рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Буддизм

Буддизм - раздел Социология, Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий   Возникновение Буддизма.Буддизм Возник В Vi В...

 

Возникновение буддизма.Буддизм возник в VI веке до н.э. в Индии, чему способствовали разнообразные причины развития индийского общества, его культуры и религиозных форм восприятия мира. В этот период проходило изменение общественных отношений, сопровождаемое крушением сложившихся жизненных устоев: разрушались родовые и племенные связи, падало значение родоплеменной знати, менялись прежние взгляды и представления. При крушении племенной организации возникали государства, в состав которых включались различные племена. Преобразований требовал подход к системе варн. Господствующий в это время в Индии брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, оправдывал деление общества на варны, освящал в первую очередь привилегированное положение брахманов. Приходящие к власти раджи (правители), купцы, зажиточные горожане не принадлежали к варне брахманов, но реально именно они становились во главе социальной системы общества. Новые господствующие группы должны были получить достойное место и обоснованность своего существования.

Широкие массы людей, которые попадали в новые виды социальной и экономической зависимости, искали опору, хотя бы за пределами земного существования, которая могла бы компенсировать (даже в иллюзорной форме) их полнейшее бесправие в жизни. Это побуждало людей к желанию получения новые духовные ориентиры.

Важнейшим идейным источником раннего буддизма становились воззрения брахманизма, такие как:

а) учение о дхарме (долге). Дхарма – это закон жизни, особые правила поведения, религиозные и гражданские обязанности, якобы вменяемые людям богами в зависимости от их общественного положения.

б) учение о сансаре (перерождениях). Согласно этому учению весь мир связан единой цепью существования и переходом из одного телесного состояния в другое. Каждое существо после смерти своей телесной оболочки якобы возрождается в другом теле – человека или животного;

в) учение о карме (воздаянии). Карма – это закон, согласно которому все поступки человека имеют прямые последствия для его будущей жизни в новом телесном бытии после смерти. Если он был праведником, то в силу кармы перерождается в более благородного человека, а если был грешником – в низменного человека и даже в животное или насекомое.

Эти идеи брахманизма утвердились в общественном сознании индийского общества и в несколько видоизмененном содержании перешли в буддизм, дополнив его новшествами, ставшими основой для превращения его в одну из мировых религий.

Название и появление буддизма связано с именем Сиддхартхи Гаутамы из рода Шакъев, который позднее приобрел имя - Будды. Биография Сиддхартхы Гаутамы известна только в изложении его последователей. Эти традиционные изложения на первых порах передавались только в устной форме и были записаны только через несколько столетий после его смерти. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник Джатака, составленный около II в. до н.э. на языке пали (одном из наиболее древних среднеиндийских языков). Легенда окружает его рождение ореолом таинственности.

Само рождение Сиддхартхи было необычным. Легенда рассказывает, что Майя, жена князя Шуддходхана, один раз во сне увидела, что в её бок вошёл белый слон. Позднее у неё родился сын, который вышел из бока матери. Он получил имя Сиддхартха, его родителям было предсказано, что он станет или великим Правителем, или Учителем Вселенной. Отец, который твердо решил, что сын должен стать его наследником, принял все меры к тому, чтобы сын не видел страданий мира и избрал для себя будущее воина и князя. По приказу князя Шуддходхана за городом специально для наследника было построено три дворца (зимний, летний и для сезона дождей). Во дворцах было запрещено плакать и грустить, все во дворце должно было только радовать и услаждать юного князя. Так, благодаря стараниям отца Сиддхартха провел свои юные годы в роскоши, как и подобало богатому и знатному принцу.

Все для Сиддхартхи определялось как хотел его отец. Но однажды, в возрасте 29 лет, вопреки запретам отца, Сиддхартха вышел в город и увидел четыре знака, которые определили его судьбу. Впервые в жизни он увидел старость – в виде дряхлого человека, потом болезнь – встретив человека, который был изможден страшным недугом, далее он увидел смерть и мёртвое тело – когда встретил похоронную процессию, и искреннюю отрешённость при виде медитирующего нищего-монаха.

Согласно преданию, увиденные Сиддхартхой знаки-образы были даны богами, чтобы направить Сиддхартху на путь постижения истины мира. Сиддхартха воспринял данные знаки и направил свои раздумья на объяснение увиденного. В скором времени он понял, что три первые знака указывают на постоянное присутствие страданий в мире. Страдания показались ему ужасными, поскольку соответственно верованиям того времени человек после смерти был обречен на постоянные новые перерождения. Следовательно, страданию не было конца, оно было вечным. В четвертом знаке, в беззаветной внутренней отрешённости монаха, направленной на сближение с высшими сущностями Сиддхартха увидел свою будущую судьбу.

Даже счастливая весть о рождении сына не успокоила его, и однажды ночью он покинул дворец и в скором времени поселился отшельником в лесу. Здесь он присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению. После шести лет самой суровой аскезы, так и не приблизившись к цели, Сиддхартха ушёл от аскетов. С этого времени он вел более привычный образ жизни, но не оставил своих духовных поисков.

Однажды Сиддхартха Гаутама, которому было уже тридцать пять лет, сел под большим деревом Бодхи (род смоковницы) вблизи городка Гайя в восточной Индии и дал себе обет, что не сдвинется с места и будет находиться в состоянии медитации, пока не решит загадки мира.

Утром на 49-й день Сиддхартха Гаутама познал истину миропорядка, раскрыл загадку существования и понял, что нужно делать человеку для достижения абсолюта. Он понял, что обе крайности – и жизнь, полная удовольствий, и жизнь добровольных лишений – равно далеки от истинности. Решив это, он достиг наивысшего состояния существования – нирваны – стал Буддой, что означает просветленный.

Наполненный новыми знаниями Будда еще 49 дней провел в медитации, осознавая открывшееся ему знание. Потом он отправился в Олений парк возле Бенареса, где встретил пятерых аскетов, с которыми ранее жил в лесу и поделился с ними открывшимися ему истинами. Так он приобрел первых учеников и последователей, после чего он много путешествовал, расширив круг людей, следовавших его наставлениям. Из них была организована община – сангха, которая представляла собой монашеский орден. Своих последователей Будда учил, как избавиться от страданий и достичь нирваны, а людей живших за пределами сангхи - как вести моральный образ жизни, что должно было приблизить всех людей к восприятию истин существования. Со временем его учение получило название своего основателя – буддизм, а самого Будду иногда стали называть Бхагаван (Господин), Татхагатха (Тот, кто пришел, или Тот, кто ушел) и Шакьямуни (Мудрец из рода Шакьев).

Согласно легенде, на 80-м году жизни в день майского полнолуния Будда умер. Этот день буддисты почитают как «трижды святой день». Так как согласно канону в день майского полнолуния Будда родился, в такой же день он прозрел, то есть стал Буддой, и так же в день майского полнолуния он умер. Его смерть описана таким образом: Будда лежал под деревом в позе льва и обратился к своим последователям с такими словами: «В данное время мне ничего больше сказать, кроме того, что все созданное подлежит разрушению! Для спасения приложите все усилия!».

 

Основные положения учения Будды.Учение Будды основано на глубокой и высокой нравственности. Его сущность изложена в егоУчении о четырех Благородных истинах: 1) существует страдание – это всякое бытие; 2) причина страдания – желания; 3) избавление от желаний избавляет от страданий; 4) есть путь, который ведет к нирване, состоянию, свободному от желаний и страданий.

Путь к прекращению страданий – это восьмеричный путь праведности:

· праведные воззрения (саммадиттиха) – понимание «четырех благородных истин», то есть присутствия в мире страданий, их причин, прекращения страданий и пути, который ведет к прекращению страданий, вере в благородные истины открытые Буддой, в нравственном совершенствовании, приводящих верующих к нирване;

· праведные устремления (саммасанкаппа) – готовность к подвигу во имя истины, для чего необходимо отказаться от дурных намерений и вражды с другими людьми. Если верующий поверил Будде и стал на путь спасения, ему следует ограничить свои страсти и стремления;

· праведная речь (саммавача) – это, в первую очередь, контроль человека над своей речью, так как праведные устремления не должны оставаться лишь религиозной установкой, а прежде всего должны иметь возможность направлять и контролировать речь, что, в свою очередь, предполагает воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров;

· праведное поведение (саммакамманта) – праведные устремления, не ограничиваясь выработкой правильной речи, должны воплотиться в достойное поведение, а это предполагает отказ от уничтожения живого, от воровства, от удовлетворения низменных чувств, от недобродетельных поступков и активное стремление делать добрые дела;

· праведная жизнь (саммааджива) – отвергая дурную речь и недостойные поступки, следует зарабатывать средства на жизнь честным путём и поэтому надо трудиться в соответствии с добрыми побуждениями, вести достойную жизнь;

· праведное усердие (саммаваяма) – это постоянное стремление к совершенствованию путём устранения вредных и внедрения полезных гуманных идей. Когда человек пытается изменить свою жизнь для получения спасения, руководствуясь правильными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни, его постоянно совращают с праведного пути старые, глубоко укоренившиеся в нём вредные, а также новые идеи. Если человек желает достичь нирваны, то его ум должен быть постоянно занят идеями добра;

· праведная память (саммасати) – следует всегда помнить, что вещи по своей природе преходящи, а сама жизнь наполнена скорбью. Помня это, верующий не должен сожалеть об утрате всего тленного и не должен зависеть от окружающего его мира. Это поможет человеку освободиться от зависимости к бытийности и сосредоточиться на истинах, ведущих к спасению;

· праведное самоуглубление (саммасамадхи) – это конечная ступень самоусовершенствования человека. Согласно буддийскому учению тот, кто ведёт жизнь в соответствии с семью правилами и с их помощью освобождается от низменных страстей и злобных мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии всё более глубокого сосредоточения, которые неуклонно приведут его к конечной цели длинного и трудного пути, к прекращению страданий.

В целом учение Будды, впитав в себя наследие индийских религий, определяется как самостоятельное с целым комплексом отличительных моментов. Буддизм отличен от ведийской традиции тем, что он не опирается на обряды жертвоприношений для богов, управляющих силами природы. Духовный мир человека и его действия перестают зависеть от действий жрецов, внутреннее освобождение достигается при помощи правильных личностных усилий: праведных мыслей, праведного поведения и духовной дисциплины. Будда был глубоко обеспокоен практической проблемой избавления человека через моральное и духовное очищение и выступал против идеи неизменной сущности «Я». В этом понимании он провозглашал «Не-Я» (Ан-Атман). То, что в буддизме принято называть «Я», является совокупностью постоянно непостоянных физических и ментальных составных. Все находится в процессе, а значит способно улучшать себя через праведные помыслы и праведные поступки. Всякое действие имеет последствия. Определяя этот «закон кармы», непостоянное «Я» может, употребляя праведное старание, избегнуть побуждения к глупым поступкам и наказанию за плохие поступки в виде страдания и непрерывного круговорота рождений и смертей. Для последователя, который достиг совершенства (арахата), результатом его усилий станет нирвана, состояние беззаботного прозрения, бесстрастия и мудрости, спасение от дальнейших рождений и трансформаций существования. Нирвана воспринимается как самое высшее состояние, цель человеческих стремлений. В центре философии буддизма – психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, достижение удовлетворенности и самодостаточности, абсолютного отчуждения от внешнего мира. Это предопределяет то, что в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление об абсолютной сущности. Буддийская нирвана отличалась от нирваны джайнизма, где нирвана – это достигнутое состояние души, освобожденной от цепей материи, нескончаемой игры рождений и смертей (сансары).

Согласно учению Будды, Вселенная, какой мы ее знаем, находится в процессе постоянных изменений. Сущее, включая жизнь отдельного человека, имеет изменчивый характер, это непостоянное имеет название – аничча. У человека не существует постоянного, которое не меняется, это – Атта, согласно понимания атта, человек перерождается, переходит из одного воплощения в другое. На самом деле человек представляет собой условное единство пяти групп непостоянных физических и ментальных компонентов: тела, ощущений, восприятия, ментальных образований и сознания, за которыми не закрепляются никакие неизменные и постоянные сущности. Все носит непостоянный характер и находится в напряженном беспокойстве, это есть – дуккха (страдание) и не имеет субстанции – анатти. В этом потоке психофизических событий все происходит соответственно универсальной причинности – кармы (каммы). Всякое событие есть следствие причины или комплекса причин, а потом становится причиной собственных следствий. Таким образом, каждый человек собирает то, что посеял. Тем не менее, самое важное – это признание существования морального принципа, соответственно которому благие дела ведут к благим результатам, а дурные – к дурным. К спасению от страдания может привести продвижение по дороге праведности (восьмеричный путь) к самому высокому освобождению в нирване.

Наблюдение за тем, как проходит жизнь в круговороте рождений, привели к выводу формулы причинности, «закона зависимости причин» (пратитясамутпада). Пратитясамутпада – это цепочка из 12-ти причинных факторов, которые согласованно действуют в каждом человеке, причем каждый из факторов связан с другим фактором. Факторы располагаются в таком порядке: невежество, произвольные действия, сознание, разум и тело, чувство, впечатление, ощущение, желание, вкус, становление, перерождение, старость и смерть. Действие этих факторов порождает страдание. От прекращения действия этих факторов в том же порядке зависит и прекращение страданий. Конечная цель – исчезновение всех желаний, личных устремлений и соединение собственного Я с нирваной.

Типитака – священная книга буддизма. Основы вероучения «классического» буддизма изложены в каноническом сборнике Типитака, что с санскрита переводится как «три корзины». Будда свое учение письменно не излагал. В течение веков оно передавалось устно от человека к человеку. И только в 241 г до н. э. основы учения буддизма были оформлены письменно учениками Будды и собраны в так называемых «питаках» (корзинах). Происхождение названия «корзина» исходит из того, что в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые хранились в корзинах. Буддийские каноны были размещены в трёх корзинах, отсюда название Типитака.

Уточненный текст буддийского канона был утверждён в 1871 г. в Бирме на Буддийском соборе в присутствии 2400 монахов, которые признавались знатоками данного учения. Этот текст затем вырезали на 729 специально изготовленных мраморных плитах, каждая из которых была поставлена в отдельном миниатюрном островерхом храме. Так был создан своеобразный городок-библиотека. Это место существует и почитается сейчас всеми буддистами мира.

Типитака состоит из 29 томов. Общий её объём – около 10 тыс. страниц. Весь канон подразделяется на три части – питаки. Первая часть называется – Виная. В ней изложены правила поведения монахов. Вторая – именуется Сутты. Она содержит изложение основных догматов буддизма. Третья питака носит название – Абхидхарма и излагает толкования к основным догматам буддизма.

В Типитаке и других источниках буддизма можно выделить следующие основные идеи. Во-первых, значительное место в буддизме отведено учению о том, что окружающая нас реальность имеет два мира:

1) видимый, материальный мир, или сансара (с санскрита – странствование). Всё сущее, всё наблюдаемое и переживаемое нами – это мир сансары, мир – непрерывных становлений и разрушений. Именно непостоянство этого чувственно воспринимаемого мира является его основным свойством, его главной качественной особенностью. Изменение сансары является следствием бесконечного движения дхарм (карм). Здесь дхарма имеет иную смысловую нагрузку, чем та, о которой говорили ранее в индуизме. Дхармы – это первичные элементы бытия и сознания, мельчайшие нематериальные бессмертные частицы. Различные комбинации этих дхарм создают всё многообразие явлений природы, в том числе и человека;

2) высший мир или нирвана (с санскрита – угасание, успокоение). Нирвана это сверхбытие, обитель духовного начала, состояние вечного успокоения, как противовес сансаре. Если сансара – это мир изменений, то нирвана – успокоившееся бытие, в глубине своей не знающее никаких различий и никакого перевоплощения. Нирвана – высшая цель, которая должна манить к себе тех, кто принял учение Будды, и достичь её может только тот, кто выполняет религиозные и нравственные предписания.

Во-вторых, важное место в мировоззрении буддизма занимает догмат о перерождениях. Перерождение всего живого из одной телесной оболочки в другую – это основная существенная характеристика сансары. По буддизму, душа – это определённая комбинация дхарм. Распад её приводит к исчезновению тех или иных предметов, к смерти живых существ. Смерть является распадом дхарм, образующих ту или иную душу как главное составляющее человека; после распада этой комбинации дхармы в своём дальнейшем движении образуют новое сочетание, которое приводит к появлению (рождению) нового организма в виде животного или человека. На основе этого буддизм делает вывод, что жизнь – это цепь бесконечных перерождений, причём в этих перерождениях есть известная преемственность, причинная связь. Форма нового перерождения определяется кармой.

Став человеком, живое существо получает возможность прервать цепь перерождений и перейти из сансары в нирвану. Для этого имеет огромное значение его карма. Именно поступки и мысли человека в данной жизни определят его дальнейшую карму.

 

Современное состояние буддизма. Буддизм как самостоятельная религия, которая привлекала к себе новых последователей, укрепляла свое влияние и создавала свою литературу, процветала в Индии примерно до 500 года н. э. Буддизм поддерживали правители, в стране возводились величественные храмы и монастыри, появлялись великие учителя махаяны: Ашвагхоша, Нагарджуна, Асанга и Васубандху. Потом в развитии буддизма наступил упадок, который длился несколько столетий. После ХІІ в., когда в Индии власть перешла к мусульманам, буддизм в этой стране почти исчез. На упадок буддизма оказывали воздействие и другие разнообразные факторы: в некоторых регионах неспокойная политическая обстановка приводила к частой смене религий, в других буддизм утратил поддержку властей, а кое-где вообще буддизм столкнулся с противодействием враждебно настроенных правителей.

В самом буддизме так же можно найти некоторые факторы, которые ослабили его влияние. Так, развитие махаяны ослабило творческий импульс буддизма. Кроме этого, буддийские общины, всегда жившие в соседстве с другими религиозными культами и практиками религиозной жизни (ведийским ритуализмом, брахманизмом, джайнистским аскетизмом и поклонением разнообразным индусским богам), не проявляя нетерпимости в отношениях к другим религиям, не смогли уберечь буддизм от влияния других религиозных доктрин. Уже китайские богомольцы, которые посещали Индию в VII ст. н. э., отмечали признаки упадка. Начиная с ХІ в. буддизм стали ощущать на себе влияние тантризма, название которого взято из сакральных книг тантр (руководств). Тантризм – система верований и обрядов, где используются магические заклинания, мистические стили, диаграммы и символические жесты для достижения чувства мистического соединения с реальностью.

Сегодня буддизм существует в двух основных формах. Хинаяна распространена в Шри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии: Таиланде, Лаосе и Камбоджи. Махаяна преобладает в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, в Японии, Корее и Монголии. Значительное число буддистов проживает в гималайских королевствах Непал и Бутан, а также в Сиккиме на севере Индии. Есть буддисты в Пакистане, на Филиппинах и в Индонезии. Намного меньше буддистов живет в самой Индии. За пределами Азии несколько тысяч буддистов живут в США (600 тыс.), в Южной Америке (160 тыс.) и в Европе (20 тыс.). Данные общей численности буддистов в мире (от 200 млн. до 500 млн.) расходятся в зависимости от методики и критериев подсчета. Во многих странах буддизм смешался с элементами иных восточных религий, например, таких, как синтоизм или даосизм.

В последние годы образовались ассоциации буддистов-мирян, которые стремятся связать учение махаяны с современной жизнью. Так, в направлениях дзен-буддизма учат мирян методам медитации как способа сохранить внутреннее равновесие в хаосе городской жизни. В сектах Чистой земли акцент делается на добродетелях сострадающего, сочувствующего человека: щедрости, вежливости, доброжелательности, честности, сотрудничестве и услужении. Признается, что идеал махаяны – спасение живого от страдания – целиком может служить побудительным мотивом для учреждения больниц, детских приютов и школ. В Японии, в особенности после второй мировой войны, буддийские монахи активно участвуют в общественной и гуманитарной деятельности.

В КНР махаяна продолжает существовать несмотря на то, что доходы монастырей сократились. В священных местах правительство предполагает проведение традиционных религиозных служб. Были отстроены или реставрированы буддийские здания, которые имеют историческую или культурную ценность. В 1953 году с разрешения правительства в Пекине была создана Буддийская ассоциация. Ее цель была определена как поддержка дружеских отношений с буддистами близлежащих стран, она организовывала обмен делегациями с буддистами Шри-Ланки, Мьянмы, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Японии, Индии и Непала. Буддийская ассоциация буддийского искусства поддерживает изучение и сохранение памятников буддийской культуры. На Тайване и в Гонконге, а также в общинах заграничных китайцев, например, в Сингапуре и на Филиппинах, у махаянистов существуют ассоциации мирян, которые организуют популярные лекции и распространяют религиозную литературу.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий

Введение Содержание программы курса Философия... Введение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Буддизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Содержательный модуль 1.1: Религиоведение
1.1.1 Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий Религиоведение как наука. Концепции возникновения религии. Структура религии и ее функции. Классификации религий.

Содержательный модуль 2.1: История развития философской мысли.
2.1.1. Философия Древнего мира. Мифо-религиозно-философские системы Индии. Этико-философские представления Китая. Античная философия. 2.1.2. Философия Средних веков, Во

Содержательный модуль 2.2: Онтология. Гносеология
2.2.1. Материя и сознание как основные философские категории. Бытие, материя, сознание, субстанция. Пространство, движение и время как атрибуты материи. Сознание как форма отражения

Рекомендации для самостоятельной работы
  Материал данного пособия затрагивает объяснение сложных и проблемных вопросов, дополняется материалом, не вошедшим в лекционный цикл, привлекает новые идеи и разработки в системе фи

Критерии
оценки знаний по курсу и модулям «ФИЛОСОФИЯ»   Параметры Оценка ответа в баллах Зачтено А Зачтено

Религиоведение как наука и учебная дисциплина
Каждый человек в процессе своей жизни стремится к достижению своей главной цели, своего собственного смысла жизни. Теолог и философ средневековья Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет стре

Историческое направление–изучает историю возникновения, эволюцию, взаимовлияние и взаимосвязь отдельных религий, религиозных верований и культов.
  Структура религиоведения.Как наука религиоведение включает в себя отдельные области гуманитарного знания, которые объединяются в единую структуру, а именно:

Определение религии и взгляды на религию в обществе
  Религия как общественное явление. На современном этапе жизни каждого человека и жизни общества в целом религия, как явление, становится стойким социальным институто

Основные религиоведческие концепции и их характеристика
  Восприятие религии зависит от отношения не столько к самой религии, сколько от определения того, что происходит вокруг нас в природе и в обществе. Обратимся к общим концепциям о сущ

Проблемно-поисковые вопросы
1. Чем обуславливается потребность в такой науке как религиоведение? 2. Что такое религиоведение? 3. Назовите структурные части религиоведения? 4. Что является предметом

Темы рефератов
1. Религия как предмет научного исследования. 2. Возникновение и развитие науки о религии. 3. Религиозность и ее социологическое изучение. 4. Верующие и их типы.

Ранние и родоплеменные формы религии
  К наиболее распространенным ранним религиозным формам относятся: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм. Анимизм (от лат. аnіmа – душа, дух) – это вера в духов

Национальные религии
Становление классового общества и преобразования в первобытных взаимоотношениях требовали не только изменений экономических и социальных, но также и идеологических. Трансформации происходили, прежд

Тест: Мифо-религиозные представления в древнем мире.
  1 Найденные наскальные рисунки с изображением полулюдей-полуживотных иллюстрируют: а) тотемизм; б) фетишизм; в) анимизм.

Христианство
Возникновение христианства. Термин «христианство» (от греч. Христос – Помазанник, Мессия) объясняется в новозаветном тексте (Деяния апостолов, 11:26). Это слово образованно на осно

Проблемно-поисковые вопросы
1. Что оказывало содействие появлению и расцвету буддизма в Древней Индии? 2. Что привлекательного содержит в себе учение Будды? 3. Что Вы понимаете под нирваной, сансарой и кармо

Темы рефератов
1. Учение буддизма о сущности бытия. 2. Космологические взгляды буддистов. 3. Обрядность и духовенство в буддизме. 4. Сущность учения о сансаре. 5. Особенности л

Причины распространения новых религиозных течений в Украине
  Вспышка в умонастроениях населения Украины отчаяния, вызванная переходными и кризисными явлениями и тенденциями, привлекает нетрадиционные для наших территорий мистико-иррационалист

Неорелигиозные направления, имеющие распространение в Украине
Неохристианство – возникает в рамках традиционного христианства с целью приближения его к требованиям времени, чаще под влиянием протестантских ц

Свобода совести в Украине и ее законодательно-правовая реализация
Свобода совести как социальная ценность. Свобода совести признается одной из главных общечеловеческих ценностей, которая соотносится с основами бытия человека. Свобода совести пред

Реализация принципов свободы совести в современной Украине
Чтобы свобода совести действительно могла быть осуществлена, разработаны специальные международные юридические акты: · Декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на

Проблемно-поисковые вопросы
1. Как Вы думаете, почему в наше время продолжается процесс религиозных поисков? 2. Какое содержание и формы имеет христианская нетрадиционность? 3. Покажите особенности новых ори

Темы рефератов
1. Новые религиозные течения в Украине. 2. Особенности неорелигиозных процессов в Украине. 3. Неохристианство и его проявления в обществе. 4. Современные восточные мистич

Материальная действительность и процесс её познания
Познание есть процесс отражения в сознании человека окружающего мира. В процессе познания мы движемся от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Чувственное познание предшес

Законы логики и законы других специальных наук
Законы логики связаны с законами других специальных наук. Между ними есть как сходство, так и различие. Сходство проявляется в том, что эти законы имеют объективный характер, а также в том, что исп

Логика формальная и логика диалектическая
Говоря о формальной логике необходимо отметить, что её правила, методы и законы применяются к мыслям о предметах как качественно определённых, т.е. мы при рассуждении о предметах отвлекаемся от вре

Понятие о логическом законе
Мышление как отражение объективного мира в сознании человека протекает не хаотично, а закономерно. Логическое мышление подчиняется двум видам законов: законам диалектики и законам формальной логики

Закон тождества
Всё, что существует вне нашей мысли и что может быть предметом мышления, обладает свойством определённости. Каждый предмет есть, прежде всего, определённый предме

Закон исключённого третьего
Закон непротиворечия, как мы выяснили, устанавливает, что из двух несовместимых суждений одно необходимо ложное. Вопрос о втором суждении остаётся открытым: оно может быть истинным, но может быть и

Закон достаточного основания
Всякое свойство предмета, отличающее этот предмет от всех других предметов, существует в данном предмете не само по себе, но лишь потому, что существует нечто такое, чем это свойство обуславливаетс

Сущность понятия
Слово понятие происходит от глагола понимать. Понятие – это основная единица структуры человеческого мышления. Всякое понятие (понимание) есть мысль о признаках предмета. Признаком предмета называю

Виды понятий
Человеческое мышление создало необычайное богатство понятий. Как богатство и многообразие явлений действительности делало и продолжает делать необходимым для науки (биологии, геологии, астрономии)

Отношения между понятиями
Между предметами одновременно существует и сходство, и различие. Так же обстоит дело и с понятиями об этих предметах. Поэтому одним из важных вопросов логики является вопрос об отношении между поня

Обобщение и ограничение понятий
  Часто в практике нашего мышления приходится от понятия одного объёма переходить к понятию другого объёма, составляющего лишь часть объёма исходного понятия. Так, зная, что какой-то

Определение понятия
  Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением или дефиницией. Поскольку содержание представляет собой совокупность существенных признаков пр

Правила явного определения
Определение понятий опирается на ряд правил, которые надо соблюдать во избежание ошибок: 1. Определение должно быть соразмерным. Это правило требует, чтобы объём определяемого пон

Деление понятий
При изучении какого-либо понятия встаёт задача раскрыть его объём. Логическая операция, раскрывающая объём понятия, называется делением. В операции деления надо различать делимое понятие, т.е. поня

Правила деления
1. Деление должно быть соразмерным. При делении должны быть перечислены все виды делимого понятия. Если будет пропущен хотя бы один член деления, то деление будет неполным. Если же будут у

Логические отношения между суждениями
Отношения между простыми суждениями.Два любых суждения по их логической форме могут быть сравнимыми или несравнимыми. Несравнимыми называют суждения, в которых различны субъекты ил

Понятие умозаключения и его виды
Большую часть знаний мы получаем с помощью рассуждений, т.е. путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредствованными или вы

Индуктивные умозаключения
Наряду с дедукцией важное значение в познании принадлежит индуктивным умозаключениям. Индуктивным называют такое умозаключение, в форме которого протекает эмпирич

Аналогия
Способы логического перехода от известного к новому знанию не ограничиваются индукцией и дедукцией. Наряду с ними возможен и третий способ: логический переход от

Понятие доказательства и его структура
  Цель познания в науке и практике – достижение достоверного, объективно истинного знания, на основе которого возможно активное воздействие человека на окружающий мир с целью его прео

Опровержение
Помимо доказательства утверждений путем установления их истинности важное место в научной практике имеют и опровержения утверждений. Опровержение – это логическая операция, направленная на

Логические правила и ошибки по отношению к тезису доказательства
Доказательное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса. Первое из них – тезис должен быть логически определенным, ясным и точным; второе – запрещается изменять тезис в про

Проблема и её роль в познании
Научное исследование представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. С проблемы собственно и начинается научный поиск. Область проблем и область уже завершённого знания тесно связаны. Она

Гипотеза и её виды
Решение научной проблемы начинается с формулирования гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию п

Теория как система научных знаний
  Теория – это система основных положений, идей какой-либо отрасли науки, в которой обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Следовательно,

IV. Можно ли построить простой категорический силлогизм из следующих посылок (ответ в виде комбинаций цифр и букв)?
1. Все ананасы приятные на вкус. Картофель не ананас. 2. Некоторые металлы легче воды. Все металлы электропроводны. 3. Все люди мыслящие существа. Дерево не мыслит.

Предмет этики
Этика исследует мораль, является наукой о морали или нравственности. В обыденном языке «этика» и «мораль» обычно отождествляются и это вполне допустимо. В научных же рассуждениях этого дел

Мораль как социальное явление
  Что же определяет содержание морали? В чем состоит значение обязательности ее требований: объективно оно или субъективно? Всякая нравственность обусловлена социально-истори

Происхождение нравственности
Основы нравственной жизни закладываются в родовом обществе. Это простые правила общения, чувство общности, взаимоподдержки и др. Впоследствии, став привычкой, они воспринимаются как нечто само собо

Нравственность в рабовладельческом и феодальном обществах
  С переходом к рабовладельческим отношениям связан и переход к собственно нравственным отношениям. Родо-племенные нравы разрушаются двояким способом: либо нарушаются и заменяются нов

Буржуазная мораль: этапы ее развития
Переход к феодализму сопровождался формированием новой системы морали. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа – таковы глобальные требования буржуазной морали. (

Понятие и функции морали
  Моралью чаще всего называют идеально-теоретический уровень нравственного сознания. Мораль – это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра

Структура морали
  В различные исторические эпохи существуют разные структуры нравственного сознания. Тем не менее, можно говорить о некоторых общих чертах структуры морального сознания. Ее основными

Самоконтроля личности
Совесть – один из наиболее древнейших и интимно-личных регуляторов поведения человека. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность

Эстетическая деятельность и сферы её проявления
Термин эстетика вошел в обращение в середине XVIII века. Изобрел его немецкий философ Баумгартен для обозначения выделенного им нового раздела философии. Произвел он данный термин от греческого «эс

Понятие и структура эстетического сознания
Одним из наиболее распространенных способов восприятия действительности является эстетическое. Оно представляет собой отражение эстетических свойств действительности. Это особые чувства, вкусы, инт

Основные категории эстетики
1. Категории «эстетическое» и «художественное». 2. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. 3. Категории «трагическое» и «комическое». Категории «эстети

Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное
Прекрасное и безобразное в человеке.Говоря о красоте человека, мы имеем в виду прежде всего такую структуру его телосложения, духовного мира и поведения, которая раскрывает человеч

Предмет искусства
  Искусство – высшая форма эстетического освоения действительности, высшая так как в искусстве эстетическое – самоцель. Эстетическое требование человек предъявляет ко всему его окружа

Художественный образ
Формой, в которой искусство отражает действительность, является художественный образ. Образ этот идеален и возникает только в сознании воспринимающего и возникает он только благодаря произведению и

Социальные функции искусства.
1. Познавательно-преобразующая функция искусства. 2. Коммуникативная функция искусства. 3. Просветительная функция. 4. Воспитательная функция. 5. Гедонистическая

Познавательно-преобразующая функция искусства
Отражая действительность специфическим художественно-обобщенным способом, искусство преобразует и познает ее. Знания о мире и человеке, почерпнутые в области искусства, должны способствовать гармон

Коммуникативная функция искусства
Искусство как и язык принадлежит к разряду знаковых систем, служащих закреплению, хранению и передаче разного рода информации. И независимо от того, осознает тот или иной художник это или нет, расс

Просветительная функция
Речь идет прежде всего о том, что искусство несет в себе определенный род знания о жизни и тем самым играет роль важного способа просвещения и образования людей (из книг, кино, спектаклей мы узнаем

Воспитательная функция
И действительно, искусство дает нам не знание фактов и объективных закономерностей, а знание значений, знание ценности бытия, знание реальных связей мира и человека, оно заставляет нас, хотим мы то

Гедонистическая функция
Искусство во всех своих созданиях несет людям красоту, украшает их жизнь и служит источником глубоких эстетических радостей. Однако значение гедонистической функции искусства не исчерпывается этими

Вопросы к семинарским занятиям по этике и эстетике
Семинарское занятие «Этика как наука»   1. Предмет этики. 2. Мораль как социальное явление. 3. Происхождение нравственности. 4. Нр

Проблемно-поисковые вопросы
1. Проблема происхождения и природа морали. 2. Социальная сущность морали, её структура и элементы. 3. Специфика морали и её социальные функции. 4. Исторические типы мора

А.Справедливость Е. Солидарность
В. Тактичность G. Корректность С. Простота Н. Тщеславие D. Гуманизм I. Честолюбие F. Коллективизм К. Деликатность 21. Выберите соответствие данных особен

Выберите соответствие видов искусства его синтетическим группам.
1.Скульптуру 5.Живопись 2.Музыку6.Цирк 3.Архетиктуру7.Театр

Философия: круг её проблем и роль в обществе
  1. Исторические типы и формы мировоззрения. 2. Основной вопрос философии и две его стороны. 3. Философия и частные науки, их соотношение.  

Исторические типы и формы мировоззрения
Мировоззрение присуще каждому человеку. Это та грань, которая отделяет человека от животного. Поскольку мировоззрение - это мировоззрение человека, а человек - это общественное существо, т

Основной вопрос философии и две его стороны
Ядром научного мировоззрения является философия, которая формирует теоретические основы мировоззрения через правильное решение вопроса о соотношении бытия и мышления. Этот вопрос в философии являет

Философия и частные науки, их соотношение
Прежде всего следует отметить, что действительно и философия, и другие науки изучают материальный мир, т.е. для философии и целого ряда наук „объект изучения” общий. В чем же тогда различие? А разл

Функции философии
Как мы выяснили философия - мировоззренческая наука. Именно этим и опре­деляются ее функции в познании и практике. Т.е. основная и определяющая функ­ция философии - мировоззренческая. Реализует себ

Что можно определить как предмет философии?
а) наиболее общие законы развития общества и природы б) природа во всем ее многообразии в) взаимодействие человека и мира г) общество и его развитие 6. Ф

Философия Древнего мира
Появление рабовладельческого общества связано с пе­реходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледе­лию, оседлому образу жизни, к моногамии и патриархату, от кровнородственных связей к те

Средневековая философия
В средневековье, когда утверждаются феодальные от­ношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, слу­жанкой богословия. Она сохран

Философия Нового времени
  Развитие капитализма, рыночных отношений в недрах феодального общества и связанный с ним бурный подъем науки и техники в Европе явились основой, на которой формиро­вался и получал с

Возникновение марксистской философии и её дальнейшая эволюция
Марксистская философия явилась преемницей предшествующих ей концепций, одновременно она ознаменовала собой существенное приращение нового знания, значительный прорыв в развитии не только европейско

Современная западная философия
  Современная философия на Западе предстает в виде множества различных течений, школ, учений, как правило, не имеющих какого-либо объединяющего начала. И все же в этом интеллектуально

Тест: Античная философия
  1. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты? а) Сократ б) Аристотель в) Демокрит. 2. Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассу

Темы рефератов
1. Абеляр П.: Борьба здравого смысла с догматизмом в средневековой философии. 2. Диалог веры и разума как стержень взаимоотношений церкви и светской власти. 3. Номинализм и реализ

Темы рефератов
  1. Метафизический материализм и учение о государстве Т. Гоббса. 2. Материалистический рационализм и учение об аффектах Б. Спинозы. 3. Сенсуализм Д. Локка и его уче

Тест: Философия Нового времени
1. Стержнем теоретических споров Нового времени был вопрос о: а) определение первичности материи или сознания; б) определение источников человеческого познания;

Темы рефератов
  1. Этика Канта. 2. Антиномии Канта: знание или вера? 3. Проблема человеческой свободы в философии Фихте. 4. Натурфилософия и учение об интеллектуальной ин

Темы рефератов
1. Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. 2. Источники возникновения и развития марксизма. 3. Основные течения в марксизме в конце ХІХ в. и в ХХ в. 4. Марксистские

Темы рефератов
1. Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда. 2. Основные этапы развития позитивизма. 3. Проблема отчужденного человека в произведении А. Камю “Посторонний”. 4. Гермен

Генезис украинской философии
  Украинская философия времен Княжества формировалось в границах общей духовной культуры Киевской Руси. Она вобрала в себя и творчески преобразила религиозно-мифологические верования

Философия Киевской Руси
В X веке Киевское государство еще не имело единой религии. Языческие верования не содействовали объединению племен. Целостность государства обеспечивалась в основном военной силой. Князь Владимир п

Формирование черт украинской философии
Начиная с первых десятилетий своего становления и развития, украинская философия постепенно формирует свои особенности, кристаллизирует черты, характерные для нее на протяжении почти тысяче

Украинская философия в ХХ в.
До 1920 г. украинская философия развивалась в едином русле. Несмотря на разные школы, которые временами враждовали между собой, все-таки это была философия, не отделимая от украинского общества.

Темы рефератов
1. Основные черты украинского мировоззренческого менталитета и особенности украинской философии. 2. Становление философии украинского духа в Киево-Могилянской академии (И. Гизель, Ф. Проко

Тест: Философская мысль в Украине
1. В философской мысли древних славян тесно переплетены две тенденции: 1. Материалистическая и идеалистическая. 2. Диалектическая и метафизическая. 3. Ми

Философское понятие материи
  Нас окружает неисчислимое количество предметов, тел внешнего мира. Тем не менее это многообразие вещей предполагает наличие в них общего, сходного. Такой общей «основой» является су

Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи
  От философского понятия «материя», определение которого связано с признанием лишь свойства быть объективной реальностью, следует отличать современные представления о структуре и сво

Движение и его основные формы
Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню, каждо

Единство мира
Есть в многообразии тел, процессов, явлений окружающего мира какая-то общность, единая основа? Диалектико-материалистическая философия, как уже было показано, решает этот вопрос положительно. Согла

Сознание, его происхождение и сущность
1. Взаимоотношение материи и сознания. 2. Сознание – высшая форма отражения действительности. 3. Естественнонаучные представления о сознании. 4. Сущность и основные харак

Сознание – высшая форма отражения действительности
Относительность противопоставления материи и сознания находит своё выражение в том, что вся материя обладает свойством отражения, по существу сходным с ощущением. Если бы в самом «фундаменте матери

Естественнонаучные представления о сознании
Понятие сознания предполагает разграничение естественнонаучных и философских представлений о нём. Современное естествознание (физиология высшей нервной деятельности, биохимия, биофизика и др.) и ря

Сущность и основные характеристики сознания
Человеческое сознание – это информационная программа, управляющая человеческой деятельностью. Его качественная специфика определяется переходом человека к новой – социальной – форме существования.

Темы рефератов
1. Проблема саморефлексии и самовоспитания. 2. Концепции происхождения сознания. 3. Загадки гениальности. 4. Идеальность сознания. 5. Сознание и речь. &

Диалектика и её альтернативы
1. Понятие диалектики и метафизики. 2. Разнообразие альтернативных методов. 3. Диалектика как наука. 4. Закон единства и борьбы противоположностей. 5. Закон взаи

Разнообразие альтернативных методов
  Софистика. Альтернативами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика (от греческого — соображение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики)

Диалектика как наука
  Диалектика как наука – сложная система, элементами которой являются ее принципы, категории и законы. Принципы - это основные, исходные положения, основополагающие понятия,

Закон единства и борьбы противоположностей
  Закону единства и борьбы противоположностей принадлежит центральное место в системе материалистической диалектики. Связано это с тем, что данный закон отвечает на главный воп

Виды противоречий
1. Внутренние и внешние (исходя из места занимаемого в системе). Внутренние противоречия - это взаимоотношения между противоположными сторонами данного предмета или явления (это взаимодействие межд

Метафизическое истолкование закона единства и борьбы противоположностей.
Это истолкование находит проявление в двух теориях: теории равновесия и теории конфликта. Рассмотрим эти теории. Основные положения теории равновесия: 1. Равновесие абсолютно, бор

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания указывает направление развития, отвечает на вопрос, куда идет развитие . Рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, мы выяснили что источником ра

Типы отрицания
I) механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (исходя из форм движения материи); 2) деструктивное и конструктивное отрицание (исходя

Уровень
1. К основным принципам диалектики относятся: а) принцип всеобщей взаимной связи; б) принцип веры в авторитеты; в) принцип независимости явлений.

Уровень
1. Иллюстрацией закона взаимоперехода количественных и качественных изменений могут послужить: а) многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в дру

Проблема познания в философии
Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования т

Чувственное и рациональное познание
  Чувственное отражение. Познание человеком мира начинается с чувственного контакта с ним, с «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувственное отражен

Практика как специфически человеческий способ освоения мира
Практическая деятельность в человеческом обществе, в отличие от процесса жизнедеятельности в животном царстве, определяется не биологическими факторами, а исторически выработанным соответствующим с

Проблема истины в философии
Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания. Все философские направления и школы старались сформулировать свое понимание истины. Классическое определение истины дал Аристотель, определи

Уровень
1. Раздел философии, который занимается изучением проблемы познания: а) онтология; б) гносеология; в) феноменология; г) логика.

Уровень
1. Найдите ошибочное высказывание: а) чувства не имеют границ; б) чувства относительны, часто изменчивы; в) не дают критерия разграничения существенного

Понятие общества и природной среды, их единство и различие
Из ранее рассмотренного материала мы знаем, что общество возникает не вне­запно, а является результатом всего предшествующего развития материи. В основе выделения человека из природы был труд, совм

Географическая среда - необходимое условие общественного развития
Рассматривая взаимодействие общества и природы, мы природу понимали в широком смысле слова, т.е. понимали под природой объективную реальность. Однако общество взаимодействует не со всей объективной

Народонаселение - предпосылка и субъект исторического процесса
Кроме географической среды, естественным условием возникновения и разви­тия общества является существование живых человеческих индивидов, с их опреде­ленной телесной организацией. В отличие от геог

Понятие материального производства и его структура
Ранее мы выяснили, что общество в своем развитии проходит ряд этапов, названных общественно-экономическими формациями, раскрыли струк­туру общественно-экономической формации, указав на основные и н

Базис и надстройка
Кроме способа производства, к числу важнейших элементов структуры обще­ственно-экономической формации мы отнесли еще базис и надстройку. Почему? Почему нельзя все объяснить способом производства и

Социальная структура общества
Материальная сфера жизнедеятельности, как мы видим, определяет все ос­тальные сферы и, прежде всего, социальную. К рассмотрению этой сферы мы и пе­реходим. Необходимость этого перехода определяется

Общественно-экономические формации как ступени исторического развития.
2. Понятие материального производства и его структура. 3. Социальная структура общества. Термины, которые необходимо запомнить:общественно- экономическая формация

Сущность духовной жизни общества
Противоречивый процесс развития общественных отношений, возрастание роли субъектов этих отношений, человека, личности предопределяет необходимость поиска оптимальных путей функционирования, обогаще

Обыденное и теоретическое сознание
  Общественное сознание – это чрезвычайно сложное явление, которое имеет динамическую, сложную структуру, которое предопределяется структурой общественного бытия. Одним из элементов с

Общественная психология и идеология
Важными элементами структуры общественного сознания являются общественная психология и идеология. Общественная психология представляет собой совокупность взглядов, чувств, эмоций, располож

Формы общественного сознания
  Мы выяснили сущность и структуру общественного сознания. Рассмотрим теперь основные формы общественного сознания, процесс и особенности их формирования и развития в современных усло

Особенности духовной культуры общества
Чрезвычайно важным элементом духовной жизни общества, наряду с общественным сознанием, является духовная культура. Духовная культура, в широком смысле слова – это разнообразный опыт жизнед

Формы общественного сознания.
5. Особенности духовной культуры общества.   Термины, которые необходимо запомнить:духовность, духовное производство, общественное бытие, общественное сознан

Человек как предмет философии
Изменчивость взглядов на сущность человека.История философии полна различных концепций сущности человека. В ан­тичной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть

Личность и общество
  В первобытном обществе человек еще фактически не выделяет себя из кол­лектива, он слит с ним. Это первоначальное примитивное единство человека и кол­лектива является следствием нера

Понятие ценности в философии. Ценность, оценка, ценностная ориентация
  Проблема ценности уходит своими корнями в далекое прошлое. Так, Демокрит, считал, что «благо», «красивое» - это то, что присуще природе. Людям же в их стремлении надо лишь следовать

Общественный прогресс. Социальное прогнозирование
  1. Понятие общественного прогресса и его критерий. 2. Источники, движущие силы и типы общественного прогресса. 3. Глобальные проблемы современности. 4. По

Понятие общественного прогресса и его критерий
Продолжительное время в философской и социологической литературе общественный прогресс рассматривался, преимущественно, как прогресс материального производства, в границах которого человек существо

Источники, движущие силы и типы общественного прогресса
При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что противоречие есть источником всякого развития. Следует заметить, что в решении вопроса об источнике общественного прогресса среди исследов

Глобальные проблемы современности
  Как уже отмечалось, с дальнейшим усилением взаимосвязей между всеми сферами жизнедеятельности не только в отдельных странах, но и во всем мире, с развитием интеграционных процессов

Понятие социального предвидения и прогнозирование будущего
  Проблемы будущего и его предвидение принадлежит к тем "вечным" темам, интерес к которым закономерно возрастает по мере общественного прогресса. Еще в старину люди

Уровень.
1.Исключите неправильные высказывания: человечество- это: А.Часть биосферы; Б.Единство по физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристи

Главная цель прогнозистов
А. Анализ альтернатив деятельности, хода и исхода глобальных процессов; Б. Учет иррациональных проявлений. 7. Выделите утверждения, которые характеризуют научно-техническу

Понятие культуры
В процессах развития общества, в их философском осмыслении особое место принадлежит культуре. Именно она есть первоисточником и вершиной человеческих действий, условием достижений человечества и вм

Типология культуры
Существуют разные типы культур, их конкретное содержание и специфические черты определяются общественно-экономическими формациями, в которых эти культуры существуют, социально-экономическими отноше

Понятие цивилизации
  Общепризнанное употребление понятия «цивилизация» используется для определения более высокого уровня развития общества, которое приходит на смену его восходящему состоянию (варварст

Тест: Культура и цивилизация
1. «Культура» происходит от: 1. лат. «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «обработка»; 2. «почитание» (друиды) и «свет», «огонь» (Древний Вост

Вопросы для подготовки к итоговым модульным контрольным работам
Содержательный модуль «Религиоведение» 1. Религиоведение как гуманитарная наука. 2. Основные элементы религии. 3. Социальные функции религии. 4.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги