рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глобальное общество

Глобальное общество - раздел Социология, Элементарные понятия социологии В Ходе Предшествующего Изложения Мы Очень Часто Употребляли Термины «Общество...

В ходе предшествующего изложения мы очень часто употребляли термины «общество» или «глобальное об­щество», не определяя их точнее. Кроме того, термин «общество» употребляется в обиходном языке и науке в очень различных значениях. Социология появилась как наука об обществе, то есть развилась тогда, когда в про­цессе длительного развития общественной мысли было осознано, что наряду с организованными формами об­щественной жизни, такими, как государство и церковь, и созданными ими институтами и целевыми группами, про­исходят также спонтанные процессы. Они создают и преобразуют формы коллективной жизни, управляются собственными естественными законами независимо от

[186]

вмешательства воли людей. Именно эти спонтанно про­исходящие процессы и возникающие благодаря им фор­мы создают некоторую целостность, обусловливающую все явления общественной жизни человека, как целесооб­разно организованные, так и возникающие спонтанно. Когда в XVIII веке появилось понятие общества, оно имело такое широкое значение, допускающее различные интерпретации. И эти интерпретации действительно по­явились. Вследствие этого в литературе появились так­же различные способы использования термина «общест­во». Мы можем выделить следующие значения, придава­емые этому термину: 1) Определения, понимающие об­щество как вид широкой или самой широкой общности. Некоторые отождествляют объем этого понятия с объе­мом понятия «человечество», полагая, что общество ох­ватывает всех людей, живущих на нашей земле. Другие сужают его объем, ограничивая его большими террито­риальными общностями, например польское общество охватывает всех людей и все формы социальной жизни, какие можно обнаружить в пределах границ польского государства. Ф. Знанецкий определял общество как ряд групп, существующих совместно и перекрещивающихся, подчиненных одной доминирующей группе, такой, как государство, нация, церковь, и в этом значении можно говорить об обществе национальном, католическом и т. п.[165]. 2) Определения, понимающие общество как общ­ности, связанные особой системой отношений. Сюда от­носится прежде всего марксистское определение, отож­дествляющее общество с общественно-экономической фор­мацией, или определенным историческим типом общно­сти, основанным на доминирующей системе производст­венных отношений, например капиталистическое общест­во или социалистическое общество[166]. Некоторые социо­логи определяют общество просто как сеть или систему отношений, существующих между людьми. Не сами чело­веческие личности, объединяясь, становятся обществом, а то, что их связывает и что происходит между ними, 3) Определения, понимающие общество как совокупность

[187]

институтов и учреждений, обеспечивающих людям орга­низованное удовлетворение потребностей, урегулирование конфликтов, сохранение культуры и развитие. Словом, эти определения мы могли бы назвать «организацион­ными» определениями, ибо они усматривают сущность общества в факте существования общественной организа­ции. 4) Некоторые определения называли обществом определенное состояние существования человека, а имен­но состояние существования в сообществе с другими людьми, состояние, противостоящее состоянию индиви­дуального существования либо дополняющее его. Соглас­но этой теории, каждый человек существует как бы в двух измерениях: как «я», или индивидуальное «я», и как «мы», или общество. 5) Определения, называющие обществом совокупность групп и общностей, не подчи­ненных государственной организации. В этом значении государство противопоставляется обществу; существуют институты государственные и институты общественные, общественные организации, общественная инициатива. Таким образом, общество — это все те формы коллектив­ной жизни, которые возникают наряду с государственными институтами или вне их.

Это обилие взглядов и теорий в какой-то мере вызвало тенденцию к устранению термина «общество» из со­циологии. Но через некоторое время он вновь вернулся в виде термина «глобальное общество». Мы воспользовались здесь этим термином, так как считаем, что невозможно рассматривать формы общественной жизни человека как неинтегрированное множество общностей, групп, кругов, не связанных друг с другом, противостоящих друг другу. Из принятой нами теории культуры и из изложенной здесь теории личности следует, что при таком положении вещей не могли бы существовать ни культура, ни нормально функционирующие человеческие личности. Кроме того, даже повседневный опыт показывает, что все те известные нам формы совместной жизни, в которых мы участвуем, охвачены некоей «скрепляющей рамкой», что, несмотря на существующие между ними различия, особенности, антагонизмы, они охвачены рядом общих связей, имеют некоторые общие нормы. Общими у большинства общностей и групп могут быть определенные системы культурных ценностей, такие, как язык, религия, обычаи, идеология, мировоззрение, наука,

[188]

право, моральные нормы. Эти системы ценностей, общие ряду различных целевых групп, общественных классов и других общностей, должны иметь какую-то свою основу, какую-то более широкую общественную форму, в которой они возникают, которая «следит» за их соблюдением и поддерживает их. Именно такую широкую форму общ­ности, которая создает культурные ценности, неформаль­ные институты, эталоны поведения и нормы деятельно­сти, которая обеспечивает культурную интеграцию ряда общностей, интеграцию личности, участвующей во мно­гих группах с различными, а нередко и противополож­ными системами ценностей, мы называем глобальным обществом. Глобальное общество — это своего рода син­тез форм общественной жизни, созданных на базе не­которых основных элементов и комплексов культуры. Оно может возникнуть на основе экономической систе­мы производственных отношений, создающей культур­ную надстройку, может возникнуть на основе определен­ного типа цивилизации, например технической цивилиза­ции, которая образует очень широкий и достаточно сво­бодный тип глобального общества, и может возникнуть на основе религии и ее институтов, например средневековое католическое общество. Его структура обычно достаточно свободна, ибо в нем в рамках единой национальной куль­туры, единого языка и общих обычаев или общих этических норм могут сосуществовать антагонистические классы. Оно представляет собой комплекс сил, интегри­рующих и объединяющих противоположные или эгоисти­ческие стремления групп, кругов, индивидов, семей, свя­зывая их воедино, нормируя взаимодействия между ни­ми, образуя форму наиболее общей социальной связи. Задача теории общества — исследование его структуры, организации, происходящих в нем процессов интеграции, выяснение зависимости между большинством общностей и групп, существующих в его рамках.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Элементарные понятия социологии

Jan Szczepanski... ELEMENTARNE... POJECIA...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глобальное общество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МОСКВА 1969
[3] Перевод с польского М. М. Гуренко     Я. Щепаньский ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИОЛОГИИ Редактор О. Попов Художник

От издательства
Предлагаемая вниманию читателя книга «Элементарные по­нятия социологии» написана Яном Щепаньским — известным общественным деятелем, видным польским ученым, президентом Международной социологической

Предмет и сфера социологических исследований
Вообще говоря, предмет социологических исследований составляют явления и процессы возникновения различных форм совместной жизни людей, структуры разных форм человеческих общностей, происходящие в

Социология и другие общественные науки
  Уже это беглое перечисление разделов социологии показывает, что она должна поддерживать тесные контакты и сотрудничать с другими общественными науками. Следовательно, для социолога

Философские и методологические предпосылки социологии
Социология, как и всякая наука, опирается на некоторый комплекс основных предпосылок, касающихся исследуемой ею реальности. Это прежде всего предпосылки онтологические, то есть говорящие о том, как

Задачи настоящей работы
Настоящая работа не является систематическим справочником по социологии и не представляет результатов исследований и состояния знаний в отдельных областях конкретной или общей социологии. Она служи

Библиографический указатель
ЗАМЕЧАНИЕ. Кроме работ, указанных в примечаниях, дающих более широкое представление или дополняющих сведения о рассматриваемых проблемах (в основном работы на польском языке), библиографические ука

II. ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Изучение человеческих обществ и происходящих в них явлений и процессов начинается с изучения основных условий, в которых они возникают и которые определяют их «жизнь». Мы различаем природные, эконо

Понятие общественной жизни
Мы будем употреблять понятие «общественная жизнь» для обозначения комплекса явлений, возникающих из взаимодействия индивидов и общностей, находящихся в некотором ограниченном пространстве. Объем эт

Сообщества животных
  Исследования сообществ животных еще более интересны для социологии, так как у животных можно заметить устойчивые связи, основанные на связи побуждений, [20] имеюще

Биологические основы общественной жизни людей
  К биологическим основам общественной жизни мы относим, особенности человеческого организма, происходящих в нем физиологических процессов, механизм наследования свойств, импульсы, ск

Географические условия общественной жизни
  Другой комплекс факторов, составляющих природные основы общественной жизни, — это географические, или, шире, геофизические, условия. Человек — зоологический вид. Он живет н

Демографические основы общественной жизни
Говоря о биологических основах общественной жизни, мы имели в виду биологические процессы, происходящие в организме индивидов и определяющие их психические, а в результате также и социальные процес

Библиографический указатель
«Исторический материализм», Под общей ред. чл.-корр. АН СССР Константинова Ф. В.. 2-е изд., М., 1954, глава II. Robert Вiегstedt, The Social Order, New York, 1957, ch. II. «The Na

ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Как биологический организм человек есть часть природы. Но эта принадлежность к миру природы не является условием, полностью определяющим его деятельность и его общественную жизнь. Ибо человек надел

Библиографический указатель
  Oskar Lange, Ekonomia polityczna, t. I, Warszawa, 1961. Z. Madej, 0 funkcjonowaniu gospodarki socjalistycznej, Warszawa, 1963. Andrzej Malewski, Empiryczny sens te

Определения
Трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем «культура». Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в философи

Внутренняя структура культуры
Культура всегда локализована в пространстве и в обществе. Она не существует вне человеческих общностей. Однако необходимо ввести несколько различений. А именно, следует отличать личную культуру инд

Библиографический указатель
  J. Chalasinski, Kultura amerykariska, Warszawa, 1962. О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, Изд. 2-е, М., 1957 V. G. Сhilde, Postep a archeologia, Warsza

V. Социологическая концепция человека и личности
Основания, в силу которых социология должна заниматься проблемами человеческой личности, весьма просты; общественная жизнь — совокупность явлений и процессов, происходящих между людьми, поэтому осо

Различные теории человека
На простой с виду вопрос, что такое человек, отвечали теология, философия, антропология, как физическая, так и культурная и философская, психология и социология. Теологические взгляды, выступающие

Понятие человеческой природы
  Понятие человеческой природы сформулировано философами и психологами самых ранних времен, которые считали, что каждый человек обладает одинаковой в принципе психической или же психо

Проблема инстинктов
  Эта проблема волновала общественные науки на протяжении многих лет. Примерно в 1860—1925 годах велись дискуссии по вопросу о роли инстинктов в поведении человека. Эти дискуссии были

Социальная личность и ее составные элементы
  Ныне мы отдаем себе отчет в сложности проблемы. С одной стороны, прогресс исследований биологических и физиологических механизмов поведения человека, затем экспериментальные психоло

Интеграция элементов личности
Биогенные, психогенные и социогенные элементы личности, которые представлены выше отдельно, как бы в препарированном виде, взаимно приспособлены друг к другу, сопряжены и составляют интегральное ед

Библиографический указатель
  Н. Н. Gerth and С. W. Mills, Charakter and Social Structure, New York, 1953. N. Gross, W. S. Mason and A. W. MсEасhern, Explorations in Role Analysis, New York, 1958.

VI. Социальная связь
  В ходе предшествующего изложения мы затрагивали проблемы природных, экономических и культурных основ общественной жизни. Мы изложили также процесс формирования личности человека в э

Пространственный контакт
Всякие отношения между людьми должны начинаться с каких-либо соприкосновений в пространстве, со взаимного наблюдения и с установления факта обладания [79] одним из индивидо

Психический контакт
  Наблюдения определенных черт может побудить заинтересоваться ими. Заинтересованность эта рождается па основе уже существующих потребностей наблюдающего. Не предрешая в данный момент

Социальный контакт
  Психический контакт может превратиться в контакт социальный, если А и Б встречаются и начинают взаимодействовать друг с другом, чтобы достигнуть обмена ценностями независимо от того

Взаимодействия
Взаимодействия развиваются на основе социальных контактов. Социальный контакт уже предполагает определенный объем действий, но действия эти относятся к предмету или другой ценности, которая являетс

Социальные действия
Здесь мы должны остановиться более подробнонахарактеристике самих социальных действий. Следуя общей теории, сформулированной Ф. Знанецким[91], мы рассматриваем социальные действия или поступки как

Социальные отношения
  Взаимодействия приводят к образованию устойчивых социальных отношений. Следует начать с определения того, что мы будем понимать под этим столь многозначным термином. Под влиянием уп

Социальные зависимости
  Прежде чем перейти к дальнейшему рассмотрению проблемы отношений, необходимо остановиться на выяснении проблемы социальных зависимостей. Не вдаваясь в общее определение зависимости,

Социальные институты
  Мы сказали, что социальные отношения—основной элемент социальной связи, поддерживающей устойчивость и внутреннюю сплоченность групп. Отношение продолжается так долго, как долго его

Социальный контроль
Рассматривая институты, мы говорили, что они являются составным элементом системы социального контроля. Что такое контроль и каково его отношение к социальной связи? Начнем с «наивных» вопросов. Ка

Социальная организация
В этой главе мы остановились на Тим, как возникает и как поддерживается социальная связь, сплачивающая общности. Говоря метафорически, связь эта — как бы система веревок и нитей, оплетающих членов

Социальная связь
  Мы закончили, таким образом, разбор комплекса факторов, сил и явлений, образующих социальную связь. В начале этой главы мы определили связь как совокупность отношений и зависимостей

Библиографический указатель
  Е. Т. Нiller, Social Relations and Struktures, New York, 1947. R. T. LaPierre, A Theory of Social Control, New York, 1954. F. Znanieсki, Social Organization and In

Определения
Социальная связь соединяет индивидов в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Остановимся на том, какие формы таких устойчивых объединений мы м

Общая характеристика общности
После этих вступительных замечаний и после введения основных терминов перейдем к более подробной характеристике отдельных типов общности. [121] Пара или, двойка. Это форма

Структура группы
Все эти составные элементы группы расположены определенным образом, обеспечивающим функциониро­вание группы. Систему составных элементов группы и принцип их взаимного упорядочения мы называем струк

Виды групп
В социологической литературе можно встретить мно­го различных классификаций групп. Американский со­циолог Юбэнк (Е. Е. Eubank), который собрал и проанализировал способы классификации групп, встре­ч

Целевые группы
Семья — это особый тип социальной жизни, удовлет­воряющий чисто личные потребности, которые, однако, исключительно важны для устойчивости группы, поэто­му их удовлетворение вызывает интерес и наход

Бюрократия
Рассматривая целевые группы, мы должны также рассмотреть явление, которое возниклов них и приобре­ло большое значение в современных обществах, а имен­но бюрократию. В социологическом значении этого

Территориальные общности
Территориальными общностями мы называем те общ­ности, члены которых связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отно­шений, вытекающих из факта проживания на общей

Общности, выделяемые на основе особей культуры
Эти общности иногда также называют этническими[155]. Мы относим к ним племена, народности, нации. Эволю­ционисты создали теорию развития этнических общностей, согласно которой началом их была семья

Общности, основанные на сходстве поведения
  Таким сложным названием мы определяем ряд отно­сительно свободных социальных образований, могущих, однако, иногда развивать удивительную способность к де­ятельности, не обладающих и

Онтологические проблемы социальной реальности
В ходе рассмотрения общностей, групп у нас неодно­кратно возникал вопрос: что именно представляет из се­бя социальная группа? Является ли она суммой состав­ляющих ее индивидов или же благодаря факт

Библиографический указатель
Wilson Lоgan, The Sociography of Groups, в: Twentieth Centu­ry Sociology, 1945, p. 139-171. F. Znanieсki, Social Groups in the Moderns World, в: M. Вergeri in. eds., Freedom and Control in Modern S

VIII. Социальные процессы
Вкратце припомним содержание предыдущего изло­жения: на природных и экономических основах, а также в рамках определенной культуры формируются челове­ческие личности; удовлетворяя свои потребности,

Понятие социального процесса
Процессами мы будем называть относительно одно­родные серии явлений, связанных взаимными причинны­ми или структурно-функциональными зависимостями. На­пример, рост организма — это процесс, так как п

Социальная мобильность
Следующей категорией жизненных процессов, про­исходящих в общностях, являются процессы мобильно­сти. Выделим горизонтальную и вертикальную мобиль­ность. К горизонтальной мобильности м

Библиографический указатель.
M.H. Neumeyer, Social Problems and the Changing Society, New York, 1953 R. E. L. Faris, Social Disorganization, 1955 D.R. Taft and R. Robbins, International Migrations, New York,

Технические и научные изобретения
Технические изобретения обычно возникают благодаря новым способам комбинации уже существующих элемен­тов техники и их постепенной модификации. Поэтому технические изобретения имеют кумулятивный хар

Взаимопроникновение культур
Неравномерное развитие отдельных обществ — истори­ческий факт, и мы не будем здесь заниматься его объяс­нением. Из него вытекает важный процесс, названный диффузией культур, заключающийся в обмене

Социальные движения
Социальные движения обычно возникают на основе экономических и культурных изменений, на основе пре­образований в материальном базисе общества либо новых идей, привнесенных из других обществ. Следов

Право как фактор социального развития
Все реформаторские и революционные движения стре­мятся к тому, чтобы проведенные в жизнь изменения закрепить в форме законов. С социологической точки зре­ния право — это совокупность формализованны

Социальный прогресс
Вокруг проблемы прогресса велось также много дис­куссий и полемик[197]. Некоторые теории социального про­гресса исходят из того, что развитие является также про- [224] грессом, то

Библиографический указатель
Н. G. Вamet t, Innovation: The Basis of Cultural Change, New York, 1953. S. C. Gi1fi11an, The Sociology of Invention, Chicago, 1935. M. Ginsberg, The Idea of Progress, Boston, 195

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Автор этой книги — крупный польский ученый и об­щественный деятель, директор Института философии и социологии ПНР, президент Международной социологи­ческой ассоциации. Вышедшая еще в 1965

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги