Общности, основанные на сходстве поведения - раздел Социология, Элементарные понятия социологии
Таким Сложным Названием Мы Определяем Ряд Относительно Свобо...
Таким сложным названием мы определяем ряд относительно свободных социальных образований, могущих, однако, иногда развивать удивительную способность к деятельности, не обладающих институционализированной внутренней связью, но отличающихся сходством поведения их членов. Я имею в виду такие скопления, как толпы, выступающие в различных формах, публика кино и театра, радиослушатели и телезрители, читающая публика, затем аудитория различных собраний или лекций и сборища. Некоторые социологи и социальные психологи называют эти формы просто «collective behaviour», или формы коллективного поведения, отказывая им в термине «общность». Немного расширяя определение общности, принятое в начале этой главы, мы назовем их
[181]
также общностями, учитывая их способность к действию и результаты, вызываемые имя в более широких общностях.
Эти формы общественной жизни мы разделим на две основные категории: толпа и публика. Публику, собранную в одном месте, назовем аудиторией, а публику несобранную, установки и стремления которой, однако, поляризованы в одном направлении, назовем поляризованной массой,
Толпа — это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом. Людей в толпе объединяет психическая связь, образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов, вызванных одним и тем же стимулом. Толпа не обладает установленными организационными нормами и никаким комплексом моральных норм. Ее влияние на членов вытекает из природы эмоционально-импульсивной связи. В толпе проявляются примитивные, но сильные импульсы и эмоции, не сдерживаемые никакими этическими или организационными нормами. Существуют разного рода толпы, из которых наиболее известна и наиболее часто описывается толпа, действующая агрессивно, как мы знаем по актам линчевания, по актам террора и разрушений. Мы классифицируем толпу, разделяя ее на четыре рода: агрессивная толпа, убегающая толпа, алчущая толпа и толпа экспрессивная или демонстрирующая. Агрессивная толпа выступает в трех различных видах: толпа линчующая, то есть толпа, охотящаяся на одного человека, толпа терроризирующая — известная по погромам и другим актам террора, направленного против определенной категории лиц или групп; толпа борющаяся, которая выступает во время волнений, забастовок, когда атакованная демонстрация или собрание начинает спонтанно обороняться неорганизованным образом. Убегающая толпа также выступает в двух видах: при панике, охватывающей собрание или неорганизованную публику, например при панике в театре, в котором вспыхнул пожар, или панике во время землетрясения, большое число лиц слепо бросается бежать, руководствуясь лишь страхом и чувством самосохранения; другим видом убегающей толпы является паническое бегство организованного отряда
[182]
солдатили другой формализованной и высокоорганизованной группы, охваченной паническим страхом. Алчущая толпа — это та, которая штурмует магазины, штурмует банки во время кризиса, стремясь вернуть вклады, грабит магазины в периоды голода или смуты. Наконец, экспрессивная толпа — это такая, которая выражает свои взгляды, собирается для того, чтобы криками выразить восторг или протест, одобрить или осудить какие-либо начинания власти, события и т. д.
Во всех этих видах толпы выступает много общих и сходных явлений. Это прежде всего психические явления, обнаруживающиеся более или менее отчетливо. Прежде всего мы встречаемся здесь с явлением деиндивидуализации, то есть частичного исчезновения индивидуальных черт личности. Вследствие этого сильно возрастает склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливает чувство солидарности со всей толпой, это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности предпринимаемых действий. Навязанные эмоциями способы действий не оцениваются критически посредством рефлексии. Кроме того, господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки.
Вследствие возникновения этих явлений члены толпы действуют как люди, находящиеся под влиянием гипноза. Часто говорится о гипнозе или о психозе толпы, а прежняя социальная психология создала даже теорию особой коллективной психики толпы, в которой как бы растворяется психика индивидов. Разумеется, этих теорий уже никто не придерживается, а термин «гипноз толпы» — это лишь некий краткий оборот, обозначающий степень интенсивности действия сходных импульсов и эмоций у всех членов толпы. Этот «гипноз» действует сильнее или слабее в 'зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов. Условия, благоприятствующие действию этого гипноза, следующие;
[183]
предварительно существующие устойчивые установки и убеждения (легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, направленной против ненавистных ей групп или институтов); убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям; молодой возраст и отсутствие социального опыта (поэтому так часто демонстрирующая толпа состоит из молодежи);
низкий уровень умственного развития и отсутствие элемента интеллектуализма в психике, отсутствие привычки анализировать свое поведение, отсутствие сильной воли и твердых взглядов.
Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции. Если демонстрирующую толпу облить водой или если терроризирующую толпу обстрелять, то под влиянием инстинкта самосохранения или страха, который повелевает индивидам убежать с места столкновения, толпа рассеивается. Толпа может также разойтись под влиянием других чувств и устремлений, таких, как голод, чувство юмора, возбуждение, направленное к иным целям, чем первоначальные устремления толпы. На использование таких психических механизмов опираются методы преодоления или психологического обезоруживания толп, подобно тому как на знание механизмов, объединяющих толпы, опираются технические приемы их возбуждения и манипулирования ими.
Публика — это форма коллективной жизни совершенно иного рода. Рассмотрим сначала собранную публику, или аудиторию. Собранная публика может выступать в нескольких видах. Прежде всего выделим публику, собравшуюся случайно, или сборище, а также публику, собравшуюся преднамеренно, которая тоже может выступать в двух различных формах: как публика отдыхающая, ищущая развлечений, например в кино, театре, цирке, концертном зале, а также как публика, ищущая информации, собирающаяся на лекциях, информационных собраниях, выставках, а также митингах и политических собраниях, хотя здесьона имеет уже иной характер[164].
Собранная публика — это скопление некоторого коли-
[184]
чества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Эта общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события — основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики. После объединения, под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или обсуждение) в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Публика в кино, на концерте или в театре осознает рождающиеся у нее настроения, и это осознание может усиливать впечатление, вызванное действием общего стимула. Таким образом, в публике могут возникнуть такие же явления, как в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства солидарности. Поэтому некоторые виды публики, как, например, сборища, собрания или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу. Это часто происходит во время спортивных зрелищ, боя быков, когда аморфная, то есть ничем не связанная публика во время зрелища под влиянием «эмоционального заражения» превращается в демонстрирующую или терроризирующую толпу.
Значение толп и публики проявляется в периоды социальных волнений, революционных настроений, войны, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она в свою очередь — в борющуюся группу, если толпою овладеют организованные группы, которые сумеют ее направить.
Несобранной публикой являются, например, читатели. одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов. Не без причины в Польше укоренился термин «культура „Пшекруя”» («Kultura ,,Przekroju”»), имеющий в виду способы выражения, поведения, мышления и деятельности, созданные этим популярным еженедельником. Несобранная публика — это лишь «поляризованная масса», то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, лю-
[185]
дей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга», но, несмотря на это, ведущих себя сходным образом. Очевидно, это сходное поведение касается не только некоторых вопросов: моды, оценки фильмов, преклонения перед некоторыми актерами или музыкантами, повторения определенного рода анекдотов, но может также касаться взглядов на вопросы, социально более важные, такие, как идеология и политика, религия, наука. В несобранной публике вообще не выступают явления, характерные для толпы или собранной публики, не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает рефлексивность и не возникает процесс деиндивидуализации. Но если, например, радиопередача является слишком возбуждающей, как, например, знаменитая передача, комментировавшая нападение марсиан на Соединенные Штаты в тридцатых годах (1938), то она может вызвать панику и бегство миллионов людей. Всякие виды поляризованных масс, несобранной публики, представляют из себя базу для выработки сходных взглядов, готовности к некритическому принятию определенной информации, базу для создания мнения по некоторым вопросам, готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Они, следовательно, представляют из себя готовую базу для создания всякого рода моды, восприятия и распространения слухов, восприятия идеологии и образования социальных движений.
Все темы данного раздела:
МОСКВА 1969
[3]
Перевод с польского М. М. Гуренко
Я. Щепаньский
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ
Редактор О. Попов Художник
От издательства
Предлагаемая вниманию читателя книга «Элементарные понятия социологии» написана Яном Щепаньским — известным общественным деятелем, видным польским ученым, президентом Международной социологической
Предмет и сфера социологических исследований
Вообще говоря, предмет социологических исследований составляют явления и процессы возникновения различных форм совместной жизни людей, структуры разных форм человеческих общностей, происходящие в
Социология и другие общественные науки
Уже это беглое перечисление разделов социологии показывает, что она должна поддерживать тесные контакты и сотрудничать с другими общественными науками. Следовательно, для социолога
Философские и методологические предпосылки социологии
Социология, как и всякая наука, опирается на некоторый комплекс основных предпосылок, касающихся исследуемой ею реальности. Это прежде всего предпосылки онтологические, то есть говорящие о том, как
Задачи настоящей работы
Настоящая работа не является систематическим справочником по социологии и не представляет результатов исследований и состояния знаний в отдельных областях конкретной или общей социологии. Она служи
Библиографический указатель
ЗАМЕЧАНИЕ. Кроме работ, указанных в примечаниях, дающих более широкое представление или дополняющих сведения о рассматриваемых проблемах (в основном работы на польском языке), библиографические ука
II. ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Изучение человеческих обществ и происходящих в них явлений и процессов начинается с изучения основных условий, в которых они возникают и которые определяют их «жизнь». Мы различаем природные, эконо
Понятие общественной жизни
Мы будем употреблять понятие «общественная жизнь» для обозначения комплекса явлений, возникающих из взаимодействия индивидов и общностей, находящихся в некотором ограниченном пространстве. Объем эт
Сообщества животных
Исследования сообществ животных еще более интересны для социологии, так как у животных можно заметить устойчивые связи, основанные на связи побуждений,
[20]
имеюще
Биологические основы общественной жизни людей
К биологическим основам общественной жизни мы относим, особенности человеческого организма, происходящих в нем физиологических процессов, механизм наследования свойств, импульсы, ск
Географические условия общественной жизни
Другой комплекс факторов, составляющих природные основы общественной жизни, — это географические, или, шире, геофизические, условия.
Человек — зоологический вид. Он живет н
Демографические основы общественной жизни
Говоря о биологических основах общественной жизни, мы имели в виду биологические процессы, происходящие в организме индивидов и определяющие их психические, а в результате также и социальные процес
Библиографический указатель
«Исторический материализм», Под общей ред. чл.-корр. АН СССР
Константинова Ф. В.. 2-е изд., М., 1954, глава II. Robert Вiегstedt, The Social Order, New York, 1957, ch. II.
«The Na
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Как биологический организм человек есть часть природы. Но эта принадлежность к миру природы не является условием, полностью определяющим его деятельность и его общественную жизнь. Ибо человек надел
Библиографический указатель
Oskar Lange, Ekonomia polityczna, t. I, Warszawa, 1961.
Z. Madej, 0 funkcjonowaniu gospodarki socjalistycznej, Warszawa, 1963.
Andrzej Malewski, Empiryczny sens te
Определения
Трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура». Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в философи
Внутренняя структура культуры
Культура всегда локализована в пространстве и в обществе. Она не существует вне человеческих общностей. Однако необходимо ввести несколько различений. А именно, следует отличать личную культуру инд
Библиографический указатель
J. Chalasinski, Kultura amerykariska, Warszawa, 1962.
О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, Изд. 2-е, М., 1957
V. G. Сhilde, Postep a archeologia, Warsza
V. Социологическая концепция человека и личности
Основания, в силу которых социология должна заниматься проблемами человеческой личности, весьма просты; общественная жизнь — совокупность явлений и процессов, происходящих между людьми, поэтому осо
Различные теории человека
На простой с виду вопрос, что такое человек, отвечали теология, философия, антропология, как физическая, так и культурная и философская, психология и социология. Теологические взгляды, выступающие
Понятие человеческой природы
Понятие человеческой природы сформулировано философами и психологами самых ранних времен, которые считали, что каждый человек обладает одинаковой в принципе психической или же психо
Проблема инстинктов
Эта проблема волновала общественные науки на протяжении многих лет. Примерно в 1860—1925 годах велись дискуссии по вопросу о роли инстинктов в поведении человека. Эти дискуссии были
Социальная личность и ее составные элементы
Ныне мы отдаем себе отчет в сложности проблемы. С одной стороны, прогресс исследований биологических и физиологических механизмов поведения человека, затем экспериментальные психоло
Интеграция элементов личности
Биогенные, психогенные и социогенные элементы личности, которые представлены выше отдельно, как бы в препарированном виде, взаимно приспособлены друг к другу, сопряжены и составляют интегральное ед
Библиографический указатель
Н. Н. Gerth and С. W. Mills, Charakter and Social Structure, New York, 1953.
N. Gross, W. S. Mason and A. W. MсEасhern, Explorations in Role Analysis, New York, 1958.
VI. Социальная связь
В ходе предшествующего изложения мы затрагивали проблемы природных, экономических и культурных основ общественной жизни. Мы изложили также процесс формирования личности человека в э
Пространственный контакт
Всякие отношения между людьми должны начинаться с каких-либо соприкосновений в пространстве, со взаимного наблюдения и с установления факта обладания
[79]
одним из индивидо
Психический контакт
Наблюдения определенных черт может побудить заинтересоваться ими. Заинтересованность эта рождается па основе уже существующих потребностей наблюдающего. Не предрешая в данный момент
Социальный контакт
Психический контакт может превратиться в контакт социальный, если А и Б встречаются и начинают взаимодействовать друг с другом, чтобы достигнуть обмена ценностями независимо от того
Взаимодействия
Взаимодействия развиваются на основе социальных контактов. Социальный контакт уже предполагает определенный объем действий, но действия эти относятся к предмету или другой ценности, которая являетс
Социальные действия
Здесь мы должны остановиться более подробнонахарактеристике самих социальных действий. Следуя общей теории, сформулированной Ф. Знанецким[91], мы рассматриваем социальные действия или поступки как
Социальные отношения
Взаимодействия приводят к образованию устойчивых социальных отношений. Следует начать с определения того, что мы будем понимать под этим столь многозначным термином. Под влиянием уп
Социальные зависимости
Прежде чем перейти к дальнейшему рассмотрению проблемы отношений, необходимо остановиться на выяснении проблемы социальных зависимостей. Не вдаваясь в общее определение зависимости,
Социальные институты
Мы сказали, что социальные отношения—основной элемент социальной связи, поддерживающей устойчивость и внутреннюю сплоченность групп. Отношение продолжается так долго, как долго его
Социальный контроль
Рассматривая институты, мы говорили, что они являются составным элементом системы социального контроля. Что такое контроль и каково его отношение к социальной связи? Начнем с «наивных» вопросов. Ка
Социальная организация
В этой главе мы остановились на Тим, как возникает и как поддерживается социальная связь, сплачивающая общности. Говоря метафорически, связь эта — как бы система веревок и нитей, оплетающих членов
Социальная связь
Мы закончили, таким образом, разбор комплекса факторов, сил и явлений, образующих социальную связь. В начале этой главы мы определили связь как совокупность отношений и зависимостей
Библиографический указатель
Е. Т. Нiller, Social Relations and Struktures, New York, 1947.
R. T. LaPierre, A Theory of Social Control, New York, 1954.
F. Znanieсki, Social Organization and In
Определения
Социальная связь соединяет индивидов в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Остановимся на том, какие формы таких устойчивых объединений мы м
Общая характеристика общности
После этих вступительных замечаний и после введения основных терминов перейдем к более подробной характеристике отдельных типов общности.
[121]
Пара или, двойка. Это форма
Структура группы
Все эти составные элементы группы расположены определенным образом, обеспечивающим функционирование группы. Систему составных элементов группы и принцип их взаимного упорядочения мы называем струк
Виды групп
В социологической литературе можно встретить много различных классификаций групп. Американский социолог Юбэнк (Е. Е. Eubank), который собрал и проанализировал способы классификации групп, встреч
Целевые группы
Семья — это особый тип социальной жизни, удовлетворяющий чисто личные потребности, которые, однако, исключительно важны для устойчивости группы, поэтому их удовлетворение вызывает интерес и наход
Бюрократия
Рассматривая целевые группы, мы должны также рассмотреть явление, которое возниклов них и приобрело большое значение в современных обществах, а именно бюрократию. В социологическом значении этого
Территориальные общности
Территориальными общностями мы называем те общности, члены которых связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отношений, вытекающих из факта проживания на общей
Общности, выделяемые на основе особей культуры
Эти общности иногда также называют этническими[155]. Мы относим к ним племена, народности, нации. Эволюционисты создали теорию развития этнических общностей, согласно которой началом их была семья
Глобальное общество
В ходе предшествующего изложения мы очень часто употребляли термины «общество» или «глобальное общество», не определяя их точнее. Кроме того, термин «общество» употребляется в обиходном языке и на
Онтологические проблемы социальной реальности
В ходе рассмотрения общностей, групп у нас неоднократно возникал вопрос: что именно представляет из себя социальная группа? Является ли она суммой составляющих ее индивидов или же благодаря факт
Библиографический указатель
Wilson Lоgan, The Sociography of Groups, в: Twentieth Century Sociology, 1945, p. 139-171. F. Znanieсki, Social Groups in the Moderns World, в: M. Вergeri in. eds., Freedom and Control in Modern S
VIII. Социальные процессы
Вкратце припомним содержание предыдущего изложения: на природных и экономических основах, а также в рамках определенной культуры формируются человеческие личности; удовлетворяя свои потребности,
Понятие социального процесса
Процессами мы будем называть относительно однородные серии явлений, связанных взаимными причинными или структурно-функциональными зависимостями. Например, рост организма — это процесс, так как п
Социальная мобильность
Следующей категорией жизненных процессов, происходящих в общностях, являются процессы мобильности. Выделим горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности м
Библиографический указатель.
M.H. Neumeyer, Social Problems and the Changing Society, New York, 1953
R. E. L. Faris, Social Disorganization, 1955
D.R. Taft and R. Robbins, International Migrations, New York,
Технические и научные изобретения
Технические изобретения обычно возникают благодаря новым способам комбинации уже существующих элементов техники и их постепенной модификации. Поэтому технические изобретения имеют кумулятивный хар
Взаимопроникновение культур
Неравномерное развитие отдельных обществ — исторический факт, и мы не будем здесь заниматься его объяснением. Из него вытекает важный процесс, названный диффузией культур, заключающийся в обмене
Социальные движения
Социальные движения обычно возникают на основе экономических и культурных изменений, на основе преобразований в материальном базисе общества либо новых идей, привнесенных из других обществ. Следов
Право как фактор социального развития
Все реформаторские и революционные движения стремятся к тому, чтобы проведенные в жизнь изменения закрепить в форме законов. С социологической точки зрения право — это совокупность формализованны
Социальный прогресс
Вокруг проблемы прогресса велось также много дискуссий и полемик[197]. Некоторые теории социального прогресса исходят из того, что развитие является также про-
[224]
грессом, то
Библиографический указатель
Н. G. Вamet t, Innovation: The Basis of Cultural Change, New York, 1953.
S. C. Gi1fi11an, The Sociology of Invention, Chicago, 1935.
M. Ginsberg, The Idea of Progress, Boston, 195
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Автор этой книги — крупный польский ученый и общественный деятель, директор Института философии и социологии ПНР, президент Международной социологической ассоциации.
Вышедшая еще в 1965
Новости и инфо для студентов