рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие ценности в философии. Ценность, оценка, ценностная ориентация

Понятие ценности в философии. Ценность, оценка, ценностная ориентация - раздел Социология, Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий   Проблема Ценности Уходит Своими Корнями В Далекое Прошлое. Та...

 

Проблема ценности уходит своими корнями в далекое прошлое. Так, Демокрит, считал, что «благо», «красивое» - это то, что присуще природе. Людям же в их стремлении надо лишь следовать требованию естества, т.е. ценность здесь объек­тивна и дана человеку в качестве стремления к наслаждению. Но если все, что при­носит удовольствие ценно, то тогда главное - погоня за удовольствием. Стремле­ние к удовольствию не является основой для общего согласия людей, так как каждому приятно свое. А ценность должна быть единой. Ценность - это то, что возвышенно, а неограниченное стремление к удовольствию - низменно. Далее Демокрит говорит, что надо принимать лишь те удовольствия, которые связаны с прекрасным, полез­ным, нравственным, т.е. получалось, что человек должен бы еще свои стремления оценить с помощью рассудка. Но ведь рассудок велит на основе законов природы? Как быть? В конце концов, Демокрит отходит от этого подхода, который носит ярко выраженный натуралистический характер, и делает ценность чем-то самодовлею­щим.

Следующий этап в развитии проблемы ценностей - средневековье. Здесь цен­ности переносятся на небеса. Возвышенное – в Боге, о человеке же говорилось как о чем-то ничтожном.

В Новое время возрождается натуралистический подход. Человек рассматри­вается как часть природы. Он должен следовать законам природы, которые находят­ся в нем, чтобы достичь свободы. Так как «прекрасное», «доброе» в природе, то, устра­нив все плохое с пути человека, человек, руководствуясь своей природой, станет нравственным. Раскрыть его природу - значит обосновать ценности.

Дальнейшее развитие проблемы ценностей мы находим у Канта в его этике. Он выступает с критикой натуралистической концепции нравственности. Он счита­ет, что естественное стремление человека к счастью чаще толкает его на амораль­ные поступки и, следовательно, не делает его нравственным. Но это стремление у него есть. Следовательно, нравственным он может стать, подавляя в себе природное, подчиняясь долгу. При этом моральные законы исходят не из этого мира, а из долж­ного, оторванного от действительности.

Особый интерес проблема ценностей начинает приобретать в 60-е годы XIX в. В это время, собственно, появляется и само понятие ценности (Г. Лотце). В начале XX в. уже оформляется особая наука о ценностях - аксиология. Проявление инте­реса к этой проблеме связано с необходимостью разрешить противоречие между личностью и обществом, контуры которого уже четко обозначились к тому времени. Вера в просвещенный разум, провозглашенная нарождающейся буржуазией с раз­витием капиталистических общественных отношений, пришла в противоречие с действительностью. Начало распространяться мнение, что личность больше не яв­ляется активным агентом деятельности, что она утратила свою первоначальную са­мостоятельность и теперь всецело подчинена обществу. Взамен подавленному част­ному интересу, общество предоставляет личности набор ролей. Индивидуализм пе­рерастает в свою собственную противоположность - конформизм. Безликий испол­нитель - вот тип современного человека. В моральном плане это означает, что лич­ность утрачивает ответственность за свою судьбу и за последствия собственных по­ступков. Но у человека есть еще сугубо личное, которое не согласуется с тем, что задается обществом. Получается саморазорванность, которая, по мере движения ка­питалистического общества вперед, становится все ощутимей. Но человек должен всегда исходить из своей собственной природы, он должен повиноваться своей со­вести. Но как избавиться в таком случае от этой саморазорванности? Вот тут-то и всплывает проблема ценностей. Построение системы ценностей должно стать той панацеей, которая разрешит возникшее противоречие и тем самым даст возмож­ность личности обрести себя. В западной философии существует целый ряд таких систем. Однако истолкование ценностей в них носит в основном либо объективно-идеалистический, либо субъективно-идеалистический характер. В первом случае ценность понимается как нечто ирреальное, существующее вне пространства и вре­мени, как то, что должно быть и чем личность должна руководствоваться в своей деятельности (неокантианство В. Виндельбанда и Г. Риккерта; феноменология Н. Гартмана и М. Шелера; интуитивизм Д. Мура и т.д.). Во втором случае ценности- это субъективное отношение человека к реальному миру, проекция на мир эмо­ционального расположения, продукт человеческого произвола, не поддающегося рациональному анализу (неопозитивизм Б. Рассела, Р. Карнапа, А. Айера). В обоих случаях ценности нельзя логически соотнести с данными науки, обосновать рацио­нально.

Есть еще и третья точка зрения, которую можно рассматривать, как попытку сгладить крайности двух предшествующих. Это так называемый натурализм Р. Пер­ри. Ценности здесь выводятся из природы человека, они являются проявлением ин­тереса. Однако, выводя ценности из потребностей и интересов людей, Перри не объ­ясняет, чем обусловлены сами эти потребности и интересы. Поэтому его призыв к единству через гармонизацию интересов носит утопический характер.

Указанные теории не решают поставленной перед собой задачи, так как не вскры­вают действительных причин, порождающих антагонизм общества и личности. Ис­кусственным построением системы ценностей невозможно снять противоречия, ко­торые обусловлены объективными экономическими причинами.

Маркс восстановил тезис классической буржуаз­ной философии о единстве субъекта и предметного мира, но понимал его не как французские материалисты или Гегель. Человек - не часть природы или ступенька в развитии универсальной необходимости мироздания. Человек в отношении к миру выступает как практически-деятельное существо, преобразующее природу в своих целях по ее законам. Маркс отмечает, что носите­лем, источником ценности является материальный мир, а люди только открывают в нем ценности для себя.

Проблема ценностей тесно связана с проблемой познания, однако не сводится к ней. Это объясняется тем, что человек не просто познает окружающий мир, фик­сируя в своем сознании предметы и явления этого мира, а и оценивает их, не просто определяет их данность, а и выясняет их применимость, полезность для себя. При этом он исходит из своих потребностей и интересов. Познание, ставящее своей це­лью лишь познание, лишено смысла. Человек не столько познает окружающий мир, сколько определяет значимость его для себя, чтобы правильно в нем ориентироваться, с пользой для себя использовать познанные его законы. Поэтому в акте оценки всегда стоит вопрос - для чего? для какой цели? Вне человека предметы и явления лишены ценности, они мертвы. Причем человек выделяет не всякую значимость, а лишь положительную, т.е. ту, которая представляет непосредственную ценность. Следовательно, как мы видим, для «получения» ценности необходимо, с одной сто­роны, наличие определенных предметов и явлений (носителей ценности), а с другой - человека с его потребностями и интересами (субъекта оценки), открывающего в этих предметах и явлениях ценности для себя. Вне субъектно-объектных отношений никаких представлений о ценностях возникнуть не может.

Таким образом, ценность - это материальные и духовные объекты, которые удовлетворяют потребности и интересы субъекта.

Но дать определение ценности, выяснив, что она собой представляет, еще не­достаточно для того, чтобы сказать, истинна она или нет. Ведь то, что является цен­ным в одних условиях, не ценно в других; то, что ценно для одного человека, лишено ценности для другого. Несовпадение ценностей имеет место между лич­ностью и обществом, а также системами с различным общественным устройством. Что же является критерием ценности? При сравнивании индивидуальных ценностей таким критерием будет являться подход с позиции того или иного класса. При срав­нении же классовых ценностей - общечеловеческий подход. А поскольку общече­ловеческий подход связан с тем, что соответствует всестороннему развитию лично­сти, т. е., иначе говоря, прогрессу в целом, то, следовательно, к истинным мы будем относить те ценности, которые соответствуют прогрессивному развитию общества.

Понятие ценности образуется в результате оценки предмета или явления чело­века. Однако из этого не следует делать вывод, что оценка - это что-то чисто субъ­ективное. Да, оценка, действительно исходит от субъекта, но субъект, во-первых, не просто исходит из своих потребностей и интересов, а соотносит их с «возможностя­ми» объекта, а, во-вторых, сам акт оценки осуществляется через соотнесение оцени­ваемого с определенными нормами и правилами, существующими в обществе. Сле­довательно, субъективные и объективные моменты здесь налицо. Поэтому при рас­смотрении оценки надо исходить из ее субъективно-объективного характера на основе субъективного, в отличие от ценности, представляющей субъективно-объективное на основе объективного. Отличие же ценности от оценки состоит в том, что если ценности - это вещи и мысли, то оценка - лишь мысль.

Проблема ценностей - это социальная проблема, потому что о ценностях можно говорить лишь в обществе и для общества. Вне общества есть предметы и явления объективной действительности. Человек оценивает эти предметы и явления, указывает на их ценность или неценность. При достаточно частых повторениях од­них и тех же оценок они приобретают устойчивость. И если при этом они не проти­воречат обществу и его развитию, то закрепляются им, приобретая форму опреде­ленных правил и норм, которыми личность должна руководствоваться в своей дея­тельности, соизмеряя с ними свои поступки. Подобную ориентацию на устойчивые ценности называют ценностной ориентацией.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры лич­ности. Этот компонент представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются мно­гие жизненные вопросы. Поэтому обществу не безразлична направленность лично­сти. В связи с этим оно через соответствующую систему воспитания прививает личности выработанные им ценности, ориентация на которые гарантирует его нор­мальное функционирование. Для каждой системы общественного развития харак­терна своя система ценностей. Но, будучи различными, ценности, тем не менее, не являются раз и навсегда данными для данной системы. Каждая эпоха вырабатывает свои ценности. Кроме характерных для каждой эпохи и общественных систем ценностей, существуют также и общечеловеческие ценности (Свобода, Братство, Равен­ство, Счастье, Мир и др.).

 

Семинарское занятие «Проблема человека в философии. Личность и общество. Ценности и их роль в жизни общества и человека»

 

1. Человек как предмет философии.

2. Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид»,«личность».

3. Личность и общество.

4. Понятие ценности в философии. Ценность, оценка, ценностная ориентация.

 

Термины, которые необходимо запомнить:человек, личность, индивид, ценности, социальные качества человека, тип личности,

 

Проблемно-поисковые вопросы:

1. В чем, по Вашему мнению, заключается сущность человека?

2. Какие из современных взглядов на человека максимально отражают его сущность? Свой ответ аргументируйте.

3. Какие черты личности превалируют у современного человека?

4. Может ли человек оторваться от влияния общества?

5. Какой смысл вкладывается в слово «интеллигенция»?

6. Почему проблему ценностей следует рассматривать как социальную проблему?

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий

Введение Содержание программы курса Философия... Введение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие ценности в философии. Ценность, оценка, ценностная ориентация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Содержательный модуль 1.1: Религиоведение
1.1.1 Религия как социальное явление. Эволюция и типы религий Религиоведение как наука. Концепции возникновения религии. Структура религии и ее функции. Классификации религий.

Содержательный модуль 2.1: История развития философской мысли.
2.1.1. Философия Древнего мира. Мифо-религиозно-философские системы Индии. Этико-философские представления Китая. Античная философия. 2.1.2. Философия Средних веков, Во

Содержательный модуль 2.2: Онтология. Гносеология
2.2.1. Материя и сознание как основные философские категории. Бытие, материя, сознание, субстанция. Пространство, движение и время как атрибуты материи. Сознание как форма отражения

Рекомендации для самостоятельной работы
  Материал данного пособия затрагивает объяснение сложных и проблемных вопросов, дополняется материалом, не вошедшим в лекционный цикл, привлекает новые идеи и разработки в системе фи

Критерии
оценки знаний по курсу и модулям «ФИЛОСОФИЯ»   Параметры Оценка ответа в баллах Зачтено А Зачтено

Религиоведение как наука и учебная дисциплина
Каждый человек в процессе своей жизни стремится к достижению своей главной цели, своего собственного смысла жизни. Теолог и философ средневековья Фома Аквинский утверждал: «В каждой душе живет стре

Историческое направление–изучает историю возникновения, эволюцию, взаимовлияние и взаимосвязь отдельных религий, религиозных верований и культов.
  Структура религиоведения.Как наука религиоведение включает в себя отдельные области гуманитарного знания, которые объединяются в единую структуру, а именно:

Определение религии и взгляды на религию в обществе
  Религия как общественное явление. На современном этапе жизни каждого человека и жизни общества в целом религия, как явление, становится стойким социальным институто

Основные религиоведческие концепции и их характеристика
  Восприятие религии зависит от отношения не столько к самой религии, сколько от определения того, что происходит вокруг нас в природе и в обществе. Обратимся к общим концепциям о сущ

Проблемно-поисковые вопросы
1. Чем обуславливается потребность в такой науке как религиоведение? 2. Что такое религиоведение? 3. Назовите структурные части религиоведения? 4. Что является предметом

Темы рефератов
1. Религия как предмет научного исследования. 2. Возникновение и развитие науки о религии. 3. Религиозность и ее социологическое изучение. 4. Верующие и их типы.

Ранние и родоплеменные формы религии
  К наиболее распространенным ранним религиозным формам относятся: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм. Анимизм (от лат. аnіmа – душа, дух) – это вера в духов

Национальные религии
Становление классового общества и преобразования в первобытных взаимоотношениях требовали не только изменений экономических и социальных, но также и идеологических. Трансформации происходили, прежд

Тест: Мифо-религиозные представления в древнем мире.
  1 Найденные наскальные рисунки с изображением полулюдей-полуживотных иллюстрируют: а) тотемизм; б) фетишизм; в) анимизм.

Буддизм
  Возникновение буддизма.Буддизм возник в VI веке до н.э. в Индии, чему способствовали разнообразные причины развития индийского общества, его культуры и религиозных

Христианство
Возникновение христианства. Термин «христианство» (от греч. Христос – Помазанник, Мессия) объясняется в новозаветном тексте (Деяния апостолов, 11:26). Это слово образованно на осно

Проблемно-поисковые вопросы
1. Что оказывало содействие появлению и расцвету буддизма в Древней Индии? 2. Что привлекательного содержит в себе учение Будды? 3. Что Вы понимаете под нирваной, сансарой и кармо

Темы рефератов
1. Учение буддизма о сущности бытия. 2. Космологические взгляды буддистов. 3. Обрядность и духовенство в буддизме. 4. Сущность учения о сансаре. 5. Особенности л

Причины распространения новых религиозных течений в Украине
  Вспышка в умонастроениях населения Украины отчаяния, вызванная переходными и кризисными явлениями и тенденциями, привлекает нетрадиционные для наших территорий мистико-иррационалист

Неорелигиозные направления, имеющие распространение в Украине
Неохристианство – возникает в рамках традиционного христианства с целью приближения его к требованиям времени, чаще под влиянием протестантских ц

Свобода совести в Украине и ее законодательно-правовая реализация
Свобода совести как социальная ценность. Свобода совести признается одной из главных общечеловеческих ценностей, которая соотносится с основами бытия человека. Свобода совести пред

Реализация принципов свободы совести в современной Украине
Чтобы свобода совести действительно могла быть осуществлена, разработаны специальные международные юридические акты: · Декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на

Проблемно-поисковые вопросы
1. Как Вы думаете, почему в наше время продолжается процесс религиозных поисков? 2. Какое содержание и формы имеет христианская нетрадиционность? 3. Покажите особенности новых ори

Темы рефератов
1. Новые религиозные течения в Украине. 2. Особенности неорелигиозных процессов в Украине. 3. Неохристианство и его проявления в обществе. 4. Современные восточные мистич

Материальная действительность и процесс её познания
Познание есть процесс отражения в сознании человека окружающего мира. В процессе познания мы движемся от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Чувственное познание предшес

Законы логики и законы других специальных наук
Законы логики связаны с законами других специальных наук. Между ними есть как сходство, так и различие. Сходство проявляется в том, что эти законы имеют объективный характер, а также в том, что исп

Логика формальная и логика диалектическая
Говоря о формальной логике необходимо отметить, что её правила, методы и законы применяются к мыслям о предметах как качественно определённых, т.е. мы при рассуждении о предметах отвлекаемся от вре

Понятие о логическом законе
Мышление как отражение объективного мира в сознании человека протекает не хаотично, а закономерно. Логическое мышление подчиняется двум видам законов: законам диалектики и законам формальной логики

Закон тождества
Всё, что существует вне нашей мысли и что может быть предметом мышления, обладает свойством определённости. Каждый предмет есть, прежде всего, определённый предме

Закон исключённого третьего
Закон непротиворечия, как мы выяснили, устанавливает, что из двух несовместимых суждений одно необходимо ложное. Вопрос о втором суждении остаётся открытым: оно может быть истинным, но может быть и

Закон достаточного основания
Всякое свойство предмета, отличающее этот предмет от всех других предметов, существует в данном предмете не само по себе, но лишь потому, что существует нечто такое, чем это свойство обуславливаетс

Сущность понятия
Слово понятие происходит от глагола понимать. Понятие – это основная единица структуры человеческого мышления. Всякое понятие (понимание) есть мысль о признаках предмета. Признаком предмета называю

Виды понятий
Человеческое мышление создало необычайное богатство понятий. Как богатство и многообразие явлений действительности делало и продолжает делать необходимым для науки (биологии, геологии, астрономии)

Отношения между понятиями
Между предметами одновременно существует и сходство, и различие. Так же обстоит дело и с понятиями об этих предметах. Поэтому одним из важных вопросов логики является вопрос об отношении между поня

Обобщение и ограничение понятий
  Часто в практике нашего мышления приходится от понятия одного объёма переходить к понятию другого объёма, составляющего лишь часть объёма исходного понятия. Так, зная, что какой-то

Определение понятия
  Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением или дефиницией. Поскольку содержание представляет собой совокупность существенных признаков пр

Правила явного определения
Определение понятий опирается на ряд правил, которые надо соблюдать во избежание ошибок: 1. Определение должно быть соразмерным. Это правило требует, чтобы объём определяемого пон

Деление понятий
При изучении какого-либо понятия встаёт задача раскрыть его объём. Логическая операция, раскрывающая объём понятия, называется делением. В операции деления надо различать делимое понятие, т.е. поня

Правила деления
1. Деление должно быть соразмерным. При делении должны быть перечислены все виды делимого понятия. Если будет пропущен хотя бы один член деления, то деление будет неполным. Если же будут у

Логические отношения между суждениями
Отношения между простыми суждениями.Два любых суждения по их логической форме могут быть сравнимыми или несравнимыми. Несравнимыми называют суждения, в которых различны субъекты ил

Понятие умозаключения и его виды
Большую часть знаний мы получаем с помощью рассуждений, т.е. путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредствованными или вы

Индуктивные умозаключения
Наряду с дедукцией важное значение в познании принадлежит индуктивным умозаключениям. Индуктивным называют такое умозаключение, в форме которого протекает эмпирич

Аналогия
Способы логического перехода от известного к новому знанию не ограничиваются индукцией и дедукцией. Наряду с ними возможен и третий способ: логический переход от

Понятие доказательства и его структура
  Цель познания в науке и практике – достижение достоверного, объективно истинного знания, на основе которого возможно активное воздействие человека на окружающий мир с целью его прео

Опровержение
Помимо доказательства утверждений путем установления их истинности важное место в научной практике имеют и опровержения утверждений. Опровержение – это логическая операция, направленная на

Логические правила и ошибки по отношению к тезису доказательства
Доказательное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса. Первое из них – тезис должен быть логически определенным, ясным и точным; второе – запрещается изменять тезис в про

Проблема и её роль в познании
Научное исследование представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. С проблемы собственно и начинается научный поиск. Область проблем и область уже завершённого знания тесно связаны. Она

Гипотеза и её виды
Решение научной проблемы начинается с формулирования гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию п

Теория как система научных знаний
  Теория – это система основных положений, идей какой-либо отрасли науки, в которой обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Следовательно,

IV. Можно ли построить простой категорический силлогизм из следующих посылок (ответ в виде комбинаций цифр и букв)?
1. Все ананасы приятные на вкус. Картофель не ананас. 2. Некоторые металлы легче воды. Все металлы электропроводны. 3. Все люди мыслящие существа. Дерево не мыслит.

Предмет этики
Этика исследует мораль, является наукой о морали или нравственности. В обыденном языке «этика» и «мораль» обычно отождествляются и это вполне допустимо. В научных же рассуждениях этого дел

Мораль как социальное явление
  Что же определяет содержание морали? В чем состоит значение обязательности ее требований: объективно оно или субъективно? Всякая нравственность обусловлена социально-истори

Происхождение нравственности
Основы нравственной жизни закладываются в родовом обществе. Это простые правила общения, чувство общности, взаимоподдержки и др. Впоследствии, став привычкой, они воспринимаются как нечто само собо

Нравственность в рабовладельческом и феодальном обществах
  С переходом к рабовладельческим отношениям связан и переход к собственно нравственным отношениям. Родо-племенные нравы разрушаются двояким способом: либо нарушаются и заменяются нов

Буржуазная мораль: этапы ее развития
Переход к феодализму сопровождался формированием новой системы морали. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа – таковы глобальные требования буржуазной морали. (

Понятие и функции морали
  Моралью чаще всего называют идеально-теоретический уровень нравственного сознания. Мораль – это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра

Структура морали
  В различные исторические эпохи существуют разные структуры нравственного сознания. Тем не менее, можно говорить о некоторых общих чертах структуры морального сознания. Ее основными

Самоконтроля личности
Совесть – один из наиболее древнейших и интимно-личных регуляторов поведения человека. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность

Эстетическая деятельность и сферы её проявления
Термин эстетика вошел в обращение в середине XVIII века. Изобрел его немецкий философ Баумгартен для обозначения выделенного им нового раздела философии. Произвел он данный термин от греческого «эс

Понятие и структура эстетического сознания
Одним из наиболее распространенных способов восприятия действительности является эстетическое. Оно представляет собой отражение эстетических свойств действительности. Это особые чувства, вкусы, инт

Основные категории эстетики
1. Категории «эстетическое» и «художественное». 2. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. 3. Категории «трагическое» и «комическое». Категории «эстети

Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное
Прекрасное и безобразное в человеке.Говоря о красоте человека, мы имеем в виду прежде всего такую структуру его телосложения, духовного мира и поведения, которая раскрывает человеч

Предмет искусства
  Искусство – высшая форма эстетического освоения действительности, высшая так как в искусстве эстетическое – самоцель. Эстетическое требование человек предъявляет ко всему его окружа

Художественный образ
Формой, в которой искусство отражает действительность, является художественный образ. Образ этот идеален и возникает только в сознании воспринимающего и возникает он только благодаря произведению и

Социальные функции искусства.
1. Познавательно-преобразующая функция искусства. 2. Коммуникативная функция искусства. 3. Просветительная функция. 4. Воспитательная функция. 5. Гедонистическая

Познавательно-преобразующая функция искусства
Отражая действительность специфическим художественно-обобщенным способом, искусство преобразует и познает ее. Знания о мире и человеке, почерпнутые в области искусства, должны способствовать гармон

Коммуникативная функция искусства
Искусство как и язык принадлежит к разряду знаковых систем, служащих закреплению, хранению и передаче разного рода информации. И независимо от того, осознает тот или иной художник это или нет, расс

Просветительная функция
Речь идет прежде всего о том, что искусство несет в себе определенный род знания о жизни и тем самым играет роль важного способа просвещения и образования людей (из книг, кино, спектаклей мы узнаем

Воспитательная функция
И действительно, искусство дает нам не знание фактов и объективных закономерностей, а знание значений, знание ценности бытия, знание реальных связей мира и человека, оно заставляет нас, хотим мы то

Гедонистическая функция
Искусство во всех своих созданиях несет людям красоту, украшает их жизнь и служит источником глубоких эстетических радостей. Однако значение гедонистической функции искусства не исчерпывается этими

Вопросы к семинарским занятиям по этике и эстетике
Семинарское занятие «Этика как наука»   1. Предмет этики. 2. Мораль как социальное явление. 3. Происхождение нравственности. 4. Нр

Проблемно-поисковые вопросы
1. Проблема происхождения и природа морали. 2. Социальная сущность морали, её структура и элементы. 3. Специфика морали и её социальные функции. 4. Исторические типы мора

А.Справедливость Е. Солидарность
В. Тактичность G. Корректность С. Простота Н. Тщеславие D. Гуманизм I. Честолюбие F. Коллективизм К. Деликатность 21. Выберите соответствие данных особен

Выберите соответствие видов искусства его синтетическим группам.
1.Скульптуру 5.Живопись 2.Музыку6.Цирк 3.Архетиктуру7.Театр

Философия: круг её проблем и роль в обществе
  1. Исторические типы и формы мировоззрения. 2. Основной вопрос философии и две его стороны. 3. Философия и частные науки, их соотношение.  

Исторические типы и формы мировоззрения
Мировоззрение присуще каждому человеку. Это та грань, которая отделяет человека от животного. Поскольку мировоззрение - это мировоззрение человека, а человек - это общественное существо, т

Основной вопрос философии и две его стороны
Ядром научного мировоззрения является философия, которая формирует теоретические основы мировоззрения через правильное решение вопроса о соотношении бытия и мышления. Этот вопрос в философии являет

Философия и частные науки, их соотношение
Прежде всего следует отметить, что действительно и философия, и другие науки изучают материальный мир, т.е. для философии и целого ряда наук „объект изучения” общий. В чем же тогда различие? А разл

Функции философии
Как мы выяснили философия - мировоззренческая наука. Именно этим и опре­деляются ее функции в познании и практике. Т.е. основная и определяющая функ­ция философии - мировоззренческая. Реализует себ

Что можно определить как предмет философии?
а) наиболее общие законы развития общества и природы б) природа во всем ее многообразии в) взаимодействие человека и мира г) общество и его развитие 6. Ф

Философия Древнего мира
Появление рабовладельческого общества связано с пе­реходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледе­лию, оседлому образу жизни, к моногамии и патриархату, от кровнородственных связей к те

Средневековая философия
В средневековье, когда утверждаются феодальные от­ношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится, можно сказать, слу­жанкой богословия. Она сохран

Философия Нового времени
  Развитие капитализма, рыночных отношений в недрах феодального общества и связанный с ним бурный подъем науки и техники в Европе явились основой, на которой формиро­вался и получал с

Возникновение марксистской философии и её дальнейшая эволюция
Марксистская философия явилась преемницей предшествующих ей концепций, одновременно она ознаменовала собой существенное приращение нового знания, значительный прорыв в развитии не только европейско

Современная западная философия
  Современная философия на Западе предстает в виде множества различных течений, школ, учений, как правило, не имеющих какого-либо объединяющего начала. И все же в этом интеллектуально

Тест: Античная философия
  1. Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты? а) Сократ б) Аристотель в) Демокрит. 2. Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассу

Темы рефератов
1. Абеляр П.: Борьба здравого смысла с догматизмом в средневековой философии. 2. Диалог веры и разума как стержень взаимоотношений церкви и светской власти. 3. Номинализм и реализ

Темы рефератов
  1. Метафизический материализм и учение о государстве Т. Гоббса. 2. Материалистический рационализм и учение об аффектах Б. Спинозы. 3. Сенсуализм Д. Локка и его уче

Тест: Философия Нового времени
1. Стержнем теоретических споров Нового времени был вопрос о: а) определение первичности материи или сознания; б) определение источников человеческого познания;

Темы рефератов
  1. Этика Канта. 2. Антиномии Канта: знание или вера? 3. Проблема человеческой свободы в философии Фихте. 4. Натурфилософия и учение об интеллектуальной ин

Темы рефератов
1. Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. 2. Источники возникновения и развития марксизма. 3. Основные течения в марксизме в конце ХІХ в. и в ХХ в. 4. Марксистские

Темы рефератов
1. Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда. 2. Основные этапы развития позитивизма. 3. Проблема отчужденного человека в произведении А. Камю “Посторонний”. 4. Гермен

Генезис украинской философии
  Украинская философия времен Княжества формировалось в границах общей духовной культуры Киевской Руси. Она вобрала в себя и творчески преобразила религиозно-мифологические верования

Философия Киевской Руси
В X веке Киевское государство еще не имело единой религии. Языческие верования не содействовали объединению племен. Целостность государства обеспечивалась в основном военной силой. Князь Владимир п

Формирование черт украинской философии
Начиная с первых десятилетий своего становления и развития, украинская философия постепенно формирует свои особенности, кристаллизирует черты, характерные для нее на протяжении почти тысяче

Украинская философия в ХХ в.
До 1920 г. украинская философия развивалась в едином русле. Несмотря на разные школы, которые временами враждовали между собой, все-таки это была философия, не отделимая от украинского общества.

Темы рефератов
1. Основные черты украинского мировоззренческого менталитета и особенности украинской философии. 2. Становление философии украинского духа в Киево-Могилянской академии (И. Гизель, Ф. Проко

Тест: Философская мысль в Украине
1. В философской мысли древних славян тесно переплетены две тенденции: 1. Материалистическая и идеалистическая. 2. Диалектическая и метафизическая. 3. Ми

Философское понятие материи
  Нас окружает неисчислимое количество предметов, тел внешнего мира. Тем не менее это многообразие вещей предполагает наличие в них общего, сходного. Такой общей «основой» является су

Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи
  От философского понятия «материя», определение которого связано с признанием лишь свойства быть объективной реальностью, следует отличать современные представления о структуре и сво

Движение и его основные формы
Системные образования каждого структурного уровня материальной действительности находятся в сложном взаимодействии с другими процессами, явлениями. В связи с этим каждому структурному уровню, каждо

Единство мира
Есть в многообразии тел, процессов, явлений окружающего мира какая-то общность, единая основа? Диалектико-материалистическая философия, как уже было показано, решает этот вопрос положительно. Согла

Сознание, его происхождение и сущность
1. Взаимоотношение материи и сознания. 2. Сознание – высшая форма отражения действительности. 3. Естественнонаучные представления о сознании. 4. Сущность и основные харак

Сознание – высшая форма отражения действительности
Относительность противопоставления материи и сознания находит своё выражение в том, что вся материя обладает свойством отражения, по существу сходным с ощущением. Если бы в самом «фундаменте матери

Естественнонаучные представления о сознании
Понятие сознания предполагает разграничение естественнонаучных и философских представлений о нём. Современное естествознание (физиология высшей нервной деятельности, биохимия, биофизика и др.) и ря

Сущность и основные характеристики сознания
Человеческое сознание – это информационная программа, управляющая человеческой деятельностью. Его качественная специфика определяется переходом человека к новой – социальной – форме существования.

Темы рефератов
1. Проблема саморефлексии и самовоспитания. 2. Концепции происхождения сознания. 3. Загадки гениальности. 4. Идеальность сознания. 5. Сознание и речь. &

Диалектика и её альтернативы
1. Понятие диалектики и метафизики. 2. Разнообразие альтернативных методов. 3. Диалектика как наука. 4. Закон единства и борьбы противоположностей. 5. Закон взаи

Разнообразие альтернативных методов
  Софистика. Альтернативами диалектики являются софистика и эклектика. Софистика (от греческого — соображение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики)

Диалектика как наука
  Диалектика как наука – сложная система, элементами которой являются ее принципы, категории и законы. Принципы - это основные, исходные положения, основополагающие понятия,

Закон единства и борьбы противоположностей
  Закону единства и борьбы противоположностей принадлежит центральное место в системе материалистической диалектики. Связано это с тем, что данный закон отвечает на главный воп

Виды противоречий
1. Внутренние и внешние (исходя из места занимаемого в системе). Внутренние противоречия - это взаимоотношения между противоположными сторонами данного предмета или явления (это взаимодействие межд

Метафизическое истолкование закона единства и борьбы противоположностей.
Это истолкование находит проявление в двух теориях: теории равновесия и теории конфликта. Рассмотрим эти теории. Основные положения теории равновесия: 1. Равновесие абсолютно, бор

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания указывает направление развития, отвечает на вопрос, куда идет развитие . Рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, мы выяснили что источником ра

Типы отрицания
I) механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (исходя из форм движения материи); 2) деструктивное и конструктивное отрицание (исходя

Уровень
1. К основным принципам диалектики относятся: а) принцип всеобщей взаимной связи; б) принцип веры в авторитеты; в) принцип независимости явлений.

Уровень
1. Иллюстрацией закона взаимоперехода количественных и качественных изменений могут послужить: а) многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в дру

Проблема познания в философии
Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования т

Чувственное и рациональное познание
  Чувственное отражение. Познание человеком мира начинается с чувственного контакта с ним, с «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувственное отражен

Практика как специфически человеческий способ освоения мира
Практическая деятельность в человеческом обществе, в отличие от процесса жизнедеятельности в животном царстве, определяется не биологическими факторами, а исторически выработанным соответствующим с

Проблема истины в философии
Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания. Все философские направления и школы старались сформулировать свое понимание истины. Классическое определение истины дал Аристотель, определи

Уровень
1. Раздел философии, который занимается изучением проблемы познания: а) онтология; б) гносеология; в) феноменология; г) логика.

Уровень
1. Найдите ошибочное высказывание: а) чувства не имеют границ; б) чувства относительны, часто изменчивы; в) не дают критерия разграничения существенного

Понятие общества и природной среды, их единство и различие
Из ранее рассмотренного материала мы знаем, что общество возникает не вне­запно, а является результатом всего предшествующего развития материи. В основе выделения человека из природы был труд, совм

Географическая среда - необходимое условие общественного развития
Рассматривая взаимодействие общества и природы, мы природу понимали в широком смысле слова, т.е. понимали под природой объективную реальность. Однако общество взаимодействует не со всей объективной

Народонаселение - предпосылка и субъект исторического процесса
Кроме географической среды, естественным условием возникновения и разви­тия общества является существование живых человеческих индивидов, с их опреде­ленной телесной организацией. В отличие от геог

Понятие материального производства и его структура
Ранее мы выяснили, что общество в своем развитии проходит ряд этапов, названных общественно-экономическими формациями, раскрыли струк­туру общественно-экономической формации, указав на основные и н

Базис и надстройка
Кроме способа производства, к числу важнейших элементов структуры обще­ственно-экономической формации мы отнесли еще базис и надстройку. Почему? Почему нельзя все объяснить способом производства и

Социальная структура общества
Материальная сфера жизнедеятельности, как мы видим, определяет все ос­тальные сферы и, прежде всего, социальную. К рассмотрению этой сферы мы и пе­реходим. Необходимость этого перехода определяется

Общественно-экономические формации как ступени исторического развития.
2. Понятие материального производства и его структура. 3. Социальная структура общества. Термины, которые необходимо запомнить:общественно- экономическая формация

Сущность духовной жизни общества
Противоречивый процесс развития общественных отношений, возрастание роли субъектов этих отношений, человека, личности предопределяет необходимость поиска оптимальных путей функционирования, обогаще

Обыденное и теоретическое сознание
  Общественное сознание – это чрезвычайно сложное явление, которое имеет динамическую, сложную структуру, которое предопределяется структурой общественного бытия. Одним из элементов с

Общественная психология и идеология
Важными элементами структуры общественного сознания являются общественная психология и идеология. Общественная психология представляет собой совокупность взглядов, чувств, эмоций, располож

Формы общественного сознания
  Мы выяснили сущность и структуру общественного сознания. Рассмотрим теперь основные формы общественного сознания, процесс и особенности их формирования и развития в современных усло

Особенности духовной культуры общества
Чрезвычайно важным элементом духовной жизни общества, наряду с общественным сознанием, является духовная культура. Духовная культура, в широком смысле слова – это разнообразный опыт жизнед

Формы общественного сознания.
5. Особенности духовной культуры общества.   Термины, которые необходимо запомнить:духовность, духовное производство, общественное бытие, общественное сознан

Человек как предмет философии
Изменчивость взглядов на сущность человека.История философии полна различных концепций сущности человека. В ан­тичной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть

Личность и общество
  В первобытном обществе человек еще фактически не выделяет себя из кол­лектива, он слит с ним. Это первоначальное примитивное единство человека и кол­лектива является следствием нера

Общественный прогресс. Социальное прогнозирование
  1. Понятие общественного прогресса и его критерий. 2. Источники, движущие силы и типы общественного прогресса. 3. Глобальные проблемы современности. 4. По

Понятие общественного прогресса и его критерий
Продолжительное время в философской и социологической литературе общественный прогресс рассматривался, преимущественно, как прогресс материального производства, в границах которого человек существо

Источники, движущие силы и типы общественного прогресса
При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что противоречие есть источником всякого развития. Следует заметить, что в решении вопроса об источнике общественного прогресса среди исследов

Глобальные проблемы современности
  Как уже отмечалось, с дальнейшим усилением взаимосвязей между всеми сферами жизнедеятельности не только в отдельных странах, но и во всем мире, с развитием интеграционных процессов

Понятие социального предвидения и прогнозирование будущего
  Проблемы будущего и его предвидение принадлежит к тем "вечным" темам, интерес к которым закономерно возрастает по мере общественного прогресса. Еще в старину люди

Уровень.
1.Исключите неправильные высказывания: человечество- это: А.Часть биосферы; Б.Единство по физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристи

Главная цель прогнозистов
А. Анализ альтернатив деятельности, хода и исхода глобальных процессов; Б. Учет иррациональных проявлений. 7. Выделите утверждения, которые характеризуют научно-техническу

Понятие культуры
В процессах развития общества, в их философском осмыслении особое место принадлежит культуре. Именно она есть первоисточником и вершиной человеческих действий, условием достижений человечества и вм

Типология культуры
Существуют разные типы культур, их конкретное содержание и специфические черты определяются общественно-экономическими формациями, в которых эти культуры существуют, социально-экономическими отноше

Понятие цивилизации
  Общепризнанное употребление понятия «цивилизация» используется для определения более высокого уровня развития общества, которое приходит на смену его восходящему состоянию (варварст

Тест: Культура и цивилизация
1. «Культура» происходит от: 1. лат. «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «обработка»; 2. «почитание» (друиды) и «свет», «огонь» (Древний Вост

Вопросы для подготовки к итоговым модульным контрольным работам
Содержательный модуль «Религиоведение» 1. Религиоведение как гуманитарная наука. 2. Основные элементы религии. 3. Социальные функции религии. 4.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги