рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Нового времени

Философия Нового времени - раздел Социология, Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий   Развитие Капитализма, Рыночных Отношений В Недрах Феодального...

 

Развитие капитализма, рыночных отношений в недрах феодального общества и связанный с ним бурный подъем науки и техники в Европе явились основой, на которой формиро­вался и получал свое дальнейшее развитие философский мате­риализм. Новое время начинается с использования научно-материалистических принципов античной науки. Не случайно культура эпохи зарождения капитализма в Европе характеризу­ется как Возрождение, содержание которого в значительной степени определяется рационалистическими и, что не менее важно, гуманистическими идеями античности.

В европейской философии Нового времени этот процесс про­является в использовании и развитии многих идей древнегреческих мыслителей. Обоснование Н. Коперником (1473-1543) гелиоцентриче­ской системы в противовес геоцентрической системе Птолемея, слу­жившей теоретической основой христианского антропоцентризма, от­крытие И. Кеплером (1571-1630) законов движения планет, объяснение сущности ускорения и формулировка закона падения тел Г.Галилеем (1564-1642), наконец, открытие законов тяготения И.Ньютоном (1643-1727) - все это величайшие научные открытия, философское обобщение которых вело к материалистическому объяснению мира, преодолению схоластики и теологии.

Относительную завершенность среди всех других наук этого времени получила механика, опиравшаяся на достаточно развитый математический аппарат. Обусловленный этим механистический харак­тер естествознания XVII-XVIII вв. существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.

Характерными особенностями философии XVII в. были тесная связь с естествознанием, борьба против засилья схола­стики, обоснование идеологии формирующейся буржуазии. Фи­лософам Нового времени свойственно утверждение о принципи­альной недоказуемости религиозных догм христианства, т.е. разведение знания и веры. Если в период средневековья фило­софия была органически связана с религией, в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарными науками, то в Новое время - с естествознанием, так что даже философия подчас обретает математическую форму изложения.

Преследование материалистически мыслящих ученых, судеб­ный процесс, устроенный церковниками над Галилеем, представляют собой наиболее драматические эпизоды освобождения научной мысли из-под гнета религиозных догм. Галилей, по выражению Б. Рассела, - «величайший основатель современной науки». Он дал фундаменталь­ные доказательства гелиоцентризму Н. Коперника в новой, не совмести­мой с религиозно-библейским учением картине мира. Галилей рас­сматривал познание как изучение великой книги природы, а не как произ­вольные сочетания утверждений догматизированных схоластикой рас­суждений Аристотеля. Наука, по Галилею, — «метод доказательства и рассуждений», опирающийся на опыт, наблюдение и эксперимент. Га­лилей при этом мыслил науку в неразрывной связи с практическими интересами и задачами, что было характерным для ученых не только Ренессанса, но и Постренессанса XVII в.

 

Ф. Бэкон. С развитием капитализма начинается распространение материалистических идей в Англии (XVII в.). Родоначальником английского материализма и всей современной эксперименти­рующей науки считают Ф. Бэкона (1561-1626). Ф. Бэкон полагал, что только опытное исследование природы, эксперимент дают подлинную истину. При этом он рассматривал ощущения как источник всякого знания, полагая вместе с тем, что необходи­мым условием научного знания является рациональная перера­ботка мышлением чувственных данных. Целью познания, со­гласно Ф. Бэкону, является расширение мощи и господства че­ловека над природой. «Знание - сила». Этот афоризм стал обще­принятым.

Бэкон разрабатывает учение о природе, обращаясь к взглядам Демокрита об атомистическом строении тел. Задачей философии он считает выработку истинного метода позна­ния. Индукция, анализ, наблюдение и эксперимент - главные условия метода ярко выраженного эмпиризма. Бэкон рассмат­ривает материю как причину всех многообразных явлений в ок­ружающем нас мире. К этому выводу он приходит на основе представления о неразрывной связи материи и движения как самого важного и неотъемлемого ее свойства. Движение, по Ф. Бэкону, - не просто перемещение в пространстве, а «стремление», «жизненный дух», «напряжение». В этом проявля­ется диалектическая тенденция в подходе английского философа к материальному миру.

 

Т. Гоббс. В дальнейшем философский материализм становится более односторонним и метафизическим. Это проявилось в философии другого английского философа – Т. Гоббса (1588-1679 гг.), который следует эмпиризму Бэкона. У него физическое движение приносится в жертву механическому, а геометрия провозглашается главной наукой.

Материю Гоббс сводит к веществу, к «телам», а ее дви­жение – к механическому перемещению в пространстве. Он от­вергает абсолютное противопоставление материи и духа. Со­гласно его представлениям, нельзя отделить мышление от мате­рии, которая мыслит.

В теории познания односторонность Гоббса проявляет­ся в том, что на основе принятого им номинализма содержание познания чрезмерно субъективируется. В духе сенсуализма мышление трактуется как лишь сложение и вычитание того, что дано в ощущениях. Опираясь на такие принципы, Гоббс прихо­дит к многозначительному выводу, что человек ничего не может знать о Боге, так как с помощью ощущений он способен вос­принимать только материальное. Неудивительно, что в гоббсовском материализме человек рассматривается упрощенно, по­нимается как машина.

Заслуга Гоббса как социолога в том, что он рассматривает чело­века как «часть политического тела», т.е. государства; человек как физическое существо для Гоббса неотделим от его общественной, политической природы. На этой основе он развивает учение о государ­стве как «искусственном человеке», которое возникает на основе так называемого общественного договора людей в целях их самосохране­ния и благополучия.

В рамках этой теории, которая будет развиваться обществен­но-политической и философской мыслью на протяжении XVII-XVIII вв., Гоббс формулирует концепцию естественного равенства всех людей и на этой основе закладывает учение о правах и обязанностях чело­века как гражданина. В понимании государства и его политики, функ­ций и задач Гоббс, по словам Б. Рассела, является одним из первых со­временных политических мыслителей, опиравшихся на здравый смысл и общественно-политический опыт.

 

Дж. Локк. Идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса развивает их соотечествен­ник Дж. Локк (1632-1704), сосредоточиваясь в своей главной работе «Опыт о человеческом разуме» на теории познания. Он тоже проявляет себя как убежденный сенсуалист, с точки зрения которого весь опыт человека складывается из ощущений.

Поддерживая одностороннее учение Гоббса о материи, Локк, однако, не последователен в своей теории познания, разде­лив ощущения на две группы. В ощущениях первой группы от­ражаются так называемые первичные качества материи, объек­тивно присущие ей (протяженность, фигура, перемещение в пространстве и т.д.). Ощущения второй группы составляют вторичные качества (цвет, вкус и т.п.), которые не присущи самой материи и полностью являются субъективными.

Оспаривая идеалистические представления своего вре­мени о врожденных идеях, источник которых в Боге, Локк рас­сматривает разум как «чистую доску», полагая, что все его со­держание определяется только ощущениями. В мышлении, в интеллекте, по Локку, нет того, чего не было бы раньше в ощу­щениях, чувствах. В учении Локка получил наиболее полное выражение сенсуализм как односторонне метафизический взгляд на познание, что, естественно, вызвало противодействие со стороны столь же одностороннего рационализма. Если пред­ставители сенсуализма недооценивали активную роль мышления в познании, то сторонники рационализма абсолютизировали творческую активность человеческого интеллекта, отрывая ее от материальной деятельности человека.

Находясь в гуще политической борьбы своего времени (гражданская война в Англии середины XVII в. и так называемая «славная» революция 1688-1689 гг.), Локк проявляет себя как активный общественный деятель и глубокий политический мыслитель, создатель концепции буржуазного либерализма. Подобно тому, как в общей фи­лософии Локк явился выразителем позиции здравого смысла, в полити­ческой философии — он классический выразитель правовых представ­лений буржуазного общества.

В работе «Два трактата о правлении» Локк продолжает развивать идеи Гоббса о договорном характере госу­дарства, о формах наилучшего его устройства, о целях и функциях. В отличие от Гоббса он не отождествляет государство с гражданским обществом, признавая уже в естественном состоянии существование частной собственности, свободы личности и других, социальных установлений и признаков. Переход к государству, по Локку, был обуслов­лен необходимостью более эффективной регуляции отношений собст­венности, личных свобод и т.д.

Локк выступает сторонником конституционно-монархической формы правления, закладывает основы теории правового государства. В соответствии с принципами либерализма он ограничивает функции государства ролью «ночного сторожа», т.е. соблюдением общественно­го порядка, не допуская его вмешательства в отношения собственности, в хозяйственную деятельность граждан. Он высказал также немало глубоких идей по вопросам воспитания личности.

 

Р. Декарт. Локковский сенсуализм и эмпиризм (который не сво­дится к сенсуализму) складывались в противоборстве с рацио­нализмом известного французского философа Р. Декарта (1596-1650). Картезианский рационализм возникает на основе дуалистического решения вопроса об отношении между телом и душой, к которому французский мыслитель пришел в результате своего знаменитого принципа сомнения. Согласно Декарту, в ходе познания можно не сомневаться только в самом мысли­тельном процессе. «Мыслю, следовательно, существую» – такой вывод Декарта. Он полагал, что в сомнении как ясном, досто­верном акте мышления проявляется его реальность и его проти­воположность материи, обладающей только протяженностью, телесностью, вещественностью. Акцент Декарта на самосозна­ние приводил к формированию представлений о творчески активной роли нашего «Я» как субъекта познания.

Сознание и материю Декарт рассматривал как две со­вершенно не связанные между собой субстанции (дуализм). Но как ученый-естествоиспытатель он в своем учении о материи стоит на материалистических позициях, раскрывая такие ее не­отъемлемые и всеобщие свойства, как движение, бесконечность, многообразие проявлений. В этом смысле Декарт отделил свою физику от своей метафизики, философии (в границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию). Он ввел в математику понятие переменной величины и систему ко­ординат.

Абсолютно противопоставляя материю и сознание, Де­карт вместе с тем должен был каким-то образом объяснять связь между ними в процессе познания. Поэтому он вынужден был постулировать наличие врожденных идей, источником которых, по его мнению, является Бог. Подобные отступления Декарта, как и других представителей науки и передовой философии XVII в. в сторону религии, были вынуж­денными и обусловливались деистическим признанием Бога как перво­причины мира. Однако представления Декарта о врожденных идеях (априоризм) встречали резкую критику со стороны многих мыслителей, в частности Локка.

Опираясь на материалистические принципы в трак­товке ощущений как источника всякого знания, Локк утверждал, что все, чем обладает наше сознание, - результат обучения. Если бы врож­денные идеи имели место, человек обладал бы определенными знания­ми от рождения. Но на деле этого нет. Локк выдвинул ряд других аргу­ментов против априоризма.

 

Б. Спиноза. Значительный вклад в развитие философии внес Б. Спиноза (1632-1677). Не приняв априоризма Декарта, он сво­им учением о единой субстанции как основе всех материальных вещей и духовных явлений предпринял попытку обосновать единство мира. Впрочем, отдавая дань деизму, Спиноза называ­ет субстанцию Богом. Поэтому его философию часто называют пантеизмом. Церковники имели все основания упрекать Спино­зу в том, что он растворяет Бога в природе и тем самым, по сути, устраняет его. Субстанция есть то, что существует как причина самой себя и для своего существования не нуждается в чем-либо дру­гом. Субстанция бесконечна и едина, ибо, полагал Спиноза, если бы она была конечна, то имела бы причину в чем-то другом, а это противоречило бы самому понятию субстанции.

Важной заслугой Спинозы перед наукой является то, что он рассматривал вопрос о мышлении как об одном из про­явлений субстанции. Правда, он полагал, что мышление как ат­рибут субстанции присуще всей материи, тогда как на самом деле оно есть свойство только мозга человека.

Как и многие другие материалисты XVII в., Спиноза видел в ощущениях исходный пункт познания. Тем не менее, преодолевая ограниченность эмпиризма, он отмечал столь же важную роль мышления в познании; субстанция, согласно Спи­нозе, познается не на уровне чувственного опыта, а в процессе мышления.

В трактовке человека и общества Спиноза проявляет натура­листический подход, формулирует концепцию свободного человека. Этим он внес свой вклад в теорию естественного права и вытекающих отсюда свобод человека, характерных для европейского Просвещения XVII-XVІІI вв. Специфику и особенности государства Спиноза объяс­няет природой человека, обнаруживая при этом демократические пози­ции в вопросе об устройстве государства.

 

Г. Лейбниц. Линию объективного идеализма в истории философии развивал в этот период немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716). Он поставил вопрос о самодвижении материи и выдвинул принцип живой силы, благодаря которой каждое тело является самостоятельно существующей психической субстанцией - мо­надой. В этих утверждениях Лейбниц преодолевает механисти­ческий характер научных и философских представлений своего времени. Живая сила, согласно Лейбницу, есть проявление са­модеятельности материи и отождествляется с нематериальной сущностью - душой каждой вещи. Душа составляет сущность каждой субстанции - монады, а высшей монадой является Бог. Он выдвигает также идею математизации формальной логики.

Французский материализм.Материалистические идеи XVIII в., продолжавшие про­грессивную позицию философов XVII в., получают даль­нейшее развитие во Франции. Специфические особенности французского материализма связаны с классовой и общественно-политической борьбой, которая развернулась там в XVIII в. накануне Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Воинствующий материализм французских мыс­лителей Д. Дидро (1713-1784), П. Гольбаха (1732-1789), К. Гельвеция (1715-1771), Ж. Ламетри (1709-1751) и других явился идеологическим выражением революционных устремле­ний французской буржуазии и объединяемых ею народных масс Франции, их борьбы против феодализма и религиозной идеоло­гии. Естественнонаучной основой, на которую опирался мате­риализм XVIII в., явились прежде всего достижения классиче­ской механики.

Французские материалисты более глубоко, чем их предшественники, вскрывают характер связи материи и движе­ния, хотя в их метафизической в целом философии диалектика имеет характер отдельных прозрений. Выдвигая правильное по­ложение о многообразии и разнообразии свойств, форм и видов материи, А. Дидро, например, выводит движение материи из взаимодействия между предметами материального мира. Учи­тывая данные молекулярной физики, он заявлял, что именно внутренняя природа мельчайших частиц (молекул, атомов), их взаимодействие являются подлинной причиной движения. Од­нако, абсолютизируя закон тяготения, Дидро считал, что взаи­модействие как общая причина движения сводится к притяже­нию тел, поскольку все они обладают тяжестью, массой. Естест­венно, что движение в этом случае может проявляться только в форме пространственного перемещения тел. В подобном объяс­нении сущности движения и его причин отчетливо проступает метафизическая односторонность материалистов XVIII в.

Рассматривая материю как единственную реальность, бесконечную и вечную, французские материалисты полностью освободили материализм от теологической формы, придав ему антирелигиозную направленность. Для П. Гольбаха, например, Бог есть чистый вымысел, продукт обмана невежественных людей со стороны церкви и ее служителей. Будучи до конца последовательными сенсуалистами, французские ма­териалисты, как и Дж. Локк, категорически отвергали идеалистические представления о врожденных идеях, не оставляя места для религиозно­го мифа о бессмертной душе. Французский материализм последова­тельно отстаивал положение о том, что духовное есть свойство мате­рии. Д. Дидро, например, продолжает в этом отношении гилозоистскую линию Спинозы, утверждая, что ощущение, «чувствительность» есть всеобщее свойство материи, которое, по мнению этого мыслителя, проявля­ется в различной степени в живой и неживой природе.

Французские материалисты решительно отстаивали свои взгляды в борьбе против субъективного идеализма Дж. Беркли (1685-1753) и агностицизма Д. Юма (1711-1776).

Епископ Беркли противопоставлял свои взгляды мате­риализму и стремился опровергнуть его, видел в материалисти­ческих представлениях теоретическую основу атеизма и безбо­жия. Он настойчиво стремился доказать, что понятие «материя» является фикцией, что материя — это только совокупность ощущений. Эти идеи английского идеалиста Гольбах называл чудовищными, ибо если мир существует только в наших ощу­щениях, он просто химера. Для Гольбаха безусловным было то, что наши ощущения вызываются внешними, объективно существующими предметами. Столь же непримиримо относились французские материалисты к агностицизму Юма.

Ограниченность научного знания XVIII в. о жизни, ее формах и видах не могла не отразиться на содержании философских идей французских материалистов. Не будучи в состоянии вскрыть подлин­ную сущность человека, Гольбах, например, как и его единомышленни­ки, пытался объяснить специфику человека законами его физиологии. Он писал, что человек, подчиненный природе и ее законам, действует в силу главного мотива - стремления к удовольствию, ибо все в человеке есть физическое ощущение и им мотивируется.

Человека они представляли созерцательно-пассивным существом, способным лишь отражать воздействия окружаю­щей среды. В этом смысле Ж. Ламетри и позволял себе называть человека машиной, действия которого имеют непроизвольный характер: он не обладает способностью к свободному выбору.

Признавая роль интереса и потребностей в мотивации поступков людей, французские философы-энциклопедисты пришли к выводу о решающей роли воспитания и влияния ок­ружающей среды в формировании человека. Однако социаль­ную, общественную среду они понимали крайне односторонне - как государственно-политический строй, который сам определя­ется характером и волей законодателя, властителя и т.д.

Французские материалисты в объяснении общественного раз­вития неизбежно попадали, как отмечает Г. В. Плеханов, в замкнутый круг, из которого метафизический способ рассуждения не давал воз­можности выхода. У них получалось, что человек определяется обще­ственной средой, а среда - результат деятельности законодателей, т.е. человека. Ставя развитие общества в полную зависимость от деятель­ности отдельных исторических личностей (законодателей, королей и т.д.), материалисты XVIII в. не смогли дать правильного объяснения развитию общества, вскрыть его специфические законы, хотя в целом поставленная ими проблема отношения общественной среды и челове­ка имела большое теоретическое значение.

Итак, к основным недостаткам французского материа­лизма относится, во-первых, то, что он был механистическим, так как опирался в теоретическом осмыслении мира на законы механики, которыми определялись все природные и обществен­ные процессы. Во-вторых, он был метафизическим, т.е. анти­диалектическим в объяснении действительности и нашего познания. В-третьих, он склонялся к идеализму в понимании обще­ства и человека. Наконец, он страдал созерцательностью.

2.1.3. Классическая немецкая философия

 

Важная роль в истории философии принадлежит клас­сической немецкой философии конца XVIII - первой половины XIX в. Она представлена именами таких выдающихся мыслите­лей, как И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Особенности немецкой философии тесно связаны с социаль­но-историческими условиями страны. Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и политически отста­лой страной, раздробленной почти на 300 небольших самостоятельных государств. Неспособность немецкой буржуазии решительно выступить против прогнивших феодальных отношений в стране явилась причиной того, что общественно-политические вопросы получали отраже­ние не в открытой идейно-политической борьбе, как это было в Англии и Франции, а в абстрактно отвлеченной, зачастую искусственно услож­ненной форме философских систем и теорий. Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции 1789-1794 гг.) создавали предпосылки для развития философско-теоретического мышления, результатом чего и явилась выработка (в рамках классиче­ской немецкой философии) идеалистической диалектики.

И. Кант (1724—1804) является родоначальником немец­кой классической философии. В его философском учении отчет­ливо проявляются два этапа - докритический и критический. В первый период философия Канта характеризуется в основном как стихийно-материалистическая. Он выдвигает космогониче­скую гипотезу образования солнечной системы из диффузной газопылевой материи, тем самым пробивая брешь в метафизи­ческом мировоззрении, господствовавшем в естествознании XVIII в. Столь же важна его идея о замедлении вращения земли вследствие морских приливов. Кант является выдающимся есте­ствоиспытателем, обогатившим науку важными идеями и от­крытиями. Начиная с 1770 г., он развивает свою так называемую критическую философию. По Канту, имеются два ствола чело­веческого познания — чувственность и рассудок, руководимый разумом. Тем самым он во многом преодолевает крайности предшествующих ему сенсуализма и рационализма.

В теории познания Кант, по существу, совершает «коперниканский переворот». Если до него материалисты счита­ли, что человек пассивно отражает внешний мир, то Кант про­цесс познания рассматривает как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мыш­лении познающего субъекта. Наши представления о вещах все­гда отличаются от «вещи в себе», вернее, «самой по себе» хотя бы в силу относительности нашего знания. Таким образом, «вещь для нас», т.е. воспринимаемый нами «объект», есть всегда лишь сторона «вещи самой по себе», объекта.

Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чис­то познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. ценностные, включающие веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта: «Что я могу знать?», «На что я смею наде­яться?», «Что я должен делать?». На первый вопрос отвечает метафизи­ка (философия), на второй - религия, на третий - мораль. К сожале­нию, Кант не сумел полностью избежать элементов агностицизма, ап­риоризма, идеализма и даже дуализма.

Заслугой Канта является и то, что он, в частности в ра­боте «Критика практического разума», преодолевает концепцию европейских просветителей (Руссо, Локка) о естественно-природном человеке и пытается раскрыть специфику человеческой сущности. В соответствии со своей критической философией он разделяет мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное сущест­во, и сферу умопостигаемых процессов и отношений, где чело­век рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера, по Канту, и есть специ­фически человеческая сфера моральности, культуры, самой со­циальности. Именно в мире умопостигаемых отношений сво­бодная воля практического разума принуждает действовать ин­дивида не в силу эгоистически себялюбивых стремлений к чув­ственному удовольствию, а в соответствии с так называемым категорическим императивом по требованиям долга и адекват­но выдвигаемым свободным разумом целям.

Продолжая и доводя до наиболее полного выражения идею общественно-договорной концепции государства, Кант считал, что именно такой индивид может быть субъектом государства и общества как объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Кантовская концепция человека и его принцип категорического импе­ратива, требующий рассматривать человека как высшую цель (а не средство), являются основой его гуманизма и учения о правах личности и уже поэтому заняли свое достойное место в современной культуре. С этих же позиций он формулирует идею вечного мира между народами как принцип международного права, идею отказа от насилия в отноше­ниях между государствами и народами.

 

И.Г. Фихте. Следуя Канту и так же называя свою философию кри­тической, И.Г. Фихте (1762-1814), отбросив, однако, кантовскую «вещь в себе», пошел по пути субъективного идеализма и волюнтаризма, считая, что не Я (внешний мир) целиком есть продукт деятельности познающего субъекта Я. Столь же идеа­листически он строит и свою концепцию человека и общества.

Обращаясь к проблемам национальности, что было очень актуальным в период борьбы народов против наполеоновских захватов, Фихте рассматривает нации как коллективные личности, каж­дая из которых имеет свое особое предназначение. Эта идея была од­ной из основных в европейском романтизме и получила соответствующее развитие у Шеллинга, не меньшего субъективиста, по словам Рас­села, чем Фихте.

 

Ф. Шеллинг (1775-1854), как и его предшествен­ники, не смог раскрыть подлинную связь между природой, ма­терией и духом, сознанием. Он считал, что познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если не при­знать природу тождественной духу, разуму. Он приходит к по­ниманию природы как окаменелого интеллекта. Таким образом, у Шеллинга достигается идеалистическое тождество мышле­ния и бытия.

 

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), принимая предложенный Шел­лингом принцип тождества природы и духа, считал, что все су­ществующее есть лишь покров, под которым скрывается поня­тие. В гегелевском учении понятие есть форма движения Миро­вого духа, Абсолютной идеи, которая сначала развивается сама в себе как логический процесс, затем переходит в природное бытие и там повторяется пройденное в духовной форме разви­тие; затем, наконец, в человеческом познании Абсолютная идея познает самое себя в виде Абсолютной истины.

Раскрывая движение Абсолютной идеи как объектив­ный процесс диалектического развития, Гегель, по существу, в диалектике понятий угадал диалектику объективного мира и таким образом пришел к обоснованию той основной мысли, что мир состоит не из законченных, готовых предметов, а представ­ляет собой совокупность процессов развития, сущность которо­го выражается в законах диалектики.

Ошибка Гегеля заключается в том, что эти законы он не выводит из природы и истории, а навязывает им как законы мышления. В философии этого немецкого мыслителя имеется и не­разрешимое противоречие: поскольку Абсолютная идея завер­шает свое развитие в абсолютном самопознании, Гегель высту­пает как метафизик, искусственно пресекающий во имя своей системы диалектический, бесконечный процесс движения. (В своем утверждении о несовместимости диалектики с материа­лизмом Гегель был прав в том смысле, что с диалектикой дейст­вительно несовместим тот материализм, который был известен Гегелю, т.е. механистический материализм). История рассматривается Гегелем в соответствии с его общей системой: всемирно-исторический процесс представляется как осуще­ствление Мирового разума, который реализует свои цели через потреб­ности, интересы и страсти людей («хитрость Разума»).

Абсолютизируя роль государства, Гегель писал, что «вся цен­ность человека, вся его духовная действительность существуют исклю­чительно благодаря государству». Б .Рассел заметил, что у Гегеля не государство служит человеку, а, наоборот, человек - государству, что может привести к оправданию любой внутренней тирании и внешней агрессии. Гегель решительно отвергал идею Канта о вечном мире, рас­сматривая войну как средство решения межгосударственных конфлик­тов.

Противоречивость философии Гегеля обусловливалась двойственностью в общественно-политической жизни первой половины XIX в. Идеализм и консерватизм его системы исполь­зовались реакционерами для оправдания изживших себя поряд­ков, диалектика же - передовыми силами общества как теорети­ческая основа для борьбы за прогресс.

 

Л. Фейербах. Важную роль в преодолении идеализма Гегеля сыграл его ученик Л. Фейербах (1804-1872) - философ-материалист, выступивший против объективного гегелевского идеализма и официальной религии в главном своем произведении «Сущность христианства». Материализм Фейербаха, как и диалектика Геге­ля, сыграли роль основных теоретических источников филосо­фии марксизма. Мировоззрение Фейербаха формировалось сначала в русле гегелевской философии. Даже несмотря на сокруши­тельную критику им в дальнейшем гегелевского идеализма, он высоко ценил роль Гегеля в своем духовном развитии.

Фейербах усмотрел логическую связь между идеализ­мом и религией, придя к заключению, что, как и религия, идеа­лизм представляет собой извращенную форму сознания челове­ка, «рациональную мистику». Однако Фейербах отбросил не только идеализм Гегеля. Он не сумел в должной мере оценить и использовать его диалектику, выплеснув, образно говоря, вме­сте с водой и младенца. Утверждая и обосновывая первичность конкретно-чувственного природного бытия, материи по отношению к соз­нанию, Фейербах рассматривал человека прежде всего как природное, созерцательно-пассивное существо (антропологизм). Как и многие выдающиеся его предшественники, он не видел, что сущность человека заключается в его общественных отно­шениях, поэтому для него осталась непонятной диалектика раз­вития человека и общества. В качестве универсального средства разрешения социальных проблем современности Фейербах предлагал всеобщую любовь людей друг к другу. В этом заклю­чается гуманизм и вместе с тем утопизм его взглядов.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий

Введение Содержание программы курса Философия... Введение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Нового времени

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Содержательный модуль 1.1: Религиоведение
1.1.1 Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий Религиоведение как наука. Концепции возникновения религии. Структура религии и ее функции. Классификации религий.

Содержательный модуль 2.1: История развития философской мысли.
2.1.1. Философия Древнего мира. Мифо-религиозно-философские системы Индии. Этико-философские представления Китая. Античная философия. 2.1.2. Философия Средних веков, Во

Содержательный модуль 2.2: Онтология. Гносеология
2.2.1. Материя и сознание как основные философские категории. Бытие, материя, сознание, субстанция. Пространство, движение и время как атрибуты материи. Сознание как форма отражения

Рекомендации для самостоятельной работы
  Материал данного пособия затрагивает объяснение сложных и проблемных вопросов, дополняется материалом, не вошедшим в лекционный цикл, привлекает новые идеи и разработки в системе фи

Критерии
оценки знаний по курсу и модулям «ФИЛОСОФИЯ»   Параметры Оценка ответа в баллах Зачтено А Зачтено

Религиоведение как наука и учебная дисциплина
Каждый человек в процессе своей жизни стремится к достижению своей главной цели, своего собственного смысла жизни. Теолог и философ средневековья Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет стре

Историческое направление–изучает историю возникновения, эволюцию, взаимовлияние и взаимосвязь отдельных религий, религиозных верований и культов.
  Структура религиоведения.Как наука религиоведение включает в себя отдельные области гуманитарного знания, которые объединяются в единую структуру, а именно:

Определение религии и взгляды на религию в обществе
  Религия как общественное явление. На современном этапе жизни каждого человека и жизни общества в целом религия, как явление, становится стойким социальным институто

Основные религиоведческие концепции и их характеристика
  Восприятие религии зависит от отношения не столько к самой религии, сколько от определения того, что происходит вокруг нас в природе и в обществе. Обратимся к общим концепциям о сущ

Проблемно-поисковые вопросы
1. Чем обуславливается потребность в такой науке как религиоведение? 2. Что такое религиоведение? 3. Назовите структурные части религиоведения? 4. Что является предметом

Темы рефератов
1. Религия как предмет научного исследования. 2. Возникновение и развитие науки о религии. 3. Религиозность и ее социологическое изучение. 4. Верующие и их типы.

Ранние и родоплеменные формы религии
  К наиболее распространенным ранним религиозным формам относятся: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм. Анимизм (от лат. аnіmа – душа, дух) – это вера в духов

Национальные религии
Становление классового общества и преобразования в первобытных взаимоотношениях требовали не только изменений экономических и социальных, но также и идеологических. Трансформации происходили, прежд

Тест: Мифо-религиозные представления в древнем мире.
  1 Найденные наскальные рисунки с изображением полулюдей-полуживотных иллюстрируют: а) тотемизм; б) фетишизм; в) анимизм.

Буддизм
  Возникновение буддизма.Буддизм возник в VI веке до н.э. в Индии, чему способствовали разнообразные причины развития индийского общества, его культуры и религиозных

Христианство
Возникновение христианства. Термин «христианство» (от греч. Христос – Помазанник, Мессия) объясняется в новозаветном тексте (Деяния апостолов, 11:26). Это слово образованно на осно

Проблемно-поисковые вопросы
1. Что оказывало содействие появлению и расцвету буддизма в Древней Индии? 2. Что привлекательного содержит в себе учение Будды? 3. Что Вы понимаете под нирваной, сансарой и кармо

Темы рефератов
1. Учение буддизма о сущности бытия. 2. Космологические взгляды буддистов. 3. Обрядность и духовенство в буддизме. 4. Сущность учения о сансаре. 5. Особенности л

Причины распространения новых религиозных течений в Украине
  Вспышка в умонастроениях населения Украины отчаяния, вызванная переходными и кризисными явлениями и тенденциями, привлекает нетрадиционные для наших территорий мистико-иррационалист

Неорелигиозные направления, имеющие распространение в Украине
Неохристианство – возникает в рамках традиционного христианства с целью приближения его к требованиям времени, чаще под влиянием протестантских ц

Свобода совести в Украине и ее законодательно-правовая реализация
Свобода совести как социальная ценность. Свобода совести признается одной из главных общечеловеческих ценностей, которая соотносится с основами бытия человека. Свобода совести пред

Реализация принципов свободы совести в современной Украине
Чтобы свобода совести действительно могла быть осуществлена, разработаны специальные международные юридические акты: · Декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на

Проблемно-поисковые вопросы
1. Как Вы думаете, почему в наше время продолжается процесс религиозных поисков? 2. Какое содержание и формы имеет христианская нетрадиционность? 3. Покажите особенности новых ори

Темы рефератов
1. Новые религиозные течения в Украине. 2. Особенности неорелигиозных процессов в Украине. 3. Неохристианство и его проявления в обществе. 4. Современные восточные мистич

Материальная действительность и процесс её познания
Познание есть процесс отражения в сознании человека окружающего мира. В процессе познания мы движемся от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Чувственное познание предшес

Законы логики и законы других специальных наук
Законы логики связаны с законами других специальных наук. Между ними есть как сходство, так и различие. Сходство проявляется в том, что эти законы имеют объективный характер, а также в том, что исп

Логика формальная и логика диалектическая
Говоря о формальной логике необходимо отметить, что её правила, методы и законы применяются к мыслям о предметах как качественно определённых, т.е. мы при рассуждении о предметах отвлекаемся от вре

Понятие о логическом законе
Мышление как отражение объективного мира в сознании человека протекает не хаотично, а закономерно. Логическое мышление подчиняется двум видам законов: законам диалектики и законам формальной логики

Закон тождества
Всё, что существует вне нашей мысли и что может быть предметом мышления, обладает свойством определённости. Каждый предмет есть, прежде всего, определённый предме

Закон исключённого третьего
Закон непротиворечия, как мы выяснили, устанавливает, что из двух несовместимых суждений одно необходимо ложное. Вопрос о втором суждении остаётся открытым: оно может быть истинным, но может быть и

Закон достаточного основания
Всякое свойство предмета, отличающее этот предмет от всех других предметов, существует в данном предмете не само по себе, но лишь потому, что существует нечто такое, чем это свойство обуславливаетс

Сущность понятия
Слово понятие происходит от глагола понимать. Понятие – это основная единица структуры человеческого мышления. Всякое понятие (понимание) есть мысль о признаках предмета. Признаком предмета называю

Виды понятий
Человеческое мышление создало необычайное богатство понятий. Как богатство и многообразие явлений действительности делало и продолжает делать необходимым для науки (биологии, геологии, астрономии)

Отношения между понятиями
Между предметами одновременно существует и сходство, и различие. Так же обстоит дело и с понятиями об этих предметах. Поэтому одним из важных вопросов логики является вопрос об отношении между поня

Обобщение и ограничение понятий
  Часто в практике нашего мышления приходится от понятия одного объёма переходить к понятию другого объёма, составляющего лишь часть объёма исходного понятия. Так, зная, что какой-то

Определение понятия
  Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением или дефиницией. Поскольку содержание представляет собой совокупность существенных признаков пр

Правила явного определения
Определение понятий опирается на ряд правил, которые надо соблюдать во избежание ошибок: 1. Определение должно быть соразмерным. Это правило требует, чтобы объём определяемого пон

Деление понятий
При изучении какого-либо понятия встаёт задача раскрыть его объём. Логическая операция, раскрывающая объём понятия, называется делением. В операции деления надо различать делимое понятие, т.е. поня

Правила деления
1. Деление должно быть соразмерным. При делении должны быть перечислены все виды делимого понятия. Если будет пропущен хотя бы один член деления, то деление будет неполным. Если же будут у

Логические отношения между суждениями
Отношения между простыми суждениями.Два любых суждения по их логической форме могут быть сравнимыми или несравнимыми. Несравнимыми называют суждения, в которых различны субъекты ил

Понятие умозаключения и его виды
Большую часть знаний мы получаем с помощью рассуждений, т.е. путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредствованными или вы

Индуктивные умозаключения
Наряду с дедукцией важное значение в познании принадлежит индуктивным умозаключениям. Индуктивным называют такое умозаключение, в форме которого протекает эмпирич

Аналогия
Способы логического перехода от известного к новому знанию не ограничиваются индукцией и дедукцией. Наряду с ними возможен и третий способ: логический переход от

Понятие доказательства и его структура
  Цель познания в науке и практике – достижение достоверного, объективно истинного знания, на основе которого возможно активное воздействие человека на окружающий мир с целью его прео

Опровержение
Помимо доказательства утверждений путем установления их истинности важное место в научной практике имеют и опровержения утверждений. Опровержение – это логическая операция, направленная на

Логические правила и ошибки по отношению к тезису доказательства
Доказательное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса. Первое из них – тезис должен быть логически определенным, ясным и точным; второе – запрещается изменять тезис в про

Проблема и её роль в познании
Научное исследование представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. С проблемы собственно и начинается научный поиск. Область проблем и область уже завершённого знания тесно связаны. Она

Гипотеза и её виды
Решение научной проблемы начинается с формулирования гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию п

Теория как система научных знаний
  Теория – это система основных положений, идей какой-либо отрасли науки, в которой обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Следовательно,

IV. Можно ли построить простой категорический силлогизм из следующих посылок (ответ в виде комбинаций цифр и букв)?
1. Все ананасы приятные на вкус. Картофель не ананас. 2. Некоторые металлы легче воды. Все металлы электропроводны. 3. Все люди мыслящие существа. Дерево не мыслит.

Предмет этики
Этика исследует мораль, является наукой о морали или нравственности. В обыденном языке «этика» и «мораль» обычно отождествляются и это вполне допустимо. В научных же рассуждениях этого дел

Мораль как социальное явление
  Что же определяет содержание морали? В чем состоит значение обязательности ее требований: объективно оно или субъективно? Всякая нравственность обусловлена социально-истори

Происхождение нравственности
Основы нравственной жизни закладываются в родовом обществе. Это простые правила общения, чувство общности, взаимоподдержки и др. Впоследствии, став привычкой, они воспринимаются как нечто само собо

Нравственность в рабовладельческом и феодальном обществах
  С переходом к рабовладельческим отношениям связан и переход к собственно нравственным отношениям. Родо-племенные нравы разрушаются двояким способом: либо нарушаются и заменяются нов

Буржуазная мораль: этапы ее развития
Переход к феодализму сопровождался формированием новой системы морали. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа – таковы глобальные требования буржуазной морали. (

Понятие и функции морали
  Моралью чаще всего называют идеально-теоретический уровень нравственного сознания. Мораль – это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра

Структура морали
  В различные исторические эпохи существуют разные структуры нравственного сознания. Тем не менее, можно говорить о некоторых общих чертах структуры морального сознания. Ее основными

Самоконтроля личности
Совесть – один из наиболее древнейших и интимно-личных регуляторов поведения человека. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность

Эстетическая деятельность и сферы её проявления
Термин эстетика вошел в обращение в середине XVIII века. Изобрел его немецкий философ Баумгартен для обозначения выделенного им нового раздела философии. Произвел он данный термин от греческого «эс

Понятие и структура эстетического сознания
Одним из наиболее распространенных способов восприятия действительности является эстетическое. Оно представляет собой отражение эстетических свойств действительности. Это особые чувства, вкусы, инт

Основные категории эстетики
1. Категории «эстетическое» и «художественное». 2. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. 3. Категории «трагическое» и «комическое». Категории «эстети

Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное
Прекрасное и безобразное в человеке.Говоря о красоте человека, мы имеем в виду прежде всего такую структуру его телосложения, духовного мира и поведения, которая раскрывает человеч

Предмет искусства
  Искусство – высшая форма эстетического освоения действительности, высшая так как в искусстве эстетическое – самоцель. Эстетическое требование человек предъявляет ко всему его окружа

Художественный образ
Формой, в которой искусство отражает действительность, является художественный образ. Образ этот идеален и возникает только в сознании воспринимающего и возникает он только благодаря произведению и

Социальные функции искусства.
1. Познавательно-преобразующая функция искусства. 2. Коммуникативная функция искусства. 3. Просветительная функция. 4. Воспитательная функция. 5. Гедонистическая

Познавательно-преобразующая функция искусства
Отражая действительность специфическим художественно-обобщенным способом, искусство преобразует и познает ее. Знания о мире и человеке, почерпнутые в области искусства, должны способствовать гармон

Коммуникативная функция искусства
Искусство как и язык принадлежит к разряду знаковых систем, служащих закреплению, хранению и передаче разного рода информации. И независимо от того, осознает тот или иной художник это или нет, расс

Просветительная функция
Речь идет прежде всего о том, что искусство несет в себе определенный род знания о жизни и тем самым играет роль важного способа просвещения и образования людей (из книг, кино, спектаклей мы узнаем

Воспитательная функция
И действительно, искусство дает нам не знание фактов и объективных закономерностей, а знание значений, знание ценности бытия, знание реальных связей мира и человека, оно заставляет нас, хотим мы то

Гедонистическая функция
Искусство во всех своих созданиях несет людям красоту, украшает их жизнь и служит источником глубоких эстетических радостей. Однако значение гедонистической функции искусства не исчерпывается этими

Вопросы к семинарским занятиям по этике и эстетике
Семинарское занятие «Этика как наука»   1. Предмет этики. 2. Мораль как социальное явление. 3. Происхождение нравственности. 4. Нр

Проблемно-поисковые вопросы
1. Проблема происхождения и природа морали. 2. Социальная сущность морали, её структура и элементы. 3. Специфика морали и её социальные функции. 4. Исторические типы мора

А.Справедливость Е. Солидарность
В. Тактичность G. Корректность С. Простота Н. Тщеславие D. Гуманизм I. Честолюбие F. Коллективизм К. Деликатность 21. Выберите соответствие данных особен

Выберите соответствие видов искусства его синтетическим группам.
1.Скульптуру 5.Живопись 2.Музыку6.Цирк 3.Архетиктуру7.Театр

Философия: круг её проблем и роль в обществе
  1. Исторические типы и формы мировоззрения. 2. Основной вопрос философии и две его стороны. 3. Философия и частные науки, их соотношение.  

Исторические типы и формы мировоззрения
Мировоззрение присуще каждому человеку. Это та грань, которая отделяет человека от животного. Поскольку мировоззрение - это мировоззрение человека, а человек - это общественное существо, т

Основной вопрос философии и две его стороны
Ядром научного мировоззрения является философия, которая формирует теоретические основы мировоззрения через правильное решение вопроса о соотношении бытия и мышления. Этот вопрос в философии являет

Философия и частные науки, их соотношение
Прежде всего следует отметить, что действительно и философия, и другие науки изучают материальный мир, т.е. для философии и целого ряда наук „объект изучения” общий. В чем же тогда различие? А разл

Функции философии
Как мы выяснили философия - мировоззренческая наука. Именно этим и опре­деляются ее функции в познании и практике. Т.е. основная и определяющая функ­ция философии - мировоззренческая. Реализует себ

Что можно определить как предмет философии?
а) наиболее общие законы развития общества и природы б) природа во всем ее многообразии в) взаимодействие человека и мира г) общество и его развитие 6. Ф

Философия Древнего мира
Появление рабовладельческого общества связано с пе­реходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледе­лию, оседлому образу жизни, к моногамии и патриархату, от кровнородственных связей к те

Средневековая философия
В средневековье, когда утверждаются феодальные от­ношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, слу­жанкой богословия. Она сохран

Возникновение марксистской философии и её дальнейшая эволюция
Марксистская философия явилась преемницей предшествующих ей концепций, одновременно она ознаменовала собой существенное приращение нового знания, значительный прорыв в развитии не только европейско

Современная западная философия
  Современная философия на Западе предстает в виде множества различных течений, школ, учений, как правило, не имеющих какого-либо объединяющего начала. И все же в этом интеллектуально

Тест: Античная философия
  1. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты? а) Сократ б) Аристотель в) Демокрит. 2. Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассу

Темы рефератов
1. Абеляр П.: Борьба здравого смысла с догматизмом в средневековой философии. 2. Диалог веры и разума как стержень взаимоотношений церкви и светской власти. 3. Номинализм и реализ

Темы рефератов
  1. Метафизический материализм и учение о государстве Т. Гоббса. 2. Материалистический рационализм и учение об аффектах Б. Спинозы. 3. Сенсуализм Д. Локка и его уче

Тест: Философия Нового времени
1. Стержнем теоретических споров Нового времени был вопрос о: а) определение первичности материи или сознания; б) определение источников человеческого познания;

Темы рефератов
  1. Этика Канта. 2. Антиномии Канта: знание или вера? 3. Проблема человеческой свободы в философии Фихте. 4. Натурфилософия и учение об интеллектуальной ин

Темы рефератов
1. Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. 2. Источники возникновения и развития марксизма. 3. Основные течения в марксизме в конце ХІХ в. и в ХХ в. 4. Марксистские

Темы рефератов
1. Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда. 2. Основные этапы развития позитивизма. 3. Проблема отчужденного человека в произведении А. Камю “Посторонний”. 4. Гермен

Генезис украинской философии
  Украинская философия времен Княжества формировалось в границах общей духовной культуры Киевской Руси. Она вобрала в себя и творчески преобразила религиозно-мифологические верования

Философия Киевской Руси
В X веке Киевское государство еще не имело единой религии. Языческие верования не содействовали объединению племен. Целостность государства обеспечивалась в основном военной силой. Князь Владимир п

Формирование черт украинской философии
Начиная с первых десятилетий своего становления и развития, украинская философия постепенно формирует свои особенности, кристаллизирует черты, характерные для нее на протяжении почти тысяче

Украинская философия в ХХ в.
До 1920 г. украинская философия развивалась в едином русле. Несмотря на разные школы, которые временами враждовали между собой, все-таки это была философия, не отделимая от украинского общества.

Темы рефератов
1. Основные черты украинского мировоззренческого менталитета и особенности украинской философии. 2. Становление философии украинского духа в Киево-Могилянской академии (И. Гизель, Ф. Проко

Тест: Философская мысль в Украине
1. В философской мысли древних славян тесно переплетены две тенденции: 1. Материалистическая и идеалистическая. 2. Диалектическая и метафизическая. 3. Ми

Философское понятие материи
  Нас окружает неисчислимое количество предметов, тел внешнего мира. Тем не менее это многообразие вещей предполагает наличие в них общего, сходного. Такой общей «основой» является су

Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи
  От философского понятия «материя», определение которого связано с признанием лишь свойства быть объективной реальностью, следует отличать современные представления о структуре и сво

Движение и его основные формы
Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню, каждо

Единство мира
Есть в многообразии тел, процессов, явлений окружающего мира какая-то общность, единая основа? Диалектико-материалистическая философия, как уже было показано, решает этот вопрос положительно. Согла

Сознание, его происхождение и сущность
1. Взаимоотношение материи и сознания. 2. Сознание – высшая форма отражения действительности. 3. Естественнонаучные представления о сознании. 4. Сущность и основные харак

Сознание – высшая форма отражения действительности
Относительность противопоставления материи и сознания находит своё выражение в том, что вся материя обладает свойством отражения, по существу сходным с ощущением. Если бы в самом «фундаменте матери

Естественнонаучные представления о сознании
Понятие сознания предполагает разграничение естественнонаучных и философских представлений о нём. Современное естествознание (физиология высшей нервной деятельности, биохимия, биофизика и др.) и ря

Сущность и основные характеристики сознания
Человеческое сознание – это информационная программа, управляющая человеческой деятельностью. Его качественная специфика определяется переходом человека к новой – социальной – форме существования.

Темы рефератов
1. Проблема саморефлексии и самовоспитания. 2. Концепции происхождения сознания. 3. Загадки гениальности. 4. Идеальность сознания. 5. Сознание и речь. &

Диалектика и её альтернативы
1. Понятие диалектики и метафизики. 2. Разнообразие альтернативных методов. 3. Диалектика как наука. 4. Закон единства и борьбы противоположностей. 5. Закон взаи

Разнообразие альтернативных методов
  Софистика. Альтернативами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика (от греческого — соображение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики)

Диалектика как наука
  Диалектика как наука – сложная система, элементами которой являются ее принципы, категории и законы. Принципы - это основные, исходные положения, основополагающие понятия,

Закон единства и борьбы противоположностей
  Закону единства и борьбы противоположностей принадлежит центральное место в системе материалистической диалектики. Связано это с тем, что данный закон отвечает на главный воп

Виды противоречий
1. Внутренние и внешние (исходя из места занимаемого в системе). Внутренние противоречия - это взаимоотношения между противоположными сторонами данного предмета или явления (это взаимодействие межд

Метафизическое истолкование закона единства и борьбы противоположностей.
Это истолкование находит проявление в двух теориях: теории равновесия и теории конфликта. Рассмотрим эти теории. Основные положения теории равновесия: 1. Равновесие абсолютно, бор

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания указывает направление развития, отвечает на вопрос, куда идет развитие . Рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, мы выяснили что источником ра

Типы отрицания
I) механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (исходя из форм движения материи); 2) деструктивное и конструктивное отрицание (исходя

Уровень
1. К основным принципам диалектики относятся: а) принцип всеобщей взаимной связи; б) принцип веры в авторитеты; в) принцип независимости явлений.

Уровень
1. Иллюстрацией закона взаимоперехода количественных и качественных изменений могут послужить: а) многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в дру

Проблема познания в философии
Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования т

Чувственное и рациональное познание
  Чувственное отражение. Познание человеком мира начинается с чувственного контакта с ним, с «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувственное отражен

Практика как специфически человеческий способ освоения мира
Практическая деятельность в человеческом обществе, в отличие от процесса жизнедеятельности в животном царстве, определяется не биологическими факторами, а исторически выработанным соответствующим с

Проблема истины в философии
Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания. Все философские направления и школы старались сформулировать свое понимание истины. Классическое определение истины дал Аристотель, определи

Уровень
1. Раздел философии, который занимается изучением проблемы познания: а) онтология; б) гносеология; в) феноменология; г) логика.

Уровень
1. Найдите ошибочное высказывание: а) чувства не имеют границ; б) чувства относительны, часто изменчивы; в) не дают критерия разграничения существенного

Понятие общества и природной среды, их единство и различие
Из ранее рассмотренного материала мы знаем, что общество возникает не вне­запно, а является результатом всего предшествующего развития материи. В основе выделения человека из природы был труд, совм

Географическая среда - необходимое условие общественного развития
Рассматривая взаимодействие общества и природы, мы природу понимали в широком смысле слова, т.е. понимали под природой объективную реальность. Однако общество взаимодействует не со всей объективной

Народонаселение - предпосылка и субъект исторического процесса
Кроме географической среды, естественным условием возникновения и разви­тия общества является существование живых человеческих индивидов, с их опреде­ленной телесной организацией. В отличие от геог

Понятие материального производства и его структура
Ранее мы выяснили, что общество в своем развитии проходит ряд этапов, названных общественно-экономическими формациями, раскрыли струк­туру общественно-экономической формации, указав на основные и н

Базис и надстройка
Кроме способа производства, к числу важнейших элементов структуры обще­ственно-экономической формации мы отнесли еще базис и надстройку. Почему? Почему нельзя все объяснить способом производства и

Социальная структура общества
Материальная сфера жизнедеятельности, как мы видим, определяет все ос­тальные сферы и, прежде всего, социальную. К рассмотрению этой сферы мы и пе­реходим. Необходимость этого перехода определяется

Общественно-экономические формации как ступени исторического развития.
2. Понятие материального производства и его структура. 3. Социальная структура общества. Термины, которые необходимо запомнить:общественно- экономическая формация

Сущность духовной жизни общества
Противоречивый процесс развития общественных отношений, возрастание роли субъектов этих отношений, человека, личности предопределяет необходимость поиска оптимальных путей функционирования, обогаще

Обыденное и теоретическое сознание
  Общественное сознание – это чрезвычайно сложное явление, которое имеет динамическую, сложную структуру, которое предопределяется структурой общественного бытия. Одним из элементов с

Общественная психология и идеология
Важными элементами структуры общественного сознания являются общественная психология и идеология. Общественная психология представляет собой совокупность взглядов, чувств, эмоций, располож

Формы общественного сознания
  Мы выяснили сущность и структуру общественного сознания. Рассмотрим теперь основные формы общественного сознания, процесс и особенности их формирования и развития в современных усло

Особенности духовной культуры общества
Чрезвычайно важным элементом духовной жизни общества, наряду с общественным сознанием, является духовная культура. Духовная культура, в широком смысле слова – это разнообразный опыт жизнед

Формы общественного сознания.
5. Особенности духовной культуры общества.   Термины, которые необходимо запомнить:духовность, духовное производство, общественное бытие, общественное сознан

Человек как предмет философии
Изменчивость взглядов на сущность человека.История философии полна различных концепций сущности человека. В ан­тичной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть

Личность и общество
  В первобытном обществе человек еще фактически не выделяет себя из кол­лектива, он слит с ним. Это первоначальное примитивное единство человека и кол­лектива является следствием нера

Понятие ценности в философии. Ценность, оценка, ценностная ориентация
  Проблема ценности уходит своими корнями в далекое прошлое. Так, Демокрит, считал, что «благо», «красивое» - это то, что присуще природе. Людям же в их стремлении надо лишь следовать

Общественный прогресс. Социальное прогнозирование
  1. Понятие общественного прогресса и его критерий. 2. Источники, движущие силы и типы общественного прогресса. 3. Глобальные проблемы современности. 4. По

Понятие общественного прогресса и его критерий
Продолжительное время в философской и социологической литературе общественный прогресс рассматривался, преимущественно, как прогресс материального производства, в границах которого человек существо

Источники, движущие силы и типы общественного прогресса
При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что противоречие есть источником всякого развития. Следует заметить, что в решении вопроса об источнике общественного прогресса среди исследов

Глобальные проблемы современности
  Как уже отмечалось, с дальнейшим усилением взаимосвязей между всеми сферами жизнедеятельности не только в отдельных странах, но и во всем мире, с развитием интеграционных процессов

Понятие социального предвидения и прогнозирование будущего
  Проблемы будущего и его предвидение принадлежит к тем "вечным" темам, интерес к которым закономерно возрастает по мере общественного прогресса. Еще в старину люди

Уровень.
1.Исключите неправильные высказывания: человечество- это: А.Часть биосферы; Б.Единство по физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристи

Главная цель прогнозистов
А. Анализ альтернатив деятельности, хода и исхода глобальных процессов; Б. Учет иррациональных проявлений. 7. Выделите утверждения, которые характеризуют научно-техническу

Понятие культуры
В процессах развития общества, в их философском осмыслении особое место принадлежит культуре. Именно она есть первоисточником и вершиной человеческих действий, условием достижений человечества и вм

Типология культуры
Существуют разные типы культур, их конкретное содержание и специфические черты определяются общественно-экономическими формациями, в которых эти культуры существуют, социально-экономическими отноше

Понятие цивилизации
  Общепризнанное употребление понятия «цивилизация» используется для определения более высокого уровня развития общества, которое приходит на смену его восходящему состоянию (варварст

Тест: Культура и цивилизация
1. «Культура» происходит от: 1. лат. «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «обработка»; 2. «почитание» (друиды) и «свет», «огонь» (Древний Вост

Вопросы для подготовки к итоговым модульным контрольным работам
Содержательный модуль «Религиоведение» 1. Религиоведение как гуманитарная наука. 2. Основные элементы религии. 3. Социальные функции религии. 4.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги