существовать даже тогда, когда они лишены собственной государственной организации, как, например, Польша в период разделов. Но следует подчеркнуть, что политические функции выполняли тогда институты государств-завоевателей, а поляки сохраняли некоторые суррогаты собственных политических институтов или их замену в виде объединений и добровольных организаций, выполнявших существенные политические задачи. Указывается также, что существуют многонациональные государства, образующие, однако, характерный национальный тип, например Соединенные Штаты, в которых нация идентифицируется с государством, и термин «nation» относится здесь как к государству, так и к совокупности его граждан. Выражение «советский народ» также относится ко всем гражданам СССР независимо от того, русские они, украинцы, латыши или литовцы.
[179]
Термин «национальность» употребляется такжев двухзначениях: 1) как обозначение принадлежности к нации (рубрика в паспорте обозначает, собственно, принадлежность к нации); 2) как обозначение определенного этапа в развитии народа, который поднялся уже над положением, характерным для народов, но еще не достиг ступени вполне сформировавшейся нации. Национальность в этом втором значении — это общность людей, которые создали уже собственную, особую культуру, но не имеют еще за собой традиций независимого политического бытия. Во всяком случае, способность к образованию собственного государства, его укреплению и развитию, так же как и способность внести вклад в общечеловеческую культуру, признана основным признаком обособления нации, пли же создания основ для ее обособления. Процесс превращения племен в современные нации мы наблюдаем в настоящее время в Африке, после завоевания политической независимости колониями, которые на основе прежних племенных связей и традиций создают в рамках государства новые нации[162].
Значение нации основано на том, что: а) нации—это очень устойчивая форма общности, нередко существующая тысячелетия; б) они создают устойчивое культурное наследие; в) формируют сильное чувство идентификации индивидов с общностями; принадлежность к нации, которая дает индивиду язык, связь с родной землей, место в истории и место в цепи поколений,— это основа самоопределения индивидов; г) создают очень сильное чувство солидарности между членами общности и антагонизм по отношению к чужим. Эти черты приводят к тому, что нации становятся источником сильных общественных движений и крайних идеологий. Среди них особого внимания социологов заслуживает национализм.
Под национализмом мы понимаем: а) определенный комплекс установок, б) систему политических идей, в) общественное движение. Национализм может выступать в различных формах, начиная от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя собственной
[180]
нации в целом, до крайней, экстремистской формы, тесно связанной с милитаризмом и империализмом. Основные идеи национализма — это признание индивидуальности и особенности собственной нации в качестве наивысшей ценности, преувеличенное подчеркивание ценности собственной нации и приписывание ей особой исторической миссии (избранная нация), иррациональность аргументации, обосновывающей превосходство своей нации, и склонность к мистицизму, нетерпимость к другим нациям и стремление к их подчинению себе, эксклюзивизм, или стремление не смешиваться с другими нациями. Часто национализм смыкается с расизмом, считая, что избранная нация в силу расового превосходства предназначена для выполнения особой миссии. Примером национализма, обоснованного расистской доктриной, был гитлеризм. Но национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии[163]. Националистические движения сыграли очень важную роль в XIX и XX веках, они в значительной мере содействовали освобождению колоний.
Все темы данного раздела:
МОСКВА 1969
[3]
Перевод с польского М. М. Гуренко
Я. Щепаньский
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ
Редактор О. Попов Художник
От издательства
Предлагаемая вниманию читателя книга «Элементарные понятия социологии» написана Яном Щепаньским — известным общественным деятелем, видным польским ученым, президентом Международной социологической
Предмет и сфера социологических исследований
Вообще говоря, предмет социологических исследований составляют явления и процессы возникновения различных форм совместной жизни людей, структуры разных форм человеческих общностей, происходящие в
Социология и другие общественные науки
Уже это беглое перечисление разделов социологии показывает, что она должна поддерживать тесные контакты и сотрудничать с другими общественными науками. Следовательно, для социолога
Философские и методологические предпосылки социологии
Социология, как и всякая наука, опирается на некоторый комплекс основных предпосылок, касающихся исследуемой ею реальности. Это прежде всего предпосылки онтологические, то есть говорящие о том, как
Задачи настоящей работы
Настоящая работа не является систематическим справочником по социологии и не представляет результатов исследований и состояния знаний в отдельных областях конкретной или общей социологии. Она служи
Библиографический указатель
ЗАМЕЧАНИЕ. Кроме работ, указанных в примечаниях, дающих более широкое представление или дополняющих сведения о рассматриваемых проблемах (в основном работы на польском языке), библиографические ука
II. ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Изучение человеческих обществ и происходящих в них явлений и процессов начинается с изучения основных условий, в которых они возникают и которые определяют их «жизнь». Мы различаем природные, эконо
Понятие общественной жизни
Мы будем употреблять понятие «общественная жизнь» для обозначения комплекса явлений, возникающих из взаимодействия индивидов и общностей, находящихся в некотором ограниченном пространстве. Объем эт
Сообщества животных
Исследования сообществ животных еще более интересны для социологии, так как у животных можно заметить устойчивые связи, основанные на связи побуждений,
[20]
имеюще
Биологические основы общественной жизни людей
К биологическим основам общественной жизни мы относим, особенности человеческого организма, происходящих в нем физиологических процессов, механизм наследования свойств, импульсы, ск
Географические условия общественной жизни
Другой комплекс факторов, составляющих природные основы общественной жизни, — это географические, или, шире, геофизические, условия.
Человек — зоологический вид. Он живет н
Демографические основы общественной жизни
Говоря о биологических основах общественной жизни, мы имели в виду биологические процессы, происходящие в организме индивидов и определяющие их психические, а в результате также и социальные процес
Библиографический указатель
«Исторический материализм», Под общей ред. чл.-корр. АН СССР
Константинова Ф. В.. 2-е изд., М., 1954, глава II. Robert Вiегstedt, The Social Order, New York, 1957, ch. II.
«The Na
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Как биологический организм человек есть часть природы. Но эта принадлежность к миру природы не является условием, полностью определяющим его деятельность и его общественную жизнь. Ибо человек надел
Библиографический указатель
Oskar Lange, Ekonomia polityczna, t. I, Warszawa, 1961.
Z. Madej, 0 funkcjonowaniu gospodarki socjalistycznej, Warszawa, 1963.
Andrzej Malewski, Empiryczny sens te
Определения
Трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура». Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в философи
Внутренняя структура культуры
Культура всегда локализована в пространстве и в обществе. Она не существует вне человеческих общностей. Однако необходимо ввести несколько различений. А именно, следует отличать личную культуру инд
Библиографический указатель
J. Chalasinski, Kultura amerykariska, Warszawa, 1962.
О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, Изд. 2-е, М., 1957
V. G. Сhilde, Postep a archeologia, Warsza
V. Социологическая концепция человека и личности
Основания, в силу которых социология должна заниматься проблемами человеческой личности, весьма просты; общественная жизнь — совокупность явлений и процессов, происходящих между людьми, поэтому осо
Различные теории человека
На простой с виду вопрос, что такое человек, отвечали теология, философия, антропология, как физическая, так и культурная и философская, психология и социология. Теологические взгляды, выступающие
Понятие человеческой природы
Понятие человеческой природы сформулировано философами и психологами самых ранних времен, которые считали, что каждый человек обладает одинаковой в принципе психической или же психо
Проблема инстинктов
Эта проблема волновала общественные науки на протяжении многих лет. Примерно в 1860—1925 годах велись дискуссии по вопросу о роли инстинктов в поведении человека. Эти дискуссии были
Социальная личность и ее составные элементы
Ныне мы отдаем себе отчет в сложности проблемы. С одной стороны, прогресс исследований биологических и физиологических механизмов поведения человека, затем экспериментальные психоло
Интеграция элементов личности
Биогенные, психогенные и социогенные элементы личности, которые представлены выше отдельно, как бы в препарированном виде, взаимно приспособлены друг к другу, сопряжены и составляют интегральное ед
Библиографический указатель
Н. Н. Gerth and С. W. Mills, Charakter and Social Structure, New York, 1953.
N. Gross, W. S. Mason and A. W. MсEасhern, Explorations in Role Analysis, New York, 1958.
VI. Социальная связь
В ходе предшествующего изложения мы затрагивали проблемы природных, экономических и культурных основ общественной жизни. Мы изложили также процесс формирования личности человека в э
Пространственный контакт
Всякие отношения между людьми должны начинаться с каких-либо соприкосновений в пространстве, со взаимного наблюдения и с установления факта обладания
[79]
одним из индивидо
Психический контакт
Наблюдения определенных черт может побудить заинтересоваться ими. Заинтересованность эта рождается па основе уже существующих потребностей наблюдающего. Не предрешая в данный момент
Социальный контакт
Психический контакт может превратиться в контакт социальный, если А и Б встречаются и начинают взаимодействовать друг с другом, чтобы достигнуть обмена ценностями независимо от того
Взаимодействия
Взаимодействия развиваются на основе социальных контактов. Социальный контакт уже предполагает определенный объем действий, но действия эти относятся к предмету или другой ценности, которая являетс
Социальные действия
Здесь мы должны остановиться более подробнонахарактеристике самих социальных действий. Следуя общей теории, сформулированной Ф. Знанецким[91], мы рассматриваем социальные действия или поступки как
Социальные отношения
Взаимодействия приводят к образованию устойчивых социальных отношений. Следует начать с определения того, что мы будем понимать под этим столь многозначным термином. Под влиянием уп
Социальные зависимости
Прежде чем перейти к дальнейшему рассмотрению проблемы отношений, необходимо остановиться на выяснении проблемы социальных зависимостей. Не вдаваясь в общее определение зависимости,
Социальные институты
Мы сказали, что социальные отношения—основной элемент социальной связи, поддерживающей устойчивость и внутреннюю сплоченность групп. Отношение продолжается так долго, как долго его
Социальный контроль
Рассматривая институты, мы говорили, что они являются составным элементом системы социального контроля. Что такое контроль и каково его отношение к социальной связи? Начнем с «наивных» вопросов. Ка
Социальная организация
В этой главе мы остановились на Тим, как возникает и как поддерживается социальная связь, сплачивающая общности. Говоря метафорически, связь эта — как бы система веревок и нитей, оплетающих членов
Социальная связь
Мы закончили, таким образом, разбор комплекса факторов, сил и явлений, образующих социальную связь. В начале этой главы мы определили связь как совокупность отношений и зависимостей
Библиографический указатель
Е. Т. Нiller, Social Relations and Struktures, New York, 1947.
R. T. LaPierre, A Theory of Social Control, New York, 1954.
F. Znanieсki, Social Organization and In
Определения
Социальная связь соединяет индивидов в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Остановимся на том, какие формы таких устойчивых объединений мы м
Общая характеристика общности
После этих вступительных замечаний и после введения основных терминов перейдем к более подробной характеристике отдельных типов общности.
[121]
Пара или, двойка. Это форма
Структура группы
Все эти составные элементы группы расположены определенным образом, обеспечивающим функционирование группы. Систему составных элементов группы и принцип их взаимного упорядочения мы называем струк
Виды групп
В социологической литературе можно встретить много различных классификаций групп. Американский социолог Юбэнк (Е. Е. Eubank), который собрал и проанализировал способы классификации групп, встреч
Целевые группы
Семья — это особый тип социальной жизни, удовлетворяющий чисто личные потребности, которые, однако, исключительно важны для устойчивости группы, поэтому их удовлетворение вызывает интерес и наход
Бюрократия
Рассматривая целевые группы, мы должны также рассмотреть явление, которое возниклов них и приобрело большое значение в современных обществах, а именно бюрократию. В социологическом значении этого
Территориальные общности
Территориальными общностями мы называем те общности, члены которых связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отношений, вытекающих из факта проживания на общей
Общности, основанные на сходстве поведения
Таким сложным названием мы определяем ряд относительно свободных социальных образований, могущих, однако, иногда развивать удивительную способность к деятельности, не обладающих и
Глобальное общество
В ходе предшествующего изложения мы очень часто употребляли термины «общество» или «глобальное общество», не определяя их точнее. Кроме того, термин «общество» употребляется в обиходном языке и на
Онтологические проблемы социальной реальности
В ходе рассмотрения общностей, групп у нас неоднократно возникал вопрос: что именно представляет из себя социальная группа? Является ли она суммой составляющих ее индивидов или же благодаря факт
Библиографический указатель
Wilson Lоgan, The Sociography of Groups, в: Twentieth Century Sociology, 1945, p. 139-171. F. Znanieсki, Social Groups in the Moderns World, в: M. Вergeri in. eds., Freedom and Control in Modern S
VIII. Социальные процессы
Вкратце припомним содержание предыдущего изложения: на природных и экономических основах, а также в рамках определенной культуры формируются человеческие личности; удовлетворяя свои потребности,
Понятие социального процесса
Процессами мы будем называть относительно однородные серии явлений, связанных взаимными причинными или структурно-функциональными зависимостями. Например, рост организма — это процесс, так как п
Социальная мобильность
Следующей категорией жизненных процессов, происходящих в общностях, являются процессы мобильности. Выделим горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности м
Библиографический указатель.
M.H. Neumeyer, Social Problems and the Changing Society, New York, 1953
R. E. L. Faris, Social Disorganization, 1955
D.R. Taft and R. Robbins, International Migrations, New York,
Технические и научные изобретения
Технические изобретения обычно возникают благодаря новым способам комбинации уже существующих элементов техники и их постепенной модификации. Поэтому технические изобретения имеют кумулятивный хар
Взаимопроникновение культур
Неравномерное развитие отдельных обществ — исторический факт, и мы не будем здесь заниматься его объяснением. Из него вытекает важный процесс, названный диффузией культур, заключающийся в обмене
Социальные движения
Социальные движения обычно возникают на основе экономических и культурных изменений, на основе преобразований в материальном базисе общества либо новых идей, привнесенных из других обществ. Следов
Право как фактор социального развития
Все реформаторские и революционные движения стремятся к тому, чтобы проведенные в жизнь изменения закрепить в форме законов. С социологической точки зрения право — это совокупность формализованны
Социальный прогресс
Вокруг проблемы прогресса велось также много дискуссий и полемик[197]. Некоторые теории социального прогресса исходят из того, что развитие является также про-
[224]
грессом, то
Библиографический указатель
Н. G. Вamet t, Innovation: The Basis of Cultural Change, New York, 1953.
S. C. Gi1fi11an, The Sociology of Invention, Chicago, 1935.
M. Ginsberg, The Idea of Progress, Boston, 195
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Автор этой книги — крупный польский ученый и общественный деятель, директор Института философии и социологии ПНР, президент Международной социологической ассоциации.
Вышедшая еще в 1965
Новости и инфо для студентов