рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Христианство

Христианство - раздел Социология, Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий Возникновение Христианства. Термин «Христианство» (От Греч. ...

Возникновение христианства. Термин «христианство» (от греч. Христос – Помазанник, Мессия) объясняется в новозаветном тексте (Деяния апостолов, 11:26). Это слово образованно на основе греческого языка с использованием латинского суффикса. Существительное «christiano» – приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения последователей новой веры в сирийско-эллинистическом г.Антиохия в I в. новой эры.

Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), одна из так называемых “аврааматических” религий, наследница библейского монотеизма. Это объединяет христианство с иудаизмом и исламом. Христианство имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основу христианского учения положена вера в Иисуса Христа, который воспринимается как Богочеловек, как Спаситель, как воплощение 2-ой ипостаси триединого Божества – так называемой Троицы.

Христианство возникло в I в. новой эры в восточной провинции Римской империи – Палестине в контексте мессианских проповедей иудаизма, с которым в скором времени христианство оказалось в состоянии конфликта, состоявшегося после исключения христиан из синагогальной жизни в 70 году. Христиане после формальных проклятий стали еретиками в иудаизме. На первых порах христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий І века, приобретает все больше последователей среди других народов. Вплоть до конца существования Римской империи распространение христианства происходило преимущественно в ее пределах, причем особую роль имели восточные окраины. Египет, который стал колыбелью христианского монашества, и Александрия, которая стала основательницей христианской учености и философии. Необходимо также отметить значение «буферных» территорий между Римской империей и Ираном. Такой, например, была Армения, которая официально приняла христианство несколько ранее знаменитого Миланского эдикта римского императора Константина. Согласно этому эдикту христианство стало официальной религией Рима в 313 году, а вскоре господствующей религией и для всей Римской империи.

Появление и распространение христианства связывается с борьбой угнетенных слоев населения Римской империи, к которым можно отнести подчиненные этнические группы и рабов. Бессилие против мощи империи порождало апатию и отчаяние. Спасение давала только надежда на что-то лучшее, что когда-нибудь произойдёт. Такую надежду начали искать в религии. Великий Рим обратил внимание на новую религию, используя ее для собственных нужд. Централизация власти в Риме гармонировала с идеей единого бога. Соединение политических, экономических и идейных отношений в границах одного государства оказывало содействие развитию представлений о наднациональном боге, который мог бы стать общепризнанным и дал бы возможность для единения. Распад рабовладельческого строя требовал новых идеологических способов влияния со стороны власть имущих на подчиненные им массы людей.

Главными идейными источниками христианства, которые были положены в основу религии, являются:

· иудаизм, от которого христианство унаследовало признание Ветхого Завета с его содержанием, образ Иисуса Христа, идею о мессии и другие;

· идеология кумранской общины, которая развивала учение о втором пришествии мессии;

· религии восточных народов Римской империи, предоставившие много мифических образов и сюжетов, которые делали христианство полиэтнической религией;

· религиозно-философские учения Филона и Сенеки, которые внесли в христианство идеи о врожденной греховности, о необходимости спасения души как цели жизни, о божественной сущности мессии, о равенстве людей перед богом, о презрении к земной жизни, о любви к врагам и о покорности судьбе.

В своем развитии христианство прошло несколько этапов:

1. Начальное христианство – время, в котором возникают первые христианские общины и начинают определяться первые христианские положения;

2. Раннее христианство – время формирования церкви и основ вероучения;

3. Период Вселенских соборов – время существования христианства как господствующей религии в определенных регионах и обособление западной и восточной церквей;

4. Период развития христианства после 1054 года – это важный период после разделения единой христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную). После чего история православия и католичества пошла во многом различными путями и не всегда имеет общую периодизацию.

В ходе развития христианства сформировались основные положения и собственные традиции, которые отличают эту религию от многих других. В своей основе христианство использует совокупность положений, к которым относится: устная традиция, религиозные тексты и основы богослужения, отражающие содержание веры, источником которой является Откровение. Источник вероучения Христианства – Священное Писание, главным в котором есть Библия; а также «Символ веры», решение вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные произведения отцов церкви. Согласно Священному Писанию формируется христианское вероучение о Боге, составляется организационная структура, выполняются обряды и прочее.

 

Основные положения христианского вероучения (догматы) составлялись на протяжении многих столетий под влиянием политических, экономических, социальных и этнических процессов, философии и религиозных течений.

Догматы содержатся в Библии и постановлениях Христианских Вселенских соборов. Кроме того, в результате деятельности Вселенских Соборов разработан Символ Веры, который может иметь несколько трактовок без изменения главного смысла. Символ Веры – это краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православная и католическая церкви обязывают каждого христианина. Для примера возьмем Никео-Константинопольський Символ Веры, то есть Символ Веры, который был разработан на Никео-Константинопольськом Вселенском соборе, в нем содержится 12 положений:

1. Вера в единого Бога и акт творения. Этот догмат подчёркивает монотеистический характер христианства и то, что Бог есть творец Неба и Земли, всего видимого и невидимого. Бог – не только личность, но и духовная сущность. Бог существует в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все эти три лица составляют единую Святую Троицу, неразделённую в своей сущности и равную в божественном достоинстве. Бог, сотворив человека, распространяет на него своё влияние и направляет на добро.

2. Вера в Иисуса Христа, Сына Божьего. Христос есть единородный Сын Божий, т.е. он есть единственный сын Бога-отца, рождённый из существа Отца, как свет от света, и он существует вечно. Сам Иисус сказал: «Я и Отец одно».

3. Вера в нисхождение Иисуса к людям. Это произошло сверхъестественным путём. Бог-Сын вселился в пренепорочную Деву Марию и при наитии Духа Святого принял от неё плоть человеческую (кроме греха) – стал Богочеловеком. Сын Божий сошёл с неба для исполнения «божественного плана» спасения человечества.

4. Вера в распятие Христа (в латинском языке это звучит как «укрепление на кресте»). Это понятие включает в себя страдание и смерть Иисуса на кресте. Страдал Он не Божеством, которое не страдает, а телом; страдал не за свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода, ради спасения всех людей. Значение страдания состоит в том, что у верующих после смерти Христа появилась возможность попасть в рай (считается, что раньше такой возможности не было даже у святых).

5. Вера в воскресение Иисуса Христа. Это чудесное возвращение Сына Божьего к жизни. Произошло оно на третий день после погребения.

6. Вера в вознесение Христа на небо. Вознёсся Он своей плотью и душою, а Божеством своим он своим всегда пребывал с отцом.

7. Вера во второе пришествие и Страшный суд. Основывается на библейских предсказаниях и является одним из главных элементов христианского вероучения. Однако «о времени и часе» второго пришествия никто не знает.

8. Вера в Духа Святого, от Отца (и Сына тоже – в католицизме) исходящего. Дух Святой есть такой же истинный Бог, как и Отец и Сын. Он даёт всем жизнь, людям – духовную, следовательно, он есть такой же творец мира, как и Отец и Сын. Согласно Библии Дух Святой сошёл на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христова в виде огненных языков, и он может сообщаться с верующим через молитву и совершение таинств.

9. Вера в авторитет церкви. Церковь, утверждают богословы, – это не историческая организация, а мистическое образование, земная, телесная форма существования Иисуса Христа. Церковь есть тело Христово. Только в церкви и через церковь возможно спасение.

10. Вера в таинство крещения. Таинством называются священные действия, через которые тайно, невидимым образом передаётся человеку благодать Святого Духа или спасительная сила Божья.

11. Вера в воскресение из мёртвых. Воскресение из мёртвых последует одновременно со вторым пришествием Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся с душами и оживут, после чего Иисус Христос будет судить как живых, так и воскресших, а затем наступит Царство Христово, которому никогда не будет конца.

12. Вера в потустороннюю жизнь. Здесь речь идёт о жизни, которая наступит после всеобщего воскресения из мёртвых, обновление всего мира и всеобщего суда Христова.

Согласно с Символом Веры, христиане должны верить в единого Бога, который выступает в трех лицах (ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Святого-Духа (Святая Троица). Соответственно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества это взаимодействие трех ипостасей: Отца – безначальной Первопричины; Сына или «Слова» – Логоса, оформляющего и придающего значения всему сущему; Святого Духа – жизнеполагающего Начала. По христианским положениям Сын рождается от Отца, Святой Дух «исходит» от Отца (по православному вероучению), или от Отца и Сына (согласно католической доктрине, которая сохраняется и в протестантизме). Но как «рождение», так и «исхождение» происходит не во времени, а в вечности. Все три Лица Бога были всегда и они равносильны по своему значению. Учение о восприятии триединства Бога называют «Догмат о Троице».

Христианство унаследовало возникшую в ветхозаветной традиции идею единого Бога, который несет Свою причину в Себе Самом. Его главными атрибутами определяется всеблагость, всевидение и всемогущество. И согласно его качествам все люди, существа и предметы являются творениями Божьими, причем созданными из ничего.

Особое значение в Христианстве приобретает догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос из Бога, стал человеком, родившись от Девы Марии, не утратив при этом своей божественной сущности. Этот догмат призван обосновать личность Христа и его роль в мире, и кроме этого, предоставляет всем евангельским поучениям статус «божественных истин».

Триединство и Боговоплощение – это два центральных догмата, которые составляют самое важное отличие христианства от иудаизма и ислама.

Значительная роль в Христианстве отведена догмату искупления, согласно которому Иисус Христос своими страданиями и смертью на кресте принес себя в жертву Богу-Отцу за грехи людей, чем заслужил их прощение. Он открыл им путь к «спасению от власти греха». Догмат воскресения Иисуса Христа провозглашается как гарантия будущего воскресения людей из умерших. Догмат вознесения вменяет в обязанность христианам верить, что Иисус живет на небе рядом с Богом-Отцом, что обосновывает второстепенность телесного, земного существования в сравнении с вечностью существования души. Из этих трех догматов христианство выдвигает еще несколько положений – веру в бессмертие души, представление об аде и рае, идею о небесных почестях и богоугодной жизни на земле и еще некоторые другие.

Наиболее значимым отличием христианства от других религий есть отношение и восприятие второй ипостаси Троицы – Иисуса Христа. Представления о полубожественном посреднике между божественными и человеческими планами бытия характерны для самих разнообразных мифологий и религий. Тем не менее, Иисус Христос не является для христианства полубогом, то есть каким-то промежуточным существом, которое ниже Бога, но выше, чем человек. Именно по этой причине воплощение Бога понимается в Христианстве как единственное и неповторимое, не предполагающее каких-либо перевоплощений в духе языческой, восточной или гностической мистики: «Раз умер Христос за грехи наши, а по воскресении из умерших более не умрет!» – такой тезис, отстаивается Августином Блаженным в противовес доктрине вечного возвращения. Иисус Христос воспринимается как Единородный, единый Сын Единого Бога, который не подлежит включению ни в какой ряд, подобный, скажем, принципиальной множественности бодхисатв. Поэтому для христианства не приемлемы попытки представлять Христа как одного из многих, включая и его самого в ряд пророков, учителей человечества, «великих просветленных» и тому подобное.

Согласно христианскому учению о воплощении Бога, абсолютная бесконечность Бога должна восприниматься не как открытый ряд единичных воплощений, а как однократное «вочеловечивание», так что вездесущность Бога вмещается в границах одного человеческого тела, а Его вечность – в границах неповторимого исторического момента. Формула 4-го Всемирного Халкидонского собора (451 г.) высказала отношения между божественным и человеческим, что и составляет объяснение природы Богочеловека Христа. Христос определяется как «поистине Бог» и «поистине человек» через четыре присущие ему свойства. Он существует и действует «неслиянно, непревращенно, нераздельно, неразлучимо». Формула эта намечает универсальную для Христианства парадигму отношений божественного и человеческого. Античная философия разработала концепт не-страдания; христианская богословская традиция принимает этот концепт, но мыслит это не-страдание, как присутствующее в страданиях Христа на кресте и в Его смерти и погребении.

 

Христианский культ и организация.Важным элементом христианской религии является христианский культ. Он формировался в сложных перипетиях борьбы с другими религиями и с установлением самого христианства. Вследствие этого процесса образовалась достаточно разветвленная система разнообразных праздников, постов, жертвоприношений, поклонений, молитв, богослужений, таинств, религиозных треб и тому подобное. Все это культовое и ритуальное многообразие направлялось на подтверждение сверхъестественного существования Бога.

В начальные периоды христиане просто собирались в воскресенье на так называемые агапе – праздники любви к ближнему. На них совместно принимали пищу, а кульминацией трапезы был обряд вкушения хлеба и вина, так называемая евхаристия или «благодарение». Но со временем первые сторонники христианства, возможно, заметили, что пища не оказывает содействие возвышению духа и евхаристия была выделена как самостоятельный обряд, который стал основным христианским таинством. Как и во время других таинств признается, что при евхаристии на верующего нисходит благодать Божья. Евхаристия стала центром литургии – христианского богослужения, которое включает в себя также молитвы, пения, чтение Евангелия и проповеди.

Католическая и православная церкви признают необходимость причастности каждого верующего к Богу. Такая причастность осуществляется обычно при помощи специальных обрядов – таинств, которые представляют собой особые действия, выходящие за пределы ритуала, обряда. Если обряды символично соотносят человеческое существование с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и в человеке, то таинства (греч. mysterion, лат. sacramentum) по традиционным христианским представлениям вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обоготворения», прорыва эсхатологического времени.

Самыми важными из таинств, признанными всеми вероисповеданиями, считаются:

1. Водокрещение – это обряд инициации, который вводит в христианскую жизнь и прекращает, согласно христианским представлениям, действие инерции первородного греха, грехопадения – первого акта непослушания Богу, совершенного первыми людьми (Адам и Ева), так как их действия разрушили богоподобность человека.

2. Евхаристия, или причащение – это вкушение хлеба и вина, которые согласно христианской вере символизируют Тело и Кровь Христа. Обряд направлен на соединение верующего с Христом, чтобы Христос «жил в нем».

Православие и католицизм, в отличие от протестантизма, признают еще пять таинств:

3. Миропомазание, которое направленно на сообщение верующим о мистических дарах Святого Духа.

4. Исповедь – покаяние перед священником и отпущение грехов.

5. Священство, или Рукоположение, или ординация – введение в духовный сан, что дает полномочия не только наставлять верующих, но и даёт возможность совершать таинства.

6. Брак – осуществление в храме церковного обряда венчания, которое воспринимается как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви.

7. Елеосвящение, соборование или маслоосвящение – это помазание, которое сопровождается молитвами и нанесением елея (специального церковного масла) на тело тяжелобольного как последний способ возвратить к жизни и одновременно пожелание смерти, которая воспринимается как переход к вечной жизни в царстве Христа.

Важным элементом христианского культа являются также богослужение, что можно определить как – совокупность церемоний и обрядовых действий, обращенных к Богу с целью получить от него милость. Существует система богослужений, рассчитанная на год. Кроме этого, есть богослужения, которые проводятся в течение недели, к таким относятся: воскресное богослужение в честь воскресения Иисуса Христа, понедельник посвящается ангелам Бога, вторник – пророкам, среда – предательству Иисуса Христа, четверг – святейшим христианства, пятница – распятию Иисуса Христа, суббота – всем святым. На протяжении суток следует выполнять девять служб: вечерние и ночные – вечерняя, поздняя вечерня, полуночная и утренняя, дневные – в первом, третьем, шестом и девятом часу. В христианстве распространены молитвы, почитание реликвий, икон, креста, мощей.

Важное место в культовой практике занимают Христианские праздники. Кроме праздников в христианском культе, существуют посты, то есть воздержание от пищи и некоторые другие воздержания, направленные на телесное служение Богу. Перед Пасхой установлен Великий пост; существуют также Апостольский, Успенский и Рождественский. Каждые среда и пятница считаются постными днями.

Обрядовая сторона жизни христианина направлена на практику очищения души и приближению к этому идеалу – Иисусу Христу. Для этого необходимы самоанализ, самодисциплина и практическая деятельность. Большинство христиан считают, что этого невозможно достичь только человеческими усилиями, ведь осуществление идеала, достижение Божественности, безгрешности возможно только при помощи Божьей благодати. Сам Христос достиг этого через страдание, смерть и воскресение. Чтобы достичь Божьей благодати, нужно выполнять завещание, который оставил Господь. Это Десять заповедей Божьих, которые дошли к людям через Моисея и сохранились в Ветхом Завете. В Новом Завете в Нагорной проповеди Христос дополняет заповеди для людей. Эти заповеди составляют нравственно-этический комплекс христианства и считаются главнейшими. Тем не менее, и в Ветхом, и в Новом Завете есть достаточно много и других заповедей, которые предписывают вести жизнь, как того требует Святое Писание. Согласно этим заповедям определяются обязанности христианина, воспринимаются таинства, добродетели, грехи, выполняются обряды, праздники и прочее.

Церковь как организация продолжает дело и проповедование, начатые самим Иисусом: во-первых, как хранительница тайн, она вновь воссоздает искупительную жертву Христа, воплощая события его жизни в годовом календарном цикле; а во-вторых, как исполнитель воли Христа относительно человечества, церковь направляет свой труд на установление Царства Божьего на земле. Сейчас христианская церковь не имеет единой организации, как это было в начале образования этой религии. Единая организация была нарушена под влиянием разнообразных политических, экономических, идеологических, социальных и многих иных процессов, которые происходили в истории человечества.

 

Разделение христианства: история и современность. После распространения христианства по просторам Римской империи в период от I в. до начала IV в., при Константине Великом, гонения на христианскую церковь прекратились и христианство стало официальной религией Римского государства. Западная Римская империя была по преимуществу латиноязычной, между тем, как в Восточных провинциях преобладал греческий язык, низшие классы Египта и Сирии говорили, соответственно, на коптском и сирийском языках. Эти языки с самого начала стали использоваться для проповеди христианства и для богослужения. Христианская Библия очень рано была переведена с греческого языка на латинский, коптский и сирийский.

Ранняя христианская церковь была организована как система отдельных и самостоятельных общин (церквей) с центрами в столицах стран, провинций и в больших городах, епископы которых осуществляли надзор за церквями в областях, которые примыкали к этим городам. Уже к V в. сложилась система согласно которой епископы Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима (их называли папами), стали считаться главами церквей соответствующих регионов, на императора же возлагалась обязанность защищать церковь и обеспечивать ее доктринальное единство.

В V в. состоялись бурные христологические споры, которые оказали глубокое влияние на церковь. Несториане учили, что во Христе соединились две личности – божественная и человеческая. Их непримиримые оппоненты (монофизиты) учили, что Христу присуща только одна сущность и что в нем божественная и человеческая природы неразрывно слиты в единой богочеловеческой природе. Оба эти направления были осуждены официальной церковью как еретические, но много людей в Египте и Сирии с энтузиазмом восприняли эти доктрины. Коптское население и значительная часть сирийцев отдали предпочтение монофизитам, а другая часть сирийцев примкнула к несторианам.

В конце V в. Западно-Римская империя распалась под давлением кочевых племен и на ее территории образовался ряд варварских королевств. В Рим христианство пришло позднее, поскольку высший класс долго хранил верность старым римским богам и обычаям, но Запад раньше столкнулся с угрозой варварского нашествия, и поэтому позиции западных христианских вождей были не слишком прочными. Эти особенности развития западной части империи оказывали содействие образованию в Риме стройной элитарной церковной организации во главе с римским епископом, которого стали называть Папой. Таким образом, западное духовенство стало рассматривать церковь как социальный институт, целиком независимый от государства, в результате чего со временем Римские папы приняли на себя ряд полномочий старой имперской власти.

Восточная часть прежде единой Империи продлила свое существование как Византийская империя со столицей в Константинополе. Византийские императоры неоднократно начинали гонения на монофизитов и несториан Египта и Сирии, а между тем разрыв между религиозной культурой латинских и греческих христиан все больше углублялся. На Востоке же несмотря на то, что Константинопольские патриархи носили титул «всемирных патриархов», важность роли византийского императора как видимого главы церкви постоянно возрастала. На Востоке императорская власть сохранялась значительно дольше, чем на Западе. Византийский император был полудуховным лицом. Он мог проповедовать, держать в собственных руках чашу во время евхаристии и кадить во время службы. Константина Великого, первого христианского императора, называли «равноапостольным».

Раскол между Западной (Католической) и Восточной (Православной) церковью обычно датируют 1054годом, тем не менее, в действительности имел место постепенный и продолжительный процесс раздела, в большей мере обусловленный расхождениями в обычаях и идеях, чем догматическими особенностями. Действительно важным событием, которое стало причиной непреодолимого отчуждения, можно считать завоевание Константинополя крестоносцами (1204 г.), в результате чего греческие христиане на много столетий утратили доверие к Западу. Сегодня между православием и католицизмом существует ряд отличий, которые оформились на протяжении длительного времени.

Догматические отличия между католицизмом и православием:

1. Исхождение Святого Духа от Бога-Отца и Бога-Сына. О вере в «Дух Святой, Господа и Творца жизни, что исходит от Отца», – как определяют православные, а католики прибавляют: «и Сына». Это отличие сами руководители обоих церквей всегда считали наиболее существенным и даже непримиримым.

2. Догмат о «сверхзаслугах» святых и праведников. Эти заслуги согласно католическому учению составляют определенную духовную сокровищницу (или священный фонд), которой церковь может распоряжаться по своему усмотрению.

3. Индульгенции – практика отпущения грехов при помощи священного фонда. Сначала индульгенции выдавались за особые заслуги перед церковью, но позднее распространилась практика их продажи за деньги.

4. Догмат о Чистилище(принятый в 1439 г.). Кроме рая и ада, католики признают существование чистилища – места, куда попадают души после смерти и где они в страданиях искупают свои грехи. Родственники могут облегчить потустороннюю судьбу дорогих им покойников, купив те же индульгенции.

5. Непорочное зачатие Девы Марии, что предоставило ей возможность вознестись на небо не только душою, но и телом. Католическая церковь признает, что Дева Мария занимает свое собственное место на небе. Она не входит в состав Троицы, то есть не является Богом, но занимает место рядом.

6. Непогрешимость Папы в вопросах веры (1870 г.).

Между католицизмом и православием есть также отличия в обрядности:

· крещение совершается путем обливания у католиков, а в православии – через погружение в воду;

· миропомазание католики осуществляют над совершеннолетними – конфирмация, а в православии миропомазание совершается над младенцами сразу после крещения;

· причащение мирян только хлебом (обладка) – у католиков, а в православии и миряне, и духовные лица причащаются и хлебом, и вином.

Кроме того, католики используют пресный хлеб для причащения, крестное знамение кладут пятью перстами, богослужение преимущественно на латинском языке и некоторые другие особенности.

Существуют также каноническиеотличия: целибат (безбрачие) для всего духовенства, в православии безбрачие предусматривается только для монахов, которые являются так называемым «белым духовенством». Приходские священники, дьяки, чтецы могут один раз жениться. В католицизме имеет место недопущение отказа от духовного сана, первенство папы, институт кардиналов, признание решений 21-го Всемирного собора (в православии –

7-го), нерасторжимость брака.

Христианство имеет различия не только по основным концепциям, как это представляется в различиях католицизма, православия и протестантизма. Имеет место и различия в границах конфессий.

Так, православная церковь объединяет сегодня четыре древних патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский и еще одиннадцать самостоятельных (автокефальных) церквей. Верховное положение среди православных церквей по традиции занимает патриарх Константинопольский, тем не менее, он не является единым руководителем для всей Православной церкви. Православные церкви объединяют общая вера и общая богослужебная практика, но все они самостоятельно управляют своими делами.

В начале XVI столетия в Европе в ходе продолжительной богословской полемики возникла новая Церковь. Главные вопросы, вокруг которых развернулись острые споры, были связаны с решением вопросов веры, требующих некоторой коррекции с появлением и развитием новых общественных отношений – капиталистических. Кроме того, церковь отстаивала интересы господствующего к тому времени феодального класса. Все эти споры вызвали к жизни новое направление общественного развития, которое в истории получит название Реформации. Новая Церковь стала называться протестантской от латинского слова protestans, что означает несогласный. Реформаторы старались провести преобразования Церкви в духе евангельских идеалов, возвратиться к первоапостольським временам и устранить все то, что в средневековом католицизме свидетельствовало об отходе от этих идеалов. Вследствие чего и произошли изменения в вероучении, среди которых можно выделить следующие:

· главным источником создания новой догматики стало Святое Писание, примат которого провозгласили реформаторы, а Святой Пересказ был отброшен как учение человеческое;

· учение об оправдании только одной верой. Получить спасение можно только через собственную веру, иные способы добиться спасения (обряды, аскетизм, богоугодные дела и тому подобное) считаются несущественными. Что касается добрых дел, то они плод любви к Богу, то есть последствие веры в Евангелие Христа;

· реформаторы отрицают молитву об умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и иных реликвий;

· не признается примат Римского папы в деле религии и вместе с этим провозглашен принцип общего священства;

· признается право каждого христианина свободно читать Библию (протестанты сделали первые переводы Библии на национальные языки).

Начальными формами протестантизма стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и анабаптизм. Они распространились в различных странах иимеют некоторые самостоятельные черты.

В наше время протестантское направление продолжает не только существовать, но и набирает силу. Наиболее известны в Украине протестантские направления адвентистов, баптистов, пятидесятников и свидетелей Иеговы.

Адвентизм,теологическое учение о скором пришествии Иисуса Христа, который явится, чтобы установить свое царство и уничтожить существующий мировой порядок. Это главный догмат разнообразных адвентистских деноминаций, принят и многими другими церквами. Свое название адвентизм берет от латинского слова adventus, что означает пришествие, а также выражает главную идею – веру в скорое пришествие Христа. Среди адвентистов существует две ориентации: постмилленаристы и премилленаристы. Первые считают, что Царство Божие воплощается в ходе постепенного процесса, и ожидают пришествия Христа после того, как пройдет тысячелетие, о котором говорится в Книге Откровения (20:1-6). Вторые же возлагают надежды на социальный прогресс и ожидают второго пришествия до начала указанного тысячелетия. Большинство адвентистов поддерживают вторую точку зрения, причем адвентизм и премилленаризм часто отождествляются.

Адвентизм основывается на буквальном толковании апокалипсисов Старого и Нового Заветов, и, прежде всего, соответствующих текстов из книг Даниила, Откровение Иоанна Богослова, апокалиптических отрывков из Евангелия от Матфея (гл. 24), Марка (гл. 13), Луки (гл. 21).

Множество произведений, которые относятся к жанру апокалиптики, появились во время преследований евреев и первых христиан. Вообще, настроения адвентизма усиливаются в тревожные времена, так как бедствования обычно сопровождаются оживлением надежд на наступление тысячелетнего Царства Христа.

Между адвентистами отдельных групп есть различия, но в целом адвентизм премилленаристов подтверждает, что моральный и духовный упадок мира, управляемый боговдохновенными пророками, будет длиться до пришествия Христа. Христос явится на тучах и «церковь верных», или мертвые святые, будут воскрешены в «первом воскресении». Все они будут подняты на «высшее небо» и будут находиться там с Христом на протяжении семи лет. Фундаменталистски настроенные премилленаристы верят, что на протяжении этого времени мир претерпит страшные опустошения, которые сделают сатана и его воинство. Антихрист установит свою столицу в чудесно возрожденном Вавилоне, а на весь человеческий род обрушатся страшные бедствования. Христос со святыми в сопровождении ангелов спустятся на землю и злые силы будут побеждены. Сатана – «зверь» и «лжепророк» – будет закован и сброшен в преисподнюю. Христос займет свой престол в Иерусалиме и начнется прославленное тысячелетнее Царство. В конце тысячелетия сатана будет освобожден, разгорится страшная битва между демонами и ангельским воинством Христа, но в конце концов бесы будут испепелены небесным огнем, а сатану снова отправят в преисподнюю, где его ожидает вечное наказание. Тогда состоится и «второе воскресение» и Страшный суд; земля сгорит, а праведники вознесутся к небесам.

Хотя адвентизм был широко распространен в христианской церкви, современное направление приобрело большой размах под влиянием Уильяма Миллера (1782-1849) в начале 30-х годов в США как течение, которое оживило все протестантские церкви и побудило многих скептиков и неверующих открыто исповедовать веру в Библию и Бога. У. Миллер в процессе своего исследования Библии нашёл в Писании пророчества о буквальном втором пришествии Христа. (Кн. Даниила 8 и 9 глава и Откровение 14 глава). Летом 1831 года он сделал объявление, в котором сообщил, что он вычислил дату второго пришествия Христа. С 1833 года Миллер начинает открыто доказывать близость пришествия Христа, которое, по его подсчетам, должно было состояться в 1843 году, хотя по прошествии этой даты, он уточнил свои вычисления и определил новую дату – 22 октября 1844 года. В 1843 году он выпустил книгу «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа». Это направление быстро распространялась в Америке и Европе: люди ожидали Христа. Вот что по этому поводу писал очевидец: «Это повсюду привело к глубокому погружению человека во внутреннюю жизнь, к смирению перед Богом. Фермеры оставляли на полях неубранный хлеб, ремесленники – свои инструменты и со слезами радости шли проповедовать». Но осень прошла, а Христос не явился. Наступило время глубокого разочарования.

Многие из верующих и служителей церквей, которые присоединились к адвентистской вере, сразу же отпали. Осталась небольшая группа людей, которая продолжала верить, что Христос в скором времени предстанет на Суде. Тем не менее, шло время, среди адвентистов стали появляться расхождения по поводу вычисления. Проведя тщательное исследование текста (кн. Дан. 8:14), они пришли к выводу, что речь идет не о втором пришествии Христа на землю, а о том, что в 1844 году Христос вошел в Святое святых небесного святилища для завершающей работы примирения, которое подготавливает Его второе пришествие. Это открытие было взято за основание вероучения христиан-адвентистов. В 1860 году адвентистское направление увенчалось возникновением церкви с названием «Адвентисты Седьмого Дня”.

Адвентисты седьмого дняпредставляют собой наиболее самостоятельное объединение внутри адвентистского направления. В 1863 году была создана Генеральная конференция Адвентистов Седьмого Дня как главный орган Церкви. В этом вероучении существуют определения, которые отличают его от иных христианских деноминаций. Первое - это вера в близкое пришествие Христа, и второе - святость десятисловного закона как вечного и незыблемого, где четвертая заповедь также важна в деле спасения, как и все иные. Это заповедь о субботе. Адвентисты седьмого дня верят в необходимость духовного возрождения и практикуют крещение взрослых через погружение в воду. Причащение происходит четыре раза в год, перед причащением осуществляют обряд ногоомовения, описание которого есть в Евангелии от Иоанна в 13 главе. Причащение происходит принятием пресного хлеба и сухого вина. Данные евхаристические символы указывают на безгрешный характер Иисуса Христа. Адвентисты не верят в бессмертие души, они считают, что смерть – это только сон. Единственный, кто имеет бессмертие – Бог, ибо человек утратил бессмертие во время грехопадения, но не лишился возможности его достичь. Адвентисты рассматривают бессмертие как дар, которым Христос через свое воскресение наградит праведников при втором пришествии. Обязательной для членов церкви есть уплата десятины, то есть десятой части дохода. Эти средства идут на распространение проповеди Евангелия. В адвентизме есть учение о «санитарной реформе», где требуется усердно относиться к своему телу, так как тело, соответственно христианскому учению, есть «храм Божий», в котором находится Дух Святой. Большое значение они уделяют здоровому образу жизни и полному воздержанию от алкоголя и табака. Адвентисты не признают почитания икон, мощей, креста, святых, умерших. Основу богослужения составляют проповедь, молитва, пение псалмов.

Адвентисты седьмого дня верят в вечное существование Христа как второй ипостаси Божества; безусловно, признают догматы о его рождении от Девы, о его безгрешной жизни на земле, о его заступничестве (за людей) и искупительную смерть. Они также признают его телесное возрождение, вознесение, небесное служение в качестве главного первосвященника; ожидают окончательного его возвращения. Адвентисты седьмого дня подчеркивают непосредственно личный характер этого второго пришествия, что приведёт к наступлению тысячелетнего царства Христа. Они верят, что осуществится главное пророчество Библии о катастрофическом конце прошедшего века. Христос возвратится «во время не известное, но близкое» и будет царствовать на небесах со спасенными на протяжении тысячелетнего периода, который и начнется с того времени. В церкви последних дней будут восстановленные духовные дары, включая дар пророчества. Адвентисты седьмого дня верят в спасение только по благодати, через веру в Христа и считают, что благие дела и послушание скорее результат, чем способы спасения. Они придерживаются идеи сотворения из ничего, отвергают представления об эволюционном развитии Вселенной, поддерживают принцип отделения церкви от государства и настаивают на религиозной свободе всех людей.

Свидетели Иеговы.Основано это направление в США около 1872 года небольшой группой лиц, которые собирались для изучения Библии под руководством Чарлза Тейза Рассела (1852-1916) в Питтсбурге, штат Пенсильвания, США. Численность секты возрастала, на первых порах она называлась «Расселиты, которые ожидают тысячелетнего царства», потом – Международная ассоциация исследователей Библии. После первой мировой войны Свидетелями Иеговы было провозглашено, что «второе пришествие Христа» уже состоялось в 1914 году, но незримо. Начиная с этого момента, Христос уже правит на земле. Таким образом, они отрицали видимое пришествие Христа в конце века. В 1931 году они объявили о создании Общества свидетелей Иеговы.

Последователь данного движения Дж. Ф. Рутерфорд (1869-1942) расширил сферу влияния Свидетелей Иеговы и ввел жесткую систему управления. Появилось и новое название - Общество Сторожевой башни, Библии и брошюр. Название «Свидетели Иеговы» связано с убеждением членов данного направления, что их основная задача – говорить (свидетельствовать) о Боге, который есть Иегова. Свидетели Иеговы подтверждают, что их движение не представляет собой ни религии, ни организованной церкви, но они должны в высшей степени активно проводить пропаганду своих верований. В настоящее время Свидетели Иеговы есть практически во всех странах мира.

Верования Свидетелей Иеговы выведены из библейских книг Ветхого и Нового Заветов, а в своих толкованиях Священного Писания они исходят из основ учения Рассела. Они отрицают догмат о Святой Троице и исповедуют монотеистического Бога – Иегову, который есть источник всей жизни. Христос согласно их учению единородный сын Бога. Он единый, создан Иеговой непосредственно, ибо все иное сотворил Христос, который не является всемогущим Богом, не равен Ему. На земле Христос был лишь созданным человеком. Святой Дух – невидимая Божья сила, а не третья личность Бога. Этим учением они ставят под сомнение свою принадлежность к христианству, так как основные доктрины пересматриваются. Христос отдал свою жизнь в искупление благочестивых Свидетелей Иеговы. Он воскрес из мёртвых не как телесное существо, а как бессмертный дух.

Свидетели Иеговы убеждены, что сатана – невидимый правитель мира и что его влияние есть в других религиозных организациях, в особенности в Римско-католической церкви. Они считают возможным подчиняться лишь тем законам, которые не противоречат божественным установлениям, призывая не подчиняться законам и обычаям, которые неприемлемы с библейскими позициями. Так, Свидетели Иеговы отказываются отдавать почести флагу, проходить военную службу; они не допускают употребление крови – ни в пищу, ни при переливании; избегают членства в общественных организациях.

Соблюдение субботы, согласно представлениям Свидетелей Иеговы, установлено только для евреев и закончилось с пришествием Христа. Верующие встречаются раз в неделю на собраниях в скромно убранных –«залах Царства» и в основном занимаются изучением Библии. Священников в этой церкви нет и церковных званий Свидетели Иеговы не признают. Свидетелем Иеговы каждый член секты становится через крещение с полным погружением; после этого он должен посвятить себя делу публичного свидетельства, которое осуществляется в форме раздачи библейских брошюр и литературы общества «Сторожевая башня» прохожим на улицах или жителям дома. Кроме крещения, Свидетели Иеговы признают в качестве подтверждённой Библией «вечери поминовения», которая ежегодно отмечается во время еврейского Песаха с вкушением хлеба и виноградного сока или вина. Существуют также особые ритуалы бракосочетания и похорон. У Свидетелей Иеговы существует лишь один праздник – вечеря поминания смерти Христа. Верующие собираются после захода солнца, приглашают родственников и знакомых. На столе должен быть пресный хлеб и сухое красное вино. Тем не менее, принять участие в причащении может не каждый, а только тот, кто относится к числу избранных, то есть к тем 144 тысячам людей, о которых говорится в книге Откровения Иоанна Богослова.

Свидетели Иеговы, возражая против существования ада, тем не менее, разработали учения об Армагеддоне – глобальной войне, в ходе которой Христос с армией ангелов уничтожит всех грешников и победит сатану в последней схватке с силами зла. После победы на земле сотворятся идеальные условия для жизни, телесная смерть, унаследованная человеком от Адама, и нечестивцы навсегда исчезнут. Свидетели Иеговы не верят ни в ад, ни в бессмертие души: после смерти грешники просто перестают существовать и не могут быть призваны к жизни в новом веке. Опираясь на свое толкование некоторых библейских текстов, Свидетели Иеговы подтверждают, что на небеса попадут лишь 144 тыс. избранных, которые будут править земными делами вместе с Христом.

Баптизм.Первые баптистские общины образовались в Англии в начале XVII столетия. Основателем этого направления принято считать Джона Смита (1554-1612). В 1611 году группа последователей Смита опубликовала «Декларацию веры», где излагались главные принципы баптистского вероучения. Название этой конфессии происходит от греческого слова baptizo, что означает: погружать в воду, крестить. Переосмысление обряда крещения было заложено в основу вероучения. Отныне крещение стало происходить только над взрослыми, достигшими совершеннолетия, когда человек принимает решение относительно существования Бога. Вторая особенность крещения – это то, что крещение происходит с погружением в воду, а не обливанием грудного ребенка, как это было принято у католиков. К крещению допускаются только после испытательного срока и покаяния на молитвенных собраниях.

По своему вероучению баптизм во многом похож на ранний протестантизм. Главные принципы протестантизма такие, как: спасение личной верой, принцип общего священства, примат Святого Писания, отрицание посреднической роли Церкви в вопросах спасения были положены в основу баптистского вероучения. Эти принципы привели к требованиям религиозной свободы, веротерпимости, отделения Церкви от государства, давая возможность проповедовать всем членам общины.

Вопросы спасения в баптизме рассматриваются двойственно:основоположник Дж. Смит отстаивал арминианские позиции – это учение голландского реформатора XVI в. Якова Арминия, которое признавало свободное волеизъявление человека в спасении и придерживалось доктрины о спасении всех, кто поверил в Христа. Другая группа баптистов в вопросе спасения соблюдает учение Кальвина. Это направление в баптизме стало преобладающим. В баптизме сохранено только два таинства: крещение и причащение. Культ в баптизме упрощен, так как они не признают почитание икон, креста, мощей, святых, умерших. Основу богослужения составляют проповедь, молитва и пение псалмов. Баптизм характеризуется своей активной миссионерской деятельностью. Общины возглавляют выборные пресвитеры, которым помогают дьяконы и проповедники.

Пятидесятники. Протестантское направление с таким названием возникло в США в конце XIX столетия и оттуда распространилось в другие страны. В Российской империи пятидесятники появились впервые с начала XX столетия, наибольшее распространение они получили в Украине и Белоруссии.

В основе этой конфессии лежит изложенная в новозаветной книге «Деяние апостолов» (2 гл. с 1 по XIV ст.) притча о нисхождении на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Последователи этого направления утверждают, что каждый искренний христианин может получить дары Святого Духа – дар пророчества, исцеление больных. Важным элементом вероучения пятидесятников есть возможность говорить иными языками (глосолалия), которые даются во время крещения Святым Духом.

По своим вероучениям и обрядности пятидесятники близки к баптизму. Крещение осуществляется над взрослыми людьми через погружение в воду. Но, кроме крещения водой, существует более важное крещение Духом Святым. Пятидесятники верят, что человек, который освятился, может стать вместилищем Святого духа, который снизошёл на него. Основу богослужения составляют проповедь, молитва, пение псалмов. Богослужения сопровождаются такими эмоциональными явлениями, как смех, плач, крик. Нередко во время богослужения происходят сеансы исцеления. Пение псалмов сопровождается различными телодвижениями.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий

Введение Содержание программы курса Философия... Введение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Христианство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Содержательный модуль 1.1: Религиоведение
1.1.1 Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий Религиоведение как наука. Концепции возникновения религии. Структура религии и ее функции. Классификации религий.

Содержательный модуль 2.1: История развития философской мысли.
2.1.1. Философия Древнего мира. Мифо-религиозно-философские системы Индии. Этико-философские представления Китая. Античная философия. 2.1.2. Философия Средних веков, Во

Содержательный модуль 2.2: Онтология. Гносеология
2.2.1. Материя и сознание как основные философские категории. Бытие, материя, сознание, субстанция. Пространство, движение и время как атрибуты материи. Сознание как форма отражения

Рекомендации для самостоятельной работы
  Материал данного пособия затрагивает объяснение сложных и проблемных вопросов, дополняется материалом, не вошедшим в лекционный цикл, привлекает новые идеи и разработки в системе фи

Критерии
оценки знаний по курсу и модулям «ФИЛОСОФИЯ»   Параметры Оценка ответа в баллах Зачтено А Зачтено

Религиоведение как наука и учебная дисциплина
Каждый человек в процессе своей жизни стремится к достижению своей главной цели, своего собственного смысла жизни. Теолог и философ средневековья Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет стре

Историческое направление–изучает историю возникновения, эволюцию, взаимовлияние и взаимосвязь отдельных религий, религиозных верований и культов.
  Структура религиоведения.Как наука религиоведение включает в себя отдельные области гуманитарного знания, которые объединяются в единую структуру, а именно:

Определение религии и взгляды на религию в обществе
  Религия как общественное явление. На современном этапе жизни каждого человека и жизни общества в целом религия, как явление, становится стойким социальным институто

Основные религиоведческие концепции и их характеристика
  Восприятие религии зависит от отношения не столько к самой религии, сколько от определения того, что происходит вокруг нас в природе и в обществе. Обратимся к общим концепциям о сущ

Проблемно-поисковые вопросы
1. Чем обуславливается потребность в такой науке как религиоведение? 2. Что такое религиоведение? 3. Назовите структурные части религиоведения? 4. Что является предметом

Темы рефератов
1. Религия как предмет научного исследования. 2. Возникновение и развитие науки о религии. 3. Религиозность и ее социологическое изучение. 4. Верующие и их типы.

Ранние и родоплеменные формы религии
  К наиболее распространенным ранним религиозным формам относятся: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм. Анимизм (от лат. аnіmа – душа, дух) – это вера в духов

Национальные религии
Становление классового общества и преобразования в первобытных взаимоотношениях требовали не только изменений экономических и социальных, но также и идеологических. Трансформации происходили, прежд

Тест: Мифо-религиозные представления в древнем мире.
  1 Найденные наскальные рисунки с изображением полулюдей-полуживотных иллюстрируют: а) тотемизм; б) фетишизм; в) анимизм.

Буддизм
  Возникновение буддизма.Буддизм возник в VI веке до н.э. в Индии, чему способствовали разнообразные причины развития индийского общества, его культуры и религиозных

Проблемно-поисковые вопросы
1. Что оказывало содействие появлению и расцвету буддизма в Древней Индии? 2. Что привлекательного содержит в себе учение Будды? 3. Что Вы понимаете под нирваной, сансарой и кармо

Темы рефератов
1. Учение буддизма о сущности бытия. 2. Космологические взгляды буддистов. 3. Обрядность и духовенство в буддизме. 4. Сущность учения о сансаре. 5. Особенности л

Причины распространения новых религиозных течений в Украине
  Вспышка в умонастроениях населения Украины отчаяния, вызванная переходными и кризисными явлениями и тенденциями, привлекает нетрадиционные для наших территорий мистико-иррационалист

Неорелигиозные направления, имеющие распространение в Украине
Неохристианство – возникает в рамках традиционного христианства с целью приближения его к требованиям времени, чаще под влиянием протестантских ц

Свобода совести в Украине и ее законодательно-правовая реализация
Свобода совести как социальная ценность. Свобода совести признается одной из главных общечеловеческих ценностей, которая соотносится с основами бытия человека. Свобода совести пред

Реализация принципов свободы совести в современной Украине
Чтобы свобода совести действительно могла быть осуществлена, разработаны специальные международные юридические акты: · Декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на

Проблемно-поисковые вопросы
1. Как Вы думаете, почему в наше время продолжается процесс религиозных поисков? 2. Какое содержание и формы имеет христианская нетрадиционность? 3. Покажите особенности новых ори

Темы рефератов
1. Новые религиозные течения в Украине. 2. Особенности неорелигиозных процессов в Украине. 3. Неохристианство и его проявления в обществе. 4. Современные восточные мистич

Материальная действительность и процесс её познания
Познание есть процесс отражения в сознании человека окружающего мира. В процессе познания мы движемся от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Чувственное познание предшес

Законы логики и законы других специальных наук
Законы логики связаны с законами других специальных наук. Между ними есть как сходство, так и различие. Сходство проявляется в том, что эти законы имеют объективный характер, а также в том, что исп

Логика формальная и логика диалектическая
Говоря о формальной логике необходимо отметить, что её правила, методы и законы применяются к мыслям о предметах как качественно определённых, т.е. мы при рассуждении о предметах отвлекаемся от вре

Понятие о логическом законе
Мышление как отражение объективного мира в сознании человека протекает не хаотично, а закономерно. Логическое мышление подчиняется двум видам законов: законам диалектики и законам формальной логики

Закон тождества
Всё, что существует вне нашей мысли и что может быть предметом мышления, обладает свойством определённости. Каждый предмет есть, прежде всего, определённый предме

Закон исключённого третьего
Закон непротиворечия, как мы выяснили, устанавливает, что из двух несовместимых суждений одно необходимо ложное. Вопрос о втором суждении остаётся открытым: оно может быть истинным, но может быть и

Закон достаточного основания
Всякое свойство предмета, отличающее этот предмет от всех других предметов, существует в данном предмете не само по себе, но лишь потому, что существует нечто такое, чем это свойство обуславливаетс

Сущность понятия
Слово понятие происходит от глагола понимать. Понятие – это основная единица структуры человеческого мышления. Всякое понятие (понимание) есть мысль о признаках предмета. Признаком предмета называю

Виды понятий
Человеческое мышление создало необычайное богатство понятий. Как богатство и многообразие явлений действительности делало и продолжает делать необходимым для науки (биологии, геологии, астрономии)

Отношения между понятиями
Между предметами одновременно существует и сходство, и различие. Так же обстоит дело и с понятиями об этих предметах. Поэтому одним из важных вопросов логики является вопрос об отношении между поня

Обобщение и ограничение понятий
  Часто в практике нашего мышления приходится от понятия одного объёма переходить к понятию другого объёма, составляющего лишь часть объёма исходного понятия. Так, зная, что какой-то

Определение понятия
  Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением или дефиницией. Поскольку содержание представляет собой совокупность существенных признаков пр

Правила явного определения
Определение понятий опирается на ряд правил, которые надо соблюдать во избежание ошибок: 1. Определение должно быть соразмерным. Это правило требует, чтобы объём определяемого пон

Деление понятий
При изучении какого-либо понятия встаёт задача раскрыть его объём. Логическая операция, раскрывающая объём понятия, называется делением. В операции деления надо различать делимое понятие, т.е. поня

Правила деления
1. Деление должно быть соразмерным. При делении должны быть перечислены все виды делимого понятия. Если будет пропущен хотя бы один член деления, то деление будет неполным. Если же будут у

Логические отношения между суждениями
Отношения между простыми суждениями.Два любых суждения по их логической форме могут быть сравнимыми или несравнимыми. Несравнимыми называют суждения, в которых различны субъекты ил

Понятие умозаключения и его виды
Большую часть знаний мы получаем с помощью рассуждений, т.е. путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредствованными или вы

Индуктивные умозаключения
Наряду с дедукцией важное значение в познании принадлежит индуктивным умозаключениям. Индуктивным называют такое умозаключение, в форме которого протекает эмпирич

Аналогия
Способы логического перехода от известного к новому знанию не ограничиваются индукцией и дедукцией. Наряду с ними возможен и третий способ: логический переход от

Понятие доказательства и его структура
  Цель познания в науке и практике – достижение достоверного, объективно истинного знания, на основе которого возможно активное воздействие человека на окружающий мир с целью его прео

Опровержение
Помимо доказательства утверждений путем установления их истинности важное место в научной практике имеют и опровержения утверждений. Опровержение – это логическая операция, направленная на

Логические правила и ошибки по отношению к тезису доказательства
Доказательное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса. Первое из них – тезис должен быть логически определенным, ясным и точным; второе – запрещается изменять тезис в про

Проблема и её роль в познании
Научное исследование представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. С проблемы собственно и начинается научный поиск. Область проблем и область уже завершённого знания тесно связаны. Она

Гипотеза и её виды
Решение научной проблемы начинается с формулирования гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию п

Теория как система научных знаний
  Теория – это система основных положений, идей какой-либо отрасли науки, в которой обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Следовательно,

IV. Можно ли построить простой категорический силлогизм из следующих посылок (ответ в виде комбинаций цифр и букв)?
1. Все ананасы приятные на вкус. Картофель не ананас. 2. Некоторые металлы легче воды. Все металлы электропроводны. 3. Все люди мыслящие существа. Дерево не мыслит.

Предмет этики
Этика исследует мораль, является наукой о морали или нравственности. В обыденном языке «этика» и «мораль» обычно отождествляются и это вполне допустимо. В научных же рассуждениях этого дел

Мораль как социальное явление
  Что же определяет содержание морали? В чем состоит значение обязательности ее требований: объективно оно или субъективно? Всякая нравственность обусловлена социально-истори

Происхождение нравственности
Основы нравственной жизни закладываются в родовом обществе. Это простые правила общения, чувство общности, взаимоподдержки и др. Впоследствии, став привычкой, они воспринимаются как нечто само собо

Нравственность в рабовладельческом и феодальном обществах
  С переходом к рабовладельческим отношениям связан и переход к собственно нравственным отношениям. Родо-племенные нравы разрушаются двояким способом: либо нарушаются и заменяются нов

Буржуазная мораль: этапы ее развития
Переход к феодализму сопровождался формированием новой системы морали. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа – таковы глобальные требования буржуазной морали. (

Понятие и функции морали
  Моралью чаще всего называют идеально-теоретический уровень нравственного сознания. Мораль – это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра

Структура морали
  В различные исторические эпохи существуют разные структуры нравственного сознания. Тем не менее, можно говорить о некоторых общих чертах структуры морального сознания. Ее основными

Самоконтроля личности
Совесть – один из наиболее древнейших и интимно-личных регуляторов поведения человека. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность

Эстетическая деятельность и сферы её проявления
Термин эстетика вошел в обращение в середине XVIII века. Изобрел его немецкий философ Баумгартен для обозначения выделенного им нового раздела философии. Произвел он данный термин от греческого «эс

Понятие и структура эстетического сознания
Одним из наиболее распространенных способов восприятия действительности является эстетическое. Оно представляет собой отражение эстетических свойств действительности. Это особые чувства, вкусы, инт

Основные категории эстетики
1. Категории «эстетическое» и «художественное». 2. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. 3. Категории «трагическое» и «комическое». Категории «эстети

Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное
Прекрасное и безобразное в человеке.Говоря о красоте человека, мы имеем в виду прежде всего такую структуру его телосложения, духовного мира и поведения, которая раскрывает человеч

Предмет искусства
  Искусство – высшая форма эстетического освоения действительности, высшая так как в искусстве эстетическое – самоцель. Эстетическое требование человек предъявляет ко всему его окружа

Художественный образ
Формой, в которой искусство отражает действительность, является художественный образ. Образ этот идеален и возникает только в сознании воспринимающего и возникает он только благодаря произведению и

Социальные функции искусства.
1. Познавательно-преобразующая функция искусства. 2. Коммуникативная функция искусства. 3. Просветительная функция. 4. Воспитательная функция. 5. Гедонистическая

Познавательно-преобразующая функция искусства
Отражая действительность специфическим художественно-обобщенным способом, искусство преобразует и познает ее. Знания о мире и человеке, почерпнутые в области искусства, должны способствовать гармон

Коммуникативная функция искусства
Искусство как и язык принадлежит к разряду знаковых систем, служащих закреплению, хранению и передаче разного рода информации. И независимо от того, осознает тот или иной художник это или нет, расс

Просветительная функция
Речь идет прежде всего о том, что искусство несет в себе определенный род знания о жизни и тем самым играет роль важного способа просвещения и образования людей (из книг, кино, спектаклей мы узнаем

Воспитательная функция
И действительно, искусство дает нам не знание фактов и объективных закономерностей, а знание значений, знание ценности бытия, знание реальных связей мира и человека, оно заставляет нас, хотим мы то

Гедонистическая функция
Искусство во всех своих созданиях несет людям красоту, украшает их жизнь и служит источником глубоких эстетических радостей. Однако значение гедонистической функции искусства не исчерпывается этими

Вопросы к семинарским занятиям по этике и эстетике
Семинарское занятие «Этика как наука»   1. Предмет этики. 2. Мораль как социальное явление. 3. Происхождение нравственности. 4. Нр

Проблемно-поисковые вопросы
1. Проблема происхождения и природа морали. 2. Социальная сущность морали, её структура и элементы. 3. Специфика морали и её социальные функции. 4. Исторические типы мора

А.Справедливость Е. Солидарность
В. Тактичность G. Корректность С. Простота Н. Тщеславие D. Гуманизм I. Честолюбие F. Коллективизм К. Деликатность 21. Выберите соответствие данных особен

Выберите соответствие видов искусства его синтетическим группам.
1.Скульптуру 5.Живопись 2.Музыку6.Цирк 3.Архетиктуру7.Театр

Философия: круг её проблем и роль в обществе
  1. Исторические типы и формы мировоззрения. 2. Основной вопрос философии и две его стороны. 3. Философия и частные науки, их соотношение.  

Исторические типы и формы мировоззрения
Мировоззрение присуще каждому человеку. Это та грань, которая отделяет человека от животного. Поскольку мировоззрение - это мировоззрение человека, а человек - это общественное существо, т

Основной вопрос философии и две его стороны
Ядром научного мировоззрения является философия, которая формирует теоретические основы мировоззрения через правильное решение вопроса о соотношении бытия и мышления. Этот вопрос в философии являет

Философия и частные науки, их соотношение
Прежде всего следует отметить, что действительно и философия, и другие науки изучают материальный мир, т.е. для философии и целого ряда наук „объект изучения” общий. В чем же тогда различие? А разл

Функции философии
Как мы выяснили философия - мировоззренческая наука. Именно этим и опре­деляются ее функции в познании и практике. Т.е. основная и определяющая функ­ция философии - мировоззренческая. Реализует себ

Что можно определить как предмет философии?
а) наиболее общие законы развития общества и природы б) природа во всем ее многообразии в) взаимодействие человека и мира г) общество и его развитие 6. Ф

Философия Древнего мира
Появление рабовладельческого общества связано с пе­реходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледе­лию, оседлому образу жизни, к моногамии и патриархату, от кровнородственных связей к те

Средневековая философия
В средневековье, когда утверждаются феодальные от­ношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, слу­жанкой богословия. Она сохран

Философия Нового времени
  Развитие капитализма, рыночных отношений в недрах феодального общества и связанный с ним бурный подъем науки и техники в Европе явились основой, на которой формиро­вался и получал с

Возникновение марксистской философии и её дальнейшая эволюция
Марксистская философия явилась преемницей предшествующих ей концепций, одновременно она ознаменовала собой существенное приращение нового знания, значительный прорыв в развитии не только европейско

Современная западная философия
  Современная философия на Западе предстает в виде множества различных течений, школ, учений, как правило, не имеющих какого-либо объединяющего начала. И все же в этом интеллектуально

Тест: Античная философия
  1. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты? а) Сократ б) Аристотель в) Демокрит. 2. Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассу

Темы рефератов
1. Абеляр П.: Борьба здравого смысла с догматизмом в средневековой философии. 2. Диалог веры и разума как стержень взаимоотношений церкви и светской власти. 3. Номинализм и реализ

Темы рефератов
  1. Метафизический материализм и учение о государстве Т. Гоббса. 2. Материалистический рационализм и учение об аффектах Б. Спинозы. 3. Сенсуализм Д. Локка и его уче

Тест: Философия Нового времени
1. Стержнем теоретических споров Нового времени был вопрос о: а) определение первичности материи или сознания; б) определение источников человеческого познания;

Темы рефератов
  1. Этика Канта. 2. Антиномии Канта: знание или вера? 3. Проблема человеческой свободы в философии Фихте. 4. Натурфилософия и учение об интеллектуальной ин

Темы рефератов
1. Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. 2. Источники возникновения и развития марксизма. 3. Основные течения в марксизме в конце ХІХ в. и в ХХ в. 4. Марксистские

Темы рефератов
1. Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда. 2. Основные этапы развития позитивизма. 3. Проблема отчужденного человека в произведении А. Камю “Посторонний”. 4. Гермен

Генезис украинской философии
  Украинская философия времен Княжества формировалось в границах общей духовной культуры Киевской Руси. Она вобрала в себя и творчески преобразила религиозно-мифологические верования

Философия Киевской Руси
В X веке Киевское государство еще не имело единой религии. Языческие верования не содействовали объединению племен. Целостность государства обеспечивалась в основном военной силой. Князь Владимир п

Формирование черт украинской философии
Начиная с первых десятилетий своего становления и развития, украинская философия постепенно формирует свои особенности, кристаллизирует черты, характерные для нее на протяжении почти тысяче

Украинская философия в ХХ в.
До 1920 г. украинская философия развивалась в едином русле. Несмотря на разные школы, которые временами враждовали между собой, все-таки это была философия, не отделимая от украинского общества.

Темы рефератов
1. Основные черты украинского мировоззренческого менталитета и особенности украинской философии. 2. Становление философии украинского духа в Киево-Могилянской академии (И. Гизель, Ф. Проко

Тест: Философская мысль в Украине
1. В философской мысли древних славян тесно переплетены две тенденции: 1. Материалистическая и идеалистическая. 2. Диалектическая и метафизическая. 3. Ми

Философское понятие материи
  Нас окружает неисчислимое количество предметов, тел внешнего мира. Тем не менее это многообразие вещей предполагает наличие в них общего, сходного. Такой общей «основой» является су

Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи
  От философского понятия «материя», определение которого связано с признанием лишь свойства быть объективной реальностью, следует отличать современные представления о структуре и сво

Движение и его основные формы
Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню, каждо

Единство мира
Есть в многообразии тел, процессов, явлений окружающего мира какая-то общность, единая основа? Диалектико-материалистическая философия, как уже было показано, решает этот вопрос положительно. Согла

Сознание, его происхождение и сущность
1. Взаимоотношение материи и сознания. 2. Сознание – высшая форма отражения действительности. 3. Естественнонаучные представления о сознании. 4. Сущность и основные харак

Сознание – высшая форма отражения действительности
Относительность противопоставления материи и сознания находит своё выражение в том, что вся материя обладает свойством отражения, по существу сходным с ощущением. Если бы в самом «фундаменте матери

Естественнонаучные представления о сознании
Понятие сознания предполагает разграничение естественнонаучных и философских представлений о нём. Современное естествознание (физиология высшей нервной деятельности, биохимия, биофизика и др.) и ря

Сущность и основные характеристики сознания
Человеческое сознание – это информационная программа, управляющая человеческой деятельностью. Его качественная специфика определяется переходом человека к новой – социальной – форме существования.

Темы рефератов
1. Проблема саморефлексии и самовоспитания. 2. Концепции происхождения сознания. 3. Загадки гениальности. 4. Идеальность сознания. 5. Сознание и речь. &

Диалектика и её альтернативы
1. Понятие диалектики и метафизики. 2. Разнообразие альтернативных методов. 3. Диалектика как наука. 4. Закон единства и борьбы противоположностей. 5. Закон взаи

Разнообразие альтернативных методов
  Софистика. Альтернативами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика (от греческого — соображение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики)

Диалектика как наука
  Диалектика как наука – сложная система, элементами которой являются ее принципы, категории и законы. Принципы - это основные, исходные положения, основополагающие понятия,

Закон единства и борьбы противоположностей
  Закону единства и борьбы противоположностей принадлежит центральное место в системе материалистической диалектики. Связано это с тем, что данный закон отвечает на главный воп

Виды противоречий
1. Внутренние и внешние (исходя из места занимаемого в системе). Внутренние противоречия - это взаимоотношения между противоположными сторонами данного предмета или явления (это взаимодействие межд

Метафизическое истолкование закона единства и борьбы противоположностей.
Это истолкование находит проявление в двух теориях: теории равновесия и теории конфликта. Рассмотрим эти теории. Основные положения теории равновесия: 1. Равновесие абсолютно, бор

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания указывает направление развития, отвечает на вопрос, куда идет развитие . Рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, мы выяснили что источником ра

Типы отрицания
I) механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (исходя из форм движения материи); 2) деструктивное и конструктивное отрицание (исходя

Уровень
1. К основным принципам диалектики относятся: а) принцип всеобщей взаимной связи; б) принцип веры в авторитеты; в) принцип независимости явлений.

Уровень
1. Иллюстрацией закона взаимоперехода количественных и качественных изменений могут послужить: а) многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в дру

Проблема познания в философии
Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования т

Чувственное и рациональное познание
  Чувственное отражение. Познание человеком мира начинается с чувственного контакта с ним, с «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувственное отражен

Практика как специфически человеческий способ освоения мира
Практическая деятельность в человеческом обществе, в отличие от процесса жизнедеятельности в животном царстве, определяется не биологическими факторами, а исторически выработанным соответствующим с

Проблема истины в философии
Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания. Все философские направления и школы старались сформулировать свое понимание истины. Классическое определение истины дал Аристотель, определи

Уровень
1. Раздел философии, который занимается изучением проблемы познания: а) онтология; б) гносеология; в) феноменология; г) логика.

Уровень
1. Найдите ошибочное высказывание: а) чувства не имеют границ; б) чувства относительны, часто изменчивы; в) не дают критерия разграничения существенного

Понятие общества и природной среды, их единство и различие
Из ранее рассмотренного материала мы знаем, что общество возникает не вне­запно, а является результатом всего предшествующего развития материи. В основе выделения человека из природы был труд, совм

Географическая среда - необходимое условие общественного развития
Рассматривая взаимодействие общества и природы, мы природу понимали в широком смысле слова, т.е. понимали под природой объективную реальность. Однако общество взаимодействует не со всей объективной

Народонаселение - предпосылка и субъект исторического процесса
Кроме географической среды, естественным условием возникновения и разви­тия общества является существование живых человеческих индивидов, с их опреде­ленной телесной организацией. В отличие от геог

Понятие материального производства и его структура
Ранее мы выяснили, что общество в своем развитии проходит ряд этапов, названных общественно-экономическими формациями, раскрыли струк­туру общественно-экономической формации, указав на основные и н

Базис и надстройка
Кроме способа производства, к числу важнейших элементов структуры обще­ственно-экономической формации мы отнесли еще базис и надстройку. Почему? Почему нельзя все объяснить способом производства и

Социальная структура общества
Материальная сфера жизнедеятельности, как мы видим, определяет все ос­тальные сферы и, прежде всего, социальную. К рассмотрению этой сферы мы и пе­реходим. Необходимость этого перехода определяется

Общественно-экономические формации как ступени исторического развития.
2. Понятие материального производства и его структура. 3. Социальная структура общества. Термины, которые необходимо запомнить:общественно- экономическая формация

Сущность духовной жизни общества
Противоречивый процесс развития общественных отношений, возрастание роли субъектов этих отношений, человека, личности предопределяет необходимость поиска оптимальных путей функционирования, обогаще

Обыденное и теоретическое сознание
  Общественное сознание – это чрезвычайно сложное явление, которое имеет динамическую, сложную структуру, которое предопределяется структурой общественного бытия. Одним из элементов с

Общественная психология и идеология
Важными элементами структуры общественного сознания являются общественная психология и идеология. Общественная психология представляет собой совокупность взглядов, чувств, эмоций, располож

Формы общественного сознания
  Мы выяснили сущность и структуру общественного сознания. Рассмотрим теперь основные формы общественного сознания, процесс и особенности их формирования и развития в современных усло

Особенности духовной культуры общества
Чрезвычайно важным элементом духовной жизни общества, наряду с общественным сознанием, является духовная культура. Духовная культура, в широком смысле слова – это разнообразный опыт жизнед

Формы общественного сознания.
5. Особенности духовной культуры общества.   Термины, которые необходимо запомнить:духовность, духовное производство, общественное бытие, общественное сознан

Человек как предмет философии
Изменчивость взглядов на сущность человека.История философии полна различных концепций сущности человека. В ан­тичной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть

Личность и общество
  В первобытном обществе человек еще фактически не выделяет себя из кол­лектива, он слит с ним. Это первоначальное примитивное единство человека и кол­лектива является следствием нера

Понятие ценности в философии. Ценность, оценка, ценностная ориентация
  Проблема ценности уходит своими корнями в далекое прошлое. Так, Демокрит, считал, что «благо», «красивое» - это то, что присуще природе. Людям же в их стремлении надо лишь следовать

Общественный прогресс. Социальное прогнозирование
  1. Понятие общественного прогресса и его критерий. 2. Источники, движущие силы и типы общественного прогресса. 3. Глобальные проблемы современности. 4. По

Понятие общественного прогресса и его критерий
Продолжительное время в философской и социологической литературе общественный прогресс рассматривался, преимущественно, как прогресс материального производства, в границах которого человек существо

Источники, движущие силы и типы общественного прогресса
При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что противоречие есть источником всякого развития. Следует заметить, что в решении вопроса об источнике общественного прогресса среди исследов

Глобальные проблемы современности
  Как уже отмечалось, с дальнейшим усилением взаимосвязей между всеми сферами жизнедеятельности не только в отдельных странах, но и во всем мире, с развитием интеграционных процессов

Понятие социального предвидения и прогнозирование будущего
  Проблемы будущего и его предвидение принадлежит к тем "вечным" темам, интерес к которым закономерно возрастает по мере общественного прогресса. Еще в старину люди

Уровень.
1.Исключите неправильные высказывания: человечество- это: А.Часть биосферы; Б.Единство по физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристи

Главная цель прогнозистов
А. Анализ альтернатив деятельности, хода и исхода глобальных процессов; Б. Учет иррациональных проявлений. 7. Выделите утверждения, которые характеризуют научно-техническу

Понятие культуры
В процессах развития общества, в их философском осмыслении особое место принадлежит культуре. Именно она есть первоисточником и вершиной человеческих действий, условием достижений человечества и вм

Типология культуры
Существуют разные типы культур, их конкретное содержание и специфические черты определяются общественно-экономическими формациями, в которых эти культуры существуют, социально-экономическими отноше

Понятие цивилизации
  Общепризнанное употребление понятия «цивилизация» используется для определения более высокого уровня развития общества, которое приходит на смену его восходящему состоянию (варварст

Тест: Культура и цивилизация
1. «Культура» происходит от: 1. лат. «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «обработка»; 2. «почитание» (друиды) и «свет», «огонь» (Древний Вост

Вопросы для подготовки к итоговым модульным контрольным работам
Содержательный модуль «Религиоведение» 1. Религиоведение как гуманитарная наука. 2. Основные элементы религии. 3. Социальные функции религии. 4.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги