рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Национальные религии

Национальные религии - раздел Социология, Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий Становление Классового Общества И Преобразования В Первобытных Взаимоотношени...

Становление классового общества и преобразования в первобытных взаимоотношениях требовали не только изменений экономических и социальных, но также и идеологических. Трансформации происходили, прежде всего, в религиозном сознании и были направлены на изменение религиозных отношений первобытного общества. Возникла потребность в создании новых религиозных систем, которые отвечали бы новым изменившимся условиям жизни людей и новым социальным группам, которые возникли при социальной дифференциации. По своему смыслу новые религиозные образования были значительно более сложными, поэтому иногда их называют развитыми религиями. К ним мы можем отнести национальные и мировые религии. Эти религии имеют следующие особенности:

· главными объектами поклонения становятся боги, а не духи, как это было в первобытных религиях;

· боги наделяются властью над миром сверхъестественным и над человеческим обществом;

· боги гарантируют порядок на земле, в человеческом сообществе, поддерживают законы и неравенство среди людей;

· появление церкви как особого идеологического аппарата, который отстаивает интересы господствующих слоев в обществе.

Разделение общества на классы начинается в эпоху неолитической революции. Это время характеризуется экономическими, техническими, социальными изменениями, образованием городов и государств, и, главное, на что следует обратить внимание – это процесс образования наций. Нации требовали своих религиозных обоснований и появились национальные религии. По мере развития наций национальные религии трансформировались, поэтому целесообразно распределить их по времени существования – ранние национальные и поздние национальные религии.

 

Ранние национальные религии. Ранние национальные религии – это религиозны верования, которые обосновывали идеологическое противостояние различных слоев населения в рамках одного национального государства. Ранние национальные религии имеют свои характерные черты, которые отличают их от других религиозных образований, а именно:

· отторжение от официального культа низов общества;

· недолговечность существования;

· строгий политеизм;

· зарождение учения о посмертном воздаянии (наличии причинной связи между поведением человека в земной жизни и его судьбой в потустороннем мире);

· обязательность жертвоприношений.

К ранним национальным религиям принято относить древнеегипетскую, хеттскую, фригийскую, халдейскую, древнеиндийскую, древнееврейскую, древнегреческую, древнеперсидскую, древнеримскую, древнегерманскую, религию народов Древнего Междуречья и ряд других. Из серии многочисленных ранних национальных религий мы остановимся только на религии древних славян.

 

Религия древних славян. Праславянские племена начинают формироваться во II тыс. до н. э. на территории от реки Висла до реки Одер. Некоторые племена, возможно уже в это время, продвигались на территорию днепровского бассейна. Религиозные представления славянских племен основывались на земледельческих культах при некотором сохранении тотемизма, анимизма и магии.

У славян сохранялся патриархально-родовой строй, который оказывал содействие сохранению культа почитания предков и развитию погребального культа. Социальные и некоторые этнические расхождения приводили к многообразию способов погребальных обрядов. Но общим для славянских племен была вера в потустороннюю жизнь, в существование рая – прекрасного сада, и в пекло – место, которое заполняет жар и огонь. Покойники делились на «чистых», тех, которые умерли своей смертью, и на «нечистых», тех, которые умерли неестественно, совершили смерть по собственному желанию. Первых называли «отцами» и их уважали, вторых называли «мертвецами» – их не любили и боялись. Добрыми отцами были – Чур, Домовой и прочие, злыми «мертвецами» считались – упыри, мавки и другие.

Славяне имели богов, которые признавались многими славянскими племенами. Это были общеславянские боги, но при этом не существовало запрета уважать других славянских богов. Поэтому различные славянские племена имели того бога, который больше отвечал их потребностям – хозяйственным, военным, бытовым и другими. Таким образом, у славян имело место пантеистическая форма религии или язычество.

Главные боги славянского пантеона были связаны с традициями земледельческого культа. Сварог и Даждьбог, Ярило и Коляда были богами солнечными, Перун – бог грозы и ливня, Велес (Волос) – Бог скотоводства, Мокош – женская богиня плодородия.

Знакомство славян с соседними религиями и общеевропейское происхождение от индоевропейских корней иногда не дает возможности выделить именно славянских богов. Так, иногда волынского Триглава воспринимают как Тримурти у индуистов, или же как начало складывания представлений о триединстве христианского бога, или же как богов: Сварога, Даждьбога, Радегаста и Свантовита, не всегда разделяя одного от другого.

Кроме богов, «ответственных» за самые важные стихии, существовало великое множество богов второго порядка или же духов. Так, в лесах проживал – Леший, в воде – Водяной, на границе между полями расположился – Межевик. Существовало много женских духов: Полудница, Роженица, Берегиня, Водяница.

В славянской среде были распространены различные магические обряды. Таковыми были сакральные фразы, заговори, амулеты, орнаменты и обряды. Действия, связанные с культом древних славян, совершали специальные люди – волхвы (или колдуны). Есть предположение, что волхвы имели определенную классификацию согласно своей специализации: волхвы-целители, волхвы-тучегонители, волхвы-хранители и т.д. Волхвы имели огромное влияние внутри славянского рода и племени, от их действий зависело благосостояние, урожай, порядок. Волхвы сохраняли мифы и сказания. Таких «сказителей» называли ведунами или баянами. Известны женщины-колдуньи – ведьмы (от слова «ведать» – знать) и злые волхвы – кощунники.

Местом религиозных культов и действий были капища и урочища, а также святилища и храмы с изображением богов. Славяне поклонялись также местам, где, по их верованиям, существовали боги: солнцу, луне, деревьям, речкам, ветрам и т.д.

 

Поздние национальные религии. К настоящему времени ранние национальные религии не сохранились, хотя в период их существования они имели достаточно сильное влияние во всех социальных слоях общества, определенных национальностей, а в дальнейшем их мифы и обряды вошли в поздние религиозные образования. Из поздних национальных религий некоторые сохранились и до нашего времени – индуизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм и некоторые другие.

Поздние национальные религии – религии, которые существовали в период становления и развития феодальных отношений. Эти религии отстаивали интересы нации без социального противостояния низов и верхов. Характерными чертами этих религий являются:

· большие масштабы влияния;

· стойкость;

· единство политеизма и монотеизма;

· упрощение жертвоприношений;

· развитие учения о посмертном воздаянии.

 

Индуизм. К числу наидревнейших национальных религий относится индуизм, который исповедует подавляющее большинство населения Индии на протяжении столетий. Название «индуизм» возникло примерно в 1200 г. н.э. в связи со стремлением мусульманских завоевателей, которые появились в Индии, обособить веру индийского народа от своей собственной. Слово «индуизм» употребляется, во-первых, для обозначения религиозно-ритуальной практики членов индуистской общины (собственно индуизм), и во-вторых, в широком смысле как обозначение совокупности культуры, обычаев, норм, традиций, религиозных представлений индийского народа. Как религиозная традиция индуизм насчитывает около 5 тыс. лет.

Решающее влияние на формирование индийской культуры сыграло вторжение в Индию арийских племен, которое произошло в середине II тысячелетия до н.э. Их религиозно-мифологические, правовые и социально-этические представления нашли отражение в Ведах, написанных на ведийском санскрите – языке арийских племен. Ведийский комплекс составляют: собственно Веды или самхиты – сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа), жертвенных формул, выражений, магических заклинаний и заговоров (Яджурведа и Ахтарваведа); Брахманы – пояснение к самхитам; араньяки, или песни лесных отшельников, которые непосредственно примыкали к Брахманам; Упанишады, которые примыкали к араньякам и Брахманам, – тексты эзотерического, то есть сокровенного содержания. Веды содержат всю сумму знаний индуса того времени о себе и окружающем мире: богах, демонах, космосе, ритуалах, социальном строе, этических ценностях и много других сведений.

Для начального периода индуизма, который иногда называют ведической религией, характерно почитание природы как таковой, тождество человека и природы. Согласно этой религии даже творение мира происходит в процессе принесения в жертву первочеловека Пурушы, из различных частей тела которого и создается мир.

Ведийские боги – это фактически олицетворение тех или иных природных сил, которые не представляются в антропоморфном, человекоподобном виде. Ведийские боги наделены огромным количеством эпитетов и выполняют разнообразные функции. Этих богов можно определить как многофункциональных. Так, Сома, бог опьяняющего напитка, который носит то же название, что и священный напиток, приносит богатство, счастье, жизненную силу, пищу, помогает в пути, приходит на помощь, награждает певцов за их мастерство, излечивает от болезни, убивает чудовищ, наказывает злоязычных. Бог огня Агни обладает всеми силами, заполняет воздушное пространство, укрепляет небо и землю, охраняет их, знает всю мудрость, все миры, все человеческие тайны, наблюдает за всем в мире, приводит богов на жертвоприношения и т.д. Но каждому из многочисленных ведийских богов присущая та или иная характерная черта, которая выделяет его из числа иных божеств. Например, Агни – это прежде всего огненная стихия, это огонь во всех его проявлениях – в пламени светильника, жертвенного костра, зареве лесного пожара.

Борьба с демонами, которые воплощают темные силы и хаос, является основной функцией бога Индры. Вместе с тем, он прожорлив, похотлив, больше других ведийских божеств склонен к соме. Индра воспринимается как воплощение неукротимой физической силы, мужества и отваги. С помощью молний Индра одерживает победу над драконом, который старался задержать течение вод, от которых возникла земля и пища. В другом варианте – вода образовалась из яйца, из которого через год появляется бог-творец Брахма. Яйцо, расколовшись на золотую и серебряную половины, образовало соответственно небо и землю. Бог Варуна следит за действием во всем мире вечного физического и морального закона (рити), он стоит на охране порядка. Варуна управляет небесными стихиями, следит за движением звезд, порядком изменения дня и ночи. Ему известно все явное и тайное. Он строгий, но справедливый. Важными чертами ведической религии было обожествление сил природы, анимизм и первобытная магия.

По представлениям индийцев боги находились в постоянном состоянии войны со злыми демонами – асурами. Богов и демонов почитали непосредственно как силы природы. С течением времени ведическая религия предприняла попытки объяснить и освятить общественное неравенство. Бог Индра стал восприниматься как царь богов и как бог войны.

В ведический период ощущается неразрывная связь процессов в природе с циклом жертвенных действий. Существовали различные способы жертвоприношений, но главное место отводилось жертвоприношениям на огне. Описания жертвоприношений содержатся в ведических гимнах, здесь говорится о том, что задолго до ведийской эпохи арии приносили в жертву людей. Сжигание (кремация) покойника – тоже своеобразное жертвоприношение. Позднее в эпической поэме «Махабхарата» сама жизнь понимается как символическое жертвоприношение. Действие поэмы разворачивается не просто на поле битвы, но на поле Дхармы – закона, где сами боги осуществляли жертвоприношения. Центральный герой поэмы – Арджуна, которого наставляет Кришна, должен выполнять свою обязанность кшатрия, воина, для которого битва становится желательной возможностью выполнить свою обязанность и таким образом достичь «открытых ворот рая». Каждый человек действует согласно своей дхармы и протестовать против этого не имеет смысла. Надлежит отречься от благосклонности и плодов своих действий, а не от самих действий. Отказаться от действительности – значит не принимать мира с его законами борьбы и смерти. Каждый должен следовать своей карме. В Упанишадах появляется идея расплаты за нечистые и добрые дела. В ведическую эпоху в жертву приносили также домашних животных и птицу. Принесение в жертву коровы, например, было возможным только в том случае, если в жертвенной трапезе принимали участие все члены данного коллектива.

Позднее происходит постепенное замещение таких жертвоприношений. В жертву богам стали приносить плоды, цветы, сладости, ароматические вещества и т.п. Этому же оказывало содействие проникновение в брахманизм идей ахимсы – непричинения зла живому. В эпоху средневекового и позднего индуизма убийство коровы стало недопустимым в связи с широко распространенным культом священной коровы, «коровы-матери», да и большие ведические жертвоприношения стали редкими. Во многих случаях кровь животного замещается символическим нанесением красного порошка, который наносился на изображение бога или на его алтарь. Иногда духам и божествам вместо кровавой жертвы приносили глиняные фигурки, которые заменяли живых коней, коров и т.д.

В Ведах содержатся мифологические обоснования кастового распределения индийского общества и привилегированной роли первых двух каст – жрецов, духовных учителей – брахманов и воинов – кшатриев. Эти две и еще две другие основные касты – ремесленники, крестьяне, торговцы – вайшья и рабы, слуги – шудры были образованны из отдельных частей тела первочеловека Пурушы (рта, рук, бедер и ног) и символично обозначенные определенными цветами (на санскр. «Варна» – цвет), по другим версиям из различных металлов (золота, серебра, бронзы и меди соответственно). Представители первых трех варн назывались еще «дважды рожденными» (двиджа) по той причине, что им давался священный шнур, который знаменовал что-то подобное их второму религиозному рождению. Обязанности различных каст определяются следующим образом:

· знание, осуществление знания, вера – обязанности брахманов, дающиеся их собственной природой;

· блеск, великолепие, устойчивость, одаренность, храбрость в битве, щедрость, благородство – обязанности кшатриев;

· хлебопашество, скотоводство, торговля – обязанности вайшьёв;

· услужение – обязанность шудр.

Закон следования обычаям своей касты определялся отдельным проявлением круговорота жизни, общего закона, который в Ведах охраняют боги, которые сами подвластны этому закону, и жрецы, которые осуществляют ритуальные жертвы богам. Дальнейшее действие этого закона начинает обуславливаться моральным содержанием человеческой жизни. В современной Индии насчитывается более чем 3 тысячи каст и подкаст, которые объединяются осознанием единства, расы и племени, языка, культуры, профессии и пр.

В VI-V вв. до н. э. в Индии происходит распад первобытных отношений и переход к рабовладельческому обществу. Изменения экономического, социального и политического плана требовали также и изменений идеологических, что нашло отражение в развитии и трансформации ведического индуизма. Начинается новый этап развития индуизма, который получает название – брахманизм.

Многочисленные боги, богини и эпические герои выступают в брахманизме как персонификации космических сил и как воплощение моральных и абстрактно-теоретических понятий. Но, несмотря на их многочисленность, все боги есть выявлением единого брахмана, абсолютной святости. Эту идею единой и высшей реальности, из которой все произошло и в которую все возвращается, наследует и поздний индуизм. Бог пронизывает собою весь мир. Брахман есть безличным всемирным «Я». Атман – индивидуальная душа. Странствования души по царству смерти вызванное отсутствием ее единства с Брахманом, упразднение, изъятие ее из круговорота жизни понимается как достижение этого единства.

Важное значение приобретает и имеет свое продолжение для последующего развития человечества, ориентировка человека на достижение трех основных задач (триварга):

· дхарма – следование основным религиозно-моральным установкам;

· артха – все, что связывается с пользой и выгодой для общественной жизни;

· кама – полное удовлетворение телесных потребностей и это, прежде всего любовь.

Все главные идеи ведизма и брахманизма в дальнейшем нашли отражение в позднем индуизме, но были обогащены новыми мифами, обрядами, претерпели значительные изменения в своей догматике.

В брахманизме многочисленный пантеон богов возглавляет триада богов – Тримурти. Главный среди них Брахма, творец мира. Рядом с ним благотворительный бог-охранник Вишну и грозный бог Шива. Творец Брахма, первый бог в божественной триаде, который выступает как персонификация высшего божественного начала – Брахмана, изображается красным, лотосооким, бородатым, с четырьмя обличьями, четырьмя телами и восьмью руками, в которых он держит веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенную ложку, иногда цветок лотоса или жемчужное ожерелье. Он помещается на вершине горы Мэру и передвигается верхом на лебеде. Согласно пуранам и «Махабхарате», Брахма рожден в яйце, которое плавает в первичных водах, проведя в яйце год, Брахма силой мысли делит его на две половинки; из одной создается небо, из второй земля, а между ними возникает воздух. Далее в мире появляются пять элементов (вода, огонь, земля, воздух, эфир), мысль, а еще позднее боги, жертвоприношения, веды, звезды, время, горы, равнины, моря, реки и люди. Сам Брахма разделяется на две части – мужскую и женскую, после чего создаются растения, животные, птицы, насекомые и демоны. Все созданное направляется и контролируется Брахмой, он становится воплощением творческого принципа существования. Несмотря на это, во всей Индии Брахме посвящено не более десяти храмов, так как значительно больше индуисты уважают и любят Шиву и Вишну.

Кроме почитания этих божеств, составляющих тримурти, для индуизма характерно уважение легендарных мудрецов – риши. Почетное место занимают также отшельники – садху. Особое место среди них занимают профессиональные йоги, колдуны и заклинатели, которых нередко можно встретить в индийском поселке. Вместе с оформлением индуизма возрастает роль брахманов как служителей культа, как один из обязательных элементов почитания богов и выполнения домашних и храмовых пудж (богослужений). Для религиозного человека вся его повседневная жизнь должна иметь целью получения милости от бога. Причем важным элементом индуизма стала бхакти – эмоциональная благосклонность, преданность конкретному богу, который выступает часто в роли спасителя, защитника.

В индуистском культе большую роль играют музыка, пение и танец. Исполнением танцев сопровождаются праздничные церемонии, домашние обряды, почитание богов в храмах, танцевальные упражнения входили в обязанность дэвадаси (рабынь бога) – девушек, которые после ритуальной свадьбы с самим Шивой до конца жизни оставались при храме. Дэвадаси должны были служить богу и «искусству любви», которое связанно с древним культом плодородия и представлениями о плодоносящей силе бога Шивы. Для каст, которые относятся к трем варнам дважды рожденных, большое значение имеет церемониальная инициация мальчиков - их второе рождение. Немаловажными в культе являются также погребальные и поминальные церемонии. Все домашние и храмовые церемонии основаны на лунном календаре. От положения луны и планет зависят пророчества астрологов, к которым и сейчас обращается большинство индусов.

Религиозная обрядность продолжает оказывать значительное влияние на быт большинства индусов, но все чаще происходят уступки кастовым ограничениям в общении между людьми, упрощение некоторых ритуалов. Для индуизма свойственно оказания почестей не только богам, но и рекам, в особенности Гангу, присутствует также и культ растений. Все это говорит о тесной связи индуизма как национальной религии с древнейшими религиозными представлениями, в основе которых – синкретичность мышления, то есть восприятие человеком себя в природе как определенной ее части, такой же, как и все другие живые существа.

Иудаизм. Одной из древнейших и исторически первой религией, которая начала использовать Откровение, предоставленное Богом, стал иудаизм. В иудаизме утверждается, что есть только один Бог – Ягве (Яхве, иногда Иегова). «Отцом верующих» считается патриарх Авраам, вождь пастушеского семитского племени, которое кочевало на Ближнем Востоке на территории между современными государствами Ирака и Египта около XIX столетия до н.э.

Сейчас, разбросанные по различным континентам еврейские общины, хранят приверженность к своему Закону, своей земле и к своему религиозному языку – ивриту, который в настоящее время является государственным языком Израиля.

Главным источником сведений о религии евреев признается Библия (слово «Библия» происходит от названия финикийского города Библос, где впервые предприняли попытку делать бумагу и писать книги – библы или библии). Книги Старого Завета в Библии, которые только и признаются в иудаизме, евреи делят на три части. В первую входит Пятикнижие Моисея – Тора, во вторую – ранние и более поздние книги пророков – Небиим, в третью – другие книги – Кетубим. Книги Торы называются по начальным словам Берешит, Вееллэ Шемот, Вайикра, Бемидбар, Элле Хадебарим.

В иудаизме практикуется не только изучение Торы, но и комментирование Писания. В результате появилась так называемая «устная Тора», которая является частью собственно иудаизма в противоположность «письменнойТоре», то есть пяти первым книгам Библии, которые составляют часть священной книги для христиан и в некоторой степени признаются мусульманами. С течением времени комментарии к устной Торе стали столь многочисленными, что во II в. н.э. раввин (служитель культа в иудаизме) Иэгуда с целью их сохранения совершил труд по сохранению их в письменном виде. Эта устная Тора, которая стала с тех пор письменной, называется Мишна: в ней рассматриваются конкретные вопросы, такие, как сельское хозяйство, семейная жизнь, уголовное и гражданское право, а также и религиозные темы: молитвы, праздники, храмовые службы и условия ритуальной чистоты. В то же время Мишна сама носила синтетический характер, и раввины дополнили ее множеством иных комментариев, так называемых «Гемарра». Совокупность Мишны и комментариев к ней получила название Талмуд.

В вопросе о возникновении иудаизма существуют различные предположения. Некоторые мыслители считают, что в Ветхом Завете, который был целиком дан Моисею Богом в виде заповедей и детально разработанного ритуала, религия евреев возникает как этническое явление. Заповеди эти были простые и общедоступные, но преисполненные глубокого значения. Они легли в основу этнической нравственности и Моисеева законодательства, что получило название Десятислова (Исход, ХХ) – знаменитые десять заповедей, в каждой из которых открывалась религиозная истина.

В первой из них открывался народу сам Ягве, как Бог, чудесное предводительство которого израильтяне уже знали и могущество которого выявлено было ради них: это Он вывел их из Египта, отворил им дорогу по морю и снял могущество фараона и его воинства. Он не просто игра воображения, не просто символ сил природы, подобно идолам египетским; не просто отвлечение, подобно богам Нила, не способных сочувствовать человеку или любовно склоняться к его порокам и потребностям разума и сердца. Он показал себя сильным помощником, Он служил тем, которые возлагаются на Него, Он был и в данное время есть с ними и говорил с ними языком человеческим. Но, хотя Он так близок и милостив к людям, хотя Он оказывается единым живым Богом со всеми свойствами личного бытия, Он невидим и нет Ему никакого подобия ни на небе, ни на земле.

В противоположность идолопоклонничеству египтян, к которому привыкли и израильтяне, это определение высказано (вторая заповедь) с особой выразительностью. Народ не должен создавать Бога себе как кумира – ни под видом небесных тел, что было распространенно в языческом мире, ни под видом животных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии. Имя Яхве воспринимается как праздник и это значит, что его нельзя произносить напрасно, а тем более произносить его напрасно при земных делах, как имена призрачных идолов или языческих богов, так как в сравнении с Ним все иные боги суть простое ничтожество (третья заповедь).

Соблюдение субботы с прекращением всякой работы в седьмой день было древним обычаем, который имел свое происхождение от Адама. Но в данное время он подтвержден был законодательной силой, как необходимый для усиления религиозного чувства, периодического восстановления сил и предоставления необходимого отдыха человеку и животным (четвертая заповедь).

Уважение к родителям издавна также считалась моральной обязанностью детей, но это природное чувство не имело еще высшей законодательной санкции. Поэтому у большинства народов преобладало вопиющее варварство. У некоторых народов древности был обычай предавать смерти своих старых родителей или оставлять их беспомощными. Среди древних народов мать вообще занимала низшее положение. Но новый закон не только осуждал внешнее злое дело, то есть действие, но и проникал глубже и осудил саму злую мысль, то есть мотивы, интересы, завещал «не пожелай» ничего такого, что противно основным законам нравственности (десятая заповедь).

Синайское законодательство (десять заповедей) в своих главных положениях давалось на будущие времена, оно заложило основу искренней нравственности и человеческого достоинства в мире. Простые, но глубокие и вечные истины о духовности и личности Бога, об уважении к родителям, о целомудрии, о святости человеческой жизни и собственности, о чистоте совести – все эти истины были открыты и утверждены на горе Синай в наследство для всех последующих в веках.

В древности были и другие моральные учения, но они обычно оставались достоянием только некоторых высших слоев и никогда не достигали народа, не становились требованием, нормой их образа жизни, так как провозглашались или в форме пространных малодоступных положений, которые не имеют божественной санкции, или несовершенных правовых норм. Десятислов же провозглашался самим Богом.

Бог для иудея – живая личность, которая постоянно действует в мире и влияет на него. Бог может гневаться, ревновать, раскаиваться, любить, руководить земными событиями, быть с людьми в самом близком общении. Он создал весь мир, ему повинуются светила небесные, он торжествует над темными стихийными силами, он изгнал с неба Люцифера. Он руководит людьми и народами, губит одних и возвышает других.

Монотеистическое представление о Боге, является первой чертой иудаизма. Если Бог един, то и религиозная сила народа вся без остатка направлена к нему. Бог един и внимание уже не рассеивается по сторонам, не разбивается на различные посторонние объекты и это делает дух человека единым, не раздробленным, собранным, сильным. Отсюда то суровое осуждение не только предательства перед Богом, но осуждается и всякое духовное шатание.

Вторая черта еврейской религиозности состоит в остром национальном самосознании и национальной самостоятельности. На всем протяжении своей истории Израиль действует как свободная личность. Он определяет себя как хочет, он свободен выбрать себе Бога или отвергнуть его. Сама идея Завета между Израилем и Богом показывает полную силу личного, человеческого самосознания в Израиле. Этот самостоятельный еврейский народ противопоставляет себя всем народам мира; самое большое преступление – смешиваться с другими народами и во избежание этого Израиль бьет всех жителей покоренных стран и городов. Он постоянно существует как особый, замкнутый в себе народ, который не смог изменить или покорить ни один другой народ, с которым ничего не смогла сделать даже Римская империя, которая от бессилия романизировать этот упрямый народ, раздробила его механически (разрушение Иерусалима) и развеяла по миру.

При стойком национальном чувстве у евреев приглушенно чувство автономности, желая победы Израиля, молясь о его восстановлении, возлагая надежды на Мессию – спасателя Израиля, еврей способен проявлять безразличие к своей личной судьбе; для себя лично, в отдельности от своего племени он ничего не хочет, так как он живет в роде, в Израиле, а не как личность, так как он может поступиться собственными интересами ради Израиля, как коллективного духа еврейской нации.

Важное место в иудаизме занимает религиозный материализм, который определен в Завете, который Бог заключил с Израилем, это находит отражение в идеях, что благоденствие здесь, на земле: плодородие, благосостояние плодов земных, телесное здоровье – вот что обещает Бог за выполнение своих заповедей для израильского народа. Еврей всеми своими чувствами привязан к земной жизни во всех его аспектах, он с глубоким благоговением относится к своему хозяйству, дому, пищи, браку, детям. Высшее счастье для еврея – жизнь в благосостоянии, долголетие и, главное, – иметь как можно больше детей. Поэтому брак для еврея – предмет особого беспокойства и часть особого благословения Божьего.

Религиозные праздники и обряды в иудаизме посвящены определенным событиям, происшедшим в истории еврейского народа и изменениям годового и календарного цикла. Иудейские праздники сопровождаются особыми богослужениями и обрядами.

Проблемно-поисковые вопросы:

1. Какую связь между природой и человеком осуществляли славянские боги?

2. Что такое ведическая религия?

3. В чем проявляются особенности кастовой системы?

4. Какие боги выдвигаются на первый план в позднем индуизме?

5. Какую роль выполняют обряды и праздники в жизни индуистов?

6. Какое значение имеют для иудаизма Завет, Тора, Бог?

7. Какое содержание и какое значение имеют 10 заповедей Моисея?

8. Что содержится общего в таких различных религиях, как славянское язычество, индуизм и иудаизм?

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий

Введение Содержание программы курса Философия... Введение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Национальные религии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Содержательный модуль 1.1: Религиоведение
1.1.1 Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий Религиоведение как наука. Концепции возникновения религии. Структура религии и ее функции. Классификации религий.

Содержательный модуль 2.1: История развития философской мысли.
2.1.1. Философия Древнего мира. Мифо-религиозно-философские системы Индии. Этико-философские представления Китая. Античная философия. 2.1.2. Философия Средних веков, Во

Содержательный модуль 2.2: Онтология. Гносеология
2.2.1. Материя и сознание как основные философские категории. Бытие, материя, сознание, субстанция. Пространство, движение и время как атрибуты материи. Сознание как форма отражения

Рекомендации для самостоятельной работы
  Материал данного пособия затрагивает объяснение сложных и проблемных вопросов, дополняется материалом, не вошедшим в лекционный цикл, привлекает новые идеи и разработки в системе фи

Критерии
оценки знаний по курсу и модулям «ФИЛОСОФИЯ»   Параметры Оценка ответа в баллах Зачтено А Зачтено

Религиоведение как наука и учебная дисциплина
Каждый человек в процессе своей жизни стремится к достижению своей главной цели, своего собственного смысла жизни. Теолог и философ средневековья Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет стре

Историческое направление–изучает историю возникновения, эволюцию, взаимовлияние и взаимосвязь отдельных религий, религиозных верований и культов.
  Структура религиоведения.Как наука религиоведение включает в себя отдельные области гуманитарного знания, которые объединяются в единую структуру, а именно:

Определение религии и взгляды на религию в обществе
  Религия как общественное явление. На современном этапе жизни каждого человека и жизни общества в целом религия, как явление, становится стойким социальным институто

Основные религиоведческие концепции и их характеристика
  Восприятие религии зависит от отношения не столько к самой религии, сколько от определения того, что происходит вокруг нас в природе и в обществе. Обратимся к общим концепциям о сущ

Проблемно-поисковые вопросы
1. Чем обуславливается потребность в такой науке как религиоведение? 2. Что такое религиоведение? 3. Назовите структурные части религиоведения? 4. Что является предметом

Темы рефератов
1. Религия как предмет научного исследования. 2. Возникновение и развитие науки о религии. 3. Религиозность и ее социологическое изучение. 4. Верующие и их типы.

Ранние и родоплеменные формы религии
  К наиболее распространенным ранним религиозным формам относятся: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм. Анимизм (от лат. аnіmа – душа, дух) – это вера в духов

Тест: Мифо-религиозные представления в древнем мире.
  1 Найденные наскальные рисунки с изображением полулюдей-полуживотных иллюстрируют: а) тотемизм; б) фетишизм; в) анимизм.

Буддизм
  Возникновение буддизма.Буддизм возник в VI веке до н.э. в Индии, чему способствовали разнообразные причины развития индийского общества, его культуры и религиозных

Христианство
Возникновение христианства. Термин «христианство» (от греч. Христос – Помазанник, Мессия) объясняется в новозаветном тексте (Деяния апостолов, 11:26). Это слово образованно на осно

Проблемно-поисковые вопросы
1. Что оказывало содействие появлению и расцвету буддизма в Древней Индии? 2. Что привлекательного содержит в себе учение Будды? 3. Что Вы понимаете под нирваной, сансарой и кармо

Темы рефератов
1. Учение буддизма о сущности бытия. 2. Космологические взгляды буддистов. 3. Обрядность и духовенство в буддизме. 4. Сущность учения о сансаре. 5. Особенности л

Причины распространения новых религиозных течений в Украине
  Вспышка в умонастроениях населения Украины отчаяния, вызванная переходными и кризисными явлениями и тенденциями, привлекает нетрадиционные для наших территорий мистико-иррационалист

Неорелигиозные направления, имеющие распространение в Украине
Неохристианство – возникает в рамках традиционного христианства с целью приближения его к требованиям времени, чаще под влиянием протестантских ц

Свобода совести в Украине и ее законодательно-правовая реализация
Свобода совести как социальная ценность. Свобода совести признается одной из главных общечеловеческих ценностей, которая соотносится с основами бытия человека. Свобода совести пред

Реализация принципов свободы совести в современной Украине
Чтобы свобода совести действительно могла быть осуществлена, разработаны специальные международные юридические акты: · Декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на

Проблемно-поисковые вопросы
1. Как Вы думаете, почему в наше время продолжается процесс религиозных поисков? 2. Какое содержание и формы имеет христианская нетрадиционность? 3. Покажите особенности новых ори

Темы рефератов
1. Новые религиозные течения в Украине. 2. Особенности неорелигиозных процессов в Украине. 3. Неохристианство и его проявления в обществе. 4. Современные восточные мистич

Материальная действительность и процесс её познания
Познание есть процесс отражения в сознании человека окружающего мира. В процессе познания мы движемся от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Чувственное познание предшес

Законы логики и законы других специальных наук
Законы логики связаны с законами других специальных наук. Между ними есть как сходство, так и различие. Сходство проявляется в том, что эти законы имеют объективный характер, а также в том, что исп

Логика формальная и логика диалектическая
Говоря о формальной логике необходимо отметить, что её правила, методы и законы применяются к мыслям о предметах как качественно определённых, т.е. мы при рассуждении о предметах отвлекаемся от вре

Понятие о логическом законе
Мышление как отражение объективного мира в сознании человека протекает не хаотично, а закономерно. Логическое мышление подчиняется двум видам законов: законам диалектики и законам формальной логики

Закон тождества
Всё, что существует вне нашей мысли и что может быть предметом мышления, обладает свойством определённости. Каждый предмет есть, прежде всего, определённый предме

Закон исключённого третьего
Закон непротиворечия, как мы выяснили, устанавливает, что из двух несовместимых суждений одно необходимо ложное. Вопрос о втором суждении остаётся открытым: оно может быть истинным, но может быть и

Закон достаточного основания
Всякое свойство предмета, отличающее этот предмет от всех других предметов, существует в данном предмете не само по себе, но лишь потому, что существует нечто такое, чем это свойство обуславливаетс

Сущность понятия
Слово понятие происходит от глагола понимать. Понятие – это основная единица структуры человеческого мышления. Всякое понятие (понимание) есть мысль о признаках предмета. Признаком предмета называю

Виды понятий
Человеческое мышление создало необычайное богатство понятий. Как богатство и многообразие явлений действительности делало и продолжает делать необходимым для науки (биологии, геологии, астрономии)

Отношения между понятиями
Между предметами одновременно существует и сходство, и различие. Так же обстоит дело и с понятиями об этих предметах. Поэтому одним из важных вопросов логики является вопрос об отношении между поня

Обобщение и ограничение понятий
  Часто в практике нашего мышления приходится от понятия одного объёма переходить к понятию другого объёма, составляющего лишь часть объёма исходного понятия. Так, зная, что какой-то

Определение понятия
  Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением или дефиницией. Поскольку содержание представляет собой совокупность существенных признаков пр

Правила явного определения
Определение понятий опирается на ряд правил, которые надо соблюдать во избежание ошибок: 1. Определение должно быть соразмерным. Это правило требует, чтобы объём определяемого пон

Деление понятий
При изучении какого-либо понятия встаёт задача раскрыть его объём. Логическая операция, раскрывающая объём понятия, называется делением. В операции деления надо различать делимое понятие, т.е. поня

Правила деления
1. Деление должно быть соразмерным. При делении должны быть перечислены все виды делимого понятия. Если будет пропущен хотя бы один член деления, то деление будет неполным. Если же будут у

Логические отношения между суждениями
Отношения между простыми суждениями.Два любых суждения по их логической форме могут быть сравнимыми или несравнимыми. Несравнимыми называют суждения, в которых различны субъекты ил

Понятие умозаключения и его виды
Большую часть знаний мы получаем с помощью рассуждений, т.е. путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредствованными или вы

Индуктивные умозаключения
Наряду с дедукцией важное значение в познании принадлежит индуктивным умозаключениям. Индуктивным называют такое умозаключение, в форме которого протекает эмпирич

Аналогия
Способы логического перехода от известного к новому знанию не ограничиваются индукцией и дедукцией. Наряду с ними возможен и третий способ: логический переход от

Понятие доказательства и его структура
  Цель познания в науке и практике – достижение достоверного, объективно истинного знания, на основе которого возможно активное воздействие человека на окружающий мир с целью его прео

Опровержение
Помимо доказательства утверждений путем установления их истинности важное место в научной практике имеют и опровержения утверждений. Опровержение – это логическая операция, направленная на

Логические правила и ошибки по отношению к тезису доказательства
Доказательное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса. Первое из них – тезис должен быть логически определенным, ясным и точным; второе – запрещается изменять тезис в про

Проблема и её роль в познании
Научное исследование представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. С проблемы собственно и начинается научный поиск. Область проблем и область уже завершённого знания тесно связаны. Она

Гипотеза и её виды
Решение научной проблемы начинается с формулирования гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию п

Теория как система научных знаний
  Теория – это система основных положений, идей какой-либо отрасли науки, в которой обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Следовательно,

IV. Можно ли построить простой категорический силлогизм из следующих посылок (ответ в виде комбинаций цифр и букв)?
1. Все ананасы приятные на вкус. Картофель не ананас. 2. Некоторые металлы легче воды. Все металлы электропроводны. 3. Все люди мыслящие существа. Дерево не мыслит.

Предмет этики
Этика исследует мораль, является наукой о морали или нравственности. В обыденном языке «этика» и «мораль» обычно отождествляются и это вполне допустимо. В научных же рассуждениях этого дел

Мораль как социальное явление
  Что же определяет содержание морали? В чем состоит значение обязательности ее требований: объективно оно или субъективно? Всякая нравственность обусловлена социально-истори

Происхождение нравственности
Основы нравственной жизни закладываются в родовом обществе. Это простые правила общения, чувство общности, взаимоподдержки и др. Впоследствии, став привычкой, они воспринимаются как нечто само собо

Нравственность в рабовладельческом и феодальном обществах
  С переходом к рабовладельческим отношениям связан и переход к собственно нравственным отношениям. Родо-племенные нравы разрушаются двояким способом: либо нарушаются и заменяются нов

Буржуазная мораль: этапы ее развития
Переход к феодализму сопровождался формированием новой системы морали. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа – таковы глобальные требования буржуазной морали. (

Понятие и функции морали
  Моралью чаще всего называют идеально-теоретический уровень нравственного сознания. Мораль – это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра

Структура морали
  В различные исторические эпохи существуют разные структуры нравственного сознания. Тем не менее, можно говорить о некоторых общих чертах структуры морального сознания. Ее основными

Самоконтроля личности
Совесть – один из наиболее древнейших и интимно-личных регуляторов поведения человека. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность

Эстетическая деятельность и сферы её проявления
Термин эстетика вошел в обращение в середине XVIII века. Изобрел его немецкий философ Баумгартен для обозначения выделенного им нового раздела философии. Произвел он данный термин от греческого «эс

Понятие и структура эстетического сознания
Одним из наиболее распространенных способов восприятия действительности является эстетическое. Оно представляет собой отражение эстетических свойств действительности. Это особые чувства, вкусы, инт

Основные категории эстетики
1. Категории «эстетическое» и «художественное». 2. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. 3. Категории «трагическое» и «комическое». Категории «эстети

Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное
Прекрасное и безобразное в человеке.Говоря о красоте человека, мы имеем в виду прежде всего такую структуру его телосложения, духовного мира и поведения, которая раскрывает человеч

Предмет искусства
  Искусство – высшая форма эстетического освоения действительности, высшая так как в искусстве эстетическое – самоцель. Эстетическое требование человек предъявляет ко всему его окружа

Художественный образ
Формой, в которой искусство отражает действительность, является художественный образ. Образ этот идеален и возникает только в сознании воспринимающего и возникает он только благодаря произведению и

Социальные функции искусства.
1. Познавательно-преобразующая функция искусства. 2. Коммуникативная функция искусства. 3. Просветительная функция. 4. Воспитательная функция. 5. Гедонистическая

Познавательно-преобразующая функция искусства
Отражая действительность специфическим художественно-обобщенным способом, искусство преобразует и познает ее. Знания о мире и человеке, почерпнутые в области искусства, должны способствовать гармон

Коммуникативная функция искусства
Искусство как и язык принадлежит к разряду знаковых систем, служащих закреплению, хранению и передаче разного рода информации. И независимо от того, осознает тот или иной художник это или нет, расс

Просветительная функция
Речь идет прежде всего о том, что искусство несет в себе определенный род знания о жизни и тем самым играет роль важного способа просвещения и образования людей (из книг, кино, спектаклей мы узнаем

Воспитательная функция
И действительно, искусство дает нам не знание фактов и объективных закономерностей, а знание значений, знание ценности бытия, знание реальных связей мира и человека, оно заставляет нас, хотим мы то

Гедонистическая функция
Искусство во всех своих созданиях несет людям красоту, украшает их жизнь и служит источником глубоких эстетических радостей. Однако значение гедонистической функции искусства не исчерпывается этими

Вопросы к семинарским занятиям по этике и эстетике
Семинарское занятие «Этика как наука»   1. Предмет этики. 2. Мораль как социальное явление. 3. Происхождение нравственности. 4. Нр

Проблемно-поисковые вопросы
1. Проблема происхождения и природа морали. 2. Социальная сущность морали, её структура и элементы. 3. Специфика морали и её социальные функции. 4. Исторические типы мора

А.Справедливость Е. Солидарность
В. Тактичность G. Корректность С. Простота Н. Тщеславие D. Гуманизм I. Честолюбие F. Коллективизм К. Деликатность 21. Выберите соответствие данных особен

Выберите соответствие видов искусства его синтетическим группам.
1.Скульптуру 5.Живопись 2.Музыку6.Цирк 3.Архетиктуру7.Театр

Философия: круг её проблем и роль в обществе
  1. Исторические типы и формы мировоззрения. 2. Основной вопрос философии и две его стороны. 3. Философия и частные науки, их соотношение.  

Исторические типы и формы мировоззрения
Мировоззрение присуще каждому человеку. Это та грань, которая отделяет человека от животного. Поскольку мировоззрение - это мировоззрение человека, а человек - это общественное существо, т

Основной вопрос философии и две его стороны
Ядром научного мировоззрения является философия, которая формирует теоретические основы мировоззрения через правильное решение вопроса о соотношении бытия и мышления. Этот вопрос в философии являет

Философия и частные науки, их соотношение
Прежде всего следует отметить, что действительно и философия, и другие науки изучают материальный мир, т.е. для философии и целого ряда наук „объект изучения” общий. В чем же тогда различие? А разл

Функции философии
Как мы выяснили философия - мировоззренческая наука. Именно этим и опре­деляются ее функции в познании и практике. Т.е. основная и определяющая функ­ция философии - мировоззренческая. Реализует себ

Что можно определить как предмет философии?
а) наиболее общие законы развития общества и природы б) природа во всем ее многообразии в) взаимодействие человека и мира г) общество и его развитие 6. Ф

Философия Древнего мира
Появление рабовладельческого общества связано с пе­реходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледе­лию, оседлому образу жизни, к моногамии и патриархату, от кровнородственных связей к те

Средневековая философия
В средневековье, когда утверждаются феодальные от­ношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, слу­жанкой богословия. Она сохран

Философия Нового времени
  Развитие капитализма, рыночных отношений в недрах феодального общества и связанный с ним бурный подъем науки и техники в Европе явились основой, на которой формиро­вался и получал с

Возникновение марксистской философии и её дальнейшая эволюция
Марксистская философия явилась преемницей предшествующих ей концепций, одновременно она ознаменовала собой существенное приращение нового знания, значительный прорыв в развитии не только европейско

Современная западная философия
  Современная философия на Западе предстает в виде множества различных течений, школ, учений, как правило, не имеющих какого-либо объединяющего начала. И все же в этом интеллектуально

Тест: Античная философия
  1. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты? а) Сократ б) Аристотель в) Демокрит. 2. Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассу

Темы рефератов
1. Абеляр П.: Борьба здравого смысла с догматизмом в средневековой философии. 2. Диалог веры и разума как стержень взаимоотношений церкви и светской власти. 3. Номинализм и реализ

Темы рефератов
  1. Метафизический материализм и учение о государстве Т. Гоббса. 2. Материалистический рационализм и учение об аффектах Б. Спинозы. 3. Сенсуализм Д. Локка и его уче

Тест: Философия Нового времени
1. Стержнем теоретических споров Нового времени был вопрос о: а) определение первичности материи или сознания; б) определение источников человеческого познания;

Темы рефератов
  1. Этика Канта. 2. Антиномии Канта: знание или вера? 3. Проблема человеческой свободы в философии Фихте. 4. Натурфилософия и учение об интеллектуальной ин

Темы рефератов
1. Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. 2. Источники возникновения и развития марксизма. 3. Основные течения в марксизме в конце ХІХ в. и в ХХ в. 4. Марксистские

Темы рефератов
1. Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда. 2. Основные этапы развития позитивизма. 3. Проблема отчужденного человека в произведении А. Камю “Посторонний”. 4. Гермен

Генезис украинской философии
  Украинская философия времен Княжества формировалось в границах общей духовной культуры Киевской Руси. Она вобрала в себя и творчески преобразила религиозно-мифологические верования

Философия Киевской Руси
В X веке Киевское государство еще не имело единой религии. Языческие верования не содействовали объединению племен. Целостность государства обеспечивалась в основном военной силой. Князь Владимир п

Формирование черт украинской философии
Начиная с первых десятилетий своего становления и развития, украинская философия постепенно формирует свои особенности, кристаллизирует черты, характерные для нее на протяжении почти тысяче

Украинская философия в ХХ в.
До 1920 г. украинская философия развивалась в едином русле. Несмотря на разные школы, которые временами враждовали между собой, все-таки это была философия, не отделимая от украинского общества.

Темы рефератов
1. Основные черты украинского мировоззренческого менталитета и особенности украинской философии. 2. Становление философии украинского духа в Киево-Могилянской академии (И. Гизель, Ф. Проко

Тест: Философская мысль в Украине
1. В философской мысли древних славян тесно переплетены две тенденции: 1. Материалистическая и идеалистическая. 2. Диалектическая и метафизическая. 3. Ми

Философское понятие материи
  Нас окружает неисчислимое количество предметов, тел внешнего мира. Тем не менее это многообразие вещей предполагает наличие в них общего, сходного. Такой общей «основой» является су

Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи
  От философского понятия «материя», определение которого связано с признанием лишь свойства быть объективной реальностью, следует отличать современные представления о структуре и сво

Движение и его основные формы
Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню, каждо

Единство мира
Есть в многообразии тел, процессов, явлений окружающего мира какая-то общность, единая основа? Диалектико-материалистическая философия, как уже было показано, решает этот вопрос положительно. Согла

Сознание, его происхождение и сущность
1. Взаимоотношение материи и сознания. 2. Сознание – высшая форма отражения действительности. 3. Естественнонаучные представления о сознании. 4. Сущность и основные харак

Сознание – высшая форма отражения действительности
Относительность противопоставления материи и сознания находит своё выражение в том, что вся материя обладает свойством отражения, по существу сходным с ощущением. Если бы в самом «фундаменте матери

Естественнонаучные представления о сознании
Понятие сознания предполагает разграничение естественнонаучных и философских представлений о нём. Современное естествознание (физиология высшей нервной деятельности, биохимия, биофизика и др.) и ря

Сущность и основные характеристики сознания
Человеческое сознание – это информационная программа, управляющая человеческой деятельностью. Его качественная специфика определяется переходом человека к новой – социальной – форме существования.

Темы рефератов
1. Проблема саморефлексии и самовоспитания. 2. Концепции происхождения сознания. 3. Загадки гениальности. 4. Идеальность сознания. 5. Сознание и речь. &

Диалектика и её альтернативы
1. Понятие диалектики и метафизики. 2. Разнообразие альтернативных методов. 3. Диалектика как наука. 4. Закон единства и борьбы противоположностей. 5. Закон взаи

Разнообразие альтернативных методов
  Софистика. Альтернативами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика (от греческого — соображение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики)

Диалектика как наука
  Диалектика как наука – сложная система, элементами которой являются ее принципы, категории и законы. Принципы - это основные, исходные положения, основополагающие понятия,

Закон единства и борьбы противоположностей
  Закону единства и борьбы противоположностей принадлежит центральное место в системе материалистической диалектики. Связано это с тем, что данный закон отвечает на главный воп

Виды противоречий
1. Внутренние и внешние (исходя из места занимаемого в системе). Внутренние противоречия - это взаимоотношения между противоположными сторонами данного предмета или явления (это взаимодействие межд

Метафизическое истолкование закона единства и борьбы противоположностей.
Это истолкование находит проявление в двух теориях: теории равновесия и теории конфликта. Рассмотрим эти теории. Основные положения теории равновесия: 1. Равновесие абсолютно, бор

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания указывает направление развития, отвечает на вопрос, куда идет развитие . Рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, мы выяснили что источником ра

Типы отрицания
I) механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (исходя из форм движения материи); 2) деструктивное и конструктивное отрицание (исходя

Уровень
1. К основным принципам диалектики относятся: а) принцип всеобщей взаимной связи; б) принцип веры в авторитеты; в) принцип независимости явлений.

Уровень
1. Иллюстрацией закона взаимоперехода количественных и качественных изменений могут послужить: а) многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в дру

Проблема познания в философии
Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования т

Чувственное и рациональное познание
  Чувственное отражение. Познание человеком мира начинается с чувственного контакта с ним, с «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувственное отражен

Практика как специфически человеческий способ освоения мира
Практическая деятельность в человеческом обществе, в отличие от процесса жизнедеятельности в животном царстве, определяется не биологическими факторами, а исторически выработанным соответствующим с

Проблема истины в философии
Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания. Все философские направления и школы старались сформулировать свое понимание истины. Классическое определение истины дал Аристотель, определи

Уровень
1. Раздел философии, который занимается изучением проблемы познания: а) онтология; б) гносеология; в) феноменология; г) логика.

Уровень
1. Найдите ошибочное высказывание: а) чувства не имеют границ; б) чувства относительны, часто изменчивы; в) не дают критерия разграничения существенного

Понятие общества и природной среды, их единство и различие
Из ранее рассмотренного материала мы знаем, что общество возникает не вне­запно, а является результатом всего предшествующего развития материи. В основе выделения человека из природы был труд, совм

Географическая среда - необходимое условие общественного развития
Рассматривая взаимодействие общества и природы, мы природу понимали в широком смысле слова, т.е. понимали под природой объективную реальность. Однако общество взаимодействует не со всей объективной

Народонаселение - предпосылка и субъект исторического процесса
Кроме географической среды, естественным условием возникновения и разви­тия общества является существование живых человеческих индивидов, с их опреде­ленной телесной организацией. В отличие от геог

Понятие материального производства и его структура
Ранее мы выяснили, что общество в своем развитии проходит ряд этапов, названных общественно-экономическими формациями, раскрыли струк­туру общественно-экономической формации, указав на основные и н

Базис и надстройка
Кроме способа производства, к числу важнейших элементов структуры обще­ственно-экономической формации мы отнесли еще базис и надстройку. Почему? Почему нельзя все объяснить способом производства и

Социальная структура общества
Материальная сфера жизнедеятельности, как мы видим, определяет все ос­тальные сферы и, прежде всего, социальную. К рассмотрению этой сферы мы и пе­реходим. Необходимость этого перехода определяется

Общественно-экономические формации как ступени исторического развития.
2. Понятие материального производства и его структура. 3. Социальная структура общества. Термины, которые необходимо запомнить:общественно- экономическая формация

Сущность духовной жизни общества
Противоречивый процесс развития общественных отношений, возрастание роли субъектов этих отношений, человека, личности предопределяет необходимость поиска оптимальных путей функционирования, обогаще

Обыденное и теоретическое сознание
  Общественное сознание – это чрезвычайно сложное явление, которое имеет динамическую, сложную структуру, которое предопределяется структурой общественного бытия. Одним из элементов с

Общественная психология и идеология
Важными элементами структуры общественного сознания являются общественная психология и идеология. Общественная психология представляет собой совокупность взглядов, чувств, эмоций, располож

Формы общественного сознания
  Мы выяснили сущность и структуру общественного сознания. Рассмотрим теперь основные формы общественного сознания, процесс и особенности их формирования и развития в современных усло

Особенности духовной культуры общества
Чрезвычайно важным элементом духовной жизни общества, наряду с общественным сознанием, является духовная культура. Духовная культура, в широком смысле слова – это разнообразный опыт жизнед

Формы общественного сознания.
5. Особенности духовной культуры общества.   Термины, которые необходимо запомнить:духовность, духовное производство, общественное бытие, общественное сознан

Человек как предмет философии
Изменчивость взглядов на сущность человека.История философии полна различных концепций сущности человека. В ан­тичной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть

Личность и общество
  В первобытном обществе человек еще фактически не выделяет себя из кол­лектива, он слит с ним. Это первоначальное примитивное единство человека и кол­лектива является следствием нера

Понятие ценности в философии. Ценность, оценка, ценностная ориентация
  Проблема ценности уходит своими корнями в далекое прошлое. Так, Демокрит, считал, что «благо», «красивое» - это то, что присуще природе. Людям же в их стремлении надо лишь следовать

Общественный прогресс. Социальное прогнозирование
  1. Понятие общественного прогресса и его критерий. 2. Источники, движущие силы и типы общественного прогресса. 3. Глобальные проблемы современности. 4. По

Понятие общественного прогресса и его критерий
Продолжительное время в философской и социологической литературе общественный прогресс рассматривался, преимущественно, как прогресс материального производства, в границах которого человек существо

Источники, движущие силы и типы общественного прогресса
При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что противоречие есть источником всякого развития. Следует заметить, что в решении вопроса об источнике общественного прогресса среди исследов

Глобальные проблемы современности
  Как уже отмечалось, с дальнейшим усилением взаимосвязей между всеми сферами жизнедеятельности не только в отдельных странах, но и во всем мире, с развитием интеграционных процессов

Понятие социального предвидения и прогнозирование будущего
  Проблемы будущего и его предвидение принадлежит к тем "вечным" темам, интерес к которым закономерно возрастает по мере общественного прогресса. Еще в старину люди

Уровень.
1.Исключите неправильные высказывания: человечество- это: А.Часть биосферы; Б.Единство по физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристи

Главная цель прогнозистов
А. Анализ альтернатив деятельности, хода и исхода глобальных процессов; Б. Учет иррациональных проявлений. 7. Выделите утверждения, которые характеризуют научно-техническу

Понятие культуры
В процессах развития общества, в их философском осмыслении особое место принадлежит культуре. Именно она есть первоисточником и вершиной человеческих действий, условием достижений человечества и вм

Типология культуры
Существуют разные типы культур, их конкретное содержание и специфические черты определяются общественно-экономическими формациями, в которых эти культуры существуют, социально-экономическими отноше

Понятие цивилизации
  Общепризнанное употребление понятия «цивилизация» используется для определения более высокого уровня развития общества, которое приходит на смену его восходящему состоянию (варварст

Тест: Культура и цивилизация
1. «Культура» происходит от: 1. лат. «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «обработка»; 2. «почитание» (друиды) и «свет», «огонь» (Древний Вост

Вопросы для подготовки к итоговым модульным контрольным работам
Содержательный модуль «Религиоведение» 1. Религиоведение как гуманитарная наука. 2. Основные элементы религии. 3. Социальные функции религии. 4.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги